Какая фигура в шахматах охраняет диагональ. Как нарисовать шахматную доску и ее фигурки

Способности в освоении игры в шахматы у каждого новичка проявляются по-разному, многое зависит от склада ума, стараний, желаний, но первые шаги одинаковы у всех начинающих шахматистов. Первым делом усваиваются правила расстановки фигур перед партией, следующим важным моментом является изучение принципов, как ходят фигуры в шахматах по доске. Их необходимо усвоить каждому желающему приступить к освоению шахмат. Правила передвижения фигур не менялись на протяжении всей долгой истории игры, используются во всех странах.

Возможности короля

Несмотря на то, что король является главной фигурой, без которой игра продолжаться не может, возможности этой фигуры крайне ограничены. Все шахматное войско обязано надежно охранять его от посягательств противника.

В начальной расстановке король располагается в центре на горизонтали 1, если это белые шахматы, или на полосе 8 у черных фигур. Он стоит на клетке другого цвета. То есть, черный король находится на белом поле, белый на черном. Ограничений в направлении движения у фигуры нет. Она может во время игры перемещаться:

  • вперед или назад,
  • влево или вправо,
  • по всем диагоналям.

Но длина хода короля невелика, составляет всего клетку. У короля есть возможность «убить» противника при условии, что он находится на соседнем поле. Он не должен находиться в зоне действия чужой фигуры. Если у короля нет возможности уйти, укрыться, положение называется «мат», засчитывается поражение.

Перемещение ферзя

Иногда эту фигуру называют королевой, что вполне соответствует ее неограниченным возможностям. Не напрасно по значимости ферзь приравнивается к 9 пешкам, у него есть отличная возможность свободно перемещаться по всей доске, если нет помех. Как и у короля, у королевы есть привилегия, позволяющая двигаться во всех направлениях. Причем фигура способна передвигаться на любое количество полей, независимо от их цвета. Это самый мощный, мобильный участник сражения, жертвовать этой фигурой можно только в самом крайнем случае. Без ферзя выиграть партию очень сложно.

Правила движения слонов

Другое название фигуры «офицер». Эта фигура, действительно, как исполнительный воин может выполнить непростые задачи, сразить противника, находящегося на другой стороне доски. Для слонов существует несколько правил:

  • у каждого игрока в начале игры по 2 слона;
  • фигуры перемещаются только по полям своего цвета, на которых устанавливаются перед игрой;
  • слон ходит в шахматах только по диагоналям на любое количество клеток;
  • он не перескакивает через фигуры.

Если на диагональных направлениях, доступных для данного офицера, находятся фигуры противника, он может их «съесть». Для этого «убитый враг» убирается, на его место устанавливается слон. Согласно шкале ценностей, 1 офицер заменяет три пешки.

Движение коня по доске

У шахматного коня самая сложная траектория, эта фигура ходит по пути в форме буквы «Г». Для того чтобы ее переставить, нужно отсчитать три клетки по горизонтали или вертикали и одну клетку вправо или влево. Цвет полей для коня значения не имеет, всего у фигуры, стоящей в трех клетках от края или далее, имеется восемь вариантов перемещений. Они выбираются в зависимости от ситуации на доске. Преимуществом коня является его способность перескакивать через любую фигуру, их наличие для коня не является препятствием. Если на месте окончания его траектории находится вражеская единица, она убирается, считается «съеденной» (срубленной).

Передвижение ладьи

Некоторые шахматисты любители называют эту фигуру турой. Ее также игроки стараются сохранять, не жертвовать фигурой без особой надобности. Ценность ладьи заключается в ее свободном перемещении. Оно ограничено прямыми линиями. Но:

  • цвет полей не имеет значение;
  • передвигаться можно вперед и назад, влево и вправо;
  • количество клеток одного хода не ограничено;
  • есть возможность использовать рокировку.

Тура не перескакивает через фигуры, если на пути стоит вражеская единица, ее можно «срубить», поставить ладью на эту клетку, сбитую фигуру убрать.

В некоторых случаях спасти короля от мата, улучшить ситуацию позволяет рокировка. Участвовать в ней может наряду с королем только тура. Провести такую операцию можно только в случае, если оба участника еще не сделали в игре ни одного хода. При рокировке король переставляется на два поля по направлению к ладье, а она устанавливается около него с другой стороны. Одновременная перестановка двух фигур в шахматах разрешается только в рокировках.

Правила ходов пешками

Перед игрой восемь пешек устанавливаются в ряд на второй горизонтали перед крупными фигурами. Для белых шахмат это полоса под номером 2, для черных №7. Эти фигуры считаются незначительными, являются солдатами армии, которые выполняют мелкие задачи, нередко ими жертвуют для более важных целей. Однако умалять их роль не стоит, в некоторых случаях пешки могут переломить ход игры.

Правила перемещения у пешек простые, они ходят только на одну клетку вперед. Рубит противника пешка только по диагонали, фигуру, стоящую впереди, она «съесть» не может. Есть еще одно исключение. При первом ходе из первоначально выстроенного ряда пешку можно передвинуть вперед сразу на две клетки.

Все шахматные фигуры выполняют две важных задачи. Они обеспечивают защиту королю, предотвращая «пат» и «мат», стараются сбить как можно больше противников.

У пешки есть еще одна немаловажная цель - ей нужно дойти до противоположного края доски. Сделать это крайне сложно, так как на пути у нее очень много шансов быть «съеденной». К тому же этой фигурой часто жертвуют для защиты более важных единиц. Однако если такую задачу удастся выполнить, с пешкой происходит чудесное превращение, она может стать любой другой фигурой, нужной игроку в данный момент. В большинстве случаев она благополучно преобразуется в могущественную королеву. Но это необязательно, игрок может сделать выбор в пользу коня, туры или слона, если для победы ему нужны эти фигуры.

День добрый, дорогой друг!

В детстве автора этих строк вначале научили играть в шашки. Когда же состоялось судьбоносное знакомство с шахматами, ваш покорный слуга слегка растерялся. В отличие от шашек, в этой игре фигуры передвигаются по-разному. Сразу возник вопрос: как ходят шахматные фигуры?

Сразу скажу, что словосочетание «в картинках» в заголовке, означает именно шахматные диаграммы .

Сравнение фигур с лошадями, слонами, рыцарями, бойницами и т.д. на мой взгляд, несколько искусственно. И только уводит ребенка из мира шахмат куда-то в другую область.

По крайней мере, лично у меня даже в детстве не возникало подобных аналогий.

А по сему, что называется, — «к барьеру». Разберемся, как ходят фигуры именно на доске, а не где бы то ни было. Обо всем по порядку.

Ферзь

Начнем с самой сильной фигуры. может ходить во всех направлениях: по диагонали и по прямой (вверх, вниз и в сторону). Более того, — на любое расстояние.


Перепрыгивать через другие фигуры не разрешено (это может делать только конь).

Любую фигуру соперника, стоящую на пути, ферзь может побить. На диаграмме — коня. А вот слон из своего же лагеря – препятствует ферзю двигаться.

Проще говоря, способ передвижения ферзя объединяет возможности ладьи и слона.

Король

Теперь на очереди самая уникальная фигура – король. Главная особенность — побить короля нельзя, это не предусмотрено правилами.

Схожи с ходами ферзя. Разница в том, что король может двинуться только на одно поле, а ферзь на любое количество.

Ходы можно делать во всех возможных направлениях, — вперед, назад, по диагонали и в сторону.


Таким же «макаром» король и бьет фигуры соперника. Или как иногда говорят неопытные игроки — «ест» или “рубит”.

Ладья

Наряду с ферзем, считается «тяжелой» фигурой. Направление движения – прямая. Вверх, вниз или в стороны.

Расстояние – любое, если траекторию не загораживают другие фигуры. Перепрыгивать их ладья не может.


То есть, в сравнении с ферзем, ладья не может ходить по диагонали.

Относительный «вес» (ценность) ладьи – 5 пешек. Для сравнения конь или слон эквивалентен трем пешкам. Ферзь – девяти.

То есть, как правило ладья сильнее легкой фигуры (коня или слона), но немного слабее пары конь+слон. А две ладьи чуть сильнее ферзя.

Конь

Какая шахматная фигура ходит буквой Г? Правильно, конечно же . И только конь.


На диаграмме зеленым цветом окрашены поля, на которые может «скакнуть» конь, находящийся в центре доски.

Еще одна важнейшая способность коня, — он может перескакивать через фигуры, включая фигуры соперника:


Белый конь имеет возможность побить черного слона, невзирая на препятствия в виде пешек. Конь, как завзятый барьерист, их перескакивает.

Слон

Слон, как и конь, считается легкой фигурой. Направление передвижения — исключительно по диагонали. На любое расстояние.


Также, как и другие фигуры, (за исключением коня), слон может двигаться только по свободному пространству доски. Чужую фигуру, встретившуюся на пути, — он может побить, своя же просто препятствует передвижению слона:


В позиции на диаграмме у слона только 2 хода — на поля е5 и на f6, попутно побивая черную ладью

Пешка

Несмотря на свою непритязательность в плане ценности (силы) фигуры, по разнообразию своих возможностей превосходит другие фигуры.

Основные особенности пешки: Ходит только вперед, бьет по диагонали, может превращаться в другие фигуры и бить другие пешки «на проходе». Обо все по порядку

Начальный ход

Пешка в стартовой позиции может продвинуться на одно или на два поля вперед.


Общее правило продвижения пешки можно сформулировать так:

Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может.

Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство" не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.

Взятие

Траектория взятия пешкой — по диагонали на одно поле и исключительно вперед. Назад не ходить, не брать пешка не может.

Например: 1. f3: g4 или 1... е5:d4

Пешка на поле b5 по вертикали пройти не может, однако может взять коня. 1. b5:а6

У этого правила есть исключение: взятие на проходе. Иногда называют – через битое поле.

Взятие через битое поле (на проходе)

Правило выглядит так:

В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.


1.с2-с4 b4:с3 или 1...f7-f5 2. g5:f6

Через битое поле можно брать только пешку. Другую фигуру брать пешке не разрешено.

Возможность взятия на проходе предоставляется только в течение 1 хода. Иными словами — как ответный ход на ход пешки соперника.

Превращение

Еще ода уникальная способность пешки – возможность превращения в другую фигуру.

Это звездный час любой пешки! Венец карьеры, так сказать.

Правило превращения:

Когда пешка доходит до последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она обязана превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.


На практике это выглядит так: Пешка ставится на клетку превращения, снимается с доски, и на это поле ставится другая фигура. Какая именно, решает сам шахматист.

Как правило, пешку превращают в ферзя, разумеется. Так на доске могут возникнуть несколько ферзей. Два ферзя одного цвета на доске появляются нередко.

Бывает, что превращение происходит одновременно со взятием. Одно другому не мешает:


Пешка бьет фигуру противника и одновременно превращается в другую свою фигуру. Получается двойной эффект: 1.d7:с8Ф

В заключение напомню, что правила передвижения фигур – только один из разделов правил шахматной игры. Согласитесь, цель игры не в том, чтобы «ходить». А в том, чтобы победить.

А посему призываю вас, дорогой друг, изучить и другие статьи по правилам игры на нашем блоге.

Шаг за шагом, и вы окунетесь в мир одной из самых увлекательных и полезных игр, изобретенных человечеством. Если не самой.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Сокровенная мечта Артема - ходить. Исполнить это новогоднее желание мальчика с диагнозом ДЦП благотворительный фонд "Облака", к сожалению, не может. Но дать ему возможность заниматься любимым делом - вполне реально. Сейчас вся жизнь Артема заключена в шахматах.

Благотворительный фонд "Облака" объявляет сбор на приобретение электронной шахматной доски - чтобы под елочкой 15-летнего Артема, как и многих детей, тоже ждал новогодний сюрприз.

Сумма сбора 37 900 рублей. На сегодняшний день, благодаря отзывчивым и неравнодушным людям, за достаточно короткий срок удалось собрать 28 тысяч. Осталось всего 9 900 рублей .

Когда видишь впервые улыбку Артема, то в нее совершенно невозможно не влюбиться. Его добрые и лучистые глаза просто притягивают к себе. Посмотришь на мальчика и чувствуешь невероятное тепло, буквально физически ощущаешь чистоту его сердца. Артем - необычный подросток. Ему всего 15 лет, и он прикован к коляске. По мнению врачей, навсегда.

Иногда судьба определяет нам тот путь на этой земле, который мы не в силах изменить. Но как объяснить это будущему мужчине, который так хочет ходить, бегать, жить полноценной, насыщенной жизнью? Как обычный человек...

Артем заехал в "Облака" по дороге на лечебную гимнастику. Машину не удалось припарковать на той стороне улицы, где расположен офис фонда. Артем не может самостоятельно ходить, и выйти из машины через скользкую дорогу его невозможно было заставить. Передвигаться в таких условиях тяжело, даже в какой-то степени страшно. Так и случилось, что знакомство сотрудников благотворительного фонда с чудесным Артемом, завоевавшим за три года участия в различных шахматных турнирах уже 7 медалей, состоялось прямо в автомобиле.

На вопрос: "Какая твоя самая заветная мечта?" Артем ответил так уверенно, словно разбуди его среди ночи, он без колебаний скажет то же самое: "Только одна - ходить".

Артем верит, что если он продолжит заниматься в клубе "Патриот" силовыми упражнениями, то у него окрепнет спина, пальцы станут послушными, и он сможет не только более спокойно играть в шахматы, но и писать письма, сочинения и набирать тексты на клавиатуре.

Когда Артему исполнилось 9 лет, его бабушка Галина Михайловна подсела к нему на краешек постели и поставила доску с шахматами на колени. "Теперь мы будем с тобой играть в шахматы", - сказала она безапелляционным тоном, и Артем всего за несколько месяцев не только научился играть в шахматы, но и стал выигрывать у бабушки.

Артем совершенно ясно помнит этот день, когда его руки впервые пытались ухватиться за шахматную фигуру. Сколько усилий ему пришлось совершить, чтобы укротить спастику рук и умело передвигать фигуры по шахматной доске.

Пока Артем рассказывал фонду о своем увлечении и мечтах, его мама вспоминала момент рождения Артема и что случилось после. Артем появился на свет непросто. Роды прошли очень тяжело, и первые 6 часов Артем не мог самостоятельно дышать. В эти самые первые и важные шесть часов его жизни в нашем мире с ним случилось самое страшное - кровоизлияние в головной мозг, которое приковало его к постели и сделало заложником коляски.

Наташа и Вячеслав (родители Артема - прим.ред.) приняли решение не сдаваться. Они боролись за его жизнь и за его интеллект с самых первых дней. Возможностей на дорогостоящее лечение не было, но отец взял самые сложные строительные объекты по отделке и хватался за любую работу, чтобы оплатить лечение сына.

И сейчас Вячеслав пропадает сутками на работе, чтобы у Артема была возможность посещать дополнительные секции, кружки и клубы. День у Артема расписан по минутам, и это не дает возможность ему падать духом. Все эти занятия, встречи с людьми, учеба в школе и постоянные поездки на турниры словно помогают ему ощутить, что он такой же, как и все его сверстники.

У Артема есть практически все, о чем только может мечтать подросток с ДЦП в жизни: рядом любящие мама и папа, два маленьких братика и свой дом, который построен руками папы. Только иногда не хватает денег на простые вещи. Потому что отец старается дать все для Артема, чтобы его реабилитация не прерывалась ни на один день. Родители также верят и в то, что Артем сможет ходить. Когда-нибудь.

А пока с вашей поддержкой фонд "Облака" может осуществить потаенное желание Артема. Его он загадал после того, как впервые в шахматном клубе "Белая Ладья" увидел настоящие электронные шахматы. Раньше он только читал о них и видел по телевизору. А теперь у него был шанс их потрогать и в них поиграть.

Электронные шахматы - это не просто планшет с расстановкой фигур. Это электронная шахматная доска DGT с фигурами. С её помощью можно транслировать в интернет в режиме реального времени все сделанные на доске ходы, а также показания шахматных часов (поддерживает шахматные часы DGT 3000). К доске можно подключить дополнительные доски (до 12 штук). Все партии, которые разыграются на всех досках, можно транслировать в режиме онлайн. Партии автоматически сохраняются, а затем их можно экспортировать в PGN-формат. Есть возможность анализировать каждый сделанный ход. Именно такие доски используют на всех шахматных турнирах, включая чемпионат мира по шахматам. На точно такой же доске играли все выдающиеся шахматисты современности, такие как Карлсен, Карякин, Ананд, Крамник, Топалов, Аронян, Морозевич, Гельфанд, Свидлер, Иванчук.

Артему она просто жизненно необходима по той простой причине, что играть на этой доске можно из положения лежа. Когда Артем играет в обычные шахматы, то после 30 минут напряженного положения спины сидя у Артема сводит мышцы. Да и удерживать спину прямой мальчику очень тяжело. Когда мама Артема и его тетя при обращении в фонд сказали, что это не самое главное в жизни и они это понимают, и вряд ли "Облака" возьмутся за помощь им, сотрудники благотворительного фонда не смогли остаться в стороне.

Как тяжело сравнивать в одно и то же время в нашем мире две совершенно разные судьбы. Вот малыш, который здоров, и он может ходить, бегать и разговаривать, играть, хулиганить и рисовать. Но у него нет своего дома, нет отца и нет полноценного завтрака.

И вот подросток Артем, который не может ходить, бегать и у которого среди друзей нет здоровых подростков, а только такие же, как и он, особенные дети. Он нашел смысл в жизни - шахматы, и стал настоящим чемпионом в своей категории. У него есть счастливая семья, пусть она простая, обычная, но они всегда рядом с ним. И он мечтает о шахматах.

Сравнивать мучительно больно и тяжело. Ведь пожелания этих двух совершенно разных детей для фонда равноценны.

И фонд принял решение помочь Артему и стать его друзьями. Ведь у него впереди будут настоящие турниры. И коллектив "Облаков" очень хочет принять участие и развить его талант. Помочь мальчику стать настоящим чемпионом.

Волшебство Нового года уникально, а значит, уже сегодня, приложив максимум усилий и объединившись, неравнодушные люди смогут собрать необходимый остаток средств для покупки настоящих электронных шахмат для Артема.

Электронная шахматная доска DGT с фигурами стоит 37 900 рублей, и ее нужно заказывать из Москвы. Транспортные расходы фонд "Облака" берет на себя и приглашает каждого, кто верит в новогодние чудеса и верит в отважного Артема, совершить пожертвование и помочь осуществить желание удивительного подростка города Барнаула.

Реквизиты для перевода с сообщением: "Артему чемпиону!"

  • пожертвование через сайт: www.fondoblaka.com/pozhertvovat
  • через Сбербанк-онлайн №4276020427762163, зарегистрирована на Джамилю Алибулатовну С. (директор фонда);
  • по номеру телефона, привязанного к вашей карте Сбербанка: +79609612442, Семененко Д.А.;
  • отправить смс на короткий номер 3434 с кодовым словом Облака 300 (сумма после пробела может быть от 50 рублей).
  • В каждом из способов пожертвования важно указать имя семьи, которой вы решили помогать. Здесь сообщение: "Артему чемпиону!".

    Если вы решили научиться играть в шахматы, первых делом стоит разобраться с названием шахматных фигур. Это значительно ускорит и упростит процесс дальнейшего обучения. Игра в шахматы является одной из древнейших, ей уже много веков. Ее развитие было непрерывным: вначале люди играли зернышками, затем - шариками из глины, и только к Средним векам на доске появились те фигуры, которые знакомы нам.

    Сегодня во время игры в шахматы каждый игрок использует шесть видов фигур. Они различаются по цвету: у одного белые фигуры, а у второго - черные. При этом «армия» и одного, и другого игрока состоит из 16 фигурок. Их мы рассмотрим подробнее чуть дальше. У каждой фигурки есть свое место на доске и определенная траектория движения, способ или способы перемещения во время игры. Итак, давайте разбираться с названием фигур в шахматах по картинкам и фото.

    1. (King) - это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество - возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.

    2. (Queen) - это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева - тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.

    3. (Rook) - эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.

    4. (Bishop) - тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха - так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.

    5. (Knight) - обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность - необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.

    6. (Pawn) - это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто - по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, - а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку - и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.

Поделиться: