Игры этюды в младшем дошкольном возрасте. Картотека театрализованных игр и этюдов

Введение.

В центре внимания педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, находятся задачи по созданию необходимых условий для обучения и воспитания; освоение детьми системы знаний и приёмов самостоятельной деятельности; реализация государственного стандарта дошкольного образования.

Усвоение ребёнком знаний и умений, развитие его способностей осуществляется только в активной деятельности.

Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки.

Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра.

Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

При решении этих педагогических задач, немаловажную роль играет согласование элементов театрализации с планом воспитательно-образовательной работы. В зависимости от календарного планирования, можно подбирать игровой и сценический материал. Так, с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.

В конце учебного года, подводя итоги обучения и качества знаний детей, можно провести диагностику уровня эмоциональной сферы ребёнка и творческого проявления. Степень проявления эмоциональных и творческих способностей детей оценивается показателями: высокий уровень, средний, низкий. Динамика изменения уровня этих показателей позволяет сделать вывод о целесообразности использования в процессе воспитательно-образовательной работы методов и приёмов театральных игр.

Практика воспитательной работы и ежегодный сравнительный анализ качества знаний и показателей творческого проявления детей показывают: театральные формы дают импульс к развитию познавательных способностей; активизирует мыслительные процессы; пробуждают творческую инициативу, воображение, фантазию.

Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.

Театральная игра способствует:

1. Развитию речи детей.

2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.

3. Развитию двигательных качеств и умений.

4. Развитию творческого воображения и фантазии.

5. Развитию познавательных способностей.

Разновидностями театральных игр являются:

1. Игры с элементами театрализации.

2. Занятие-игра.

3. Театрализованный рассказ.

4. Викторина-развлечение.

5. Спектакль-игра.

Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

1. Использование речевых упражнений.

2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.

Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.

I. Игры с элементами театрализации.

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную

сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.

2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.

Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.

Акцент делается на модель положительного поведения.

Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).

4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.

5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д..

6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.

II . Занятие-игра.

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь», дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.

III . Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».

IV . Викторина – развлечение.

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.

Сценический вариант занятия-игры по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.

V . Спектакль-игра.

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.

Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Практический материал.

Речевые игры и упражнения .

1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.

Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.

«На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается.

А посмеяться хочется!»

« -Был сапожник? - Был!

Шил сапожник? – Шил!

Для кого сапожки?

Для соседской кошки!»

«- Кошка, как тебя зовут?

Стережёшь ты мышку тут?

Мяу! Хочешь молока?

А в товарищи щенка?

2. «Эхо» (для детей 4-5 лет).

Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.

Ход: «Мы бродили тёмным бором,

Мы спросили дружно хором:

Дома ль бабушка Яга?

Лес ответил нам:

Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –

«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»

3. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

Ход: «Едем, едем на тележке,

Собирать в лесу орешки,

Скрип, скрип, скрип,

Скрип, скрип, скрип.

Листья шуршат - ш-ш-ш,

Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

Белка на ветке

Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

Долго-долго ехали,

Наконец, приехали!»

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Вот и пришла весна!»

5. Скороговорки. Чистоговорки.

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Ход: «Горячи кирпичи!

Соскачи-ка с печи,

Испеки-ка в печи,

Из муки калачи!»

«Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары!»

«Сеня вёз воз сена»

«Палкой Саша шишки сшиб».

«Орёл на горе, перо на орле».

«Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух»

Этюды на выражение основных эмоций.

1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

3. «Прогулка» (для детей 5-6 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

4. «Битва» (для детей 6-7 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.


Этюды на воспроизведение черт характера.

1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).

Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!

2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).

Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

Храбрый мальчик крикнул:

4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.

Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,

Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.


Игры на развитие внимания.

1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).

Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.

2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).

Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.

Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.

3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать активное внимание.

Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.

Ход: Водящий:

Тише, мыши,

Кот на крыше,

А котята ещё выше!

Раз, два, три, четыре, пять,-

С этих пор пора молчать!

Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.


Игры на развитие памяти.

1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).

Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.

Каждый должен запомнить своё место.

Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.

2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».

Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

3. «Художник» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать внимание и память.

Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать наблюдательность и память.

Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.

Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.

Этюды на выразительность жестов.

1. «Тише» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.

Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).

Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.

Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

4. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.


Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.

1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).

Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)

2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:

1) «Таня собирает грибы в лесу».

Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.

2) «Олег плавает под водой».

Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.

3) «Катя попала под дождь».

Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.

3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.

Игра продолжается.

4. «Организуем всеобщий театр.» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.

Литература

1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.

2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.

3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.

4. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.

5. Уликова Н.А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.

7. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.

Галина Дмитриевна
Игры - Этюды - Импровизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Составила и Разработала : воспитатель Эргеева Г. Д.

г. Ефремов, Тульская обл.

МБДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»

Цель :

Содействовать всестороннему развитию личности дошкольников по средствам малых литературных форм и элементов ИКТ (сопровождение этюдов музыкальным фоном ) . Развивать творческие способности детей дошкольного возраста .

Задачи :

обучающая - открыть ребёнку мир словесного искусства, умение слушать и понимать литературные произведения.

развивающая - развитие интереса к словесным импровизациям ; развитие воображения, фантазии, самостоятельного творческого поиска.

Адресная направленность : этюды- импровизации можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности детей , в качестве дополнения к традиционным физульт-минуткам или заменить их; а также в свободной организованной деятельности детей .

Организация работы : Я предлагаю детям определенную ситуацию. Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд ) на заданную тему. Этюды могут сопровождаться музыкальными зарисовками, как классической музыки, так и динамической или музыкой из серии «Звуки природы» .

Особенности организации работы : В подборе литературной основы для подобных игр с детьми воспитателю следует руководствоваться следующими критериями :

Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ , чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;

Побуждение ребенка к активности и самостоятельности в использовании в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни.

Для правильной организации этюдов – импровизаций с детьми рекомендуется учитывать следующие принципы :

Включение этюдов в разнообразные формы организации педагогического процесса;

Индивидуальные особенности детей с ОВЗ ;

Максимальная активность детей ;

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;

Подготовленность и заинтересованность воспитателей;

Сопровождение этюдов- импровизаций художественным словом и элементами ИКТ (аудиозаписями) .

1. Осенние листья

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

Листья жёлтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад» . О. Кисилева

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листья березы,

Литстья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. Н. Нищева

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго :

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее!»

3. Игра в снежки

Зима. Дети в саду играют в снежки под музыку Г. Струве «Веселая горка» .

Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

4. Игра с камушками

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Этюд сопровождается музыкой Т. Ломова «На берегу» .

5. Сосулька

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки : руки над головой. Третья и четвертая строчки : уронить расслабленные руки и присесть.

6. Шалтай-болтай

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне. (Перевод С. Маршака)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

7. Петрушка

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения. Ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз.

Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны» .

8. Кукушонок кланяется

Кукушка кукушонку

купила капюшон.

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

Этюд сопровождается детской песенкой «Кукушка кукушонку» . Во время этюда ребенок наклоняется вперед - вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется.

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака :

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что,- она спросила,- не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди показывают движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.

10. Жадный пес

Воспитатель читает стихотворение Василия Квитка :

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам -

Гам-гам-гам!

Затем дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.

11. Страшный зверь

Воспитатель читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь» .

Прямо в комнатную дверь

Проникает страшный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся,

У него горят зрачки -

Испугаться хочется!

Хищный глаз косится,

Шерсть на нем лоснится.

Может, это львица?

Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул :

Храбрый мальчик крикнул :

А дети, исполняют роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту.

12. Король Боровик

Воспитатель читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе;

Короля покусали мухи. (В. Приходько)

13. «Снежинки»

Воспитатель читает стихотворение :

Снежинки, снежинки на землю летят,

Искриться их белый красивый наряд.

Снежинки, снежинки, летите смелей,

И тихо на землю ложитесь скорей.

Снежинки, снежинки пора вам опять

Над полем кружиться и в небо взлетать.

Снежинки, снежинки, по ветру летят

И падают прямо на щеки ребят.

Дети, выполняют движения, импровизируя .

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

КАРТОТЕКА ЭТЮДОВ

(театрализованная деятельность в ДОУ)

Подготовила:

воспитатель Нехорошева Е.Н.

2014г.

Картотека этюдов

Этюд «Покупка театрального билета»

Дети в творческом полукруге. Педагог знакомит их с новым словом «этюд»: «Это слово французского

происхождения и переводится как „учение". Понятие „этюд" используется в живописи, музыке, шахматах

и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд -это маленький

спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях,

ситуациях».

Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр», спрашивает: «Что

необходимо сделать, прежде чем идти в театр? А где продаются билеты в театр? (В театральной кассе.) Кто

продает билеты? (Кассир.)»

Для этюда необходимы стол и стул. Дети устанавливают на сцене реквизит. Педагог расставляет на

столе табличку с надписью «Театральная касса».

Педагог. У нас есть театральная касса. Нужен исполнитель роли кассира. (Желающий ребенок

садится за стол.) Прежде чем пойти в кассу за билетами, вы должны ответить на вопросы. Кто вы, откуда

пришли, сколько хотите купить билетов и для кого?

Все дети встают в очередь в кассу.

Педагог. Ребята, вы наблюдали когда-нибудь затем, как создается очередь? Это происходит, когда

кассир не успевает обслуживать покупателей. Что можно придумать, чтобы в кассе не было очереди?

(Добавить кассиров.) Вот так мы и сделаем-увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не все

сразу, а постепенно по 2-3 человека.

Этюд репетируется два-три раза.

Этюд «Утешение».

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку,

утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант

утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).

Этюды - настроения

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Этюд "Новая кукла"

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Этюд "Баба Яга"

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама

уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась,

бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Этюд «Медвежата»

Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли.

Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали

Этюд "Фокус"

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл

его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд "Один дома"

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны

разные шорохи. Крошке-еноту

страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Этюд "Лисичка подслушивает"

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они

говорят.

Этюд "Кот Васька"

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в

кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Этюд "Соленый чай"

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо

сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно

стало у него во рту!

Этюд "Новая девочка"

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу,

на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей -

недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Этюд "В лесу"

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал

Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток -а вдруг это медведь? (СТРАХ) Но

тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался:

теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ)

В процессе обсуждения этюдов с дошкольниками важно (от лица игрового персонажа)

обратить внимание на правильные, точные выражения эмоций детьми. На экране можно показать

изображения тех или иных эмоций. В случае затруднений побуждать детей помогать друг другу.


Мимические и пантомимические игры этюды

Этюд «Под дождиком»

Учить имитировать простейшие движения.

Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.

Ход этюда.

Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.

Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги(разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.

Этюд « Капельки»

Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.

Ход этюда.

Дети делают « капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить» как можно больше окружающих.

Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.

Этюд «Ежи».

Цели:- формировать умение управлять куклой- бибабо.

Учить имитировать движения, характерные для ежа.

Воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.

Ход этюда.

Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-ппых».

Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.

Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.

Этюд «Идем по лесу»

Цели:- формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога.

Оборудование: декорации осеннего леса- листья, шишки, грибы, пеньки.

Ход этюда.

Идем по густому лесу

(дети выпрямляются, идут осторожно).

Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).

Надо перешагнуть через поваленное дерево

(высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),

обойти пень (останавливаются и обходят по кругу).

Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),

Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).

Этюд «Летящие листья»

Цели:- уточнять представления об осени.

Учить имитировать движения, подражая действиям педагога.

Воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.

Обогащать двигательный опыт детей.

Оборудование: осенние листочки.

Ход этюда.

Последний листок (ребенок берет один листок),

Унеси меня в лесок

(держит его перед собой двумя руками).

Ветер дунул(дует на листок и бежит,

Держат листок перед собой)-

Я лечу, лечу, лечу…

Этюд «Дождь идет»

Развивать умение отвечать на вопросы.

Развивать умение рассказывать сказку с использованием плоскостного театра.

Развивать умение имитировать простейшие движения животных и насекомых.

Развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.

Ход дождя.

Дети бегают под дождем, подставляют ладошки капелькам дождя, открывают воображаемые зонтики над головой.

Дети рассаживаются на ковре и вспоминают, в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Затем звучит аудиозапись сказки В.Г.Сутеева «Под грибом».Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя- стучат пальцами по ковру; полет бабочки- взмахивают руками; голос лягушки- квакают; уши зайца- показывают руками; движения лапок лисы- семеняще двигают руками по полу; солнце- обводят руками круг.

Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных, объяснить, почему, почему все животные и насекомые поместились под грибком.

Педагог просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек и позы каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.

Этюд «Радость и грусть»

Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

Оборудование: - набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.

Ход этюда.

Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.

Этюд «Кто как ходит»

Цели:- закреплять представления детей о животных и домашних птицах.

Учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение.

Учить детей дружно играть всем вместе.

Оборудование: игрушки, изображающие цыпленка, курочку, кота, петуха, лягушку; костюмы героев.

Ход этюда.

Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки К.И.Чуковского «Цыпленок» и показать, как они умеют ходить, имитируя движения цыпленка, курочки и т. д.

В группе расставлены игрушки, изображающие героев сказки. Дети выбирают любой персонаж и идут к нему в сопровождении определенной музыки, имитируя движения.

Педагог предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть. Взрослый помогает детям распределить роли стать курочкой, цыплятами, котом и т. д.

Этюд «Айболит в пути»

Развивать эмоциональность и выразительность движений.

Ход этюда.

Педагог просит детей изобразить деревья (дети поднимают руки и раскачиваются, шевеля пальцами-листочками), потом - ветер (дуют), град (стучат пальцами по полу).

Этюд «Как Огурчик стал смелым!?»

Цели:- развивать у детей образные представления.

Развивать выразительность и эмоциональность движений.

Воспитывать у детей смелость.

Оборудование: костюм Огурчика, покрывало-листочек.

Ход этюда.

Педагог (ребенок)надевает костюм Огурчика, ложится на ковер. Дети накрывают его с головой покрывалом-листочком. Ребенок изображает страх, дрожит. Дети сужают круг, гладят Огурчика, обнимают его, говорят ласковые слова: «Не бойся, мы с тобой, ты- смелый» и т. д. Огурчик встает, скидывает листочек, говорит бодрым, громким голосом: «Я - смелый! Я – не боюсь темноты!» После этого роль Огурчика исполняют другие дети. Этюд разыгрывается каждым ребенком.

Этюд «На рыбалке»

Цели:- развивать у детей образные представления.

Учить имитировать движения.

Познакомить детей с выражением эмоций(радость, досада, огорчение, разочарование).

Ход этюда.

Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния (радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.

Этюд «Земляничка растет»

Цели :- развивать у детей образные представления.

Учить имитировать движения в соответствии с картинками.

Закреплять представления детей о растениях.

Развивать выразительность движений.

Учить детей играть дружно.

Оборудование : набор картинок с изображением этапов развития растения, костюмы для персонажей сказки «Земляничка».

Ход этюда.

Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития растения, и предлагаем им последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток(дети сидят сжавшись в комок); затем вытягивается стебель(дети постепенно поднимаются); из стебелька вырастает веточка(дети отводят в сторону одну руку); распускается цветок(дети разжимают ладонь кверху); цветок увядает(ладонь опускается); образуется маленькая ягодка(ладонь сжимается в кулачок).

Педагог показывает корзину, в которой они находят костюмы для персонажей сказки «Земляничка».

Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются, репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку «Земляничка».

Этюд «Хорошая - плохая погода»

Цели:- развивать у детей творческое воображение.

Познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы «Мое настроение».

Ход этюда.

Педагог предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу, на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как «поют» букашки(можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).

Педагог спрашивает детей об их настроении. Просит изобразить его с помощью заранее подготовленных пиктограмм.

Педагог говорит детям о том, что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает детей, какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его соответствующей пиктограммой.

Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным. Он предлагает детям вспомнить, кто может радоваться дождю.

Многие спрашиваю один и тот же вопрос:

На эту тему (что играть музыку или упражнения) музыканты постоянно спорят. У каждого есть свое мнение, так как каждый индивидуальность.
Ответ - музыку.

Я много думал об этом и рассуждал на эту тему. Пришел к такому выводу, что это делать необходимо, но это не цель. Цель играть музыку...

У вас не было такого момента когда вам говорили:

Ну что, вот ходишь ты уже год на гитару и сыграть ничего не можешь путного, а вон Санёк, сосед, никуда и ни к кому не ходит, вон уж и нирвану играет и риффы всякие, а ты все гаммы да этюды.

По поводу того что кто-то пришел и сказал сыграй что-нить... так всегда будет.. был такой пример и лично со мной, когда я ходил к своему преподавателю, а там сидел паренек, который не хотел принципиально учить ноты и играть упражнения (мой ровесник). На тот момент играл конечно перфектно (на мой взгляд), но тогда я еще не понимал как он играет, чисто, грязно, ровно или неровно... тогда он просто играл какое-то слишком популярные соло на то время (что-то из Deep Purple) и мне казалось что это верх мастерства.

-Круто, подумал я, и почему же я это не учу с моим преподавателем?

На самом деле когда он ушел, то мой педагог сказал мне, что такие люди привыкли играть "фишки". Они не работают над глубиной изучения инструмента. Не любят делать кропотливой работы. Как правило не оттачивают филигранность техники. И как правило они учатся вечно. Ну понятное дело, что мы все учимся вечно, ведь нет предела совершенству, но тут речь немного о другом. Имеется ввиду, что им нужно работать над звуком, над вибрато, ритмом и прочими музыкальными штучками. А так как они в это не углубляются, то им постоянно нужно это показывать и работать над этим. Если они не будут это специально отрабатывать на этюдах и упражнениях, то соответственно у них это и не будет получаться.

-Как же заниматься и чем, спросите вы? Да, это правильный вопрос!

Самое важное, когда ты хочешь начать заниматься профессионально гитарой, или скажем другим каким-то музыкальным инструментом, это
не сдаваться. Да, да, не сдаваться. Так как сначала не будет получаться ничего. Этот период занимает примерно год. Год это моя статистика. Так как я преподаю гитару не много не мало с 2001 года. За это время, поверьте, народа переучил достаточно много. И кое-какие наблюдения за своими учениками-студентами успел обнаружить. Например, то что руки начинают слушаться тогда, когда мы ими правильно занимаемся и ставим перед собой правильные цели и задачи.

По началу нужно делать разные упражнения для рук, точнее сказать для пальцев рук. Оттачивать переходы со струны на струну, работать над выносливостью руки, вибрато, подтяжки, свип, легато, теппинг и другие приемы, не будем перечислять их все, так как их предостаточно. Все это лучше делать на этюдах. Этюды это небольшие пьесы, направленные на отработку музыкальной техники исполнителя. Их нужно обязательно держать в своем арсенале. Желательно по больше, скажем 5-10.

Это очень важный элемент в игре на гитаре, так как если вы будете играть какую-то длинную пьесу, то просто не сможете доиграть ее до конца. Почему, потому что Вам просто не хватит выносливости. На пол пути нотного текста у вас начнут зажиматься руки от усталости. Хуже, если вы еще и играете не расслабленными руками. Тогда в двойне придет конец игры длинных пьес. Сначала научитесь расслабляться во время игры, потом сможете играть долгие пьесы шестнадцатыми, без остановки. По сути музыкантов называют "атлеты малых мышц". Все верно, думаю что Вы согласитесь со мной? Если человек что-то делает каждый день, то его организм начинает сначала сопротивляться, а потом привыкать к этому. Вскоре организм принимает это как должное. Например бег по 5-10 или более километров. Можно сравнить его со сквозным упражнением.

Это когда мы с Вами играем все ноты подряд в первой позиции. Например, первая струна 1-2-3-4 лады, потом 2-3-4-5, и так далее, затем спускаемся по такому же принципу. Думаю все поняли о чем идет речь. Так вот, это упражнение как раз мне сильно напоминает шести километровый бег. Так как если мы с Вами будем бежать кросс, каждый круг километр, то нам надо пробежать шесть кругов. Как мы будем это делать? Просто без остановки бежать все шесть кругов и все, так? Так же и в игре на гитаре. Нужно играть сквозное упражнение все шесть струн не делая ни малейших пауз, и играть в хорошем темпе. Ни так что вы играете, а сами смотрите телевизор, и не дай Бог программу "давай поженимся" , думая о том, что вот научусь играть и поеду на программу покорять сердца прекрасных дам, а сконцентрировать свое внимание на грифе.

Которая была озвучена в начале этой темы: какой-нибудь Санек попросит Вас сыграть ему что-нибудь... Ведь он-то металлику и всякие риффы играет, и хочет помериться силами с Вами. Он никуда не ходит, а вы ходите, да еще и деньги тратите, скажет он. И с одной стороны получается что по своему он прав.. ведь народу что нужно? Народу нужно что-то до боли знакомое сыграть и мелодичное, иногда конечно и быстрое..

Вы же не будете играть на на дне рождении или просто так, какой-нибудь сюрприз для Вашей девушки: "этюд соль бемоль фажор диез")) Это как-то совсем не то. Да и ваша девушка будет себя неловко чувствовать от того, что она просто не понимает того, что вы ей играете. Она ведь просто не поймет Ваших гамм и упражнений. Красивое улыбающееся лицо с ярко накрашенными ресницами, ей придется все равно строить в этот момент для вас. Делать милый и одновременно заинтересованный взгляд в том, что вы там делаете. Хотя с другой стороны если между Вами любовь, то все чтобы вы для нее не делали, ей будет приятно. Ведь вы же делаете это только для нее!

Это получается так же, как если бы вы стали ходить в спорт зал и после месяца, ну пускай даже двух, захотели похвастаться перед своей любимой "мышцами" Оделись бы такие в маечку, намазали себя гримом для спортсменов бодибилдинга. Вы выходите из--за двери и вуаля, что она видит? Понятное дело что за месяц-два, она увидит накрашенного коричневым цветом незнакомца в белой майке и больше ничего. Да вы и сами не будете показываться ей таким, хотя... кто Вас знает, ваши игры;)

Ну это так, небольшое отступление...

Поэтому для хорошего звука должно пройти определенное время, за которое вы сможете поставить себе звук и технику.

Но если играть не качественным звуком и в добавок к этому еще и не ровно, то Вам в конце концов просто подойдут и скажут:

Не переживай, научишься еще!
А это согласитесь не особо яркий комплимент:)

Тут же нужно что-то более музыкальное.

Да и народу оно вовсе не понравиться. Мы в основном привыкли слушать либо что-то популярное, либо что-то мелодическое.. Если для народа играть быстрый этюд. Даже если вы и хорошо его исполните: сделаете в нем динамику, крещендо, диминуэндо, то вряд ли это смогут оценить те люди, которые будут на Вашем торжестве. Те кто будет лицом в салате точно не смогут это сделать..

По сути так то оно так, теперь другой момент. Смотрите, когда человек, хочет начать заниматься чем-то серьезно, а не поверхностно, то что он делает? Начинает с самых азов.. вообще с азов. Например взять танцоров бальных танцев. Эта тема мне близка, так как мой старший сын как раз занимается бальными танцами. И я вижу через что ему уже пришлось пройти, чтобы добиться успехов в этом потрясающем красивом искусстве. Просто маленьких детей гораздо проще учить почему, потому что они принимают все что им говоришь. Они не спрашивают тебя:
-А зачем мне нужно играть эту гамму?
-А что мне даст это упражнение?
-А когда я буду играть быстрые пассажи? и т.д.

Дети они и есть дети. Это их большой плюс в обучении. Они впитывают все как губка. К сожалению бывает впитывают и плохое тоже, но что поделать.
Смотрите какой огромный плюс в этом:

Можно прокачать за год или два года пальцы, отточить технику до хорошего результата. Проработать над теоретическими моментами, такими как интервалы, трезвучия, септаккорды, гаммы, пентатоники да много всего. И после этого у ученика (уже неважно большого или маленького) появляется культура звука. Тут он уже сам может определить кто как играет и как ему играть.. Уже есть фундамент, на который он может твердо опереться и развиваться дальше.

Много лет спустя ко мне пришел тот самый студент,

о котором я писал вначале, который играл Deep Purple. Мы это выяснили слово за словом. Что получается? Получается то, что изначально мой педагог давал мне базу, которая казалась мне неимоверно скучной на тот момент. Но самое интересное, что по прошествии нескольких лет благодаря этим скучным на первый взгляд гаммам и упражнениям, гитара стала частью меня. Я стал понимать как нужно играть, как нужно сочинять, импровизировать, каким должен быть звук..

Многие ребята не понимают важность упражнений и этюдов. Подавай им все и сразу. А иногда прям интересно получается. Особенно когда приходит кто-то заниматься в первый раз. Ставят такую задачу: Хочу играть круто! При этом говорят следующее:

Гаммы мне не надо, упражнения очень скучно и я их просто не буду играть, переменным штрихом не играю, играю своим штрихом, переучиваться долго и времени на это нет. Хочу играть просто рок!

Иногда так и хочется сказать, а как вы себе это представляете? Ведь по сути если вы пришли, ну к примеру в каратэ (когда-то я ходил туда, целых пять лет. Даже доски разбивал кулаком. Как я это делал, не понимаю сейчас.) и скажите:
-Дайте-ка мне разбить у вас что-нибудь, например доску или кирпич, отжимания на кулаках меня не интересует. Да и ваш бег по кругу мне тоже не интересен. Дайте мне просто пару приемов и все...

А ведь в свое время и я был таким же. Я просил играть самые сложные пьесы у своего преподавателя. Он тогда мне говорил:
-Коля, ты сейчас себе "все кулаки разобьешь" об эту пьесу. Какой смысл тебе ее играть сейчас? ведь сегодня ты просто не готов к ней. Подожди годика два три. Поработаем над звуком, ритмом и тогда она зазвучит у тебя как полагается! Тогда мне было не очень понятно все это. Сейчас как раз я оказываюсь в такой же ситуации и все прекрасно понимаю, что всему свое время. Нужна подготовка к сложным композициям, иначе она просто будет исполнена плохо.

Мой преподаватель тогда был прав на все 100%. Так как они смотрят на музыку иначе. Хотят слышать ее из наших рук идеально. Чтобы композиция звучала красиво, ровно и динамично. Поэтому по началу и нужно отрабатывать звук, ритм, технику игры на гитаре. И только тогда вы сможете поразить всех своих близких игрой не просто как молодой человек, сын, муж, отец или дед, а как настоящий профессионал. И подобных комплиментов, типо не переживай... уже Вам никто не сможет сказать, а только пожмут руку и спросят:
-где вы так учились играть?

Поэтому сделаем вывод из всего выше перечисленного:
Играть этюды и упражнения просто необходимо для того, чтобы у вас был рост в звуке и технике. Но стоит заметить так же то, что не нужно зацикливаться только на одних этюдах и упражнениях. Так как сама музыка это не упражнение и не этюд, это музыка. И ей тоже нужно заниматься. А так как у Вас уже будет опыт игры различного рода упражнений и этюдов, то сыграть вы сможете уже гораздо больше музыкальных произведений. Так что когда Вас попросят сыграть что-то, то вы с легкостью это продемонстрируете!

Не отчаивайтесь тому, что вы играете пока только этюды и упражнения.

Ведь это так или иначе, основа вашего музыкального роста. Поверьте, всему свое время.

Ведь когда мы играем этюды и упражнения, то мы работаем над собой. Именно работаем, а не развлекаемся сидя около YouTube в поисках интересного и простого риффа. Теперь мы можем создать его сами и научить Санька играть как Вы, так как теперь мы знаем из чего состоит звук, как его правильно исполнить. А Санек так и будет спрашивать как вы этого добились. Он же не занимается серьезно, зачем ему знать интервалы, трезвучия, гаммы, пентатоники, септаккорды и другую музыкальную гитарную теорию. Он же играет в группе панк-рок. А самое главное у него длинные волосы))

К сожалению такие люди на все смотрят поверхностно и не углубляются в суть. Как правило не занимаются с музыкальным педагогом. А так как у него его просто нет, то ему никто не сможет дать хорошего пендаля и подсказать путь развития. А если никто не покажет, то и "дорогу" одному не найти.

Многим из нас очень сильно нужен пинок под одно место.

Порой его просто не хватает. Иногда мне так и хочется чтоб мне кто-то позвонил и сказал: ты занимался сегодня? Давай-ка возьми инструмент, хватит сидеть у компа, и иди занимайся!

Детей лучше всего учить не этюдам, а простым мелодиям. Мыслить образами.

Когда дети в 6 лет приходят в Муз. школу, то их учат сидеть, а потом они начинают учить легкую одноголосную мелодию. Я ее помню "На зеленом лугу". Потом песенку про зайчика. Надо было петь и играть. Все на трех нотках - попевки. Но педагог четко ориентировал, что играть надо "как зайчик скачет", а не как "слон топает"! Ребенок понимает, что надо в музыке образ отразить - "зайчика" или веселого "пастушка" с дудочкой, или елочку, которой холодно зимой мышонка))) Потом, через полгода начинается первое упражнение - гамма. Для тренировки рук.
Это второстепенное занятие, скорее дополнительное. Основные занятия были - разучивание пьес от простых к более сложным.
Это есть фортепианная классическая школа, которая подарила огромное кол-во звезд мировой сцены (Рихтер, Мацуев и т.д.)

Делайте выводы как и чем заниматься чтобы стать музыкантом.

По уровню ученика, постепенно усложняя задачи (хорошо если педагог владеет методикой, а не просто свой чувак).
Играя музыку (например партию Би Би Кинга), простые блюзы гитарист (имеется ввиду рок-гитарист) сразу работает над всеми аспектами художественного образа, фразировкой, интонацией, ритмом. Его мысль в данном случае работает над созданием музыкальной картины. И пальцы тренируются параллельно, выполняя, поставленную головой, задачу.

Многие идут по другому пути. Они сначала начинают тренировать руки. Думая, что вот "натренируюсь на упражнениях и потом (когда буду готов) музыку начну играть". Такой подход чреват тем, что все превращаются в спортивные занятия. А так как тренировать руки можно до бесконечности (будет всегда казаться, что еще мало чего умею), то многие до музыки так и не доходят. Попроси этого человека сыграть простую песню, с вступлением, развитием, кульминацией, (то есть с пониманием формы), он в лучшем случае будет гонять вверх-вниз скоростные гаммы. Так как чему уделял время то и получил.))) Кто уделяет время музыке, тот музыку и получает. А кто тренирует пальцы, тот тренированные пальцы и получает. Только куда их применить не знает. Получается такой "всадник без головы"))))
Конечно, без упражнений и технических этюдов обучение не происходит. Упражнения никто не отменял. Но они не становятся главным приоритетом и центром вселенной.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод: Главное - играть музыку, а остальное решать Вам...

Пример этюда для электрогитары:

Поделиться: