Изучение и оценка тактических свойств местности рекогносцировка. Порядок изучения местности

Местность - один из важнейших факторов, оказывающих значительное влияние на все стороны деятельности войск. Умело применяясь к ней, можно выгодно построить боевые порядки, выбрать наиболее приемлемые способы и приемы ведения боя. Правильное ее использование позволяет наращивать силу удара в контрнаступлении, усиливать упорство в , наносить удар там, где противник менее всего его ожидает.

Влияние местности на действия войск в разные времена было неодинаковым. При этом большую роль играл уровень развития тактики и боевой техники. Так, македонская неповоротливая фаланга, обладавшая огромной силой удара на равнине, разбилась о римский легион, который мог действовать и в более сложных условиях местности.

В (8 сентября 1380 года) боевой порядок русских войск был построен с таким расчетом, чтобы заставить противника наступать фронтально и помешать ему ввести в бой одновременно все войска. С этой целью русские расположились на Куликовом поле, ограниченном с севера, запада и востока реками Непрядвой и Доном. По оврагам западной и восточной части поля протекали притоки Дона (Курца, Смолка) и Непрядвы (Средний и Нижний Дубняк).

Фланги армии Дмитрия Донского упирались в Смолку и Нижний Дубняк. Таким образом, чтобы вступить в бой, Мамай вынужден был «дробить» свои силы на части. В результате их численное превосходство утрачивало свое значение. В период развития в военном искусстве линейной тактики преимущество достигалось за счет маневрирования войсками на ровной местности.

Смысл его заключался в охвате, обходе с фланга и тыла, а в дальнейшем - в окружении и уничтожении противника. В современных боевых действиях роль местности значительно усилилась. Так, в горных районах боестолкновения характеризуются вклинением наступающих подразделений и воинских частей в расположение противника, обороняющегося на разбросанных высотах, а также обходами и окружением. Однако и обороняющаяся сторона, в свою очередь, всегда может создать ловушки для отрядов, действующих обычно разобщенно, самостоятельно.

Найти уязвимое место противника, внезапно и неожиданно разбить отдельные колонны - оправданная и необходимая тактика боя и операции в этих условиях. Гористая или лесисто-болотистая местность способствует ведению партизанских действий, главные особенности которых - внезапность и неожиданность, а основные способы - засады, вылазки в тыл противника, ночные нападения. Пересеченная же, лесистая местность очень удобна для скрытного маневра и сосредоточения количественно превосходящих сил, для маскировки, устройства ложных сооружений, оригинального использования средств борьбы.

А к характерным чертам пустынно-степной местности относятся: открытые пространства, лишенные естественных масок, наличие развитой сети полевых дорог. Все это создает благоприятные условия для встречного боя с глубокими обходами и охватами. Открытая местность позволяет наносить внезапные массированные удары по войскам авиацией, РУК и РОК, выбрасывать в тыл противника воздушные десанты.

Борьба за крупные населенные пункты, города и водные преграды также имеет свои особенности. Так, немецко-фашистские войска, отступая, пытались использовать такой прием - сосредоточившись в крупном городе, они упорно обороняли его, а пропустив вперед наступающие соединения Советской армии, наносили удары по их флангам и тылам. Например, немецкий гарнизон численностью до 30 тыс. человек, будучи окруженным в крепости Торн, пропустил за р. Вислу стремительно наступавшие советские воинские части, после чего прорвал слабое кольцо окружения и неожиданно ударил по тылам наступающих войск.

Только опыт, стойкость и мужество советских воинов, находчивость и инициатива командиров позволили сорвать хитрые замыслы противника. Немецкий гарнизон крепости Торн был уничтожен. Воинские уставы и наставления рассматривают местность как один из основных элементов обстановки, в которой войска выполняют задачи. Каждый командир, прежде чем принять какое-либо решение, должен тщательно изучить и всесторонне оценить район предстоящих действий, а также спрогнозировать изменения элементов местности, которые могут произойти в случае применения оружия массового поражения. Причем в зависимости от целей, с которыми делается такой анализ, выводы будутразличаться. Например, при инженерной оценке местности в предвидении наступления определяют следующие ее свойства: защитные, в том числе и от ракетных ударов в ходе наступления; маскирующие и их влияние на скрытное сосредоточение, развертывание и маневр войск в ходе боя. Принимаются во внимание наличие и состояние дорожной сети, возможности движения вне дорог и условия оборудования колонных путей, а также крупные естественные препятствия в полосе наступления.

При принятии решения на оборону, определении ее переднего края и позиций в глубине учитывают характер местности, наличие впереди естественных (рек, перевалов и т. д.) и искусственных (мостов, дамб, плотин и т. д.) препятствий и их влияние на выбор противником направлений атаки, особенно наступления его танков. Изучаются также участки местности, повышающие живучесть обороны, и направления, ограничивающие применение некоторых видов боевой техники противником (например, танкодоступность), густота и направление дорог, которые могут быть использованы им для наступления, и возможность движения его войск вне дорог.

Важные источники получения этих данных - военногеографические описания, аэрофотоснимки, топографические, географические и специальные карты (например, дорожные, проходимости местности, водных рубежей, речные навигационные, военно-инженерные, планы городов и т. п.), а также цифровые карты, характеризующие детали (элементы) местности определенным числом. Выбор масштаба топографической карты зависит от типа местности, характера решаемой задачи и рода войск.

Так, для изучения горно-лесистой и лесисто-болотистой местности, как правило, используются карты более крупных масштабов; среднепересеченную местность можно изучить по карте масштаба 1:100 000, а для оценки слабопересеченной степной или пустынной территории достаточно иметь карту масштаба 1:200 000. При организации обороны используются карты более крупных масштабов, чем при планировании марша или наступательных действий. Наконец, штабы крупных соединений для оценки местности используют в основном карты мелких масштабов (1:200 000–1:500 000), а командиры подразделений и воинских частей изучают ее по картам масштаба 1:50 000–1:100 000.

В картах наиболее крупного масштаба с высокой геометрической точностью и подробным содержанием нуждаются артиллерийские и ракетные воинские части для топографической подготовки стрельбы, а также инженерные войска для решения своих специальных задач. По карте можно заблаговременно и сравнительно быстро изучить и оценить характер, тактические и защитные свойства местности в районе предстоящих боевых действий. Это особенно важно, потому что в скоротечном современном бою командир очень часто не располагает временем для продолжительных рекогносцировок. Следует отметить, что командиров подразделений различных родов войск будут интересовать разные по своему содержанию сведения.

Командир подразделения каждого рода войск изучает по карте местность таким образом, чтобы обеспечивалось выполнение поставленной боевой задачи с наименьшими потерями в живой силе и технике и с нанесением максимальных потерь противнику. Так, командиры мотострелковых подразделений с помощью карты изучают довольно подробно рельеф, условия наблюдения, обстрела, расположения, передвижения, маневра, гидрографию и другие элементы местности.

Командира танкового подразделения прежде всего будут интересовать условия проходимости и маневра, а командира ракетного или артиллерийского подразделения - условия размещения своих подразделений на позициях, возможности передвижения, маневра, маскировки, инженерного оборудования занимаемых позиций. Степень изучения местности по карте зависит также от характера поставленной боевой задачи. Например, в интересах совершения марша командир изучает главным образом дорожную сеть, места возможных коротких остановок, привалов, районы сосредоточения, а также условия маскировки и передвижения вне дорог.

Если подразделению поставлена задача по овладению населенным пунктом, то командир с максимальной подробностью изучает все особенности данного населенного пункта: характер его планировки и застройки, этажность зданий, наличие укрытий, условий маневра и т. д. Навыки в изучении и инженерной оценке местности по карте вырабатываются практикой. Они основываются на твердом знании топографических условных знаков и умении по карте ориентироваться на местности, то есть определять взаимное расположение местных предметов. При этом командиры должны придерживаться в основном того порядка действий, который принят для изучения местности путем личного осмотра. Вначале производится общий осмотр карты в полосе, районе или на направлении действий подразделения. В результате выявляются главные военно-инженерные характеристики и особенности местности, создается общее представление о характере рельефа, условиях размещения, маскировки, проходимости, то есть тех элементов, которые могут оказать существенное влияние на выполнение поставленной боевой задачи.

После этого тщательно оцениваются защитные свойства местности, которые в той или иной степени могут способствовать сохранению живой силы и боевой техники от оружия массового поражения и от обычных средств поражения. Затем командиры подробно изучают и оценивают условия наблюдения, маскировки, проходимости, инженерного оборудования местности с применением инженерной техники. В результате всей этой работы они определяют, какое влияние окажет та или иная местность на боевые действия войск и их инженерное обеспечение при выполнении поставленной боевой задачи.

Рассмотрим несколько характерных примеров оценки местности по карте в интересах выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий войск. Предположим, что необходимо оценить дорожную сеть в полосе (районе) предстоящих боевых действий. Известно, что основной показатель в этом случае - плотность дорожной сети, т. е. длина автомобильных и железных дорог на 1 км2 площади. Обычно ее определяют с помощью специальных палеток.

При отсутствии последних возможно применение следующего способа. На карте в пределах интересующего участка (района, полосы) вычерчивается квадрат или прямоугольник. Затем с помощью курвиметра вычисляют общую длину дорог в данном квадрате (прямоугольнике). Зная эти параметры, легко определить общую плотность дорожной сети, а также плотность дорог по каждому их типу. Для справки: автомобильные дороги по характеру покрытия делятся на две группы: с твердым покрытием (шоссе и улучшенные грунтовые дороги) и на естественном грунте (без покрытия).

Пусть, например, площадь квадрата составляет 25 км2 , а протяженность дорог с твердым покрытием в нем - 15 км. Это означает, что плотность дорог с твердым покрытием в данном районе составляет 0,6 км на 1 км2 . Из практики войск известно, что для успешного ведения боевых действий плотность дорог должна быть не ниже 0,4 км на 1 км2 . Следовательно, рассматриваемый район позволяет выбрать необходимое количество маршрутов для действий войск.

Как же осуществляется оценка маскирующих свойств местности? Вначале представляется целесообразным напомнить, что эти показатели определяются наличием естественных укрытий, образуемых формами рельефа, растительного покрова, населенных пунктов и пр. Наиболее благоприятные условия для маскировки войск создаются на пересеченной местности, если там имеются леса и большое число населенных пунктов, которые определяют закрытость местности. В свою очередь, последняя напрямую влияет на потребное количество табельных средств маскировки (см. табл. 1).

Из приведенной таблицы видно, что при нулевой закрытости местности (пустынно-степная) войскам потребуется иметь маскировочные комплекты на 100 проц. боевой и специальной техники, а при закрытости, например, 30 проц. - лишь на 45 проц. Остальная часть техники может быть скрыта от наблюдения (разведки) противника путем использования маскирующих свойств местности.

При изучении этих свойств наиболее часто применяются карты масштаба 1:50 000–1:200 000. Направления изучения маскирующих свойств местности зависят от характера задачи, которую предстоит решить. Например, при подготовке к маршу изучаются степень закрытости маршрутов движения войск естественными масками, количество и характеристика естественных масок в районах привалов и отдыха. При подготовке наступательной операции (боя) изучаются виды, количество и характеристики масок в исходных (выжидательных) районах, их распределение по площади, скрытые пути выдвижения к переднему краю, просматриваемость местности со стороны противника. При маскировке аэродромов, фортификационных сооружений, при устройстве горизонтальных масок и масокперекрытий больших площадей важны форма, размеры, яркость, цвет и фактура пятен местности в районе расположения объекта.

При изучении леса определяются его площадь, состав древесных пород, высоту, густоту деревьев и т. д. Устанавливаются также характеристики имеющихся в нем дорог, просек, полян и водоисточников. При изучении же населенных пунктов определяют их плотность - количество населенных пунктов на каждые 100 кв. км территории (или среднее расстояние между ними). Таким образом, оценить местность в маскировочном отношении - значит, определить открытые, закрытые и полузакрытые ее участки, а также количество и характеристики естественных масок и возможность использования их для скрытого расположения войск и объектов, установить маскировочную емкость всего района и отдельных его частей, выявить дороги, по которым возможно скрытое перемещение боевой и транспортной техники, определить скрытые подступы к рекам и т. д.

Оценка маскирующих свойств местности должна заканчиваться выводом о степени ее влияния на скрытые расположение и действия войск, о возможности использования для маскировки войск и объектов местных материалов, а также о необходимости применения технических приемов и средств маскировки.

Оценка местности не менее важна и при устройстве минно-взрывных заграждений. Длина минного поля или поля заграждений определяется, как правило, протяженностью участка, который необходимо перекрыть заграждениями перед позицией или затруднить тем самым его использование противником. Это означает, что в интересах устройства заграждений прежде всего необходимо определить перед передним краем и в глубине обороны те участки, где возможно продвижение наступающих войск противника.

Иными словами, требуется оценить танковую доступность местности и возможности перемещения по ней пехоты. Как правило, это достигается при изучении карты в следующей последовательности. В предполагаемых районах действий перед передним краем и в глубине обороны перед позициями условно выделяется полоса местности шириной 250-350 м.

В этих полосах отмечаются естественные препятствия (участки), не допускающие движения техники или мотострелков вне дорог. К ним относятся реки, каналы, озера, овраги, болота, выемки и насыпи, а также возвышенности и впадины с крутыми скатами. Данные о местности, полученные в процессе ее изучения, отражаются на рабочей карте командира, например, выделением (поднятием) наиболее важных объектов. Этот процесс заключается в том, чтобы более наглядно изобразить те элементы местности, которые по характеру предстоящих действий войск необходимо выделить из остальных или дополнить карту новыми данными, необходимыми для оценки обстановки и принятия решения.

Наиболее полно рабочая карта «поднимается» в тех случаях, когда на ней недостаточно наглядно выделены элементы местности и местные предметы, имеющие важное значение для боевых действий. Обозначения на карте «поднимаются» цветными карандашами с применением условных топографических знаков и сокращений названий, определений, характерных предметов. Карандаши зеленого цвета применяются для «подъема» древесной и кустарниковой растительности, синего цвета - гидрографии и болот, светло-коричневого - рельефа, темно-коричневого - дорожной сети (кроме железных дорог) и черного цвета - остальных объектов и надписей. «Подъем» карты ведется, как правило, одновременно с изучением местности и фактически является отображением на ней результатов такого анализа. В ряде случаев при подготовке боя на основе собранных данных составляется справка на район предстоящих боевых действий. В ней обычно дается краткая характеристика территории (особенности рельефа, растительности, гидрографии, дорожной сети), а также климата, метеорологических условий и тактических свойств местности на период планируемых боевых действий.

Местность изучается применительно к предстоящей боевой задаче. Для изучения местности применяются следующие основные способы: разведка местности; изучение местности по карте; изучение местности по фотоаэроснимкам, изучение местности по опросам местных жителей и допросам пленных.

Разведка местности (непосредственный осмотр и обследование местности) является основным и наиболее совершенным способом, так как он позволяет с наибольшей полнотой и достоверностью изучить и оценить все особенности местности (характер рельефа, условия проходимости, наличие естественных препятствий и т. п.), их влияние на действия своих войск и противника.

Изучение местности по карте осуществляется в любых условиях. Военно-топографическая карта дает ясное представление о местности. По карте легко можно определить, где и какие проходят дороги, их состояние, покрытие, крутизну спусков и подъемов, длину и ширину. Найдя на карте мост, можно не только сказать, из какого материала он построен (дерево, железо и т. п.), но и определить его ширину, длину и грузоподъемность. Карта дает возможность узнать ширину реки, ее название, направление и скорость течения, глубину брода и качество дна; породу леса и его возраст; количество дворов в населенном пункте и его название, тип построек и т. д. Кроме того, по карте можно получить полное представление о рельефе данной местности.

При пользовании картой необходимо учитывать, что на нее невозможно нанести все детали местности, важные для командиров подразделений. Кроме того, карта не отображает всех изменений местности, происшедших с момента ее съемки, и поэтому нередко бывает в той или иной степени устаревшей. Особенно сильно местность изменяется в боевых условиях. По карте невозможно также установить условия местности, зависящие от времени года, например проходимость дорог и болот зимой или в распутицу и т. п. Все эти дополнительные данные о местности следует добывать разведкой.

По аэрофотоснимкам изучают обычно отдельные объекты и сравнительно небольшие участки местности. По сравнению с картой аэрофотоснимки имеют более свежие и подробные данные о местности.

Изучение местности по опросам местных жителей и допросам пленных применяется при отсутствии достаточных данных, полученных другими способами, а также для проверки и уточнения отдельных деталей. Полученные этим путем сведения должны тщательно проверяться по другим источникам.

Таким образом, все перечисленные способы изучения местности дополняют один другой. Лишь умелое их сочетание и применение в зависимости от обстановки могут обеспечить командиру получение наиболее полных данных о районе предстоящих действий.

ТИПОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА И ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕСТНОСТИ
Существуют следующие типовые формы рельефа: гора, котловина, хребет, лощина, седловина

Гора (высота) - куполообразная или коническая возвышенность, от вершины которой во все стороны расходятся скаты (склоны). Ее основание называется подошвой. Небольшую гору называют холмом, а искусственный холм - курганом. Высоты, с которых открывается хороший кругозор, называются командными высотами.

Котловина - замкнутая, чашеобразная впадина. Небольшая котловина называется ямой.

Хребет - вытянутая в одном направлении возвышенность. Линия вдоль хребта по его гребню, от которой расходятся в противоположные стороны скаты, называется водоразделом.

Лощина - вытянутое углубление, понижающееся в одном на-правлении. Линия, соединяющая скаты по дну лощины, называется водосливом. Большая, широкая лощина с пологими скатами и слабым уклоном дна называется долиной, а узкая, с очень крутыми скатами - ущельем, если она прорезает горный хребет, и оврагом, если она расположена на равнине или на склоне горы.

Седловина - пониженная часть гребня хребта или вытянутой горы, расположенная между двумя смежными вершинами. Седловина является местом соединения двух лощин, расходящихся в противоположных направлениях. В горах седловины, через которые проходят горные дороги и тропы, называются перевалами.

На ведение боевых действий большое влияние оказывают различные типы местности. Они подразделяются:
по характеру рельефа - равнинная, холмистая и горная;
по характеру почвенно-растительного покрова -- лесистая, болотистая, степная и пустынная.
Во всех случаях местность так или иначе влияет на боевые действия войск.

При оценке тактических свойств любого из типов местности прежде всего определяют, насколько данная местность закрыта рельефом и местными предметами, ограничивающими обзор и наблюдение (закрытая, полуоткрытая, открытая мест-ость), а также в какой степени она пересечена и изрезана препятствиями (оврагами, реками, озерами, большими канавами, каменными заборами и т. п.), влияющими на передвижение войск пересеченная, малопересеченная, непересеченная местность).

Открытая местность облегчает управление войсками, наблюдение за полем боя, но затрудняет маскировку, укрытие от огня и общение с тылом.

Пересеченная местность затрудняет передвижение войск и боевой техники.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Изучение местности по топографической карте

топографический карта местность подготовка

Топографическая карта - один из основных источников получения сведений о местности. По карте можно сравнительно быстро изучить и оценить характер, тактические и защитные свойства местности в районе предстоящих действий независимо от того, на каком удалении он находится. При этом карта позволяет получить пробные качественные и количественные характерней многих местных предметов, типовых форм и деталей рельефа, что представляет практический интерес для командиров подразделений при организации ведении боя, а также при выполнении других боевых задач.

Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т.е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой и подготовки ее к работе.

Ознакомление с картой и подготовка ее к работе. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга.

Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.

Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.

Подготовка карты к работе включает склеивание, подъем и складывание карты.

Склеивание карты. В практике может случиться так, что изучаемый участок местности или маршрут движения будет переходить с одного листа на другой, а иногда и на несколько смежных листов. Работать на разрозненных листах карты неудобно, поэтому их надо склеить. Для этого листы карты раскладывают согласно их номенклатуре и намечают поля, которые требуется срезать. При этом у всех листов, кроме крайних, срезают правые и нижние поля, у крайних листов поля срезают лишь с той стороны, по которой производится склеивание.

Обычно сначала склеивают листы в колонны, а затем колонны между собой справа налево. Для склеивания каждый верхний лист накладывают лицевой стороной на нижний и кисточкой наносят на склеиваемые края обоих листов тонкий ровный слой клея. Затем, перевернув верхний лист, накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом стороны их рамок, а также выходы контуров и линий километровой сетки.

Подъем карты проводится в целях более отчетливого выделения отдельных местных предметов, форм и деталей рельефа, представляющих интерес при выполнении задачи. Хорошо поднятая карта облегчает работу с ней на местности, особенно при разведке и изучении маршрута движения.

При подъеме карты цветными карандашами раскрашивают условные знаки выделяемых объектов, подчеркивают их названия и цифровые характеристики. Иногда отдельные местные предметы, изображенные на карте Небольшими по размерам условными знаками, поднимают вычерчиванием таких же условных знаков увеличенных разменов. При подъеме основных форм и деталей рельефа подкрашивают вершины высот, а также утолщают горизонтали, которые вырисовывают интересующую форму рельефа.

Отдельные группы местных предметов обычно поднимают следующим цветом: леса, сплошные кустарники, сады и другая растительность - зеленым; реки, ручьи, озера, болота - синим; дороги - коричневым; населенные пункты - черным. Рельеф поднимают светло-коричневым цветом. Подъем карты ведется, как правило, одновременно с изучением местности и фактически является отображением на ней результатов изучения.

Складывание карты. Для удобства работы с картой, особенно на местности, ее складывают. Складывание может выполняться как до подъема, так и после подъема карты, Для работы с картой в помещении ее складывают гармошкой в двух направлениях: сначала в направлении вытянутой стороны, а затем складывают образовавшуюся полосу. Для работы на местности карту складывают вдоль направления действий или маршрута. Определив границы справа и слева от маршрута, оставшиеся части склейки подгибают вниз, а затем полученную полосу карты складывают гармошкой вдоль маршрута. Размер карты, сложенной в гармошку, определяется размером папки, в которой она будет храниться.

Перелистывая звенья гармошки, всегда можно быстро раскрыть нужный участок карты. Для облегчения ориентирования и целеуказания на рабочей площади склейки карты полезно сделать оцифровку линий километровой сетки.

Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными условиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооружений. В том случае, когда по городу проходит маршрут движения подразделения, изучать с такой подробностью особенности города нет необходимости. При организации наступления в горах основными объектами изучения являются перевалы, горные проходы, теснины и ущелья с прилегающими к ним высотами, формы скатов и их влияние на организацию системы огня.

Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства, условия ведения огня и ориентирования.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.

Общий характер местности определяется беглым обзором по карте всего изучаемого участка. Например, по первому взгляду на карту масштаба 1:100000 можно сказать, что наличие большого количества населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствует о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что будет затруднять движение боевой и транспортной техники вне дорог, создавать трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т.д. Так, в результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действий подразделений на машинах, а также намечают рубежи и объекты, которые следует изучить более детально, учитывая характер боевой задачи, которую предстоит выполнять на данном участке местности.

Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа в границах действий подразделения или по предстоящему маршруту движения. На основе получения по карте таких данных и с учетом взаимосвязи топографических элементов местности делается оценка условий проходимости, маскировки и наблюдения, ориентирования, ведения огня, а также определяются защитные свойства местности.

Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.

Населенные пункты. Количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность определяют степень обжитости того или иного участка местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.

Например, на карте масштаба 1:50000 изображены населенные пункты: Снов, Каменногорск, Турейка, Вороново, Добрынине. По характеру планировки, размерам и шрифту подписи можно сказать, что Снов - это город, Каменногорск - поселок городского типа, остальные населенные пункты - поселки сельского типа. В г. Снов хорошо выделяются основные проезды, площади, парки. Оранжевая окраска кварталов указывает на преобладание огнестойких строений. На северной окраине города расположены метеостанция, электростанция, радиомачта, склад горючего, завод с трубой, железнодорожная станция, мукомольный завод и другие объекты. Часть этих местных предметов может служить хорошими ориентирами. К западной окраине города примыкает дачный поселок Малиновка. Поселок сельского типа Турейка имеет 24 дома. Близко расположенные друг к другу черные прямоугольники внутри кварталов указывают на плотный характер застройки, а желтая заливка - на неогнестойкость строений. В 500 м на северо-запад от северной окраины Турейки расположена ветряная мельница.

Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность застройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.

Дорожная сеть. Степень развития дорожной сети и качество дорог определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.

Например, на карте масштаба 1:100000 изображена сравнительно развитая сеть дорог различных классов. С юга из г. Снов к р. Соть подходит шоссейная дорога, на условном знаке которой имеется подпись 10 Б. Это значит, что покрытая часть дороги имеет ширину 10 м, а от канавы до канавы _ 14 м, покрытие-булыжник. К шоссе с разных сторон примыкают улучшенные грунтовые и проселочные дороги. Ширина грунтовых улучшенных дорог 6 м. Участок местности с юга на север пересекает однопутная железная дорога. От железнодорожной станции на северной окраине Снов на юго-восток проходит ветка однопутной железной дороги. Отдельные участки дорог проходят по насыпи, а в лесу восточнее Снов железнодорожная ветка идет в выемке глубиной 5 м.

На левом берегу р. Соть дорожная сеть развита слабо; единственная шоссейная дорога проходит непосредственно вдоль реки.

При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.

Рассмотрим, например, участок шоссейной дороги от г. Снов до моста через р. Соть. При выходе из города шоссе проходит по каменному мосту над железной дорогой, далее до моста через ручей - по насыпи. Следовательно, на данном участке нет съезда с шоссе. По подписи у моста через ручей устанавливаем, что длина моста 25 м, ширина 10 м, грузоподъемность 50 т. Далее справа от шоссе расположена МТМ. Здесь шоссе делает небольшой поворот на северо-восток и затем идет прямо на Каменногорск. У МТМ к шоссе примыкают улучшенная грунтовая и проселочная дороги. На этом участке шоссе возможны съезды и движение рядом с ним. Местность по обеим сторонам шоссе просматривается на глубину до 1 км. Южнее Каменногорска, после перекрестка и развилки, шоссе идет по лощине с выемкой глубиной 5 м. Мост через р. Соть каменный, высота его над уровнем воды 7 м, длина 170 м, ширина 8 м, грузоподъемность 50 т. На карте масштаба 1:50000 местные предметы вдоль дороги изображены более подробно.

При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.

Гидрография. Водные объекты определяют степень изрезанности местности. Они создают хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.

Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.

При первом взгляде на карту масштаба 1:100000 выделяется р. Соть. Характер шрифта подписи показывает, что она судоходная. Стрелка и цифра на ней указывают, что р. Соть течет на юго-восток, скорость течения 0,1 мс. Вероятный грунт дна

0 1-0,15 Песок.

0,2-0,5 Крупный песок.

0,5-1,0 Плотная глина, гравий.

1,0-1,5 Галька, валуны.

Озеро Черное площадью около 0,4 км 2 вытянуто с северо-запада на юго-восток. На середине озера расположен песчаный остров. Наиболее удобные подходы к озеру с южной и северо-восточной сторон, с северо-запада оно покрыто непроходимым болотом с камышовой растительностью. При выходе реки Голубая из озера Черное расположены плотина и мельница. Разрушение плотины не приведет к затоплению большого района, так как высота берегов реки Голубая от 10 м в истоке до 50 м в устье, а крутизна скатов по берегам от 3 до 10°.

Почвенно-растительный покров. При изучении по карте почвенно-растительного покрова устанавливают наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия. Например, восточнее г. Снов на карте масштаба 1:50 000, приведенной в приложении 2, имеется значительный по величине участок леса площадью около 4 км 2. Пояснительные условные знаки на зеленой заливке площади леса указывают на смешанный состав породы деревьев. Средняя высота деревьев 25 м, толщина 30 см, средние расстояния между ними 5 м позволяют сделать вывод о невозможности движения по лесу автомашин и танков вне дорог. С севера на юг по лесу проходит улучшенная грунтовая дорога, к которой с разных сторон примыкают грунтовые дороги и просеки шириной около 4 м, что создает хорошие условия для движения боевых и транспортных машин. Установленные по карте характеристики данного участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам практически во всех направлениях. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника на поляне в центре массива леса, просеки, перекресток улучшенной грунтовой и железной дорог, овраги по восточной опушке леса.

Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Например, на части листа карты масштаба 1:25000 по западному берегу озера Черное показаны различные виды болот, в том числе и непроходимое болото с камышом, примыкающее к самому берегу озера. Это позволяет сделать вывод о невозможности подхода к озеру с западной стороны. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком проходимых, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми. Об этом свидетельствует изображение зимней дороги, идущей по болоту западнее озера Черное к торфоразработкам.

Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и Организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа. Например, на северо-восточной части листа карты масштаба 1:100000 изображен холмистый рельеф с относительными высотами 100-120 м. Расстояние между горизонталями от 10 до 1 мм, что говорит о сравнительно небольшой крутизне скатов, только в некоторых местах скаты высот переходят в обрывы. Лощины имеют в большинстве случаев направление с севера на юг, по некоторым из них пропекают небольшие реки. На р. Вороновка, протекающей по наиболее крупной лощине, установлена плотина, образующая оз. Лача.

При благоприятных погодных условиях характер рельефа практически не создает трудностей в проходимости местности в любых направлениях. Сравнительно глубокие и большие по протяженности лощины создают благоприятные условия для скрытного сосредоточения подразделений, укрытия и передвижения. Однако незначительные участки, покрытые лесом, не обеспечивают маскировки подразделений, особенно при наблюдении с воздуха.

Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида, направления крутизны скатов, характеристик лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.

Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения и т.д.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Виды, типы и свойства местности. Приемы и способы чтения топографических карт, измерения и ориентирование по карте и на местности. Использование топографических карт (планов) в оперативно-служебной деятельности ОВД. Ориентирование на местности по карте.

    курс лекций , добавлен 27.06.2014

    Классификация местности в зависимости от абсолютного значения альтитуд точек и их взаимного расположения. Способы изображения рельефа на топографических картах и планах. Сечение между горизонталями, их зависимость от масштаба съемок и характера рельефа.

    презентация , добавлен 19.02.2011

    Изучение лоцийных сведений, помещенных на карте. Знаки навигационного оборудования. Обеспечение безопасности судоходства. Составление рекомендаций для плавания. Указание на карте места стоянки судов, крутых изгибов русла и скалистых мысов на берегах.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2016

    Полярный способ и методы обхода. Способы ориентирования на местности. Упрощенные способы топографической съемки. Составление "абриса", способ "обхода", "полярный" способ, способ "засечек" и способ "перпендикуляров". Производство глазомерной съемки.

    реферат , добавлен 28.03.2013

    Географическое положение Атырау, территория и граница местности. Рельеф местности, полезные ископаемые, их применение. Особенности климата, почв, растительности и животного мира. Воздействие природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения региона.

    практическая работа , добавлен 13.12.2012

    Появление учения о шарообразности и вращении Земли. Особенности и методы измерения времени. Характерные черты ориентирования и измерения расстояний на местности. Глобус, градусная сеть, географические карты. Определение радиуса Земли по методу Эратосфена.

    реферат , добавлен 15.08.2010

    Общая географическая характеристика Бразильского плоскогорья. Рассмотрение особенностей климатической карты данной местности. Изучение радиационного, циркуляционного и орографического факторов, влияющих на формирование разных воздушных масс нагорья.

    презентация , добавлен 06.08.2015

    Представление картографии как науки. Первые картографические карты. План местности в первобытности. Карта К. Птолемея. Эпоха Возрождения и географические открытия. Появление градусных измерений и цепей триангуляции. Современное представление информации.

    реферат , добавлен 12.04.2014

    Географическая характеристика Мелеузовского и Кугарчинского районов Республики Башкортостан. Описание водохранилищ Нугуш и Юмагузинского. Изучение ландшафтов: тип местности, генезис, рельеф, почвы, растительный покров. Исследование карстовых воронок.

    отчет по практике , добавлен 10.01.2014

    Понятие картографической генерализации как процесса передачи на карте основных, типических черт объектов, их характерных особенностей и взаимосвязей. Влияние назначения карты на генерализацию. Тематика и тип карты. Особенности картографируемого объекта.

Местность - часть земной поверхности со всеми ее элементами. К основным топографическим элементам местности относятся рельеф, населенные пункты, до-рожная сеть, гидрография, растительный покров игрунты. Местность - один из элементов боевой обста-

Данные о местности включают сведения о рельефе, грунтах и местных предметах, определяющих ее тактические свойства, а также сведения о характере изме-

Местные предметы - это все расположенные на земной поверхности объекты, созданные человеком (населенные пункты, отдельные постройки, заводы, дороги, каналы, сады и т. п.) и природой (леса, реки, болотаи т. п.), за исключением рельефа.

Тактические свойства местности - свойства мест-

ности, оказывающие влияние на ведение боевых дей-ствий войсками. К основным тактическим свойствам местности относят проходимость, защитные свойства, условия маскировки, наблюдения и ведения огня. В некоторых районах существенное влияние на ведение боевых действий оказывают условия ориентирования, водоснабжения и инженерного оборудования местнбсти.

Изучение местности заключается в уяснении характера ее элементов и имеет цель выявить ее влияние на выполнение боевой задачи. Местность изучают с учетом тактико-технических данных боевой и транспортной техники л метеорологических условий. На основе изучения и оценки местности делают выводы, необходимые для принятия решения.

Способы изучения местности. Основным источником

(см. п. 3.4), а также путем рекогносцировки и разведки, по различного рода описаниям, опросом местных жи-

или машины (по маршруту движения); выполняется обычно в процессе принятия решения.

В зависимости от задачи в ходе рекогносцировки уточняют данные о расположении противника, выявляют танкоопасные направления, естественные препятствия и т. д., отмечают на карте все изменения местности, оказывающие существенное влияние на боевые действия войск.

Разведка местности - сбор и систематизация сведений о местности и отдельных ее элементах: рельефе, грунтах, почвенно-растительном покрове, гидрографической сети, населенных пунктах, путях сообщения.

Основные задачи разведки местности:

- определение ее проходимости для боевой и транспортной техники;

- выяснение состояния дорог, мостов и других дорожных сооружений;

- определение скрытых подступов к объектам противника, границ полей невидимости;

- выяснение состояния источников воды;

- выявление изменений местности по сравнению с картой.

В районах ядерных взрывов в результате разведки устанавливают наличие и характер разрушений, завалов, пожаров и других препятствий и ведут разведку путей их обхода.

Военно-географические и военно-инженерные описания местностисоставляют на операционные направления, театры военных действий или части их. Они включают обобщенные данные о местности, сведенияо

карты. В лоции дается подробная характеристика при-

плавания, фотографии выделяющихся береговых объ-

местности

помещаются на обороте ли-

масштаба

1: 200 ООО, на

некоторых

специальных

специально

готовятся в

действий

подготовке

данных для

оценки местности. В

справке, помещаемой на

масштаба

характеристика

местности по следующим элементам: населенные пункты, дорожная сеть, рельеф и грунты, гидрография, растительность и климатические условия. Кроме того, помещается схема грунтов на район, ограниченный рамкой листа карты.

Порядок изучения местности. Вначале выявляют и изучают общий характер местности в полосе, районе или направлении действий. Затем в соответствии с выполняемой задачей изучают с необходимой полнотой и детальностью отдельные участки, рубежи или отдельные объекты местности, оказывающие существенное влияние на выполнение задачи, и оценивают их тактические свойства. Детально изучают местность обычно по участкам в соответствии с последовательностью выполнения задачи, а также с учетом возможных действий противника.

Изучение общего характера местности. Общий характер местности изучают просмотром карты и определяют преимущественно по характеру рельефа, степени пересеченности препятствиями, условиям наблюдения и маскировки, характеру растительного покрова и грунтов, густоте дорожной сети и населенных пунктов. В результате выявляется тип и характерные осо-

По характеру рельефа местность подразделяют на равнинную, холмистую и горную. Горная местность, в

свою очередь, подразделяется на низкогорную, среднегорную и высокогорную. Основные характеристики и тактические свойства местности даны в табл. 13.

К переходным типам местности относятся предгорье, плоскогорье (горное плато), мелкосопочник, холмистая (всхолмленная) равнина.

Холмистая местность в зависимости от пересеченности лощинами, характера возвышенностей и понижений может быть слегка всхрлмленной (слабохолмистой), резко всхолмленной (сильнохолмистой), долиннобалочной, овражно-балочной.

По степени пересеченности оврагами, балками, реками, озерами и другими естественными препятствиями, ограничивающими свободу передвижения и маневра войск, местность подразделяют на слабопересе-

ходится менее 10% всей площади, и сильнопересеченной, если препятствия занимают более 30% площади. Слабопересеченная местность позволяет массированное применение тяжелой боевой техники на любом направ-

ко затруднено на отдельных направлениях. Сидьнопересеченная местность позволяет применение тяжелой боевой техники только на отдельных направлениях. Основным показателем при определении пересеченности местности является рельеф (см. п. 4.7)и

По условиям маскировки и наблюдения местность подразделяется на открытую, полузакрытую и закрытую (табл. 14).

Характеристика естественных масок и маскировочной емкости местности указана в п. 4.5.

По характеру почвенно-растительного покроваместность может быть лесная (лесистая, таежная), болотистая, лесисто-болотистая, пустынная, степная, пу- стынно-степная (полупустынная), а в сочетании с рельефом - горно-лесистая (горно-таежная), горно-пу- стынная, равнинно-степная и т. п.

Пустынная и степная местности расположены в гео-

графических зонах с

недостаточным для произраста-

ния лесов среднегодовым количеством осадков

<средневысотные

Высокогорная

сокие горы)

Легкопроходима в любом направлении; затрудняет маскировку и защиту от ядерного оружия

Проходима, за исключением отдельных участков; несколько способствует маскировке и защите от ядерного оружия

Затрудняет массированное применение тяжелой боевой техники; способствует маскировке и защите от ядерного оружия

Труднопроходима, применение тяжелой боевой техники возможно по отдельным направлениям; благоприятствует маскировке и защите от ядерного оружия

Применение тяжелой боевой техники почти невозможно; благоприятствует маскировке; при ядерных взрыоах возможны обвалы

Раздел 3. Изучение местности

§ 1.3.1. Сведения о местности и ее тактические свойства

Поверхность Земли представляет собой бесконечную череду неповторимых и несхожих друг с другом ландшафтов. Их неповторимость обуславливается множеством природных факторов, таких как тектонические и геологические процессы, формирующие рельеф местности, широтность, соседство теплых или холодных течений и т.д.

Местность - часть земной поверхности со всеми ее элементами. К основным топографическим элементам местности относятся рельеф, населенные пункты, дорожная сеть, гидрография, растительный покров и грунты. Местность - один из элементов боевой обстановки.

Данные о местности включают сведения о рельефе, грунтах и местных предметах, определяющих ее тактические свойства, а также сведения о характере изменений, происшедших на местности в результате боевых действий войск, особенно при применении ядерного оружия.

Местные предметы - это все расположенные на земной поверхности объекты, созданные человеком (населенные пункты, отдельные постройки, заводы, дороги, каналы, сады и т.п.) и природой (леса, реки, болота и т.п.), за исключением рельефа.

Тактические свойства местности - свойства местности, оказывающие влияние на ведение боевых действий войсками. К основным тактическим свойствам местности относят проходимость, защитные свойства, условия маскировки, наблюдения и ведения огня, В некоторых районах существенное влияние на ведение боевых действий оказывают условия ориентирования, водоснабжения и инженерного оборудования местности.

Изучение местности заключается в уяснении характера её элементов и имеет цель выявить ее влияние на выполнение боевой задачи. Местность изучают с учетом тактико-технических данных боевой и транспортной техники и метеорологических условий. На основе изучения и оценки местности делают выводы, необходимые для принятия решения.

Способы изучения местности . Основным источником получения данных о местности служат топографические карты. Кроме того, местность изучают по специальным картам и фотодокументам, а также путем рекогносцировки и разведки, по различного рода описаниям, опросом местных жителей и по другим источникам.

Рекогносцировка - изучение района боевых действий непосредственным осмотром местности с наблюдательных пунктов, командных высот, вертолета или машины (по маршруту движения); выполняется обычно в процессе принятия решения. В зависимости от задачи в ходе рекогносцировки уточняют данные о расположении противника, выявляют танкоопасные направления, естественные препятствия и т.д., отмечают на карте все изменения местности, оказывающие существенное влияние на боевые действия войск.

Разведка местности - сбор и систематизация сведений о местности и отдельных ее элементах: рельефе, грунтах, почвенно-растительном покрове, гидрографической сети, населенных пунктах, путях сообщения. Основные задачи разведки местности:

  • определение ее проходимости для боевой и транспортной техники;
  • выяснение состояния дорог, мостов и других дорожных сооружений;
  • определение характера водных преград и условий форсирования их с ходу;
  • выявление защитных и маскирующих свойств местности, характера естественных укрытий и масок;
  • определение скрытых подступов к объектам противника, границ полей невидимости;
  • выяснение состояния источников воды;
  • выявление изменений местности по сравнению с картой.

В районах ядерных взрывов в результате разведки устанавливают наличие и характер разрушений, завалов, пожаров и других препятствий и ведут разведку путей их обхода.

Военно-географические и военно-инженерные описания местности составляют на операционные направления, театры военных действий или части их. Они включают обобщенные данные о местности, сведения о составе населения, экономике, климатических условиях и т.п., иллюстрируются фотографиями, схемами, таблицами; к ним прилагаются специальные карты.

Лоции - описания водных бассейнов, поясняющие и дополняющие навигационные (для рек - лоцманские) карты. В лоции дается подробная характеристика прибрежной части моря (для реки - всего русла) и берегов, описание маяков, знаков и ограждений; приводятся инструкции и правила, определяющие режим плавания, фотографии выделяющихся береговых объектов и т.п.

Справки о местности помещаются на обороте листов карты масштаба 1:200000, на некоторых видах специальных карт, а также специально готовятся в ходе боевых действий при подготовке данных для оценки местности. В справке, помещаемой на карте масштаба 1:200000, дается краткая характеристика местности по следующим элементам: населенные пункты, дорожная сеть, рельеф и грунты, гидрография, растительность и климатические условия. Кроме того, помещается схема грунтов на район, ограниченный рамкой листа карты.

Порядок изучения местности. Вначале выявляют и изучают общий характер местности в полосе, районе или направлении действий. Затем в соответствии с выполняемой задачей изучают с необходимой полнотой и детальностью отдельные участки, рубежи или отдельные объекты местности, оказывающие существенное влияние на выполнение задачи, и оценивают их тактические свойства. Детально изучают местность обычно по участкам в соответствии с последовательностью выполнения задачи, а также с учетом возможных действий противника.

Изучение общего характера местности. Общий характер местности изучают просмотром карты и определяют преимущественно по характеру рельефа, степени пересеченности препятствиями, условиям наблюдения и маскировки, характеру растительного покрова и грунтов, густоте дорожной сети и населенных пунктов. В результате выявляется тип и характерные особенности местности и создается общее представление об условиях проходимости, укрытия и маскировки войск и боевой техники.

С точки зрения военной топографии разные виды местности характеризуются различными тактическими свойствами:

  • Равнина (или слабо всхолмленная местность). При отсутствии на ней лесных массивов обладает наихудшими защитными свойствами от поражающих факторов оружия массового поражения (ОМП). Если равнина является слабо пересеченной, она удобна для передвижения войск во всех направлениях даже без развитой дорожной сети. Лишена естественных масок, то есть маскирующих элементов ландшафта, что создает удобство наблюдения, ведения авиационной и спутниковой разведки, ведения огня, но при этом затрудняется скрытное передвижение войск, организация рейдов и поиска, а также ведение наземной разведки. Равнина обладает одинаковыми свойствами, как для обороны, так и для наступления.
  • Холмистая и резкопересеченная местности . Имеют значительные возвышения и углубления с покатыми, реже обрывистыми склонами (крутизна скатов меньше 55°). Обладают более высокими по сравнению с равниной защитными свойствами от поражающих факторов ОМП. Более удобны для ведения наземной разведки и скрытного передвижения войск. Создают широкие возможности для маневра и внезапного удара. Как правило, имеют возвышения высотой до 200 метров, что обеспечивает удобство для огня артиллерии с закрытых позиций. Обратные скаты являются естественными укрытиями для расположения войск. Наиболее высокие вершины создают хорошие условия для оборудования наблюдательных пунктов. Неудобны для наступления. Удобны для обороны, для организации засад, рейдов и поисковых действий.
  • Горная местность – закрытая, сильно пересеченная местность. Имеет резко выраженные возвышения и углубления (крутизна скатов свыше 55°). Создает прекрасные условия для защиты от ОМП. Затрудняет маневр управления войсками. Неудобна для передвижения. Крайне неудобна для наступления, ведения рейдовых и поисковых действий. Очень удобна для обороны, ведения наземной разведки. Требует от войск специальной подготовленности.
  • Лесистая местность – местность, покрытая лесными массивами более чем на 50%. Обладает хорошими условиями для защиты от ОМП, но, наряду с этим, велика опасность возникновения лесных пожаров. Неудобна для ведения наблюдения, управления войсками и их маневрирования. Удобна для скрытного передвижения войск, ведения наземной разведки, организации рейдов, засад, поиска, обороны и ведения партизанской войны, скрытного сосредоточения войск.
  • Горно-лесистая местность – резко всхолмленная местность, покрытая лесом. Обладает хорошими защитными свойствами от ОМП. Неудобна для эффективного использования артиллерии, широкого маневра войск, ведения наблюдения и управления войсками. Очень удобна для ведения наземной разведки, организации рейдов, засад, поиска, скрытного передвижения войск и их сосредоточения. Неудобна как для наступления, так и для обороны.
  • Болотистая местность (идеальная равнина). Обладает низкими защитными свойствами от ОМП. Неудобна для ведения наблюдения, передвижения войск, ведения наземной разведки, рейдов, поиска, маневра. Удобна для организации засад, действий мелкими группами, ведения партизанской войны. Неудобна как для наступления, так и для обороны.
  • Лесисто-болотистая местность . Характеризуется преобладанием на ней больших лестных массивов на рыхлых болотистых почвах, обилием ручьев, речек, озер и болот. Закрытая и пересеченная лесисто-болотистая местность неудобна для наблюдения, управления войсками, наступления, маневрирования. Удобна для ведения наземной разведки, организации засад, рейдов, поиска, скрытного передвижения и сосредоточения войск, ведения обороны и партизанской войны.
  • Пустынная местность . Обладает всеми достоинствами и недостатками равнины. Характеризуется проблемами в обеспечении водой людей и техники.

§ 1.3.2. Рельеф местности

Рельеф местности - сочетание вертикального и горизонтального расчленения земной поверхности. Рельеф является важнейшим элементом местности, определяющим ее тактические свойства.

На топографических картах рельеф изображается в Балтийской системе высот горизонталями и условными знаками и дополняется числовыми отметками высот характерных точек местности, цифровыми характеристиками его отдельных деталей и указателями направлений скатов. Напомним, что Балтийская система высот (БСВ) – это система вертикального отсчета высот в метрах от нуля, которым является водная поверхность Балтийского моря. БСВ была принята в 1977 году в СССР, используется как в РФ, так и в ряде других государств.

При изучении рельефа на карте вначале уясняют его тип, а затем определяют основные характеристики форм (абсолютные и относительные высоты, форму и крутизну скатов) и деталей рельефа.

Пересеченность рельефа определяют степенью его горизонтального расчленения. Пересеченность рельефа равнинно-холмистой местности оценивают по среднему расстоянию между лощинами (балками, речными долинами, оврагами и т.п.). Ориентировочно рельеф равнинно-холмистой местности можно считать сильно пересеченным при среднем расстоянии между лощинами менее 2 км и слабо пересеченным – при расстоянии более 7 км.

Формы рельефа – отдельные элементы рельефа, имеющие определенный внешний вид; на картах изображаются горизонталями (таблица 3.1).

К типовым формам рельефа относятся:

  • гора – куполоподобное или коническое возвышение с выраженным основанием – подошвой; небольшая гора называется холмом или высотой , а искусственный холм – курганом ;
  • котловина – замкнутое со всех сторон понижение;
  • хребет – вытянутое в едином направлении возвышение; линия, разделяющая противоположные скаты хребта, называется водоразделом, топографическим гребнем или просто гребнем;
  • лощина – вытянутое углубление, понижающееся в одном направлении; перегибы скатов лощины называются бровками , а линия по дну к которой направлены скаты, - тальвегом или водосливом . К разновидностям лощин относят долины (большие и широкие лощины со сравнительно пологими скатами), овраги (глубокие промоины с крутыми незадернованными скатами), балки (глубокие лощины с крутыми задернованными скатами, наиболее распространены в степной местности).
  • седловина – понижение между двумя возвышениями, напоминающее по своей форме седло; в горах седловина, как правило, является местом перевала через горный хребет.

Детали рельефа естественного происхождения (обрывы, овраги, скалы, осыпи и т.п.) на картах изображают условными знаками коричневым цветом, а искусственного (насыпи, высеки, карьеры и т.п.) – черным цветом. На картах показывают только те обрывы, насыпи, выемки, которые имеют длину более 3 мм в масштабе карты. На картах масштабов 1:25000 и 1:50000 эти детали рельефа показывают, если их высота более 1 метра, а на картах масштабов 1:100000, 1:200000 и 1:500000 более 2, 3 и 5 метров соответственно. Рядом с условным знаком детали рельефа дают его характеристику. Числовые характеристики оврагов и промоин означают: числитель – ширину, знаменатель – глубину в метрах; числовые характеристики насыпей, выемок, курганов и ям – высоту над подошвой или глубину в метрах.

Основные формы рельефа на карте обозначаются горизонталями – линиями на карте, соединяющими точки рельефа с одинаковой высотой над уровнем моря. Различают следующие горизонтали (рис.3.1):

а - основные утолщенные – каждая пятая основная горизонталь; выделяются для удобства чтения рельефа;

Рис. 3.1 Горизонтали карты

б - основные (сплошные) – соответствующие высоте сечения рельефа, изображаются на карте сплошной линией коричневого цвета;

в - дополнительные (полугоризонтали) - изображаются прерывистой тонкой линией через половину высоты сечения;

г - вспомогательные – изображаются короткими прерывистыми линиями примерно через четверть высоты сечения рельефа.

Рельеф вечных снегов (фирновых полей) и ледников изображают горизонталями синего цвета.

Высота сечения рельефа – расстояние между двумя смежными основными горизонталями по высоте. Высоту сечения рельефа подписывают на каждом листе карты под ее масштабом. Пример надписи: «Сплошные горизонтали проведены через 10 метров». На карте масштаба 1:1000000 высота сечения рельефа устанавливается в зависимости от высотного пояса:

  • при абсолютной высоте до 400 м – 50 м;
  • при абсолютной высоте от 400 до 1000 м – 100 м;
  • при абсолютной высоте свыше 1000 м – 200 м.

На топографических картах РФ приняты высоты сечения, указанные в таблице 3.2.

Масштаб карты Высота сечения, м
для равнинной и холмистой местности для горной местности для высокогорной местности
1:25000 5 (для плоскоравнинных районов – 2,5 м) 5 10
1:50000 10 10 20
1:100000 20 20 40
1:200000 20 (на картах старых изданий – 40 м) 40 80
1:500000 50 100 100

Таблица 3.2

Абсолютная высота – высота точки местности над уровнем моря (в РФ – над средним уровнем Балтийского моря); она определяется по горизонталям и подписям высот (отметкам).


Рис. 3.2 Определение высот и превышений по карте

Абсолютные высоты подписываются на возвышенностях, контурных точках, горизонталях и урезах воды (рис.3.2). В первом случае их называют высотами (выс.143,8), во втором случае – отметками (отм.96,4). Если точка расположена на горизонтали, то ее абсолютная высота равна высоте этой горизонтали (Н А =140 м). Если точка расположена между горизонталями, то ее абсолютная высота равна высоте нижней горизонтали плюс превышение точки над этой горизонталью (Н В =110+5=115 м).

Командная высота – возвышенность, с которой открывается наибольший обзор окружающей местности.

Построение профилей и определение взаимной видимости точек

§ 1.3.3. Построение профилей и определение взаимной видимости точек

Построение профилей местности и определение взаимной видимости точек необходимо для составления более полного представления о рельефе местности.

Профиль местности – это чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью.

Профильная линия – это линия на карте, вдоль которой строится профиль.

Профиль сокращенный – это профиль, при построении которого учитываются только границы подъемов и спусков и места резких перегибов скатов.

Построение профиля местности по карте выполняется следующим образом:

  • на карте прочерчивают профильную линию АБ (рис.3.3), затем устанавливают высоты горизонталей и точек перегибов скатов вдоль профильной линии;
  • определив максимальную разность в высотах, выбирают вертикальный масштаб профиля, который берется значительно крупнее горизонтального;
  • на тетрадном листе в клеточку проводят линию основания и в соответствии с принятым вертикальным масштабом прочерчивают над линией ряд параллельных горизонтальных линий (как правило, через клеточку);
  • прикладывают верхний край листа к профильной линии на карте и начиная с самой высокой точки (или А , или Б ) начинают проецировать точки пересечения горизонталей с верхним краем листа на соответствующие отметки по вертикальной шкале высот;
  • объединяют полученные точки общей линией - профиль построен.


Рис. 3.3 Построение профиля

Для определения взаимной видимости точек необходимо построить профиль местности между ними и соединить их прямой. Если эта прямая не пересечется с линией профиля - точки взаимовидимы. При этом необходимо учитывать высоту растительности, строений и предметов на местности.

Поделиться: