Название пешек в шахматах. Для всех и обо всем

Чтобы понять, что означает слово шахматы , посмотрим на название другой игры, в которую играют на том же поле - шашки .

И в том, и в другом случае мы видим один и тот же корень шах- /шаш- . Причём слово шашки не имеет вразумительной этимологии, максимум, что смогли "родить" лингвисты в данном случае - это произвестишашки из шахмат . Что ж, по крайней мере, теперь доказывать родство этих двух слов уже не надо. И на том спасибо.

шашки - это шажки (от шагать ), образовано идентично названию игры горелки (от гореть ). Именно это и делают фигуры в шашках и в шахматах - они шагают !

шах- в шахматах - это шаг .

Санскр. bhaggii "шаг, путь, странствие" (ср. шаги и значение *вят., *камч. шахма "след, колея, накат").

Корень второй части слова шахматы (мат- ) был подробно рассмотрен . Он имеет множество значений в разных языках, таких, например, как "граница, межа, посредник, мысль", но обобщается, как "соединять". Заметим, что мыслью охватывают, обобщают, логически соединяют.

Санскр. maati "думать" (ср. мудрость ), mata "мысли", unmaatha "ловушка" (ср. поймать , поиметь , имать )

мудро , мудрёно = хитро (ср. значение слов хотеть , хватать , охотиться , хитрить , хитрость ипоймать , иметь , мудрить , мудрость )

Таким образом, шахматы , учитывая их "индийские истоки"- это bhaggii- maati "продуманные шаги", или, что тоже самое по-русски шаги-мудрые , что тоже, что и "стратегия".

ферзь



Изначально в шахматах были только четыре пешки и четыре фигуры (четыре ранга), т.е. ровно половина всех фигур в современной версии игры. Отсюда вполне очевидно, что главной фигурой был кто-то один или король или ферзь .

Сравните ферзь и блр. першы "первый" (что равнозначно "предводителю"), санскр. Пуруша "первочеловек",purastaat "сперва", puurva "первый", перс. ferz "полководец", англ. first "первый", русс. перст ("один как перст")

ферзь = першь = перст = first - "первый, главный"

Ферзь самая подвижная фигура, что ему и полагается как полководцу.


тура


нем. turm "башня; ладья шахм.", исп., ит. torre "башня; ладья", фр., бретон. tour "башня; ладья", лтш. tornis "башня, ладья", датск. tårn "башня", хорв. tvrđava "крепость", русс. терем , тюрьма , твердыня , тура .


Это хорошо сочетается с тем, что корень лад- , связан со словами ладить "делать, строить", ладонь . Т.о.ладья - это в первую очередь, не конкретно лодка , а то, что сладили "сделали", т.е. как и тура - "строение".

Ладья ходит только по прямой во всю доску и по всем направлениях - как защитники крепости вдоль её периметра.

Рокировка - "одновременный ход королем и ладьей, при котором ладья придвигается к королю и ставится на соседнее с ним поле, а король переносится через ладью и ставится рядом, по ее другую сторону" - это образ бегства короля за крепостную стену.

конь


русс., блр., укр. конь , болг. кон , англ. knight "конь шахм.", исп. caballo "конь шахм.", ит. cavallo "конь шахм.", фр. cavalier "конь шахм." - все слова так или иначе связаны с конём , а точнее с конником - всадником. По всей видимости смысл этой фигуры понимается и сейчас в первоначальном значении.

Слово конь , так или иначе связано со словами гнать , догонять , погоня , гон , т.е. конь - это гонь - то, на чём можно гнать .

Отсюда - совершенно естественны и скачки шахматного коня (ср. скакун), и то, что он ходит буквой "Г" (конь-гонь ).

слон


русс., блр., укр. слон , нем. Läufer "бегун, слон шахм.", англ. bishop "епископ, слон шахм.", исп. alfil "епископ, слон шахм.", ит. alfiere "знаменосец, слон шахм."

Обратите внимание на вторые значения слов, и на то, что нигде, кроме русского языка, нет даже и близко намёка на живого слона . Тогда что означает название слон ?

Сравните:

Нем Laufen "ходить, проходить", Lauf "бег", и Läufer шахм. "слон";
исп. alfil "предзнаменование", ит. alfiere "знаменосец", баск. alfer "ленивый" и исп. alfil "слон шахм.", ит. alfiere "слон шахм.";
тур. väzīr "визирь", нем. Visier "прицел, визир", русс. вижу и англ. bishop "епископ", которое образовано, как считается, от лат. episcopus "наблюдатель" ;

Колобродить , колображивать, ходить вокруг да около чего; шляться, слоняться, шататься без дела; бродить беспокойно из угла в угол , в помеху другим...

лениться - лень - слоняться
слоняться > слонь т.е. "тот кто слоняется"

Шахматный слон - это конечно же не живой слон, это тот, кто не участвует в непосредственных боевых действиях - "наблюдатель" или "знаменосец" или "священник", а точнее всего подходит определение "разведчик", т.к. он и ходит или слоняется в стане врага; и визирует или наводит огонь на себя; и простонаблюдает, поэтому он и ходит не навстречу противнику, а по диагонали.

пешка


русс., блр. пешка , укр. пішак , хорв. pješak

пешка тоже, что и фишка , тоже, что и шашка - пешая , пехота

Название фигуры в других языках:

Нем. Bauer , швед. bonde , англ. pawn , исп. peón , фр., польск., венг. pion , греч. πιόνι , тур. piyon , ит. pedone , тадж. пиёда

Сравните с русс. пята , пятка , подошва , боты , лтш. pēda "ступня", англ. foot "ступня", ирон. фад "ступня", швед. fot "ступня", фр. pied "ступня", ит. piede "ступня".

Ит. pedone не только "пешка", но и "пешеход"

Пешка ходит только вперёд, и только на одну клетку (за исключением первой атаки), т.к. это пехота.

пат, шах и мат

пат "безвыходное положение" (ср. семантику числа пять )

шах "нападение на короля" (ср. англ. shake "шок. потрясение, страх", shock "удар, толчок", русс. жжах! ,жахнуть , шугнуть )

мат "в шахматах ситуация, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать. Означает проигрыш попавшей в такую ситуацию стороны ".

Слово « мат » происходит от персидского словосочетания «шах мат», означающего, что король (шах) беспомощен, парализован, блокирован, потерпел поражение (таковы значения персидского слова «мат»). Известен также перевод словосочетания «шах мат» как «шах мёртв» (от арабского «мат» — мёртв), однако персы начали употреблять данный термин в игре раньше, чем арабы.

В начале, мы уже рассматривали этот корень с его первоначальным значением "соединять", что тоже, что и "связывать". Сравните санскр. unmaatha "ловушка", русс. мытка "корзина", мыт "таможенная пошлина, налог" (тот же смысл - "взять, брать"), мытарить , мучить , мытить "брать", намотать , поймать ,иметь (устар. имать ).

Мат - это ситуация, когда король схвачен , взят (вязать) в плен, пойман (устар. поймат ). Именно поэтому,король единственная фигура, которая не убирается с поля.

На шахматной доске всего 64 клетки, но на них могут проходить настоящие шахматные баталии. Одна половина клеток чёрная, вторая белая — 32 былых и 32 чёрных. По шахматным правилам, клетка называется полем .

Черные и белые — это условные цвета. На фото, часть фигур и доска изготовлены с использованием малахита. Тем не менее, зелёные фигуры и поля, условно являются чёрными

Перед тем, как расставлять шахматные фигуры, необходимо правильно поставить шахматную доску.

С левой стороны доска установлена правильно, с правой — неправильно

С неправильно поставленной шахматной доской, связан забавный случай, которой произошел в давние времена где-то на границе. Именно на границе, периодически встречались два джентльмена, которые между собой играли в шахматы. В один прекрасный день, игрой заинтересовался служащий таможни, который обратил внимание, что доска расположена неправильно. Т.е. «шахматисты» даже не знали шахматных правил, а просто изображали игру. Как оказалось в последствии, мнимые шахматисты были контрабандистами — в шахматных фигурах они прятали контрабандный товар (золото, брильянты:)).

Именование шахматных полей (клеток)

Если среди наших читателей есть поклонники игры «Морской бой», то они наверняка провели аналогию с шахматами — у каждого поля есть свой адрес. Например, a1, b7, e4 и т.д.

У каждого шахматного поля есть свой уникальный адрес. Крайне желательно, чтобы вы зрительно запомнили, где какое поле находится. В дальней это пригодится при изучении записи шахматных ходов. Обратите внимание, что поля d4,e4,d5,e5 образуют так называемый центр доски. Именно за цент ведется борьба в начале шахматной партии (дебюте).

Чтобы быстрей запомнить имена (адреса) шахматных полей, имеет смысл распечатать рисунок (формат A4) и повесить его на стену.

Названия и обозначения шахматных фигур

В арсенале противников 6 видов фигур:

  • Пешка — солдат его величества.
  • Конь — стоимость коня эквивалентна 3 пешкам;
  • Слон — его стоимость, как и у коня, 3 пешки;
  • Ладья — тяжелая артиллерия (5 пешек);
  • Ферзь — 9 пешек;
  • Король — бесценен, так как без него игра невозможна.

Слева на право: король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка

Любому начинающему шахматисту, желательно, как можно раньше, научиться записывать шахматные ходы, для этого необходимо знать шахматную нотацию. Шахматная нотация — это система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске. Уже сейчас вы можете ознакомиться с обозначениями шахматных фигур.

Фигура Внешний вид Русское сокращение Английское сокращение
Король ♔ или ♚ Кр K (king)
Ферзь ♕ или ♛ Ф Q (queen)
Ладья ♖ или ♜ Л R (rook)
Слон ♗ или ♝ С B (bishop)
Конь ♘ или ♞ К N (kNight)
Пешка ♙ или ♟ п или ничего p (pawn) или ничего

При изучении шахматной нотации, мы еще вернемся к этой таблице, а теперь разберемся как расставлять фигуры.

Расстановка шахматных фигур

Теперь давайте посмотрим, как выглядит начальная расстановка шахматных фигур на доске.

Именно таким образом должны быть расставлены фигуры, если речь идет о шахматах в классическом понимании. Однако возможны и другие варианты фигур, если речь идет о шахматах Фишера — по другому их называют «случайные шахматы». Пока нас интересуют классическая расстановка, поэтому необходимо её запомнить. В противном случае, может возникнуть путаница, как в шахматной игре для детей .

Чтобы вам было проще запомнить расстановку фигур, можно их расставлять в определенной последовательности. Об одном из вариантов смотрите в видео.


В начале шахматной партии, на доске находятся 32 фигуры — 16 белых и 16 чёрных. В конце партии, минимальное количество фигур может быть две — это белый и чёрный король. Короли — две самые главные фигуры на шахматной доске. Пришла пора разобраться в том, что они умеют — вся правда о шахматном короле.

Итак, мы с вами научились ходить и бить всеми шахматными фигурами.

Теперь встают другие вопросы, какова их стоимость, их ценность? Какова цель игры?

Оценить силу каждой фигуры чрезвычайно сложно. Номинальная стоимость описана в предыдущих уроках, но реальная сила фигуры зависит от массы факторов, среди которых централизация, рабочий простор, перспектива… Если быть точнее, сила фигуры зависит от конкретной шахматной позиции. А этих позиций может быть бесчисленное множество.

Но есть примерная, номинально стоимость, от которой можно отталкиваться:

Пешка - 1 очко
Конь и слон - 3 очка
Ладья - 5 очков
Ферзь - 10 очков.
Король - бесценен…

Некоторые теории стоимости шахматных фигур утверждают, что слон чуть сильнее коня, а две ладьи чуть сильнее ферзя. Но повторю ещё раз, очень многое зависит от конкретной позиции. Бывает, что и конь сильнее ферзя, правда редко.

Для чего нам нужно знать сравнительную силу фигур? Во-первых, она определяет общую полезность фигуры. То есть ладья, обычно приносит больше пользы на доске, чем скажем слон. Во-вторых, ценность фигуры нужно осознавать при разменах.

Например, если конь соперника нападает на вашего слона. А ваша ладья слона защищает, то, в общем, бояться нечего - если конь следующим ходом ударит слона, то ваша ладья ударит коня. Получится размен три на три.

А вот если за место слона будет стоять ваш ферзь, то стоит немедленно позаботиться о его спасении - увести на безопасную позицию, иначе черные ударят ферзя, вы следующим ходом ударите коня черных. Получится крайне невыгодный для белых размен - отдали 10 взяли 3.

Но повторю ещё раз (кажется уже третий) многое зависит от конкретной позиции. Бывает, что более сильная фигура отдается за более слабую (или вообще бесплатно) специально, для достижения более высокой цели. Это называется "жертва".

Теперь давайте, определим четкую конечную цель шахматной партии. Цель - победа. Чтобы её достичь, необходимо поставить королю соперника мат. Мат в шахматах - это нападение на короля, от которого нет защиты.

Ниже указаны для примера две позиции, где черному и белому королю объявлен мат. Соответственно в первой позиции победили белые, во второй - чёрные.


В первой позиции белая ладья напала на черного короля. При этом королю мешают собственные пешки убежать на 7-й ряд. Во второй позиции черная ладья напала на белого короля. При этом вторая ладья не позволяет королю пойти на 2-ю горизонталь. Такой мат принято называть "линейным".

Таким образом, фигуры являются инструментом достижения конечной цели. Чем больше и сильнее фигуры у вас и чем меньше и слабее фигуры у соперника, тем проще будет поставить мат королю соперника.

Но съесть больше фигур соперника не является первостепенной задачей. Даже если фигур у вас мало, но вы поставили королю соперника мат - вы победили.

Ниже даны две задачи. В обеих ход белых и надо поставить мат за 1 ход черному королю.

Если вы четко помните, как ходят шахматные фигуры и знаете, что такое мат, проблем быть не должно.


Многие понимают, что ладья - это устаревшее слово. Под ним может подразумеваться не только парусно-весельное судно для передвижения по рекам и морям, но и достаточно значимая фигура в шахматах. Именно о ней и пойдет речь. Будут рассмотрены ее особенности передвижения на доске, уровень ценности, участие в определенных маневрах и некоторые другие моменты.

Откуда появилось современное название?

История шахмат измеряется тысячелетиями, поэтому в течение всего срока существования игры производилось множество преобразований. С годами изменялись правила, названия и формы фигур. Ладья - это лодка у древних славян с возможностью парусного и весельного передвижения по морю или реке. Фигуры такой формы можно увидеть на шахматной доске в некоторых музеях.

Однако в европейском варианте ладья - это башня, напоминающая тяжеловесную крепость. Со временем пришлось прийти к какому-то общему знаменателю. Поэтому фигура парусника перестала использоваться на шахматной доске. Форма изменилась, а название сохранилось. В связи с введенными изменениями фигуру в некоторых случаях называют турой.

Примерная ценность и ударная сила

Пешка имеет самое ограниченное количество вариаций ходов. При измерении сравнительной силы и значимости фигур она используется в качестве эквивалента. При помощи специальной таблицы игрок может определить примерную ценность и потенциальные возможности ладьи. Это соотношение не является абсолютным, так как в ходе игры позиции сильно меняются.

Что касается ударной силы, то под ней подразумевается способность фигуры атаковать определенное количество полей, находясь в различных позициях.

Название фигуры

Ценность

Ударная сила

В центральной части

Из таблицы видно, что ладья - это вторая по ценности фигура с универсальными атакующими способностями. Она способна эффективно наносить ущерб противнику независимо от позиции. Смещение остальных фигур к периметру доски существенно снижает потенциальные возможности для атаки.

Начальная позиция и допустимые ходы в игре

На ладьи устанавливаются по углам. Спереди они прикрыты пешками, а сбоку конями. Передвигать их можно только по горизонтали или по вертикали, если на пути нет преград в виде других фигур (своих или чужих). Именно этим объясняется универсальность ладей на игровом поле.

При наличии фигуры оппонента на пути может осуществляться ее взятие. Ладья после этого устанавливается на ее место. Достаточно часто данная фигура наносит решающий удар, определяющий во многом исход партии. Она особенно опасна для противника при угрозе возникновения мата, когда король находится непосредственно на восьмой диагонали.

Участие в рокировке

Необходимо помнить, что ладья - это единственная фигура, взаимодействующая с королем. Она принимает участие в особом ходе, который называется рокировкой. При таком варианте удается поменять местами короля и ладью с одной или другой стороны. При совершении других ходов допускается перемещать не более одной фигуры.

При рокировке король переносится на вторую клетку в ту или иную сторону, после чего тура ставится за него. Перемещение влево производится по длинному пути, а вправо по короткому. Независимо от типа осуществляемой рокировки, сначала в любом случае передвигается король.

Сделать одновременный ход можно только раз за всю партию при соблюдении определенных условий:

  1. Король и ладья должны оставаться на начальной позиции. Если делался ход хотя бы одной фигурой, то рокировка невозможна. Однако при перемещении одной ладьи допускается сделать движение в противоположную сторону.
  2. Между фигурами не должно находиться ни одной фигуры. К примеру, для проведения длинной рокировки придется убрать с пути коня, слона и ферзя. С другой стороны мешают лишь две фигуры, перечисленные первыми.
  3. Король при осуществлении рокировки не должен находиться под ударом фигуры противника или оказаться в такой ситуации. Если ему уже поставлен шах или только грозит, то производить ход в партии не допускается.
  4. Король также не должен пересекать клетки, которые находятся под ударом чужих фигур.

В остальных случаях рокировка возможна. При правильном использовании она позволяет увести короля из центральной части доски, обеспечив тем самым наибольшую безопасность, а также улучшить положение ладьи для осуществления активных действий в атаке. В большинстве случаев одновременный ход за партию делают оба соперника, но он не является обязательным.

Заключительная часть

Даже для начинающего игрока становится понятно, что в шахматах ладья - это значимая фигура, способная решить исход партии. Ее участие в рокировке открывает широкие возможности для защиты короля и дальнейших атакующих действий. Однако все зависит от ситуации на шахматной доске и умения использовать данную фигуру в игровых действиях.

Шахматы — настольная логическая игра для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Шахматы сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Как вид спорта, шахматы имеют иерархию званий, развитую систему регулярных турниров, национальные и международные лиги.

Международная шахматная федерация (ФИДЕ, фр. Federation Internationale des Echecs, FIDE) — международная спортивная организация, которая занимается популяризацией шахмат, а также организацией международных соревнований и турниров. Объединяет в себе национальные шахматные федерации.

История возникновения и развития шахмат

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Шахматы придумали в Индии в V-VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра - чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов.

Распространившись из Индии в соседние страны, чатуранга претерпела ряд изменений. На востоке она стала носить название - шатрандж, в Китае - сянци, в Тайланде - макрук. В IX—X веке игра попала в Европу, где были составлены «классические» правила игры. Окончательно правила сформировались в XIX веке.

В 1886 году был проведен первый чемпионат мира по шахматам.

Шахматные фигуры

Пешка ♙ — ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ — ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ — ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ — ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ — ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ — ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка - 8 шт.;
  • ладья - 2 шт.;
  • конь - 2 шт.;
  • слон - 2 шт.;
  • ферзь - 1 шт.;
  • король - 1 шт.

Правила шахмат

Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.

Ход считается сделанным в следующих случаях:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:

  • Рокировка - одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе - специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.

Выигрыш в шахматах

Шах - ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.

Партия считается выигранной если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Пат - ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.

Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Шахматные соревнования

Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров.

Поделиться: