Что плохого в играх. Можно ли играть в компьютерные игры? Плюсы и минусы

Многие не задаются этим вопросом, а не помешало бы. Кто-то считает, что игры на телефонах и компьютерах вредны, мол, они не несут ничего полезного. А кто-то считает, что они, наоборот, на пользу однозначно. Видимо, потому что нравится.

Поначалу разберёмся, о каких именно играх идёт речь. Нет, это не шахматы там какие-нибудь, которые, скорее всего, больше полезны, чем вредны. Шахматы развивают логику и догадливость, вне зависимости от возраста. Речь пойдёт об играх, которыми так любят увлекаться дети, а именно – игры платформенные, беговые, стрелялки, гонки и так далее.

Польза компьютерных игр

Кое-какая польза в них всё-таки есть. Обо всём по порядку.

Игры развивают логику и догадливость

Впрочем, как и шахматы. И чем больше практикуешься, тем заметнее эффект. Это принципиально для любого вида спорта. С играми всё так же. А сможете ли вы пройти игру, если логику и догадливость при этом не соблюдать? Не думаю…

Игры развивают стратегическое мышление

Особенно это касается игр, которые стратегиями и называются. Стратегическое мышление – это когда заранее планируешь о том, что, где и как. И только потом уже делаешь. Очень полезное мышление, помогающее предотвратить многие проблемы.

Хорошая реакция – тоже не подведёт

Как всем известно, для прохождения многих игр требуется быстрота реакции. А в дальнейшем она будет проявляться и в реальной жизни тоже. Я, например, когда ехал на велосипеде и из-за угла неожиданно выехала машина, я среагировал достаточно быстро – успел вовремя затормозить. Поэтому, в каком-то смысле, это даже спасло мне жизнь!

Игры позволяют убить время

Игры помогают, когда нечем заняться или чего-то ждёшь. Хоть это и не каждому на пользу… Существуют куда более разумные вещи, допустим, почитать какую-нибудь «умную» книгу. Или посидеть и помедитировать. Тоже весьма полезное занятие.

Вред компьютерных игр

Теперь поговорим о том, чем же эти компьютерные игрушки всё-таки вредны, чем полезны. Я молчу уже про вред, идущий на глаза, поскольку это всем уже известно…

Игры проявляют раздражительность

Все мы знаем, что при проигрывании мы начинаем раздражаться. А если это происходит несколько раз подряд на одном и том же месте, начинаешь и вовсе ненавидеть весь мир. Зачем оно? Все болезни от нервов. Да и жизнь при этом становится короче. Посудите сами.

Игры отвлекают от полезного

Пусть хоть и в играх польза есть, существуют более разумные вещи, как об этом писалось выше. Помимо чтения книг или медитации, можно также о чём-нибудь поразмышлять или спланировать какое-нибудь полезное дело. Или подумать о том, как начать предстоящую работу, если таковая имеется. Расставлять приоритеты – ещё одно преимущество нашего мышления.

Влияние на батарею

Думаю, многим известно, что игры сажают аккумулятор в телефоне. А если играть достаточно долго, телефон ещё и горяченьким становится:) Может, не стоит мучить свой мобильник всякими стрелялками, ходилками и прочими развлекушками? Телефону это не в пользу однозначно. Да и вам, скорее всего, тоже.

А теперь – внимание!

Поговорим о том, что меня забеспокоило в играх больше всего. После как я установил на свой телефон игру под названием Subway Surfers, у меня стали проявляться проблемы с вниманием. Это когда надумал что-нибудь важное, а спустя несколько минут, забываешь об этом напрочь. Но почему именно игры порождают проблему как таковую? Когда сидишь и играешь в какие-нибудь гоночки, побегушки и прочее, то при этом резко переключаешься с одного на другое. Внимание при этом начинает рассеиваться. И это происходит постоянно, когда сидишь и играешь. И со временем рассеянность внимания входит в привычку. Не только при игре. Поначалу я этого не замечал, пока проблема не стала возгораться всё больше и больше. В конце-концов дело у меня дошло аж до забывчивости закрывать за собою двери, покидая помещение последним. Тоже самое происходило и с квартирой! Как-то раз я даже ключ забыл в замке, зайдя внутрь квартиры. Ключ остался снаружи. Бери – не хочу. Но мне ещё несказанно повезло, что никто из прохожих не обзавёлся желанием ключ этот вынуть. Ограбили бы без проблем. Вот видите, до чего меня игрушки эти довели! И как только я удалил их с телефона своего, проблема тут же стала уходить. Чего и вам тоже рекомендую – убрать от себя все игры, где требуется быстрая реакция. Поиграйте лучше в стратегию какую-нибудь. Или в шахматы. Полезнее будет. Только в карты не играйте, если Вы – христианин, поскольку игра в карты – понятие антихристианское. Об этом подробно описано

В последнее время на компьютерные игры каких только собак не свесили. И нервы от них портятся, и семьи они разрушают. «Выбирай.ру» выступает в качестве адвоката игр. Мы нашли 6 причин, почему гонять монстров по экрану как минимум не вредно - а то и полезно!

Прокачать зрение

Если в нежном возрасте родители гоняли вас от компьютерных игр со словами «Зрение посадишь!», позвоните им и скажите, что они были не правы. Исследования в Рочестерском университете (штат Нью-Йорк) позволили предположить, что компьютерные игры способствуют улучшению зрения. Группа студентов полгода играла в гонки и шутеры под бдительным оком ученых. По истечении срока выяснилось, что геймеры стали видеть лучше, чем другие ребята из контрольной группы.

В первую очередь, улучшилась зрительная реакция. Геймеры оказались способны одновременно следить за пятью движущимися объектами, тогда как внимания не-геймеров обычно хватает, максимум, на три. К тому же у любителей компьютерных игр значительно выше, чем у обычных людей, скорость обработки визуальной информации.

Сориентируй это

Этот пункт посвящается вам, топографические кретины. Ученые Манчестера доказали, что игры тренируют навык пространственного мышления. Шепотом добавим, что в данных обнаружилась четкая взаимосвязь между зрительно-пространственным восприятием и играми с элементами насилия. Ещё бы, попробуй потормози в этих бесконечных проходах-переходах-дверях, когда за тобой гонится злобный рейдер с заточкой.

Игры вместо анальгина

«Прикладывайте игры к больному месту», - могли бы нам сказать психологи из университета Эмори. Если что-то болит, здорово, если выходит отвлечься, правда? Конечно, если болит зуб, бегите к стоматологу! Но бывают и серьезные проблемы, например, ожоги или курс химиотерапии, когда больно всегда. Так вот, те психологи полагают, что во время игры больные легче переносят неприятные ощущения, у них появляется чувство контроля над ситуацией и позитивный настрой.

Эй, принцесса, меньше стресса

То, что игры снимают стресс, знает каждый, кто измученным приходил с работы и вырезал за компьютером деревеньку-другую нечисти. А ученые из Монреальского университета МакГилла попросили группу людей играть перед работой. Хотя бы пять минут. Результаты показали, что организм игроков стал производить на 17% меньше гормона кортизола, отвечающего за стресс, по сравнению с людьми, сразу приступившими к работе.

Меч и магия в офисе

Построить казармы, чтобы хватило древесины. Добыть древесину, отбиваясь от врага. Воспитать лучников из солдат. Следить, чтобы враг не напал на границу. Оказывается, все игрушки-стратегии совсем не понарошку тренируют наш организаторский скилл. Это вам подтвердят в корпорации IBM, где специально исследовали поведение человека в виртуальном мире. А в Стэнфорде и вовсе было исследование, где обнаружили: многие компании берут на вооружение игровые элементы, чтобы решать проблемы, возникающие в ходе работы. Некоторые даже создают рабочие группы в виде групп игроков с призовым фондом, значками и прочими атрибутами игр. Спасибо, что пока зарплаты не виртуальными деньгами выдают!

Ловкость рук и никакого обмана

Вы никогда не спрашивали у ваших лечащих врачей и портных, играют ли они в игры? А спросите. Сошлитесь на психологов университета штата Айова. Они сравнивали искусство хирургов - тех, кто играет в игры, и тех, кто не играет. Выяснилось, что первые гораздо ловчее режут и зашивают нашего брата-пациента, так как некоторые игры развивают ловкость рук. Между делом ученые выяснили, что те же игры полезны и для шулеров. Так что за карточный стол с геймерами не садитесь - обдерут как липку!

Видеоигры великолепны! Но что будет, если играть в них слишком много? Это может дать как положительные, так и отрицательные результаты. Во всем мире существуют примеры того, как геймеры, которые играли слишком долго, буквально не доживали до титров. Перебор в видеоиграх может быть серьезной проблемой. Как и в случае со всеми приятными вещами в этом мире, всего должно быть в меру. Слишком большое количество чего угодно, от сна до воды, может привести к определенным негативным последствиям.
Но, несмотря на некоторые трагические эффекты, видеоигры не так уж и плохи. Во-первых, они доставляют невероятное удовольствие. Во-вторых, они могут улучшить практически все в вас - от критического мышления до координации движений.
Иногда они могут даже сделать вас умнее. Поэтому необходимо более внимательно разобраться с тем, какое воздействие видеоигры могут оказывать на человека и какой вред для организма они несут.

Вы можете умереть от тромбоза

Длинные игровые сессии не являются чем-то необычным. Но что, если они угрожают вашей жизни? Да, тогда это все же перебор. Состояние, известное как тромбоз глубоких вен, может развиться, если сидеть неподвижно в течение длительного периода времени.
Один британский геймер умер из-за того, что у него образовались сгустки крови, вызванные тромбозом, причиной которого стал его образ жизни - каждый день 12 часов подряд он проводил за компьютерными играми. А новозеландский геймер попал в больницу из-за сгустков крови, образовавшихся в его ногах, после того как он во время отпуска четыре дня просидел за своей консолью.

Ваше сердце может отказать

32-летний мужчина из Гонконга был найден мертвым в компьютерном клубе, где он пробыл трое суток подряд. Мужчина вошел в клуб 6 января 2015 года, начал играть - и был найден мертвым уже 8 января. Причина смерти - сердечная недостаточность, вызванная отсутствием подвижности, пониженной температурой и полным истощением из-за нехватки сна.
Сотрудники клуба сообщили, что этот же мужчина часто оставался в клубе на три-четыре дня, а другие геймеры не обратили особого внимания на происходящее, когда тело незадачливого геймера выносили на улицу.

У вас может развиться «нинтендоит»

Даже если вы делаете перерывы между игровыми сессиями, повторяющееся использовании геймпада часами, днями, неделями, месяцами и годами может оказать свое негативное влияние. Игра обычно требует от геймера повторяющихся однообразных движений большими и другими пальцами, и в 2003 году были подведены результаты исследования, в ходе которого выяснилось, что многие геймеры страдали от повторяющихся растяжений мышц рук (синдром, который получил название «нинтендоит»).

Вы можете навредить своей спине

Исследование, проведенное в 1999 году, изучало боли в спине у школьников, а также их связь с тем, что дети любят делать, - в том числе с просмотром телепередач и играми за компьютером. В отчете было указано, что существует связь между компьютерными играми и болями в спине. Эти боли проявлялись у тех детей, которые сообщали исследователям, что не менее двух часов в день они проводят за компьютером.

Вы можете навредить своим глазам

Вас не должно удивлять, что продолжительное смотрение на экран, будь то телевизор, компьютер, смартфон или планшет, не оказывает положительного влияния на ваши глаза. Существует даже такая болезнь, как синдром компьютерного зрения. Она проявляется у людей, которые проводят по несколько часов в день за экранами компьютеров.

Это может в буквальном смысле повлиять на ваш мозг

Если вы любите играть слишком долго в компьютерные игры, это может начать оказывать воздействие на ваш мозг. Буквально. Исследования показывают, что частые игровые сессии могут менять ваш мозг. Если говорить о конкретных примерах, то маленькие дети, которые в неделю проводили за компьютерными играми более девяти часов, имели увеличенный центр в мозге, отвечающий за вознаграждения, - из-за чего им хотелось играть еще больше.

взгляд психоаналитика

Это далеко не первая, и, разумеется, не последняя статья о психологии компьютерных игр , которая написана для психологического сайта. Тема благодатная - компьютеры стали неотъемлимой частью жизни, а компьютерные игры - соблазнительным способом провести свободное время.

  • Почему люди играют в компьютерные игры?
  • Компьютерная игра: это хорошо или плохо?
  • Как избавиться от игровой зависимости?

Эти и другие похожие вопросы каждый день тысячи людей задают Яндексу. Рассматривая эти вопросы через призму психоаналитического опыта, попробую дать на них свои ответы.

Люди, которые играют в игры

Существует распространенное заблуждение, что в компьютерные игры играют преимущественно подростки. Это не совсем так. Скорее подростки более открыто обсуждают свои игры. Взрослые же люди часто считают тот факт, что их привлекают определенные компьютерные игры, несколько смущающим или и вовсе постыдным. И продолжают играть в них, не афишируя этот факт среди друзей и посторонних людей. Фактически, компьютерные игры могут захватить человека любого возраста, пола, семейного и профессионального статуса.

Почему компьютерные игры привлекательны?

Игра может занять довольно много времени (при этом - не всегда свободного). Тем не менее, многие люди предпочитают провести время именно за монитором. Почему это происходит?

Компьютерные игры позволяют перенестись в "иной мир". Они, как ничто другое, позволяют погрузиться в этот мир очень глубоко, и даже на уровне тела чувствовать его виртуальную реальность. Ситуация игры позволяет быть внутри нее настолько свободным, насколько никогда не позволит "реальная реальность". Самое страшное последствие ошибки или неудачи в игре - необходимость закрыть ее и начать сначала.

Игры оказываются привлекательны тем, что позволяют почувствовать нечто , чего не хватает в обычной жизни. Либо, напротив, НЕ чувствовать что-то, чего в жизни имеется с избытком. Кроме того, некоторые игры позволяют хотя бы на время побыть кем-то другим, кем-то привлекательным, кем человек хотел бы себя почувствовать.

Пример 1. Быть Ларой Крофт?

Ряд игр, особенно ролевые игры, предоставляют возможность почувствовать себя иным человеком , чем в реальности. Например, бесстрашным, мужественным, сильным спасителем невинной жертвы ужасных монстров, или красивой, умной, спортивной, исключительно привлекательной женщиной-археологом, готовой рискнуть жизнью ради обретения невероятных артефактов.

Возможность чувствовать собственную силу, привлекательность, бесстрашно рисковать, успешно распутывать хитроумные загадки - почти наркотик. И тем он сильнее, чем меньше возможностей почувствовать то же самое у человека в его реальной жизни.

Пример 2. Убей монстра!

Многие игры имеют ярко выраженный агрессивный контекст: убить как можно больше врагов! сокрушить ужасного монcтра! набрать силу и стать непобедимым! Игрок чувствует азарт, силу, мощь, и глубокое удовлетворение от массового уничтожения виртуальных существ. Может возникнуть впечатление, что игра вызывает агрессию, которой у человека до этого не было - веский довод против компьютерных игр?

Почему же эти игры оказываются так привлекательны для, казалось бы, совершенно мирных, иногда даже робких в обычной жизни людей? Потому что они позволяют проявиться подавляемой им и агрессии . Они помогают выразить то, что человек не позволяет себе проявлять в реальности - ведь чем больше какое-то чувство подавляется, тем сильнее и сильнее оно становится где-то глубоко внутри. Виртуальная ситуация безопасна, она дает возможность не испытывать страх и чувство вины - те чувства, которые составляют основу подавления агрессии.

Увлечение агрессивными играми - это попытка войти в контакт со своей агрессией и, возможно, научиться управлять ей. Правда эта попытка не всегда бывает успешной, ведь виртуальная реальность все же сильно отличается от реальной.

Пример 3. Собирая пасьянс...

Целый пласт компьютерных игр (например, логические) созданы для того, чтобы скоротать время в ситуациях вынужденного ожидания. Но иногда оказывается, что время вовсе не лишнее, а от простой и достаточно монотонной игры невозможно оторваться. Казалось бы, ну а тут-то что затягивает?

Занимая свое внимание, сосредотачиваясь на решении задач разной степени сложности, наблюдая за чередой привлекательных визуальных образов, уходя в незатейливый виртуальный мир цветных шариков, карт, красивых схем, человек на время отодвигается от состояния тревоги . Перекладывая карты, группируя шарики по цветам или собирая слова из букв, человек на время останавливает поток тревожных мыслей и образов. Но возвращение к реальности возвращает и тревогу.

Компьютерные игры: за и против?

Компьютерные игры могут выглядеть абсолютно бессмысленным времяпрепровождением, если смотреть на них лишь с позиции внешней реальности. Для нее человек, проводящий часы перед монитором, практически потерян. Но раз люди чем-то занимаются, значит это имеет какой-то психический смысл. Какой?

С точки зрения внутренней (психической) реальности, компьютерные игры представляют для игрока своеобразный способ психической саморегуляции . Процесс игры позволяет снять психическое напряжение (до некоторой степени). Так что в игру "уходят" от стресса, неудовлетворенности своей жизнью и самим собой, от невозможности проявить в реальных отношениях какие-то сильные эмоции.

Этот способ обращаться с трудностями имеет сходство с использованием алкоголя в качестве способа регуляции своего состояния: игра (как и алкоголь) позволяет быстро (но лишь на короткое время) изменить внутреннее состояние и снять напряжение. Когда к играм как к средству достижения внутреннего баланса прибегают часто, возможно развитие игровой зависимости . Механизм образования алкогольной и игровой зависимости схож: когда психическое напряжение очень высоко, находится простой и довольно приятный способ ее быстро снять. Этот способ не требует особо больших затрат времени, энергии, денег... В случае алкоголя в действие вступает также химическая зависимость. Создатели компьютерных игр борются за своего клиента, используя различные психологические приемы, схемы, уловки, стараются создавать такие игры, которые затрагивают действительно глубокие струны в человеческой душе.

Считается, что самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. Входя в контакт с другими игроками в своем виртуальном образе, у человека возникает иллюзия реальных отношений, реальной жизни. Тогда легко потерять счет часам, а иногда и дням. Физические потребности, обязательства перед другими, обстоятельства жизни уходят на задний план, и "фигура превращается в фон" - виртуальная реальность становится для игрока более реальной, чем "реальность оффлайна".

Виртуальная реальность: вход и выход

Если компьютерные игры стали чем-то большим, чем удобный способ скоротать свободное время, человек сталкивается с тем, что страсть к игре начинает нарушать ход его повседневной жизни. Желание уйти в игру становится очень требовательным, даже навязчивым. И тогда может возникать понимание: "игры кончились", началась игровая зависимость . Что делать?

Некоторым людям удается отказаться от игр сравнительно просто. Это люди с очень большой силой воли и не очень далеко зашедшей страстью к играм. Как правило, такие люди, осознав свою зависимость, просто отказываются от игры, удаляя ее из компьютера, и находят для себя другие, более устраивающие их способы справиться с напряжением жизни.

Иногда, друзья, осознавшие свою зависимость, отказываются от игр вместе . Возникает эффект группы: вместе легче отказаться от образовавшейся привычки, проще найти себе уже подзабытые занятия в реальной жизни. Ну и, конечно, другой человек, взятый в союзники в борьбе с зависимостью - это и контролер (перед которым стыдно сорваться), и поддержка (так необходимая иногда в борьбе с самим собой). Конечно, в качестве такого человека может выступать кто-то близкий, кто сам игровой зависимостью не страдает. Он может "усилить собой" захваченное страстью "Я" игрока, предложить в помощь свою силу воли и решимость найти выход из виртуальной западни. Но эта помощь по-настоящему эффективна, только если игрок осознает свою зависимость и сам хочет от нее избавиться.

Иногда справиться с зависимостью в одиночку или даже при помощи друзей и близких не удается, несмотря на все усилия и желание. Обычно это связано с тем, что есть не просто привычка, а серьезная внутренняя привязка к игре. Это происходит, когда игра "обслуживает" какие-то важные психологические потребности или отвлекает от серьезных психологических проблем. Тогда невозможно просто закрыть игру и выключить компьютер - пока есть проблемы, наша психика будет искать их решение (а самый простой путь - виртуальное псевдорешение - она уже нашла и просто будет его повторять!). Поэтому избавление от игровой зависимости часто лежит через уменьшение уровня тревоги, освобождение от внутренних конфликтов, принятие себя, самоуважение и увеличение способности активно проявлять себя во внешнем мире, увеличение способности строить и поддерживать близкие отношения с другими людьми, обретение смысла собственной жизни .

Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

Поделиться: