$1 млн за неделю: Как инди-разработчики Punch Club хакнули игровой рынок. Разработка инди-игры одним человеком (история, советы) Разработка инди игры

Мы рассмотрели, с чего начать свой путь в игровой индустрии. При этом, большинством начинающих геймдевелоперов движет желание начать разработку той самой игрой мечты. Сегодня поговорим о том, как это делать если вы инди-разработчик. Кстати, посмотреть проекты, которые инди-разработчики начинали у нас в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе “Менеджмент игровых проектов” можно в разделе проекты выпускников . Итак, в зависимости от уже имеющихся навыков и не желая начинать с работы в игровой студии, у начинающего разработчика встаёт выбор из двух вариантов развития событий:

  • Полностью положиться на свои силы
  • Собрать команду (обычно, из таких же энтузиастов)

Представим, что принято решение справляться своими силами

В этом случае, оценив свои навыки, геймдевелопер принял решение, что вполне способен потянуть разработку игры своими силами. Он обладает навыками программирования или, например, имеет высокий скилл в графическом дизайне и способен довести до ума проект с помощью движка -конструктора, не предполагающего написания кода. Если проект не претендует на непомерные амбиции и строится вокруг определённых механик – задача становится вполне посильной. Все проблемы начинаются при построении пайплайна и частых упущениях в отдельных этапах.

С чего начать и на что обратить внимание

Во-первых, разработка проекта предполагает прежде всего время. В зависимости от масштаба это будет примерно от трёх месяцев до бесконечности. Чтобы такого не произошло, нужно чётко рассчитать время, которое разработчик сможет выделить на завершение всех необходимых задач. Если это игра, которая делается свободными вечерами - очевидно, что сроки увеличатся в несколько раз. Если было принято не самое популярное, но всё же периодически встречающееся решение – сосредоточиться только на разработке игры, нужно определиться с источниками дохода или сразу заложить бюджет, при наличии которого не придется заниматься вопросами собственного выживания.

Для начала, лучше всего озаботиться составление графика – сроки/нужные ассеты/задачи и бюджеты. Для этого может подойти любой бесплатный таск-менеджер типа Wunderlist, Trello или OneNote. С ними нужно сверяться каждый день и забивать туда все изменения. Таким образом, можно отслеживать ход выполнения проекта и заранее строить необходимые прогнозы, оптимизируя и перестраивая процессы. Это еще и поможет с мотивацией и самоконтролем. Так как строить расчёты и планировать задачи под одного человека намного проще, оптимизация бюджета будет разобрана более детально на примере следующего варианта.


Второе решение – сбор инди-команды

Допустим, у вас есть чёткое понимание игровой индустрии, организации процесса разработки процесса и в целом довольно ощутимый багаж знакомства с игровыми проектами. При этом есть загвоздка - вы не попадаете в число совсем прикладных специалистов, вроде программистов/художников/композиторов и т.д. Для того, чтобы стать специалистом в любой прикладной сфере потребуется скорее всего огромный объём времени, но даже для организации процесса придётся вникнуть во все хотя бы на определённом уровне. Нужно чёткое понимание, чем конкретно занимаются люди в вашей команде и на какие задачи сколько времени будет уходить. Как и в первом случае, понадобится рассчитать сроки и сформировать бюджет. За исключением тех средств, которые понадобятся как минимум для того, чтобы обеспечить хотя бы какое-то более-менее собственное существование. Как и в случае инди-одиночки, бюджет проекта может варьироваться или его может не быть вовсе. Тогда команда будет состоять из одних лишь энтузиастов. Подобные проекты выходили в свет и по такой системе работают фактически все команды неофициальных локализаций, но обычно, это не самая хорошая схема. Практика показывает, что люди, работающие на энтузиазме, либо “перегорают” в течение нескольких месяцев, либо, так или иначе ставят свои интересы и проблемы всегда на первый план и не готовы уделять проекту достаточное количество времени. Лучше всё же закладывать хотя бы какой-то бюджет – он может быть даже ниже среднего, но это все равно сильно мотивирует и позволяет жить энтузиазму куда дольше.

При таких бюджетах можно рассчитывать только на таких же людей – кто будет гореть, как и вы сделать проект и стараться всеми силами довести его до релиза. Вопрос – где найти таких людей? Не стоит рассчитывать, что это будут высококлассные специалисты, поэтому стоит сосредоточиться только на тех задачах, которые нужны конкретно для данного проекта. В лучшем случае, команда будет постепенно расти, осваивая новые горизонты, но времени на постоянное освоение новых задач скорее всего не будет. Перед формированием бюджетов и сроков нужно составить чёткое техническое задание и геймдизайн документ. Это то, с чего начинается создание любого игрового проекта. Когда все задачи известны, бюджеты выделены, а сроки подсчитаны, начинается формирование команды.


Препродакшн

У проекта уже определён графический стиль, уже известна платформа, возможные движки, жанр и в целом, сформирован общий вижн. Это значит, что уже можно приступить к поискам как минимум художника, программиста и геймдизайнера. Если игра обещает быть тематической или нацелена на определённый сеттинг – имеет смысл отправиться на поиски во все тематические сообщества: соц.-сети, порталы, тематические сайты, фан-группы по похожим играм – как минимум, везде есть раздел с фан-артом. Можно отобрать сразу несколько приличных работ, посмотреть аккаунты художников и дизайнеров (обычно у всех, кто имеет серьёзное отношение к созданию арта, есть аккаунты на deviantart и behance). Программисты и геймдизайнеры тоже попадаются в таких сообществах, но куда реже. Клич бросить всё равно имеет смысл, но лучше делать это в том числе в группах, связанных с нужными движками, программированием и уже непосредственно геймдевом. Обычно, это всё же люди, которые уже решили для себя идти в эту сферу и есть много таких, которые тоже не знают с чего начать и ищут себе команду – объединяйтесь! На геймдев-конференциях вероятность найти нужных людей тоже возрастает – вы попадаете в концентрацию сферы игровой индустрии и их определённо имеет смысл посещать по целому ряду причин. Начиная от поиска нужных специалистов и энтузиастов, заканчивая саморазвитием.

Юридическое сопровождение может быть самым разным, начиная от открытия ООО, заканчивая наймом через фриланс-площадки. При наличии какого-либо бюджета проекта – второй вариант проще и обеспечивает подтверждение ваших финансовых отношений на случай возникновения споров. Самые известные у нас площадки – Fl.ru и Upwork.com. На первой больше сегмент РФ и СНГ, на второй специалисты со всего мира. Если цель – зафиксировать отношения, FL вполне подходит, на Upwork – более мощная платформа, но процент площадки выше и её имеет смысл использовать только в случае необходимости поиска аутсорсера.


Оптимизация доступных ресурсов

При формировании бюджета в таких условиях очень важно использовать все возможности для сокращения расходов, но при этом только тех, которые не будут в ущерб самому проекту. Для написания музыкального сопровождения не обязательно обращаться к отдельным людям или компаниям. Звуки с бесплатной лицензией можно найти на freesound.org, полную лицензию на использования уже готовых треков можно купить по довольно лояльным ценам на audiojungle (примерно 25-70$ за трек). Большинство графических ассетов/паков и плагинов под нужные задачи доступны в сторе самого движка (Unity, Unreal) или на аналогичных ресурсах. Если проект всего один, не предполагает гигантских масштабов, а в команде меньше 10 человек – нет большого смысла закупать подписки на масштабные таск-трекеры типа Jira или Redmine. Достаточно стандартного набора Google docs, Trello, Slack и Telegram. Мы так же рассматриваем тот вариант, когда вся команда находится на “удалёнке”, а не сидит где-то в офисе – полноценный рабочий день вам не нужен, разбивайте выполнения задач по времени. Кто что и когда делает не имеет особо сильного значения, если работа выполняется в сроки. Лучше всего сосредоточиться именно на таком построении процесса и иметь в виду, что любые бесплатные инструменты, отвечающие поставленным задачам, станут не только решением, но и помогут сократить бюджет. Сроки стоит всегда закладывать с запасом – минимум два месяца. В силу разных обстоятельств что-то может сдвигаться, даже люди на проекте могут меняться – это тоже нужно учитывать. Всё учесть не получится практически никогда, но, если просчитана большая часть возможных проблем, а роли в проекте и с ними связанные задачи чётко распределены – риски значительно снижаются.

Что делать с игрой на релизе – это уже отдельная история. Искать издателя, издавать самим, привлекать дополнительные инвестиции или выходить в краудфандинг - каждая команда решает уже в силу слишком многих обстоятельств. Это тоже имеет смысл продумать заранее, но иногда цель может заключаться в том, чтобы игра просто хотя бы увидела свет и послужила стартом к более серьёзным проектам и новым перспективам. Сейчас маркетинговые бюджеты слишком разнятся в зависимости от платформы и способов продвижения, но как минимум, вам ничто не мешает создать коммьюнити проекта и сообщать все связанные с ним новости, при этом поддерживая активность потенциальной аудитории.

Papers, Please; Her Story, Stardew Valley, The Stanley Parable, Minecraft и Braid – это игры, созданные всего 1 человеком.

Punch club был разработан командой из нескольких человек.

Blizzard Entertainment была основана тремя выпускниками Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Из всех примеров видно, что такие случаи встречаются и имеют право на жизнь. Всё определяют поставленные цели, упорство и желание дать проекту увидеть свет. Большая часть негативных обстоятельств решаема и всё зависит от готовности вовремя перестроиться и уметь быстро принимать ряд решений в зависимости от ситуации. От команды будет зависеть фактически всё – это люди, с которыми у вас должны быть схожие цели, взаимопонимание и схожее отношение к тому, что вы делаете. В противном случае получится басня о лебеде, раке и щуке, где даже старание с упорством не сдвинут телегу с места. Задать одно направление – ваша главная цель.

Желаем вам успешных проектов и приглашаем присоединяться к обучению на программе “Менеджмент игровых проектов ” и запускать новые хорошие игры вместе!

Если вы забрели сюда, возможно, вы озадачены поиском издателя для своего инди-шедевра. Или вам кто-то нашептал, что любым играм нужен издатель, или что-то подобное. Так вот, издатель вам не нужен .

Что такое Инди?

Начнём с начала. Что за слово такое "инди "? Конечно же, оно пошло от слова "independent ", то есть, "независимый". И суть течения "инди" была в том, что происходит релиз какого-либо продукта без издателя, непосредственно от автора, и без его финансирования. Это касается игр, музыки и прочих культурных феноменов.

Что даёт такая схема покупателю? Конечно же, более низкая цена, за счёт того, что никаких отчислений издателю платить не нужно. И самое главное - вероятность иметь более свежие концептуальные идеи, как некоторые говорят, такие игры имеют "душу". По крайней мере так было на рассвете инди-игр, до того как инди-играми стали заниматься все подряд (в том числе я).

Games for the masses

Но время шло, и феномен инди-культуры разросся. Был открыт Greenlight, который позволил тысячам разработчикам игр реализовать все свои влажные фантазии, и сидя дома, попивая пивко, получать тысячи долларов. Хорошо это или плохо? Вопрос спорный. Я считаю, что никого никто не заставляет ничего покупать, а действительно годные проекты всё равно пробиваются сквозь тысячи поделок и становятся успешными.

Что-то пошло не так

В нынешнее время инди-индустрия достигла своего апогея абсурда. Поскольку суть слова "инди" совершенно забыта, и этим словом называют любую игру с двухмерной графикой или просто низким бюджетом. Не раз замечал, как во всяких инди-пабликах постят арты по игре Child of Light, которую и вовсе издавала Ubisoft. Но интереснее всего наблюдать за инди-играми, которые создают проекты на кикстартере и собирают деньги на свои игры. То есть, если у игры появляется бюджет со стороны - можно ли её называть независимой? Ведь она напрямую зависит от денег, которые накидают люди.

Помощь нужна?

Ну, а теперь давайте вернёмся к изначальной теме. Зачем нужны издатели инди-разработчикам. Но вы уже, наверное, уловили. Суть в том, что у инди-разработчиков издателем должен быть сам инди-разработчик. Если вы думаете, что вашей игре нужен издатель - то глубоко заблуждаетесь.

Если у Вас есть почти готовая игра, которую вы планируете запостить в Greenlight, или ваш проект уже находится на стадии получения зелёного света, вам наверняка начнут писать всякие умники, с предложением стать издателями. Что обычно предлагают такие люди?
- 100% гарантия на прохождение Greenlight;
- пиар игры во всевозможных изданиях;
- перевод игры на английский язык;
- будут просить всего то скромные 30-40% от вашего заработка.

Окей, что здесь не так? Конечно же, я хочу сказать, что если вам совсем лень заниматься развитием своей игры и совсем не жалко денег, то можете соглашаться. Но если вы в себя верите, то я вам открою секрет: всё это легко можно сделать самим .

"Издатели"

По поводу Greenlight уже всё отлично расписал . Всё что требуется от вас - 3200 рублей на Greenlight (или 100 долларов, если вы не из России).

По поводу пиара . Если у этой "пиар-компании" пара тысяч подписчиков в ВК (а то и меньше), сомнительный сайт, нет офиса или что ещё более страшно, нет банального договора (а такое бывает, о да), шлите таких людей куда подальше. В лучшем случае, они закинут ключи вашей игры во всякие популярный сайты с критиками игр, в худшем - накрутят репостов через какие-нибудь левые сервисы накрутки.

В самом деле, вам ничего не мешает отправлять предрелизные ключи своей игры кому угодно. Если вы отправите 100 ключей на 100 разных сайтов с рецензиями на игры, то вы в любом случае ничего не теряете, а если получите с десяток обзоров, у вас будет возможность вставить в описание своей игры цитаты из рецензий, а также получите их читателей как свою аудиторию.

По поводу перевода . Если он вам нужен (в игре много реплик, которые вы перевести не можете), то это плохо:) На самом деле, хороших переводчиков на английский найти очень сложно. Почти каждый перевод инди-игры будет сопровождаться отзывами о плохом переводе на английский, а всё потому что большинство переводчиков составляют предложения на английском языке, но с русским смыслом. И звучит это, мягко говоря, плохо. Таким образом, если у вас первые игры, очень советую ограничить количество текста в игре.

Но что самое важное, что все эти "издатели" скорее всего наймут для вашего перевода какого-нибудь школьного учителя английского языка за пару тысяч рублей. Соответственно, качество перевода будет далеко не лучшее.

По поводу отчислений . Вся суть в том, что издатели они, а значит у них полный доступ к вашим деньгам, именно они будут получать их напрямую от Steam, и вам отдавать огрызки. Они могут бесконечно врать, выдумывать, а в какой-то момент и вовсе пропасть, и вы не получите от них ни копейки. На неделе произошла интересная история с одной игрой в Steam, сделанной в Китае. Издатель просто кинул разработчика, и чтобы разработчик доказал Стиму, что игра действительно принадлежит ему, нужен суд. В США. Нанимать адвоката в США. Вам это по карману? Вы готовы ТАК рисковать?

Steam - это инди?

Кстати, здесь можно поднять ещё одну философскую тему. Раз "независимость" подразумевает отсутствие издателей, то... разве Steam это не издатель? Конечно же, если вы хотите продавать через Steam, то вашим издателем будет Valve. Будет ли ваша игра при этом инди? Вопрос спорный. Но факт в том, что без этого издателя сейчас пришлось бы всем туго, и именно он продвигает эту волну любителей-разработчиков. Тогда... что предлагают нам эти "издатели", просящие процент? А ничего. Это просто барыги, которые хотят получить от вашей доли процент, ничего не делая. Такие люди всегда были и будут, и как ни странно, почти весь бизнес в России и СНГ строится на подобном барыжничестве.

Не ведитесь на такое. Лучше делайте игры. Если у вас будет хорошая игра, то мимо неё люди не пройдут. Всем мир.

Когда-то, давным-давно, инди-геймдев полностью соответствовал своему гордому названию: он был независимым. Игры создавались и распространялись своими силами, ничто не ограничивало творческий процесс. С распространением информационных технологий каждый получил возможность продавать плоды своих трудов по номинальной цене, и благодаря этому эпоха расцвета инди стала ассоциироваться с полной свободой творчества.

Нишевые игры находили свою аудиторию, обычно игнорируемую массовой индустрией. В эти безмятежные дни экспериментальное творчество привело к появлению бесчисленного количества новых форм и жанров, уже ставших обыденностью в наше время.

«Теперь мир инди-игр – это настоящее минное поле», – говорит Пол Кильдафф-Тейлор, один из основателей студии Mode 7 Games, в основном известной благодаря серии Frozen Synapse. «Чтобы достигнуть успеха, разработчик должен хорошо понимать, что он делает, и делать свою работу идеально. Впрочем, даже в таком случае никто не застрахован от провала».

И многие пытаются уберечь себя от финансового краха, сотрудничая с инди-издательствами. Большинство популярных ныне инди-игр было выпущено посредством издательств Devolver Digital, Curve, Raw Fury, Double Fine, Finji, Adult Swim, Team 17, Humble и PlayWay. Некоторые эксперты считают, что эта тенденция положит конец инди-движению, и крупные корпорации превратят независимый дух в очередной способ наживы. Но это утверждение далеко от истины.

Tokyo 42, разработанная студией SMAC Games и изданная Mode 7.

Основной и наиболее очевидный плюс сотрудничества с издателем – это финансирование. Но этим задача издательств не исчерпывается. По состоянию на сегодняшний день, в 2017 году на платформе Steam вышло более 6800 игр (для сравнения, в 2016 году вышло 5028 игр, а в 2015 – 2991). Подавляющее большинство этих игр можно отнести к инди.

Но как разработчику выделить свой проект в нескончаемом потоке откровенного проходняка? И как представить продукт таким образом, чтобы показать его лучшие стороны? Как заинтересовать широкую аудиторию, при этом не утратив духа независимости? Эти и многие другие животрепещущие вопросы часто не дают геймдизайнерам спать по ночам.

«Нечасто встретишь инди-проект, хорошо представленный в медиа и прессе или подкрепленный четким маркетинговым планом», – сетует Кильдафф-Тейлор, после недавнего релиза Tokyo 42 начавший заниматься издательством игр посредством студии Mode 7.

«Один из камней преткновения большинства инди-разработчиков – неумение продавать или рекламировать свою игру», – соглашается Андреа Чифу, руководитель отдела продаж Raw Fury – издателя таких игр, как Gonner, The Last Night и Uurnog Uurnlimited.

Uurnog Uurnlimited, разработанная Nifflas Games и изданная Raw Fury.

«Да, несомненно, – подхватывает создатель Uurnog, Никлас «Nifflas» Нигрен. – У нас зачастую не остается на это времени, да и вообще, это очень, очень нелегкий труд. Для меня это настоящий дремучий лес. Я и так пишу и код, и музыку для игры, занимаюсь дизайном, так что я с радостью перекладываю ответственность за маркетинг и девкиты на кого-нибудь другого. Я без понятия, как всё это работает, да и у меня банально не хватило бы рук, чтобы заниматься всем одновременно».

Помимо маркетинга, издатели берут на себя ряд других задач, без выполнения которых не обходится релиз ни одной современной игры: тестирование, локализация, перенос на другие платформы, общение с магазинами (например, тем же Steam), разработка брендинговой кампании, модерация и администрирование страниц игры (для разных платформ необходимо подбирать изображения разных форматов, описания различной длины, писать о последних обновлениях, добавлять на страницу DLC и прочая, прочая).

В общем, издатель берёт на себя всю рутину, бюрократию и тягомотину, неизбежно связанную с геймдевом. Причем, эта рутина требует определенных специализированных знаний, связей, опыта и навыков, которые обычно мало связаны с самим процессом создания игры. И, по выражению сооснователя Devolver Digital Найджела Лоури, издательства – это дополнительный инструмент, значительно облегающий жизнь инди-разработчикам.

«Решив прибегнуть к услугам издательства, разработчик должен спросить себя, не сможет ли он справиться с этой задачей своими силами и поможет ли это его игре достичь успеха? И, наконец, поможет ли издатель сделать игру лучше?».

Hotline Miami, культовое детище студии Dennaton Games, выпущенное Devolver Digital.

У каждого отдельного девелопера свои потребности и условия, и издатель – хороший издатель – должен уметь подстраиваться под них. Опытным разработчикам может потребоваться только финансирование, в то время как молодым понадобится полное тестирование игры, детальный фидбэк и общее руководство над рабочим процессом. Некоторые просто хотят свалить «нудный» маркетинг на чьи-то плечи, а другим нужно только перенести игру на другие платформы.

Например, так поступили ребята из Cardboard Computer, закончив работу над Kentucky Route Zero без участия издателей, а затем обратившись к студии Annapurna Interactive для портирования на консоли, перевода на другие языки и организации рекламной кампании. «Для выполнения этих задач требуется множество специфических знаний и навыков, так что всегда иметь под рукой группу профессионалов в подобных сферах деятельности – это настоящее чудо», – делится сценарист и программист Джейк Эллиот.

«Сейчас издатели подходят к каждому проекту индивидуально, тщательно вникая в детали игры и устремления создателей, вместо того чтобы браться за работу ради новой галочки в портфолио, – отметил Кильдафф-Тейлор. – Чтобы достичь большего взаимопонимания с клиентами, некоторые издательства даже специализируются на отдельных видах деятельности или игровых жанрах. Например, Team 17 в основном берутся за игры-середнячки и делают из них мега-хиты, а Devolver предпочитают работать с проектами, имеющими ярко выраженную атмосферу и эстетику. Так что в плане издательств разработчикам есть из чего выбирать».

В случае студии Cardboard Computer, прибегнувшей к услугам издателя уже после завершения работы над Kentucky Route Zero, она начала вести переговоры с издательством Annapurna ещё в 2011 году – тогда игра ещё находилась на стадии сбора средств. «Нам пришлись по душе портфолио работ и ориентированный на творческие проекты подход Annapurna, – продолжает Джейк Эллиот. – Выпускаться на одном лейбле с художниками и дизайнерами, чьими работами мы сами вдохновлялись во время создания игры, – это дорогого стоит».

Kentucky Route Zero, разработанная Cardboard Computer и изданная Annapurna Interactive.

Есть мнение, что расцвет российской игровой индустрии пришелся на начало 2000-ых и продлился примерно до кризиса 2008-го года. Тогда отечественный рынок верил в разработку крупных . Это время таких серий, как «Ил-2 Штурмовик», «В тылу Врага», «Космические Рейнджеры», «King’s Bounty» и других легендарных проектов.

Сегодня рынок игр больше ориентирован на онлайн-проекты разной направленности, а также мобильные и социальные платформы. Большие компании переориентировались на free-to-play. Крупные сингловые игры, фактически, остались за бортом, за исключением единичных экспериментальных разработок AAA-синглов в стенах гигантов (да, я очень жду Pathfinder: Kingmaker). А рынок онлайн-игр стал расширяться семимильными шагами.

Тем не менее, пришествие «цифры» и отпавшая необходимость в «ретейле» смогли дать возможность небольшим инди-командам выходить на мировой рынок с игровыми проектами самостоятельно, минуя при этом крупных издателей, взаимодействие с которыми порой бывает длительным и тяжёлым для небольших команд в силу масштабов таких корпораций. Используя тот же Steam, любая студия, команда или разработчик в единственном лице получали возможность сначала пройти «гринлайт» и, получив одобрение от сообщества игроков, разметить свой проект на онлайн-площадке, а с введением «директа» уже сразу выпускать проект для массовой аудитории, внося символическую оплату по меркам игровой индустрии в размере $100.

Почему многие небольшие команды так активно воодушевились разработкой под Steam? Во-первых, для многих это не является основной работой, а скорее увлечение, которому они посвящают себя, в которое вкладывают душу, и к которому относятся как к творчеству, а не как к бизнесу. А творить хочется то, во что потом захотелось бы играть самому. Та самая игра мечты, делать которую на основной работе не представляется возможным. И по опыту моего общения с инди-разработчиками их образ игры мечты - это именно buy-to-play на компьютере, а не крутейшая free-to-play ферма для социальных сетей.

Также в сфере онлайн-игр балом правит возможность привлекать трафик к каждому конкретному проекту. У крупных игровых компаний маркетинговый бюджет мобильной или социальной игры исчисляется многими миллионами долларами в месяц. Для небольшой независимой команды разработчиков такие бюджеты являются неподъемными, кроме того, после выпуска игр в этой сфере, все только начинается.

Принцип «игра как сервис» в онлайн-сегменте не позволяет просто выпустить игру, потом несколько патчей и спокойно приступить к разработке следующего проекта. Имея дело с мобильными free-to-play продуктами постоянно приходится работать с оптимизацией закупки трафика, с комьюнити, регулярно выпускать обновления, следить за работоспособностью серверов, отслеживать «читеров», постоянно заниматься аналитикой, чтобы улучшать метрики снова, и снова, и снова.

И спустя продолжительное время выйти наконец на то, что CPI (цена привлечения одного игрока) станет ниже LTV (количество денег, которое приносит один игрок за все время использования игры). Ничего удивительного, что после запуска таких проектов, штат команды часто только увеличивается. Бывает, проходит год прежде чем игра, запущенная в soft launch, дорабатывается и становится доступной широкой аудитории.

В инди-сегменте тоже без маркетинга никак, но там это работает совершенно другим образом. Основная ставка делается на инструменты, которые не стоят много денег. На инфлюенсеров - блогеров и стримеров, с которыми удалось договориться за небольшую оплату или даже бесплатно. Разумеется, это не популярные обзорщики, бюджеты которых неподъемны для инди-команд. Упор делается на упоминания в прессе и создание лояльного коммьюнити. На добавление в разнообразные каталоги игр и игровые порталы. На самостоятельные размещения в соцсетях, на Reddit, на форумах и блогах. И, конечно, на трафик, который предоставляет сам магазин, в котором размещается игра. И многое другое, что можно сделать без масштабных бюджетов и чем способны заниматься несколько человек из команды, а в некоторых случаях даже и кто-то один.

Именно поэтому разработка проектов, которые рассчитаны на модель монетизации buy-to-play проще для инди. Они могут снять с себя сложную работу, связанную с оперированием, постоянной поддержкой и обновлениями, а это позволяет закладывать куда меньшие бюджеты. Также для минимизации бюджетов все участники работают над игрой в свободное время и не заняты только этим постоянно, а значит с необходимостью получать постоянный доход вопрос у них закрыт основной работой.

Инди-команды часто выбирают более простые и понятные жанры, в которых нет гигантского объема контента и сложных механик, требующих ювелирной настройки. Также, команда может быть децентрализована и использовать множество решений, которые так или иначе удешевляют разработку. Например, бесплатное ПО, включая движок, уже готовые ассеты, звуки, музыку и многое другое. Сейчас есть большое количество ресурсов с подобным контентом, который распространяется бесплатно или не требующим больших вложений со стороны команды разработки.

Таким образом разработка игр для Steam остаётся привлекательной для инди и активно развивается в России. Ряд Steam-проектов от российских разработчиков за последние годы мощно зажгли.

Из примеров подобных проектов, созданных за последние годы в России, можно привести такие игры как «Party Hard» (2015), «Punch Club» (2016), «Beholder» (2016), «Sumoman» (2017), «Hello Neighbor» (2017), «Life is Feudal» (2018) и другие, а также игры, например, сделанные одним человеком, вроде «Свет» (2012), «Поезд 2013» (2013) и «35ММ» (2016).

Из относительно крупных и интересных мне проектов в разработке находятся «Be:Brave» от команды One Dream, атмосферу которой часто сравнивают со знаменитой серией «Zelda»; «Escape From Tarkov» от студии Battlestate Games (проект хоть и от большой, но независимой команды) – сюжетный многопользовательский онлайн-шутер, ставящий упор на реализм, физическую модель и баллистику. Здесь тоже стоит заметить, что распространяться он будет по системе b2p, хотя и ориентирован на «онлайн»; И «Ash of Gods» – пошаговая ролевая игра, объединяющая тактические битвы, элементы коллекционных карточных игр и нелинейное развитие истории от команды AurumDust. Каждая из этих игр стоит сейчас очень близко к крупнейшим проектам ушедшей эпохи и должны выйти в 2018-ом году.

Подобные проекты от российских независимых команд продолжают появляться. Тот же «Punch Club» создавался на протяжении двух лет тремя людьми, причем из которых на полной занятости был только один человек.

А визуальная новелла «Бесконечное лето», релиз которой состоялся в 2014-ом году – это действительно уникальный случай. Мало того, что игра разрабатывалась командой с одного из имиджбордов в течение 6 лет на одном лишь энтузиазме, в итоге она была выпущена на iOS и Android, переведена на английский и, согласно данным SteamSpy, была скачана больше полутора миллиона раз только на Steam. Для игры, распространяемой бесплатно и сделанной на чистом энтузиазме – у “Бесконечного лета” небывалый уровень проработки деталей, и очень сильное сообщество фанатов, регулярно создающих собственные “моды” и развивающих сообщество игры. После релиза игры часть команды, уже в лице Soviet Games, продолжает заниматься проектом в этом же жанре под названием «Love, Money, Rock’n’Roll», успешно прошедшую в 2017-ом году краудфандинговую кампанию на Kickstarter и готовящаяся к релизу в 2018-ом.

Таким образом, инди-разработка знаковых Steam-игр в России есть, она продолжает развиваться и дарить игрокам новые уникальные продукты. Есть конечно и инди-разработка free-to-play игр для мобильных и социальных платформ, инди разработка для новых платформ, к примеру, для виртуальной реальности, инди-разработка настольных игр и т.д. - но это уже другая история.

На нашей образовательной программе «Менеджмент игровых проектов » слушатели объединяются в команды и в процессе обучения делают свой игровой проект, который впоследствии запускают на одной из платформ. По статистике получается, что почти в равных долях они хотят делать игры либо под Steam, либо под Mobile. И на обоих платформах есть шансы добиться определенного успеха. К примеру, 1 марта 2018 у нас состоится Лекционный вечер по игровой индустрии, на котором наш выпускник Илья Бойцов расскажет, как они создали инди-студию с нуля, как разработали уже семь мобильных игр, и как добились почти полумиллиона инсталлов без закупки трафика и без масштабных бюджетов. А игра под Steam Sacralith: the Archer’s Tale от нашего выпускника Дмитрия Светлова вошла число финалистов Best VR game на White Nights в Праге. На момент написания статьи WN еще не начался, надеюсь Дима победит. Это, по моим личным ощущениям, самый крутой симулятор лучника из всех, что сейчас есть на рынке. Даже в бета-версию я наиграл больше часов, чем в любую другую VR-игру. Посмотреть некоторые из игр, которые делают наши слушатели и выпускники можно у нас на сайте .

Подводя итоги хотел бы сказать, что у нас в стране есть ряд талантливых команд и разработчиков, способных выпускать инди-проекты как под Steam, так и под другие платформы Они встают в один ряд с мировыми играми и становятся успешными в своей нише. Развивая в России образование в сфере игровой индустрии, наша цель - увеличить количество профессиональных кадров и всячески способствовать тому, чтобы таких игр становилось больше из года в год, а российская игровая индустрия могла развиваться и выпускать даже силами небольших команд все более масштабные проекты. И, конечно, чтобы у людей появлялось больше возможностей, мотивации, знаний и опыта для того, чтобы связать свою жизнь с индустрией, работа в которой приносит не только средства для существования, но и удовлетворенность от того, чем ты занимаешься.

По себе знаю, насколько это нереально круто, когда просыпаясь, ты хочешь заниматься любимой работой, когда глаза у тебя горят, а занятие рабочими делами приносит столько же удовольствия, как любимый вид отдыха. Поработав в банке, в сфере недвижимости и в неигровом маркетинге, я могу сказать, что только геймдев принес мне это чувство горящих глаз и радости от жизни. Причем будь то инди-разработка или работа в крупной игровой компании - везде есть место удовольствию от проделываемой работы. Так что надеюсь, что наши очные образовательные программы и недавно запущенный дистанционный курс помогут многим людям осуществить мечту и научиться делать игры.

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать .

Петя, вернувшись со школы, снова взялся за большой том об искусстве программирования – родители были очень удивлены, когда их сын попросил не новую игру на свой день рождения, а несколько больших книг о программах.

Петя – юный программист, дизайнер и сценарист в одном лице. Уже месяц он носит концепцию своей будущей игры – оригинальной, крутой, с большой изюминкой посередине , до которой еще никто не додумался. Свои замечательные идеи он записывает в толстую тетрадь на уроках, а после переносит в электронный вариант, создавая дизайн-документ. Петя особо не задумывается о будущем: перед глазами лишь перспектива огромного успеха, больших денег и всемирного признания.

Но возможностей у юного Пети маловато, огромные книги о продвинутом программировании пока что не дали знаний о том, как стоит делать хорошие игры. Поэтому Петя, с тетрадью в руках, гонимый слепым энтузиазмом, отправляется в поисках своего игрового издательства. Цель одна – получить требуемые ресурсы: команду разработчиков, дизайнеров, деньги на реализацию проекта и кучу времени. Об успехе своего детища Петя не задумывается – он в нем уверен.

Увы, план Пети не сложился – издателю идеи не нужны, как и энтузиасты, влеченные лишь оригинальной концепцией. Золотое окно для авторов идей давно закрыто – это факт.

И дело в нынешнем игрострое: создание игры сегодня – это бизнес, в котором существует не только успех, но и риск. Цена Петиного новшества может дорого обойтись издателю.

Это бизнес, Петя.

Горькая правда заключается в том, что с оригинальной идеей Петя не представляет абсолютно никакой ценности для индустрии – идеи есть у всех, они не в дефиците. В книге для начинающих кодеров, которую родители подарили нашему герою, так и написано: наличие концепции еще не дает гарантии успеха, а лишь обеспечивает его предпосылки.

Да и оригинальность-то сейчас никому не нужна – как ранее писалось, из-за большого риска. Чтобы обезопасить свой бюджет, издатель создает общепринятую обыденность, проверенную и выгодную. Все Баттлафилды, Коды, Мобы и подобные создаются в процессе изучения рынка и желаний самих игроков. Существует целая игровая мода, на которую ориентируется издатель. Казалось бы, такой подход – непринятие оригинальности – не нацелен на успех, но в реальности же подобная компания оказывается самой выгодной.


Сама идея – вещь бесформенная. Ее основное свойство – это изменение. Как бы не хотелось юному Пете, его новшество не будет таким, каким он его задумывал – идея потеряет свою изначальную форму. В этом стоит винить процесс реализации: все задачи и их решения, все альтернативы приведут задумываемый идеал к продукту релиза. Это изменение может повлиять на структуру концепции, как положительно, так и отрицательно. Длительное преобразование идеи может привести к фиаско – крутая игра, которую Петя планирует, имеет шанс провалиться на релизе только из-за непринятии задумки игроком.

Но Петя не сдался и решил сам разрабатывать свою игру. Читая тонны литературы, смотря тысячи видео-уроков, рисуя и практикуясь, он пришел к моменту реализации. Взяв в правую руку идею, а в левую – энтузиазм, Петя приступил к долгой и изнурительной работе. Быть может, он создавал игру на телефон или на PC – сути не изменяет: Петя работал 24 часа в сутки, семь дней в неделю, чтобы его задумка обрела форму.

Момент релиза. Петина игра оказалась совсем недурной – может, не то, что задумывалось сначала, но результат воодушевил создателя. Работа закончена, все последние штрихи сделаны – пора выпускать игру в общий доступ. Тут и приходит момент огорчения: игру никто не скачивает, она не находится в топах, не приносит славу и деньги. Со слезами на глазах Петя задает немой вопрос: «Почему?» .


Все просто, Петя. Твоя игра никому не интересна, и дело не в ее качестве. Идея, отходя на второй план, уступает банальному принципу «Что ты можешь предложить». Выделение из серой массы всех свежих (и не очень) игр не приведет к успеху только из-за отсутствия уникального предложения. Иными словами – из-за отсутствия правильной подачи в Рекламе. Казалось бы, реклама – вещь второго плана и не требует внимания на стадиях разработки. Но это не так – проект с самого начала реализации должен сконцентрировать внимание на рынке, создать уникальное предложение для игрока. -разработчик обязан организовать достойное место в предложениях для своей будущей игры.

Маркетинг – сложная штука, чуждая для Пети. Он не виноват, что его задумка не обрела своего фаната и не одарила автора горой денег. Независимый разработчик – это одно. А что делают крупные игровые издания? Для команды разработчиков готовится определенный документ со всеми пожеланиями, требованиями и ограничениями. Ответом студия соглашается на все нюансы, оговаривает количество человек, работающих над игрой, и цену вопроса. Главной темой в документе является, конечно же, игра. Все менеджеры, аналитики, маркетологи зарождают основу проекта – дают жанр, тематику. Все, что интересно и будет интересно игроку учитывается и преобразуется в план, который в итоге отправляется будущему создателю – разработчику. Уже он думает о реализации проекта: о сюжете, об аспектах.

Не оставляя мечты о славе, Петя приступил к новой работе. На этот раз он настроился более чем серьезно. Спрашивая одноклассников, что бы они хотели видеть в игре, Петя анализировал и создавал целую систему вариантов преображения своей задумки. Он находился на самом сложном этапе разработки – на подготовительном.


Во время подготовки разработчик, под руководством издателя, работает над описанием преимуществ и особенностей будущей игры. Как правило, идея проекта вырабатывается коллективно – всеми членами студии. Каждый дизайнер, кодер, звукорежиссер, сценарист вносит свое представление о конечном результате. В таком случае, начальный замысел размывается до неузнаваемости. Подготовка к разработке – тот самый момент, когда студия старается не только сохранить первоначальную идею, но и улучшить ее.

Итогом подготовительных работ внутри студии является целый документ, на котором выражены все представления о будущей игре, все ее особенности, все аспекты. Такой документ отправляется к издателю и считается конечной целью работы, к которой должен стремиться разработчик.

Этот документ должен присутствовать и у инди-создателя – он поможет обеспечить целостность идеи и увеличить шанс успеха. Обычно независимые энтузиасты с подобным планом ищут помощь в реализации – либо стараются пропихнуть документ издателю, либо ищут помощи у таких же независимых разработчиков. Но наш Петя не имеет денег для оплаты наемного дизайнера, а его возраст не внушает доверия потенциальным спонсорам – поэтому к разработке он приступил один.

Сегодня независимый разработчик имеет все шансы обрести успех – краудфандинги, всевозможные сообщества тестеров и разработчиков, цифровые распространители смогут помочь любому проекту. К примеру, программа Early Access в Steam уже обеспечила многих разработчиков нужной монетой, благодаря чему их программы достигают финиша в разработке. Или группы начинающих тестеров и кодеров, готовых работать за идею. Все предлагаемые возможности в Интернете дают огромный шанс людям воплощать свои идеи материально, в цифровом виде. Рано или поздно, спектр всех доступных услуг будет расширяться, как и доступность в реализации.


Немного поразмыслив, Петр решил привлечь группу игроков для тестирования игры. Проект добрался до стадии Альфа и способен показать все свои основные фичи. Которые, кстати говоря, пришлись по вкусу тестерам. Но не все так оптимистично: тестер – человек критичный, его задача найти все изъяны и сообщить о них создателю. При этом он способен внести в игру что-то свое, предложив задумки на ранней стадии тестирования. Так, к Петиной головной боли прибавилась еще масса предложений и проблем, способных выбить из колеи любого разработчика.

Вообще, игра на стадии тестирования требует огромного количества ресурсов, времени и сил, которых недостает любому независимому разработчику. Альфа-тест обязует создателя экспериментировать, вносить что-то новое, порой даже идти на поводу у тестеров, не отходя от намеченного результата. Именно на этой стадии определяется дальнейшая судьба проекта и делается выбор – разработчик либо пасует, либо идет до конца, невзирая на все тонны критики. как бы говорит создателю: «Зачем ты это делаешь? Бросай все эти глупости». Разработчик же должен кратко и твердо ответить «Нет», а после продолжить изнурительную работу. Проект на стадии беты выходит на финишную прямую, которая не такая легкая, как кажется.

И вот снова – конец разработки. Готовая игра, как итог долгих месяцев трудной работы, лежит перед Петром и смиренно ждет релиза. Петя же в раздумьях: а что, если не получится? Снова перевоплощать идею в новый образ? Независимый создатель задается этим вопросом каждый раз в преддверии релиза, как любой другой автор пьесы опасается провала перед выходом на сцену. Подобные волнения чужды крупным студиям, но вполне знакомы одиночным разработчикам.


Реалии таковы: идея сегодня – не главное. Оригинальность заменяется проверенными решениями, что-то новое отвергается не игроделами, а сообществом геймеров. Сама идея способна свернуть горы, но за этими горами может находиться консерватор, который не хочет нового, ему нужно старое. Независимому разработчику нужно лишь смириться и для успеха делать то, что принято народом.

Что случилось с Петей? Может быть, его игра все-таки вырвалась в топы, а идея – понравилась людям. А может и наоборот – чего-то не хватило для успеха. Вообще говоря, инди-создатель должен прекрасно понимать одну простую истину: без горького опыта не удержать победы. Его работа должна заключаться в создании множества вариаций и совершения великого числа попыток. Его обязательные качества – терпение и трудолюбие. Его главный двигатель – идея.

Поделиться: