Музыкально дидактические игры на развитие музыкальных способностей. Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Во время прохождении практики в младших классах я использовала различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки у меня проходили интереснее. В дидактических играх перед детьми ставила разные задачи, решение которых требовало сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательности действий, преодолеть трудности. Они содействовали развитию у младших школьников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его музыкальных способностей.

Игры для развития звуковысотного слуха

«Музыкальное лото»

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки - ноты, детские музыкальные инструменты (балалайки, металлофон, триола).

Ход игры: Ученик-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Ребята должны на карточке выложить ноты - кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до первой, или на одной линейке.

«Повтори звуки»

Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «Дон», желтый - «Динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждый по одному); металлофон.

Ход игры: Педагог показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь. Учитель просит детей спеть, как звучит бубенчик: низкий, средний, высокий. Затем всем ребятам раздают по одной большой карточке.

Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Учитель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов ребят, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Игры для развития чувства ритма.

«Наше путешествие»

Игровой материал: Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры: «Ребята давайте придумаем небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. Например, Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Ребята или продолжают рассказ или придумывают свой рассказ.

«Определи по ритму»

Игровой материал : Карточки, на одной половинке которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

Ход игры: Ученик-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Ребята по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

Игры для развития тембрового слуха

«На чем играют?»

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры: Ребятам раздают по нескольку карточек. Ученик-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Ребята определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратиков, дается изображение различных инструментов Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дает по одной большой карте и 4-6 маленьких.

Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

«Музыкальные загадки»

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: Ребята сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ученик-ведущий проигрывает мелодии или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ученик получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большое число фишек.

Игры для развития диатонического слуха.

«Громко-тихо запоем»

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребята выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ученик успешно справился с заданием. При повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игры для развития памяти и слуха.

«Наши песни»

Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.

Ход игры: Ребятам раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закрывает все карточки.

«Назови композитора музыки»

Игровой материал: Программные произведения М.Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.

Ход игры: Учитель показывает ребятам портреты композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. Затем проигрывается то или иное произведение. Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ученик получает два очка. Выигрывает тот, кто получил большее число очков.

«Какая музыка?»

Игровой материал: Проигрыватель, запись вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих пар - вальс, народную пляску и польку.

Ход игры: Детям раздают карточки. Учитель дает прослушать на проигрывателе или играет сам музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Ребята узнают произведения и поднимают нужную карточку.

Игры для развития детского творчества.

«Музыкальная шкатулка»

Игровой материал: Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор).

Ход игры: В шкатулке помещается 5-6 карточек. Ребята по очереди вынимают карточки и передают их ведущему. Называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального провождения группой ребят или индивидуально.

Дидактические игры для развития музыкальных способностей детей.

    Волшебные кубики.

Большие кубики оклеиваются с каждой стороны картинками: животные или транспорт или профессии и т.д.

Это игры на развитие выразительности движений и закрепление материала по лексической теме.

Ход игры:

Ведущий бросает кубик. Дети с помощью выразительных движений под музыку передают образ того, что или кто изображены на картинке.

    «Кто сидит в пруду?»

Это игра на различение жанров польки и вальса.

Картинка с изображением пруда, картинки с лягушкой и рыбкой.

Ход игры:

Ведущий показывает картинку с прудом и объясняет, что в пруду живут рыбки и лягушки. Рыбки двигаются энергично, быстро, под музыку польки, а рыбки двигаются плавно, кружатся, перебирая плавниками под музыку вальса.

    «Кошки и котята»

Это игра на развитие у детей чувства ритма.

Картинки с большими кошками и маленькими котятами.

Ход игры:

Ведущий показывает изображение большой и маленькой кошечки, спрашивает, чем они отличаются. Дети отвечают. Ведущий предлагает большую кошечку обозначать длинным хлопком «Мя-ау!», а котёнка – коротким «МУР».

Затем ведущий выкладывает различные ритмические группы, а дети прохлопывают и проговаривают ритм. Можно предложить детям самим придумывать и выкладывать ритмы и прохлопывать их.

    «Кто гуляет в саду?»

Игра на различение жанров марша и польки.

Картинка-сад, фигурки мальчика и девочки.

Ход игры:

Дети с ведущим рассматривают изображение сада. Ведущий рассказывает, что в саду созрели яблоки, и мальчики с девочками скоро придут их собирать. Мальчики ходят твёрдой, уверенной походкой энергично, вот так – звучит марш, а девочки ходят легко, весело, вприпрыжку, вот так – звучит полька.

    «Кто шагает по тропинке?»

Игра на развитие понимания образного содержания музыки или на различение регистров – высокий, средний и низкий.

Картинка изображающая лес. Фигурки детей и зверей.

Ход игры:

Детям показывают изображение леса и тропинки и обсуждают, кто может гулять по лесной тропе. Примеры ответов: дети, звери…

1-й вариант:

По тропинке гуляют мальчики и девочки, они идут за грибами. Тогда игра проходит по типу игры «Кто гуляет в саду?»

2-й вариант:

По тропинке гуляют звери лесные: волк, ёжик, заяц – низкий, средний и высокий регистры.

Дети слушают музыкальные фрагменты и определяют, кто шагает по тропинке. Один из детей вставляет в «кармашек» соответствующую картинку. Можно предложить также передать музыкальный образ в движении.

3-й вариант:

Можно разделить детей на группы: девочки и мальчики или волки, ежи, зайцы. Дети слушают музыку. Выходит та группа, чья музыка звучит. Ведущий показывает правильный ответ с помощью картинки.

    Дидактическая игра «Десяток».

Игра представляет собой упаковку от яиц с разноцветными яйцами от киндер-сюрпризов с различным наполнением – крупы, соль, камешки…

Ведущий рассказывает, что курочка Ряба снесла яички не простые, а музыкальные. Каждое издаёт свой звук – стучащий, тарахтящий, шуршащий…Все они разные по виду. Но у каждого яйца есть пара по звучанию.

Это игра на развитие слуха. Дети должны послушать, как звучит каждое яйцо из одного ряда, а затем подобрать к нему пару из второго ряда яиц.

    Дидактическая игра «Лыжник»

Игра на различение направления движения мелодии – вверх или вниз.

Картинка со снежной горкой и изображение лыжника.

Ход игры:

Ведущий показывает детям изображение снежной горки и рассказывает, что на этой горке катаются горнолыжники. «Когда лыжник едет вверх, мелодия тоже движется вверх, вот так… (исполняется восходящий звукоряд), или вот так…(другой восходящий звукоряд), или так.. А когда лыжник съезжает с горки вниз, мелодия тоже движется вниз… (примеры)»

Затем звучат различные звукоряды вверх и вниз, а один из детей помещает изображение лыжника в соответствующее положение.

2-й вариант (усложнённый):

К заданию добавляется различение мажора и минора.

Иногда лыжник падает, тогда музыка звучит грустно, минорно.

Дети слушают, куда движется лыжник и упал ли он или нет.

Примеры музыкально-дидактических игр.

Игры для развития ритмического слуха:

- «Ритмическое эхо»

- «Определи по ритму»

- «Вспомни мелодию»

- «Узнай и спой».

Игры для развития динамического слуха:

- «Громко - тихо»

- «Громкая и тихая музыка»

Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:

- «Музыкальное лото»

Игры на развитие певческих способностей:

- «Музыкальный волчок»

- «Из какой мы песни?»

- «Концерт»

- «Конкурс дирижеров»

Игры для восприятия музыкальных произведений:

- «Расскажи мне о музыке»

- «Клоуны»

- «Музыкальная викторина»

- «Ожившие картинки»

- «Солнышко и тучка»

Музыкально-дидактические игры (цели, методика проведения ):

Игра «Ритмическое эхо»

Цель : развитие ритмического слуха, памяти, подготовительный этап к обучению

нотной грамоте.

Оборудование: музыкальное наборное полотно, нотки.

Методика проведения игры: учитель хлопает ритм любой, известной детям, Попевки.

Дети повторяют ритм учителя и проговаривают слоги: «ти» - восьмые, «та» - четверти.

Игра «Определи по ритму»

Цель: развитие ритмического слуха, внимания, быстроты реакции, памяти, тембрового

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический

рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая; картинки иллюстрирующие

треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.). Каждому играющему дают

по 2-3 карточки.

(Иллюстрации карточки прилагаются).

Ход игры : учитель исполняет ритмический рисунок знакомой песни или Попевки на

одном из музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой

закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

Ритм можно прохлопать, простучать кубиками, палочками, ложками и т.д. при повторении

игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание: На усмотрение учителя и в зависимости от подготовленности класса

ритмический рисунок на карточках может быть изображен виде длительностей. Или

ритмический рисунок можно изобразить в виде коротких или длинных полосок.

Игра «Вспомни мелодию»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение

точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.

Игровой материал: ритмические схемы на карточках или на наборном полотне.

Методика проведения игры : учитель на доске изображает ритм или ритмическую

схему фрагментов из известных музыкальных произведений или песен, а дети должны,

прохлопав ритм, узнать мелодию.

Примечание: Эта игра позволяет учителю разучивать ритмически трудные фрагменты

из вокальных произведений.

Игра «Узнай и спой»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, мышление, быстроту реакции, певческих

способностей.

Игровой материал: карточки по числу участников. На карточках изображены

ритмические схемы фрагментов из знакомых детям произведений.

Методика проведения игры : учитель раздает детям карточки с ритмическими

фрагментами из песен. Дети должны, прохлопав ритм, узнать произведение и также точно

Примечание: На карточках могут быть разные ритмические схемы из одного

вокального произведения. Можно выстроить целую «цепочку» из этих схем и тогда

получится целое произведение, ритм которого дети должны исполнить «цепочкой» и

Игра «Эхо»

Цель: развитие динамического слуха, вокальных способностей, сформировать

комплексное представление о песне.

Методика проведения игры: учитель пропевает фразу из песни, а учащиеся должны

повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами и пр. Так же поется

и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются

разные варианты: учитель поет громко, дети – тихо и наоборот. Затем учитель предлагает

игру любому ученику, справившемуся с заданием.

Игра «Громко - тихо»

Цель: развитие динамического слуха, внимания, быстроты реакции.

Игровой материал: игрушка.

Методика проведения : из учащихся выбирается водящий, который выходит из класса.

Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен ее найти,

руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления

используется песня, которую только что разучивали). Звучание песни усиливается по мере

приближения к игрушке и наоборот, стихает по мере удаления от нее.

Игра «Музыкальное лото»

Цель: развитие тембрового слуха, внимания, памяти, речи, воспитание слушательской

культуры.

Игровой материал: карточки (по числу учащихся), на которых изображены различные

музыкальные инструменты. (Образец карточки прилагается).

Методика проведения игры : учитель раздает карточки каждому ребенку. Ученики

прослушивают музыкальное произведение, и закрывают фишками те инструменты,

которые исполняют музыку. Это может быть один или несколько музыкальных

инструментов. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл фишкой звучащие

инструменты.

Игра «Моя семья»

Цель: развитие тембрового слуха, умение различать регистры.

Игра «Музыкальный волчок Игровой материал: карточки с изображением членов семьи: мамы, папы, ребенка.

(Образцы карточек прилагаются).

Методика проведения игры : учитель раздает карточки каждому ученику. При

прослушивании музыкального фрагмента или произведения целиком, учащиеся

Цель: развитие тембрового слуха, сформировать представление о тембре.

Методика проведения игры : учитель вызывает детей (количество зависит от фраз,

предложений или куплетов в песне). Каждый ребенок получает «роль», т.е. будет

исполнять фрагмент из знакомой песни. Затем дети уходят в конец класса и поют каждый

свою часть песни.

Цель: закрепление песенного репертуара, развитие ритмического слуха, внимание,

Игровой материал и методика проведения игры: картонный круг по краю которого

наклеены иллюстрации к песням. В центре круга движущаяся стрелка. Направление

стрелки показывает, какую песню должен исполнить ребенок. (Иллюстрация прилагается).

Примечание: Игру можно провести для закрепления выученных песен (в конце

четверти, года) или как концерт для именинника.

Игра «Из какой мы песни?»

Цель: развитие певческих навыков, чистого интонирования, слуха, памяти, закрепление

выученного репертуара.

Игровой материал: иллюстрации к разученным детьми песням или использовать

рисунки детей (домашнее задание).

Методика проведения игры : учитель предлагает детям иллюстрации известных песен

или героев песен, дети отгадывают. Исполняется песня в разных вариантах: по ролям,

ансамблем, с солистами, в инсценировке и т.д.

Игра «Концерт»

Цель: развитие певческих навыков, память, воспитание исполнительской и

слушательской культуры.

Методика проведения игры : после разучивания нескольких песен (можно в конце

четверти, полугодия), учащиеся исполняют знакомые им песни в концертном исполнении:

с солистом, ансамблем, в виде инсценировки, «цепочкой», в костюмах, в масках и т.д.

Игра «Конкурс дирижеров»

Цель: закрепление знаний об элементах музыкальной речи, развитие навыков

импровизации, внимания, памяти, быстроты реакции.

Методика проведения : каждый ребенок, который выходит в роли дирижера, предлагает

свой темп исполнения песни и дирижирует в этом темпе. Каждый «дирижер» исполняет

один куплет. Затем класс определяет наиболее лучший, наиболее удобный темп

исполнения песни, тем самым, выбирая лучшего дирижера, который и руководит

исполнением всей песни в своем темпе.

Игра «Солнышко - тучка »

Цель: обучение нотной грамоте, развитие ладового чувства, закрепление понятий

«мажор», «минор», воспитание слушательской культуры.

Игровой материал: 2 карточки по количеству детей в классе, на которых изображены

тучка и солнышко. (Иллюстрации прилагаются).

Методика проведения игры : при прослушивании музыкальных произведений,

учащиеся поднимают соответствующую карточку. После прослушивания объясняют,

почему подняли именно эту карточку. Ребенку, который правильно поднял карточку и

сумел грамотно объяснить – фишка – «нотка».

Игра – загадка «Расскажи мне о музыке »

Цель: формировать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его,

воспитание слушательской культуры и определять вид развития музыки.

Методика проведения игра : учитель предлагает прослушать песню или музыкальное

произведение и быть готовым ответить на любой вопрос. Например: ваше впечатление о

прослушанной музыке (песне); какой лад?; композиторская или народная музыка (песня)?

и т.д. Выслушав выступления учеников, учитель называет детей (награждает), у которых

были самые интересные ответы.

Примечание. Эту игру можно использовать на уроках во время различных видов

деятельности. Количество вопросов зависит от подготовленности класса, репертуара и

темы урока.

Игра «Клоуны »

Цель: воспитание слушательской культуры, развитие ладового чувства и музыкальной

Игровой материал: два клоуна в разноцветных костюмах. Один клоун грустный, а

другой веселый. Фланелеграф. (Иллюстрации прилагаются).

Методика проведения игры : учитель исполняет произведение Д.Б.Кабалевского

«Клоуны». Учащиеся, слушая музыку, должны определить музыка какого клоуна звучит и

выложить на фланелеграфе самого клоуна в определенном костюме. Если музыка

мажорная, веселая, то клоун веселый, в ярком костюме и наоборот.

Примечание. Играя в эту игру, можно использовать музыку на усмотрение учителя. Для

закрепления ладового чувства и определения характера музыки.

Игра «Музыкальная викторина »

Цель: закрепление знаний о музыкальных произведениях, композиторах, развитие

музыкальной памяти и слушательской культуры.

Методика проведения игры : учитель исполняет или дает в записи музыкальные

произведения знакомые детям. Игру можно применять после разучивания как вокальных,

так и инструментальных произведений. Игру проводить для закрепления знаний учащихся

в конце каждой четверти или года.

Игра «Ожившие картины»

Цель: закрепление пройденного материала, развитие музыкальной памяти,

ритмического и музыкального слуха.

Игровой материал: рисунки учащихся (домашние задания за четверть).

Методика проведения игры : учитель помещает новые рисунки детей за четверть и

предлагает им узнать, какая картинка «ожила». Учитель исполняет (или в грамзаписи)

отрывки из музыкальных произведений или фрагменты песен. Дети отвечают на

дополнительные вопросы.

Заключение.

Игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках, помогают

активизировать интерес у школьников к урокам музыки, развивают их творческие

способности, помогают ребятам раскрыться.

Использование всех вышеназванных методов и приемов обучения музыки помогают не

только в деле обучения музыке, но и воспитания личности ребенка, потому что они

активизируют мыслительную деятельность школьников, оказывают положительное

влияние на ее развитие.

Самым главным считаю, чтобы ребенок не только научился на уроке, но и чтобы урок

затронул его душу.

В процессе музыкально-дидактической игры у учащихся развивается память. Они

запоминают композиторов, названия музыкальных произведений, музыкальные жанры,

элементы музыкальной речи.

1. Музыкально-дидактические игры помогают детям не только творчески работать

на уроках, но и применять эти знания в жизни.

2. Предложенные музыкально-дидактические игры можно расположить

относительно тематике уроков, учитывая психологические особенности классов,

интересы учащихся, а также закрепляя и развивая определенные знания, умения,

Систематичность применения музыкально-дидактических игр на уроках музыки

позволяет сделать вывод о том, что игры оказывают непосредственное влияние на

развитие музыкальных способностей, творческого мышления, способности к

Музыкально - дидактические игры на развитие музыкально – сенсорных способностей.

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Птицы и птенчики

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие и высокие).

Ход игры: У каждого ребёнка по одной картинке (кружку).Педагог играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком (маленький жёлтый кружок), если звук низкий – поднимают картинку с птицей (большой коричневый кружок)

Игровой материал : Картинки с большой птицей и птенцами или кружки разные

По величине и по цвету.

Кто поёт?

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие, средние, высокие).

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинку и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Воспитатель играет на металлофоне низкие, средние, высокие звуки. Дети слушают звуки и поднимают нужную картинку.

Игровой материал: Прямоугольники разные по величине и по цвету.

Лесенка

Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.

Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» Е. Тиличеевой педагог играет на инструменте и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать картинку с соответствующим изображением.

Игровой материал: Демонстрационный материал - «Лесенка».

Угадай колокольчик

Цель: Различить звуки по высоте(низкий, высокий)

Ход игры : Педагог звенит поочерёдно то одним, то другим колокольчиком, дети распознают звуки и поднимают карточку.

Игровой материал: Низкий звук – синий треугольник, высокий звук – красный

Треугольник.

Игры на развитие чувства ритма.

Игра с бубном

Цель: Вызывать у детей радость и желание играть на шумовых

Инструментах.

Ход игры: Педагог играет ритм мелодии, дети повторяют, хлопая в ладоши или на шумовом инструменте.

Игровой материал: Любой музыкальный шумовой инструмент.

Имена

Ход игры: Ребёнок произносит своё имя громко и чётко: Та – ня, Се – рё – жа, затем отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например:

кош –ка, со – ба – ка.

Игровой материал : Любой шумовой инструмент, картинки, игрушки.

Карусель

Цель: Учить детей чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному и медленному.

Ход игры: Исполняется пьеса «Карусель» Г. Левкодимова, в которой чётко прослеживается изменение темпа. Педагог обращает внимание детей на эту особенность произведения и при повторном исполнении предлагает кому – либо из детей передать постепенное изменение темпа в музыке с помощью игрушечной карусели. Вращая рукой верхнюю часть карусели, ребёнок раскачивает её то усиливая, то замедляя движение карусели в соответствии с изменениями темпа музыки.

Игровой материал: Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.

Игры на различие тембровой окраски.

В лесу

Цель: Определить по тембровой окраске животных.

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением леса и рассказывает: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь берёзки, ёлки, ягоды. Пришла Таня в этот лес, а за ёлкой кто – то прячется». При прослушивании мелодий, дети вместе с Таней отгадывают животных, педагог меняет картинки.

Игровой материал: Таблица –« Лес», картинки зайца, медведя, лисички, кукла –Таня.

Музыкальный репертуар: «Зайка» обр.Лобачёва, «Медведь» М. Саркова, «Зайчики и лисички» Г.Фонаровского.

Музыкальный домик

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог показывает картинку – сказочный домик, в котором живут музыканты. По прослушиванию музыки дети угадывают инструмент.

Игровой материал: Музыкальные инструменты, сказочный домик, демонстрационный материал с изображением музыкальных инструментов, аудиозапись.

Игры на различие динамики .

Громко - тихо

Цель: Определить громкое, тихое звучание музыки.

Ход игры: Дети слушают музыку. Если мелодия звучит громко, то дети громко хлопают в ладоши или показывают красный квадрат. Если тихо – дети хлопают тихо или показывают серый квадрат.

Игровой материал: Два квадрата: красный – громко, серый – тихо.

Тише, громче в бубен бей.

Ход игры: Познакомить с песней «Тише, громче в бубен бей». Педагог исполняет песню, дети, чьё имя пропели ударяют в бубен громко или тихо.

Игровой материал: Бубен.

Громко – тихо запоём.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Спрятать игрушку.

Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё.

Игровой материал: Любая игрушка.

Игры на восприятие музыки.

Солнышко и тучка

Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).

Ход занятия: Детям раздаётся по одному набору карточек (солнышко и тучка) и предлагают прослушать музыкальные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них и показывают карточки.

Игровой материал: «Солнышко» - красные кружки, «тучка» - синие овалы.

Буратино.

Цель: По вступлению дети угадываю название песни. Определяют запев, припев к песне.

Ход игры: Педагог объясняет детям, что к нам в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие, дети должны угадать по вступлению. Игра может проводиться на муз. з

анятиях с целью закрепления материала.

Игровой материал: аудиозапись, картинки к муз. произведениям, Буратино (игрушка).

Песня – танец – марш.

Цель: Развивать представление о жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. Определяют «трёх китов» музыки, изображают жестами рук – песню, танец, марш.

Игровой материал: Карточки «Три кита».


Блинкова Анна Анатольевна
Музыкально-дидактические игры и пособия для развития музыкальных способностей дошкольников

Являются необходимым для обучения детей дошкольного возраста музыке . Посредством музыкально – дидактических игр и пособий активизируются музыкальные способности детей . Данные игры и пособия способствуют активному восприятию музыки дошкольниками , в доступной форме приобщая их к основам музыкального искусства .

Второй слайд

Цель :

1. Развить музыкальные способности средством музыкально дидактических игр и пособий .

2. Приобщить детей дошкольного возраста к основам музыкального искусства , расширить их музыкальный кругозор .

Третий слайд

Задачи :

1. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской) .

2. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, учить уметь различать их в предлагаемых музыкальных произведениях .

3. Развивать музыкально-сенсорные способности , активировать слуховое восприятие детей.

Четвёртый слайд

Различие между музыкально-дидактическими пособиями и играми .

Музыкально -дидактическая игра имеет игровой сюжет, игровое действие правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий .

Музыкально-дидактическое пособие в качестве учебного применяется в основном на музыкальном занятии . Они включают зрительную наглядность : карточки, картинки с передвижными деталями, медиа-файлы.

Пятый слайд

Классификация музыкально-дидактических игр .

К первой относятся игры , которые дают детям представление о характере

музыки (веселая, грустная, музыкальных жанрах (песня, танец, марш) .

Во вторую включены игры , цель которых – дать представления о содержании музыки , о музыкальных образах .

Третью группу составляют игры , которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности .

Шестой слайд

Применение музыкально -дидактических игр и пособий :

1. В процессе пения.

2. В процессе слушания музыки .

3. В процессе ритмических движений.

4. В процессе игры на музыкальных инструментах .

Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений . Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней :

а) обучающей задачи;

в) правил;

г) игровых действий.

Виды музыкально–дидактических игр :

1. Для развития высотного слуха .

2. На развитие тембрового слуха .

3. На развитие диатонического слуха.

4. На развитие памяти и слуха .

5. На развитие детского творчества .

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том , что они воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом .

В своей работе я применяю следующие игры :

Восмой слайд

Игра «Солнышко и тучка»

Цель : развивать у детей представления о различном характере музыки .

Девятый слайд

Дидактические материалы :комплект карточек «Солнышко улыбается» «Дождик» .

Музыкальный материал : Весёлая музыка и грусная .

Дети, прослушав музыку , показывают карточку «Солнышко улыбается» или «дождик» .

Десятый слайд

Игра «Что делает Маша?»

Цель : Развитие у детей способности различать музыку разного характера

Дидактический материал : Карточка «Домик» (большая карточка) и маленькие карточки Маша спит, Маша танцует,Маша плачет,Маша играет

Ход игры взрослый предлагает детям посмотреть на картинку где нарисован домик Маши а что она там делает вы узнаете сами когда услышите музыку . звучит музыка характеризующая занятие маши После прослушивания музыки дети выбирают карточку соответствующую характеру услышанного произведения. колыбельная моцарт игра клоуны кабалевского танец вокализ рахманинов.

Музыкально дидактическая игра струнные ударные шумовые музыкальные инструменты (Для более старших клавишные)

Цель : познакомить со струнными ударными и шумовыми музыкальными инструментами учить классифицировать их группируя на основе общих признаков,развивать образное и логическое мышление внимание и речь.

Дидактический материал :большие карточка «Белоснежка и гномик» маленькие карточки «Шумовые инструменты» , «Ударные инструменты» «Струнные инструменты» «Клавишные инструменты»

Воспитатель раздаёт карточки с музыкальными инструментами детям , рисунком вниз. Затем ведущий рассказывает сказку про гномика и Белоснежку и предлагает помочь гномику определить где и какие инструменты шумовые ударные струнные или клавишные (дополнительно)

Игра «Музыкальный домик »

Цель : научить детей различать жанры музыки песню (грустную, весёлую, марш, танец.

Дети, сидя на стульчиках, и смотрят видео-игру : на экране показаны домик и четыре окошка. Звучит музыка :

1. Колыбельная : открывается окошко с рисунком спящего ребёнка, звучит музыка . Дети отвечают на вопросы педагога.

2. Песня «Раз ладошка , два ладошка » : открывается окошко с поющей девочкой. Дети отвечают на вопросы педагога.

3. Марш : открывается окошко с шагающими солдатами. Дети отвечают на вопросы педагога.

Музыкально дидактическая игра «Птица и птенчики»

Цель : научить детей различать высокие и низкие звуки

Дидактический материал :большая не цветная картинка и три маленькие цветные разрезанные картинки музыкальный инструмент .

Ход игры

Взрослый даёт двум детям чёрно-белые картинки, напоминает игрокам голос птицы (нажимает нижнюю клавишу) и голоса птенчиков (нажимает верхнюю клавишу) . Ведущий берёт картинку и поворачивает к себе, нажимает на клавишу и спрашивает : «Кто поёт птица или птенчик?» . После правильного ответа дети получают карточку и закрывают ею часть изображения большой карточки.

Слайд 18 игра «угадай настороение Алёнки»

Цель : развитие у детей внимания , умения различать эмоциональный настрой речи и передавать голосом определенное эмоциональное состояние, настроение.

Дидактический материал : карточки с мимикой (страх, удивление, радость, печаль, злость) .

Ход игры

Водящему ребёнку взрослый показывает мимическую картинку (страх, удивление, радость, печаль, злость и т. д.) ребёнок встаёт в центр Дети двигаются по кругу, напевая песенку. Последние две строчки поёт ребёнок водящий показывая эмоцию с картинки обращается к тому, кого выберет из круга. Партнер должен отгадать эмоцию с картинки. Если задание выполнено правильно, то игру продолжает ребенок, который отгадывает. Водящий меняется, игра продолжается с использованием другими мимическими картинками.

По кружочку я иду дети поют идя по кругу

И песенку пою

Ну, а ты не зевай,

Настроенье угадай дети останавливаются

Ай-ай-ай, ай-ай-ай, поёт водящий ребёнок.

Настроенье угадай. Говорит с мимикой

В результате систематического использования на музыкальных занятиях музыкально -дидактических игр и пособий у детей повысился интерес к музыке . Дети внимательно слушают музыку и эмоционально откликаются на контрасные произведения, различают на слух не только высокие и низкие звуки, но и определяют звучания различных инструментов, разбираются в жанрах музыки .

Публикации по теме:

«Казачий край». Модифицированная программа развития музыкальных способностей дошкольников Цель программы: Формирование у дошкольников общего представления об истории и культуре Донского края, средствами музыкального фольклора.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

"Теремок" - развитие звуковыстного слуха. "Сколько нас поет" - умение слышать кол-во звуков. "Мама и детки" - развитие звуковысотного.

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать.

Поделиться: