Игры по формированию толерантного взаимодействия. Игра-практикум « Учимся толерантности.» классный час (3 класс) на тему

Упражнение «Сходства и различия».

Ведущий: Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.

Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

  • - Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
  • - Национальность влияет на взаимоотношения людей?
  • - Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
  • - Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д.

Вывод: В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности - этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.

Упражнение «Доставь радость».

Группа сидит в кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных - доставить ему радость. Можно его похвалить, подарить ему что-то.

Тому, чей подарок больше всего понравился сидящему в центре, он дарит в награду свою улыбку.

Тот, кому адресована улыбка, выходит в центр круга, садится на стул. Теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

Упражнение «Сотворение чуда».

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке» - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Упражнение «Кораблекрушение».

Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.

Есть еще такое упражнение: Вы находитесь посреди океана на корабле, который медленно идет ко дну. Радио связь не работает. Все пассажиры уже заняли места на спасательных шлюбках, осталась только одна свободная шлюбка. Для того, чтобы в безопасности добраться до берега, нельзя превышать загрузку этой шлюбки - на ней есть место только для провианта и 6 человек.

На корабле остались:

(м - мужчина, ж - женщина).

Врач-диетолог (ж).

Политик (м).

Олимпийский гребец с поломанной рукой (м).

Эксперт-лингвист (ж).

Беременная женщина (ж).

Учитель географии (ж).

Яхтмен - любитель (ж).

Генерал в отставке (м).

Полицейский (м).

Первоклассный повар (м).

Лидер скаутов (м).

Гимнастка (ж).

Адвокат (м).

Электрик (м).

Механик (м).

Медсестра-пенсионерка (ж).

В течении 40 минут обсудите в группах, кого из перечисленных выше людей, необходимо взять на спасательную лодку. Не забудьте, что на лодке только 6 мест!".

Это проективный тест, одна из его версий. Первоначальный вариант был у немецких психиатров нацисткой Германии. Это - американская версия.

  • 1. Спасение врача-диетолога - голосующие за, не воспринимают стрессовые ситуации в серьез, склонны к психосоматике, озабочены здоровьем и продолжением рода.
  • 2. Спасение политика - за: формалисты, ориентированные на имидж и карьеру.
  • 3. Спасение чемпиона - за: ориентированные на прошлое, не заинтересованные в развитии, обижаются, если их прошлые заслуги не учитываются и т. д., и т. п.

Упражнение «Добрый день, шалом, салют!».

Цель: Познакомиться с приветствиями разных народов.

Время проведения: 10 минут.

Этапы игры:

Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов группы Вы расширите список слов-приветствий). Если Вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку среди прочих приветствия, «родные» для участников.

Попросите участников начать игру, встав в круг.

Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит не глядя по одной.

Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

Упражнение «Я знаю, что тебе приснилось».

Цель: «прочувствование» другого человека, получение опыта эмпатических переживаний.

Правила проведения упражнения: Каждому участнику группы выдается столько карточек, сколько присутствует людей на занятии минус одна.

Инструкция:

Всем хорошо известна пословица «Чужая душа потемки». Когда так говорят, обычно имеют в виду скрытые мысли людей. Но, пожалуй, еще большими потемками являются образы чужого подсознания. Давайте проверим, насколько мы способны проникнуть в мир чужого подсознания и понять его. В течение двух минут молча посмотрите на людей, сидящих в нашем кругу. Кого-то, как вам кажется, вы уже неплохо изучили, кто-то до сих пор является для вас загадкой. Подумайте: что каждый из присутствующих здесь людей мог бы... увидеть во сне? Каковы наиболее характерные для его снов образы? Что он, по вашему мнению, чаще всего видит во сне?

У каждого из вас имеются карточки. На одной стороне карточки подпишите имя члена группы, а на другой напишите свой ответ на вопрос: «Что этот человек видит во сне?». Если вы считаете, что какой-то человек редко видит сны или практически не запоминает их, то так и напишите. Заполните карточки для всех членов группы.

Время на работу: 30-40 минут.

По окончании этой процедуры карточки складываются на столике ведущего вверх той стороной, на которой написано имя участника. Когда все участники закончат работу, карточки раздаются адресатам.

Поднимите руки те, кто обнаружил в одной или нескольких карточках правильно угаданные ваши сны. Хорошо! Теперь, даже если предположения ваших товарищей о ваших сновидениях абсолютно не совпадают с реальным содержанием ваших снов, все-таки поработайте с этими карточками: сгруппируйте их по темам и подумайте над тем, что у вас получилось.

Обсуждение результатов этой игры может оказаться очень интересным. Если в группе найдется хотя бы один человек, в отношении сновидении которого другим участникам удалось добиться «точного попадания» в одном или нескольких случаях, это уже замечательный повод для анализа способов такого угадывания. Что подсказало «прорицателю снов» правильный ответ? Может быть, в поведении «сновидца» есть нечто, позволяющее «увидеть» его сны? Любопытно получить и от того, и от другого истолкование образов угаданного сна (не преминув напомнить участникам группы знаменитое фрейдовское высказывание: «Сны - царский путь к бессознательному»).

С одной стороны, это упражнение из арсенала средств тренинга сензитивности, но с другой - оно также задействует механизм обратной связи. Предположения других людей о тех снах, которые мы видим, - это еще и способ отражения ими нас как личностей. Особенно ярко это может выявиться в том случае, когда обнаруживается какое-то сходство в прогнозах наших снов.

Классификация карточек, проводимая участниками по просьбе ведущего, позволяет выявить преимущественную тематику снов, приписываемых человеку, и независимо от правильности или неправильности угадывания увидеть особенности восприятия этого человека группой.

Возраст: дошкольный.

Цель: развитие толерантности, эмпатии.

Воспитатель объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».

Игра «Конкурс хвастунов».

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: «Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться.

Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Игра-практикум

« Учимся толерантности.»

для обучающихся 3 «Б» класса

учитель начальных классов

р.п. Дмитриевка 2015 г

Классный час : “Учимся толерантности ” (3 класс)

Цель : формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Задачи:

  • Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  • Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

1. Проблемная ситуация.

Классный руководитель. Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.)

А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился?

Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашего занятия звучит так: «Учимся толерантности, или Учимся сочувствовать».

2. Беседа «Что такое толерантность?»

Классный руководитель. Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

Кто из мальчиков прав? (Никто.)

Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)

Кто назовет другие черты толерантного человека?

(Учащиеся высказываются.)

Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?

(Дети высказываются.)

Учитель:

Все люди на свете разные,
Непохожие, своеобразные,
И чтобы ты их смог понять
Нужно в себе уважение к людям воспитать.

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди...

Учитель: Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли войны, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга.

(На глобус - модель (по экватору) прикрепляются силуэты человечков, на которых написали качества характера) :

  • Добрый
  • Умный
  • Смелый
  • Сильный
  • Улыбчивый
  • Преданный
  • Честный...

Учитель: Всеми этими качествами может обладать только толерантная личность, и тогда на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. На нашей планете живут разные люди, но все они должны уважать друг друга.

Как вы думаете, как давно появилось понятие толерантная личность?

Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

16 ноября является Международным днем толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно

3. Упражнения на развитие толерантности

Классный руководитель. Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.

«Аплодисменты»

Попрошу встать тех, кто умеет:

Кататься на роликах;

Вышивать;

Сочинять стихи;

Играть в футбол;

Танцевать;

Плавать и т. д.

(Остальные учащиеся аплодируют.)

«Это здорово!»

Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)

Упражнение "Камушек в ботинке"

Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

3. Проблемные ситуации

(Учитель делит класс на три группы. Каждая группа разыгрывает проблемную ситуацию. Затем учащиеся обсуждают, как сделать поведение в таких ситуациях толерантным.)

1. «В семье»

Мама увидела в окно, что ее дочь общается с девочкой Валей, о которой окружающие плохого мнения. Когда дочка вернулась домой, между ней и мамой состоялся разговор. Мама сказала, что она не хочет, чтобы ее дочь общалась с Валей, так как боится, что о ней (дочке) станут говорить тоже плохо. Как поступить девочке? Что сказать в ответ?

2. «В школе»

Между двумя мальчиками завязалась драка, один из них случайно ударил оказавшегося рядом одноклассника - удар предназначался не ему. Как поступить обиженному?

3. «На улице»

Девочка пришла в магазин и встала в очередь. Через некоторое время в магазин зашла пожилая женщина явно не в настроении и начала громко возмущаться: «Что за молодежь пошла, ты им слово, а они тебе сто в ответ. Грубые, невоспитанные, места никогда не уступят. А вот мы совсем другими были». Как себя вести девочке?

4. Заключительное слово

Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно , но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Почему мы иногда подсмеиваемся друг над другом? Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы . Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.

Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом: (читаем хором с экрана)

Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе – в этом наша сила!

5. В конце занятия дети оформляют «дерево толерантности».


Приложение III .
Ролевые игры на толерантность межэтнического взаимодействия

1. Ролевая игра

Цель: Анализ ситуации интолерантного поведения.

Этапы игры:

1. Информирование: "История Натальи А., 42 года"

Я уже 20 лет работаю заведующей банно-прачечным комбинатом в г.Екатеринбурге, очень люблю свою работу и стараюсь сделать все, чтобы моим посетителям было удобно и спокойно. Недавно был поставлен вопрос о моем увольнении, причиной стала следующая история.

Наш город – это переход между Европой и Азией. К нам приезжают и остаются жить люди разных национальностей. В последнее время в моем микрорайоне появились люди, которые ведут бродячий образ жизни. Их женщины, посещая баню, моют здесь своих детей, стирают белье.

Я не раз слышала жалобы местных женщин на грязь от этих женщин. Но предпочитала не вмешиваться, считая, что недовольство уляжется само собой. Но месяц назад в женском отделении началась потасовка, перешедшая в серьезную драку с использованием тяжелых тазов. Я не стала ждать, когда местные власти решат проблему мигрантов на городском уровне и урегулировала возможные конфликты на своей территории, приняв решение о раздельном посещении бани: по вторникам, четвергам баня открыта для приезжих, а в остальные дни – для местных.

Как только это решение дошло до главы администрации нашего района, был издан приказ о моем увольнении. В личной беседе (а мы знакомы и работаем вместе с ним уже много лет) он поддержал меня, но заявил, что опирается на Конституцию и равенство всех перед законом, а мое решение может расцениваться как расизм. И не уволив меня, он рискует остаться без рабочего места.

Моя семья, родные и друзья считают, что я борюсь с ветряными мельницами, так как решение проблемы межнациональных конфликтов – это дело государства, а не отдельных людей вроде меня. Я же пытаюсь на своем уровне сделать все возможное для защиты прав российских граждан, а главное для предотвращения кровопролития. Неужели за это увольняют?

Наталья А. – заведующая банно-прачечным комбинатом

Глава Администрации

Местные женщины

Приезжие женщины

Дети приезжих женщин

Уполномоченный по правам человека

Журналисты

Друзья Натальи А.

Соседи Натальи А.

Семья Натальи А.

Городская общественность

2. Деловая игра "Конфликт на промышленном предприятии"

Цель: Ознакомить с конфликтными ситуациями, возникающими на промышленных предприятиях в период их реконструкции, научить распознавать причины и виды конфликтов, а также находить возможные варианты их решения.

Этапы игры:

1. Информирование: Акционерное предприятие, выпускающее продукцию химического профиля (например, моющие средства), оказалось на грани банкротства. Продукция предприятия из-за низкого качества и высокой себестоимости не выдерживает конкуренции на рынке сбыта. Для рентабельной работы предприятия необходимо принять следующие меры:

а) заменить устаревшее оборудование на новое;

б) сократить примерно на половину число работников;

в) повысить квалификацию оставшимся работникам;

г) найти (привлечь) дополнительное финансирование;

д) радикально перестроить всю структуру предприятия. На предприятии работают 100-150 человек. Все работники подразделяются на следующие категории:

а) административно-управленческий аппарат;

б) работники предпенсионного возраста;

в) женщины, имеющие малолетних детей;

г) все остальные работники.

Все работники являются акционерами своего предприятия.

2. Участники игры.

1. Генеральный директор предприятия.

2. Технический директор.

3. Менеджер по финансам.

4. Управляющий персоналом.

5. Председатель профсоюзного комитета.

6. Представители всех категорий работников (а, б, в, г).

7. Группа экспертов.

3. Условия игры. Проходит общее собрание работников предприятия, на котором разворачивается дискуссия о путях и методах реконструкции предприятия.

1. Генеральный директор открывает собрание и в общих чертах докладывает о сложившейся ситуации.

2. Технический директор говорит о необходимости внедрения прогрессивной технологии, предлагает свои варианты реконструкции предприятия.

3. Менеджер по финансам предлагает возможные варианты привлечения дополнительного финансирования, необходимого для проведения реконструкции предприятия и решения кадровых вопросов.

4. Управляющий персоналом высказывает свое мнение о путях решения кадровых проблем.

5. Председатель профкома отстаивает права работников предприятия и предлагает свои варианты решения проблемы.

6. Представители всех категорий работников стремятся защитить своих коллег и высказывают свою точку зрения по поводу реконструкции предприятия.

7. Генеральный директор подводит итоги прошедшей дискуссии.

Обсуждение игры: Высказывания экспертов по проблемам реформирования предприятия и о ходе прошедшей дискуссии. Общее обсуждение прошедшей игры.

3. Игра-тренинг " Межэтнический конфликт в Югославии".

Цель: Ознакомить с конкретной конфликтной ситуацией, возникшей между просербским правительством Югославии и Косовскими албанцами; определить причины возникновения конфликта и формы его проявления; найти возможные варианты урегулирования и разрешения конфликта.

Этапы игры :

1. Информирование: Автономный край Косово входит в состав Сербской республики (Югославия). 90% населения края составляют этнические албанцы и лишь 10% - сербы. Косовские албанцы стремятся отделиться от Сербской республики и создать свое независимое государство. Центральное просербское правительство всячески препятствует отделению Косова, мотивируя это тем, что этот район является исконно сербской территорией - колыбелью зарождения сербской нации. Конфликт развивается и временами переходит в вооруженные столкновения между албанскими повстанцами и сербской полицией. Международная организация (ООН) принуждает конфликтующие стороны сесть за стол "переговоров".

2.Распределение участников игры.

1. Представители сербской делегации на переговорах.

2. Представители делегации Косовских албанцев.

3. Представители (наблюдатели, посредники) делегации ООН.

4. Группа экспертов.

В каждую делегацию входят два-три человека во главе с председателем.

3. Условия игры. Проходят переговоры между делегацией Сербии и делегацией Косовских албанцев. В качестве посредника на переговоры приглашены представители ООН.

1. Переговоры открывает один из представителей ООН. Он кратко знакомит присутствующих с возникшей в ходе конфликта обстановкой в регионе, возможными негативными последствиями его эскалации и задачами, которые предстоит решить в ходе открывающихся переговоров.

2. Стороны поочередно вносят предложения по урегулированию конфликта и высказывают свои аргументы "за" и "против" тех или иных предложений.

3. В ходе переговоров представители ООН с целью сближения позиций сторон вступают в дискуссию и предлагают варианты решения проблемы.

4. В ходе игры участники могут меняться ролями и привлекать еще не задействованных в игре участников.

Обсуждение игры:

1. Оценка экспертами уровня компетентности договаривающихся сторон и посредников, высказывание вариантов урегулирования конфликта.

2. Участники игры-тренинга, исходя из существующих противоречий и притязаний сторон, определяют виды (подвиды) межэтнического конфликта.

3. Общее обсуждение прошедшей игры-тренинга.

Замечание:

В предложенной разработке игры-тренинга "Межэтнический конфликт" могут быть использованы и другие (реальные или вымышленные) конфликтные ситуации (например, Абхазский конфликт, конфликт в Нагорном Карабахе и др.).

III . Упражнения на сплоченность участников.

1. "Солнце светит для тех, кто..."

Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.

Время проведения : 15 минут.

Этапы игры:

1. Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

2. Цель стоящего в центре - снова получить стул, на который можно сесть.

3. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

4. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: "Солнце светит для каждого, кто..." Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: "Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы". Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. ("Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански...") Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.

5. Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.

Обсуждение игры:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно "родственных душ"?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

2. "Кто родился в мае…"

Цель: Участники получают богатую информацию друг о друге.

Время проведения : 20 минут.

Этапы игры:

1. Группа рассаживается по кругу.

2. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.

3. Ход игры. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо Ваше высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: "Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!"

4. Темп игры должен возрастать. Подбирайте утверждения таким образом, чтобы они относились ко многим участникам. Предлагая вопросы и называя действия, учитывайте возраст и темперамент членов группы. Ниже представлены возможные варианты Ваших высказываний:

У кого голубые глаза - трижды подмигните;

Чей рост превышает 1 м 80 см, пусть изо всех сил крикнет "Кинг Конг!";

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

Кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;

Кто любит собак, должен трижды пролаять;

Любящие кошек скажут "Мяу!";

Те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание:

они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически, как у него;

У кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это никого не касается;

Кто пьет кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул;

Кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: "Я это оспариваю!";

У кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;

Замужние (женатые) опишут рукой в воздухе большую восьмерку;

Пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

Тот, кого принуждали пойти в эту группу, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: "Я не позволю себя заставлять!";

У кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);

Кто рад, что попал в эту группу, громко скажет "А!";

Кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

Кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

Тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

Регулярно занимающиеся йогой продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас;

Кто не переносит табачного дыма, громко крикнет: "Курить - здоровью вредить! Курение опасно для вашего здоровья!";

Те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко причмокнут;

Кто порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг своего стула;

Кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: "Хватит!"

3. "Четыре угла - четыре выбора".

Цель: Повышение уровня сплоченности участников.

Время проведения : 30 минут.

Этапы игры :

1. Информирование . Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.

2. Члены группы становятся на середину комнаты.

3. Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.

4. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).

5. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времен года.

6. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.

7. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.

8. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

Обсуждение игры:

Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?

Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?

Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?

Замечания:

Возможные варианты записей:

Инструменты: молоток, пила, клещи, игла;

Города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;

Напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;

Животные: лев, антилопа, змея, орел;

Здания: вилла, бунгало, замок, храм;

Знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс.

4. "Сменяющиеся команды".

Цель: получения опыта общения и взаимодействия в разных командах.

Время проведения : 30 минут.

Этапы игры:

1. Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните, например, "Четверки!". Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.

2. Как только команды появились, назовите действие, которое должны выполнить игроки, например, "пожмите каждому руку и представьтесь друг другу", затем подайте следующий сигнал.

3. Следите за тем, чтобы каждый раз по Вашему сигналу образовывались новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.

4. Возможные варианты раундов представлены ниже:

"Тройки!" - участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;

"Шестерки!" - игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;

"Четверки!" - все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;

"Пятерки!" - игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;

"Семерки!" - попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;

"Двойки!" - игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;

"Восьмерки!" - каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.

5. В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: "А-а-а!"

Цель: потренироваться в высоком уровне взаимодействия между друг другом и усилить чувство принадлежности к группе.

Время проведения : 30 минут.

Этапы проведения игры:

1. Предложите участникам походить по помещению, сделать два-три несложных упражнения. Объясните, что физическая активность способствует умственной деятельности.

2. Первый раунд: "Найдите всех участников, которые родились в той же части страны или света, что и вы. Это нужно сделать как можно скорее..." (Если в вашей группе занимаются люди из одного города, искать друг друга могут жители одного района, округа и т. п.) Следите за тем, чтобы участники выполняли задание действительно быстро! Как только образуются соответствующие команды, предложите каждому ее участнику вкратце рассказать о месте своего проживания. В таком случае Вы будете уверены, что задание выполнено верно.

3. Второй раунд: "Быстро найдите игроков, которые родились под тем же созвездием, что и вы..." Образовавшиеся команды можно попросить показать свое созвездие.

4. Третий раунд: "Найдите как можно быстрее всех участников, у которых столько же братьев и сестер, сколько и у вас. Единственные дети собираются в свою команду..."

Варианты:

Другие признаки, по которым могут составляться команды:

Сходная жизненная ситуация или похожий род занятий (для облегчения задачи Вы можете сами предложить несколько вариантов);

Одинаковый цвет глаз;

Одинаковое настроение;

Общий любимый цвет.

6. "Машина с характером".

Цель: сплочение группы и сделать из нее настоящую команду.

Время проведения : 20 минут.

Этапы игры:

1. Расскажите о целях игры. Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать.

2. Попросите одного добровольца (игрок № 1) выйти на середину круга и скажите ему: "Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами".

3. Когда игрок № 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью.

4. Игрок № 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок № 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит "Ах" и "Ох", то игрок № 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок № 1 говорит "Ах", разводить руками, а при заключительном "Ох" один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку № 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить "Ау", причем для своего "Ау" выбрать момент между "Ах" и "Ох".

5. Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоорди-нированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

6. Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

Смогла ли группа создать интересную машину?

Функционировала ли машина некоторое время без перебоев?

В какой момент вы стали деталью машины?

Как вы придумали свои действия?

Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы?

Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

Трудно ли было разобрать машину?

Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т. д.

7. "Передача ритма".

Цель: игра помогающая начать и закончить групповую работу.

Время проведения : 10 минут.

Этапы игры:

1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.

2. Участники легко держат друг друга за руки.

3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

4. Теперь скажите игрокам примерно следующее: "Сжатые руки - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше".

5. Когда первый раунд завершен. Вы можете предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду предлагайте слегка ускорять темп игры.

6. В заключение участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

Варианты:

"Многократные импульсы": после того как Вы отправили рукопожатие, пошлите вслед за ним второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.

В группе из двенадцати человек Вы можете успеть отправить порядка пяти "импульсов", пока первое рукопожатие не вернется. В более многочисленной группе одновременно можно пускать еще больше импульсов. Проверьте, сколько импульсов к Вам на самом деле возвращается. Попробуйте одновременно отправить по импульсу в оба направления.

Картотека игр на тему

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

«Имена»

Взрослый по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу»

Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя»

Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Взрослый предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры - обсуждение: -

Легко ли было хвалить себя? -

Кого вам легче хвалить, себя или других? -

Кто вас хвалит? -

Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -

Вы любите хвалить других?

«Моя улица»

1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Взрослый записывает или запоминает названия улиц. 2 часть. Взрослый говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то взрослый называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

«Домино»

Первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения:

Что нового узнали друг о друге;

Что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

Что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Все мы разные»

Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого.Взрослый: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом - в другой.

Цель : воспитывать у детей симпатию к сверстникам разных национальностей, вызвать желание дружить с ними; учить ценить такие качества, как доброжелательность, заботливость, дружелюбие, трудолюбие.

Игровая задача: дети, на которых укажет «волшебная» палочка, должны быстро ответить на вопрос воспитателя: «А вы хотите дружить с... ?», заслужить одобрение всех играющих в виде аплодисментов.

Игровое действие. Согласие с ответом дети выражают аплодисментами, несогласие - легким постукиванием кончиками пальцев по коленям или по краю стола («барабанные палочки»).

Правила игры . На вопрос воспитателя отвечают только те сидящие рядом двое детей, на которых указывает «волшебная» полочка. Выслушав стихотворение воспитателя, они согласуют свой ответ (да или нет), затем выясняют, кто будет говорить первым, и только после этого читают стихотворение Т. Кочиева «Дружба»1. Если ответ положительный, текст передается без изменений, если отрицательный - в последней строке добавляется частица «не». Остальные участники игры контролируют правильность ответов.

Ход игры

Воспитатель читает стихотворение (не обязательно знакомое детям), а они должны решить, хотят дружить со сверстником, о котором идет речь, или нет. При положительном ответе стихотворение осетинского поэта Тотрбека Кочиева «Дружба», которое ребята знают наизусть, читается так, как оно написано автором. Например, педагог читает стихотворение «Моя родня»2 о Коле (этим именем он сам называет героя стихотворения) русского поэта Я. Акима:

Мама с папай - моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка - родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Педагог (спрашивает). Хотите дружить с Колей?

Дети, на которых показывает «волшебная» палочка, отвечают, быстро посовещавшись.

1-й ребенок.

Дружит орел с небом,

А молоко - с хлебом,

Ручьи - с овражками,

Пчелы - с ромашками.

2-й ребенок.

Дымок голубой

Дружит с трубой.

Вместе . А мы - с тобой...

Затем педагог читает стихотворение о Кариме казахского поэта Музафара Алимбаева «Если бы не лень»1.

Объясняет всем Карим,

Говорит друзьям своим:

Я братишку бы качал,

Если б только он молчал!

Я бы снег убрать помог,

Если б только не промок.

И друзья над ним хохочут:

Все он может! Все он хочет!

Он трудился б целый день,

Если... если бы не лень!

Перед последней строкой воспитатель делает паузу, чтобы дети досказали ее сами.

Педагог. Хотите дружить с Каримом?

И те, на кого указывает «волшебная» палочка, отвечают, несколько изменив последнюю строчку стихотворения «Дружба»:

Дети. А мы - не с тобой.

Возможен и такой прием.

Воспитатель . Осетинский поэт Тотрбек Кочиев и маленький Мустай загадают сейчас вам загадку, а вы отгадайте.

Подарок

Подарили мне такое -

Ни за что не отгадать!

Ну такое, о котором

Можно лишь во сне мечтать!

Ну, такое озорное,

Неуклюжее, родное,

То, что спрыгнуло со стула,

Помахало мне хвостом,

Прямо в нос меня лизнуло

И залаяло потом.

Дети. Щенка.

Воспитатель . Скажите, эту загадку загадал добрый мальчик или злой? Почему вы решили, что он добрый? Хотите дружить с Мустаем?

И вновь «волшебная» палочка указывает на детей, и они с радостью отвечают на вопрос воспитателя, высказывая искреннее желание дружить с осетинским сверстником, как и любыми другими добрыми, трудолюбивыми, умеющими дорожить дружбой детьми разных национальностей.

Принцип подбора стихов национальных поэтов прост: они должны быть доступны детям по содержанию и форме, сравнительно небольшого размера, окрашены национальным колоритом, должны рассказывать об отношении сверстников разных национальностей к мамам, родным и близким, друзьям, родной природе, к таким явлениям общественной жизни, как война и мир.

В игру могут быть включены стихи «Великан» Г. Глушнева, «Шипа», «Братишка Кемал», «Огурец» К. Тангрыкулиева, «Посидим в тишине» Е. Благининой, «Жадина» Я. Акима, «Моя бабушка» С. Капутикян, «Сад» А. Сиххат, «Бабочка, давай дружить!» А. Сарсекова, «Мой дедушка» Р. Гамзатова, «Дом друзей» А. Дуйсенбиева.

Великан

Наблюдал я, как по мне

Шел жучок, как по стене.

Шел по рубчику-дорожке,

А потом упал в карман

И сказал:

Посплю немножко,

Не раздавишь, великан?

Я сказал:

Не раздавлю,

С детства маленьких люблю.

Дом друзей

Я из песка построил дом -

Большой, красивый дом.

Потом террасу для гостей -

Террасу с козырьком.

А дом я садом окружил,

Чтоб, с места не сходя,

Ловить гранаты и инжир

Под носом у дождя.

И все, кто загрустил чуть-чуть,

Кому друзья нужны,

Хоть на минутку заглянуть

В песочный дом должны...

Прежде чем читать последнее стихотворение, воспитатель может предложить: «А теперь послушайте, что рассказывает о себе Ермек в стихотворении казахского поэта Ануарбека Дуйсенбиева «Дом друзей». Имя сверстнику педагог выбирает сам, причем таким образом, чтобы оно соответствовало национальности поэта. Можно заимствовать имя из народной сказки, но оно должно принадлежать положительному герою. Важно, кроме того, чтобы дети слышали, как звучат имена и фамилии авторов художественных произведений, а по возможности и запоминали их. Это помогает приблизить детей к культуре того или иного народа, вызвать интерес, уважение к нему.

В игре используются стихи разных авторов из серии «Мамины помощники». Очень важно, чтобы неумелые действия малышей, стремящихся помочь любимой маме, о которых поэты пишут с улыбкой, юмором, были бы правильно оценены детьми, не вызвали бы отрицательного отношения.

Когда игра «Дружит орел с небом» хорошо освоена, воспитатель подбирает новые стихи. В дальнейшем помогает развернуть игру- драматизацию по сказке «Как птицы подружились», использовать содержание известных стихов в сюжетно-ролевой игре.

Эти занятия, методика которых разнообразна, могут строиться на материале устного народного творчества или авторских художественных произведений, принадлежащих одному и тому же или разным поэтам и писателям. При подборе стихов и рассказов желательно в первую очередь использовать произведения мастеров художественного слова тех национальностей, представители которых воспитываются в данной группе.

Логическая взаимосвязь занятий, их эмоциональный характер, опора на жизненный опыт дошкольников способствуют тому, что дети получают знания о правилах дружбы не в готовом виде, а как бы извлекают из подобранных педагогом художественных произведений. Положительно влияет на этот процесс использование игрушек (кукол в национальных костюмах, имеющих определенное имя и наделенных общечеловеческими нравственными качествами), игровых приемов и игр (подвижных, дидактических, народных, а после занятий - игр-драматизаций, сюжетноролевых, творческих по мотивам народных сказок и художественных произведений), других видов детской деятельности.

Полезным оказывается участие родителей в подготовке детей к занятиям. Папа и мама, старшие дети в семье проникаются интересами малыша, оказывают ему необходимую помощь.

(Использован материал Э. Сусловой)

Поделиться: