Шашки азы. Как играть в русские шашки правила для начинающих детей

Правила русских шашек

В самом кратком изложении правила игры таковы: игра идет на доске 8 х 8 клеток, шашки занимают первые три ряда с каждой стороны; бить можно произвольное количество шашек в любых направлениях; простая может бить назад, дамка может ходить на любое число полей; цель игры — съесть или запереть все шашки противника.

Рассмотрим теперь эти правила более подробно:

Игровое поле. Начальная позиция

Игровое поле представляет собой квадратную доску размером 8×8 клеток, подобную шахматной. Вертикали (столбцы) обозначаются латинскими буквами от a до h, а горизонтали (строки) — цифрами от 1 до 8. В отличие от шахмат игровыми считаются не все, а только темные поля (в программе они отображаются зеленым цветом). Например, поле a1 — игровое, а поле c4 — нет.

Каждая из сторон в начале игры имеет по 12 шашек. Шашки расставляются на трех, ближайших к игрокам, горизонталях. В частности, белые шашки располагаются на полях a1, c1, e1, g1, b2, d2, f2, h2, a3, c3, e3 и g3, а черные, соответственно, на полях h8, f8, d8, b8, g7, e7, c7, a7, h6, f6, d6 и b6.

Два центральных ряда полей остаются свободными.

Здесь, на этих полях, происходит сближение и первое соприкосновение противостоящих сил, здесь с первых же ходов разворачивается борьба за обладание центром, что дает весомое преимущество в шашках. Расстановка начальной позиции показана на диаграмме слева.

Противники ходят поочередно, перемещая шашки своего цвета по игровым полям. Первыми начинают белые. Возникающие на доске ситуации называют позициями, или положениями.

Проведенная от начала и до завершения игра называется партией, а передвижения шашек — ходами.

Выигрывает та сторона, которой удалось уничтожить или заблокировать движение всех шашек противника. == Простые шашки ==

В начале игры все шашки — простые (см. рисунок).

Простая шашка может совершать, в зависимости от позиции, ходы типов: тихие и ударные.

Тихий ход — перемещение на одно поле вперед по диагонали. Тихий ход возможен, если соответствующее поле свободно и нигде на доске не требуется выполнить взятие шашки противника. Например, правильным ходом из начальной позиции будет движение шашки с поля c3 например на d4 (в нотации партии это обозначается как c3-d4), или на b4 (c3-b4).

Ударный ход (бой шашки противника) — перемещение на два поля вперед или назад по диагонали, через шашку противника. Шашка при своем ходе обязана побить (взять) шашку противника, если та находится на соседнем (по диагонали) поле и если следующее за ней поле свободно.

Берущая шашка становится на это свободное поле, перескакивая через вражескую шашку, которая снимается с доски. Взятие может совершаться не только вперед, но и назад.

Если после взятия одной шашки оказывается возможным побить еще одну шашку противника, взятие продолжается, то есть в один прием (за один ход) шашка должна побить столько шашек соперника, сколько их стоит на ее пути. Взятия в русских шашках обязательны.

При возможности взятия в разных направлениях выбор, вне зависимости от количества или качества снимаемых шашек, предоставляется берущему игроку. При взятии нескольких шашек противника снимать их с доски можно только после завершения своего ударного хода. Запрещается при взятии перескакивать более одного раза бьющей шашкой (дамкой) через одну и ту же шашку соперника (а вот на свободное поле наступать несколько раз разрешается). == Дамки ==

Если простая шашка достигает последней горизонтали, она становится дамкой. Дамки, в отличие от обычных шашек, способны перемещаться на произвольное количество полей по выбранной диагонали, причем как вперед, так и назад.

Дамка при своем ходе обязана взять шашку соперника (как вперед, так и назад) независимо от количества свободных полей до нее, если только эта шашка находится на одной диагонали с дамкой и за этой шашкой имеется одно или несколько свободных полей. Причем в последнем случае дамка, совершив взятие шашки противника, может остановиться на любом из них.

Если же при взятии на любой из пересекающихся диагоналей также находятся шашки соперника, за которыми имеются свободные поля, то дамка обязана продолжать взятие и этих шашек, сколько бы их ни находилось на ее пути.

Так же, как и в случае с простыми шашками, при наличии нескольких способов выполнения ударного хода (одной и той же или разными дамками), выбор последнего остается за берущим игроком.

Если обычная шашка достигает последней горизонтали в результате боя шашки противника (где ей полагается превращаться в дамку), и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия вражеских шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки. Обратите внимание: это правило действует лишь в том случае, если шашка достигает последней горизонтали в результате ударного хода. В случае, если простая шашка достигнет последнего ряда без взятия и ей после этого представится возможность боя, то она должна бить (если такая возможность сохранится) лишь следующим ходом.


На протяжении многих лет шашки были известны как очень увлекательная и простая игра. Несмотря на кажущуюся прямолинейность, она требует определенных знаний и умений, ведь здесь существует множество стратегий и стилей игры.

При изучении стратегии, вам в первую очередь необходимо понять сами обозначения шашек и научиться создавать план своей игры. Многие шашисты черпают свои знания из литературы, журналов или наблюдают за результатами турниров и матчей. Новички в шашках часто думают, что эксперты имеют какое-то тайные математические правила, которые решают все ситуации, возникающие на клетчатой доске. Эта идея является ложной, поскольку число возможных позиций практически неограниченно, и никто никогда не освоит шашки таким способом.

Как выиграть в шашки – первый ход

Почти во всех современных шашках правила запуска игры одинаковы: темный цвет начинает двигаться первым. Определиться с цветом шашек обычно помогает монетка или очередность. Передвигая вперед первую шашку нужно научиться точно и быстро анализировать ситуацию, визуализируя изменения в положении на несколько ходов вперед. Нельзя забывать, что противник также будет пытаться делать лучшие хода. Знайте, что имея в начале игры в своем арсенале на одну шашку больше, можно смело рассчитывать на победу, главное без оплошностей доиграть партию.

Как выиграть в шашки – заставьте оппонента работать на вас

Заставить оппонента двигать шашки в вашу пользу – это один из секретов победы. Чтобы применить заставляющую тактику необходимо знать кое-что о формациях, ловушках, выстрелах и рисках в конце игры. При планировании вашей игры используйте принцип выгонки, надеясь на оплошности оппонента.


Как выиграть в шашки – расставляйте ловушки

Довольно часто в начале игры новички практикуют ловушки - это одна из гарантий победы в настольной игре. Такая тактика может сорвать планы противника, однако разобраться в его целях – нелегкая задача.


Как выиграть в шашки – разработайте тактику игры

В некотором отношении игра в шашки схожа с войной. Каждого игрока можно назвать командиром двенадцати людей на поле битвы из тридцати двух квадратов. Лидеры войны маневрируют силы с военной точностью, атакуя, жертвуя, стремясь перехитрить противника или подавить их превосходством. Помните, что армия не продвигается в бой бессистемно.


Как выиграть в шашки – рвитесь в дамки

Первый из игроков, который достиг противоположной стороны противника, имеет в своем арсенале дамку, а она довольно грозное оружие. Ее дальнобойные возможности и умение передвигаться по диагонали доски могут уничтожить целую группу шашек соперника.



Как выиграть в шашки – стремитесь к перевесу шашек

Заставьте оппонента отдать вам свои шашки или сами сбивайте их. Для этого можно применить прием, когда две шашки соперника не защищены, а ваша встает между ними (заход в «любки») или определить слабую шашку и атаковать соперника.


Как выиграть в шашки – центральное управление

Заранее проанализируйте опасные зоны, которых нужно избегать, чтобы оппонент вас в них не подтолкнул. Помните, что контроль центра – это контроль всей доски. Шашка, стоящая у ее борта, значительно слабее центральной. Помимо скорости, центральные площади имеют более широкий охват: от них можно одолевать или поддерживать любой фланг. Если внутренние квадраты так желательны в игре, то боковые во многих случаях становятся небезопасными. Ваша шашка не будет зажата в углу, если рядом расположить ее коллег.


Как выиграть в шашки – играйте вдумчиво

Всегда старайтесь играть медленно и вдумчиво, рассматривая каждый возможный ход. Перемещая в спешке свои хода, вы быстро закончите партию, однако результат может быть на стороне противника. Лучше сыграть одну хорошую игру, чем сто небрежных. Всегда ожидайте, что ваш противник может сделать лучший ход.


Как выиграть в шашки – играйте с профессионалами

Практикуйте игру с профессионалами. Не нужно далеко ехать, чтобы найти специалиста. Местными экспертами могут быть студенты, разбирающиеся в игре и способные составить жесткую конкуренцию или ученики из шашечного клуба.

Помните, что шашки помогают развивать черты характера, необходимые для успешной жизни: осторожность, концентрация, самоконтроль, уравновешенность, точность, терпение и даже методическое суждение.

Шашки, в некотором роде – это игра с хитростями, обманчивой простотой и необходимостью создания полноценной стратегии нападения, поэтому важен буквально каждый ход, особенно первый! Почему это так важно? Все предельно просто, ведь с умным подходом первый ход в шашках вполне может стать гарантией победной партии.

Как правильно сделать первый ход в шашках?

За какое количество ходов можно полностью «разбить» противника? Без сомнений, никто не станет специально проигрывать, но чисто теоретически «загнать врага в угол» можно уже после второго хода, что наглядно доказывает необходимость успешного старта. Рассмотрим несколько примеров.

Пример один:

  • Ход 1 — cd4 \ hg5
  • Ход 2 — bc3 — ?

Достаточно внешне посмотреть на данное положение шашек, чтобы понять, что черные автоматически подставляют себя под ловушку и существует огромная вероятность совершения хода на «de5» .

Это называется методом «крова» и актуальной проблемой новичков, так как в ближайшие ходы белые с легкостью уберут с доски минимум 1 черную шашку.

Пример два:

  • Ход 1 — ef4 \ dc5
  • Ход 2 — fe3 \ cd4

После этого у игрока, играющего за черных есть огромный шанс убрать сразу 2 шашки противника за один только 3 ход.
Ход 3 — ce5 \ fh4Но,

чтобы понять всю важность того, как нужно планировать первый ход в шашках , важно обратить внимание на тот факт, что даже после этого белые имеют огромный шанс создать жесткую ловушку для черных и добиться победы.

Например:

  • Ход 4 — ce5 \ fd4
  • Ход 5 — fg5 \ hf4
  • Ход 6 — gc3 \ ?

В результате именно удачный или правильно спланированный первый ход в шашках и подарил белым «красивую» победу всего в 6 ходов!

Другие ошибки новичков, которые совершают еще с первого хода

Кроме этого, многим игрокам свойственно попадать и в другие ловушки противника, среди которых присутствует жажда быстрой победы и дамки. Всегда важно учесть, что по своей задумке первый ход в шашках является практически ключевым во всей партии, ведь именно передние шашки не дают другим двигаться. Кроме этого, подобная задумка ограничивает количество вариантов развития событий к минимуму, а конкретней к тому количество ходов, которые профессиональный игрок может и вовсе с легкостью запомнить. Именно поэтому, важно помнить, что первый ход в шашках – это создание не только успешной тактики нападения, но и личной защиты.

20 вариантов ходовых комбинаций в шашках

Как и говорилось, существует только определенное число ходов, направить противника на которые можно с легкостью именно с первых движений. Как только он окажется на запланированном Вами сценарии – победа — это скорее вопрос личной продуманности и памяти, ведь у второго игрока останется не так и много вариантов противодействия. Всего таких комбинаций существует 20, на которые направляет первый ход в шашках с любой стороны (как со стороны белых, так и черных).

Рассмотрим многоходовую ловушку в 13 ходов, которая, так или иначе, приведет умного игрока к победе.

Ход 1 – g3-f4 \ f6-e5

По замыслу он «визуально» не предвещает приставление никакой ловушки, но это, без сомнений, не так.

Ход 2 – h2-g3 \ g7-f6

Как видно, оба игрока ведут вполне осторожный способ заманивания своего противника, что уже усложняет процесс создания ловушки в течение ближайших ходов.

  • Ход 3 – сЗ-b4 \ e5-d4
  • Ход 4 — e3:c5 \ b6:d4

Уже на данной стати заметно, что стороны реализуют свои продуманные тактики, но пока что играют полностью на равных.

  • Ход 5 — b4- a5 \ f6-g5
  • Ход 6 — d2-e3 \ d6-c5

Как не крути, белые активно играть в сторону своего проигрыша, что противник просто не может не использовать.

Ход 7 — c1-d2 \ g5- h4

Сейчас черные повели себя крайне неосторожно, но в условиях созданного расположения шашек, особого выбора у них не было.

Ход 8 — d2-сЗ \ e7-d6!

Теперь можно и разобрать то, что только что произошло. Стоит отметить, что сама данная тактика имела реальное место в профессиональной игре Е. Лысенко против Ю. Арендта и, по-своему, являться идеальным примером того, насколько важным является первый ход в шашках. Сделав всего один крайне неосторожный ход, белые уже допустили сознательное поражение и все дальнейшие ходы будут исключительно для создания финальной точки встречи. По-своему, Ю. Арендт подобным ходом допустил ужаснейшую ошибку свойственную даже профессионалам.

  • Ход 9 – cЗ:e5 \ h6:g5
  • Ход 10 — f4:h6 \ d6:d2
  • Ход 11 — e1:c3 \ c5-b4
  • Ход 12 – aЗ:c5 \ c7-b6
  • И финальный 13 ход — a5-c7 \ b8:d2X

Завершение и итог

На основе всего этого можно с уверенностью сказать, что первый ход в шашках, как и сама игра, намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому, чтобы не предпринимал противник, крайне важно трезво оценивать все его возможности и если же подойти к игровому процессу с умом – добиться полного поражения противника можно будет за минимальное количество ходов. Главное помнить, что спешить делая необдуманные ходы определенно не стоит, а вот правильно обдумывать свою тактику обязательно нужно!

Ну и, напоследок помните, что добиться полного познания всех хитростей шашек за день определенно нельзя, но вот учится можно, что и стоит делать в целях собственного совершенства.

Чтобы занять детей, особенно школьников в свободное время, имеется множество развлечений и игр.

Популярностью пользуются настольные игры, среди них можно отметить игру в русские шашки. Прежде чем начинать в нее правильно играть, необходимо изучить основные ее правила.

Играть разрешается в нее детям и взрослым людям с разной возрастной категорией, важным этапом служит изучение и понимание сути игры. Детям полезней будет начинать тренироваться уже с 5 летнего возраста.

Настольная игра помогает детям:

  • Тренировать память.
  • Развивать умственные способности и навыки.
  • Развивать логику и мышление.
  • Усиливать математические умения.
  • Вырабатывает усидчивость.

Важно отметить! Разрешается играть в шашки (правила во многих партиях одинаковы) еще в дошкольном возрасте, чтобы выработать навыки, которые необходимы в школе.

Она является самой развивающей игрой среди многих других.

Для игры понадобятся следующие принадлежности:

  1. Игровая доска, состоящая из 64 клеток, половина черных и белых.
  2. Игровые фигуры всего 24 штуки. На каждого игрока, выпадает, по 12 штук.
  3. В новой партии игры принимают участие 2 игрока.
  4. Основной целью развлечения является победа.

Выигрыш засчитывается, если у игроков не остается ни одной фишки. Либо игрок сам признает проигрыш. Может получиться ничья, если оба игрока не могут победить.

Рассмотрим кратко, основные правила игры в шашки для начинающих детей:

  1. Игровую доску устанавливают между двумя участниками в правильном положении, чтобы темное поле находилось слева.
  2. Какие фишки достанутся, определяется с помощью жребия.
  3. Расставлять их нужно на соответствующих цветах, всего получается 3 горизонтальных ряда.
  4. Право первого хода предоставляется детям, имеющим белые фишки.
  5. Ходы должны производиться по диагонали на свободную клетку.
  6. В партии имеются простые пешки и дамки. Обычные способны бить и ходить через 1 клетку своего цвета. Стоит помнить, как ходит дамка. Она ходит и бьет по диагонали, на различное количество клеток.
  7. Дамками признаются те, которые дошли до последней верхней клетки, их переворачивают и признают дамками.
  8. Простые пешки могут биться вперед и назад, после чего их убирают с доски.

Важно отметить! Многие сомневаются, обязательно ли бить шашку соперника. Обязательно, это явление служит обязательным условием.

Соперник специально подставляет свою фишку, чтобы быстрее пробраться к самому верху и получить дамку.

Для новичков, имеются основные условия:

  • Ходы должны осуществляться по переменке.
  • Ход засчитывается оконченным, после того, как участник уберет руки с поля.
  • Участник обязательно должен ходить, после того как прикоснулся к фишке.
  • Не допускается двигать на игровом поле предметы.

Правила игры в уголки шашками для новичков

В шашки можно играть в разнообразные игры, в поддавки, в русские шашки, японские, а также уголки. Они считаются самой древней настольной забавой.

В ней принимают участие 2 игрока соперника. Целью игры является перемещение своих шашек на место соперника.

В каждой забаве имеются основные условия. Рассмотрим основные правила игры в уголки шашками:

  1. Между двумя людьми ставится доска в правильном положении. Участник выбирает себе цвет шашек.
  2. Игрок должен выставить домик из шашек. Один выставляет вверху доски справа, а второй участник внизу слева.
  3. Домик выстраивается в виде прямоугольника, в длину ставятся 4 шашки, в высоту 3 штуки.
  4. При помощи горизонтальных и вертикальных перемещений шашек, соперник должен выстраивать себе ходы, чтобы быстрее переместить все компоненты на место противника.
  5. Разрешается прыгать через одну, две или три шашки. В любой момент ходы можно самостоятельно остановить.
  1. Один из участников первый перевел все шашки в противоположное место противника.
  2. Соперник проделал больше 40 ходов, и на его основном поле имеются не выведенные фишки.
  3. После 40 ходов участник вернул фишку на свое главное место.

Многие новички, не знают, что можно и нельзя выполнять в игре уголки. Нельзя проделывать несимметричные ходы.

Прыгать можно по вертикали и горизонтали. Ходить допускается один раз, но проделывать несколько прыжков по пустым клеткам.

Важно помнить! Чтобы быстрее научиться играть в уголки детям, необходимо регулярно тренироваться, а также усвоить основные правила и цель игры.

Правила игры в Чапаева шашками

Имеется настольная игра шашками «Чапаев», которая появилась и была самой распространенной в давние времена. Данное развлечение получило свое название в честь героя войны в советском союзе.

Для забавы использовалась шахматная доска и набор шашек, который состоит из 12 белых и 12 черных фигурок.

Впервые забава появилась в Египте. И только в 19 веке в России проводились подобные турниры.

Рассмотрим поэтапно, правила игры в Чапаева:

  1. Каждая сторона должна расставить шашки в горизонтальные ряды, в каждый ряд по 8 штук.
  2. Соперник должен щелчком пальца по фишкам выбить все у противника.
  3. Окончание партии будет считаться, когда у соперника выбиты все фигурки.
  4. Соперник начинает ход, после того, как один участник теряет свою фигуру, или не может выбить чужую.
  5. Игрок, который смог первым выбить все фишки у противника, во втором раунде передвигается на один ряд выше.

Для советской забавы могут использоваться различные виды шашек. Они бывают:

  • Классические.
  • Международные.
  • Американские.
  • Итальянские.
  • Канадские.
  • Бразильские.

Все виды имеют между собой схожесть.

Чтобы сравнить их определенные характеристики, нам поможет таблица:

Чтобы добиться желаемого успеха в любом интересном развлечении, требуется особое внимание к основным правилам игры. Знание и умение приходят только после долгих тренировок, мышления и развития тактики.

Полезное видео

Доска, на которой играют, состоит из 32 темных и 32 светлых клеток - они называются ПОЛЯМИ, а печатное изображение доски - ДИАГРАММОЙ. Вот она.

Диаграмма 84

Посмотри: какое поле в левом нижнем углу? Оно ТЕМНОЕ! Доска ставится между игроками тоже именно так - ЕЕ НИЖНЕЕ УГЛОВОЕ ПОЛЕ СЛЕВА ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕМНЫМ.
Во время игры шашки передвигаются, но только по темным полям. А записать (и потом прочитать), какой был сделан ход или как стоят на доске шашки, помогает НОТАЦИЯ - система обозначения полей.

Диаграмма 85

Здесь на диаграмме ты видишь, что поля образуют ряды. Ряды, идущие снизу вверх (они помечены сплошными линиями), называются ВЕРТИКАЛЬНЫМИ, или ВЕРТИКАЛЯМИ, а идущие слева направо (помечены пунктиром) называются ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ, или ГОРИЗОНТАЛЯМИ.
Вертикальные ряды обозначаются буквами латинского алфавита-а, b, с, d, е, f, g, h (а, бэ, цэ, дэ, е, эф, же, аш).
Горизонтальные ряды обозначаются цифрами - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
На каждом темном поле вертикальный ряд пересекается с горизонтальным. Поле, на котором пересекается ряд «b» с рядом «2», обозначают b2 (бэ два); поле, где пересекаются ряды «d» и «6», обозначают d6 (дэ шесть). Так обозначают и остальные поля - это ты увидишь на диаграмме 86.

Диаграмма 86

И еще кое-что о доске.
Горизонтальные ряды 1 и 8 называют ДАМОЧНЫМИ РЯДАМИ, а их темные поля (a1, c1, e1, g1, b8, d8, f8, h8) -ДАМОЧНЫМИ ПОЛЯМИ. Вертикальные ряды а и h называются БОРТАМИ, а их темные поля (аЗ, а5, а7, h2, h4, h6) - БОРТОВЫМИ ПОЛЯМИ.
Темные поля, соприкасаясь уголками, как бы образуют цепочки - это ДИАГОНАЛИ. Они имеют названия.

Диаграмма 87

Диагональ, обозначенная жирной чертой (она идет от а 1 до h8) - БОЛЬШАЯ ДОРОГА, или БОЛЬШАК.
Двойными чертами обозначены двойники. Их два: тот, что ближе к тебе (а7 - g1),- нижний, а второй (b8-h2) - верхний.
Две диагонали, обозначенные тройными чертами (аЗ -f8 и c1-h6) -ТРОЙНИКИ. Их тоже два - нижний и верхний.
И наконец, диагонали, обозначенные волнистой линией (e1 - h4, h4 - d8, d8-а5, а5-e1), образуют КОСЯК.
А теперь скажи ты:
1. Какого цвета должно быть угловое поле возле левой руки игрока?
2. Что такое шашечная нотация?
3. Чем обозначаются вертикали? Чем - горизонтали?
4. Назови поля большой дороги, затем поля двойников, потом - тройников.
5. Как ты уже знаешь, на доске есть 32 темных поля. Теперь сосчитай - из скольких полей состоит большая дорога, из скольких оба двойника, из скольких оба тройника, из скольких косяк. Сложи эти четыре числа - получится больше, чем 32. Подумай: почему?
Ответы проверь сам, прочитав предыдущий текст.

О ШАШКАХ

Сражение ведут два ПРОТИВНИКА. Перед началом его у каждого под командованием войско из двенадцати шашек. У одного - белые шашки, у другого - черные.

Диаграмма 88

Так расставляют шашки до начала игры - белые на a1, аЗ, b2, c1, сЗ, d2 и т. д., черные на а7, b6, b8, с7, d6, d8 и т. д. Затем противники приступают к боевым действиям - поочередно передвигают свои шашки, ХОДЯТ. Первыми белые, потом черные, опять белые и т. д. Кому играть белыми, определяют жребием.
Шашки бывают ПРОСТЫМИ и ДАМКАМИ, но вначале все - простые. А когда простая попадает на дамочное поле в лагере соперника, она превращается в дамку, что обозначают двумя шашками, поставленными одна на другую.
Цель игры - уничтожить (побить и снять с доски) все шашки противника или же лишить его возможности сделать ход. Но подробнее об этом - чуть дальше.

КАК ШАШКИ ХОДЯТ

Передвигаются шашки по диагоналям. Такое передвижение с одного поля на другое называется ХОДОМ. Есть два вида ходов: ТИХИЙ (без взятия неприятельских шашек) и УДАРНЫЙ (когда бьются и снимаются с доски неприятельские шашки).
Записать ход можно так - указать поле, на котором шашка стояла, и поле, на которое она пошла. При записи тихого хода между обозначенными полями ставится тире.

КАК ЖЕ ДЕЛАЮТ ТИХИЙ ХОД?

Простая при тихом ходе передвигается по диагонали и ТОЛЬКО ВПЕРЕД - на соседнее свободное поле. Посмотри -

Диаграмма 89

Белые тут могут сделать любой из показанных стрелками ходов. Простая d2 может пойти на сЗ (что запишется d2-сЗ) или на еЗ (d2 - еЗ); простая е7 может пойти либо на d8 (е7 - d8), либо на f8 (е7 - f8), превращаясь в том и другом случае в дамку; простая g1 имеет только ход g1-f2.
Черные могли бы здесь пойти b2-a1, превращая простую в дамку, а могли бы и g5-f4 или g5-h4.
Дамка подвижнее простой. При тихом ходе она может продвинуться по диагонали КАК ВПЕРЕД, ТАК И НАЗАД, перейдя через любое количество свободных полей.

Диаграмма 90

Белая дамка b2 может пойти на аЗ (b2 - аЗ), или на c1 (b2 - c1), или на любое из полей большой дороги. Белая дамка еЗ может пойти на d4, на с5, на f2, на g1, а также на любое поле нижнего тройника. (Из всех этих ходов для белых лучший еЗ-с5, а почему - ты пой­мешь, когда прочитаешь об ударных ходах.) Черная дамка могла бы пойти на h4, на f2, на e1, а также на любое поле верхнего двойника.

А КАК ДЕЛАЮТ УДАРНЫЙ ХОД?

Простая, совершая ударный ход, перепрыгивает через рядом стоящую шашку противника (если за ней свободное поле) - БЬЕТ ЕЕ, после чего побитую шашку снимают с доски. Бить можно не только вперед, НО И НАЗАД, причем сразу несколько шашек. Смотри -

Диаграмма 91

Белые идут дамкой d4 - сЗ, черная простая теперь должна побить дамку d2:b4 (в записи хода со взятием вместо тире ставится двоеточие). И тогда белая простая бьет так - a3:c5:e7:g5, после чего побитые ею шашки с доски снимаются. Записывают такой ударный ход короче- аЗ: g5.
Вот еще случай взятия простой шашкой.

Диаграмма 92

Белые идут g3 - f4, и черные должны эту шашку побить. Но как? Можно е5: g3, а можно еЗ: g5. ВЫБОР ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ БЬЮЩЕМУ. Конечно, тут играющий черными побьет е5: g3 (скажи - почему?). Но предположим, что он ошибся и побил e3:g5. Те­перь уже выбор между h4: d8 и h4: d4 за белыми. Разумеется, они побили бы h4:d8, и их простая превратилась бы в дамку.
Теперь о том, как бьет дамка. Совершая ударный ход, она перепрыгивает через шашку противника, находящуюся на ее пути, и ставится за нею на любое свободное поле, после чего побитая шашка снимается с доски. Дамка тоже может бить и вперед и назад, а также за один ход может побить несколько шашек.

Диаграмма 93

Здесь из трех белых дамок бить может только одна. Дамке аЗ нельзя бить, так как пришлось бы перепрыгнуть через свою же шашку (b4). Не может бить и дамка b8, так как через две рядом стоящие шашки перепрыгивать нельзя. Белые бьют так: f8:c5:f2:h4:f6:a1, что записывается короче - f 8: а 1. После хода все побитые шашки (d6, еЗ, g3, g5, е5) снимаются с доски. Делая этот ударный ход, белая дамка имела право остановиться не на a1, а на b2 (или сЗ, или d4), но это, конечно, было ей невыгодно: тогда ответным ходом ее побила бы черная дамка h8.

Диаграмма 94

Белые тут идут 1. f2 - еЗ. Черная дамка бьет 1... h6:d2. Как теперь может бить белая дамка? Смотри - 2. e1:c3:f6:h8; 2. e1:сЗ:f6: d8:a5; 2. e1:b4:f8:h6; 2. e1:a5:c7:f4 (g3 или h2); 2. e1: a5: d8:f6:h8; 2. e1: a5: d8: f6: d4 (сЗ, b2 или a1). Из шести возможностей белые имеют право выбрать любую. Как видишь, они одним ходом побьют и снимут с доски почти все шашки соперника.
Почему же черные позволили белой дамке проявить такую прыть? Почему они своей дамкой h6 побили специально подставленную им ходом 1. f2 - еЗ шашку? Потому что есть правило -
БИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Таким образом, если шашки твоего противника оказываются под ударом, ТЫ ОБЯЗАН ИХ ПОБИТЬ, выгодно это тебе или нет. И нельзя прекращать удара, не побив все шашки, которые можно взять этим ударным ходом. Разумеется, так обязан поступать и твой соперник: когда у него под ударом твои шашки, он должен их побить.
Теперь еще одно правило.
Когда простая попадает на дамочное поле тихим ходом, то она превращается в дамку, но бить как дамка может только после ответного хода противника; когда же простая попадает на дамочное поле ударным ходом, то она превращается в дамку и сразу же бьет дальше как дамка (если, конечно, ей есть что бить). На диаграммах 95 и 96 видно, как это происходит.

Диаграмма 95 Диаграмма 96

Если белые пойдут 1. е7 - d8 (диаграмма 95) то их простая превратится в дамку, но не бьет сразу шашку b6, а ждет ответного хода. Черные же отвечают 1...d2-e1 (теперь это дамка) и выигрывают: 2. d8: а5 с5-b4 3. а5: сЗ e1: а5.
А на диаграмме 96 после 1. g3 - f4 еЗ: g5 белая простая h4 попадает на d8 ударным ходом и потому, превратившись в дамку, сразу же бьет дальше - 2. h4:d8:a5:e1, то есть 2.h4: e1 с выигрышем белых.
И наконец, ты должен запомнить еще три условия, связанные со взятием.
1. ПРИ УДАРЕ МОЖНО СНИМАТЬ ШАШКИ С ДОСКИ ЛИШЬ ПО ОКОНЧАНИИ ХОДА.

Диаграмма 97

Это условие требует, чтобы белые били тут так - e1: а5: с7: е5, и стоп! Простую d4 бить нельзя: за ней нет свободного поля - там стоит шашка сЗ, которая хотя и побита, но может быть снята с доски только после окончания хода. Поэтому белые, закончив удар 1. e1:e5, ставят дамку на е5 и снимают шашки сЗ, b6, d6. Черные в ответ берут дамку-1...d4:f6.
Такой удар, при котором уже побитая, но не снятая с доски шашка останавливает дамку, называется ТУРЕЦКИМ УДАРОМ.
2. ПРИ УДАРЕ НЕЛЬЗЯ ДВАЖДЫ ПЕРЕПРЫГИВАТЬ БЕРУЩЕЙ ШАШКОЙ ЧЕРЕЗ ОДНУ И ТУ ЖЕ ШАШКУ ПРОТИВНИКА.

Диаграмма 98

Как белые обязаны здесь бить? Так - b2: f 6...(и пока не снимать шашку d4 с доски - удар еще не окончен)... f6: d8: b6. Но не дальше!
Ведь шашку f 2 бить нельзя, потому что пришлось бы второй раз перепрыгнуть через шашку d4. Дамка останавливается на b6, и черные бьют ее-а5:с7.
Это тоже был турецкий удар: дамку остановила уже побитая ею шашка d4.
3. ПРИ УДАРЕ РАЗРЕШАЕТСЯ МНОГОКРАТНО ПЕРЕХОДИТЬ ЧЕРЕЗ ОДНО И ТО ЖЕ СВОБОДНОЕ ПОЛЕ.

Диаграмма 99

Белые здесь могут (и обязаны!) побить так - 1. аЗ: d6:g3:e1:а5:с7. Дамка тут дважды переходила через поле b4, но это разрешается, так как оно свободное. После удара дамки черные заберут ее 1...d8:b6.

ЕЩЕ О ЗАПИСИ ХОДОВ

Если нужно записать партию, ходы пишут столбиками: слева - белых, справа - черных. Значит, ХОД БЕЛЫХ И ОТВЕТ ЧЕРНЫХ БУДУТ СТОЯТЬ ПОД ОДНИМ ПОРЯДКОВЫМ НОМЕРОМ. Вот так:
Петя Андреев Саша Лядов
1. сЗ-d4 d6-с5
2. b2 - сЗ е7-d6
3. a1- b2 d6- е5
4. g3-h4 с5-b4
5. аЗ:с5 е5-f4
6. еЗ:е7 f8: b4
7. сЗ:а5 h6-g5
8. h4:f6 g7:a1
Черные прошли в дамки и должны выиграть.
Запись партии можно вести и в строчку:
Петя Андреев - Саша Лядов: 1. сЗ-d4 d6-с5 2. b2-сЗ е7-d6 3. a1- b2 d6- е5 4. g3-h4 с5-b4 5. аЗ: с5 е5-f4 6. еЗ: е7 f 8: b4 7. сЗ: а5 h6-g5 8. h4: f6 g7: a1 и т. д.
Иногда применяется сокращенная нотация: не указывают номер ряда, с которого пошла шашка, и не пишут тире и двоеточия:
Петя Андреев - Саша Лядов: 1. cd4 dc5 2. bсЗ ed6 3. ab2 de5 4. gh4 cb4 5. ас5 ef4 6. ее7 fb4 7. са5 hg5 8. hf6 ga1 и т. д.
А как записать положение шашек на доске? Смотри- вот запись позиции на диаграмме 94.
Белые: Д.е1, np.c1, f 2; черные: Д.h6,пр.b6,е5,е7,g7.
«Д» означает дамки, «пр.» - простые. Если в пози­ции нет дамок, то при записи можно не ставить «пр.».
В КНИГАХ ДИАГРАММЫ ВСЕГДА РАСПОЛОЖЕНЫ ТАК, ЧТО ЛАГЕРЬ БЕЛЫХ НАХОДИТСЯ ВНИЗУ.
ЕСЛИ НАПЕЧАТАНА ПОЗИЦИЯ И НЕ УКАЗАНО, ЧЕЙ ХОД, ЗНАЧИТ, ХОД БЕЛЫХ.
Нужно знать и такие обозначения:
X - и выигрывают.
! - отличный ход.
!! - замечательный ход.
? - слабый или ведущий к проигрышу ход.
? ? - грубая ошибка.

ЧТО СЧИТАЕТСЯ ПОБЕДОЙ?

ВЫИГРАВШИМ ПАРТИЮ СЧИТАЕТСЯ ТОТ, КТО ЗАБЕРЕТ ВСЕ ШАШКИ ПРОТИВНИКА ИЛИ ЛИШИТ ИХ ХОДА. ЕСЛИ ЖЕ НИ ИГРАЮЩИЙ БЕЛЫМИ, НИ ИГРАЮ­ЩИЙ ЧЕРНЫМИ СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ СМОЖЕТ, ПАРТИЯ ПРИЗНАЕТСЯ НИЧЬЕЙ.

Диаграмма 100

Тут белые выигрывают, забирая все черные шашки: 1. g3-f4 e5:g3 2. h2:g1X.

Диаграмма 101

Здесь был ход черных. Они могли пойти 1...h2-g1 (чтобы потом ходить дамкой вверх и вниз по нижнему двойнику) и тогда выиграли бы. Черные же сделали соблазнительный (забрать шашку!), но плохой ход - 1...h2 - е5?, и игра закончилась так: 2. b2 - сЗ! e5:a1 (если 2...е5:b2, то 3. аЗ-b4 а5:сЗ 4. c1:a3, и черные сами должны отдать свою последнюю шашку) 3. аЗ - b4! а5: сЗ 4. c1 -b2 сЗ-d2 (другого хода нет) 5. e1: сЗ - победа белых: они лишили противника возможности сделать ход - заперли его дамку.
Ну вот ты и узнал почти о всех правилах шашек. Теперь можешь сам вести с друзьями сражения на шашечной доске. Советуем в этих сражениях придерживаться двух следующих обязательных при игре правил поведения.
ТРОНУЛ -ХОДИ!
Это значит, что игрок, дотронувшийся до своей шашки (когда его очередь ходить), обязан ею сделать ход (если, конечно, такое возможно).
ОТНЯЛ РУКУ -ХОД СДЕЛАН!
А это означает, что игрок, передвинувший свою шашку и уже отнявший от нее руку, не имеет права, спохватившись, пойти этой шашкой на другое поле.
Поэтому, если нужно подвинуть шашки, чтобы они стояли аккуратнее, то прежде, чем дотрагиваться до них, следует предупредить противника словом «ПОПРАВЛЯЮ».

Поделиться: