Тренинговые занятия для пятиклассников по повышению уровня психологической комфортности в период адаптации. Презентация для проведения игры

Сценарий конкурсной программы для школьников «Наперегонки с ветром»

Цели : развивать логическое мышление, творческие способности, смекалку, ловкость учащихся; способствовать сплочению коллектива класса.

Ход мероприятия

Ведущий . Привет всем! Сегодня мы собрались здесь, чтобы узнать, кто из вас самый быстрый! Итак, первое задание...

В некоторых конкурсах участвует вся команда, в некоторых по одному человеку из команды, с таким расчетом, чтобы поучаствовал каждый.

Конкурс «Рыбалка»

Каждой команде дается ложка. Необходимо выловить ложкой, которая должна держаться ртом, наибольшее количество горошин, плавающих в тарелке с водой, за определенное количество времени.

Конкурс «Передай мяч»

Каждая команда встает в линию и начинает передавать мяч:

Руками над головой;

Коленями;

Зажатым между подбородком и плечом.

Конкурс «Кто быстрее»

Каждая команда встает в круг. Участникам дается листок, который передается по кругу. Кто сделает больше всех кругов за определенное количество времени, тот побеждает в этом конкурсе.

Конкурс «Практичный»

Необходимо найти новое применение ненужным, отслужившим предметам:

Пустая консервная банка;

Дырявый носок;

Лопнувший воздушный шарик;

Перегоревшая лампочка;

Пустой стержень от ручки.

Конкурс «Писатель»

Каждая команда должна сочинить короткий рассказ, в котором все слова должны начинаться на определенную букву:

(Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль. Акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов.)

Конкурс «Танцевальный»

Один человек каждой команды садится на стул. Ему нужно будет станцевать, не отрываясь от стула, следующий танец:

Ламбада;

Хип-хоп;

Макарена;

Конкурс «Ногопантомнма»

Необходимо только с помощью ног продемонстрировать эмоциональное состояние:

Почтение;

Восторг;

Презрение;

Радость;

Счастье.

Конкурс «Скульптор»

Необходимо представить памятник, т. е. замереть в виде памятника, который называется одной из пословиц и поговорок:

В споре рождается истина.

Любви все возрасты покорны.

Сытый голодному не товарищ.

Глаза боятся - руки делают.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Конкурс «Пантомима»

Необходимо с помощью пантомимы изобразить человека, который торопится и поэтому одновременно делает два дела:

Гладит белье + феном сушит волосы;

Качает коляску с ребенком + чертит на бумаге проект дома;

Размешивает манную кашу + ковыряется в ухе;

Застегивает пуговицы + чистит зубы;

Одной щеткой чистит ботинки + другой щеткой чистит брюки.

Конкурс «Творческий»

Необходимо придумать, как по-новому стали бы называться старые профессии:

Кочегар (оператор котельных)",

Уборщица (технический служащий)",

Дворник;

Посудомойка;

Чистильщик обуви.

Конкурс «Сказочный»

Необходимо придумать новые сказочные названия для следующих предметов:

Подушка, одеяло, простыня;

Сумка, портфель, рюкзак;

Брюки, майка, пальто;

Кресло, комод, тумбочка;

Стакан, кружка, фужер.

Конкурс «Лингвистический»

Необходимо сказать предложения по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл.

Муха села на варенье.

На столе стоит стакан.

Бьют часы двенадцать раз.

Воробей влетел в окно.

Шел отряд по берегу.

Конкурс «Фантазия»

Необходимо придумать виды товаров, которые продавались бы в магазинах. Например:

Все для двоечников.

Все для прогульщиков.

Все для нерях.

Все для второгодников».

Все для злостных забывалыциков сменной обуви.

Конкурс «Парный»

Выполните простейшие с точки зрения нормального человека действия. Но при этом двоим участникам необходимо обняться друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого. Например:

Вденьте нитку в иголку;

Зажгите свечу с помощью спичек;

Выстригите ножницами кружок из бумаги;

Завяжите шнурок на ботинке;

Замените стержень в шариковой ручке.

Конкурс «Пиктограмма»

Необходимо написать с помощью рисунков, как древние люди, короткое письмо, адресованное другу:

Позвони мне сегодня в 6 часов.

Пойдем вечером играть в футбол.

Давай вместе делать домашнее задание.

Подари мне на день рождения щенка.

Принеси мне ножницы и цветную бумагу.

Адаптационный период в 5-м классе

СЦЕНАРИЙ БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ “В ПОИСКАХ ДРУЖБЫ”

Задачи игры:

Диагностика группового взаимодействия, умения выстраивать отношения со сверстниками;

Создание ситуации сотрудничества, взаимоподдержки;

Определение лидерского потенциала в классе.

Описание проблем или задач, на решение которых направлена данная игра.

Игра предлагается для детей 5-го класса. Проводится в начале учебного года.

При переходе в среднее звено некоторые дети строят свои отношения со сверстниками как бы заново, находят новое место в системе межличностных отношений класса, по-новому воспринимают позицию школьника. На фоне адаптационного периода это не всегда проходит гладко и безболезненно. Поэтому серия игр, объединённых общим сюжетом, помогает детям быстрее определить своё место в коллективе, выбрать “своих” ребят из всего состава класса. Особенно это важно вновь прибывшим детям.

Кроме того, классный руководитель, наблюдая за ходом игры и участвуя в ней, быстрее знакомится со своими воспитанниками, определяет лидерский потенциал класса.

Совместное продвижение к цели создаёт благоприятный эмоциональный фон, естественное единение учащихся.

Предполагаемый психологический результат.

На каждом этапе игры дети выполняют задание в разных составах. Поэтому, кроме своей малой группы, ребёнок учится договариваться, подчиняться интересам и работать в одинаковом темпе с другими одноклассниками. Это расширяет его круг общения.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета.

АДЖАРВ (вражда) прячет ДРУЖБУ от ребят 5-го класса. Поэтому детям предлагаются разные задания, чтобы ДРУЖБУ вернуть в класс. В поисках ДРУЖБЫ они отправляются на острова Интересов, в Радужную страну. Затем создают фотографию своего класса. Выполняя эти задания, дети понимают, как важно уметь договариваться, учитывать мнение одноклассников. Они учатся давать положительную оценку работам других детей и радоваться их успехам. Дети отмечают, что получить результат можно только при хорошем руководстве, при правильном распределении обязанностей. Только после этого ДРУЖБА возвращается в класс, АДЖАРВ не удаётся её победить и овладеть сердцами детей. Но чтобы её сохранить в классе, необходимо каждый день, каждый час, каждый миг помнить о том, что резкое замечание, насмешка, отказ от взаимопомощи позволяют одержать победу АДЖАРВ.

Время на игру и обсуждение.

Игра занимает 1 час 40 минут – два этапа. Каждый этап представляет собой самостоятельный сюжет, решает свои задачи . По окончании каждого этапа организуется обсуждение.

Участники.

Учащиеся 5-го класса (возраст 11-12 лет) и их классный руководитель в качестве помощника ведущего и наблюдателя. Ведущим является педагог-психолог.

Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.

^ ПЕРВЫЙ ЭТАП. ВРЕМЯ – 40 МИНУТ.

ЗАДАЧИ.

Выявление интересов детей.

Диагностика умения договариваться в группе, строить свои отношения с одноклассниками.

Развитие навыков рефлексии.

^ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ.

Заготовка карты с изображением островов-интересов, в том числе без названия.

Чистые листы ватмана по количеству “островов”.

Цветные карандаши и фломастеры.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ (первая часть).

Ведущий.

Уж множество веков среди людей

Две разные волшебницы живут.

Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть,

АДЖАРВ другую средь людей зовут.

Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать,

В огонь и в воду за друзей идти.

АДЖАРВ нас заставляет враждовать,

И злость, и зависть для людей нести.

– Ребята, это вступление к нашей игре не случайно. Дело в том, что без ДРУЖБЫ жизнь в классе невозможна, и вы своими делами должны сегодня доказать, что выбираете дружбу, а не вражду для своих отношений в классе. Только с ДРУЖБОЙ жизнь в классе будет интересной. Но волшебница АДЖАРВ решила спрятать от вас ДРУЖБУ. На её поиски вам предстоит сегодня отправиться на острова Интересов. Итак, скорее в путь!

Для путешествия нам понадобится карта. Вот она перед вами. На ней различные острова, каждый остров имеет свои бухты.

Мы с вами будем “проплывать” разные острова, а вы должны выбрать тот остров, который вам покажется наиболее интересным.

Первым на нашем пути оказался остров Мастеров. Они любят шить, вязать, вышивать, выжигать, выпиливать, ухаживать за животными и растениями, изготавливать игрушки, плести из бисера и многое другое. Одним словом, мастерить.

Следующий наш остров – остров Красоты. На нём можно петь, танцевать, рисовать, ходить на концерты и ездить на экскурсии, готовить для детей и учителей поздравления к различным праздникам.

Остальные ребята высаживаются на острове Игр. Здесь можно играть в подвижные игры, шашки и шахматы, устраивать для ребят развлечения и конкурсы.

Если кому-то ни один остров не понравился, вы можете продолжить путешествие самостоятельно и остановиться на своём острове.

После этого ребята делятся на группы, согласно своему выбору. Каждая группа получает лист ватмана и рисует на нём свой остров, отмечает его бухты.

Затем идёт представление и обсуждение получившихся работ.

– Отражает ли изображение острова его название?

– Получился остров красочным, нарядным и весёлым? Хочется ли на нём побывать?

– Дружно ли работала группа, выбравшая данный остров?

– Удалось ли нам сегодня повстречать ДРУЖБУ на островах Интересов?

В обсуждении последнего вопроса участвует учитель и комментирует свои наблюдения за ходом работы групп. Она говорит, насколько сплочённо работала каждая группа, сумели ли ребята договориться об оформлении своего острова. Весь класс решает, продолжать ли поиски ДРУЖБЫ, или она есть в классе. В зависимости от решения второй этап игры проводится на следующий день (если решили, что ДРУЖБА не найдена), или через неделю.

^ ВТОРОЙ ЭТАП. ВРЕМЯ – 1 ЧАС.

ЗАДАЧИ.

Создание ситуаций, требующих сотрудничества и взаимной договорённости в группе.

Умение представлять итоги своей деятельности и радоваться результатам одноклассников.

Определение лидерского потенциала в классе.

^ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ.

Набор цветных кругов для деления детей на группы.

Листы ватмана по количеству групп.

Карандаши и фломастеры.

Ножницы и клей.

Использованные красочные журналы (заранее приносят из дома).

Открытки.

Частицы стеклопластика с написанным словом ДРУЖБА.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ (вторая часть).

Перед тем, как зайти в класс, детям предлагается выбрать кружок определённого цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, фиолетовый. Затем они рассаживаются, согласно выбранному цвету (на столе лежит такой же кружок). Таким образом, класс делится на 6 групп в зависимости от количества детей в классе.

Ведущий.

– Сегодня мы вновь попробуем доказать АДЖАРВ, что ей не место в нашем классе. А показать это мы ей сможем, выполнив быстро и дружно работу в группах. Поэтому в каждой группе нужно выбрать капитана или ответственного за группу. Выберите, пожалуйста, и попробуйте объяснить, почему именно этому человеку вы доверяете руководить работой вашей группы.

Через 2-3 минуты происходит представление капитанов с комментарием сделанного выбора.

– А сейчас представьте, пожалуйста, что мы оказались в Радужной стране. Каждая группа смотрит на мир через свой цвет. Он соответствует цвету вашего кружка. Каждой команде предлагается доказать, что мир интересен, что ваш цвет необходим, что очень много вещей вашего цвета и без него не обойтись. Для этого вы из журналов и открыток сделаете вырезки только своего цвета. Затем наклеите их на ватман. Получается коллаж, выполненный в одном цвете. Чтобы ваша картина выглядела завершённой, можно дорисовать что-нибудь карандашом или фломастерами. После этого продумаете доказательство, что ваш цвет необходим: в какой форме оно будет происходить, кто его будет делать – вся команда или один человек.

В ходе работы психолог и классный руководитель помогают найти нужные вырезки, организуют работу примерно в одном темпе, объясняют в случае затруднения, как составить презентацию своего цвета. Учитель наблюдает, как в командах распределяются обязанности, кто берёт на себя роль организатора в каждой группе.

Через 20 минут начинается представление своего цвета командами.

Хотя качество работ может быть различным, предлагается заметить интересные моменты, оригинальные находки и порадоваться за другую команду.

– Дорогие ребята, вы представили прекрасные доказательства, насколько важен и нужен нам каждый цвет. На память о Радужной стране вы получаете цветные осколки. На каждом из них написаны какие-то знаки. Если вы сумеете сложить осколки правильно, то прочитаете слово.

На прямоугольном куске стеклопластика написано слово ДРУЖБА, и он разрезан произвольно на шесть частей. Если дети правильно соединят осколки, то составят слово.

Учитель наблюдает, как идёт работа: все ли участвуют в работе, или некоторые ребята выбрали роль наблюдателей; кто выступает лидером-организатором; спокойно ли идёт обсуждение и т. п.

– Ребята, я могу вас поздравить: вы нашли ДРУЖБУ! Вы не только правильно сложили это слово, но и на двух наших занятиях показали, что умеете работать в группах с разным составом. Берегите её! АДЖАРВ всегда рада её заменить.

Дружба школьная прекрасна!

Не страшны ей и года!

Где бы ни были, ребята,

Помните друзей всегда!

Закончить можно исполнением песен о дружбе, о друзьях.

Вот ещё несколько методик определения сплочённости коллектива и уровня удовлетворённости взаимоотношениями в нём.

^ МЕТОДИКА “ГЕРБ КОЛЛЕКТИВА”

Цель: определить понимание учащимися направленности коллектива и уровень его сплочённости.

Материалы:

Символы, вырезанные из бумаги: зонт, книга, глобус, кактус, маяк, “скорая помощь” и др.,

Листы ватмана, листа А4;

Фломастеры, карандаши.

Ход проведения. Методика включает два этапа. На первом этапе каждый учащийся должен изобразить на альбомном листе свою эмблему. На ней отображается собственное имя, любимые занятия и увлечения. Эмблема должна быть помещена в круг, квадрат, треугольник или прямоугольник по выбору ребенка.

Оценка первого этапа.

Учитель отмечает, какую форму выбрал каждый из учащихся.

Круг – символ гармонии. Тот, кто выбирает круг, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях.

Квадрат – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот чем, прежде всего, знамениты истинные квадраты.

Треугольник – очень уверенный человек, который хочет быть первым во всём. Энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.

Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это – люди, неудовлетворённые тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поиском лучшего положения.

Кроме того, учитель обращает внимание на наличие зигзагов в эмблеме, что говорит о творческой личности.

Написание собственного имени говорит об отношении ребенка к самому себе, о его самооценке и уровне притязаний.

На втором этапе предлагается коллективная работа. Учащиеся разбиваются на три подгруппы. Каждая из них получают символы, вырезанные из бумаги: зонт, книга, глобус, кактус, маяк, “скорая помощь” и др.. Учитель разъясняет каждый символ. Например, книга – интерес к знаниям; зонт – желание “укрыть” одноклассников от проблем, переживаний; глобус – желание путешествовать, изучать мир и т. д. Из этих символов нужно составить герб класса, отразив главное назначение коллектива и направление его деятельности. Полученные гербы рассматриваются всем классом, выбирается лучший, к нему добавляются символы, которых не достаёт по мнению ребят. После чего окончательный вариант помещается в уголке класса.

Оценка второго этапа.

^ МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СПЛОЧЁННОСТИ КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ЛИДЕРОВ

Цель: выявить лидеров классного коллектива и содействовать его сплочению

Участники: учащиеся одного класса, классный руководитель, старшеклассники – ведущие игры.

Ход проведения. Коллектив разбивается на микрогруппы по 5-9 человек. В течение игры они должны выполнить ряд заданий, сложность которых увеличивается от первого к последнему.

Ведущий рассказывает, что у игры есть секрет, который будет раскрыт по окончании. О нём знают старшеклассники, закреплённые за каждой микрогруппой. Старшеклассники следят за участием каждого ученика и выдают жетоны, ничего не поясняя.

Белый жетон – лидер-организатор;

Желтый жетон – лидер-вдохновитель;

Красный – исполнитель;

Зелёный – зритель.

Для знакомства ведущий предлагает придумать название группы.

Через 30 секунд проводится их перекличка. Затем начинается конкурс, включающий следующие задания:

Сложить быстрее всех разрезанную открытку или фигуру.

Нарисовать коллективный рисунок по заданной теме (предмет, чувства, настроение). Время работы 5 минут.

Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение за 3-4 минуты. Например: птице – снится; лодка – селёдка; сонно – ворона; смело – улетела.

Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву (“с”, “к”, “о”, “л”, “п”) за 3 минуты.

Инсценировать сказку в различных жанрах. Подготовка 5 минут.

После окончания всех конкурсов организаторы каждой группы фиксируют количество жетонов, полученных каждым участником.

Определяются лидеры групп, вдохновители, исполнители, зрители (вот и секрет игры). Классному руководителю это необходимо для изучения межличностных отношений и распределения обязанностей учащихся.

^ МЕТОДИКА “КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ”

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива. Учащиеся выбирают уровень, соответствующий, по их мнению, развитию собственного коллектива и указывают его. Учитель может определить, как школьники оценивают сплочённость и единство, кто недооценивает или переоценивает уровень развития коллективистских отношений по сравнению со средней оценкой.

“Песчаная россыпь”.

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесёт часть песка в сторону, а дунет ветер посильнее – не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что “сцепляло” бы, соединяло людей. Здесь люди или мало знают друг друга, или не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

“Мягкая глина”.

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. В коллективе таким “мастером” может быть командир или организатор дел. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределённые формы.

На этом уровне в группе заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они робки и не всё получается у организаторов. Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора – пока нет или ему трудно проявить себя.

“Мерцающий маяк”.

В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, так держать! Маяк не горит постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря, что готов прийти на помощь.

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шёл верным путём. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны “смотрители” маяка, те, кто не даст огню погаснуть – организаторы, актив.

Иногда бывает трудно найти общий язык со всеми, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не у всех хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Мы видим проявление активности всплесками, вспышками, да и то не у всех.

“Алый парус”

Алый парус – это символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают её. У большинства членов экипажа проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь в случае неудачи. Коллектив интересуется делами других коллективов, и приходят на помощь, когда их об этом просят.

Хотя коллектив сплочён, бывают моменты, что он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

“Горящий факел”

Горящий факел – это живое пламя. Горючим материалом для него является тесная дружба, единая воля , деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно. Настоящий коллектив всегда приходит на помощь другим.

Игра - квест для пятиклассников, которая проводится с учащимися в конце адаптационного периода, по выбору педагога - психолога (конец ноября, декабрь). Мероприятие направлено на создание игровой ситуации, в которой пятиклассники могли бы продемонстировать положительные личностные качества, получить опыт взаимодействия со сверстниками вне учебной деятельности и активно отдохнуть. Для проведения квеста необходимо подготовить следующие материалы - задания по островам русского языка, математики, истории и спорта. Также для педагога - психолога нужны подсказки с правильными ответами на задания, ключи - раскрашенные и разрезанные буквы для учащихся из которых они будут составлять слова в конце квеста. Игру желательно проводить в большом помещении, например в актовом зале, предварительно нужно подготовить столы и стулья для работы в командах, ручки. Дл награждения учащихся можно заранее подготовить грамоты с различными наминациями (смекалка, сообразительность, умницы и умники и т.п.) По желанию можно на каждый стол поставить специальные флажки с названиями островов либо с небольшими картинками. Игра для пятиклассников проводится с оказанием помощи классных руководителей, можно привлечь учащихся из шестого класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – квест для пятиклассников: «Мы пятиклассники, мы лучше всех!».

Участвуют: учащиеся 5 «А» и 5 «В» классов.

Дата проведения мероприятия: 1.12.2016

Подготовил и провёл мероприятие: педагог – психолог Милютина А.В.

Помощь в проведении мероприятия оказывала классный руководитель

5 «В» Рева Татьяна Вадимовна.

Цель: создать игровую ситуацию, в которой пятиклассники могли бы продемонстрировать положительные личностные качества, получить опыт взаимодействия со сверстниками вне учебной деятельности и активно отдохнуть.

Учащиеся 5 классов собираются в актовом зале после 5 урока.

Вступительное слово педагога – психолога: «Добрый день дорогие ребята! Сегодня у нас очень интересное мероприятие! Мы будем проходить квест. Кто знает, что это такое?» (Ответы учащихся).

Педагог – психолог: «Правильно, ребята! Квест это игра, в которой, угадывая подсказки и выполняя различные задания можно найти ключи. С помощью ключей мы узнаем тему нашего квеста! А теперь мы разделимся на команды. В каждом классе должно быть 4 команды». (Учащиеся делятся на команды)

Примечание: в актовом зале для игры учащихся подготовлены столы. По 4 стола на каждый класс. На каждом столе обозначение острова с названием предмета. Остров русского языка и литературы, остров математики, остров истории, остров спорта.

Педагог – психолог: «Ну, вот команды к квесту готовы. Теперь я буду вызывать по одной команде на сцену, и вручать конверты с заданиями. Но перед тем, как команды будут отправляться на свой остров я буду давать подсказки в стихотворной форме. По этим подсказкам команды угадают на какой именно остров они отправятся».

Подсказка - направление к острову русского языка.

Всему название дано –

И зверю и предмету,

Вещей вокруг полным полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас –

Означено словами.

Или

Пишет аккуратно каждый ученик.

Правила читаем, учим назубок.

Ну, ребята, что же это за урок?

Даже зверь или букашка,
Здесь становится героем.
Здесь намеки в сказках ищут,
И, конечно же, находят. (Остров русского языка и литературы)

Остров русского языка и литературы. Здесь ребятам предстоит выполнить 3 задания.

1. «Синонимы – рифмы» Нужно подобрать к произнесенному слову синоним, который одновременно является рифмой к предыдущей паре:

Волшебник-маг, знамя – (флаг); Шум-грохот, смех – (хохот).

Хвала – одобрение; удача – (везение); Силач – атлет; тайна – (секрет).

Отчий – родной; жара – (зной); Внезапно – вдруг; товарищ – (друг).

Идти – шагать; плясать – (танцевать); Верный – надежный; трудный –

(сложный). Здесь – тут; работа – (труд).

2. «Подбери рифму» - к данным словам «учебник», « тетрадка», «дневник», «карандаш» следует подобрать рифму и сочинить двустишия.

3. « Помоги поэту» - Начинающий поэт сочинил двустишия, но потом бросил их, потому что у него дальше не получалось. Помоги досочинить четверостишия:

«Буратино и Алиса

В магазин сходить решили…»

«Леопольд на мышек злится,

Говорит: «Не будет дружбы!»

«Винни-Пух сказал однажды:

Больше мед не буду есть!...»

«Как-то Шрек с Фионой вместе

На рыбалку собрались…»

После того, как команды учащихся выполнили задания педагог – психолог вручает каждой команде ключи – буквы ЗН и букву Ш, букву У и букву Б (буквы заранее вырезаются из бумаги, каждая команда собирает своё слово в конце квеста).

Как только ребята справятся с этими заданиями, они получат следующую подсказку (к острову математики):

Урок интересный, на нем мы считаем,

Все вместе примеры, задачи решаем.

Циркуль, все точно - без всякой романтики.

Ну, что за урок? То урок... (остров математики)

На острове математики им предлагается решить следующие задания:

1. «Замените цифры буквами». На доске записан ряд цифр и соответствующих им букв:

1 2 3 4 5 6 7 8

С О А Д Л И К Т

3561 – (АЛИС – лиса) 1568 – (СЛИТ – лист)

34527 – (АДЛОК – лодка) 31427 – (АСДОК –доска)

4123 – (ДСОА – сода)

2. «Пропорции».

Делимое – делитель = множитель - ? (множитель , произведение, частное, умножение, деление).

Слагаемое – сумма = уменьшаемое - ? (вычитаемое, разность , сложение, результат, частное).

Делимое – делитель = ? – вычитаемое (уменьшаемое , разность, частное, деление, вычитание).

Фигура – квадрат = число - ? (сумма, дробь, произведение, разность, ромб).

Прямоугольник – плоскость = куб -? (ребро, высота, треугольник, грань, пространство).

Диаметр – радиус = окружность - ?(дуга , сегмент, отрезок, линия, круг).

Треугольник – равнобедренный треугольник = четырехугольник - ?(трапеция , фигура, равносторонний треугольник, угол, сторона).

Отрезок – длина = квадрат - ? (площадь,

После того, как команды учащихся выполнили задания педагог – психолог вручает каждой команде ключи – букву А и букву К, букву С и буквы УД.

После того как команды справились с заданиями по математике и получили новые ключи им даётся подсказка к острову истории.

Всем известно, что она
И чудес, и тайн полна.
На чужих ошибках учит
И вовеки не наскучит! (остров истории)

На острове истории ребятам предлагается выполнить следующие задания:

Задание: команда получает список исторических лиц, рядом с которым нужно написать, кем они были и чем занимались.

1. Хаммурапи - 6 царь Вавилона (1750 г до н.э.), создатель письменных законов.

2. Конфуций - китайский мудрец.

3. Прометей – внук богини Земли, научивший людей пахать и строить, плавать и шить, считать и писать. Похитивший огонь Гефеста и подаривший его людям.

4. Гомер - древнегреческий поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи».

5. Гефест – греческий бог – кузнец.

6. Кир - предводитель персов, персидский царь, завоевавший Мидию, Лидию, Вавилонию и др.Царь царей.

7. Рея Сильвия – мать Ромула и Рема, жрица богини Весты.

8. Одиссей - царь острова Итака, герой поэмы Гомера «Одиссея».

9. Геродот - древнегреческий историк, описавший военные подвиги Кира.

10.Хеопс – фараон Египта 2600 до н.э.

11. Сет - брат Осириса, бог пустыни песчаных бурь.

12. Изида - жена Осириса, богиня покровительница жен и детей.

13. Персефона - греческая богиня, дочь Деметры, жена Аида.

14. Как называли царей Египта? Фараон.

15. Что такое Междуречье? Страна между Ефратом и Тигром существовавшая более 5000 лет назад, можно называть и Двуречье.

16.Что такое Сфинкс? Мифическое существо с телом льва и головой человека

17. Как звали самую красивую женщину Египта? Нефертити

18. У какого царя была огромная глиняная библиотека ? Ассирийский царь Ашшурбанапал в Ниневии(600 лет до н.э.)

19. Какую краску изобрели финикийцы? Она считалась царской. Пурпурная (лилово-красная, добывали ее финикийцы из особых раковин, улитки которых и давали эту краску).

20. Страна – родина чая? Китай

21. Где впервые изобрели бумагу? В Китае.

22. Почему египтяне назвали реку Евфрат «рекой, текущей наоборот»? Египтяне(войска Тутмоса) были удивлены, что воды реки текут в направлении, обратном привычному для них течению Нила. Ведь Нил, протекая с юга, впадает в Средиземное море, а воды Евфрата направляются с севера на юг. О завоеваниях Тутмоса свидетельствуют тексты в храме в Карнаке («Анналы Тутмоса III»). Одна из надписей сообщает о переправе через «великую перевернутую реку».

23. Какую реку китайцы называли «рекой тысячи бедствий, блуждающей рекой»? Хуанхе, так как она очень широко разливалась и разрушала селения.

Как только учащиеся справились с заданиями им выдаются ключи, буквы НИ и О, букву П и букву УЩ.


И каждый школьник должен знать,
Как с ней культурно подтянуться,
И кросс культурно пробежать . (остров спорта)

Для работы на острове спорта учащимся выдаются следующие задания:

1. Назовите средства закаливания? (Солнце, воздух и вода.)

2. В каких видах спорта нужна мишень? (Биатлон, стрельба из лука, винтовки и пистолета.)

3. Перечислите спортивные игры. (Футбол, баскетбол, волейбол, хоккей с мячом и шайбой, гандбол (ручной мяч).)

4. Как называют игрока в футбол, который мечтает о безразмерных воротах? (Нападающий.)

гандболу? (5, 6, 6, 7.)

6. Какое самое высокое спортивное звание? (Олимпийский чемпион.)

7. Назовите фигуры в шахматах. (Пешка, конь, ладья, ферзь, королева, слон, король.)

8. Что такое скейтбординг? (Катание на роликовой доске.)

9. В каких видах спорта (кроме конного) конь может работать на двух ставках? (В шахматах и гимнастике.)

10. Перечислите способы плавания. (Кроль, брасс, дельфин (баттерфляй).

11. В каком виде спорта судья произносит команду «Брэк! (Боксе.)

12. В каком виде спорта важен попутный ветер? (В парусном./

13. К каким видам спорта больше подходит пословица «Не подмажешь - не поедешь (Авто-, мото-, авиа-, вело- и лыжным" спорт.)

14. Какая эмблема была на Олимпийских играх в Москве? /Мишка.)

15. Что у туриста находится за душой? (Рюкзак.)

16. Перечислите виды борьбы. (Вольная, классическая, самбо, каратэ, рукопашный бой, тэквондо.)

17. Что такое серфинг? (Катание на доске по волнам.)

18. От кого нужно беречь защитников в игре? (Нападающих.)

19. Почему атлеты древних Олимпийских игр соревновались без одежды? (Видеть себя и других, сравнивать.)

20. Как чествовали победителей Олимпийских игр в Древней Греции? (Ставит памятники, сочиняли оды и гимны.)

21. Какому наказанию подвергался победитель древних Олимпийских игр за нечестную борьбу? (Лишался звания чемпиона, платил штраф и подвергался телесному наказанию.)

После выполнения заданий на острове спорта каждая команда получает ключи, буквы Я и ЛА, буквы ЕХ и ЕЕ.

Педагог – психолог: «Молодцы ребята, все работали сплочённо, помогали своим товарищам в решении непростых заданий, проявили смекалку, находчивость, интеллектуальные способности. И теперь у каждой команды есть свои ключи, но эти ключи непростые. Для того, чтобы эти ключи открыть надо всем ребятам из класса собраться и подумать как нужно сложить ключи, чтобы они обрели смысл»! (Дети составляют из букв четыре слова – школа, знания, успех, будущее).

Педагог – психолог: «А теперь вы открыли ключи и нужно выполнить последнее задание. Посоветуйтесь со всем классом и решите, как красиво будет звучать предложение с нашими ключами (словами)».

Учащиеся классов обсуждают задание по три минуты и декламируют по очереди свои варианты.

Педагог – психолог: «Ну вот, ребята наш квест пройден успешно! Подсказки отгаданы, задания выполнены, ключи открыты! Вы по праву заслужили награждения».

Классный руководитель вручает грамоты командам 5 «В» класса, а педагог – психолог вручает грамоты командам 5 «А» класса.

Предварительный просмотр:

Задание 1. «Синонимы – рифмы»

Нужно подобрать к произнесенному слову синоним, который одновременно является рифмой к предыдущей паре:

Волшебник-маг, знамя –

Шум-грохот, смех – ____________________________________

Хвала – одобрение; удача – _______________________________

Силач – атлет; тайна – ____________________________________

Отчий – родной; жара – ___________________________________

Внезапно – вдруг; товарищ – _______________________________

Идти – шагать; плясать – __________________________________

Верный – надежный; трудный – ____________________________

Здесь – тут; работа – ______________________________________

Предварительный просмотр:

Задание 1. «Замените цифры буквами».

На доске записан ряд цифр и соответствующих им букв:

1 2 3 4 5 6 7 8

С О А Д Л И К Т

Ребятам предлагается заменить в нижеследующих рядах цифры на буквы и отгадать «спрятанное» слово.

3561 – ________________________ __________________

1568 – ___________________________________________

34527 – __________________________________________

31427 – __________________________________________

4123 – ___________________________________________

Предварительный просмотр:

Задание 2. «Пропорции».

Например: делимое – делитель = множитель - множитель

(множитель, произведение, частное, умножение, деление).

слагаемое – сумма = уменьшаемое - ___________________________

(вычитаемое, разность, сложение, результат, частное).

Делимое – делитель = вычитаемое - ___________________________

(уменьшаемое, разность, частное, деление, вычитание).

Фигура – квадрат = число - ___________________________________

(сумма, дробь, произведение, разность, ромб).

Прямоугольник – плоскость = куб - _______________________________

(ребро, высота, треугольник, грань, пространство).

Диаметр – радиус = окружность - _________________________________

(дуга, сегмент, отрезок, линия, круг).

Треугольник – равнобедренный треугольник = четырехугольник - _______________________________________________________________

(трапеция, фигура, равносторонний треугольник, угол, сторона).

Отрезок – длина = квадрат – ______________________________________

(площадь, объем, размер, прямая, прямоугольник).

Предварительный просмотр:

Задание 2. «Подбери рифму» - к данным словам

«учебник» _______________________________

« тетрадка» ______________________________

«дневник» _______________________________

«карандаш» ______________________________

Задания 3. « Помоги поэту» - начинающий поэт сочинил двустишия, но потом бросил их, потому что у него дальше не получалось. Помоги досочинить четверостишия:

«Буратино и Алиса

В магазин сходить решили…»

_________________________________

_________________________________

«Леопольд на мышек злится,

Говорит: «Не будет дружбы!»

_________________________________

_________________________________

«Винни-Пух сказал однажды:

Больше мед не буду есть!...»

_________________________________

_________________________________

«Как-то Шрек с Фионой вместе

На рыбалку собрались…»

_________________________________

__________________________________________

Предварительный просмотр:

Задания о спорте:

1. Назовите средства закаливания? ___________________________________________

2. В каких видах спорта нужна мишень? ______________________________________

3. Перечислите спортивные игры. ____________________________________________

4. Как называют игрока в футбол, который мечтает о безразмерных воротах? _________________________________________________________________________

5. Сколько игроков в командах по баскетболу, волейболу, хоккею с шайбой,

гандболу? ________________________________________________________________

6. Какое самое высокое спортивное звание? ___________________________________

7. Назовите фигуры в шахматах. _____________________________________________

8. Что такое скейтбординг? _________________________________________________

9. В каких видах спорта (кроме конного) конь может работать на двух ставках? _________________________________________________________________________

10. Перечислите способы плавания. __________________________________________

11. В каком виде спорта судья произносит команду «Брэк!»______________________

12. В каком виде спорта важен попутный ветер? _______________________________

13. К каким видам спорта больше подходит пословица «Не подмажешь - не поедешь». _________________________________________________________________________

14. Какая эмблема была на Олимпийских играх в Москве?_______________________

15. Что у туриста находится за душой? _______________________________________

16. Перечислите виды борьбы. ______________________________________________

17. Что такое серфинг? _____________________________________________________

18. От кого нужно беречь защитников в игре? __________________________________

19. Почему атлеты древних Олимпийских игр соревновались без одежды? _________________________________________________________________________

20. Как чествовали победителей Олимпийских игр в Древней Греции? _________________________________________________________________________

21. Какому наказанию подвергался победитель древних Олимпийских игр за нечестную борьбу? __________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Задания по истории:

1. Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами: _____________________

2. Строительный материал в Двуречье: ________________________________________

3. Значки для письма в Финикии и Греции: ____________________________________

4. Богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть: ______________________

5. Древнеегипетская гробница: _______________________________________________

7. Группы людей, на которые делилось население в Индии: _______________________

8. Небольшое самостоятельное государство в Греции: ____________________________

9. Рабы, которые сражались на потеху римлян: __________________________________

Разделы: Классное руководство

Цель игры: создание условий для успешной адаптации пятиклассников в школе второй ступени.

  • обменяться школьным опытом, полученным в процессе обучения (детьми - в начальной школе, родителями - в течение своей жизни);
  • уметь обобщать и делать выводы, развивать коммуникативную компетентность;
  • обогатиться полученными в ходе игры выводами;
  • развивать умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • показать ценность умения устанавливать партнерские отношения между учащимися коллектива и их родителями;
  • формировать патриотическое отношение к собственной школе.

Планируемый результат:

  • произошел обмен школьным опытом как со стороны детей, так и со стороны родителей;
  • усовершенствовано умение обобщать и делать выводы;
  • произошло обогащение участников игры школьным опытом;
  • усовершенствовано умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • продемонстрирована ценность партнерских отношений между учащимися коллектива и их родителями;
  • формируется патриотическое отношение к собственной школе..

Участники игры: в игре участвуют 2 команды (количество игроков команды не ограничено): команда детей и команда родителей.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка (проецирование на экран), презентация игры с заданиями для участников, бумага для письменных ответов (у команды пятиклассников и у команды родителей); фломастеры, “волшебный рюкзак” со школьными принадлежностями, карточки с ситуациями, караоке с песнями на школьную тематику.

“Ступени” - игра для пятиклассников и их родителей

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники игры!

Наша игра называется “Ступени”. Каждая команда должна пройти по лестнице вверх, обогатиться опытом за счет другой команды и стать, хоть немного, но выше, умнее, дисциплинированнее.

Итак, мы начинаем!

(Родители и дети рассаживаются за специально подготовленные столы в разные команды - образуются 2 команды: команда детей и команда родителей. Придумываются названия командам).

Конкурс первый

Трудности и радости (4 листа формат А3 + 4 фломастера)

Задание. Вспомнить школьные годы и написать на листах:

Родители: “Трудности пятиклассников раньше”

“Радости пятиклассников раньше”.

Пятиклассники: “Трудности пятиклассников сейчас”

“Радости пятиклассников сейчас”

Результат: сопоставить их и сделать вывод – трудности и радости пятиклассников изменились или нет? Трудности у родителей тоже были, но они все же стали успешными людьми, нашли свое место в жизни.

Конкурс второй

Жизненный успех (2 листа формат А3 + 2 фломастера)

Что помогло родителям (в целом, а не конкретно каждому) добиться жизненного успеха?

Задание: Пятиклассники заполняют таблицу: что, по их мнению, помогло родителям. А родители обобщают, что им помогло на самом деле.

Результат: Оба списка опять сопоставляются. Детям нужно акцентировать внимание на истинных ценностях, которые помогли родителям: знания, трудолюбие, упорство в достижении цели, семья, дети и др., а не деньги!

Конкурс третий

Ситуация (ситуации распечатаны на карточках)

А теперь посмотрим, как проходят в действительности путь к успеху.

Задание: От каждой команды приглашаются участники одной семьи, образуются 4 пары. Каждая пара получает карточку с ситуацией и должна будет ее разыграть. Но роль взрослых играют дети, а вот пятиклассников сыграют родители.

Ситуации

  • Учитель поставил оценку за ответ, а ученик с ней не согласен, пришел домой и говорит родителям … Что дальше?
  • Ребенок плохо сделал домашнее задание, родитель просит переделать, иначе будет “тройка”. Ребенок отвечает: “А зачем мне “пять”?” … Что дальше?
  • Родитель, войдя в комнату к ребенку, видит, что ребенок списывает домашнее задание из решебника. Он говорит ребенку, что если он будет списывать, то не получит знаний. Ребенок отвечает… Что дальше?
  • Выходные. Ребенок делает домашнее задание, но не может сосредоточиться, постоянно отвлекается. Родители говорят: пока не выполнишь задания, не будешь смотреть кино, играть в компьютер. Ребенок отвечает …Что дальше?

Результат: ребенок должен понять, что родителем быть очень сложно, не всегда знаешь, что сказать, глядя на поступок ребенка, как парировать его ответ. Дети должны понять, что родители желают своим детям только хорошего.

Конкурс четвертый

Верю – не верю.

Команда родителей вспоминает два случая из их школьной жизни или придумывают их. Ученики должны отгадать, было ли это на самом деле.

А пятиклассники тоже вспоминают два случая из своей школьной жизни в 5 классе или придумывают. Сейчас уже должны отгадать родители, было это с их детьми или нет.

Конкурс пятый

А что у меня в рюкзаке? (викторина) (рюкзак с принадлежностями)

Задание: поочередно команды должны отгадать школьные предметы по их описанию.

1. Этот предмет необходим на уроках истории, но, к сожалению, его пятиклассники часто забывают дома, поэтому приходится бежать на перемене именно за ним… (Атлас)
2. А этот предмет очень часто подводит в самый ответственный момент… Он вдруг перестает работать… (Ручка)
3. За этот предмет вас всегда ругают учителя, но обходится без него современный школьник не может – надо же что-то делать с ошибками… (Штрих)
4. Эти предметы так хочется достать на уроке, но если это произойдет, - их могут забрать и отдать только родителям. А разглядывать их на уроке так интересно… (Карточки)
5. Эти два предмета постоянно передают с одной парты на другую, хотя стоят они копейки…(Линейка и резинка)
6. Этот предмет бывает тонким и толстым, а в старших классах чаще всего “общим”… (Тетрадь)
7. Этот предмет всегда хочется облизывать, жаль, что перемены такие короткие, и весь урок ждешь, когда же он закончится, чтобы снова положить в рот свой любимый… (Чупа-чупс)
8. Этот предмет так не хочется доставать дома, но так тянет к нему на контрольных работах, только тогда понимаешь, что в нем есть что-то интересное, а главное, полезное. (Учебник)
9. А без этого предмета мы не представляем себе жизни, он с нами везде: на уроке лежит рядышком в пенале, на перемене всегда в руках или в кармане, глядя в него, мы можем даже не замечать того, что происходит вокруг. Потеря этого предмета равносильна мировой катастрофе…(Мобильный телефон)
10. Этот предмет всегда новенький в начале года и затасканный к концу, потому что все, кому не лень, его просят, всем он нужен, все норовят в него что-нибудь написать, не всегда приятное…(Дневник)

Конкурс шестой

Музыкальный (караоке “школьное попурри”)

Кто вперед подхватит песню о школе?

Конкурс седьмой

Пожелания

А сейчас команды обменяются пожеланиями на пути к знаниям, но сделать это нужно в виде пантомимы без слов. На подготовку 1 минута.

Ассоциации (игры для паузы, используются во время подготовки пар участников к конкурсу “Ситуация”)

С чем у родителей и детей ассоциируется:

  • школьная парта;
  • дневник;
  • учительская;
  • кабинет директора;
  • столовая;
  • кабинет врача;
  • кабинет завуча и др.

Что родители и дети знают о родной школе?

В каком году основана школа № 24? (1962)
Сколько кабинетов? (51)
Сколько ступенек ведет до кабинета 15? (48)
Сколько учителей работает в школе? (42)
Сколько предметов у 5-Б? (11)
Сколько человек в 5-Б? (25)
Самый толстый учебник? (русский язык (теория))
Сколько часов в неделю занимаются русским языком? (7+2) и др.

Участники расставляют по кругу стулья и садятся лицом внутрь. Перед этим выбирается один участник – ему завязывают глаза. После того как глаза завязаны: сидящие на стульях перемешиваются, меняются местами. Это делается для того, что...

Вам понадобится мяч. Играющие чертят большой круг на земле или мелом на асфальте и делятся на две равные команды. Одна команда становится в круг другая за его пределы. Ход игры: игроки с внешней стороны...

Чертится на земле или рисуется мелом на асфальте – две ровные полосы с расстоянием 4-5 метров одна от другой, друг напротив друга. Затем все участники делятся на две равные команды и желательно с равной...

Вам понадобится любой небольшой предмет (яблоко, коробочка, сувенир) разворот газеты, и верёвочка или лучше ленточка которой можно будет обмотать свёрток и завязать бантик. Это комплект реквизита на одну пару – соответственно если число предполагаемых...

Вам понадобится верёвка, желательно не тоньше пальца, длиной не менее 5 и не более 10 метров. Ровно по центру верёвки завязывается плотно ленточка, так, что бы, она не двигалась. В каждом туре участвует только...

В этой игре принцип – камень, ножницы, бумага, но вместо у нас: дракон, принцесса и рыцарь. Определяется две команды не обязательно равные. Можно разделиться на мальчиков и девочек. Ведущий объясняет: дракон побеждает принцессу, принцесса...

Выбирается один ведущий, все остальные становятся на против него в шеренгу. Задача ведущего показать хлопок, а участников одновременно повторить его. Но всё не так просто. Ведущий должен показывать каждый раз новый хлопок, если кто...

В этой игре не будет победивших и проигравших, но будет весёлое настроение, которое потом можно применить в подвижных играх. Участники выстраиваются в одну шеренгу. Выбирается один ведущий. Задача ведущего придумать любое слово, к примеру:...

Поделиться: