Подвижные игры на уроках физической культуре. Подвижные игры в начальных классах Игра конники спортсмены

Закрепить технику высокого старта, бега по дистанции и способствовать развитию скоростных качеств. Средства. Игра "Воробьи-вороны» (см. урок 4). Специальные беговые упражнения (бег с захлестом голени назад; бег с высоким подниманием бедра; бег с высокого старта через набивные мячи (кочки).

Игра "Вызов номеров». Игроки строятся колоннами перед стойками, расположенными в 15-20 м, и рассчитываются по порядку. Учитель громко называет какой-либо номер, и эти номера команд бегут к стойке, обегают ее и возвращаются на свои места. Команда, чей игрок первым пересечет финишную линию, проведенную в четырех шагах перед колоннами, получает выигрышное очко.

Для совершенствования техники бега целесообразнее, если игроки бегут только вперед (без поворота); но для этого линия финиша перед командами должна быть в 10-20 м, и за ней необходимо предусмотреть место для окончания бега (для движения по инерции).


ПЛАН – КОНСПЕКТ

Урок 6. Разминка. Медленный бег до 2 мин. 06щеразвивающие упражнения в строю. Специальные беговые упражнения.

Задачи. 1. Провести бег на 30 м на время. Бегут по трое, с высокого старта. Предусмотреть, чтобы ученики бежали каждый по своей дорожке (прямой). Перед линией финиша не тормозить, а пробегать ее

2. Закрепить технику метания мяча. Средства См. урок 5.

Игра "Снайперы». Играющие встают в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера составляют одну команду, вторые - другую. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга - команда. Игрокам одной из команд дают по малому мячу. Впереди шеренги на расстоянии 6 м от линии метания и параллельно ей ставят в ряд, с промежутком в 1-2 шага, 10 городков: 5 - одного цвета и 5 - другого цвета, вперемежку. Каждой команде присваивают городки определенного цвета. По сигналу учителя команды по очереди (залпом, все играющие одновременно) метают мячи в городки. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигают на шаг дальше. Сбитый городок, принадлежащий другой команде, переставляют на шаг ближе Команда, сумевшая за время игры дальше отодвинуть свои цели, выигрывает (учитывают общее количество шагов, на которое отодвинуты свои городки).

Правила: после того как мячи брошены, сбитые городки ставят на новые места; брошенные мячи собирают игроки другой команды после того как сбитые городки поставлены на новые места. Для поднимания и расстановки сбитых городков назначают одного из играющих.

3. Способствовать развитию скоростно-силовых качеств. Средства. Прыжки с продвижением вперед на одной и обеих ногах Многоразовые прыжки (тройной, пятерной) с одной ноги на другую

4 Совершенствовать технику высокого старта и способствовать развитию скоростных качеств

Игра «Линейная эстафета» Учитель составляет из учеников, в зависимости от их числа, две, три, четыре команды Команды строятся в колонны по одному на расстоянии 2-3 м одна от другой По сигналу учителя первые игроки каждой команды пробегают, начиная бег с высокого старта, заранее установленную дистанцию, возвращаются и хлопают по плечу следующего игрока своей команды и т д Пробежавшие дистанцию игроки опять встают в колонну по одному Побеждает команда, первой занявшая исходное положение

ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока по легкой атлетике во втором классе

Дата проведения ________________

Урок 7. Разминка Игра «Салки» Общеразвива-ющие упражнения в строю

Задачи 1 Провести упражнения на результат по наклону туловища сидя на полу (на определение гибкости) Для выполнения упражнения учеников вызывать по ходу игры «Метко в цель»

2 Совершенствовать технику метания мяча Средства Напомнить технику метания мяча с места способом «из-за головы через плечо» из и п стоя лицом в направлении метания, левая нога впереди, правая рука с мячом над головой (рассказ, показ)

Игра «Кто точнее?» Класс делится на группы (по две мальчиков и девочек) в зависимости от количества мишеней, нарисованных на стене Команды строятся в колонны по одному за линией в 5-10 м от стены На стене перед командами нарисованы мишени, каждая из которых представляет собой квадрат 80 х 80 см, внутри которого расположен круг диаметром 50 см По сигналу игроки бросают по очереди мяч в цель Попадание в квадрат - 1 очко, в круг - 2 очка Побеждает ученик, набравший больше всех очков по истечении 3-5 мин игрового времени Метание мяча выполнять, строго следуя очередности

Игра «Снайперы» (см урок 6) Игру проводят после бега на 1000 м

Провести бег на 1000 м, фиксируя время преодоления дистанции Отметку выставляют за умение бежать по дистанции в ровном темпе и без остановки

ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока по легкой атлетике во втором классе

Дата проведения ________________

Урок 8. Разминка Медленный бег до 2 мин 06-щеразвивающие упражнения с малыми мячами (после них повторить подводящие упражнения для овладения метанием мяча - см урок 5)

Задачи 1 Провести метание мяча с места способом «из-за головы через плечо» на технику выполнения - держание и выбрасывание мяча Учет качества выполнения упражнения производить по ходу игры «Кто точнее?» (см урок 7)

Игра «Снайперы» (см урок 6)

2 Учить технике прыжка в длину с разбега (отталкивание одной ногой с приземлением на обе ноги) Средства Упражнения а) Выполнять фронтально И п - стоя на левой ноге, правую отвести назад на носок Махом прыжок на полшага вперед с приземлением на обе ноги, мягко присесть, сохраняя равновесие, то же, отталкиваясь правой ногой б) Выполнять фронтально И п - ос Начиная с левой ноги, сделать три шага вперед (на три счета), вместо четвертого шага - прыжок с приземлением на обе ноги в) Выполнять поточно Прыжки по кочкам На каждой стороне площадки разложить (нарисовать) по три круга и одному квадрату - кочки, расстояние между ними 40-50 см Проходя в колонне по одному в обход спортивного зала (дистанция - два шага), каждый ученик прыгает по кочкам с ноги на ногу, а в квадрате приземляется на обе ноги (рис 3)

Игра «Прыжки по кочкам» Класс делится на 2-4 команды Играющие становятся командами по сторонам площадки На площадке обозначают 2-4 ряда (по количеству команд) небольших кружков («кочек»), на расстоянии 40-50 см один от другого В каждом ряду по 8-10 кружков Перед первыми кружками чертят общую линию, с которой начинаются прыжки По команде учителя «Приготовиться!» к этой линии подходят одновременно по одному игроку от каждой команды После команд «Внимание"», «Марш!» игроки перепрыгивают в своих рядах с кочки на кочку, стараясь не пропустить ни одной и не наступить за очерченные кружки Игрок, скорее всех и точно выполнивший прыжки по всем кочкам, не соступив ни с одной, выигрывает По окончании прыжков дети возвращаются на свои места Затем в таком же порядке прыгают вторые, третьи и следующие игроки

Игра «Волк во рву» Поперек площадки чертят две параллельные линии в 1,5-2 шагах одна от другой Это - «ров» С одной и с другой стороны рва, на расстоянии 10-15 шагов проводят еще две параллельные линии, ограничивающие места двух «домов» Во рву находится один из играющих - водящий Это - «волк» За одной из боковых линий, в доме, располагаются остальные играющие - «козы» По сигналу учителя козы перебегают на другую сторону площадки, за противоположную линию, перепрыгивая по пути через ров Волк, не выходя изо рва, старается осалить рукой перепрыгивающих коз Игрок, задетый волком, остается на том месте, где последний его коснулся Благополучно перепрыгнувшие через ров козы перебегают за противоположную линию, а учитель отмечает остановленных игроков и затем допускает их к дальнейшему участию в игре Перебежки коз повторяются три раза, после чего назначается новый водящий - волк Выигрывают волк, который сумел остановить большее количество коз за три перебежки, козы, которых волки не сумели осалить (или те, кто меньшее количество раз по сравнению с другими игроками были осалены)


ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока по легкой атлетике во втором классе

Дата проведения ________________

Урок 9. Разминка Игра с бегом и общеразвивающими упражнениями - «Игровая

На расстоянии 2 метров от стены и 1 м. одно от другого обозначены стойла. Их должно быть на 2-3 меньше, чем играющих. Играющие стоят в кругу правым (левым) боком к центру, изображая из себя лошадок. Инсценируется выездка к центру спортивных лошадей. По команде «Шаг коня!» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях. Команда «Поворот»- и лошадки идут в противоположном направлении. Команда «Рысью!»- лошадки бегут. Так повторяется 2-3 раза. По команде « в стоила» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без места (без стоила) проигрывают. Участники становятся в круг одним боком и играют.

Запрещенное движение. 2 класс

Играющие вместе с учителем становятся в круг. Учитель объясняет, что он будет выполнять разные движения, а ученики должны их выполнять вместе с ним, но одно движение запрещено – его нельзя выполнять (например, «руки на голову»). Учитель начинает делать разные движения, все ученики делают их неожиданно, учитель делает запрещенное движение, а ученик повторивший его, делает шаг вперед. Затем игра продолжается. Запрещенные движения следует менять после четырех – пяти повторений.

Космонавты. 2 класс

На площадка или в спорт. зале в 4-х 6-и местах обозначаются ракеты. Сбоку у ракет надпись маршрута (ЗЛЗ - Земля- Луна- Земля) и т.д. В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал- космодром. Во всех ракетах на 3-4 места меньше, чем играющих. Играющие, держась за руки, идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим на такую полетим! Но в игре такой секрет: опоздавшим места нет!». После слова «нет» дети разбегаются по ракетам и стараются занять места. Опоздавшие становятся в центр круга. Игра повторяется несколько раз. При каждом очередном повторе игры количество мест в ракете уменьшается!

Пионербол. 3 класс

Играющие делятся на две команды и занимают две стороны волейбольной площадки. Между командами на расстоянии двух метров натянута сетка. У каждой команды по мячу. Задача участников – перебросить мяч на сторону соперника. Разрешается бегать с мячом по площадке, передавать друг другу. Мяч может касаться земли. Игра продолжается до десяти очков, которые засчитываются, когда оба мяча на стороне противника, а ими совершена ошибка.

Ошибки: мяч после броска вышел за пределы поля, мяч прошел под сеткой

«Невод» 3 класс

Двое играющих – рыбаки, остальные рыбки. Рыбаки, взявшись за руки, ловят рыб, окружая их руками. Пойманные рыбки присоединяются к рыбакам, невод увеличивается. Ловля рыбок продолжается до тех пор, пока не останется две – три не пойманных рыбки. Во время ловли невод не должен разрываться.

«Кузнечики» 3 класс

Играющих распределяют на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по одному у стартовой линии. По команде первые номера выполняют прыжок в длину с места, а его команда в это время шагом идет за ним. Затем из команды выходят вторые номера, встают рядом с первыми (после каждого прыжки поочередно с правой и левой стороны), выполняют свой прыжок и так далее. Победителем станет та команда, которая продвинется прыжками дальше всех.

МБОУ Новоселковская СШ

«Подвижные игры»

(Разработаны на основе программного материала из раздела «Гимнастика с элементами акробатики».

методическое пособие

(для учителей физической культуры

и преподавателей начальных классов)

Кашичкин Василий Алексеевич,

учитель физической культуры

д. Бебяево, 2015

методическое пособие для учителей физической культуры и преподавателей начальных классов

Введение

1. «Музыкальная змейка» .

2. «Бег по кочкам».

3. «Пингвины с мячом».

4. «Конники - спортсмены».

5. «Лиса и куры».

6. «Кузнечики».

7. «Посадка картофеля».

8. «Парашютисты».

9. «Гонка мячей по кругу».

10. «Веревочка под ногами».

Введение.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Занятия играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями.

Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, харктеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.

Общей особенностью предлагаемых в данном пособии подвижных игр иэстафет является их простота и доступность для применения во время проведения организованных занятий физической культурой и спортом (подвижные перемены и динамические паузы) и в различных формах самостоятельных занятий (на отдыхе, в домашних условиях).

При составлении пособия учитывалось, что разнообразие двигательных действий в подвижных играх и эстафетах и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений младших школьников, всестороннего развития их физических, нравственных и психических качеств. В свою очередь, освоенные двигательные действия и сопряженные с ними физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться младшими школьниками в самостоятельных формах занятий физической культурой и спортом.

Для более эффективного обеспечения оздоровительного эффекта рекомендуется проводить подвижные игры на свежем воздухе.

При проведении подвижных перемен (динамических пауз) для создания более яркой эмоциональной атмосферы предполагается по возможности использовать музыкальное оформление и сопровождение.

Пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, дополняет содержание и организацию учебно-воспитательного процесса образовательной области «Физическая культура» на ступени начального общего образования и направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их социальное, личностное и физическое развитие, на создание основы для самостоятельной реализации личностных потребностей обучающихся в двигательной активности, позволяющее обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, физическое саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Подвижные игры на основе программного материала из раздела «Гимнастика с элементами акробатики».

    «Музыкальная змейка».

Правила игры : играющие делятся на 3 команды и выстраиваются в колонну по одному. Учитель включает музыку (марш, вальс, полька), учащиеся двигаются змейкой по площадке. После прекращения музыки, по сигналу учителя учащиеся быстро выстраиваются на своих первоначальных местах. Выигрывает команда построившаяся первой.

Варианты: змейка движется заданным способом, змейка выстраивается в колонну по росту, в шеренгу по росту.

Инвентарь: музыкальное сопровождение.

    «Бег по кочкам» .

Правила игры: Игроки делятся на 2 команды и строятся в колонны по одному. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 – 1,5 м друг от друга раскладываются кружки диаметром 30 – 40см.

По сигналу учителя первые номера с эстафетной палочкой перепрыгивают из кружка в кружок, после чего кратчайшим путем возвращаются обратно и передают эстафетную палочку следующему игроку. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.

Инвентарь: 10 кружков диаметром 30 – 40см, 2 поворотных флажка.

    «Пингвины с мячом».

Правила игры : участники делятся на 2 – 3 команды и выстраиваются на линии старта в колонну по одному. Направляющие колонн зажимают между ногами гимнастический мяч. По сигналу учителя направляющие начинают передвигаться прыжками к поворотной тумбе. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать и только тогда продолжить эстафету. Возвращаются обратно к команде бегом с мячом в руках. Передают мяч следующему игроку. Участники, закончившие эстафету, строятся в конец колонны.

Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Спортивный инвентарь : 2 – 3 гимнастических мяча, 2 – 3 эстафетных палочки, 2 – 3 поворотных флажка.

    «Конники - спортсмены».

Правила игры: На расстоянии 2 м от стены и 1 м друг от друга обозначены «стойла». Их должно быть на 2 – 3 меньше, чем число игроков. Все игроки стоят по кругу правым (левым) боком к центру, представляя из себя лошадок. По команде учителя «Шаг коня» ученики идут, высоко поднимая колени. По команде «Поворот» - ученики поворачиваются кругом и продолжают движение в противоположном направлении. По команде «Рысью!» - ученики бегут по кругу. Так повторяется 2 – 3 раза. По команде «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенные места. Оставшиеся без стойла считаются проигравшими. Игра повторяется снова.

    «Лиса и куры».

Правила игры: Из участников выбираются «лиса, петух, охотник». Остальные участники «куры». В зале расставлены 3 – 4 гимнастические скамейки – «насесты».

«Лиса» уходит в дальний угол зала. «Охотник» (с двумя мячами гимнастическими) находиться в противоположном углу.

Петух с курами гуляют по залу. По сигналу учителя лиса начинает подкрадываться к курам.

Петух дает сигнал «Кукареку!». Все куры прыгают на насесты. Если лисе удается схватить добычу, она уводит ее с собой. Охотник старается попасть в лису мячом. Если мяч попал в лису, лиса застрелена. Выбирается новая лиса. За один набег лиса может утащить одну курицу. Игра повторяется несколько раз.

Спортивный инвентарь : 2 гимнастических мяча, 3 – 4 гимнастические скамейки.

    «Кузнечики».

Правила игры: Игроки делятся на 2 – 3 команды и выстраиваются на линии старта в колонну по одному. По команде учителя «Марш!» все игроки кладут руки на плечи впереди стоящего и на правой ноге прыгают вперед до поворотных флажков (10 м). Обогнув флажок, прыгают назад на левой ноге.

Нельзя менять ноги, становиться на две ноги, расцепляться.

Побеждает команда сделавшая меньше всего ошибок.

Спортивный инвентарь: 2 поворотных флажка.

    «Посадка картофеля».

Правила игры: Игроки делятся на 2 команды и выстраиваются на линии старта в колонну по одному. На расстоянии 10м от стартовой линии раскладывается по 2 гимнастических обруча. Игроку, стоящему первым выдается 2 кубика «картошка». По сигналу учителя первый игрок раскладывает кубики по обручам, затем возвращается обратно к своей команде и передает эстафету хлопком по руке следующему игроку. Второй игрок собирает из обручей кубики и передает следующему игроку, который снова должен разложить кубики в обручи. Выигрывает команда быстрее всех выполнившая задание.

Спортивный инвентарь : 4 кубика, 4 гимнастических обруча, 2 поворотных флажка.

    «Парашютисты».

Правила игры: Игроки делятся на 2 – 4 команды «парашютистов». По количеству команд ставятся гимнастические скамейки – «самолеты». У одного из концов скамейки обозначается круг диаметром 30 – 40 см – место приземления.

К каждому месту приземления ставится по одному судьи. По первому сигналу учителя команды входят на скамейку – «садятся в самолеты». По второму сигналу начинают по одному прыгать с самолета, стараясь точно приземлиться в центр круга. За каждое точное приземление команде насчитывается 1 очко. Приземление считается точным, если парашютист сохранил равновесие, точно спрыгнул в круг и выпрямился в основную стойку. Выигравшей считается команда, набравшая больше всего очков.

Спортивный инвентарь: 2 – 4 гимнастических скамейки.

    «Гонка мячей по кругу».

Правила игры: Игроки образуют широкий круг и рассчитываются на первый – второй. Первые номера - 1 команда, вторые – 2 команда. Два рядом стоящих игрока – капитаны у них в руках по гимнастическому мячу. По сигналу учителя мячи передаются по кругу, в разные стороны, через одного, игрокам только своей команды. Каждая команда старается передать мяч как можно быстрее, чтобы он вернулся к капитану. Выигрывает команда быстрее выполнившая задание.

Спортивный инвентарь : 2 гимнастических мяча.

    «Веревочка под ногами».

Правила игры : две команды располагаются в колоннах по одному. Перед ними (2 м)

линия старта. Около нее стоят первые номера с гимнастическими скакалками в руках. По сигналу учителя первые игроки бегут вперед, обегают поворотный флажок (10 – 15 м) от линии старта, и возвращаются обратно, где их ждут вторые номера. Первый подает второму один конец скакалки, и они, двигаясь по сторонам от колонны, проводят скакалку под ногами играющих. Игроки перепрыгивают через нее, затем первый номер становится в конец колонны, а второй бежит к поворотному флажку, обегает его и уже с третьим номером ведет скакалку и т.д.

Выигрывает команда, которая раньше закончит игру.

Спортивный инвентарь: 2 гимнастических скакалки, 2 поворотных флажка.

Считалки

При проведении подвижных игр существует необходимость в выборе ведущего или водящего. Этот выбор можно осуществить, используя детские считалки.

Д етская считалка это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего (водящего) в игре. Считалка учит детей придерживаться правил игры, ведь она выбирает водящего справедливо, без обмана. Она помогает выработке таких качеств, как честность и чувство товарищества, а также способствует тренировки памяти и развития у младших школьников чувство ритма.

Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «С».

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон

Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик – большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы просим
Ты, обжора, не ходи!
Ну-ка, Мишенька, води.

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы –
Ты пойди-ка поводи!

Ахи, ахи, ахи – ох,
Баба сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги,
И пустили по дороге.
Вор шёл, шёл, шёл
И корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть рисунки и картинки,
Раз, два, три!
Кому хочешь – дари!

Раз, два, три, четыре –
Меня грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть.
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты есть такой?
Говори поскорей, не задерживай
Добрых и честных людей!

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!

Тады-рады, тынка,
Где же наша свинка?
Тады-рады, толки,
Съели свинку волки.
Тады-рады, тынка,
Ты бы их дубинкой.
Тады-рады, тутки,
С волком плохи шутки.
Тады-рады, тишка,
Выходи, трусишка!

Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Сел на лавку,
Кто её возьмёт –
Тот и вон пойдёт.

Раз, два, три,
Четыре, пять -
Тебе в космос улетать!

Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать –
Нам водилку выбирать!

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой
Привезли его в больницу –
Он украл там рукавицу.
Привезли его в буфет -
Он украл кулёк конфет.
Привезли его домой -
Оказался он живой.

Раз, два, три,
Четыре, пять,
Нам ракету запускать!
Кто к отлёту опоздал,
Тот в ракету не попал.
Я вчера летал в ракете,
На далёкой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.

За морями, за горами,
За дремучими лесами.
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

Продолжает традицию конных парадов, что ясно из самого названия. Конь и всадник выполняют перед лицом жюри последовательность обязательных упражнений.

Движение вперёд, назад и вбок, повороты, развороты и другие элементы.

Все они обязательны для исполнения и имеют свои названия: осаживание, менка ног на галопе, остановка, принимание, пиаффе, уступка шенкелю, пассаж, плечом внутрь, пируэт и полупируэт, траверс, поворот на заду, поворот на переду, ранверс.

По чистоте исполнения фигур и послушания лошади, судьи выставляют оценки.

Конкур: прыжки через препятствия

Это самые зрелищные и опасные соревнования. Всадники должны преодолевать препятствия , размещённые на специальной площадке. Высота барьеров зависит от уровня соревнований, возраста коней и всадников.

Важно! Существует неочевидный факт, что всадник помогает лошади перепрыгнуть барьер. Во время прыжка он так управляет своим телом, что устремляется вверх прежде лошади и увлекает её за собой.

Конное троеборье: что это такое

Вид объединяет в одной дисциплине конкур и выездку. Третьим элементом добавляется кросс по пересечённой местности.

Дистанция составляет около десяти километров и проходит по подготовленной трассе. На ней сделаны препятствия, которые всадник должен преодолеть.

На этом этапе есть участки, где можно вести лошадь в поводу, чтобы сохранить ей силы.

Каждый из этапов соревнований проводится в отдельный день. По сумме набранных баллов определяются занятые спортсменами места. По степени сложности и высоте препятствий соревнования имеют категории от одной до четырёх звёзд.

Дистанционный пробег спортсменов

Предполагает совершение дальнего заезда на пределе выносливости лошади. Суточный рекорд был установлен в конце тридцатых годов прошлого века и составил 252 км. Обычно пробег проводится на фиксированной дистанции от 20 до 160 км.

Важно не только время, затраченное всадником в пути, но и состояние лошади в конце пробега. Загонять коня нельзя .

С этим связано ограничение максимальной скорости на этапе 15 км/ч. Вне регламентированных соревнований происходят многодневные забеги.

Самый продолжительный из них длился около двухсот дней. За это время казачий есаул проехал около девяти тысяч километров.

Рейнинг

Состоялся как часть вестерна — ковбойской джигитовки , который пришёл с дикого запада. Постепенно изменяясь, рейнинг достиг современного вида и стал похож на выездку. Отличия в том, что управляет всадник лошадью только одной рукой.

Вторая — занята лассо или револьвером. Элементы программы должны выполняться экспрессивно. Если лошадь двигается механически, без эмоций, выполнение упражнения засчитывают, но оценку не ставят.

Драйвинг

Он возник даже раньше, чем всадник сел верхом на коня. Известно, что запрягать лошадь в повозку начали гораздо раньше, нежели овладели верховой ездой.

Одомашненные кони были мелкими как пони и не годились для верховой езды. Современного размера они достигли примерно три тысячи лет назад . Гонки на колесницах были не менее популярным и кровавым зрелищем, чем бои гладиаторов в древнем Риме.

В соревнованиях участвует экипаж из двух человек: драйвер и грум , и упряжка, в которой по различным правилам одна, две или четыре лошади. Существуют любительские русские соревнования на тройках.

Состязания состоят из трёх этапов , чем похожи на троеборье. Первым идёт манежная езда с выполнением обязательных фигур, которые показывают съезженность и управляемость упряжки. Далее проходит марафон по сложной трассе . Последним проводится паркур .

Экипажи показывают манёвренность на трассе, размеченной конусами, как при экзамене на водительские права.

Вам также будет интересно:

Вольтижировка: что означает этот термин

Есть одиночные, парные и групповые соревнования.

Родоначальником вида стала джигитовка с изъятием из него откровенно милитаристских элементов и добавлением зрелищных трюков.

Всадники выполняют трюки на лошади, которая двигается по кругу галопом.

В выступлении принимает участие лонжер, не входящий или входящий в команду. Он ведёт лошадь по кругу на длинном поводе и один, два или шесть, семь вольтижёров в командном зачёте. Есть обязательная и произвольная часть выступления. Судит соревнования жюри из четырёх — восьми судей.

Олимпийские виды соревнований

На летних олимпиадах присутствуют конные состязания. Это классическая тройка : выездка, конкур, троеборье. Впервые всадники выступали на олимпиаде 1900 года . Затем до 1912 был перерыв.

Фото 1. Состязания по верховой езде в полуфинале летних Олимпийских игр, проведенных в Рио-де-Жанейро в 2016 году.

Вольт, полувольт и другие манежные фигуры верховой езды

Езда в манеже имеет чёткую структуру, как правила дорожного движения:

  1. Серпантин. Езда змейкой от одного борта к другому через весь манеж.
  2. Езда по кругу. Происходит с использованием всей ширины манежа.
  3. Восьмёрка. Восьмёрка вписывается в пространство манежа с полным его использованием.
  4. Вольт. Движение по кругу минимального радиуса. Он составляет 6 метров.
  5. Полувольт. Разворот лошади в обратном направлении с минимальным радиусом. Через эту фигуру выполняется заезд из угла назад.

Внимание! Езда строго по фигурам позволяет сделать движение всадников предсказуемым и избежать столкновений.

Разряды: как называются и как их получить

Существуют два звания: мастер спорта международного класса и мастер спорта. А также четыре разряда: кандидат в мастера, 1, 2, 3 разряды.

  • Мастер спорта международного класса. Для присвоения этого звания необходимо занять с 1 по 8 место на Олимпийских играх или на Чемпионате Мира.
  • Мастер спорта . Должен занять с 1 по 5 место в чемпионате России, состязаниях Большого, Среднего или Малого приза.
  • Кандидат в мастера . Необходимо набрать не менее 63% баллов в состязаниях Большого, Среднего или Малого приза.
  • 1 разряд: не менее 60% в состязаниях Большого, Среднего или Малого приза.
  • 2 разряд: 56% в состязаниях Среднего или Малого приза.
  • 3 разряд: 50% в соревнованиях Большого, Среднего или Малого приза.

Международная федерация конного спорта

Организация расположена в Лозанне — Швейцария . Существует с 1922 года. Кроме олимпийских видов спорта включает: драйвинг, рейнинг, вольтижировку. Участвует в проведении Олимпиады. Проводит Кубок мира и Всемирные конные игры.

Федерация России

Входит в состав международной федерации. Дополнительно курирует соревнования на пони, конное поло, джигитовку. Проводит конные соревнования и присваивает квалификации спортсменам.

Кубок Дерби и другие соревнования между сборными

На летних Олимпиадах состязаются в трёх классических видах.

Соревнования по выездке включены в параолимпийские игры.

Один раз в четыре года проводятся Чемпионаты мира FEI. В них входят соревнования старших возрастов всадников и соревнования молодых лошадей.

Ежегодно проходят соревнования на главный приз среди беговых и скаковых лошадей. Они получили название Дерби от имени своего основателя.

Розыгрыш Кубка Мира состоялся впервые в 1978 году. Включает соревнования по конкуру, драйвингу, выездке, вольтижировке.

С 1990 — существуют Всемирные Конные Игры FEI . Проводятся каждые четыре года.

Кубок наций существует с 1909 года . Это многоуровневые командные состязания.

История развития коневодства

Конные состязания впервые упоминаются в описании Олимпийских игр 648 года до н. э. В Средние века первое упоминание о состязании в Лондоне относится к 1174 г. Далее скачки всё чаще упоминались в программе рыцарских турниров .

В конце XVII века в Британию удалось завести арабских скакунов на племя и 11 августа 1711 на скачках в Аскоте участвовало семь лошадей.

В 1740 году парламент издал первый билль с правилами проведения забегов и скачек, и это можно считать началом современного конного спорта.

Начиная с 1900 года конный спорт, включён в состав олимпийских видов. Далее, до 1912 — соревнования не проводились и возобновлены были в 1912 г. в Швеции . С тех пор наездники участвуют во всех летних олимпиадах.

В последнее время популярность набирает естественный подход к отношениям с лошадьми - НХ (Natural Horsemanship).

История популяризации скачек в России

Особый вклад в развитие этого спорта в России внесли следующие лица.

Орлов

Конные состязания в России первым организовал граф Орлов Чесменский, который был заводчиком породы орловских рысаков. Состязания проводились на дистанции 200 саженей на скорость и 18 вёрст на выносливость. В 1825 году в Тамбовской губернии открылось первое скаковое общество. С 1845 — начались регулярные скачки в Царском Селе.

Русская кавалерия традиционно славилась как сильнейшая в мире. Первыми спортсменами стали кавалерийские офицеры и казаки.

С 1911 по 1913 г. русские офицеры не выпускали кубок короля Эдуарда в Англии.

В промежутке между Гражданской и Великой Отечественной войнами конный спорт стал массовым.

Буденный

Коневодство и кавалерия, в общем, и конный спорт обязаны всем легендарному маршалу. В 1922 году ему удалось купить в Англии несколько арабских лошадей. Эти лошади стали основой для поголовья скакунов буденновской породы. Конезаводы были основаны повсюду стараниями Семёна Михайловича.

Сам он в 1908 году взял первый приз на императорском смотре и ему жал руку император. Начиная с 1925 года , под патронажем маршала проводились всеобщие армейские конные соревнования. Именно Буденному удалось сохранить кавалерийский полк Мосфильма и небольшой конезавод, когда Хрущёв разделался с конским поголовьем. Личный конь маршала Софист в 1956 году выиграл чемпионат Европы.

Сын Буденного Михаил с 1984 по 1993 был главой федерации конного спорта. Сейчас в стране главной спортивной кузницей является высшая школа верховой езды.

Правила

Состязания и занятия с лошадьми проходят в манеже. Он имеет размеры 20х60 м и засыпан слоем чистого песка . Спортсмены одеваются в стандартную форму : чёрный или синий фрак, светлые брюки и цилиндр на голове.

Как дань традиции, военные выступают в форме. Судейская коллегия состоит минимум из трёх судей , которые находятся по разные стороны от манежа. Спортсмен приветствует судей, сняв шляпу, а женщины кланяются.

Победителей соревнования награждают отдельно. Лошади получают розетки или попоны . Попона очень почётная награда. Всадникам вручают медали и кубки . Покидать манеж до церемонии награждения считается дурным тоном.

Сигнал к началу состязания главный судья подаёт колоколом . Это сигнал для лошадей. Команды наезднику подаются флажками . Чтобы не отвлекать громкими фразами лошадь.

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором рассказывается, когда стоит начать заняться конным спортом и в чем его сложности.

Заключение: со скольки лет принимают девушек и юношей

Высшие спортивные звания в конном спорте присваиваются с 17 лет. Звание мастера даётся в 16 . Это спорт для молодёжи. Важно взвесить все плюсы и минусы, прежде чем отдать ребенка в секцию конного спорта, узнать его мотивацию.

Разумеется, существует и много состязаний для старших всадников. Однако чтобы добиться высших результатов начинать занятия нужно с 5 лет.

Поделиться: