Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста. Комплекс подвижных игр на развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста Игры с элементами бега

У детей 7-9 лет преобладает предметно-образное мышление: они склонны к драматизации, воспроизведению в движениях того, что слышат, видят, наблюдают. Многие игры детей 7-9лет строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Но замысел, тематика этих игр по сравнению с играми дошкольников становятся богаче. Действующие в играх персонажи наделяются дополнительными, подмеченными детьми нравами и чертами.

Уровень развития речи маленьких школьников позволяет им дружно, в определенном ритме, согласуя слова с движениями, произносить речитативы, требующиеся во многих играх ("Октябрята" и др.), что доставляет детям большое удовольствие.

Естественные способности памяти у детей этого возраста достаточно велики. Но дети лучше запечатлевают то, что интересно. Например, они хорошо запоминают удачные приемы движений из определенной игровой ситуации и творчески воспроизводят эти приемы в сходных ситуациях; сохраняют в памяти наглядно-образные объяснения игры учителем, речитативы, а также правила игр, в которые они научились играть. Дети надолго запечатлевают эмоциональные переживания при выполнении удачных и неудачных игровых действий.

У детей в возрасте 7-9 лет костно-связочный аппарат пластичен и гибок. Он легко податлив к деформациям под влиянием односторонней нагрузки и больших мышечных напряжений, а также длительных статических положений тела. Мускулатура относительно слаба, в частности это относится к мышцам спины и брюшного пресса.

Возрастные особенности маленьких школьников не допускают применения игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжелых предметов (набивных мячей) и перетягиванием. Не рекомендуются в этом возрасте игры, связанные с однообразными движениями и длительным сохранением статических положений тела.

У детей 7-9 лет улучшаются способности к ответным движениям на различные внешние раздражители. В тоже время способность к быстроте передвижения тела в пространстве формируется медленнее. Поэтому для них доступнее подвижные игры, требующие не столько предельно быстрого перемещения тела в пространстве ("Команда быстроногих"), сколько быстроты выполнения отдельных (одиночных) движений и двигательных реакций: игра с быстрой передачей мяча ("Гонка мячей"), с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновление и изменение направления передвижения ("Салки").

Подвижные игры детей среднего школьного возраста

У детей 10-11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх. Дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой роли, с большим разбором составляют команды, примерно равные по силам; сообща устанавливают план действий, обмениваются замечаниями; обсуждают проведенную игру, делятся впечатлениями ("Мяч капитану", "Борьба за мяч").

Восприятие детей 10-11 лет постепенно совершенствуется. Дети уже способны понимать главные задачи игровых действий, подчинять им второстепенные задания.

Наряду с непроизвольным запоминанием интересного в играх, с запоминанием по ассоциации 10-11летние школьники должны уже выполнять осознанную, волевую работу по запоминанию. Например ("Передача мячей в колоннах").

Для детей 10-11 лет соответствуют подвижные игры, которые создают условия для проявления быстроты ответных реакций и одновременно содействуют совершенствованию способностей к преодолению небольших расстояний в кратчайший срок (эстафета по полосе препятствий и т.п.).

Подвижные игры подростков

Мышление и речь детей 12-14 лет становится более зрелыми. Сложные по содержанию и форме игры подростков (например, "Мяч капитану") требует расчетливого применения ряда ранее усвоенных двигательных умений и навыков в новых сочетаниях и комбинациях, при большей сложности игровых ситуаций.

Развитие памяти у подростков позволяет им заучивать многочисленные правила игр, запоминать наиболее целесообразные игровые приемы и действия.

Мышечная система продолжает развиваться, но ещё отстает от общего роста тела. Увеличивается относительная масса мышц и их сила. Мышцы постепенно приспосабливаются к умеренным статическим нагрузкам, к значительным, но недолговременным напряжениям.

Для девочек-подростков подходят почти те же подвижные игры, что и для мальчиков. Однако девочки уступают мальчикам-сверстникам в играх, требующих быстроты движений, большого напряжения сил, сравнительно длительных интенсивных активных действий.

Подвижные игры юношей и девушек

Подвижные игры в старшем школьном возрасте помогают здоровому содержательному отдыху, укрепляют физические силы занимающихся. При педагогически оправданном применении они способствуют развитию у 15-17 летних школьников целенаправленного восприятия, последовательности и логичности суждений, живости воображения, помогают проявлению волевой двигательной активности, интереса к занятиям спортом.

К 15-17 годам юноши и девушки обладают значительным опытом участия в разнообразных подвижных играх.

На уроках физической культуры применение некоторых подвижных игр указывается программой в качестве вспомогательных упражнений: при изучении метания по легкой атлетике, волейболу, баскетболу.

Наталия Колмаченко
Комплекс подвижных игр на развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста

Комплекс

подвижных игр

для развития ловкости

у детей среднего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения , стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к физическому воспитанию и развитию детей . В частности, среди задач физического воспитания актуальной задачей является развитие ловкости у дошкольников .

Актуальность данного комплекса подвижных игр заключается в том, что он содержит в себе два основных компонента : двигательную активность и игровое взаимодействие, являющихся неотъемлемой частью современной системы дошкольного образования . Ценностное отношение к здоровью через двигательную активность – это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.

Целью комплекса подвижных игр является создание условий для развития ловкости у детей дошкольного возраста .

Задачи комплекса :

1) развитие ловкости у детей дошкольного возраста ;

2) развитие двигательной активности, интереса к совместному выполнению игровых упражнений;

3) воспитывать у детей самостоятельность , радостное эмоциональное отношение в процессе выполнения игровых упражнений.

Комплекс включает в себя 10 разнообразных по содержанию подвижных игр . Каждая игра направлена на развитие ловкости в процессе двигательной активности.

Комплекс составлен с учетом педагогических принципов :

Единство целей, содержания и методов;

Переход от простого к более сложному;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Для эффективного развития ловкости у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр используется словесный метод, который обращен к сознанию каждого ребенка, он способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Словесный метод включает такие приемы со стороны воспитателя как объяснение, пояснение, указания, поэтическое слово, беседа, замечания.

Наглядный метод позволяет воспитателю показать детям конкретные движения. Метод практической деятельности используется при разучивании движений и исполнении подвижных игр детьми .

Подбор игр зависит от возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста . Подвижные игры могут быть направлены на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на развитие мышц спины , мышц брюшного пресса, координации движений.

Формы деятельности : индивидуальные и групповые.

Предполагаемые результаты : развитие ловкости у детей среднего дошкольного возраста в процессе обогащения опыта при выполнении подвижных игр .

Комплекс подвижных игр для развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста

№ 1 Подвижная игра «Где спрятана»

Цель : Развития слухового внимания , ловкости .

Использованный материал : какой либо предмет.

Ход игры : дети становятся в шеренгу лицом к воспитателю. Детям предлагают отвернуться и закрыть глаза. Воспитатель прячет какой либо предмет, по сигналу игроки ищут предмет, а воспитатель направляет словами «тепло, холодно» .

№ 2 Подвижная игра ««Вышибала»

Цель : Развивать ловкость , выносливость.

Использованный материал : мяч

Ход игры : Дети становятся в круг, внутри круга – еще несколько игроков. Те, кто стоит в кругу, бросают мяч друг другу, но при этом стараются задеть мячом тех, кто стоит внутри. Тот, кого задели – «вышибли» – выходит из игры.

№ 3 Подвижная игра «Старые лапти»

Цель : Развивать ловкость .

Использованные материалы : мячи.

Ход игры : На одной стороне площадки проводят черту - это город, где находятся все играющие. Пространство за городом - игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатился, тому и водить. Мячи остаются на игровом поле, только водящий берет один мяч. Он ждет, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнется, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Если играющих не осалили, то они еще раз про-катывают мячи, а водящий в этом случае остается прежним. Если же кого-то осалили, то осаленный становится водящим.

№4 Подвижная игра «С кочки на кочку»

Цель : развивать ловкость , закреплять навыки прыжков в длину.

Использованный материал : 4 кочку (любой предмет который напоминает кочку или изображено на земле)

Ход игры : Все участники игры делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 «кочки» . Задание для игроков перед вами болото, его необходимо пройти. Но по болоту просто так не пройдешь, можно утонуть. У вас есть волшебные кочки, по которым вы переберетесь на тот берег. Кладете одну кочку , встаете на неё, рядом кладете вторую кочку , перепрыгиваете на неё, потом подбираете первую, перекладываете её вперёд, перепрыгиваете на неё и т. д. до поворота и в том же порядке возвращаетесь на линию старта передовая кочки следующему игроку. Выигрывает та команда, которая пройдет первой дистанцию.

№ 5 Подвижная игра ««Школа мяча»

Цель : развития ловкости , глазомер.

Использованный материал : Мячи

Ход игры:

Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой (правой, левой) .

Ударить мяч об пол и поймать одной рукой (правой, левой) .

Подбросить мяч вверх хлопнуть в ладоши поймать двумя руками (не прижимая к телу мяч) .

Ударить мяч об стену и поймать одной рукой (правой, левой) .

Ударить мяч об стену так чтобы он отскочил под углом в сторону партнера, который должен поймать мяч.

Ударить мяч об стену из за головы, из под ног (правой, левой) поймать мяч.

№ 6 Подвижная игра «Мушкетеры на льду»

Цель : развития ловкости .

Ход игры: Мушкетеры на льду

В хоккее игра начинается с вбрасывания шайбы. Обе команды стремятся первыми овладеть ею. В игре "Мушкетеры" "хоккеисты" образуют пары, кладут на лед рядом два пластмассовых обруча или рисуют два круга диаметром 0,5 - 0,7 м, в центре которых кладут по шайбе. Затем по сигналу игроки, скрестив клюшки, стараются выбить шайбу из круга соперника. Выбитая шайба - одно очко. Играют до пяти очков. Если оба соперника наберут по четыре очка, побеждает тот, кто обгонит на два очка.

№ 7 Подвижная игра «Шлёпанки»

Цель : Развивать ловкость и быстроту реакции .

Ход игры : Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга. Выбирают водящего, считают до 5 : пятый - водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении : Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью, стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более 5; чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. После отбиваний мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играть можно в 2-3 мяча, тогда выбирают 2-3 водящих

№ 8 Подвижная игра «Пингвины»

Цель : Развивать ловкость и выносливость .

Материалы : 2 мяча любого размера, фишки или флажки для обозначения место поворота.

Хо игры : Дети делятся на 2 команды, строятся в колонну по одному.

Перед каждой командой на расстоянии от линии старта лежат мячи, через 7-8 м стоят фишки или флажки для обозначения место поворота.

По сигналу игроки команд по одному зажимают мяч между ног и начинают движения до фишки или флажка, обходят и возвращаются на линию старта передовая мяч следующему игроку. Выигрывает команда, которая первой пройдет дистанцию.

№ 9 Подвижная игра ««Найди мяч»

Цель : Развивать у детей наблюдательность , ловкость .

Материал : мяч

Ход игры : Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки» . Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место. Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

№ 10 Подвижная игра «Игра в цвета»

Ход игры : Все становятся в круг, внутри – ведущий. Кто-нибудь из круга спрашивает : «Какой цвет?» , а ведущий громко выкрикивает : «Синий!» . Все бегут, чтобы дотронуться до любого предмета синего цвета, а дотронувшись, остаются стоять возле него. Кто последний – выбывает или сам становится ведущим.

Подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков в системе всеобщего среднего образования и внешкольного воспитания, а также являются обязательным компонентом практически каждого урока. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Такие игры направлены на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических и тактических приемов и навыков того или другого вида спорта. В подвижных играх очень важно воспитывать правильный стереотип движений, так как потом его трудно будет исправить.
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем, в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе; игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу, находящемуся в лучшем положении, стараться выручить попавших в "плен".

Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр.

Подвижная игра является эффективным средством воспитания, но только при условии, что она соответствующим образом подобрана, правильно проводится и используется. Набирая игру, преподаватель должен учитывать задачи, поставленные перед уроком, возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, количество детей, условия проведения игры, форму занятия (урок, перемена, праздник, прогулка), место ее проведения, наличие пособий и инвентаря.

Объяснение игры должно быть кратким и логичным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения: название игры, роль играющих и месте их расположения, ход игры, цель, правила.

Во многих играх действуют водящие. Выделять водящих можно разными способами: по назначению руководителя, по жребию, по выбору играющих, по результатам предыдущих игр, по считалке, по названному числу.

В командных играх очень важно распределить участников с таким расчетом, чтобы команды были равны по силам, иначе игра будет неинтересной. Делить участников игры на команды можно по расчету номеров, усмотрению руководителя, по сговору, перестроением в движении, по желанию, выбору капитанов, могут быть и постоянные команды.

Перед началом игры, после объяснения ее содержания, для подсчета очков, раздачи инвентаря руководитель назначает помощников. В младших классах роль помощников могут выполнять физически менее слабые дети, в средних и старших классах - учащиеся, которые известны как хорошие игроки, беспристрастные судьи.

Руководитель должен быть объективным, следить, чтобы командам и отдельным участникам были созданы равные условия. Справедливая и точная оценка игры и ее результатов имеет большое значение в командных играх, где все внимание участников направлено на успешное решение поставленной перед командой задачи.

Задача преподавателя - правильно определить дозировку нагрузки в игре. Для того, чтобы снизить нагрузку, во время игры руководитель делает, по мере возможности, кратковременные перерывы, которые используются для разбора ошибок, подсчета очков, уточнения правил, назначения новых помощников. Затягивать игру не следует, потому что дети устанут, и игра для них станет неинтересной. Поэтому важно своевременно закончить игру, заранее предупредив участников словами: "Осталось две минуты", "Играем еще до одного очка". Неожиданное окончание игры неблагоприятно действует на разгорячившихся ребят, они долго не могут успокоиться.

После проведения игры преподаватель объявляет результаты, оценивает действия отдельных игроков и указывает на допущенные ошибки.

Методика проведения подвижных игр

1. С детьми младшего школьного возраста:

Объяснение игры - сюжетно-образное (в основном в I классе),

Обращение - дети (в I классе);

В I классе свистком не пользоваться;

Выбор водящих - по назначению преподавателя, считалке, итогам предыдущих игр;

Основные правила объясняются перед игрой, остальные вводятся по ходу.

2. С детьми среднего школьного возраста:

Увеличивается количество правил, которые объясняются перед игрой;

Выбор водящих - все способы, кроме считалок;.

Деление на команды - все способы, кроме выбора капитанами и по желанию. Команды небольшие, с равным количеством девочек и мальчиков в каждой команде;

В играх учитывать качество выполнения заданий.

3. С учащимися старшего школьного возраста:

Игры проводятся отдельно для юношей и девушек;

Игры командные, носят соревновательный характер;

Используются все способы деления на команды;

Возрастает объективность судейства с учетом качества выполнения;

Используется в основном словесный метод.

Отбирая игры, следует иметь в виду, что не существует резной грани между играми детей различного возраста. Есть целый ряд игр, которые с одинаковым увлечением играют дети и взрослые, например, лапта, городки, игры-аттракционы, эстафеты. Но при этом необходимо помнить, чем старше дети, тем шире их кругозор, тем лучше они развиты физически. Знание возрастных особенностей детей, их интересов и запросов поможет организатору в выборе игры.

Практический материал: игры, в которых могут участвовать два, три и более учащихся

1. Игры с элементами бега

1. Быстро по местам! (подготовительная часть урока, младший, школьный возраст)

Играющие строятся в шеренгу или колонну. По команде учителя: "На прогулку - марш!" все разбегаются или выполняют различные движения (общеразвивающие упражнения, прыжки), продвигаясь к противоположной стороне площадки. По второй команде: "Быстро по местам!" все должны построиться в исходное положение.

Правила; I. Проигрывает тот, кто занял место последним.

2. У ребят порядок строгий(подготовительная часть урока, младший школьный возраст)

Играющие стоят в одной шеренге (построения могут быть разные). По команде учителя: "Разойдись!" ученики выходят из шеренги, расходятся в разных направлениях и произносят речитатив или поют:

У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!

По окончании этого куплета учитель командует: "Становись!" Игроки стараются быстрее выполнить команду, строясь по росту в шеренгу на указанном месте. Затем учитель меняет место построения.

  1. При построении учащийся должен давать товарищу дорогу, запрещается толкаться и силой занимать свое место.
  2. Все действия начинать и кончать следует только по команде учителя.
  3. Выигрывает тот, кто окажется наименьшее количество раз последним при построении.

3. Коршун и наседка (подготовительная часть урока; младший, средний, старший школьный возраст)

Один из играющих - коршун, второй - наседка, третий - цыпленок. Цыпленок становится за наседкой и держится за нее, коршун - перед наседкой, лицом к ней. По сигналу он старается схватить цыпленка, но сделать это нелегко, так как наседка все время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув в стороны руки, а цыпленок, повторяя все движения наседки, прячется за нее. Игра заканчивается, когда коршун осалит цыпленка. Если игроков больше, то они все становятся цыплятами.

Правила: I. Игру начинать только по сигналу. 2. Коршун, осаливший цыпленка, становится на место наседки, наседка на место цыпленка, цыпленок становится коршуном. 3. Если цепочка разорвалась, то виновник разрыва становится коршуном.

2. Игры с элементами общеразвивающих элементов

1. Класс, смирно! (подготовительная и заключительная части урока, младший школьный возраст)

Играющие становятся в одну шеренгу. Учитель, стоя лицом к играющим, подает команды для выполнения общеразвивающих или строевых команд. Ученики должны их выполнять лишь в том случае, если учитель предварительно перед командой скажет слово "класс". Если слово "класс" он не произнесет, то реагировать на команду не надо.

Правила: 1. Допустивший ошибку делает шаг вперед и продолжает играть. 2. Выигрывает тот, кто останется на исходном положении или сделает наименьшее количество шагов вперед. 3. Игрок, не выполнивший команды с предварительным словом "класс", делает шаг вперед. 4. Игрок, пытавшийся выполнить команду без предварительного слова "класс", делает шаг вперед.

3. Игры с элементами метания (игры проводятся в основной части урока)

Стой! (младший и средний школьный возраст)

Игроки образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с маленьким мячом выходит на середину круга, сильно ударяет им о землю и называет чей-нибудь номер. (Если играющих мало, 2-3 ученика, то можно по именам). Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Выбранный номер, поймав мяч, кричит: "Стой!" Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит вновь: "Стой!" и старается осалить им кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим, играющие становятся в круг, и игра начинается сначала.

  1. По команде: "Стой"" никто не имеет права сходить с места.
  2. Пока водящий не взял мяч, играющие могут перемещаться по площадке как угодно.

2. Попади в мяч средний и старший школьный возраст)

Посредине площадки кладется волейбольный мяч. Играющие делятся на две команды и строятся в шеренги на противоположных сторонах площадки (или по одному игроку с каждой стороны). Желательно, чтобы между ними было расстояние 18-20м. Перед носками играющих проводится черта. Игроки получают по мячу для тенниса.

По сигналу игроки, не заходя за линию, метают малые мячи в волейбольный мяч, находящийся посредине площадки, стараясь откатить его к команде соперников за черту. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой.

  1. Бросают мячи по сигналу.
  2. При броске нельзя заступать черту.
  3. Если волейбольный мяч выскочит в сторону от играющих, его возвращают на прежнее место.
  4. Если малые мячи остаются в поле, за ними можно выбегать в поле и подбирать.

4. Игры для развития физических качеств (игры проводятся в конце подготовительной части урока, для среднего и старшего школьного возраста)

1. Сильная схватка (воспитание силы)

Играющие становятся друг к другу спиной и на вытянутых вверх руках, держат гимнастическую палку. По сигналу соперники, наклонясь вперед, стараются оторвать противника от земли.

Бег, волоча ногу - народная игра(развитие скоростно-силовых качеств, ловкости)

Участники делятся на две команды – “охотников” и “зверей”. Каждый “охотник” выбирает себе партнера из команды “зверей” и играет с ним до конца игры.

На площадке проводятся три параллельные линии: первая - старт для “охотников”; вторая - старт для “зверей”; третья - финиш. Расстояние между линиями зависит от подготовки играющих и размеров площадки. “Охотники” и “звери” принимают на старте исходное положение: упор присев, правая (левая) в сторону. По сигналу начинается бег (на руках и одной ноге, волоча вторую ногу) “охотников” и “зверей”. Каждый “охотник”, крича: “Лови! Догоняй!” стремится до финишной линии догнать своего партнера – “зверя” Непойманные “звери”, а также догнавшие своих “зверей” “охотники” считаются победителями. Проигравшие катают победителей на спине (условленное расстояние).

  1. Игроки, начавшие бег до сигнала, считаются проигравшими.
  2. Ловить можно только за линией финиша.
  3. Игрок, изменивший исходное положение во время бега, считается проигравшим.

В данную игру можно играть и вдвоем.

Минутка (заключительная часть урока; развитие быстроты, внимания)

Занимающиеся после интенсивной работы спокойно идут друг за другом. По сигналу преподавателя каждый игрок начинает отсчет времени. Ровно через одну минуту игроки должны остановиться. Преподаватель должен внимательно следить за секундомером и играющими. Когда все играющие остановятся, он указывает на тех, кто наиболее точно выполнил задание. Во время упражнения не следует обращать внимания на других занимающихся. Полагаться надо на собственное чувство времени.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЛИСА В КУРЯТНИКЕ (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила:

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты : Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

Лиса близко притаилась,

Лиса хвостиком прикрылась,

Лиса носом повела -

Разбегайтесь кто куда!

ЗАЙЦЫ И ВОЛК (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила:

Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.

Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Варианты : Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила:

Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».

Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты : Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

ПТИЧКИ И КОШКА (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

Правила:

Кошка ловит птичек только в кругу.

Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Варианты : Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

Коршун и наседка

Цель: развивать ловкость, координацию движений, умение работать в команде

Среди игроков по считалке выбираются коршун и наседка. Остальные дети встают друг за другом, держась за пояс. Наседка сидит в гнезде и следит за коршуном, а цыплята бегают, прыгают. Коршун расправляет крылья и летит за цыплятами, наседка громко зовет цыплят домой.

Коршун старается осалить игроков. Осаленные выходят из игры.

ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила:

Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Варианты : Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

КОШКА И МЫШКА (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.

Правила:

Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.

Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.

Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».

Варианты : Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.

ЛОШАДКИ (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

Описание: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.

Правила:

Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места. Варианты : Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.

КРОЛИКИ (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.

Описание: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.

Правила:

Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток.

Кролики возвращаются после сигнала воспитателя «Скорей в клетки!».

Варианты : В каждую клетку поставить скамеечку или стульчик по числу кроликов.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

Описание: Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель назначает другого водящего.

Правила:

Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»

Варианты : Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку или другой музыкальный инструмент.

ПОПАДИ МЕШОЧКОМ В КРУГ (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.

Описание: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!», все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.

Правила:

Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «Бросай!»

Поднимать по сигналу «Поднимите!».

Варианты : Вместо мешочков бросать шишки; разделить детей на подгруппы, каждая бросает в свой круг; увеличить расстояние.

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании в даль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.

Описание: Дети стоят вдоль стены. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 разных цветов. По слову воспитателя «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки!». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки.

Правила:

Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.

Варианты : Поставить ориентиры – кто дальше. Бросать шишки, мячики, копья.

САМОЛЕТЫ (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Правила:

Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».

По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).

Варианты : Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Правила:

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Варианты : Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей ВНИМАНИЕ, УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА И ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ СИГНАЛУ. Упражнять детей в беге, ходьбе.

Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.

Правила:

Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу.

Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

Варианты : Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.

ЛОХМАТЫЙ ПЕС (средняя группа)

Задачи: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Описание: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит:

«Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит – не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?» .

Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

Варианты : Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути собаки.

Медведь (средняя группа)

Цель: развитие скоростно-силовых способностей, внимания, выдержки.

Дети идут по кругу вокруг «спящего» Медведя.

Как-то мы в лесу гуляли

И медведя повстречали.

Он под елкою лежит,

Растянулся и храпит.

Мы вокруг него ходили,

Косолапого будили

«Ну-ка, Мишенька, вставай,

И быстрей нас догоняй!»

Дети разбегаются по залу, медведь ловит их.

Лягушки (средняя группа)

Цель: развитие прыжковых навыков, слухового внимания.

На площадке выкладывается канат в виде круга – это болото. Дети – лягушки, стоят за канатом.

Воспитатель: «Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Ква-ква, ква-ква,

Скачет, вытянувши ножки»

После этих слов все лягушки должны успеть впрыгнуть в «болото». Кто не успел – выходит из игры

Зайцы в лесу (средняя группа)

Цель: развивать скоростно-силовые способности, учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Играющие – зайцы сидят в «домиках» за линией. В другом конце зала «спит медведь»

Воспитатель произносит слова:

Маленькие домики в густом лесу стоят.

Маленькие зайчики в тех домиках сидят.

Выходите, зайчики, в лесочек погулять,

А медведь появится, вы спрячетесь опять.

Медведь: «Кто плясал, мне спать не давал?» Зайцы разбегаются врассыпную, водящий их догоняет.

Наш весёлый хоровод (средняя группа)

Цель: развитие скорости реакции, внимания, упражнение в дифференцировке полов

На полу лежат 2 обруча, в одном из них кукла, в другом – машинка. После слов воспитателя дети должны занять соответствующее место вокруг нужного обруча.

Наш веселый хоровод /идут по кругу, поворот и притопы

И танцует, и поет

Вокруг нас игрушки –

Куклы и зверюшки.

Есть машины, книги –

Поиграй, на выбор.

Здесь 2 обруча лежат

Для девчонок и ребят / хлопают

Думай, головка,

Подбегай к ним ловко.

Подарки (средняя группа)

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Поддерживать веселое настроение.

Ход игры: дети идут по кругу со словами:

Привезли мы вам подарки

Кто захочет, тот возьмет:

Вот вам кукла в платье ярком,

Конь, волчок и самолет.

Что тебе?

Ведущий стоит в середине круга и выбирает что-нибудь одно. Например: кукла. Все дети имитируют куклу, он выбирает ведущим того, у кого лучше получилось.

Тишина (средняя группа)

Цель: развивать умение действовать по сигналу, сохранять статическую позу.

Дети идут по залу, произнося слова:

Тишина у пруда

Не колышется вода

Не шумите, камыши,

Засыпайте, малыши!

Дети замирают в заранее оговоренной позе на 10-20 секунд. Победителем становится тот, кто не пошевелится до условного сигнала.

Вариант: После произнесенных слов дети приседают, а воспитатель, подходя к игрокам «будит» их. Дети стараются неслышно отойти в сторону

Шоферы

С одной стороны площадки два "гаража" (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 - 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для "автомобилей"; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом - машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети - "шоферы", поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети - шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разьезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя: "В гараж" машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети - шоферы, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое.

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ХИТРАЯ ЛИСА (старшая группа)

Задачи: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила:

Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты : Выбираются 2 лисы.

Совушка (старшая группа)

Цель: закрепление навыка правильной осанки, внимания.

Дети свободно располагаются в зале. После слов: «День наступает, всё оживает» они произвольно двигаются по залу. «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает» - дети останавливаются, принимают правильную осанку. Сова забирает к себе в дупло тех, кто стоит неправильно.


Как организовать и провести подвижную игру с детьми от 11 до 13 лет.

Подвижные игры для детей 11—13 лет носят более сложный по содержанию характер, что определяется возрастными изменениями растущего организма. Состояние большинства систем и функций организма характеризуется относительной стабильностью. Опорный, суставно-связочный аппарат позволяет выполнять упражнения, требующие большой подвижности в суставных сочленениях, поскольку формирование разнообразных тканей суставов еще не завершено. В этом возрасте мышечная система активно формируется. Силовые возможности еще невелики, что предопределяет необходимость достаточно тонко дозированной силовой нагрузки. Наиболее активно стабилизируется работа сердечно-сосудистой системы. Окрепшая сердечная мышца, высокая эластичность кровеносных сосудов обеспечивают энергичную трофику крови, питание тканей мышц. Все это позволяет применять в подвижных играх упражнения более интенсивного, но пока не длительного характера, поскольку, несмотря на явные признаки относительной развитости дыхательной системы, совершаемые ребенком акты пока еще не глубокого вдоха не могут обеспечить в полной мере энергетические запросы двигательной активности детей этого возраста.

В этом возрасте дети уже имеют опыт коллективных и командных игр. Игровое мышление ребенка приобретает аналитико-критический характер, развивается способность к абстрактному мышлению, что позволяет преподавателю предлагать детям преимущественно командные игры, более сложные по содержанию и правилам. Дети в этом возрасте стремятся проявить себя именно в коллективных действиях, в общем стремлении к достижению игровой цели.

Прогрессирующие физические возможности детей позволяют применять игры, содержащие краткие по времени статические и динамические напряжения с приемами внешнего сопротивления. В этот период дети достаточно осмысленно осваивают приемы тактических действий в игре, проявляют явно выраженную координированность, активно применяют вновь освоенные способы единоборства. Это позволяет преподавателю ставить перед играющими более сложные двигательные задачи, применять специально усложненные условия их выполнения. Детям этого возраста интересен не только результат игры, но и непосредственное участие в игре, в ходе которой представляется возможность проявить свою физическую подготовленность, остроту мышления.

У детей этого возраста достаточно популярны игры, требующие от играющих постоянного движения, перемещения по площадке. Подобные игры рекомендуется проводить по времени не более 12-15 минут во избежание функциональных перенапряжений.

Подвижные игры детей этого возраста должны отличаться большим разнообразием двигательных действий. Весьма целесообразно вводить в содержание игр бег с преодолением различных препятствий, в том числе и в виде «живых», представленных в удобных для преодоления позах партнеров, различного рода метание мячей, других предметов на дальность, в цель. Дети эмоционально воспринимают в играх динамичные упражнения комплексного характера, содержащие, к примеру, метание мяча во время бега, с падением, с последующим выполнением акробатического элемента, выполнение в эстафетах комплекса заданных движений частями тела в процессе перемещения. В играх для детей этого возраста можно использовать и полосы препятствий, содержащие элементы военных действий (метание в цель, ползания, переноска доступного по весу фуза и др.).

В период 10—13 лет дети активно взрослеют и стараются походить в действиях и поступках на взрослых. Тем не менее они в ходе игр внимательно относятся к советам партнеров, иногда в большей степени, чем к словам взрослых. В этих случаях для преподавателя вполне приемлемо применять прием влияния на определенного игрока через мнение коллектива. Дети этого возраста достаточно тонко относятся к ситуациям честного ведения игровой борьбы и к нечестным поступкам игроков другой команды. В этом возрасте важно поощрять признание ребенком совершенной ошибки и, безусловно, ограничивать воздействия наказанием.

Командные игры в этом возрасте содержат элементы популярных спортивных игр. Это, конечно, простые приемы, применяемые в футболе, к примеру, ведение мяча вокруг заданных ориентиров, простейшие формы дриблинга, метание мяча по типу вбрасывание из аута, несложные приемы, практикуемые в баскетболе.

Подвижным играм посвящается или все основная часть урока, или ее вторая часть. В первом случае подбирать игру следует таким образом, чтобы ее содержание способствовало решению основных задач урока. То есть средства игры должны быть разнообразными, с возможностью комплексного воздействия на системы и функции организма. Если игра проводится во второй половине основной части урока, то в ее первой части целесообразно при менять упражнения точностного характера, на тонкую координацию движений, или скоростно- силового характера. В качестве таких средств применяются упражнения гимнастики, акробатики, легкой атлетики. При изложении содержания игры требуется четкость рассказа, без многословности. При объяснении содержания игры и правил следует избегать употребления явно незнакомых детям понятий и терминов. Однако важно в этих случаях и целенаправленно осваивать с детьми сущность новых слов, вкрапливая в их рассказ и разъясняя значение. Дети достаточно остро воспринимают в этом возрасте качество судейства, которое, безусловно, зависит от подготовленности судьи и особенно из числа помощников. Поэтому важно ответственное отношение к их назначению и специальная предварительная судейская подготовка, организованная преподавателем.

Поделиться: