Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе. Сюжетно-ролевая игра "путешествие в лес" Сюжетно ролевая игра кругосветное путешествие
Конспект сюжетно-ролевой игры
« Путешествие в лес »
Акимова Маргарита Анатольевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ№77 «Теремок»
г. Набережные Челны
Возрастная группа : средняя
Задачи:
Развивающие:
развивать интерес к общему замыслу игрового сюжета, умение действовать согласовано;
развивать и обогащать игровые действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;
формировать коммуникативные навыки при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогов.
Воспитательные:
воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.
Обучающие:
обучать игровым взаимодействиям в подгрупповой игре, умению строить сюжет 3 – 4 смысловых эпизодов.
Предполагаемый результат :
Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий.
Формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры.
Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.
Виды деятельности : игровая, театральная, музыкальная.
Индивидуальная работа : помочь детям раскрыть свои способности- Саша, Милана.
Предварительная работа : беседы о профессиях врача, медсестры, фармацевта, водителя; экскурсия в медкабинет; рассматривание иллюстраций; просмотр слайдов. Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?», К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной».
Оборудование:
Игрушки – звери;
Макеты деревьев;
Атрибуты к играм ветлечебница, аптека;
3 белых халата, 3 шапочки;
Руль;
Сюрпризный момент (корзинка с яблоками),грибочки «Чокопай»;
Магнитофон с записями песни «Веселые путешественники», веселая музыка для физкультминутки;
Звуковое письмо;
Голубь (оригами);
Интерьер комнаты;
Строительный материал;
деньги (бумажные).
Ход:
В группу под музыку влетает почтовый голубь, он приносит детям звуковое письмо от лесных жителей (звучит фонограмма письма).
В.- Дети, а вы хотите помочь лесным зверушкам? (ответы детей).
В. - На чем можно добраться до леса? (ответы детей).
Воспитатель подводит детей к выбору транспортного средства (нас много поэтому лучше всего ехать на автобусе).
Дети самостоятельно выбирают водителя из числа мальчиков (считалкой).
Водитель предлагает занять места в автобусе.
Воспитатель читает стихотворение:
Качу-лечу во весь опор
Я сам шофер, я сам мотор!
Нажимаю на педаль
И автобус мчится вдаль.
В.- И так поехали (звучит песенка «Веселых путешественников»).
В.- Вот мы и приехали в лес. Водитель предлагает всем выйти.
Под макетами деревьев дети видят зверей, обращают внимание на белку, она выглядывает из дупла.
Белка - Я, белочка, живу в лесу и орешки я грызу, но припасов не осталось, я их спрятала в лесу. А найти их не могу.
В.- Дети давайте поможем белочке отыскать припасы и устроим для зверей «Лесную столовую».
Д/и «Съедобное - не съедобное».
Дети ходят по группе, находят грибы, ягоды, орехи.
Накрывают на поляне стол для зверей.
Белка благодарит детей и угощает их грибочками «Чокопай» (фото на память).
Воспитатель обращает внимание детей на зайчика, который плачет под кустом.
Зайчик - Меня лиса выгнала из домика и теперь мне негде жить.
В.- А как мы можем ему помочь? (ответы детей).
В.- Давайте построим дом для лисы. Из чего его можно построить? (ответы детей).
Дети строят из крупного строителя дом для лисы и обставляют его предметами интерьера.
В.- Давайте скажем лисе:- лиса выходи и на домик погляди.
Воспитатель включает музыку, лиса выходит и танцует вместе с детьми (физкультминутка).
В.- Дети на опушке леса я видела «Ветлечебницу», давайте отведем туда мишку.
Дети идут в клинику, там сидят в очереди звери, воспитатель предлагает детям взять себе любую зверушку, чтобы они не боялись зайти к врачу(роль врача воспитатель берет на себя). Врач осматривает их, выслушивает жалобы, назначает лечение. Медсестру выбирают по считалке(девочки). Медсестра выписывает рецепт на лекарства. С рецептами дети идут в «Лесную аптеку», покупают там нужные лекарства.
Возвращаются на лесную полянку и лечат лесных зверей.
В - Теперь все звери снова здоровы и они хотят отблагодарить вас за помощь.
Ежик дарит детям корзинку с яблоками. Дети их благодарят.
В. - А теперь нам пора прощаться с лесными зверушками и возвращаться в детский сад. Водитель предлагает занять места в автобусе.
Воспитатель анализирует игру: Где мы были? С кем повстречались? Кому помогли? Что больше всего понравилось? Дети выходят из автобуса, моют руки. Воспитатель раздает угощение.
Список использованной литературы:
1 . Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с. - (Дошкольное воспитание и развитие);
3. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова – Ростов на/Дону: Феникс, 2010.
Оксана Гладышева
Кругосветное путешествие. Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно - ролевая игра
«Кругосветное путешествие »
Цель. Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в едино игровой сюжет .
Задачи :
Закреплять умение детей брать на себя роль и выполнять действия в соответствии с этой ролью;
Формировать умение трансформировать полученные знания в игровые действия;
Развивать навыки социального партнерства;
Развивать психические процессы : творческое воображение и фантазию, внимание, память, мышление;
- Развивать речь детей : обогащать словарный запас, умение вести ролевой диалог;
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку;
Создать у детей эмоционально положительное настроение.
Предварительная работа :
Беседа по лексическим темам : профессии, транспорт;
Чтение художественной литературы по темам : С. Сахарного «Самый лучший пароход» , К. Чуковского «Доктор Айболит» , В. Сутеева «Короаблик»
Просмотр мультфильмов «Капитан Врунгель» , «Кораблик» , «Степа моряк»
Рассматривание иллюстраций и картин по тематике
Обыгрывание отдельных сюжетов
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Больница» , «Магазин» , «Корабль»
Изготовление коллажа по теме : Путешественники .
Работа с родителями :
Домашний просмотр фильмов морская тематика
Понаблюдать с детьми за работой продавца, доктора, кассира
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм .
Ход игры.
1часть : (дети заняты самостоятельной игровой деятельностью, у воспитателя звонит телефон, отвечает на вопрос)
Да это детский сад
Группа «Жаворонки»
- «Путешествие » …
Вы приглашаете нас, отправится в кругосветное путешествие ?
Сейчас посоветуюсь
Ребята вы хотите отправиться в путешествие ?
Ну что ж, тогда собираемся в путь, берем все, что понадобится в дороге
(дети могут наряжаться, брать разные предметы, но при этом, должны объяснить для чего они взяли ту или иную веешь)
На каком транспорте мы будем путешествовать ? ведь дорога дальняя
(ответы детей, лучше остановиться на корабле)
А где же нам его взять?
(можно построить, нарисовать, если есть готовый использовать его)
Смотрите, у нас есть корабль! но нет капитана.
Сможем сами справиться?
2 часть : (распределение ролей)
Тогда капитаном буду я! Так как самая большая и много знаю
Мне нужен помощник капитан, который будет управлять кораблем.
Матрос, можно два, они должны следить за кораблем, исполнять приказы капитана, и не забывать про удобство пассажиров
Нужен кассир, для того чтобы приобрести билеты на корабль
Контроллер, который будет проверять билеты, и пропускать пассажиров на судно
Нам нужен врач, следить за здоровьем путешественников
Так же нужен продавец, где мы могли бы приобрести товар
А еще, нам нужны пассажиры
Ну что ж, роли распределены, тогда давайте собираться в путь!
3 часть : (покупка продуктов в дорогу «магазин» )
Покупаем самое необходимое, что может понадобиться в пути
Все готовы? идем покупать в кассу билеты
4 часть : (покупка билетов «кассир» )
При покупке билетов вы должны назвать любые предметы, которые имеют круглую форму (яблоко, мяч, солнце, колесо)
Билетами будут служить разрезные карточки, кассир выдает детям, при правильном ответе
Все приобретают билеты, и дружно шагают к кораблю.
5 часть : (проверка билетов «контролер» )
Игра «Найди пару» дети становятся парами, только в том случае если совпали картинки (контролер проверяет совпадение картинок, и пропускает на корабль)
6 часть : (Посадка пассажиров «матрос» «капитан» )
Капитан дает команду :
Подготовить корабль к отплытию (осмотр корабля)
Рассадить пассажиров (кому надо подставляет стулья)
Все на борту, всем хватило места, тогда в путь (корабль зашумел, приступил к движению)
Поднять якоря
Право руля, лево руля, так держать (и т. д.)
7 часть : (путешествие )
Дети плывут и поют песню «Мы едим, едим, едим в далекие края…»
(внезапно в корабле появляется вода)
Ребята у нас беда, пробоина в корабле, наш корабль наткнулся на скалу
Вода заполняет наше судно, что делать?
Вычерпываем воду (тем, что есть в руках или руками)
Корабль тонет,
Смотрим налево, направо, ищем остров
- Матрос : вдали виднеется остров, плывем туда
- Капитан : всем покинуть корабль
- Матрос : всем за борт
Пассажиры покидают корабль, ныряют в море
Помогают друг другу плыть, чтоб ни кто не попал в беду и не утонул
Люди тонут, помогите им выплыть на берег
8 часть : (остров «больница» )
Ребята, кто пострадал, кому нужна помощь?
На них напала акула, они нуждаются в перевязке
Где наш доктор (доктор раскладывает больничку, и оказывает первую помощь пострадавшим)
Пожалейте друг друга, все позади (дети обнимаются, жалеют друг друга)
Мы спасены, Ура!
Что-то я проголодался, вы хотите кушать?
Капитан с матросом идут за дровами, будут разжигать костер (строят кострище)
Девочки готовят еду, и накрывают стол (дети усаживаются в круг и кушают )
Смотрите, уже темнеет, стало холодать
Джунгли ночью опасны, здесь бродит много зверей, дождь скоро пойдет
Пора строить шалаш, чтобы переночевать
9 часть : (постройка шалаша)
Дети предлагают из чего можно построить шалаш, нужно рассмотреть все варианты предложенные детьми, например :
Давайте сдвинем столы, и накроем пеленками, чтобы дождь не замочил нас
А девочки найдут, на чем спать, ведь земля холодная (несут с кукольного уголка матрасики)
Залазим в шалаш, начинается дождь (дети беседуют)
Пора спать, а завтра мы подумаем, как добраться до дому….
Сюжетно - ролевая игра в старшем дошкольном возрасте.
Разработала воспитатель Слесарева Екатерина Михайловна.
Тема: "Путешествие."
Цель: 1. Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет и изменять игровую роль в ходе развёртывания сюжета. Активизировать речевое взаимодействие детей в игре; формировать умение совместно строить сюжет.
2. Продолжать формировать нормы и ценности, принятые в обществе. Продолжать развивать навыки общения и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
3. Расширять представление о труде машиниста пассажирского поезда, туроператора, экскурсовода и о работе туристического агентства. Закрепить и обобщить представления детей о труде взрослых. Воспитывать уважительное отношения к труду взрослых.
4. Вызвать у дошкольников интерес к познаниям по достопримечательностями города Санкт-Петербурга.
Игровой материал: вывеска "Туристическое агенство", компьютер, телефоны, автобус,карта, буклеты, билеты, мягкие модули, игрушки заместители, фрагменты костюмов машиниста, проводника, турагента (бейджик, косынка), туриста(рюкзак, фотоаппарат, телефон, видеокамера), сувениры(магнитики, открытку, статуэтки), деньги,кредитные карты, журналы.
Подготовка к игре: экскурсия в туристическое агентство; рассматривание иллюстраций с изображением пассажирского поезда, машиниста поезда, проводника; беседа о труде туроператора, экскурсовода, машиниста поезда, проводника; подвижная игра "Поезд", дидактические игры "Едем, плывём, летим", "Кому, что нужно", " Профессии"; рассматривание фотоиллюстраций о Санкт-Петербурге; беседа о Санкт-Петербурге -северной столице нашей Родины; ручной труд: изготовление паспортов, муляжей телефонов, денежные купюры, буклетов, вывески "Туристическое агентство" ; чтение художественной литературы " Пётр 1 Великий" Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова "Великие путешественники" М. Зощенко.
Игровые роли: туроператор (турагент) ,туристы, экскурсовод, машинист поезда, проводник, парикмахер, продавец, официант.
Руководство игрой:
1) Создание игровой ситуации-эпизод №1 (Туристическое агентство). Выношу цветные буклеты путешествий, беседую с детьми о их назначении: -Ребята, я вчера разбирала старые книги и нашла вот такие интересные книжки (показываю). Как вы думаете, для чего они нужны и где их можно взять?(ответы, рассуждения детей). Воспитатель мечтательно: " Да, как замечательно было бы съездить в какое-нибудь путешествие...жалко, что у нас нет такого замечательного туристического агенства.(Пауза. Возможно, что дети сами предложат создать такое туристическое агенство, если дети не сделают, то: -Ребята, а давайте-ка вместе с вами огранизуем такое туристическое агенство. Помните мы с вами ходили на экскурсию. Что нам для этого нужно? (дети перечисляют, что необходимо). Где нам можно разместить наше агенство?(Дети выбирают место и достают коробку путешественника). - Молодцы, я тоже думаю, что здесь будет очень удобно. Здесь есть стол, карта, кресло, диванчик, вывеску можно повесить вот здесь.
Я думаю, клиентам будет удобно комфортно. - Ребята, как вы думаете, а кто такие "клиенты"? (Ответы детей: Туристы-люди, которые собираются в путешествие). - Ребята, а кто работает в туристическом агенстве? (Ответы детей: туроператоры, турагенты, директор, менеджер по туризму...) - Чем занимаются турагенты? (Ответы детей: предлагают место путешествия: путёвки, показывают маршрут на карте, рекламируют выбранный маршрут, заказывают билеты, отели, организуют встречи, проводы туристов и экскурсии...) - Сегодня, туроператором буду я, а вы будете клиентами-туристами? (Одеваю бейджик, дети берут рюкзаки).
Здравствуйте, проходите пожалуйста. Устраивайтесь поудобнее.Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? (ответы детей). - На сегодняшний день, я могу вам предложить горящие путёвки, на один день в Санкт-Петербург. Познакомьтесь. (Раздаю буклеты города Санкт-Петербурга). - Вы согласны посетить северную столицу России? (ответы детей). - А на каком транспорте вы бы хотели отправиться в путешествие?(ответы детей: на автобусе, поезде, самолёте...). - Хорошо! Сейчас мы посмотрим какие билеты есть в наличии. К сожелению на автобус и самолёт билетов нет. Есть только на поезд Троицк-Санк-Петербург, 8 марта в 15:00, стоимость билета... рублей. Вы согласны?
Общая стоимость путёвки... рублей, как вы будете оплачивать наличным расчётом или кредитной картой? Для оформления путёвки мне необходим ваш паспорт. - Вот, пожалуйста (раздаю буклеты и билеты).Напоминаю, что поезд отправляется 8 марта в 15:00, ваш вагон №1 места указаны в билете. Не забудьте собрать необходимые вещи и просьба не опаздывать. Приятного путешествия!
2) Создание игровой ситуации-эпизод №2 (Поезд). Вещи мы собрали, билеты на руках (воспитатель оглядывается вокруг). В Санкт-Петербург мы поедем на поезде, а поезда-то у нас нет... Интересно, где же нам взять поезд? (подвожу детей к решению построить поезд, определяем место поезда и начинаем строить). Молодцы! Поезда нас ждёт. А кто же будет машинистом поезда? (предложения детей). Да, согласна с вами. Саша, действительно очень ответственный и внимательный. А кто будет проводником?(предложения детей). Соглашусь с вами, Настя добрая и заботливая. А мы с вами будем пассажирами. - Наш поезд готовится в путь. Внимание, внимание начинается посадка на поезд Троицк - Санкт-Петербург. Уважаемые пассажиры! Не забывайте свои вещи на вокзале! (Ребёнок-проводник проверяет билеты; объявляет, когда отправляется поезд и названия станций.)
Воспитатель показывает образец общения:
Уважаемый проводник, вот мой паспорт и билет. (По ходу игры создать ситуацию обращения к проводнику: чай, журналы. Проводник объявляет конечную станцию: город Санкт-Петербург. Напоминает пассажирам о том, чтобы не забывали свои вещи и прощается).
3) Создание игровой ситуации-эпизод №3 (Экскурсия по городу Санкт-Петербург). Воспитатель-экскурсовод встречает гостей-туристов у поезда:
Здравствуйте, уважаемые туристы! Я ваш экскурсовод Екатерина Михайловна, рада вас приветствовать в нашем городе Санкт-Петербург. Я вас приглашаю совершить по нашему красивому городу прогулку. (просматриваем слайды города):
1 слайд. - Это памятник Петру 1. Он основался Санкт-Петербург. В прошлом году городу исполнилось 310 лет.
Пётр на вздыбленном коне,
На могучем скакуне.
Весь - движенье и полёт
За собою Русь ведёт.
Памятник имеет и другое название "Медный всадник".
2 слайд. -А теперь мы с вами пройдёмся по набережной реки Невы. Название реки произошло от финского слова и означает "болото". Река Нева протекает по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга. По реке можно прокатиться на лодках, катерах, речных трамвайчиках. На реке Неве разбит порт для разных морских судов: грузовых, пассажирских. Посмотрите какой легендарный военный корабль пришвартован к берегу реки Нева. Он называется крейсер "Аврора".
3 слайд. -Наш город знаменит большим количеством мостов. Всего их 324.
Летом городу не спится:
Белой ночи сказка длится
И спешишь увидеть ты,
Как разводятся мосты.
Мосты не обычные, а разводные. Зимой, пока река Нева скована льдом, мосты неподвижны. Проводится ремонт, а в тёплое время корабли могут проходить по Неве, но только с 2 часов ночи и до 5 часов утра, в это время разводятся мосты.
4 слайд. - А теперь я вас приглашаю в наш летний сад. Я предлагаю вам присесть на скамеечки полюбоваться скульптурами, бедекой (Слайд парка).
5 слайд. - Это памятник Ивана Крылова.Вы знаете кем был Иван Крылов? (Ответы детей). Верно он писал басни, в руке у него перо и тетрадь. А вы знаете его басни? (Ответы детей). Посмотрите внимательно на пьедестале скульптуры изображены животные, о которых он писал. Есть тут и мартышка, и лев...
6 слайд. - А ещё Санкт-Петербург изветен своими фонтанами. Пётр 1 очень любил море и фонтаны, как символ победы над морской стихией. До Петра 1 люди не знали, что такое фонтаны. Пётр 1 назвал фонтаны "водяными игрищами". Сезон фонтанов открывается в апреле месяце. Полюбуйтесь красотой поющих, цветных фантанов.
7 слайд. - А теперь мы с вами погуляем по Невскому проспекту - это главная улица Санкт-Петербурга. На Невском проспекте находятся 240 зданий.
8 слайд. - Сейчас мы с вами подошли к монетному двору. Здесь чеканят монеты, медали. У нас в стране 2 монетных двора: Московский и Санкт-Петербургский, чтобы узнать на каком дворе изготовили монету надо посмотреть на клеймо под правой лапой орла. Если первые буквы СП - эта монета изготовлена на Санкт-Петербургском монетном дворе, а если первая буква М - то Московский монетный двор.
9 слайд. - В Санкт-Петербурге-очень много львов. Они охраняют город - стоя, сидя, отдыхают. Скульптуры львов являются символами могущества, военной доблести, принадлежности к царской семье. Пётр 1, когда строил город очень хотел, чтобы Санкт-Петербург был сильным, славным городом, поэтому он указала, чтобы в городе установили как можно больше скульптур львов. Их делали из камня, меди, чугуна, бетона... Львов устанавливают до сих пор и никто не смог сосчитать их точно. Посмотрите, какая уникальная ограда, представляющая собой скульптуры 29-ти одинаковых львов, держащих в зубах тяжёлые чугунные цепи. Во дворе детской академии художеств находятся изумительные львы- пестры и весёлые! Их разукрашивали дети.
10 слайд. - Гуляя по Невскому проспекту, мы увидели много удивительных мест. Среди вас есть сладкоежки? Сейчас мы с вами зайдём в музей-шоколада. Вот, где действительно раздолье сладкоежкам! Ведь это не только музей, где можно любоваться экспонатами, но и магазин, понравившийся экспонат можно купить и даже попробовать. Посмотрите на полках разместились раскошные сладости в образе зверюшек, игрушек, шахматных фигурок, кукол. Здесь можно выбрать подарок и взрослому, и ребёнку. Я предлагаю вам выбрать и купить себе сувенир на память. (Дети покупают сувенир-шоколад).
Уважаемые туристы, прогулка наша подошла к концу. Но у вас ещё осталось свободное время до поезда, можете прогуляться по магазинам и приобрести сувениры на память или посетить "Салон Красоты" и сделать причёску у столичных стилистов, или перекусить в кафе. Пожалуйста, не опаздывайте на поезд. Он отправляется в 18:00. (Дети расходятся по зонам, продолжают игру самостоятельно, объеденившись в микрогруппы по 2-3 ребёнка. Воспитатель ноблюдает за игрой).