Не растет скорость игры на гитаре. Гитарная скорость - развиваем скоростную технику

Работа над полезна не только для тех, кто желает стать самым быстрым гитаристом на этой планете. Начав играть на гитаре быстро , вы станете чувствовать себя более раскрепощенным, пальцы станут легкими и гибкими, а игра на гитаре – свободной. Другими словами, ваши пальцы будут порхать по струнам без применения усилий. Развитие скорости игры является важным навыком, над которым гитаристу стоит работать, и постоянно совершенствовать. Чтобы уберечь вас от скоропостижного разочарования, скажу сразу – , это, в первую очередь, упорный труд и терпение, и лишь потом – восхищенные взгляды пышногрудых красавиц.


Для того чтобы научиться быстро играть на гитаре важно не только работать над этим, но и заниматься по правильной методике, в противном случае вы потратите дни, месяцы, возможно, годы собственной жизни, но так и не достигнете желаемого результата – увеличить скорость игры на гитаре.

Как развить скорость игры на гитаре?

Большинство начинающих гитаристов, вставших на долгий и тернистый путь , сталкиваются с самыми разнообразными препятствиями, в то же время следующие советы помогут вам преодолеть самые распространенные из них.

Во-первых, как это ни парадоксально звучит, не торопитесь. Вспомните, что даже олимпийские чемпионы в беге, когда-то, в детстве, начинали ходить медленно, постепенно развивая свои навыки. Большинство начинающих гитаристов пытаются играть быстро, но в итоге получают лишь несуразный, неаккуратный набор звуков, который сложно назвать музыкой. Поэтому, не стоит бежать впереди паровоза.


Чтобы научиться играть на гитаре быстро , начинайте не спеша, постепенно увеличивая скорость. Убедитесь, что , также придайте правильное (если вы – правша ). Не ускоряйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что играете каждую ноту правильно, чисто и, не испытывая дискомфорта.

Играйте на гитаре переменным штрихом

Одним из ключевых моментов развития скорости игры на гитаре является использование переменного штриха. Существуют другие техники, позволяющие гитаристу играть быстро , например – свип, но именно переменный штрих является самым простым, но, в то же время, эффективным методом, который позволит значительно увеличить скорость вашей игры на гитаре . Суть переменного штриха заключается в следующем: вы цепляете струну медиатором сверху вниз (в направлении пола), затем снизу вверх (в направлении потолка). Таким образом, вместо того, чтобы каждый раз делать лишнее движение, занося медиатор над струной, вы извлекаете еще один звук, а скорость вашей игры на гитаре , соответственно, возрастает в два раза.

Пользуйтесь метрономом

Не смотря на то, что польза метронома не единожды описана в наших предыдущих статьях, я не премину отметить, что обязательным требованием к быстрой игре на гитаре является правильная ритмика, ровность, если хотите. Именно в этом заключается смысл игры под метроном, ведь вы хотите играть не только быстро, но и разборчиво, аккуратно. Приобрести метроном, за приемлемую цену, можно в любом музыкальном магазине, Так же, вы можете успешно и совершенно .

Избегайте чрезмерного напряжения

В первое время, при попытках увеличить скорость игры на гитаре , ваши пальцы, вероятно, будут ощущать значительное напряжение. Ощущение напряженности ощутимо снижает скорость игры, поэтому, играя на гитаре, постарайтесь расслабиться. Работая над развитием скорости игры на гитаре , не позволяйте вашим рукам чрезмерно уставать, иначе вместо ожидаемого результата подцепите какое-нибудь заболевание суставов. Не стоит заниматься по нескольку часов кряду. Если вы чувствуете боль или чрезмерное напряжение в пальцах, запястьях, кистях рук, плечах или спине, немедленно сделайте перерыв.

Играйте быстро

Как только ваш уровень игры на гитаре позволит вам играть каждую ноту чисто, правильно и комфортно, пытайтесь увеличить скорость игры . Играйте быстрее, возможно, даже немного быстрее, чем вам кажется возможным. Этот процесс можно сравнить с поднятием тяжестей. Попробовав поднять слишком большой вес, вы, немного отдохнув, перейдете к более легкому грузу, и, с удивлением, обнаружите, что он стал легче, чем раньше.


То же самое справедливо и в деле развития скорости игры на гитаре . Иногда стоит ускорить метроном, и ускориться самому больше обычного, чтобы затем, вернувшись к привычному для себя темпу, ощутить собственный прогресс.


В то же время продолжайте заниматься на гитаре медленно, поскольку медленная игра развивает чистоту звучания и аккуратность. Быстрая игра способствует развитию скорости .

Анализируйте свою игру на гитаре

Анализируйте собственную игру во время каждого занятия. Делайте выводы. Наблюдайте за положением рук. Фиксируйте ошибки. Обратите внимание на элементы, которые у вас не получаются. Проявляйте изобретательность – изменяйте знакомые вам упражнения и придумывайте новые, чтобы устранить эти проблемы.


Например, если ваши безымянный палец и мизинец слишком слабы, чтобы ускориться, придумайте упражнение для этих двух пальцев, чтобы развить их скорость до нужного уровня.

Снимайте свои занятия на видео

Видеозапись ваших занятий – это великолепный способ посмотреть на себя стороны (проанализировать ) и оценить собственный прогресс в развитии скорости игры на гитаре . Приемлемого качества видео (подойдет практически любой телефон или планшет ) позволит вам оценить правильность положения рук и осанку во время игры на гитаре. Вы сможете увидеть некоторые моменты, которые обычно не замечаете.


Также, сравнив, недавно отснятое видео с записью двух-трех месячной давности, вы воочию увидите, насколько выросла ваша скорость игры на гитаре .

Занимайтесь регулярно

Как я уже говорил, развитие скорости игры на гитаре – дело не одного дня. Чтобы играть по-настоящему быстро, нужно практиковаться в течении месяцев, и, даже, лет, но если вы работаете над скоростью игры на гитаре правильно, результаты не заставят себя ждать, и, уже через несколько недель или месяцев, ваши пальцы гораздо более быстрыми и гибким, чем раньше, что также значительно подымет ваш общий уровень игры на гитаре .


Поэтому…


Регулярные занятия очень важны. Если вы ограничены во времени, то даже пятнадцатиминутные ежедневные занятия гитарой принесут больше пользы, нежели суточное издевательство над собой по выходным.


Главное не время, потраченное на занятия, а их качество. Помните об этом. В то же время занимайтесь регулярно.

Упражнения для развития скорости игры на гитаре

По три ноты на струну


Это довольно простые, но, тем не менее, эффективные упражнения, которые можно использовать, чтобы разогреться перед игрой на гитаре, для развития скорости игры , а также в качестве элемента быстрого соло на гитаре . Чтобы увеличить изображение. кликните по нему левой кнопкой «мыши».


Упражнение 1. (Тональность Em (ми минор)





Упражнение 2.



Упражнение 2 также играется на 5-й (A) и 4-й (D) струнах, затем еще на струну ниже и так далее.


Упражнение 3.



Повторяйте упражнение 3, сдвигаясь на лад вперед, по грифу гитары. Например следующий шаг будет 2-3-5 на 6-й (E) и 2-4-5 на 5-й (A) струнах.

Путей развития скорости много. Все эти пути или методики, если угодно, очень важны. Используя их равномерно, сосредотачиваясь на каждой поочередно и постепенно объединяя их, ты добьешься значительного прогресса в скорости и качестве игры.

Для начала определим основные методы увеличения скорости:
«Акуна-матата»
«Колибри»
Метод оптимизации
Синхронизация рук

«Акуна-матата» (или внутренняя свобода). Свобода действий - это первое, что бросается в глаза, когда ты видишь профессионального музыканта на сцене. Он успевает одновременно играть на гитаре, пританцовывать, что-то кричать в микрофон и еще подмигивать девушке в толпе. Всё это говорит о двух вещах: ему очень удобно и комфортно делать то, что он делает, и он очень расслаблен эмоционально и физически.

Многие начинающие гитаристы зажаты и скованны. Со стороны занятия такого музыканта выглядят как тяжелый труд: чело взмокло, на висках набухли вены, он сопит и пыхтит от усердия. В таком стиле человек привыкает играть всегда. Ему кажется «Вот сейчас я зажму руку и буду играть быстро-быстро», но ничего не получается. Движения рваные, некачественные. О скорости речь не идет вовсе.

Вывод: Научись расслабляться! Начни свое занятие в следующий раз с того, что закрой глаза, подыши и расслабь все тело. Затем возьми гитару и пробуй играть максимально СВОБОДНО. Ты должен быть спокоен как цветок лотоса у подножья храма истины на вершине Фудзиямы. Играй медленно и постепенно увеличивай темп. Как только почувствуешь, что при увеличении темпа начинает зажиматься хоть один мускул, постепенно снижай темп, дыши и расслабляйся. Такой «дзен» должен войти у тебя в привычку - расслабленными и свободными руками ты сыграешь гораздо быстрее, чем зажатыми КЛЕШНЯМИ.

«Колибри» . Давай сравним две птицы: кондора и колибри. Помимо очевидной разницы в размере, у них есть еще одно важное отличие – скорость взмахов крыльями. Колибри из-за маленькой длины крыльев способна развивать чудовищную частоту махов, гораздо выше, чем у крупных птиц. Проведи эксперимент: попробуй помахать вверх-вниз сначала вытянутой рукой, затем предплечьем и одним пальцем. Правда, одним пальцем получилось быстрее? Все дело в длине рычага и амплитуде колебаний. Чем экономнее будут твои движения, тем быстрее ты сможешь играть.

Проанализируй свою технику игры. Если у тебя проблемы со скоростью, вероятно, ты слишком высоко поднимаешь пальцы левой руки. Начни контролировать их. Они не должны отходить от грифа дальше, чем на несколько сантиметров (за исключением нарочно чрезмерной артикуляции). Ведь, чем больший путь они пройдут, тем больше времени затратят, а это замедлит тебя. То же касается правой руки. Когда играешь переменным штрихом, старайся минимизировать движения. Играй не всей рукой, не кистью, а пальцами или даже кончиками пальцев. Это значительно повысит скорость.

Вывод: старайся везде, где только можно, уменьшить амплитуду движений, и ты прибавишь в скорости как метеор.

Метод оптимизации . Этот метод состоит в том, чтобы пересмотреть свою игру и проконтролировать каждое движение, сделав его наиболее оптимальным с технической точки зрения. В начале твоей (да и моей) музыкальной карьеры все играют «тяп-ляп» или «и так сойдет». Зачастую мы не обращаем внимания на штрихи медиатором (вверх или вниз), которые используем, какими пальцами мы прижимаем аккорды, под каким углом держим пальцы и так далее. Мы привыкаем к этому разгильдяйству и, когда приходит час играть быстро, просто не можем этого сделать, так как делаем миллион лишних и ненужных микродвижений, к которым привыкли. У каждого музыканта есть такие «леваки» и они индивидуальны, поэтому не будем останавливаться на чем-то конкретном.Постарайся рассмотреть свою игру под микроскопом. Всё, включая движения твоих пальцев, подчиняется законам логики и биомеханики. Старайся понять, почему у тебя не получается сыграть быстрее то или иное произведение. Возможно, ты делаешь лишние движения пальцами или слишком далеко уводишь руку при игре боем. Может быть, ты выбрал не лучшую аппликатуру (порядок пальцев) при игре или выбрал не оптимальный прием.

Вывод: будь самокритичен и все время работай над улучшением техники. А главное, осознав ошибку, не ленись ее исправить и переучиться. Чем позже ты это сделаешь, тем медленнее к тебе придет быстрота;)

Синхронизация рук . И, пожалуй, главнейшее, что влияет на скорость игры – слаженность движений правой и левой руки. Мы можем убедиться в этом на примере известных музыкантов самоучек как Джимми Хендрикс и Даймбег Деррелл. Любой выпускник музыкального училища по классу гитары, напялив очки, сказал бы «Их техника ужасно неправильна». Но как же быстро они играли!

Ты должен сфокусироваться на синхронизации, а именно на тренировке слаженной и одновременной игры медиатором и пальцами на грифе. Даже если ты никогда не разовьешь умение рук двигаться архи-быстро, ты все равно сможешь выжать максимум из своей гитары, если руки будут взаимодействовать слаженно.

Как же развить синхронизацию? Ответ прост! Да, да, мой друг - гаммы! Этим упражнениям много тысяч лет, и они по-прежнему не теряют своей актуальности. Играй медленно, под метроном, различные гаммы (хроматические, мажорные, минорные, секвенции на основе гамм и пр.) Также в свое время мне очень помогли упражнения Шрадика. Главное, начинай с медленного темпа, под метроном и следи за качеством и синхронностью. Играй точно как часы! Как только почувствуешь, что пальцы «заплетаются», снижай темп.

Вывод: Самый лучший результат в скорости ты получишь, если в занятиях сконцентрируешься на слаженности правой и левой руки.

Как видишь, методов увеличения скорости игры на гитаре немало, используй их все, и ты обязательно улучшишь свой результат. Верю в тебя!

© Дмитрий Лебедев

Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.

Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.

Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.

Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.

Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.

Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.

Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.


      Дата публикации: 12 октября 2011 г.

Быстрее!!! Это слово, словно маяк на горизонте, движет многими начинающими гитаристами. Особенно когда дело касается электрогитары. И неудивительно, ведь послушав записи таких мастеров, как Ингви Мальмстин и Джо Сатриани, практически каждый, кто в состоянии отличить фендер от ибанеза, загорится желанием проделать то же самое - повторить эти невероятные запилы и мозговыносящие пассажи. Вы из их числа? Тогда добро пожаловать в серию уроков, посвященную лишь одной теме: «КАК ИГРАТЬ БЫСТРЕЕ?»

С разу бы хотелось упомянуть о том, что ДА - скорость не является основополагающим фактором, определяющим мастерство гитариста. И если сравнивать, скажем, тех же Сатриани и Мальмстина, то, естественно, Мальмстин играет быстрее. Но более мелодичен, более виртуозен, более изощрен, я бы даже сказал, конечно, Сатриани. И потому эти уроки не для тех, кто не знает, чем отличается лидийский лад от дорийского, но хотел бы узнать. Эти уроки для тех, кому действительно нужно увеличить скорость своей игры, но он не знает с чего начать.

И в первую очередь надо сказать, что способов игры на электрогитаре существую немалое количество. Некоторые из них направлены специально на увеличение скорости игры. Рассмотрим их по порядку.

Переменный штрих (alternate picking). То, с чего мы начнем. Принцип его понятен из названия. Это штрих, при котором медиатор постоянно меняет свое направление. Вниз - вверх - вниз - вверх. И, несмотря на то, что сам способ освоить довольно просто, добиться в нем мастерства чертовски трудно. Хороший переменный штрих требует хорошей синхронизации обеих рук - а она вырабатывается годами.

Легато (legato). Под этим словом я подразумеваю такую технику игры, при которой медиатор играет небольшую роль, а всю основную работу проделывает левая рука. Здесь, как вы уже поняли, особой синхронизации не требуется и потому может показаться, что играть легато легче, чем переменным штрихом. Не совсем верно, ведь легато требует дополнительного глушения струн. И уже выбирая из необходимости этого глушения и синхронизации, каждый решает для себя, что легче.

Теппинг (tapping). Основополагателем теппинга считается Эдди Ван Хален. Несомненно, эта техника применялась и раньше, но новую веху в ней открыл именно он. Играя теппингом, гитарист ударяет (tap - удар) кончиками пальцев по грифу гитары, извлекая, таким образом, звуки.

Свип (sweep). Иногда бывает необходимо сыграть пассаж, расположенный на грифе по принципу: «одна нота на струне». Чаще всего это арпеджио. Здесь на помощь приходит свип. При игре этим приемом игры медиатор скользит по струнам вверх и вниз, а пальцы левой руки зажимают нужные лады в нужный момент.

Экономичная техника (economy picking) . Довольно редко встречающийся способ игры, и разработанный, вероятно, специально для того, чтобы играть как можно быстрее. Принцип экономичной техники заключается в комбинации свипа и переменного штриха. Для более подробного объяснения мне придется применить такие словосочетаний, как внешний и внутренний штрихи, а об этом мы еще не говорили. Поэтому вернемся к экономичной технике в соответствующем уроке.

Итак. Что там стояло первым пунктом? Ах да! Переменный штрих. Как я уже сказал - это техника игры, при которой медиатор постоянно меняет направление своего движения. Хорошим примером того, каких высот можно достигнуть в переменном штрихе является композиция Криса Импеллиттери 17th Century Chicken Pickin" с альбома Screaming Symphony 1996 года. Обязательно послушайте, если не сделали этого раньше. Чувствуете атаку медиатора - этот плотный, жужжащий звук? Никогда в жизни, никаким другим способом, будь то теппинг, свип, легато или даже экономичная техника, вы не добьётесь подобного звучания.

Тренируя переменный штрих, нужно помнить несколько вещей.

В первую очередь то, что синхронизация рук вырабатывается очень долго. И еще никто не стал мастером, подержав гитару в руках всего месяц. А потому не надо бросать, не успев начать. Вам будет казаться, что прогресса в технике нет, и что у кого-то, кто выдает по двадцать нот в секунду, скорее всего талант к этому. НЕТ! Они тоже тренировались. Стив Вай тренировался, Джон Петруччи тренировался. И они добились успеха, потому что тренировались, а не из-за дара, выраженного в умении махать пластмассовым треугольником из стороны в сторону.

Отсюда вытекает второй пункт. Отложите в сторону свои сомнения и приступайте к упражнениям, которые будут даны в следующем уроке. Ни в коем случае не играйте быстрее, чем можете. Ведь плохо поставленную технику исправить гораздо сложнее, чем с самого начала делать все правильно. Само собой, необходимо играть на разных скоростях, однако они не должны выходить за пределы возможностей.

В-третьих, чередуйте игру на чистом звуке с игрой на дисторшн. Первое необходимо для того, чтобы вы в действительности осознавали, что делают ваши руки. Второе - чтобы научиться глушить ненужные звуки.

И раз уж мы заговорили про глушение, то четвертым пунктом поставим именно его. Это один из важнейших аспектов игры переменным штрихом. Да впрочем, и игры на электрогитаре в целом. Глушить струны нужно как правой, так и левой рукой. Правая ложиться ребром ладони возле бриджа и глушит все, что ниже той струны, которая в данный момент звучит. А левая - внутренней стороной фаланги указательного пальца глушит все, что выше. Со временем глушение станет для вас абсолютно естественным, и вы даже не будете задумываться о том, что на самом деле вы делаете.

В-пятых, все упражнения нужно выполнять под метроном. Ни в коем случае не позволяйте себе расслабиться и отказаться от его использования. Только с помощью метронома вы сможете контролировать свою скорость и развивать ритмичность. Ведь многие гитаристы могут играть довольно быстро, но не способны сыграть даже простую мелодию на фоне ударных. Вряд ли какой-нибудь группе они нужны.

В-шестых - старайтесь играть экономично. Держите пальцы как можно ближе к грифу, контролируйте амплитуду движений медиатора. Все это в конечном итоге сказывается на скорости.

И последний пункт, как бы странно он не звучал - играйте только переменным штрихом. Дело в том, что я знаю - многим (и я был одним из них) довольно сложно поначалу свыкнуться с мыслью, что после удара вниз обязательно следует удар вверх и наоборот. Ведь играя медленные короткие мелодии (а именно их играют новички) бывает гораздо проще сыграть вниз - вниз, чем вниз - вверх, если первая нота расположена, например, на пятом ладу третьей струны, а вторая на седьмом ладу второй. Не поддавайтесь этому желанию и можете быть уверены - оно пройдет очень быстро.

Что ж, на один урок достаточно, постарайтесь переварить все, о чем я здесь говорил. В следующем уроке мы разберем внешний и внутренний штрихи и приступим непосредственно к упражнениям.


      Дата публикации: 25 октября 2011 г.

Н емаловажную роль при игре переменным штрихом играет форма и толщина медиатора. Многие начинающие гитаристы не могут пользоваться толстым медиатором, в то время как более опытные – тонким. Все дело в разнице скоростей. Когда ваша скорость достаточно мала (70-80 УВМ), а техника оставляет желать лучшего (большая амплитуда движений, нет синхронизации между левой рукой и правой), то вам нужен гибкий, пластичный медиатор, пружинящие свойства которого будут сглаживать недостатки техники. Да и играть таким медиатором на первых порах на порядок проще, чем толстым. С другой стороны, если вы играете со скоростью 130-150 УВМ тонкий медиатор просто не будет успевать вовремя выгибаться и игра покатится к чертям. Я бы советовал начать с толщины в 0.5-0.8 миллиметров и постепенно дойти до 2-3.

Что касается угла, под которым стоит держать медиатор, то тут опять же нет единого мнения. Трой Стетина – один из известнейших преподавателей в области игры на электрогитаре советует держать медиатор под прямым углом. Энди Джеймс – другой не менее авторитетный преподаватель, которого не редко можно увидеть в видеошколах от LickLibrary говорит, что нужно держать медиатор под углом в 30-45 градусов по отношению к струнам. В конечном итоге все зависит от того как удобно играть именно ВАМ. Конечно, нельзя взять медиатор за самый край и рассчитывать на успех. Нужно крепко зажать его между пальцами оставив на свободе самый кончик. Существует немало примеров того, как гитаристы добивались потрясающих результатов, зажимая медиатор между большим и средним пальцами. Все это довольно индивидуально и зависит в основном от личных предпочтений. Вот еще одно тому подтверждение – существует два абсолютно противоположных друг другу метода постановки правой руки. Такой гитарист, как Майкл Энжело играет, опираясь одним-двумя пальцами на корпус гитары чуть ниже первой струны. А, к примеру, Buckethead держит кисть на весу. У обоих потрясающая техника и потому я не могу посоветовать ни один из методов – выбирать вам.

Что касается левой руки – следите за тем, чтобы большой палец не слишком выпирал из-за грифа. И пусть остальные пальцы зависнут в одном или максимум двух сантиметрах над грифом и будут готовы в нужный момент зажать нужный лад. Особенно это касается мизинца – именно он чаще всего и дальше всех остальных пальцев удаляется от грифа.

Прежде, чем приступить к упражнениям, не помешает размяться. Запомните на то светлое будущее, когда ваша скорость достигнет отметки в 120 УВМ и выше – никогда не играйте не размявшись. Это как в спорте – не разогрев связки и суставы, можно их повредить. Довольно неприятное ощущение, признаюсь… После этого, на неделю-две можно вообще забыть об игре на гитаре, так как она вызывает непереносимую боль. Что можно посоветовать? Во-первых, хорошо разотрите пальцы обеих рук. Начинайте от основания и постепенно, массажируя палец, двигайтесь к ногтю. Во-вторых, сомкните пальцы в замок и несколько раз выгните в обратную сторону. Наконец, просто встряхните кисти, с силой сожмите в кулак и разожмите – теперь растяжение суставов вам точно не грозит. Все это можно сделать, не имя под рукой гитары, например на подходе к репточке, особенно зимой, когда руки, замерзнув на холоде, не способны к продуктивной работе.

Вот еще пара неплохих упражнений для разминки. Помните предыдущий урок? Там мы говорили о внешнем и внутреннем штрихах. Первое упражнение создано для их совершенствования. Двигаясь от верхних (по высоте) струн к нижним, вы отрабатываете внешний штрих. Двигаясь в обратную сторону – внутренний. Очень важно всегда обращать внимание на свои слабые стороны. Если вы замечаете, что, скажем, внешний штрих дается вам просто, а с внутренним проблемы (чаще всего так и бывает), то уделите большее внимание второй части упражнения. Повторяйте упражнение, пока не дойдете до верхних ладов. После этого можно сыграть его зеркальную копию вниз.

Второе упражнение создано для отработки такого важного навыка, как скачки через струны. Опытный гитарист чувствует гриф и всегда знает, где находиться его медиатор. Это одна из многих вещей, которая отличает его от новичка. Постарайтесь довести это упражнение до совершенства. Поначалу даже без метронома – здесь он не столь важен. Просто почувствуйте то расстояние, которое вам нужно преодолеть от одной струны до другой.

Что ж, пора перейти к упражнениям на развитие скорости. И первым из них будет зацикленный паттерн в До-мажоре, отличное свойство которого – его зацикленность:) То есть вы можете играть его по кругу до бесконечности. Начните с 70-80 ударов в минуту и дойдите до ста. В прошлом уроке я рассказывал о методе тренировки, при котором вы доходите до своего максимума, когда уже не можете играть без грязи, после чего сбрасываете скорость и снова медленно увеличиваете ее. Есть и другой путь, также приносящий неплохие результаты. Можно, чуть-чуть не доходя до максимальной скорости, пойти в обратную сторону. Вернувшись к тому, с чего начинали – повторите весь процесс. Почему нельзя дойти до максимума? Потому что в этом случае ваши силы иссякнут и каждый раз, несмотря на то, что вы снижаете скорость, в игре будет присутствовать грязь.

Следующее упражнение – опять-таки зацикленный хроматический паттерн. Такие паттерны отлично развивают выносливость правой руки. Для левой руки (знаю по опыту) выносливость не слишком важна – здесь важно развить пластичность, независимость пальцев. Для правой же наоборот. Совершая одинаковые, монотонные движения, правая рука очень быстро устает. Именно для того, чтобы этого избежать, и нужна выносливость. Просто играйте долго на медленной скорости. И, несмотря на то, что с первого взгляда кажется, что это занятие бессмысленно – это не так. В конечном итоге ваша правая рука все равно устает, а параллельно с этим ее выносливость увеличивается. Такое упражнение будет гораздо полезнее бездумного минутного «рубилова» на максимальных скоростях.

Следующее упражнение станет для вас первым упражнением на развитие независимости пальцев. Как вы видите, оно, как и предыдущие два, расположено на двух верхних струнах. Не ограничивайтесь этим! Играйте все во всех пяти вариантах (первая вторая струны, вторая-третья, третья-четвертая, четвертая-пятая, пятая-шестая).

Ниже приведено похожее упражнение, только в нем задействован не безымянный палец, а средний. Не забывайте то, о чем мы говорили в первом уроке. Необходимо чередовать игру на чистом звуке и на дисторшне, необходимо играть экономично, необходимо играть под метроном и т.д.

Итак. В этом уроке вы значительно продвинулись. Советую дойти до скорости в 100-105 УВМ (7 нот в секунду), прежде чем переходить к следующему уроку. Там мы приступим к более сложным пассажам, которые будут перекрывать все струны, а иногда и весь гриф. Удачи!

Поделиться: