Total war attila сильные фракции. Обзор Total War: Attila – противостояние десяти народов в период раннего средневековья

Именные части Total War в отличие от номерных всегда были адресованы больше фанатам серии, чем новичкам. Так было и с Alexander, который Македонский, и с Napoleon, который Бонапарт.

О

бычно The Creative Assembly в именных играх сосредоточивается на тонких материях, которые новобранцу не всегда видны и понятны. Одновременно разработчики прощупывают почву под нововведениями, которые планируются в следующий номерных частях, и подчищают наиболее страшные грехи прошлого. Attila в этом смысле является исключением и новшеством в логике развития серии.

На этот раз британцы решили не ковыряться в мелочах, а творить размашисто, крупными мазками. Не корпеть над исправлением ошибок, а просто замазать их новым слоем краски. В результате в Total War: Attila (возможно, впервые за всю историю серии) появились действительно разные фракции.

Гуляй, рванина!

Опытным стратегам наиболее интересной покажется кампания за гуннов, которые олицетворяют собой квинтэссенцию новой механики кочевого племени. Гунны начинают в довольно скромном положении двух-трех племен, не имеющих постоянного места жительства. Гуннам вообще не положено иметь городов и провинций: все, что они могут сделать после успешной атаки на поселение, - разграбить его или сжечь дотла. Взамен каменных фортификаций и капитального строительства гуннам достался комплект разборных конструкций, которые орда возводит во время стоянок. Стоянка - такой же режим любой гуннской армии, как быстрый переход, рейд или защищенный лагерь. Обычно орда встает на зимовку, когда плодородность земель снижается, и недостаток продовольствия приходится компенсировать бонусами зданий.

За это же время надо успеть построить что-нибудь полезное и восполнить ряды воинов, потому что по весне волей-неволей придется отправляться в поход. Экономика кочевников настроена так, что им постоянно не хватает денег. И тут уж выбора нет: либо грабь всех подряд, либо сиди с пустой казной. Сохранять добрососедские отношения при таком раскладе весьма затруднительно, хозяева провинций, которые вы будете периодически навещать, очень быстро начнут вас ненавидеть. Для особенно искусных дипломатов The Creative Assembly придумала отдельную подлянку: у гуннов имеется фракционная особенность, которая не позволяет другой фракции восполнять армии и растить города на тех территориях, где они присутствуют. Поэтому даже если ухитриться сидеть тихо и не отсвечивать, отношения все равно будут портиться автоматически.

В связи с этим единственно верной стратегией для гуннов является максимально быстрое накачивание военной мускулатуры и стремительное порабощение или уничтожение соседей с тем, чтобы обеспечить пространство для маневра. При этом крупные империи типа римлян или арабов поначалу лучше не трогать. До рождения собственно Аттилы (этому знаменательному событию будет посвящен отдельный ролик) лучше питаться подножным кормом, то бишь мелкими фракциями с одной-двумя провинциями, благо их в северной части карты предостаточно.

В плане военном и тактическом игра за гуннов тоже весьма специфическая. Основу армии составляет легкая конница, даже один-единственный отряд пехоты серьезно ограничивает мобильность войск на стратегической карте, что чаще всего смерти подобно. Управлять ордой конных стрелков и копейщиков с огромным натиском и мизерной броней - это отдельное искусство, особенно когда у вас полный стек из двадцати отрядов. Кружить вокруг противника, налетать на фланги и мгновенно отскакивать, не ввязываясь в длительные схватки, отвлекать AI одним отрядом и атаковать другим - все это требует недюжинных навыков. Ну, а когда приходит время брать хорошо укрепленные города, необходимость солидного полководческого опыта становится очевидной вдвойне. Ошибки в сражениях гуннам обходятся очень дорого: вместе с разбитой армией теряются и все постройки, возведенные данной ордой. Так что нужно побеждать в каждом бою. Ходов через сорок-пятьдесят оказывается, что постоянно появляться там, где тебя не ждали, сеять повсюду хаос и при этом самому оставаться собранным, организованным и целеустремленным - ни с чем не сравнимое удовольствие. Если удастся столько продержаться, конечно.

Спасайся, кто может!

Кочевые фракции помельче типа всяческих готов, вандалов, саксов и прочей частично романизированной гопоты находятся в крайне затруднительном положении. Оставаться на исконных землях им никак нельзя, поскольку начинающееся всеобщее похолодание снижает плодородность их земель, и еды не хватает ни на поддержание приличной армии, ни на развитие поселений до состояния хотя бы малых городов. Жить же в деревушках, имея в наличии пяток начальных копейщиков, смерти подобно -- придут гунны и закопают всех без каких-либо колебаний. Важнейшим стратегическим решением в такой ситуации является выбор направления миграции. И тут у всех ситуация разная. Если у саксов довольно широкое поле вариантов - от «переплыть Ла-Манш и навалять пиктам» до «вспомнить старые обиды и отправиться на Константинополь», то у тех же вандалов выбора практически нет: надо срочно двигать на юг, иначе голод и гунны прикончат вас за считанное количество ходов. Бросив землю предков, придется откочевать к границам бывшего Рима,и тут встанет новая дилемма: вступить в конфликт с римлянами или встроиться в их государственную систему. Совсем недавно возвращенная из небытия система противоборствующих религий снова стала определяющим фактором в политике и дипломатии, поэтому переть поперек доминирующей в регионе религии как-то не с руки. Кроме того, племена, принявшие греко-римский взгляд на божественное, получают на сдачу обновленный билд-лист зданий и юнитов, что, конечно, сильно облегчает жизнь. Все-таки позднеримская пехота - это вам не какая-нибудь толпа варваров с кольями и топорами наперевес. Тем же, кто выберет путь национальной идентичности и самоопределения, придется на собственной шкуре убедиться, что даже разделенный и ослабленный внутренними раздорами Рим все еще представляет собой мощную силу, противостоять которой в одиночку невозможно. Процесс переселения на новую родину у бывших вассалов Великой Империи происходит примерно так же, как и у гуннов, поскольку экономическая модель тут совершенно аналогичная. То есть по пути из старого дома к новому вы неизбежно наделаете себе врагов, с которыми придется потом разбираться. Совокупность всех этих обстоятельств делает процесс выживания каждого из племен неповторимым, так что, если вы придумали беспроигрышную стратегию для остготов, не надейтесь выкарабкаться таким же способом, играя за франков.

Моя сакля с краю

Оседлые империи юга больше подойдут новичкам и любителям государственного управления, прощелкивающим битвы на автоматическом расчете. Идеалом любителей спокойного дебюта, конечно, являются персы. Империя сасанидов уютно располагается в правом нижнем углу карты, окруженная сплошь доброжелателями и сателлитами. Состояние казны более чем приличное, армия достаточная, прямых угроз спокойствию и процветанию не предвидится. Не жизнь, а именины сердца.

С другой же стороны, возможностей для развития тоже практически нет: где-то далеко на севере мечутся какие-то кочевые голодранцы, с которых не будет никакого навару. На западе - Восточная Римская империя, главный торговый партнер и довольно мощный в военном отношении игрок. Воевать с ним, во-первых, разорительно: торговля дает большую часть дохода. Во-вторых, будущая Византия крепко стоит на ногах, и война с ней может превратиться в затяжной конфликт без ощутимых приобретений (как в реальности и случилось, кстати). А в-третьих, Суэцкого канала пока нет, так что перебрасывать войска из Персии в Средиземноморье хлопотно и долго. В результате игра за сасанидов вертится вокруг шпионажа, диверсий и попыток спровоцировать восстания у соседа в надежде скоренько отхватить мятежный регион, пока из глубины римских территорий не прибыли карательные легионы. Немало времени отнимет и возня с развесистым деревом родственников и прибившихся к королевской семье предприимчивых альфонсов.

Разработчики не просто вернули в игру правящую династию, но и существенно расширили эту часть игровой механики. Теперь всех без исключения принцев и принцесс можно не только женить-разводить или резать, но и целенаправленно продвигать к вершинам власти или наоборот - методично топить, оплачивая различные политические действия - от клеветы и слухов до браков с презираемыми всеми бастардами. Между тем благополучие государства требует отсутствия как выскочек, так и откровенных лузеров, так что кнут и пряник придется чередовать довольно часто.

Неторопливая и скрупулезная политическая игра на нервах римлян способна дать любителями теневой политики ощутимые бонусы. При хорошем раскладе персы вполне могут избежать столкновения с гуннами и значительно расширить свои владения за счет римлян, но для этого нужны железные нервы и точный расчет.

В сердце шторма

К описываемому в Total War: Attila историческому периоду Великий Рим раскололся на две части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. Восточная часть бывшего Рима со столицей в Константинополе располагает солидным экономическим базисом, что дает ей массу возможностей для экспансии. Однако если вы попробуете сыграть эту кампанию, то поймете, что главная ваша задача - ни во что не вмешиваться. На севере и западе творится сущий ад: там происходит великое переселение народов. Гунны и жестокие зимы гонят варваров на юго-запад, и они движутся постоянным потоком в опасной близости от ваших северных границ. На востоке незримой угрозой маячат персы, натянутая улыбка которых не в состоянии скрыть спрятанного за спиной кинжала. К западу от вас на глазах гибнет бывший Великий Рим. Вы находитесь прямо в центре этого хаоса, и надо любой ценой удержаться от втягивания в глобальный конфликт. В противном случае вас разорвут на части.

Ясно, что выполнение такой задачи требует тонкой дипломатии, умелого управления городским хозяйством и поддержания военной силы, достаточной для того, чтобы племена варваров опасались забредать на ваши земли, а персы - вступать в открытый конфликт.

Балансировать между излишне авторитарным правлением, чреватым народными волнениями, и чересчур вольным разгулом демократии, развращающим генералов и губернаторов провинций, было бы намного проще, если бы местная энциклопедия была хоть сколько-нибудь информативна. К сожалению, у разработчиков не нашлось времени и сил довести ее до ума, хотя справедливости ради надо сказать, что очень многие другие болезни Total War: Rome II в «Аттиле» искоренены. Причесан интерфейс, более-менее оптимизирован код, искусственному интеллекту возвращен уровень IQ человекообразной обезьяны. А вот справка по юнитам, зданиям и дипломатии так и осталась настолько невнятной, что даже назначение многих кнопок приходится вычислять экспериментальным путем.

Что касается экономики городов, которую сильно перелопатили в Rome II и за которую «второму Риму» от нас в свое время здорово влетело, то она прошла несколько циклов тонкой настройки и стала намного более взвешенной. Теперь баланс между прибыльностью провинции, ее продовольственной безопасностью, довольством настроения и санитарным состоянием стал много тоньше, отчего в поле зрения правителя стали попадать вещи, которые раньше просто не было нужды замечать: например, бонусы и пенальти от конкретных времен года. Осень была сытной, а лето прибыльным и в Rome II , но там на это было плюнуть и растереть, а в Attila экономическая система заставляет подбирать любые крохи.

В сумме все вышеперечисленное дает тот самый стиль игры за Восточную Римскую империю, который впоследствии выделится в отдельную идеологию и получит название «византийство».

Шеф, все пропало!

Тот, кто рискнет выбрать Западную Римскую империю, окажется в положении завхоза старой «хрущевки». Все валится из рук, трубы текут, касса взаимопомощи украдена, охрана разбегается, жильцы строчат кляузы или митингуют во дворе, а на чердаке завелись какие-то бомжи. В довершение всего, на соседней улице объявился уголовный авторитет, публично поклявшийся здание спалить, а всю администрацию развесить на фонарях.

Западная Римская империя - крупнейшая фракция на начало кампании, но она разваливается буквально на глазах, и нужно иметь недюжинный талант и выдержку, чтобы вовремя бросить то, что уже нельзя спасти, и отстоять жизнеспособные части великого наследия предков. Императору нужно проявить гибкость и жестокость одновременно. Отступая под натиском северных племен, придется использовать тактику выжженной земли. Плодородие всей провинции при этом резко падает на три игровых года, что вкупе с похолоданием делает брошенные земли практически непригодными для обитания. Армии, идущие по ним к вашим границам, будут нести потери и добираться до городов уже порядком истощенными, но воевать все равно придется много и чаще всего в меньшинстве, стараясь компенсировать недостаток войск их качеством. Крайне ограниченные денежные ресурсы придется вкладывать в военные постройки, чтобы укрепить в первую очередь гарнизоны. Надежды отсидеться за стенами городов больше нет. Разработчики ввели понятие стадий осады: фортификации постепенно разрушаются, и через несколько ходов топтания под стенами противник может ворваться в город без помощи лестниц и таранов. Но в то же время с боями в городской черте не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, захваченные противником башни теперь не переходят под его управление, а разрушаются, что играет на руку обороняющимся. Во-вторых, значительно усилено влияние генералов на боевой дух гарнизона, а если учесть, что в бой его теперь ведет сам губернатор провинции, а не какой-то безымянный капитан без особых перков, то бонусы могут оказаться значительными. Ну и, в-третьих, высаживаемые с кораблей войска теперь вступают в бой в полном снаряжении, так что в прибрежных селениях имеет смысл держать пару-тройку кораблей с резервом, который сможет переломить ход боя, высадившись в нужный момент в тылу у противника.

Кстати, The Creative Assembly не теряет надежды выправить баланс морских сражений. Загруженные на транспорты сухопутные юниты теперь имеют значительные пенальти во время боя, так что относительно небольшой флот рейдеров может без труда потопить большую армию, застигнутую при переходе по морю. Кроме того, поскольку большинство судов того времени были весельными, разработчики наделили их возможностью давать задний ход. Это несколько облегчило жизнь AI, но принципиально морские бои не улучшило.

Что же касается сухопутных баталий, то здесь можно выделить возросшую динамику накопления усталости и более подвижную мораль юнитов. Отряды стали труднее переносить длительные марш-броски и затяжные схватки. Вместе с тем усталость стала быстрее проходить, что должно наводить на мысль о полезности ротации юнитов на поле боя. Подсовывая вражескому отряду свежих бойцов и отводя уставших на отдых в тыл, можно довольно быстро обратить противника в бегство, тем более что мораль теперь падает и восстанавливается гораздо быстрее. В связи с этим увеличилась действенность фланговых ударов и стрельбы зажигательными стрелами, однако запаниковавший отряд отныне не следует совсем списывать со счетов. Например, если его численность составляет не менее трети от начальной, то он с большой вероятностью восстановит мораль раньше, чем добежит до края карты.

Ожесточенная борьба за выживание Западной Римской империи в первые несколько десятков ходов кампании под силу только самым опытными игрокам, но зато и слава, которой они себя увенчают, отбившись от нескольких волн нашествий варваров, не сравнима ни с чем. В реальности, как вы знаете, этого сделать не удалось, Рим был сожжен и разграблен.

Total War: Attila явно выходит за рамки обычного дополнения, но до самостоятельной игры не дотягивает. Несмотря на серьезную работу над ошибками и несколько существенных нововведений, перед нами все тот же Rome II . Но как раз такой, каким он должен был быть с самого начала: жесткий, динамичный, разнообразный по геймплею и одинаково интересный самым разным категориям игроков от зеленых неофитов до прожженных профессионалов.

Текст: Гнэл УНАНЯН

Залогом успешного прохождения Total War: Attila может стать правильный выбор фракции, в числе которой придется сражаться. Наша база знаний познакомит вас с основными фракциями, предоставленными в данном игровом проекте. Каждая из них наделена своими уникальными юнитами и особыми бонусами, которые оказывают им посильную помощь на глобальной карте.

Сложность игрового процесса за любое из государств определяется географическим положением, где оно изначально расположено. Также большое влияние имеют страны-соседи и число подконтрольных провинций.

Итак, давайте подробно разберемся с представленными фракциями Total War: Attila.

Игра на севере современной Германии была начата именно предками англичан. Для экспансии путей у них оказалось минимум три. Можно, к примеру, совершить попытку объединения под своим руководством ближайшие племена германцев. Только вместе с этим значительно усложняются дипломатические отношения с другими варварскими королевствами, которые моментально реагируют на тот факт, возмущаясь, что саксы убивают таких же, как и они. Альтернативой данной ситуации становится заключение союзов с наиболее доброжелательными соседями и поиски славы на юге - в Западной Римской империи. Под давлением многочисленной орды дикарей римляне вряд-ли смогут оказать серьезное сопротивление. Стоит также учитывать тот факт, что особого плодородия на землях Центральной Германии никогда и не было. Поэтому с наступлением суровых холодов молодое королевство саксов на своих новых территориях переживает непростые времена.

Самым лучшим способом начать игру за данную фракцию будет повторение их исторического пути, то есть отплытие в Британию. Ее провинции со своими богатствами являются идеальной базой для завоеваний. Океан отрезал Британские острова от Европейского континента, поэтому в течение некоторого времени саксы чувствуют себя в абсолютной безопасности. Даже кровожадным гуннам вряд-ли удастся забрести так далеко. У вас появляется время и, конечно же, ресурсы. После чего можно совершить попытку вторжения на континент. Уже на территориях континента можно продолжать расширять империю или же подвергнуть массовому уничтожению чужих городов. (Саксам начисляются дополнительные деньги за строения, которые разрушены во время осады селения - это является их уникальной особенностью.)

Для захвата Британии необходимо потратить как можно меньше времени, ведь желающих завладеть этими территориями огромное количество. Этими ценными островами завладеть хотят также и скандинавы с местными кельтами. Счастьем саксов является их одна из самых мощных армий северян. Самой главной их силой есть тяжелые бронированные мечники, из отрядов шоковой пехоты. Их вооружение - двуручные секиры. Экипированы пикинерами. Они способны останавливать натиск любой кавалерии противника. Вдобавок к этому наемниками саксов - метатели дротиков, практически не уступают аналогичным римским юнитам.

Игра за франков во многом похожа на игру за саксов. Представителям этой фракции также стоит сохранять хорошие отношения с соседями-варварами. Поэтому начинать военные действия стоит из завоевания ослабевшего Рима. Более того земли современных Нидерландов, где основались франки, находятся всего на расстоянии вытянутой руки от плодородной Британии, что определенно дает им преимущества в завоевании островов. Также вначале, играя за франков, стоит первыми ходами пробивать путь вглубь Западной Европы, например, в Испанию, где вполне можно построить будущую сверхдержаву.

В боях франков посреди остальных варваров выделяет их уникальная способность: чем больше их потери среди воинов, тем лучше они сражаются. Благодаря этому представители фракции могут вести более рискованную и агрессивную игру. Но и без этого бонуса франки все равно представляют собой грозную силу. У них есть первоклассная пехота, вооруженная вместо мечей топорами, что дает возможность с высокой эффективностью справляться с вражескими пешими юнитами. Особого внимания заслуживает и конница - «сакра франциска». Эти рыцари в блестящих кольчугах одни из самых лучших всадников в игре.

У остготов, как и у других кочующих племен, вначале игрового процесса нет ни городов, ни провинций. Их орде пришлось убегать от жестоких гуннов в поисках новых земель для собственного королевства. В кампании остготы награждены, пожалуй, одним из лучших бонусов: им не начисляется дополнительное недовольство населения, при оккупации города римлян. Более того, кроме собственных бойцов-варваров, на оккупированных территориях данная фракция может нанимать на службу в свою армию римских юнитов.

Для восточных готов лучше всего основывать королевство на территории Италии - Адриатическое море позволяет легко оборонять территории Апеннинского полуострова. Обосновавшись в Италии, остготы получают достаточное количество времени для создания одной из самых сильнейших армий в данном игровом пространстве.

В состав восточных остготов входят опытные германские наездники, римские легионеры, опасные фракийские воины и самые крутые пикинеры. Одному отряду таких воинов, вооруженными длинными копьями, не составит особых проблем уничтожить сотни юнитов противника, когда его фланги прикрыты мечниками и обычными копейщиками.

Игровой процесс за западных готов начинается в самом сердце Византийской империи - Греции. У вестготов есть возможность в числе самых первых совершить попытку разорить местные мегаполисы, чтобы быстро поживиться. Большой опасности им присутствие в данном регионе римской армии не представляет. Опустошив земли Греции, перед вестготами стает вопрос поиска постоянного места жительства своих варваров. В качестве новой родины вестготов вполне могут подойти Испания, Италия и даже Египет. По пути к намеченной цели племенам западных готов лучше всего при помощи огня и меча делать из других племен дикарей своих вассалов. Это даст возможность при каждом ходе получать дополнительное золото от своих подданных.

Хоть и войска вестготов назвать слабыми и нельзя, но они все же не сравнятся с армией остготов. Вот, к примеру, вестготам не доступны топовые пикинеры и римские юниты. Компенсацией такого недостатка для вестготов стали пращеметатели и конные застрельщики. Только этим бойцам отведена далеко не самая важная роль в боевом противостоянии.

На сегодняшнее время аланы представляют одну из самых слабых наций в Total War: Attila. Игра за них на глобальной карте далеко не простая. Чтобы одержать победу над противником, нужно удерживать два региона, которые находятся на удаленном расстоянии: один возле Кавказских гор, а другой - на юге Франции. Защищать данные территории весьма сложно, ведь в армии аланов юниты довольно посредственные.

Хоть и кавалерия данной фракции награждается определенными дополнительными бонусами, но все же наездники аланской армии гораздо проигрывают таким же юнитам других варваров. Правда, этот момент с исторической точки зрения совсем не соответствует действительности. Так у конных лучников нет критически важных умений «парфянский выстрел»: у них нет возможности стрелять на скаку во всадников противника, преследующих их.

Фракция вандалов свой игровой процесс начинают на территории Польши с этих территорий им выгодней всего отправляться в поход через территории Италии с целью колонизации севера Африки или острова Средиземноморья - Крит и Родос. Великолепный флот является главной силой вандалов. Именно представители данной фракции способны строить самые лучшие корабли в игровом пространстве Total War: Attila. Именно через это у королевства вандалов должен быть выход к морю, чтобы с помощью могучих судов защищать территории государства от атак многочисленных армий.

На суше войска вандалов также достойно сражаются. Каждый из их полуголых берсеркеров сражается до последнего. Их боевые качества способны затмить похожих скандинавских юнитов. Чаще всего их элитные наездники превосходят даже всадников гуннов.

На глобальной карте фракция гуннов под контролем искусственного интеллекта является наиболее могущественной и опасной Total War: Attila. Все это происходит именно потому, что во время предводительства Атиллы гуннам не нужно платить деньги за содержание юнитов, поэтому они в больших количествах нанимают в ряды своей армии самых сильных бойцов. А если гуннами управляет игрок, то ситуация меняется кардинально.

При отсутствии читерских бонусов эти кочевники уже не являются таким уж грозным племенем. От других народов, что постоянно мигрируют по территории Европы, отличаются тем, что основать собственное государство не захваченных землях у них нет возможности. Это приводит к целому ряду проблем. Например, войска гуннов, вместе с этим играющих роль мобильных поселений, достаточно уязвимы перед агентами противника. Горстка шпионов своими действиями может сбить с толку все племя гуннов, что они никогда не сдвинутся с места.

Кроме этого, степные воители в своей численности растут весьма медленно, а для обеспечения необходимо достаточно много денег. Практически всегда армия гуннов уступает своими размерами армии королевств варваров. Этот факт стоит учитывать во время объявления войны: если нажить большое количество врагов, то армия гуннов может оказаться в меньшинстве, и в итоге вас по всей глобальной карте будет преследовать не один десяток войск противников.

Во время исторических событий слава конницы гремела на весь мир. В данном игровом проекте кавалерия представлена далеко не на самом высоком уровне. Практически у всех всадников количество жизней небольшое, а броня самая легкая. Из-за этого они могут проиграть в бою даже самым простым германским наездникам. Зато их сильной стороной является пехота. Именно поэтому для того, чтобы одержать победу над противником, в армию гуннов стоит нанимать большинство пеших воинов.

Начать игру за Западную Римскую империю - это обречь себя на настоящие испытания. Вам придется всеми силами стараться сохранить целостной всю свою гигантскую страну, которую со всех сторон разрывают различные варварские племена.

Прежде всего стоит смириться с тем, что удержать в составе единого государства все провинции не получится. Самой первой может быть потеряна именно Британия. За ней последует Испания, где недовольство населения перерастает в восстание по всей территории региона.

Самой лучшей тактикой для отражения атак варваров - это посеять ссоры в их рядах. На начальных этапах стоит использовать некую часть своих денег и предпринять попытку в том, чтобы разные фракции начали войну между собой. Это поможет ослабить внешнюю угрозу и предоставит вам больше времени для того, чтобы подготовить защиту.

За данную фракцию играть совсем не просто именно потому, что армия у нее слабая. Вам доступны невероятно мощные арбалетчики, но тяжелая пехота и конница значительно отстает от аналогичных представителей варварских народов.

Данное государство просуществовало намного дольше, в отличие от своей западной сестры. Войско данной фракции является самым сильным в Total War: Attila. Византийцы способны разбить любого противника. Такую возможность дает им отличная конница, которая считается самой лучшей в данном мире, дешевые, но очень эффективные лучники и лучшая пехота цивилизованного мира. Плюс ко всему, Византийское государство доминирует на море, ведь пользуется боевыми кораблями с «греческим огнем» - жидкость, которая воспламеняется и за несколько секунд сжигает вражеские суда.

На глобальной игровой карте Восточная Римская империя находится в более лучшем положении, в отличие от Западной. Но не стоит расслабляться, нужно быть всегда готовым к тому, что во время игрового процесса врагов появится масса. Прежде всего, стоит разорвать военный союз для того, чтобы потом вас не втянули в военные действия с огромными варварскими войсками Европы.

Стоит отметить, что дикарями данный дипломатический жест будет оценен молниеносно, что повлечет за собой их благосклонное отношение к восточному императору. В этом случае есть даже возможность заключения перемирия с гуннами. Чем меньшее количество конфликтов происходит на территории Европы, тем больше возможностей появляется уделить внимание ситуации на востоке, где расположено иранское государство Сасанидов. Стоит помнить, что рано или поздно страны-вассалы данного государства могут объявить войну.

Восточная римская империя наделена уникальным бонусом - при каждом ходе получает 5% к золоту в зависимости от той суммы, которая есть в казне. Вот, к примеру, наличие в казне сорока тысяч золотых в конце каждого сезона дополнительно приносят две тысячи и это не считая другие источники дохода. Именно поэтому стоит накапливать в казне крупные суммы денег ради получения значительных процентов.

Составить конкуренцию византийской мощи может лишь соседнее государство Сасанидов. У древнего Ирана есть хороший источник дохода - страны-вассалы, с которых собирается удвоенная дань. Это дает возможность развития инфраструктуры и создания большой армии без особых хлопот. Благодаря повышенной санитарии в городах, стабильность государства лишь укрепляется, ведь шансы вспышки чумы в персидских селениях уменьшаются.

Стоит отметить, что начинать игровой процесс за фракцию Сасанидов для новичков будет самым лучшим решением. Играть за них достаточно просто, ведь государство со всех сторон окружают в большем количестве верные подданные. Располагается в безопасном регионе, где единственной потенциальной угрозой могут быть лишь народы Восточной Римской империи. Те же самые племена гуннов достаточно редко отправляются в поход такие дальние расстояния. Все это дает вам много времени для накопления силы, чтобы отправиться на завоевание запада. На вооружении армии боевые слоны и тяжелая конница.

Для успешного продвижения по игровому процессу, вам необходимо всеми способами избегать гражданской войны, не допускать вспышек эпидемии чумы и самое главное, пережить глобальное похолодание.

    • Нанимать в армию стоит больше арбалетчиков. В данном игровом проекте ключевая роль на поле брани отведена далеко не тяжелой пехоте. Главная ударная сила - это конница, закованная в броню. На втором плане также оказались и лучники вместе с разного рода метателями дротиков. Вместо них теперь арбалетчики. Особой скорострельностью данные стрелки не отличаются. Их оружие - арбалеты, обладающие высокой убойной силой. Поэтому достаточно всего пара залпов, чтобы полностью уничтожить элитные отряды противника. Арбалеты в Total War: Attila являются абсолютной машиной смерти. Особенно при использовании огненных болтов, изрядно деморализирующих врага.
    • Играя за фракцию орды, не стоит полностью разрушать города противников. Кочевые племена, к примеру, аланов или гуннов, разбой является основным источником доходов, для поддержки военной и экономической мощи. Поэтому совершив очередной набег и ограбив местности, не разрушайте его. По истечению некоторого времени владельцу удастся отстроить город и у вас появится возможность еще раз поживиться на его территориях. Если же вы данную провинцию сравняете с землей, то некуда будет возвращаться. Вам придется искать другие способы прокормить орду, что будут менее эффективны.

  • Боритесь с коррупцией и манипулируйте налогами. Хорошим способом быстрого пополнения казны является увеличение налогов до максимального уровня, после чего вернуть на прежний уровень. Таким образом, вам удастся заработать больше звонких монет на новое войско, а недовольное население не успеет взбунтоваться. Чтобы постоянно получать большой доход, вам потребуется навести порядок в экономике страны. Это возможно с помощью строительства разных торговых зданий, а особо изучения гражданской ветки, понижающей коррупцию. Именно жадность чиновников является большим бичом всех великих империй. К примеру, кампания Западной Римской империи начинается с огромного размера коррупцией в 80%. это значит, что вы получаете лишь малую долю потенциально высокой прибыли.
  • Для продвижения по карьерной лестнице выбирайте верных генералов. Для важных военных должностей стоит выбирать самых преданных вам полководцев. Если на влиятельном посту находится неверный правителю генерал, то скорей всего, что он попытается захватить власть, пользуясь своим социальным положением. Следствием этого будет гражданская война. Но есть также возможность завоевать доверие непокорного командира. К примеру, выдать за него замуж одну из дочерей правителя. Альтернативой этого станет заказ у наемных убийц потенциального бунтовщика.
  • Следите за санитарией города. Эпидемия чумы в вашем государстве может привести к катастрофическим последствиям. Регион с больным населением не приносит много денег, еды, что приводит к дестабилизации порядка в государстве. Не жалейте денег и стройте такие необходимые строения, как акведуки, бани, канализации и многие другие, что повышают уровень санитарии в провинциях. Чем здоровее и чище будет ваше население, тем меньше у вас шансов столкнуться с эпидемией чумы.
  • Армии кочевников делите на группы. Армия варваров-мигрантов является одновременно и войском и мобильным селением. В любое время кочевники могут остановиться, разбить лагерь, строить юрты и разводить скот. Путешествия по континенту большой ордой гораздо безопасней, но это большие экономические растраты. Когда кочующие войска разбивают лагеря, начинается большое потребление пищи, тем самым полностью истощаются запасы местной провинции. Отсутствие провизии приводит к уменьшению орды, а воинство не пополняется новыми рекрутами. Лучшим решением будет разделить войска и отправить их на завоевание разных уголков Европы, дабы избежать конкуренции за еду внутри.
  • От христианства стоит отказаться. При игре за Западную или Восточную Римские империи лучше всего первым делом сравнять с землей православные и католические соборы, а государственной религией сделать римское язычество. Чтобы содержать христианские храмы, вам потребуется много денег, но в свою очередь эти величественные постройки бонус дают абсолютно смехотворный. При отсутствии соборов доход государства увеличивается минимум в два раза, а с возвратом к языческим традициям откроется доступ к акведукам и баням самого высшего уровня, с которыми радость народа повышается более эффективней.
  • Следите за глобальным похолоданием и подстраивайтесь к смене сезонов. У талантливого полководца должно всегда наперед все продуманно и прежде чем начать военную кампанию против другого государства, стоит обращать внимание даже на такой нюанс, как время года. Отправляться в поход на вражеские территории осенью или вообще зимой равно самоубийству: холод приводит к большим потерям вашей армии сотен воинов. Более того, важно помнить о глобальном похолодании, которое исторически привело к великому переселению народов. Каждый год температура на континенте опускается все ниже и земли приносят все меньше плодов. Для кочевников очень важно поскорее мигрировать на юг, иначе потерь среди рядов орды не избежать от недостатка пропитания. Для тех фракций, что привязаны к своим изначальным территориям, к примеру, саксы или франки, уместней будет уменьшить численность армий, для сбалансирования нехватки воды.
  • Не нужно спешить с улучшением юнитов. Изучив новые технологии, у вас появляется возможность усовершенствования старых юнитов до уровня более крутых и элитных воинов. Из крестьянской конницы к концу игры можно сделать тяжелых катафрактариев, а с простых городских ополченцев - непобедимых стражей государя. Но при этом стоит учитывать то, что для оплаты службы сильнейших отрядов необходимы большие средства. Плюс к этому, если вы открываете топовых юнитов, то впредь наем их более дешевых предшественников вам будет закрыт. Поэтому если в вашей казне мало денег, то стоит повременить с апгрейдом.
  • Игры за римлян стоит избегать. Наверное, самым важным советом для большинства новичков Total War: Attila станет то, что за Римские империи играть не стоит. Кампании за обе римские фракции самые сложные в истории данного игрового проекта. Будучи когда-то великой страной теперь существует две ее половины, которые висят практически на волоске от гибели. Они все время находятся под атаками десятков варварских фракций, страдают от частых вспышек чумы. А внутри государства возникают заговоры конкурирующих политических партий с целью свержения своих правителей.

Перечень информации для скачивания в базе знаний

  • Гайд по вестготам в Total War: Attila.
  • Руководство (гайд) по прохождению Total War: Attila за Гуннов.
  • Гайд по Западной Римской Империи.

Видеоресурсы по прохождению Total War: Attila

Прохождение за скандинавов

Прохождение за Данов

Всем привет. С вами команда Gamebizclub, и, по нашей традиции, мы начинаем разбирать еще один жанр, число поклонников которого растет с каждым годом. Сегодня мы расскажем о популярнейшей тактической стратегии, которая подняла планку качества и геймплея на новую вершину. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было в период раннего средневековья, в эпоху переселения народов? Представляли ли вы себя в роли вождя кочевников или командующим армией?

Считайте, что ваша мечта сбылась – теперь вы можете в полной мере ощутить себя вождем, командующим или повелителем огромной империи. Речь пойдет о тактической стратегии Total War: Attila, которая продолжает знаменитую серию исторических игр.

Создавая Аттилу, разработчики Creative Assembly стремились никого не оставить равнодушными: сделали игру без ошибок, понятную и в то же время нескучную, позволяющую расти над собой, а не топтаться на месте. Удалось ли это британцам? Расскажем.

Из этой статьи вы узнаете:

История – наше всё

Начнем свой обзор Total War Attila с истории игры. Действие происходит во времена Великого переселения народов. В то время Римская Империя распалась на 2 части – Римскую со столицей в Риме, и Византийскую со столицей в Константинополе. При этом Рим постепенно теряет своё величие, утрачивая финансовое положение и военную мощь.

А если добавить к этой тенденции еще и огромное количество варваров, которые стараются обосноваться недалеко от границ Империи и периодически совершают набеги на приграничные области, то картина получится совсем безрадостная. Для Римлян, разумеется.

Но не для варваров – их много, они сильны и беспощадны. Если открыть учебник истории, то выяснится, что в те времена Римляне нанимали варваров на службу, чтобы они сражались с другими племенами и охраняли границы империи.

Но что такое толпа с мечами и топорами по сравнению с легионом? Легионеров мало, а отряды варваров их не заменят! Легкая победа – подумал Аттила и разрушил империю, завоевав Рим. Учите историю, господа, потому что она имеет свойство повторяться. Советуем посмотреть вам трейлер к игре и еще больше проникнуться историческими битвами.

За кого играть

С историей разобрались, теперь перейдем к самой игре. На ваш выбор 10 фракций – вы можете выбрать любую кампанию и начать строительство своей империи. Вариантов много, поэтому мы опишем основные моменты, а выбор вы уже сделаете сами.

Римская кампания может показаться трудной. Слишком уж большая империя под вашим управлением, и много в ней неизвестного, да и враг у границ не дремлет. Она подойдет тем, кто не ищет легких путей – повернуть ход истории не так просто. В вашем распоряжении окажется немало разросшихся провинций, не имеющих сильного войска.

Поэтому первые шаги даются тяжело и со скрипом: то готы налетят, то вандалы, а отпор им как дать? Вот и приходится все за собой сжигать, тем самым опустошая свою империю. Это исторический факт и в этом вся ценность игры: безысходность положения римлян во времена Великого переселения народов передается очень точно. К тому же это делает геймплей еще более увлекательным.

В плане финансов такое «саморазорение» не слишком-то выгодно, но есть и плюсы: неприятель сунется, а поживиться ему нечем. С другой стороны, после возврата провинции, вам придется все восстанавливать – а денег на всё точно не хватит. А если еще кто из соседей захочет «с мечом прийти»? Будет сложно, однако!

Если же вам хочется для начала одержать несколько маленьких побед, то запустите компании других фракций, например, саксов или франков. Хоть и нелегко тягаться с такими могучими соседями, как гунны, но, если есть возможность, почему бы не попытаться постепенно выстроить собственную империю? Кто не рискует, тот не выигрывает. В конце концов, рисковать здорово, да и с провинциями знакомиться интересно. Другой возможности не представится.

Геймплей за «переселяющихся» народов – это из серии «вызов принят»: у врагов империя и войска, а у вас изначально вообще нет ни клочка земли. Играя на стороне готов, аланов и вандалов, вы будете только разбивать лагеря до тех пор, пока не захватите город.

С другой стороны, вам абсолютно без разницы где основывать империю. Вся огромная карта в вашем распоряжении. Конечно, армия у вас будет сильная, с такой побить римлян – пара пустяков, но жизнь кочевника безоблачной не назовешь. Впрочем, и скучной тоже: то в путь, то в бой, то восстание подавлять. Или предотвращать.

О геймплее и других нюансах

Сразу отметим, что Аттила во многом превосходит своих предшественников из серии Total War. На фоне новой версии они кажутся слишком сложными и громоздкими. Поле боя стало гораздо больше, и под вашим командованием теперь может быть более 8 тыс. солдат – огромная армия. Поэтому сразу готовьте мощный ПК, потому что слабый комп игру точно «не потянет».

Изменилась и система управления провинциями. Для каждой провинции вы назначаете легата (посланника), и он начинает активно издавать законы и следить за порядком. При этом нужно чтобы он состоял в правящей династии. В противном случае – прощай авторитет, и привет Гражданским войнам.

Аттила намного удобнее и нагляднее предшественников. Взять те же стратегические карты: их границы можно расширять, раздвигать и масштабировать. Не до бесконечности, но хватит, чтобы рассмотреть все объекты на карте.

Еще одна отличная фишка – отдельные персонажи, например, шпионы и генералы. Все их таланты и умения показываются на специальном древе, и вы сразу поймете в каком направлении стоит развиваться. Процесс дипломатии и торговли тоже стал проще: вам наглядно покажут доходы от торговли, степень верности союзников и взаимоотношения с другими фракциями.

В дополнение ко всем перечисленным нюансам геймплея, мы расскажем также об ИИ. ИИ – это искусственный интеллект или компьютерный противник. В новой части саги Total War, вас ждет обновленный ИИ, соперничать с которым не так просто.

Раньше вместо большой вражеской армии, приходилось воевать с несколькими десятками маленьких: два, три, четыре и больше раз подряд. Сейчас все свелось к глобальным сражениям и противостоянию, в которых ваши противники будут действовать умно как на стратегическом уровне, так и на поле боя.

Новая тактика боя

Разработчики отлично постарались – теперь сражения очень тщательно и художественно, просто классно нарисованы. Выбор типов войск и тактики впечатляет, притом, что всё соответствует духу эпохи. И, конечно, поклонников серии точно порадуют такие «жизненные» элементы, как утомляемость войск и мораль. Герои Аттилы – не роботы, а реальные люди. То есть максимально приближенные к реальности.

В сражениях лучше всех проявляют себя стрелки и всадники: они хорошо теснят врагов и не знают усталости. Во время осады ваши стрелки могут прятаться за баррикадами, обстреливая самые важные позиции врага. Тактика конных схваток тоже претерпела изменения – в зависимости от типа кавалерии и расы стали доступны новые возможности. Конница стала играть одну из главных ролей, особенно при схватках кочевых народов, как и было в истории.

Вам предстоит создать свое видение сражения исходя из разнообразных родов войск и тактик, причем ИИ будет анализировать ваши ходы и стараться переиграть всеми возможными способами. Как и прежде, схватка на поле остается главной особенностью серии Total War.

Основные нововведения

Отдельно нужно сказать о новых возможностях, которые вы не встретите у предшествующих серий. Помимо 10 фракций и более чем сотни новых типов войск, вам будет доступно:

  • Оставление и разрушение городов – вы имеете право покидать города до того, как противники их захватят. Только стоит учесть, что эти самые противники могут запросто сровнять город с землей.
  • Наместники – если хотите успешно управлять провинциями, то без них не обойтись. Чем больше империя, тем больше потребуется наместников, которые будут за вас всё делать.
  • Династии – в Аттиле важно не только принадлежать к правящей династии, но и правильно назначать наследников и заключать удачные браки.
  • Кочевые племена – некоторые фракции вначале вообще не имеют поселений. Зато они могут разбивать лагеря – своеобразные мини-городки.
  • Баррикады при осадах – очень помогают в обороне.

Поклонники серии, и те, кто играет в первый раз, точно не будут разочарованы. Вы познакомитесь с историей раннего средневековья, примете участие во многих сражениях и сможете основать свою империю. Игра вам точно не наскучит и захватит на долгое время, в течение которого вы будете планировать и воплощать в жизнь тактику боя и стратегию достижения победы.

Приобрести Total War: Attila можно здесь по очень привлекательной цене. После покупки на ваш счет будут начислены бонусные баллы, на которые потом можно будет приобрести еще одну или несколько игр.

Если приключений в Аттиле будет недостаточно, то можно установить дополнение – Эпоха Карла Великого, которое добавит еще больше игровых возможностей. Подробно об этом дополнении, как и о многих других игровых новинках, вы можете прочитать на страницах нашего блога. Будьте в курсе событий – подписывайтесь на наши новости и делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях. Всем пока и до скорой встречи.

Мод «Forgotten Realms» для «Total War: Attila» добавляет в Гранд-кампанию множество новых («забытых», если исходить из названия) королевств, государств или просто племен. Большинство из них становятся доступными для выбора игрока. Для всех прописаны условия победы, проработаны линейки юнитов, то есть создана вся необходимая для полноценной кампании атрибутика.

Если просто перечислить особенности модификации, то они следующие:

  • Добавлено 28 фракций
  • Добавлены условия победы
  • Генеральские модели для всех фракций
  • Все фракции снабжены индивидуальными особенностями
  • Для всех прописаны линейки юнитов
  • Добавлены миссии и задания
  • Все кочевые племена могут осесть
  • Вообще кочевье подверглось перестройке

Как видите, список выглядит вполне серьезно и основательно. В нем есть всё, что нужно для хорошего мода. «Хорошая жена, хороший дом. Что нужно еще человеку, чтобы встретить старость?» — заявил персонаж одного популярного фильма. Кстати, помните, какого именно? Так вот, к этим словам мы можем добавить: новые фракции, новые юниты в моде для «Total War: Attila».

«Forgotten Realms», то есть «Забытые Королевства». Какие же фракции, по мнению авторов мода, забыли разработчики игры? О, их достаточно много. И даже запихнув в игру 28 штук, зацепить удастся не всех. Что поделаешь, такая эпоха – государства возникали и рассыпались в считанные годы.

Изначально в «Total War: Attila» в группе Кочевников играбельными были две орды Гуннов. В моде к ним добавлены:

  • Будины
  • Сабиры
  • Мадьяры
  • Роксоланы

Честно говоря, я даже не про всех из них слышал. Кто такие Будины и Сабиры – без интерента и «не вспомню». Примерно та же история с восточными империями. Ранее в этом разделе были лишь Сассаниды. В моде к ним добавлены:

  • Антропатена
  • Афригиды
  • Макран
  • Армения

Не пугайтесь. Всех перечислять не будем. Очень уж их много. Но примерный состав сборной мода «Forgotten Realms» указать хотелось. Дальше будем более кратки. Славянское братство пополнилось тремя западно-славянскими племенами с территории нынешних Польши и Германии. Видимо, это так называемые полабские славяне.

Уплотнились ряды северных народов. За счет всяких ютов-англов-саксов. Но центр всё равно на востоке. В моде появился раздел «восточные государства», и в него засунули аж шесть небольших, чаще однопровинчатых фракций.

За одну из них, Абазгию (на территории современной Абхазии) я и потестировал мод.

Абхазия – типичный однопровинчатый восточный минор. На старте один регион и одна неполноценная армия. Нет даже агентов. Зато доход вполне приличный. А если заключить торговые соглашения с окрестными фракциями, коих много, то становится вообще хорошо.

Бросаться нанимать армию пока не нужно. Абхазия расположена весьма выгодно. С юга однопровинчатые закавказские народы. Они не только не представляют угрозы, но напротив вовсю рвутся к заключению договоров о ненападении. Милостиво дарим им эти договора и расширяемся на север и восток. В этих направлениях находятся пустоши. Так что звенеть при их освоении придется не сталью, а золотом. За пару лет я их спокойно колонизовал и начал развивать.

Строим казармы в столице. Но дело это хлопотное и медленное. Нанимать изначально можно только самых паршивых нищебродов вроде кавказских копейщиков. Да и те формируются по два хода. Так что данные изначально отряды надо беречь. Они действительно неплохи.

Упор в войсках Абхазии идет на конных лучников и легкую пехоту. Конные лучники (со старта, кажется, целых три отряда) при правильном использовании представляют собой ценное приобретение. Действие на флангах, захождение в тыл, отвлечение на себя ударной конницы противника – в общем, вариантов их применения масса. Надо беречь.

Состав мадьярского же войска весьма удивил. Я ожидал от орды наличия больших масс конницы, но ничего подобного. Конница у них есть, но всего три отряда. И ни одного отряда конных стрелков. Пехота же представлена в основном копейщиками, которых в ближнем бою мои боспорцы вырубали как д’Артаньян гвардейцев кардинала.

Чуть позже, то есть году к 400-ому мы уже могли производить свою собственную пехоту в товарных количествах. Всё это, правда, легкие пехотинцы. Но по крайней мере, среди них есть бойцы с топорами и мечами. А это разнообразие уже можно применять против врага, нацеливая ударную пехоту на их копейщиков.

Дальше наступление ведется в направлении Крыма. Ибо, как заявили мои абхазы, Крым наш. Херсонес – весьма крупный город, обнесенный стенами. Если там засядет стек противника придется нелегко. Мне, собственно, и пришлось. При штурме использованы два стека сухопутных войск и один почти полный флот. Да-да, не удивляйтесь, мои абхазы – знатные мореходы. Правда, на этот моменту них всего два типа судов – пращники да мечники. Комбинированный удар решает многое. Херсонес пал.

Вот они скачут, Всадники Апокалипсиса. Четверо? Бросьте. Их сотни тысяч, и они плодятся быстрее, чем ваши рабы успевают прибрать после хозяйской оргии. Пока вы допиваете первый утренний кубок вина, еще десяток Всадников Апокалипсиса прыгают в седло и предвкушают, как ворвутся на вашу виллу, перережут слуг, четвертуют вас живьем и спалят весь дом во славу Неба. Потому что крыша, которую нельзя свернуть и положить в телегу, — это крыша гробницы, а гробницу населяют исключительно покойники.

Примерно такие зловещие предсказания, вероятно, выслушивала нежащаяся в роскоши имперская римская знать на исходе IV века нашей смутной эры. Именно в то время и начинается .

Воздух наполнился дымом и кровью

Total War: Attila не стал «именной» частью серии, как , где кампании базировались от и до на приключениях хитрого корсиканца. Attila вдохновлен другой страницей истории серии Total War — дополнением Barbarian Invasion , и даже посвящен той же эпохе, предвещавшей один из самых черных кошмаров цивилизованного мира. Только тут эту эпоху показали во всем ее тленном великолепии. И со всей скромностью изобразительных средств.

Маленькая кучка слева — это лагерь гуннов. Кроме производственных функций полезен тем, что отряды в нем не страдают от капризов погоды. Даже от морозов!

Но самое заметное отличие от Rome 2 — художественное. Оно бросается в глаза прямо с заставки в главном меню: на фоне красного зарева от далекого пламени скачут бесконечные орды, играет воинственная монгольская музыка. Демонизация во плоти, хотя гунны, виновники Великого переселения народов, вовсе не из оккультных соображений погрузили Европу во мрак «темных веков». Только кому какая разница, когда мир рушится?

Каждую из играбельных фракций снабдили заунывной вводной, где игроку напоминают: товарищ, близится час расплаты за привольные деньки. Или наоборот — сожжем Вечный город, вытопчем посевы! На карте кампании цвета поблекли, преобладают красный и черный, повсюду пылает огонь как символ безрассудной сокрушительной силы. Огонь красочно пожирает земли, которые вы предпочли разорить окончательно. Границы зоны агрессии вокруг армии обозначены пляшущими языками пламени.

В бою же пожарам — раздолье. Лучники с огненными стрелами сжигают не только врагов, попавших под обстрел, не только дома и сараи — даже деревья в лесу, где прячутся застрельщики, вспыхнут от пролетающих сквозь листву стрел.

Глаз не нарадуется! В динамике пожар впечатляет еще сильнее. И весьма полезен, кстати, если вы не хотите оставлять в тылу потенциальных врагов.

При этом желаемый настрой обеспечивается все-таки не с тем успехом, на который надеялись разработчики. Отчасти — из-за осторожности художников, не решившихся пойти против реальности и, например, добавить небесам багровых тонов. Отчасти — потому что игра сложнее обычного, но только благодаря вовсе не тем свойствам Total War: Attila , что рекламировались в первую очередь.

Имя мне — Орда

На первых ролях в действе новой Total War — конечно же, загнивающая Западная Римская империя и ее враги, племя гуннов, пришедшее из Монголии. Византия успеет законсервироваться и падет лишь в XV веке, всякие франки, саксы, готы — лишь подтанцовка для народа Аттилы, а восточная империя Сасанидов проворонила все веселье и ушла на съедение будущему Арабскому халифату.

А потому Рим и гунны играются совсем не так, как раньше.

В 395 году Вечный город владел почти всей Европой, исключая Скандинавию, Северную Германию и территорию будущей Шотландии и Ирландии. Но величие Рима хрупко: немытые дикари со всех сторон пробуют границы на зуб, а кое-кто подгрызает империю изнутри. Армия Рима невелика, доходы ничтожны, а популярность Сената и самого кесаря в регионах падает. Элита расколота, контроль уплывает из рук... короче, игра за Рим превратится в мучительную борьбу с правилами истории. Только успевай отбиваться от варваров, отступать в глубь владений и судорожно пересчитывать динарии, с содроганием предвидя расходы на провиант.



Условные обозначения теперь еще нагляднее, но отделить в толчее пехоту от копейщиков бывает непросто.

Фракция гуннов сложна не столько в управлении, сколько в понимании. Степные кочевники — это действительно кочевники, городов они не имеют, а захватить не могут. Потому что орда! На самом деле этот трюк уже применяли в Barbarian Invasion , а в Attila просто слегка видоизменили.

Каждая армия гуннов (как и других кочевников) служит передвижным городом, где собираются юрты различного назначения и тренируются гуннские полчища. Чтобы «стояночные» функции заработали, орду придется ставить лагерем. Для этого следует придерживать четверть очков движения армии: то есть продвинуться на три четверти маршрута — и разбивать палатки.

При этом всплывает масса мелочей, которые могли не попасть в поле зрения. Так, несколько орд нельзя одновременно держать в одной области: они ссорятся и получают мощные штрафы к и без того скудным доходам, да и жрут сверх всякой меры. Лучше держать орды поодаль и сводить их в конный кулак лишь для массовых битв.

Что касается доходов, то стандартная прибыль от строений всегда выше, если орда стоит лагерем. Многие доходы ей недоступны: от торговли, к примеру. Рекомендуемый игрой метод заработка — наезды на всякую мелочь с требованием дани — работает скверно: дань смешная, еле хватает на проезд, а данники норовят заключить союз с вашими врагами и начать войну сызнова. На повторное их урезонивание уходят ценные ходы, ресурсы и люди.

Ближний бой всегда превращается в свалку. Особенно это опасно для конницы, которую разберут на субпродукты в два счета, стоит лишь ей остановиться.

Военная доктрина гуннов же — сплошной конный фетишизм. Конные лучники, конные мечники: к чему тормозная пехота, когда есть маневренная кавалерия? Оттого битвы от лица гуннов требовательны к мелкой моторике. Побежать, дать пару залпов, убежать; налететь, звеня клинками, и ускакать, роняя навоз. Даже маленькие селения становятся для малых гуннских сил кладбищем, потому что развернуться негде, а у врага есть множество возможностей устроить свалку и сковать действия конницы. Про осады скорбно умолчим: в воротах нашла свою глупую смерть не одна рота кавалерии.

Игра за гуннов, пожалуй, такая же напряженная, как и за Римскую империю, но гораздо мобильнее, гибче и многовариантнее. Хочешь — мчись на Кавказ, бодаться с Сасанидами, хочешь — грызи византийских купцов, хочешь — хулигань в галльских лесах. Везде гуннам будет одинаково тяжело, а нам — одинаково интересно.

Кто старое помянет

Кое-что в Total War: Attila вернули по настоятельному совету публики (поклонники попросту сбили оценку на «Метакритике»). Например, генеалогическое древо. Теперь возни со внутренней политикой стало больше, а продвижение нужных людей и травля ненужных сделались рутиной.

Подобные дилеммы встанут перед вами, если вам придется по вкусу путь интриг и карьеризм. Набор действий небогат, но последствия для элиты велики.

В новом виде вернулись болезни и эпидемии: теперь они не сваливаются на вас «по воле богов», а служат прямым и логичным следствием скверной санитарии и высокого загрязнения. Например, хорошие мастерские и населенные городские центры порождают все больше мусора и нечистот, и для их нейтрализации пригодятся колодцы, а также канавы и прочие примитивные средства отвода нечистот. Одной головной болью стало больше.

Профессиональный рост полководцев теперь выражен полноценным деревом навыков (армии получили в распоряжение такую же радость). В числе перков как штатные повышения рвения, авторитета и хитрости, так и процентные прибавки к каким угодно параметрам, будь то содержание конных отрядов или скорость передвижения по карте кампании. Правда, распределены эти бонусы по древу бестолково, и некоторые лишние перки придется брать, чтобы добраться до более полезных вещей.

Генеалогическое древо — скорее возврат старого долга, чем щедрый подарок. Кому внебрачных детей?

А вот насчет обещанных жестоких уличных боев с баррикадами и толкотней на площадях не срослось. То есть формально в игре баррикады есть, их разрешают строить, но не столько, чтобы скорректировать курс вражьих войск. И улиц, пожалуй, многовато, чтобы делать из них хитрый лабиринт.

Но все-таки правила осады немного изменились: блокада города потеряла смысл, поскольку длится десять, а то и все двадцать ходов. Подмога проест вам всю плешь, пока горожане наконец не сдадутся, да и воинские ряды заметно поредеют.

Поделиться: