Эволюция - обзор настольной игры. Эволюция (настольная игра) Фаза вымирания и получение новых карт

И сотворил Бог рыб больших
и всякую душу животных пресмыкающихся,
которых произвела вода, по роду их,
и всякую птицу пернатую по роду ее.

И создал Бог зверей земных по роду их,
...и всех гадов земных по роду их.
И увидел Бог, что это хорошо.

Введение

Настольная игра «Эволюция» – это увлекательная возможность узнать, как шла эволюция растений и животных, увидеть естественный отбор в действии, понять, как климат и другие факторы окружающей среды заставляют учиться выживать.

Как и многие развивающие игры для детей старше 12 лет, «Эволюция» понравится и взрослым. Ведь изначально игра создавалась для взрослой компании и проходила обкатку у друзей автора.

Во что теперь может мутировать хомячок

Конечно, игра это только игра, и такая «эволюция» в процессе «естественного отбора» может привести к совершенно неожиданным результатам вроде хомячка с крыльями и жабрами . Но базовые принципы все равно остаются неизменными, а всякие странненькие мутанты только добавляют игре веселья.

Все по законам природы

Вспомним, что вообще такое эволюция и естественный отбор. Эволюция – это процесс развития всего живого, которое изменяется в процессе естественного отбора, приобретая полезные черты, помогающие ему выживать, тогда как те, кто не приобрел такие черты, погибают. В ходе эволюции появляются новые виды, часто лишь отдаленно напоминающие предков, и вымирают старые, в зависимости от изменения условий окружающей среды. Только подумайте: сейчас на Земле около 9 миллионов видов живых существ, от амеб до человека, а за всю историю их было почти полмиллиарда!

Биологи, в очередь становись!

В ходе игры «Эволюция» вашему виду достаются случайные мутации, которые могут помочь виду выжить, а могут и не помочь. Биологи подтвердят, что настоящие эволюция и естественный отбор работают так же. У игроков появляется возможность почувствовать себя настоящими учеными, моделирующими развитие животного мира.

Увлекательная генная инженерия

Или представьте себя учеными-генетиками, изучающими, как эволюция и сопровождающие ее случайные мутации привели к появлению существующих видов. А за игровым столом – и не существующих.

Мир кошмаров или мир мечты

Часто в игре «Эволюция» естественный отбор приводит к очень странным результатам. Да, выпавшие мутации могут быть очень полезными, но в настоящей природе в таком сочетании они никогда бы не встретились. Какое-то животное может получиться даже милым, но от, например, саблезубой рогатой плотоядной белки вы бы предпочли держаться подальше.

Обзор

Игру «Эволюция» вышла в 2010 году. Она сразу приобрела большую популярность и была издана не только на русском, но и еще на трех европейских языках – английском, французском и немецком. Кстати, в игре «Эволюция» все названия даны еще и на английском, чтобы, по задумке авторов, за одним столом могли собраться и русскоговорящие и англоговорящие игроки.

В 2013 году появилась игра "Эволюция 2", – настолка «Эволюция: Случайные Мутации». Это не дополнение, а переработанная редакция игры, с другими картами, в ней несколько иная стратегия. Как утверждают авторы, она ближе к естественным процессам, а мутации теперь случаются не только положительные, но и отрицательные, и игроки могут узнать об эволюции много нового.

Существует и более поздняя карточная игра «Эволюция: Естественный отбор». В ней полностью переработан дизайн на более красочный, внесены изменения в правила.

Напарники, а, скорее, противники по игре будут стремиться к тому, чтобы вы теряли свои карты, а вы будете отвечать им тем же

Игра «Эволюция» подходит как для детей, начиная с 11-12 лет, так и для взрослых. Она учит выстраивать стратегию и не торопиться в принятии решений, ее полюбит спокойная личность. Сыграйте в нее и убедитесь в этом сами.

Авторы

Придумал «Эволюцию» российский ученый, биолог Дмитрий Алексеевич Кнорре. Им же были созданы все иллюстрации, включая стильную ящерицу на тыльной стороне карты, ставшей игровым элементом. Изначально игра создавалась им для друзей и, прежде чем попала в типографию, претерпела множество изменений ради игрового баланса.

В работе над дополнениями и другими вариациями игры к Кнорре присоединился его друг Сергей Мачин.

Цель игры

Цель игры – как можно лучше развить свою популяцию и при этом выжить, заработав на этом максимум очков. Ну и не дать развиться соперникам – например, если способности позволяют, их животных можно просто сожрать.

Упаковка и дизайн

«Эволюция» и дополнения к ней выходят в серии «Правильные игры» с довольно строгим, практически одноцветным оформлением. Коробка форматом с книгу выполнена в форме пенала с выдвигающейся вставкой, коробки с дополнениями – тоже, но меньшего размером.

На каждой карте есть схематический рисунок животного или его свойства, название, направление взаимодействия.

Комплектация

В базовом наборе есть комплект из 84 карт, два кубика-шестигранника, 25 фишек пищи, брошюра с правилами и памятка к карточкам со свойствами. В коробках с дополнениями лежат только сеты карт, по 42 штуки.

Так же для тех, кто хочет масштабного развития игры, есть подарочное издание. В него входит основной набор, дополнения «Время летать» и «Континенты» и несколько карточек с еще не известными свойствами. Всего в коробке вы найдете: 168 игровых карт, 18 специальных карт, карты с континентами, 4 разделителя территорий, 62 фишки пищи, 4 кубика и правила.

Категории карт

Все карты можно поделить на группы по свойствам (всего в основном комплекте их 19 ). При этом карты применяются в двух категориях – как сами зверики и как их качества. Карта, лежащая перед игроком изображением ящерицы вверх, считается животным. А все свойства уже подкладываются под нее рубашкой вниз.

Количество игроков

Основной набор рассчитан на двух-четырех игроков, иначе не будет хватать карт. С двойной упаковкой или дополнениями число участников можно увеличить до восьми человек от 12 до 99 лет.

Игра понравится тем, кто любит спокойные игры-стратегии в стиле «Зельеварения».

Как играть в «Эволюцию»

Правила «Эволюции» не очень сложны, хотя она и подается как игра с высоким уровнем стратегии. Суть в том, чтобы развивать животных, дабы они стали круче всех и при этом не вымерли в голодный год или их не сожрали более агрессивные соперники.

Так как игра карточная, то вся механика игры основана на правильном использовании карт. Одними обозначаются сами звери, другими – их свойства. Элемент случайности вносят перетасованная колода и результаты бросков кубика.

Подготовка к игре

Из перетасованной колоды игрокам сдается по 6 карт в руку. Остаток карт кладется между участниками. Рядом с ними тремя кучками – фишки еды трех цветов (у них разный функционал). Чтобы выбрать того, кто ходит первым, обычно катают кубик.

Порядок хода

Ход в игре длинный и поделен на определенные фазы. Их четыре. Это фазы развития, определения кормовой базы, питания, вымирания и получения новых карт.

Сначала все игроки проходят по кругу первую фазу, потом вторую и так до конца хода. Причем развитие и питание – фазы, которые повторяются несколько раз подряд до перехода к следующей. Если кто-то уже не может ничего сделать в действующей на данный момент фазе, то он ее пропускает.

Фаза развития

В фазе развития карты, полученные вначале, кладутся на стол. Сначала одна карта кладется ящерицей вверх – это само животное. Под нее так, чтобы была видна надпись, подкладываются карточки со свойствами. На многих картах указаны не одно, а два свойства. Придется выбрать, какое вы будете использовать, и положить карту нужной частью вверх.

Количество животных и их свойств не ограничено, но качества не должны повторяться, кроме парных или «Жировой запас» .

На этом же этапе выкладываются карты, обозначающие взаимодействие. Их размещают между картами ваших питомцев.

За один раз можно выложить одну карту. Фаза длится столько раундов, сколько потребуется для того, чтобы все игроки выложили свои карты или сказали «Пас».

Мутируй или исчезай

В редакции игры «Эволюция: Случайные Мутации» свойства заменены на мутации. Они могут быть полезные и вредные. В результате в плюс игроку идут только положительные мутации, как и во время настоящей эволюции, помогающие популяции животных выжить.

Фаза определения кормовой базы

Эта фаза короткая, состоит из одного броска кубиков. Если за столом два игрока, то катают один шестигранник и прибавляют к результату 2. Если трое – два шестигранника. Четверо – два шестигранника и прибавить 2. Получившееся значение и будет объемом кормовой базы на текущий ход. Ее символизируют красные фишки, нужное количество которых складывают на столе возле колоды.

Внимательно следи за тем, что ешь, или Фаза питания

Фаза питания , как и фаза развития, длится несколько раундов. Участники поочередно берут по одной алой фишке, чтобы положить их на своих животных. Отдельные карты позволяют взять несколько фишек за раз. Есть свойства, благодаря которым можно брать еще и синие фишки дополнительного питания.

«Хищник» может вместо того, чтобы брать фишку, съесть животное противника и получить за это две синие фишки дополнительного питания. Но только один раз за ход.

Также есть свойство «Жировой запас», позволяющее брать лишние фишки, даже если животное уже пообедало. Когда все получили достаточно еды, жировой запас наполнен, все свойства сыграны или закончилась кормовая база, фаза заканчивается.

Условие победы

Финальная фаза хода и, в финале, игры – фаза вымирания . На этом этапе все голодные животные умирают от истощения и отправляются в сброс игрока ящерицей вверх вместе со всеми так или иначе связанными с ними картами. Наступает время получения новых карт – по одной плюс количество выживших животных каждому. Все фишки еды, кроме жирка, откладываются в сторону. Начинается следующий ход, причем право ходить первым передается влево от предыдущего первопроходца.

Если карты в колоде кончились, то этот ход будет завершающим. После него игроки подсчитывают очки. Они получают по 2 очка за каждое выжившее животное и по 1 очку за каждое свойство. Если были свойства, требующие дополнительных усилий для того, чтобы прокормить живность, то за них тоже начисляются баллы. Выигрывает тот, кто набрал больше очков. Если выходит ничья, то победа достается тому игроку, у кого толще пачка сброса.

Дополнения и издания

Дополнения к игре «Эволюция» вышли почти следом за ней самой, потому что у автора накопилось множество карт, не вошедших в базовый набор по разным причинам. И потому, что сама игра хорошо «выстрелила» и понравилась очень многим.

На данный момент выпущены:

дополнение «Эволюция: Время летать»,

дополнение «Эволюция: Континенты»,

дополнение «Эволюция: Растения»,

«Эволюция. Случайные мутации» (переработанная версия игры, более достоверная с точки зрения биологии),

«Эволюция. Естественный отбор» (красочное издание с полностью переработанными иллюстрациями, множеством дополнительных карт и фишек и скорректированными правилами).

Дополнение к игре "Эволюция. Естественный отбор" под названием "Полет"

«Эволюция. Подарочное издание».

Время летать

Первое дополнение – набор «Эволюция: Время летать». Это 42 новые карты и дополнительные фишки еды и кубик. Максимальное количество игроков вырастает до шести человек. Появляется много новых интересных свойств. В первую очередь, как понятно из названия, теперь в настольной игре «Эволюция» можно научиться летать с помощью карты «Полет», чтобы смотреть на всех хищников свысока (кроме крылатых). Карта «Интеллект» помогает с умом спасаться от желающих вами пообедать, а хищникам – обходить одно из свойств потенциальной закуски. Также звери и птицы освоили умение делать засады и много что еще.

Как насчет континентов

Второе дополнение – сет «Эволюция: Континенты». В нем появляется еще множество свойств, а также изменяется механика игры. Появляются материки, которые заметно на нее влияют.

Игра «Эволюция: Континенты» полностью совместима с базовым набором, но рассчитана не более чем на четырех игроков. В наборе 42 карты, 24 фишки и кубик.

А сейчас мое животное мееедленно и кайфно уходит на другой материк

Теперь для существования животные должны населять определенные материки, не считая водоплавающих, живущих в океане. Локаций три – материки Лавразия и Гондвана и Океан. В каждой свои условия обитания.

Перебраться с материка на материк можно тремя способами. Либо сначала стать водоплавающим и переместиться в Океан, а потом потерять это способность и снова попасть на континент, уже по своему выбору. Либо воспользоваться свойствами «Миграция» или «Прилипала» , полезными, но не позволяющими получать фишки еды на этом ходу. Либо играть в «Эволюцию: Континенты» вместе с «Эволюция: Время летать», и со свойством «Полет» мигрировать, куда хочется, но только если животное не очень тяжелое (обладает не более чем двумя качествами).

Свойства работают только в пределах родной локации, так что если хищник хочет устроить гонки за рыбкой, для начала он должен отрастить жабры.

Что поменялось

Основное отличие в механике – для каждой среды обитания определяется свой объем и вид пищи. При раздаче карт (по 10 штук), игроки получают еще и указатель территории, помогающий видеть, где находятся их животные. В центре стола размещают карты континентов и океана, на них будут выкладываться фишки еды. Их количество определяется по таблице в правилах, и оно разное для разных локаций. Нельзя кормить животное едой из не его места обитания.

Из глубин древнего океана на землю выбралось простейшее животное. Оно только хотело есть и размножаться. Животное мирно паслось на древних полях, пока не обнаружило рядом опасного соседа, не вегетарианца, а выбирающего на обед мясо. Тогда первому животному ничего не оставалось, как научиться быстро бегать, но и хищник нарастил скорость. Животное слилось с местностью, тогда хищник обрел острое зрение. Животное, посидело, подумало куцым мозгом и взлетело. А хищнику только и оставалось, что бегать по земле и клацать зубами.

Игра «Эволюция» претендует на соседство с «Происхождением видов» Дарвина. И не удивительно, ведь разработчик, Дмитрий Кнорре — кандидат биологических наук! Тесное же знакомство автора с темой игры, позволяет верить в ее приближенность к реальности. А также, в хорошую переработку эволюционных механизмов в механику карточной игры.
В игре «Эволюция» и расширении «Время летать» игроку предстоит проследить и направить развитие биологических видов. Необходимо комбинировать разнообразные свойства и умения одиночных существ, соединять их симбиотическими связями, и тем самым, вывести животных на вершину пищевой цепочки. Причем, эволюционный путь — не райский сад, выживать придется в условиях ограниченных запасов ресурсов.

Каждый этап на всех игроков выделяется общее, и каждый раз случайное, количество еды, которой все чаще и чаще не хватает. Еда и является тем камнем преткновения, вокруг которого в игре кипят нешуточные страсти. Первому не хватит еды, чтобы прокормить всех своих животных и ему приходится выбирать какой вид отправить в небытие. Второй попытается атаковать хищником животного другого игрока, а третий, успев накормить всех своих зверей, уничтожает и без того скромные запасы еды, и обрекает животных соперников на голодную смерть.

А после все начинается сначала: появляются новые виды, старые приобретают свойства нужные для выживания. Хищники становятся быстрее, выше, сильнее. Травоядные не отстают — убегают, закапываются и уплывают.

Дополнение вносит в игру ряд новых свойств, увеличивает разнообразие стратегий выживания и расширяет максимум игроков с четырех до шести. Игравший с дополнением вряд ли уже вернется к базовой версии. Игра может отпугнуть своим простым оформлением, монохромными картинками, но четко отлаженная механика с контраргументом на каждый аргумент, большая вариативность, и уникальность каждой партии не дадут заскучать и затмят собой внешний вид.

С теорией эволюции можно соглашаться или нет. В нее можно верить безоговорочно, а можно требовать доказательств. Но в «Эволюцию» стоит сыграть однозначно.

1. Карты со свойствами «на руке» игроков. «Рубашка» карт – сами животные.
2. Индивидуальный сброс у каждого игрока.
3. Готовые животные со свойствами. У первого игрока – незащищенное животное со специализацией, если на столе лишь одно животное с уникальной специализацией, то оно получает в ход одну единицу еды; и животное с чернильным облаком и заполненным жировым запасом. У второго игрока – мимикрирующий хищник, и водоплавающее.
4. Животные второго игрока связаны парным свойством. Если ест одно животное, то второе автоматически получает еду.
5. Запас фишек основной еды, дополнительной и жирового запаса.
6. Раковина – карта из дополнения, единственная карта, всегда остающаяся на поле.
7. Запас еды в текущем ходу.
8. Когда заканчивается колода – заканчивается игра.

» – это увлекательное приключение и занимательный урок биологии. Разложите на столе яркие карты и фишки и вы поймете, по каким законам развивается жизнь на Земле!

Цель игры

Сформировать самую развитую и многочисленную популяцию живых существ и набрать больше баллов, чем другие участники.

Описание игры

В игре используется колода из 84 карт, 25 цветных фишек для обозначения еды и два кубика. «Эволюция» рассчитана на участников старше 12 лет и длится от 30 до 60 минут. Она задействует от 2-х до 4-х игроков при использовании одной колоды карт и до 8-ми – при подключении двух колод.

В процессе участники комбинируют свойства живых организмов, регулируют их численность и получают новые полезные характеристики. Игрок стремится, чтобы популяция выжила и к финалу заняла доминирующее положение. Партия состоит из 10-15 раундов или ходов – пока не закончатся карты в колоде.

Подготовка к игре

Колода перемешивается, и каждый игрок получает по 6 карт. Затем броском кубика выбирается тот, кто ходит первым.

Ход игры

Каждый раунд состоит из нескольких фаз: развития, определения кормовой базы, питания и вымирания. Игроки ходят по одному, друг за другом, по часовой стрелке.

По желанию участник может разыграть свою карту или пропустить ход. Когда никто за столом не может или не хочет больше действовать, фаза считается законченной.

Развитие . Во время первой фазы все выкладывают карты на стол по одной.

Картинку кладут лицом или рубашкой наверх. В первом случае она открывает какое-то свойство, во втором – обозначает животное. Карту-свойство кладут под то животное, на которое она играется.

Свойства «Сотрудничество», «Симбиоз» и «Взаимодействие» необходимо разыгрывать сразу на двух особях, то есть эти свойства – парные.

На некоторых картах обозначены две характеристики, но играть будет только одна, и менять ее по ходу игры нельзя. Одно животное не может иметь два одинаковых свойства, за исключением «Жирового запаса».

Когда игрок не хочет больше создавать новое животное и не желает добавлять ему отличительных черт, он пасует и больше не выкладывает карты. Участник также обязан сказать «пас», если карты в его руке закончились. Фаза считается завершенной, когда ни один участник не может совершить ход.

Определение кормовой базы . Доступная еда зависит от броска кубиков и количества игроков, которые принимают участие в партии. Получившийся запас еды составляет кормовую базу на этот ход.

Если играют двое, к выпавшему на кубике значению прибавляют 2. При игре втроем бросают два кубика и получившиеся числа суммируют. Для четырех игроков к сумме цифр на двух кубиках прибавляют 2. Затем нужное количество красных фишек выкладывают на центр стола.

Питание . Следующая фаза состоит из нескольких кругов. Игроки по очереди берут по одной красной фишке и ставят ее на одно из своих животных.

По умолчанию каждый зверь имеет единицу сытости, поэтому ему достаточно одного жетона, чтобы «наесться».

Каждое новое свойство существа требует дополнительной пищи.

Когда наступила очередь участника брать фишку, а его животное уже накормлено, он может положить квадратик на параметр «Жировой запас».

Если вы – владелец «Хищника», то имеете право не брать фишку еды, а напасть на незащищенных особей на столе.

Это может быть животное, принадлежащее другому игроку, свое или другой «Хищник». После нападения добыча считается уничтоженной, а плотоядное существо получает две синих фишки из кормового запаса.

Фаза завершается, когда все животные будут накормлены и пополнят жировой запас, когда в кормовой базе не останется фишек, или все игроки спасуют.

Вымирание . Живые организмы, у которых нет фишек еды, вымирают, то есть уходят в сброс вместе со всеми их свойствами. После этого игрокам раздают столько карт, сколько у них осталось животных плюс одну карту сверху. Если у горе-селекционера не выжил никто, он получает шесть карт. Потом все фишки питания, кроме «Жирового запаса», снимаются с животных, и следующий игрок начинает новый раунд игры.

Окончание игры

Последний раунд наступает, когда в колоде заканчиваются все карты. По завершении подсчитывают очки. Игроку начисляют два балла за каждое выжившее животное и по одному – за каждое свойство. К сумме плюсуются дополнительные очки, указанные на карточках со свойствами. Победителем считается тот, у кого будет выявлен наибольший результат.

(Прим. ред. — Перед вами перевод статьи «Dale Yu: Review of Evolution (NorthStar Games)», опубликованной 20 мая 2015 на сайте opinionatedgamers.com.)

    Разработчики: Доминик Крапушетт, Дмитрий Кнорре, Сергей Мачин

    Издатель: «NorthStar Games»

    Число игроков: 2-6

    Возраст: от 10 лет

    Длительность: 60 минут

    Количество сыгранных партий: 10, игра для обзора предоставлена издательством «NorthStar Games»

Впервые я написал об «Эволюции» в 2011 году, это была самая первая версия игры, изданная русским издательством «Правильные игры». Вскоре издатель продал права за рубеж, и их приобрела компания «NorthStar Games». После этого Доминик Крапушетт проделал гигантскую работу по доработке игры, и за это я снимаю перед ним шляпу. Доминик внёс множество кардинальных изменений, достаточных, на мой взгляд, чтобы считать их итоговый результат совершенно другой игрой по сравнению с оригиналом. Несколько месяцев назад я написал новый обзор «Эволюции» — обзор переработанной версии игры. А это, получается, уже третий обзор, в нём речь пойдёт об обновлённом издании игры.

Новая иллюстрация на коробке

Коробка издания 2014 года

В «Эволюции» вы создаёте и развиваете особи, стараясь, чтобы каждый раунд они не только выживали, но и преуспевали. Игра симулирует механизмы эволюции, благодаря которым животные менялись и приспосабливались к новым условиям окружающей среды. Это карточная игра, в её составе 129 карт свойств. Каждый участник начинает игру с одной особью. Особь — деревянное поле с двумя счётчиками: один отвечает за размер особи, другой — за размер её популяции.

Два поля особей и карты над ними

В начале каждого раунда игроки берут из колоды по 3 карты, ещё 1 дополнительную карту приносит игроку каждое имеющееся у него поле особи. Если колода заканчивается, из сброса делается новая колода, поэтому карт хватает на всех, однако раунд, в котором это произошло, становится последним.

Получив карты, игроки в закрытую выкладывают по одной карте перед собой, эти выложенные карты определят кормовую базу текущего раунда (в нижнем правом углу каждой карты свойства указано определённое число еды) и будут использованы в фазу питания. А пока участников ждёт фаза розыгрыша карт.

Начиная с первого игрока и по часовой стрелке, каждый игрок разыгрывает с руки столько карт свойств, сколько хочет.

Карты свойств можно играть на своих особей, в этом случае карты выкладываются в закрытую чуть выше выбранных особей. Есть ограничение: у одной особи не может быть больше 3 свойств. Также нельзя играть на особь свойство, которое у неё уже есть.

Некоторые карты свойств, позволяющие питаться эффективнее

Карты свойств можно сбрасывать, чтобы создавать новых особей. В этом случае из запаса берётся новое поле особи и кладётся справа или слева от имеющихся особей (но никогда между ними), на первые деления счётчика размера особи и популяции кладутся деревянные маркеры.

Наконец, карты свойств можно сбрасывать, чтобы увеличить размер или популяцию одной особи на 1. Увеличить какую-либо из этих характеристик больше 6 не получится — у поля особи не предусмотрено других отверстий.

Игроки вольны сбрасывать/играть любое число карт. Все не потраченные карты остаются на руке, их можно использовать в следующих раундах. После того как первый игрок сбросил/сыграл все желаемые карты, то же самое делает следующий по очереди участник и так далее. В конце фазы игроки переворачивают все сыгранные на особей карты свойств.

Дальше начинается фаза питания. Игроки открывают выложенные в начале раунда карты, суммируют указанные на них количества еды и кладут соответствующее число маркеров еды на поле водопоя — это кормовая база текущего раунда. Сначала еду получают особи со свойством эффективного питания (определяется по чёрному листку в правом верхнем углу карты), затем наступает этап «обычного» питания.

Обновлённое поле для кормовой базы

Поле для кормовой базы предыдущего издания

Начиная с первого игрока, каждый игрок по очереди кормит ОДНУ из своих голодных особей. Особь считается голодной, если жетонов еды на её поле меньше, чем размер её популяции. В игре есть 2 типа особей: травоядные и хищники — для каждого типа свои правила питания.

Травоядные просто потребляют еду из кормовой базы. Обычно за один раз вы берёте 1 жетон еды из водоёма и кладёте его на поле голодной особи — на самый левый свободный кружок над маркерами популяции. Особь не может есть больше, чем составляет размер её популяции. Некоторые свойства особей влияют на число жетонов еды, некоторые позволяют кормить ещё и соседние особи.

Хищники предпочитают есть мясо — мясо других особей. Хищник может напасть на любую особь в игре, даже если она принадлежит владельцу этого хищника. Хищник обязан нападать и съедать другие особи, если он в состоянии сделать это, а напасть он может, только если его размер больше размера потенциальной жертвы И у этой жертвы нет защитных свойств, которые разрешили бы ей не становиться добычей хищника. Если нападение успешно, хищник берёт столько жетонов еды из запаса, сколько составлял размер жертвы, а жертва уменьшает размер популяции на 1. Если популяция сокращается до 0, особь прекращает существовать: её поле и карты свойств сбрасываются. При этом владелец вымершей особи получает компенсацию: берёт столько новых карт из колоды, сколько карт свойств было у особи на момент её гибели.

Некоторые «хищные» карты

Фаза питания заканчивается, либо когда все особи наедаются (число их жетонов еды становится равным их популяциям), либо когда у голодных особей не остаётся возможности наесться. Если особь остаётся голодной, её популяция сокращается на 1 за каждый не хватающий жетон еды. Соответственно, если особь вообще не смогла поесть, её популяция падает до 0 и она перестаёт существовать. Её поле и свойства сбрасываются, а её владелец получает по новой карте за каждое сброшенное свойство. После этого игроки откладывают любые собранные в текущем раунде жетоны еды в свои мешочки. Если у какого-то игрока не остаётся живых особей, он берёт новое поле особи из запаса. В завершении раунда первым игроком становится следующий участник по часовой стрелке.

Как уже было сказано, игра заканчивается после раунда, в котором в фазе получения карт игроки вынуждены были обновить закончившуюся колоду. Игроки подсчитывают победные очки. Очки даются за три вещи:

    По 1 очку приносит каждый жетон еды в мешочке игрока.

    Игрок получает столько очков, сколько составляют размеры популяции его выживших особей.

    Игрок получает столько очков, сколько свойств имеется у его особей.

    В случае ничьей побеждает претендент с наибольшим числом карт свойств.

Мои мысли об игре

Прежде всего, надо сказать, что по сравнению с оригинальной версией эта новая версия играется гораздо лучше — от начала до конца. Если выбирать между двумя версиями, то я бы выбирал издание от «NorthStar» в 9 случаях из 10. Самое большое отличие касается получения очков, в версии «Правильных игр» вы зарабатывали очки только в конце игры, получая по 1 очку за особь и карту свойства особи. Ничто другое не имело значения. В итоге игра представляла собой 30-40-е наращивание сил с надеждой на удачу в последнем раунде. В новой версии очки начисляются с самого начала, и, на мой взгляд, это очень важное улучшение. Однако я полагаю, большинство из вас и в глаза не видело версию «Эволюции» от «Правильных игр», поэтому все оставшиеся комментарии будут относиться к новой версии игры.

Симпатичные тканевые мешочки для хранения съеденной еды

«Эволюция» — это хорошо проработанная игра, нацеленная на среднего «еврогеймера». Я говорю это не в плохом смысле, просто такова особенность компании «NorthStar». Я не раз общался с Домом и Сатишем из «NorthStar» и знаю, что они стараются выпускать игры, доступные «широкой публике». Предыдущие игры компании, такие, как «Держи пари» («Wits and Wagers»), сделали скачок к «мейнтстримовому» направлению, но в то же время компания старается заинтересовать и более продвинутого игрока. «NorthStar» собирается поддержать продажи «Эволюции» серией турниров и даже будет пытаться включить её в список игр «WBC» («World Boardgaming Championships» — «Международный чемпионат по настольным играм», ежегодный американский конвент. — Прим. пер.), но не уверен, что у них получится.

Основу «Эволюции» составляют управление комбинациями различных навыков и стратегическое планирование лучшего времени для розыгрыша карт. Вам приходится постоянно следить за особями соперников, чтобы просчитывать, какие свойства будут наиболее ценны в каждый момент времени, и эта относительная ценность свойств будет неуклонно меняться по мере эволюции особей.

Каждый раунд вам необходимо решать, как распорядиться имеющимися картами наилучшим образом. Вы можете потратить их на ограниченное число особей, стараясь сделать их настолько сильнее и удачнее, насколько возможно. Или вы можете потратить карты на приобретение новых особей — они легко могут стать закуской для хищников, но если выживут, то каждый раунд вы будете получать больше карт, а, возможно, когда-нибудь и они превратятся в сильных и удачных особей.

Чувствуется, что карты свойств хорошо сбалансированы, вы не найдёте свойство, которое было бы чересчур мощным на фоне других. А ещё в зависимости от других разыгранных свойств каждое свойство показывает себя по-разному — прямо как в реальной жизни.

Некоторые защитные карты

Ещё одно решение, которое вам приходится принимать — в какой момент превратить особь в хищника (и нужно ли это делать). Подобное превращение делается розыгрышем карты свойства «Хищник». Хищник перестаёт быть привязанным к жетонам еды из водоёма, но вы должны быть уверены, что он не останется без еды.

В игре очень приятная графика, иллюстрации на картах особенно хороши. Часть карт перерисована по сравнению с предыдущей версией. Также в предыдущей версии был крайне неудобный водоём, на котором сложно было различить жетоны еды, и это был, наверное, единственный недостаток графического дизайна версии 2014 года. Для его устранения в наши первые игры мы попросту не доставали это поле водоёма, а выкладывали жетоны прямо на стол. Теперь в игре новый водоём с менее пёстрым оформлением, и жетоны еды видны на нём совершенно отчётливо.

Деревянные поля особей добавляют игре особый шарм... и вес. Я не уверен, что они существенно дороже, чем обычные картонные поля, но в любом случае их приятно держать в руках и играть ими, так что никаких жалоб на этот счёт.

Памятка с описанием различных свойств

В целом, я бы сказал, что стратегическая составляющая игры находится где-то на среднем уровне, возможно, даже чуть ниже среднего, но, опять же, именно этого и стоит ждать от игры, нацеленной на массового потребителя. Конечно, игра сложнее, чем то, во что привыкли играть любители «Монополии», но для тех из них, кто ищет чего-то другого, она может стать отличной входной точкой в мир игр, существующих за гранью «кинь-двинь». Я был приятно удивлён глубине игры, и она не наскучила мне даже после 10 игр. Двоим моим сыновьям она тоже пришлась по вкусу (вот почему я отыграл целых 10 партий).

Мысли других «ворчливых игроков» (о версии 2014 года)

Грег Шлёссер . Эта переделанная, обновлённая «Эволюция», без сомнения, гораздо лучше предшественника. В оригинальной игре особи появлялись так же быстро, как исчезали, поскольку в ней не было никакого механизма увеличения их популяции. Тебя атаковали — ты убит. В новой же версии мир стал более стабильным местом. Также в оригинальной игре победные очки зарабатывались только в последнем раунде, а всё происходящее до этого было своеобразным подготовительным этапом. Игра была куда более хаотична, но эта неконтролируемость поворотов судьбы могла бы быть менее заметна, происходи получение очков чаще. В новой версии игроки получают очки всякий раз, когда съедают корм, а срок жизни особей несравнимо выше.

Компоненты и художественное оформление претерпели кардинальное изменение. Иллюстрации выше всяких похвал. Жетоны, поля особей и тряпичные мешочки для хранения съеденной еды — всё это очень хорошего качества.

Процесс игры слажен, и сама игра проходит довольно забавно. Однако имеются и некоторые проблемы. Еды слишком много. В оригинальной игре количество корма определялось броском кубиков, то есть каждый раз было совершенно случайно, непредсказуемо и исключало возможность планирования. Пересмотренный метод определения запасов еды, при котором игроки выкладывают по карте, куда интереснее, но работает только в теории, а на практике еды получается в избытке. Её станет мало, только если каждый игрок выложит маленькую карту, а для этого особи игроков должны найти альтернативные или более сытые способы пропитания (что может случиться только ближе к концу игры, а может и не случиться вовсе). Все хотят, чтобы их особи выжили, поэтому каждый обычно кладёт карту, дающую много еды. Конечно, можно было бы вырастить стадо хищников, это позволило бы саботировать отчисления в общую кормушку, но обычно найти пропитание для хищников не так просто из-за защитных свойств, развившихся у других особей. Иными словами, делать ставку на хищников довольно рискованно.

Другая проблема связана с быстрым концом игры. Только вам кажется, что вы собрали идеальные комбинации взаимодополняющих свойств, как раз — и заканчивается колода. В игре с 5-6 участниками это происходит чересчур быстро, поэтому получается, что лучше играть втроём-вчетвером. Вообще, это довольно необычная ситуация, когда с увеличением числа участников уменьшается длительность партии. Более объёмная колода или хотя бы возможность отыграть обычную колоду второй раз добавили бы игрокам больше времени на эволюцию особей.

Но при всём при этом, разумеется, нельзя не отметить огромную заслугу «NorthStar Games» в том, что они взяли не лишённую хороших идей, но сырую игру, и значительно её улучшили. Новая версия вышла более сбалансированной и менее случайной. Определённо, это игра, за которой может проводить время большинство семей, хотя, если вы играете с детьми, нападения хищников могут их обидеть. Что до закалённых ветеранов, то им игра должна придтись по вкусу, однако, боюсь, у них возникнут те же претензии, что и у меня. Было бы здорово, если бы издатель добавил в игру одно или несколько решений, которые сделали бы еду более скудным ресурсом, и продлили время партии. С этими изменениями в качестве опций получилась бы игра для самого широкого диапазона игроков, а это всегда хорошо. Словно оправдывая своё название и тему, «Эволюция» могла бы продолжить эволюционировать дальше — в виде дополнений.

Митчел Томашоу . Это одна из немногих новых игр, в которые мне довелось сыграть. Мне всегда крайне интересны игры на тему эволюции и экологии, поэтому я был рад представившейся возможности. Однако игра меня разочаровала. Мы шесть раз сыграли вдвоём. На наш взгляд, в ней мало разнообразия, а смена факторов окружающей среды показана недостаточно чётко. На последнее можно было бы не обращать внимания, если бы образовательная сторона игры полностью затмевалась захватывающим игровым процессом. Но играть в «Эволюцию» скучно и однообразно. Возможно, она проходит динамичнее в компании с большим числом игроков. Я согласен с Грегом, что в решении озвученных им проблем могли бы помочь дополнения и более интересные и разнообразные карты.

Описание игры

С сентября 2015 г правила нового тиража "Эволюции" включают дополнение – сценарий "Эволюция. Катаклизм", разработанный при участии мастеров игры. Вы можете ознакомиться с новым вариантом правил на нашем сайте.

Форум

Оставить свой отзыв (понравилось/не понравилось и почему) вы можете чуть ниже в разделе Отзывы и комментарии , а задать вопросы по правилам и просто поговорить про игру, мы вас приглашаем на Форум »

Видеообзор настольной игры Эволюция от Игроведа!

Купить настольную игру Эволюция

Отзывы и комментарии (296 )

    То есть верно я поняла, что выложив изначально животных А и Б, я могу положить между ними животное В и связать, например, А и В сотрудничеством?

    Ответ от магазина Игровед: Наталья, да, всё верно.

    Отзыв | Наталья | 26.05.2019

    Добрый день. Немного запутались в интерпретации правил. 1. Верно ли я поняла, что выкладывать новых животных можно только по мере появления? Или можно их выкладывать до или между существующих? 2. Обязан ли игрок кормить своих животных по очереди их появления у него в фазу питания или может выбрать любую очередность?

    Ответ от магазина Игровед: Наталья, добрый день.
    1. Если вы имеете в виду расположение животных на игровом столе, то оно значения не имеет - можно раскладывать, как удобно.
    2. Вы можете кормить животных в любой последовательности.

    Отзыв | Анастасия, Черняховск | 25.04.2019

    Здравствуйте, можно ли использовать все дополнения к базовой игре? Если нет, то какой максимум? Есть ли отдельные правила для такой игры?

    Ответ от магазина Игровед: Анастасия, здравствуйте. Полагаем, можно. В конце правил к дополнениям есть уточнения, как их совмещать с другими дополнениями.

    Отзыв | Денис, Москва | 28.10.2018

    Здравствуйте. Это 3 редакция игры?

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Денис. У нас представлена игра с версией правил 1.4.1(2015 г). К сожалению, подсказать, какая это редакция игры, не можем.

    Отзыв | Ростислав | 14.10.2018

    Ответ от магазина Игровед: Ростислав, здравствуйте.
    1. Да.
    2. Да.
    3. Да.

    Отзыв | Ростислав | 13.10.2018

    Здравствуйте! Вопрос следующего рода: Есть животное А и животное Б. Между ними карта Симбиоз (животное А - симбионт). Животное А имеет свойство "Норное" и является накормленным, следовательно не может быть атаковано хищником. Противник атакует существо Б, атака перенаправляется на существо А, но так как оно Норное, накорменное - хищник не может его атаковать. Получается Животное А и Б являются неуязвимыми и неубиваемыми. Объясните эту ситуацию!

    Ответ от магазина Игровед: Ростислав, здравствуйте.
    Такая ситуация вполне может быть. Одно из животных защищено от атак свойством "Симбиоз", а второе - свойством "Норное". Единственное, за чем вам необходимо будет следить - чтобы они оба были накормлены.

    Отзыв | Роман | 05.09.2018

    Извините,ошибся. Имел в виду,что один игрок в фазу питания не накормил своих животных в свой ход,а все остальные животные накормлены. Может ли этот игрок нападать до тех пор пока не накормил всех своих зверей?

    Ответ от магазина Игровед: Роман, в фазу питания в свой ход вы берете фишку из кормовой базы или нападаете одним хищником. Да, вы можете по очереди напасть всеми своими хищниками, но только по одному разу каждым.

    | 24.08.2017 Здравствуйте! а как же ответ Олегу от 30.01.2016: оппонент может перенаправить на второе существо и симбионт не сработает по той причине, что мы сами не вправе нападать на то существо,но если оно не имеет никакой ценности для соперника, он по свойству мимикрии может перенаправить атаку в него. Исходя из этих соображений, если второе существо не имеет ценности, то и мимикрировать на него можно, и симбиотнт вправе съесть его. Где истина?
    Вообще, игра замечательная! Мне ОЧЕНЬ нравится!Оторваться невозможно! Если не с кем, играю сама с собой: за себя и "за того парня"))
    ИМХО по поводе карт:если у игрока 0 животных, но есть карты в руке,берет не 0+1, а добирает до 6.
    Насчет топотуна в спячке: поскольку красные фишки представляют собой растительную пищу(яблоки, грибы, ягоды), видимо топотун когда спит, ворочается с боку на бок))
Поделиться: