Мастер-класс «традиционные народные игры с музыкальным сопровождением. Физкультурное занятие в старшей группе «Зимняя ярмарка подвижных игр Народная игра растяпа описание

Татьяна Кандаурова






В феврале 2013года было проведено открытое физкультурное занятие для педагогов «Ярмарка подвижных игр». Это занятие познакомило детей с русскими традициями и народными играми, в которые играли дети в зимние праздники: Рождество, Святки, Масленица. Занятие было объединено одним игровым сюжетом-дети на волшебной карусели отправляются на ярмарочную площадь, где их встречают веселые скоморохи, которые предлагают поиграть в русские народные игры и посоревноваться в силе, быстроте и ловкости. Интересным для детей моментом была встреча с барыней-сударыней. Она предлагала на ярмарке сладости и вкусную выпечку. Каждый ребенок в конце занятия получил поощрительный приз и любимое лакомство.

Программные задачи:

в п\игре «Дед Мороз» закрепить бег врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать скорость и быстроту; совершенствовать навык метания в цель, развивать меткость и глазомер. В п\и «Люлька» продолжать обучать прыжкам с разбега, выполняя сильный толчок при отталкивании от пола и приземляясь на две ноги одновременно, развивать скоростно-силовые качества ребенка. В м\п игре «У Миланьи, у старушки….» закрепить согласованность движения со словами текста, развивать память, внимание. Продолжать оздоравливать детей, применяя массаж БАЗ. Воспитывать взаимовыручку, дружеские отношения.

Пособия и оборудование:

шапочки или костюмы скоморохов, платок, шапочка Деда Мороза, малые мячи или «снежки» из ваты, корзина, тонкий канат или веревка, карточки, карусель-зонт с лентами.

Ход занятия:

дети заходят в физкультурный зал и становятся полукругом.

Инструктор: На Руси народные праздники, народные гуляния занимали очень важное место в жизни людей. Наиболее яркими из них были зимние праздники: Рождество, Святки, Масленица. В эти дни на площадях проводились ярмарки. Ярмарки –это красочные гулянья. На Ярмарках можно было побаловать себя сладостями: пекли блины с вареньем, предлагали пряники, конфеты, баранки. Люди пели песни, водили хороводы. Ни одна ярмарка не обходилась без главных героев: скоморохов, шутов, повыдыря с бурым медведем, канатаходцев, жонглеров. Русский народ гордится своей силой и мужеством и очень любит различные шуточные состязания: бой с мешками, бег с ведрами с водой, перетягивание каната. Зимой-катание на санках, игры со снежками. Ребята, сегодня я предлагаю поиграть в русские народные игры, в которые играли взрослые и дети на ярмарочной площади. Встаньте по кругу в карусель и возьмите край ленты правой рукой. Под веселую музыку отправляемся на зимнюю ярмарку (звучит песня в исполнении В. Леонтьева «Ярмарка»)- дети бегут по кругу в одну сторону, затем по сигналу свистка выполняют поворот в другую сторону, меняя руку с лентой.

Малоподвижная игра «Карусель»

После игры карусель останавливается, появляются скоморохи.

Инструктор: Ребята, посмотрите, кто нас встречает на ярмарке.

Скоморохи: Здравствуйте дети!

Не хотите ль поиграть?

Свою удаль показать?

Дети: Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

1й скоморох: Познакомьтесь с нами дети.

Веселей нас нет на свете!

Мы –ребята скоморохи.

Мы не любим охи-вздохи!

2й скоморох: На балалайках мы играем,

Всех на праздник созываем

Горевать с тобой не будем,

А плясать сейчас мы будем

Дети тоже не отстанут,

Веселиться с нами станут!

Раз-два, раз-два, начинается игра!

Русская народная малоподвижная игра «Растяпа»

Дети идут под веселую русскую народную музыку врассыпную на носках, руки вверх (на пятках, руки на поясе; на внешней стороне стопы, руки за спиной и т. д.) Музыка замолкает, все дети стараются встать в пары (тройки, четверки). Ребенок, оставшийся один, выходит в центр круга. Дети говорят: «Раз, два, три растяпа-ты!» Игра повторяется.

2й скоморох: Так играть умеет всяк,

А умеет ли вот так?

Русская народная малоподвижная игра «У Миланьи, у старушки…» У Миланьи, у старушки- --дети идут по кругу, взявшись за руки, а водящий стоит Жили в маленькой избушке- --- в центре круга и придумывает движение, затем Семь сыновей, семь дочерей---останавливается.

С такими ушами---приставляют ладони к ушам.

С такими глазами--- показывают руками «очки»

С таким носом длинным и курносым---показывают руками «нос»

С такой головой--- соединяют руки над головой.

С такой бородой---показывают «бороду»

Ничего не ели---качают головой из стороны в сторону.

Ничего не пили.

На нее глядели---приставляют ладонь ко лбу.

И дружно делали вот так---показывает движение водящий, а дети отгадывают.

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет,

А против мерзлого окна,

Дыханьем дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана,

Стоит кудрявая береза.

Подвижная игра «Дед Мороз»

Выбирается Дед Мороз считалкой, встает в центр руга. Остальные игроки берутся за руки, передвигаются в одну сторону приговаривая.

Дед Мороз, дед Мороз

Через дуб перерос, прикатил подарков воз:

Морозы трескучие, снега сыпучие,

Ветры завьюженные, метели дружные.

Холод-стужу напустил. На реке мост намостил.

После этих слов дети разбегаются, а дед Мороз их ловит. До кого дотронется, тот считается замороженным и стоит неподвижно. Останавливается игра и подсчитывается количество пойманных. Пойманные себя размораживают-откупаются, берут «снежки» и бросают в цель (снежная баба, колпак, «снежные крепости»). Игра повторяется.

А да, дедушка Мороз

Много ты забав принес.

Но и для тебя сейчас.

Игра-загадка есть у нас.

Загадка: Зачерпнуло ветром белое крыло,

Нас с тобой кататься в море унесло. (лодка)

Русская народная подвижная игра «Лодочка»

Веревка или скакалку держат за края, но не делают ее полный оборот в воздухе, а лишь раскачивают над полом на высоте от 10-20см. Участники по одному разбегаются и перепрыгивают через раскачивающую веревку. Можно усложнить: перепрыгивать при прыжке веревку с разбега на одной ноге, с поворотом, парами. Допустивший ошибку, сменяет одного из держащих веревку.

Инструктор: На ярмарке люди покупали не только сладости, но и разные украшения, одежду, товары для дома.

Массаж БАЗ «Ай тари, тари, тари….»

Ай, тари, тари, тари ---растирают ладони.

Куплю Маше янтари---нажимают на каждый палец.

Останутся деньги---показывают «денежки».

Куплю Маше серьги---нажатие на мочки ушей.

Останутся пятаки -показывают «денежки»

Куплю Маше башмаки---гладят по ногам.

Останутся «грошки»---показывают «денежки»

Куплю Маше ложки---постукивание кулачками

Останутся полушки--

Куплю маше подушки---разводят руками в воздухе.

Выходит Барыня со сладостями на лотке:

Шутки, прибаутки, веселье!

У меня есть сладкое угощенье!

Конфетки медовые и очень даже леденцовые.

Дети с монетками подходят к Барыне и покупают конфеты, пряники, бублики.

Скоморохи:

Инцы-брынцы, балалайка,

Инцы-брынцы, поиграй-ка!

Инцы-брынцы, не хочу,

Инцы-брынцы в круг пойду!

Инструктор: Закончилась наша праздничная ярмарка, пора отправляться в путь домой. И перенесет нас в наш родной детский сад, волшебная карусель.

Звучит мелодия «Разноцветные ярмарки», дети «садятся на карусель», держась за ленты.

Раз, два, подхватили!

Три, четыре, раскрутили!

Пять, шесть, семь, восемь,

С карусели слезть просим!

Молодцы у нас ребята!

Сильные, умелые, дружные и смелые!

ИГРЫ

Игра "Дударь, дударь, дударище"

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый, старичище.

Его под колоду,

Его под сырую,

Его под гнилую.

Дударь, дударь, что болит?

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки, и поют песенку. В центре хоровода стоит "дударь". Пропев песенку, хором спрашивают у "дударя": Дударь, дударь, что болит?. "Дударь" отвечает: "Голова" (спина, уши и т.п.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное "больное место".

Игра " Золотые ворота"

Несколько детей берутся за руки, образуя круг. Остальные дети стоят цепочкой, держась за руки. Водящий стоит с краю, дети идут за ним в " ворота", которые сделали несколько детей. На последних словах руки детей опускаются, и кто-то оказывается пойманным в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока всех детей не переловят.

Золотые ворота,

Проходите, господа!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Игра "Растяпа"

1 группа детей на небольшом расстоянии друг от друга стоят кругом, 2 группа детей прячутся у них за спиной. Под звучание музыки 1 группа детей пляшут, как только музыка затихает, дети должны спрятаться за спины 2 группы детей. Включается ещё одного ребенка, который тоже будет прятаться за спиной стоящих участников, таким образом, кто-то другой останется "растяпой". Если участник становится "растяпой", первый раз ему кричат: "раз, два, три, растяпа-ты!". Если второй, то: раз, два, три, четыре, пять, растяпа ты опять!" Если третий, то "раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, растяпа ты совсем!".

Игра "Месим тесто".

Все берутся за руки и делают круг.

Месим, месим, месим, тесто!

Месим, месим, месим, тесто!

Месим, месим, месим, тесто!

(делая руками вращательные движения, все медлено сходятся в круг.)

Эй, дуйся пузырь,

Раздувайся большой.

Раздувайся боьшой,

Да не лопайся!

(круг медленно расходится, натягивая руки).

Участники сильно натягивают руки и круг разрывается, где разорвался, то эти участники становятся камочками и встают в центр круга. Игра продолжается.

Игра "Ткачиха"

Играющие делятся на две команды. Команды, взявшись за руки, встают друг напротив друга. Произнося текст сначала медленно, а потом, ускоряя темп, команды ритмично сходятся и расходятся. В это время один участник, "челночок", пробегает между расходящимися стенками,пока егоне поймают.

Я весёлая ткачиха,

Хорошо умею ткать,

Пич, поч, клёпа-клёп,

Хорошо умею ткать!

Игра "Горелки"

Участники встают парами, взявшись за руки, как в игре "Ручеёк". Лицом к ним, на небольшом расстоянии перед первой парой, стоит водящий с платком в руке. Поётся песня:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Выкриком: "раз, два, три беги!"

Последняя пара отпускает руки друг друга и бежит по разные стороны "ручейка", кто вперёд за платочком. Тот, кто схватил платочек, становится водящим, проигравший берёт бывшего водящего и встает с ним первой парой.

Игра "Заря-зарница"

Играющие участники встают в один круг.
Водящий («заря-заряница») ходит вне круга и прячет за своей спи­ной «ключи» - небольшой платочек с завязанным узелком.
Ходит вокруг «заря-заряница» и вместе со всеми приговари­вает:

Заря-заряница
Красная девица
По небу ходила
Ключи обронила
Месяц видел
Солнце скрало!

Водящий всегда пытается незаметно положить кому-ни­будь из игроков сзади «ключи».
Играющим строго запрещено оглядывать­ся и поворачивать голову.
Тот участник, кому подложили «клю­чи», сразу же быстро бежит за водящим и бьет его платочком, приго­варивая: «Не теряй ключей, не теряй ключей!»
Пойманный водящий встает в общий круг на его место, а «запят­навший» теперь становится «зарею».

Игра "Матрешка"

Дети двигаються по кругу, выбирается матрешка (у нее в руках матрешка) все ходят по кругу под песню:

" Шла матрешка по дорожке.

Потеряла две сережки.

Две сережки два кольца.

Целуй девка молодца."

Останавливается около любого ребенка, отдает ему матрешку и он становиться водящим.

Игра " Скоморох"

Выбирается скоморох, дети двигаються по кругу. Поется песня.

На следующей неделе приходит Масленица. В этом году зима отступила гораздо раньше, но это не повод Масленицу не праздновать, Зиму не провожать и Весну не встречать.

Так что давайте к ней подготовимся. Есть много хороводных игр, в которые играют наши дети с нами только на Масленицу. А играть здорово и интересно, когда слова знаешь. Итак…

Масленичные хороводные игры

Для этой игры нужна музыка (лучше гармонь).
Участников должно быть четное количество, плюс один «Растяпа». Участники делятся на пары и встают «двойным кругом»: сначала - один круг, каждый человек - лицом в центр круга, а в затылок за каждым из стоящих - еще по одному человеку, образуя, как бы, второй, «внешний» круг. В центре круга стоит «Растяпа». В начале игры все хором говорят, указывая на «Растяпу» пальцами:

Раз, два, три, растяпа - ты!
Затем играет гармошка и участники «внутреннего круга» начинают плясать, двигаясь по кругу, по часовой стрелке. «Растяпа» пляшет вместе со всеми. Участники «внешнего круга» стоят на месте и хлопают. В самый неожиданный момент гармонь замолкает, и все плясавшие должны быстро найти себе пару: встать в затылок за кем-нибудь из стоящих. «Растяпа» тоже ищет себе пару. В результате один человек остается без пары. Это - новый «Растяпа». Он выходит в центр круга, и ему кричат:

Раз, два, три, растяпа - ты!
Снова начинает играть гармошка, и теперь уже пляшут и ищут пару те, кто из «внешнего» круга перешел во «внутренний».
Если человек остался «Растяпой» второй раз, ему кричат:

Раз, два, три, четыре, пять, растяпа - ты опять!

Если остался и в третий раз, тогда так:
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, растяпа - ты совсем!

Игра «Растяпа» была взята на сайте Рождественки (кстати, там много игр, и можно послушать, как петь эти слова).

Все встают взявшись за руки в круг. В середине – «Дударь». Участники игры держатся за руки, идут по кругу и поют:

Дударь-дударь-дударище,
Старый-старый старичище,
Его во колоду, его во сырую, его во гнилую.
Затем круг хором спрашивает у «Дударя»:
– Дударь, дударь, что болит?

«Дударь» отвечает, одновременно показывая, на какую-либо часть своего тела, лица, что у него болит. Например: «Нога болит!» (при этом он берется за ногу там, где она «болит»)
В кругу повторяют с сожалением:
– Ой, нога болит!
После этого играющие, стоящие кругом, держась, как и «Дударь» за ту же ногу и в том же месте, где и он, начинают ходить по кругу вокруг «Дударя» и снова поют ту же песню. Игра продолжается до тех пор, пока «Дударю» не надоест. Тогда в тот момент, когда его спрашивают, что у него болит, он отвечает:
– Всё болит!
И после этих слов все бросаются врассыпную, а «Дударь» ловит кого-нибудь – тот и становится новым «Дударем».

Дядя Трифон
Все встают в круг, в середине остаётся ведущий, «Трифон». Участники игры держатся за руки, идут по кругу и поют:

Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели.
Разом делали вот так…

После слов «Разом делали вот так…» Трифон показывает какую-нибудь фигуру, позу. Все участники должны повторить показанную фигуру. Забавно, если в фигуре нужно задействовать соседа. «Трифон» смотрит на участников игры и выбирает лучшего. Занимает его место в кругу. Избранный становится новым Трифоном.

Анна Зайченкова

Задачи :

Образовательные :

Обогащать знания детей о русских народных играх, считалках, формировать представления о традициях, подвижных играх , национальном фольклоре русского народа, закреплять навыки в русских народных играх «Растяпа» , «Медведь и зайцы» , «Солнце и Луна» , «Гори-гори ясно!»

Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре, развивать чувство юмора, воображение, смекалку.

Развивающие :

Развивать ловкость, быстроту, выносливость; умение перевоплощаться, увертливость в беге, умение действовать по сигналу;

Развивать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении правил игры, умение быть отзывчивыми и доброжелательными в общении;

Упражнять в выполнении различных видов движений через игровые задания.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;

Закрепить знания детей о традициях народа;

Воспитывать патриотизм и любовь к своему народу;

Вызвать эмоциональное проявление радости;

Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры;

Формировать дружеские взаимоотношения

Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.

Оборудование :

костюм скомороха, мешочек для скомороха, маленький платок, шапочка медведя, карусель-зонт с лентами, полотно-парашют, 2 дуги, угощение для детей.

Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю поиграть в русские народные игры, в которые играли взрослые и дети на ярмарочной площади .

Вы любите играть, веселиться?

Значит, не против на нашей карусели прокатиться!

Карусель, карусель

Всех катает целый день :

Барышень, зверюшек,

Матрёшек и Петрушек.

Встаньте по кругу в карусель и возьмите край ленты правой рукой. Под веселую музыку отправляемся на зимнюю ярмарку .

Игра малой подвижности «Карусель»

(Дети бегут по кругу в одну сторону, затем по сигналу свистка выполняют поворот в другую сторону, меняя руку с лентой).

Детей встречает Скоморох.

Скоморох : Здравствуйте, дети!

Веселей меня нет на свете!

Я, ребята, Скоморох!

Не люблю я охи-вздохи!

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ .

Отворяют ворота,

Проходите, господа!

Глядите, не зевайте,

Рты не разевайте!

Не хотите ль поиграть?

Свою удаль показать?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Растяпа» .

Раз-два, раз-два, начинается игра!

Русская народная малоподвижная игра «Растяпа»

Дети идут под веселую русскую народную музыку врассыпную, руки на поясе. Музыка замолкает, все дети стараются встать в пары (тройки, четверки) . Ребенок, оставшийся один, выходит в центр круга. Дети говорят : «Раз, два, три растяпа - ты!» Игра повторяется.

Скоморох : - Хоть сума моя проста,

С виду, вроде бы, пуста.

(Скоморох достает из мешочка платочек) .

Подвижная игра «Гори-гори ясно!»

Выходи, честной народ, становись в хоровод!

(Дети становятся в круг, водящий стоит с платочком в кругу и под музыку бежит по кругу. Когда музыка перестает играть, водящий останавливается между двумя детьми и считает :

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

Пара после этих слов бежит по краям вперёд, кто быстрее возьмется за платок – встаёт с водящим. Оставшийся без платка становится следующим ведущим).

Скоморох : Ну-ка, Саша, подойди,

В сумку руку опусти!

(Ребенок достает из сумы шапочку медведя)

Играть продолжаем,

Игру новую начинаем.

Игра интересная,

Прямо скажу - расчудесная.

Медведя выбираем,

Игру «Медведь и зайцы» начинаем.

Прежде, чем начать играть,

Все : За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке – теремок!

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри!

Подвижная игра «Медведь и зайцы»

Из парашюта надо сделать «берлогу» , набросив его на стулья или другие предметы высотой 1метр. Ребенок-«медведь» сидит и дремлет в своей «берлоге» (под парашютом) . Дети-«зайцы» прыгают вокруг и дразнят его :

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь» , вылезая из «берлоги» , отвечает :

Я медком не угостился,

Вот на всех и рассердился.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаю всех гонять!

На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их в «берлогу» .

Скоморох : Хороша была игра

А теперь пришла пора

На ярмарке люди покупали не только сладости, но и разные украшения, одежду, товары для дома.

Массаж «Ай тари, тари, тари… .»

Ай, тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги -

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки -

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошки –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки. (растирают ладони)

(нажимают на каждый палец)

(показывают «денежки» )

(нажимают на мочки ушей)

(показывают «денежки» )

(гладят по ногам)

(показывают «денежки» )

(постукивают кулачками)

(показывают «денежки» )

(разводят руками в воздухе)

Скоморох : А ну, честной народ, становись в хоровод!

Сейчас мы поиграем в игру «Солнце и Луна» .

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Я куплю себе дуду

И по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди :

Мы играем, ты води.

Подвижная игра «Солнце и Луна»

(Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота» . Остальные игроки встают цепочкой и проходят под воротами. Игроки-ворота напевают :

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй – запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

В какой-то момент «ворота» резко опускаются и ловят игрока, оказавшегося под ними.

Игрока отводят в сторонку и тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать - «Солнца» или «Луны» . Когда тот выбрал, ему указывают соответствующего игрока и он встает позади «Солнца» или «Луны» . Далее игра продолжается пока все участники цепочки не будут пойманы и распределены по командам «Солнца» и «Луны» .

Скоморох : Расставаться нам пора!

Вспоминайте меня всегда!

За смех, за веселье

Всем вам угощение.

(Скоморох раздает детям угощение) .

Инцы-брынцы, балалайка,

Инцы-брынцы, поиграй-ка!

Инцы-брынцы, не хочу,

Инцы-брынцы в круг пойду!

Скоморох : Закончилась наша праздничная ярмарка , пора отправляться в путь домой. А перенесет Вас обратно в детский сад наша волшебная карусель.

(Дети «садятся на карусель» , держась за ленты)

Воспитатель : Раз, два, подхватили!

Три, четыре, раскрутили!

Пять, шесть, семь, восемь,

С карусели слезть просим!

Молодцы у нас ребята!

Сильные, умелые, дружные и смелые!

Игры, в которые играют люди [Психология человеческих взаимоотношений] Берн Эрик

3. «Растяпа»

3. «Растяпа»

Тезис. Типичные варианты «Растяпы» таковы.

1У. Уайт проливает коктейль на вечернее платье хозяйки.

1Б. Блэк вначале испытывает гнев, но чувствует (иногда очень смутно), что если проявит его, Уайт выиграет. Поэтому Блэк берет себя в руки и тем самым приобретает иллюзию своего выигрыша.

2У. Уайт говорит: «Простите».

2Б. Блэк шепчет или выкрикивает слова прощения, укрепляя иллюзию своей победы.

3У. Уайт продолжает причинять ущерб собственности Блэка. Он ломает вещи, проливает напитки и причиняет всякие другие неприятности. После того как ему удается прожечь сигаретой скатерть, порвать ножкой стула кружева, вывалить жаркое на ковер, Ребенок Уайта испытывает радостное возбуждение, потому что прекрасно провел время и получил прощение за все свои выходки. А Блэк тоже испытывает удовлетворение: ведь он показал, что умеет мужественно сдерживаться. Таким образом, оба они извлекли выгоду из неприятной ситуации, и Блэк совсем не обязательно будет стремиться прекратить знакомство с Уайтом.

Как и в большинстве игр, Уайт, который делает первый ход, получает свое при любом исходе. Если Блэк проявит гнев, Уайт считает оправданным свой гневный негодующий ответ. Если Блэк сдержится, Уайт может свободно наслаждаться предоставленными возможностями. Но истинное вознаграждение, получаемое в результате этой игры, заключается не в удовольствии от произведенных разрушений, которое для Уайта является дополнительным преимуществом, а в том, что он получает прощение. Это ведет непосредственно к антитезису.

Антитезис. «Антирастяпа» заключается в том, чтобы не давать требуемое прощение. После того как Уайт произносит свое «Простите», Блэк отвечает не «Все в порядке», как ожидает Уайт, а говорит: «Можете сегодня приводить в смущение мою жену, ломать мебель и рвать ковер, только не извиняйтесь». В этом случае Блэк переключается с роли прощающего Родителя на роль объективного Взрослого, который принимает на себя всю ответственность за то, что пригласил Уайта.

Из ответа Уайта станет ясно, насколько далеко он готов зайти в игре. Его реакция может быть весьма несдержанной. Играющий «Антирастяпу» рискует нарваться на неприятности или приобрести врага.

Дети играют в «Растяпу» в неполном варианте: они не уверены в том, что получат прощение, но наслаждаются проказами. Но, вырастая и привыкая жить в обществе, они могут воспользоваться своими умениями, чтобы получить прощение, - а это и есть главная цель игры в том виде, в каком она существует у взрослых и хорошо воспитанных людей.

Анализ

Тезис. Я могу причинить неприятности, и все же меня простят.

Цель . Получение прощения.

Роли. Агрессор, Жертва.

Динамика. Анальная агрессия.

Примеры. 1. Дети с разрушительными наклонностями. 2. Неловкий гость.

Социальная парадигма. Взрослый - Взрослый.

Взрослый: «Поскольку я вежлив, тебе тоже придется быть вежливым».

Взрослый: «Все в порядке. Я тебя прощаю».

Психологическая парадигма. Ребенок - Родитель.

Ребенок: «Ты должен прощать то, что происходит случайно».

Родитель: «Ты прав. Я должен показать тебе, что такое хорошие манеры».

Ходы. 1. Провокация - возмущение. 2. Извинение - прощение.

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая - удовольствие от устраиваемых беспорядков. 2. Внешняя психологическая - возможность избежать наказания. 3. Внутренняя социальная - «Растяпа». 4. Внешняя социальная - «Растяпа». 5. Биологическая - провокационные и ласковые поглаживания. 6. Экзистенциальная - я ни в чем не виноват.

Поделиться: