Метафорические ассоциативные карты «1000 дорог. Метафорические ассоциативные карты в работе психолога Карты для работы психолога

IМЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС

Г. Тула, 2016

Идея проведения 1-го межрегионального мастер-класса
«метафорических ассоциативных карты в работе психолога»
………………………..…3

Метафорические ассоциативные карты – уникальный инструмент

в психологической работе ………………………………………………………………………………………....4

Достоинства метафорических ассоциативных карт (МАК) ………………………………...6

Мастер-классы:

Беловинцева Ольга

МАК для новичков. Трудности работы с метафорическими картами………….........................7

Метафорические карты в работе кризисными состояниями

и психологической травмой…………………………………………………………………………………………...15

Влияние подсознательных установок на нашу жизнь.
Новые установки в жизни на благополучие, успех и счастье» - работа с установками при помощи метафорических карт…………………………………………………………………………………..…..20

Бойкова Ольга

Динамика Много-ОБРАЗ-и Я………………………………………………………………………….......…........23

Голобородова Виктория

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

при консультировании партнеров с проблемами в отношениях…………………………………..…27

Жданова Ирина

Дверь в себя или Как жить с удовольствием.............................................................................48

Логвинова Анна

Метафорические карты в работе с дошкольниками………………………………………………………..52

Боград Елена

Как с помощью метафорических карт стать преуспевающим психологом………………..…….64

Повседневные тайны отношений с…деньгами? …………..………………………………………..…...69

Хомякова Мария

Метафорические карты и арт-терапия – творческий союз в работе психолога……………....74

«Дверь в мир ребенка – метафорические карты в групповой

работе с детьми младшего школьного и подросткового возраста»………………………………....78

Метафора телесных ощущений – тело и образ как базовый

уровень осознания себя»……………………………………………………………………………………………….82

Краснобаева Наталья

Ребенок: аборт, принятие, рождение… Незапланированнаябеременность – как быть?…86

Метафора внутренних ресурсов:

Метафорические карты в работе с непринятым опытом и обретением ресурсов……………..94

Портянко Татьяна

Ассоциативные карты. Таро и работа с жизненными сценариям……..……………………………107

Асаулова Наталья

Никогда не поздно иметь счастливое детство…..................................................................…..111



Рассказова Елена

Маленькие детки – маленькие бедки……………………………………………………………………...…….118

Семейный альбом……………………………………………………..…………………………………………….…….121

Сундучок с приданым……………………………….………………………………………………………………….124

Статьи:

Ева Морозовская

Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы с отношениями в семье126

Владимирова Ольга Сергеевна

Метафорические ассоциативные карты в детском консультировании…………………………..129

Ольга Ромулус

Классификация карт……………………………………………………………………………………………………133

Приложение ………………………………………………………………………………………………………………135

ИДЕЯ ПРОВЕДЕНИЯ

I МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО МАСТЕР-КЛАССА
«МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТЫ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА»

Метафорические ассоциативные карты в работе психологов используются уже более 40 лет, но мода на этот метод не угасает, а наоборот, стремительно растети набирает все большую популярность. На сегодняшний день это самый востребованный инструмент в работе! И не мудрено: карты очень эффективны, ярки и привлекательны, они легко входят в нашу профессиональную жизнь, превращая нас, дае неловко сказать, в волшебников в глазах клиентов.

Многие специалисты из г. Тулы и области овладели этим волшебным инструментом и широко применяют его в своей практике, но есть и те, кто пока еще мало знакомы с удивительным миром проективных карт. Поэтому и созрела идея провести мероприятие, которое позволило бы популяризировать данный метод работы и активнее применять его в профессиональной деятельности. Основной целью мастер-класса являлось знакомство участников с практикой ведущих специалистов города и области, обмен новыми идеями и перспективами, да и просто организация праздника – праздника творчества, профессионального роста и обмена опытом!



Осуществить идею проведения первого мастер-класса помогла «Тульская региональная общественная организация содействия развитию новых профессиональных технологий», которую возглавляет Белынцева Е.В. и активные ее члены: Боград Е.Э., Беловинцева О.В., Хомякова М.А., Рассказова Е.В., Портянко Т.Ю. На мероприятие были приглашены специалисты города Тулы и области, но принять участие изъявили желание и специалисты других регионов: г. Москвы, г. Курска, г. Серпухов, г. Калуга, г. Рязань и др. Так, региональный мастер-класс перерос в межрегиональное мероприятие, которое сплотило профессиональное сообщество психологов в познании работы с метафорическими ассоциативными картами!

Организаторы регионального мастер-класса приложили огромные усилия, чтобы мероприятие было насыщено, интересно и познавательно. Площадку для обмена опытом было предоставлено специалистам г. Москва, г. Тула и г. Новомосковск. Для того, чтобы участники смогли приобрести необходимый психологический инструментарий была организована выставка-продажа методической литературы и пособий, любезно предоставленная главным партнером – издательством психологической литературы «Генезис» г. Москва, руководителем которого является Мухаматулина Екатерина Александровна.


Итоги проведения регионального мастер-класса освещаются в данном сборнике, где подробно описана работа всех площадок мероприятия. Надеемся, что данный материал поможет вам в вашей профессиональной деятельности!

С каждым годом Метафорические Ассоциативные Карты (МАК) стали всё больше завоёвывать популярность у психологов и психотерапевтов, а также у других представителей помогающих профессий.

Можно со смелостью утверждать, что МАК — это новый глоток воздуха в океане психологических модальностей, методик и инструментов. И действительно, не смотря на очевидность и простоту картинок, глубина и эффективность работы через проективный инструмент даёт о себе знать на первой же консультации или же на первых минутах семинара.

Владея основными принципами и нормами при работе с клиентами через МАК, можно добиться значимых результатов. К тому же Карты обладают прекрасными преимуществами, что выдвигает этот инструмент далеко вперёд. Например:

  • Карты, если правильно с ними работать, абсолютно безвредны и безопасны для клиентов.
  • Карты работают в настоящем времени. Всё, что видит на них клиент, то ровно так и происходит внутри у клиента. Если в процессе работы произошли какие-либо изменения, то, соответственно, меняется и восприятие клиента, что отражается на его интерпретации в карте.
  • Карты выявляют самое актуальное, что сокращает время выявления первичного запроса.
  • Карты не обязательно называть психотерапией, в них можно играть или проводить через них исследование.
  • Карты помогают работать как с конкретными задачами, так и с абстрактными предметами.
  • Карты можно применять как с детьми, так и с взрослыми; как с низким, так и с высоким интеллектом; как индивидуально, так и в группе.

В общем, что и говорить, Метафорические Ассоциативные карты за счёт своего широкого применения быстро влились в просторы психологии. Вместе с тем появилась целая индустрия по обучению применению карт в психологии, где показывают самые различные подходы и техники. И всё бы хорошо, только, пройдя обучение, не все студенты начинают применять МАК в своей практике.

В чём же причина подобных динамик?

Во-первых, в обучении отсутствует структура уровней восприятия клиентов при работе с картами, отсюда у специалиста отсутствует ясность того, что он делает и куда идёт с клиентом.

Во-вторых, психологи, зачастую, забывают о своей профессиональной позиции при работе с картами, и тогда клиент работает не с тем, с чем он готов, а с тем, куда привёл его психолог. И в результате, как бы работа была проделана, а клиент остался недоволен.

В-третьих, основой для хорошей работы является не инструменты психолога и не от модальности применяемых методик, а само состояние психолога, его чувственно-эмоциональное состояние. И, как правило, на обучении данный пунктик зачастую даже не обговаривается.

В-четвёртых, на обучающих группах только обучают, хотя последней формой обучения является обучение по принципу трёх слонов: Обучение — Лечение — Практика. Таким образом, информация запоминается и структурируется в сознании обучаемого.

Имея выше перечисленные недочёты, студент оказывается с целой батареей техник, но без ясности в голове. А клиент такого специалиста начинает чувствовать, что его как будто куда-то тащат. Что, в свою очередь, сказывается и как самой терапии, так и на авторитете психолога.

И, подводя итоги данной статьи, хочется пожелать будущим специалистам, которые планируют работать с Метафорическими Ассоциативными Картами, действовать предельно аккуратно и не спешить. А на обучающих курсах по МАК чаще задавать вопросы ведущему семинара. Ведь от этого зависит и ваше самочувствие, и самочувствие вашего клиента.

Предмет курса

Предметом изучения данного курса является работа психолога с помощью метафорических карт. Это то, чему будут посвящены ближайшие 200 страниц текста.

Глубина изложения предмета курсом

  • Кто-то хочет, к примеру, научиться водить автомобиль.
  • Кто-то желает не просто водить, а побеждать в гонках.
  • Другой планирует водить, побеждать и самостоятельно ремонтировать.
  • Четвертый уже все это умеет и решил освоить тюнинг.
  • Пятый мечтает стать инженером и научиться создавать автомобили.

Каждый из этих людей нуждается в разных по подробности моделях такого предмета, как автомобиль.

Угодить всем невозможно. Подробная модель окажется слишком сложной для того, кто хочет побыстрее и попроще. В свою очередь простая покажется примитивной любителю разобраться как следует.

Поэтому, прежде чем начать писать, любой автор должен сделать выбор.

Все обучающие курсы по метафорическим картам в России - это обучение вождению. Вот газ, вот тормоз, вот техника для поворачивания направо, вот техника для паркования. Покупай колоду и трогай. Что там под капотом - не твое дело.

Я решил сделать что-то противоположное, потому что сам в свое время нуждался именно в фундаментальном руководстве. Я тогда даже не был психологом.

Таким образом, берясь за написание этого курса, я исхожу из двух допущений:

  1. Вы почти ничего не знаете о метафорических картах.
  2. Вы почти ничего не знаете о психологии.

Это курс для чайников. Начнём мы с первого пункта. С метафорических карт.

Что такое метафорические карты?

Метафорические (проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона с нанесёнными на них рисованными или фотографическими изображениями.

Вот, например, колода метафорических карт “Тан Ду”.

Чаще всего метафорические карты выполнены в формате игральных с одинаковой для всех обложкой, хотя бывает по-разному.

На данный момент мне известно примерно о 80-ти различных более менее популярных колодах, которые выпускаются в Германии, Израиле, Голландии, России и Украине.

Сами по себе метафорические карты никакой ценностью не обладают. Если дать вам колоду, вы и за 10 лет не поймете, как извлечь из них пользу. Карты всего лишь инструмент. Они становятся полезны только в руках того, кто знает что с ними делать. Это может быть любой человек с одной важной особенностью - он должен разбираться в психологии. Поэтому картами пользуются в основном психологи.

Для чего же им эти карточки с картинками?

Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека. Это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.

Простой пример. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту:

Взгляд на нее наверняка вызвал в вашем сознании понимание, что перед вами изображение стула. Вам кажется это естественным. На самом деле все не так просто. Если вы покажете ту же карту младенцу, он не увидит на ней стул. Для него это будет просто твердая бумажка с цветными пятнышками, возможно съедобная. Тоже самое произойдет при предъявлении карты представителю примитивного племени откуда-нибудь с Амазонки.

Понимаете? Вы видите на карте стул только потому, что стул уже есть в вашей голове. Так устроено человеческое восприятие - мы видим, слышим, обоняем, чувствуем только то, что знаем.

Когда корабль Колумба приплыл к островам в Тихом океане, находящиеся на берегу индейцы не обратили на него внимания. Им показалось что это какая-то странная маленькая лодка. Они просто не представляли, что такое европейский корабль и какого он размера. В их опыте не было ничего похожего кроме их собственных лодченок, поэтому они и решили, что к ним в бухту заплыла такая же лодка и очень удивлялись как на ней поместилась такая прорва испанцев.

Вот именно с содержимым памяти человека, с его личным опытом, а в целом с нейронными связями в его мозгу и позволяют работать метафорические карты.

Каждая метафорическая карта - это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога.

Образы, смыслы, извлекаемые из памяти человека с помощью метафорических карт, в дальнейшем мы будет называть материалом.

Про манипуляции поговорим позже, а сейчас посмотрим, как происходит сам процесс вызывания материала в сознание с помощью метафорической карты. Заодно освоим первую технику, которую я называю “Искренний разговор обо мне”.

Техника: Искренний разговор обо мне

Здравствуйте! Меня зовут Затей. Мне 32 года. 4 из них я работаю психологом-консультантом в одном из московских центров. Психологическое образование я получил в Российском университете дружбы народов на кафедре “психологическое консультирование”. Но по основному образованию я химик-технолог нефти и горючего. Я не женат, детей нет. В свободное время танцую хастл, посещаю секцию муай-тай. Люблю научную фантастику, пару лет работал сценаристом на телевидении.

Примерно так я рассказал бы о себе, придя к вам на консультацию в качестве клиента.

После того, что вы обо мне узнали, как вы думаете, я смогу платить за ваши услуги? Я настроен на решение своих личностных проблем или мне просто некому пожаловаться? Вам вообще стоит пытаться мне помочь или лучше направить меня к психиатру?

Согласитесь, если бы вы были психолог, а я ваш клиент на первой консультации, из моего представления выше вы бы не поняли обо мне ничего действительно важного.

Именно такими и бывают абсолютное большинство рассказов людей о самих себе. Тот материал, который мы выдаём сознательно, часто лжив, неполон, состоит из социальных штампов (учился, женился, работал) и не несёт особой ценности для психолога.

Но не всегда. Сейчас я попробую рассказать о себе с помощью метафорических карт. Конкретная техника, которую я для этого использую, называется “Искренний разговор обо мне”. Я всегда использую её на первой сессии чтобы познакомиться с новым клиентом, объяснить ему принцип работы карт и изменить его внутреннее состояние на более заинтересованное и открытое.

Описание техники “Искренний разговор обо мне”

Цель техники : знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента основным способам работы с картами.

Порядок выполнения : взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх (обычно хватает штук 5-ти). Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его собственной жизни приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

Пример выполнения техники : я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику.

Вот, что у меня получилось:

Переворачиваю первую карту:

Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.

Переворачиваю вторую карту:

Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить. У меня был такой эпизод в жизни - полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями. В 27 лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию - руки до сих пор в ожогах. Всего имущества - одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги. А ещё мать, сестра и брат на содержании. Никогда не было девушки.

Переворачиваю третью метафорическую карту:

Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама. Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”. Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.

Переворачиваю четвёртую метафорическую карту:

На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.

Переворачиваю пятую метафорическую карту:

Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле - это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить. Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня. Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.

Вот и вся техника.

Как вам кажется, теперь вы знаете обо мне больше? Это значимая для психолога информация? Очевидно, что да. А если таких карт будет 20? К концу беседы вы будете знать обо мне больше, чем моя тётя из Винницы.

Эту технику я использую на самой первой сессии при знакомстве с клиентом. Выкладываю себе 5 карт, даю выбрать ему. Затем мы по очереди переворачиваем свои карты и рассказываем, что видим. Я - он, я - он...

Одновременно решаются три задачи - знакомство, создание атмосферы доверия и обучение нового человека работе с метафорическими картами. Я уже не говорю про диагностику проблем клиента. Как видите, материал поднимается важный.

А теперь посмотрите видеопример выполнения той же техники в исполнении Ники Верниковой. Смотрите с 12-ой минуты:

Опять же, клиентка озвучила очень важный материал, который другим способом получить бы не удалось.

А теперь проделайте технику “Искренний разговор обо мне” сами.

Упражнение на отработку техники “Искренний разговор обо мне”

Я прямо сейчас наугад достану для вас 5 карт из метафорической колоды Ох. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей жизни указывает эта карта?”

Чтобы увидеть лицевую сторону карты просто кликните по ней.

Первая метафорическая карта:

Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.

Вторая метафорическая карта:

Третья метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Пятая метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Ну как, получилось?

Теперь осталось попрактиковать эту технику на живых людях. Вы можете проделать это с любыми своими знакомыми или близкими. Обычно она воспринимается как интересная игра, потому что, скажем прямо, искренних разговоров в нашей жизни не так уж много, да и говорить о самих себе мы все очень любим.

Играть могут двое и более человек. Главное чтобы у вас была колода.

Если дело касается обычного среднестатистического клиента, в процессе “искреннего разговора” он интуитивно понимает как с помощью метафорической карты извлечь из себя “материал” для работы и дальше консультация продолжается без сучка и задоринки в соответствии со структурой сессии.

Но так происходит не всегда. Иногда клиенту непонятно как разглядывание карты привело к воспоминанию о том, как в детстве меня забыли в универмаге. Интуитивное понимание не приходит. Клиент смотрит на метафорическую карту и не знает что сказать. Что ж, такое тоже бывает. В этом случае передо мной встаёт задача быстро обучить его способам извлечения “материала” из своей психики.

Всего таких способов 5. Ими мы и займёмся в следующем уроке.

Домашнее задание

Выполнить технику “Искренний разговор о себе” с 5-ю разными людьми.

Резюме урока

Метафорические (проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона, с нанесёнными на них графическими изображениями.

Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции психогенных проблем человека.

Основной принцип работы метафорических карт следующий: каждая карта - это визуальный стимул, который позволяет вызвать в сознание человека смыслы содержащиеся в его психике. Эти образы и смыслы принято называть материалом.

Благодаря вызыванию материала из психики клиента в сознание с помощью карт становятся возможными манипуляции психолога с этим материалом так чтобы решить проблему клиента.

Самый простой пример извлечению материала из психики человека с помощью метафорических карт - техника “Искренний разговор обо мне”. С помощью этой техники до того незнакомые психолог и клиент знакомятся, извлекая из своей психики искренний рассказ о самих себе, очень отличающийся от того, что они рассказывали бы без карт. Заодно клиент обучается такому извлечению, что понадобится ему в дальнейшей работе.

В комплекте всего 6 разных колод-категорий. Каждая колода – это тематическая подборка специальных слов раскрывающих определенную тему.
1) Чувства и состояния
2) Страхи и опасения
3) Вторичные выгоды
4) Ценности и потребности
5) Качества и навыки
6) Действия и баланс.

Проработка этих важных тем, помогает разобраться с препятствиями на пути решения задач, найти ресурсы, опору, зоны роста человека и поставить истинные цели.
«КАРТОТЕКА психолога» как инструмент, может помочь глубже исследовать эти темы, и найти ответы на вопросы:

Чувства и состояни
я: Какие чувства я испытываю? Какие чувства не осознаю? Какие подавляю? Моя «азбука» чувств? Какие чувства хочу испытывать? Какие я могу получать приятные эмоции?
«Эмоции являются фундаментом нашего самопонимания и отношения к другим людям» — цитата.

Страхи и опасения : Какие страхи мне мешают? От чего они «защищают»? Что стоит за моим страхом? Как начать действовать?
«Человек, боящийся страданий, уже страдает от своего страха» — М. Монтень.

Вторичные выгоды: Какие выгоды я получаю от нерешенной ситуации? Какие вторичные выгоды я получаю от своего психосоматического симптома? Почему для меня это важно? Что за этим еще стоит? Как я могу получить эту пользу по-другому?
«Вторичная выгода это та польза, которая удерживает человека в проблемном состоянии, которое он получил».

Ценности и потребности : Моя система ценностей? Что для меня действительно важно? Мои приоритеты? Мои актуальные потребности? Как правильно поставить цели? Как сделать правильный выбор? Как принять правильное решение? Какие есть способы решения внутреннего конфликта? Чего я хочу?
«Быть целостной личностью – это поступать в соответствии со своими основными ценностями» — цитата.
«То, что потребность скрыта, не значит, что она не существует» — Эрих Фромм.

Качества и навыки
: Мои достоинства? Мои ресурсы? Что мне поможет? Какие качества мне нужно развить? Каким я хочу быть?
«Качества человека - это своего рода кирпичики, из которых формируется личность человека».

Действия и баланс : Что я делаю не правильно? В чем я ошибаюсь? Что мне стоит поменять в своем поведении? Что стоит делать по-другому? В чем нарушен баланс? Какой мой новый план действий?
«Чтобы иметь то, чего никогда не имел, надо делать то, чего никогда не делал» — цитата.

В методичке подробно описаны возможности работы с комплектом.
Раскрывается каждая тема, важность работы с ней и практические способы применения, как в диагностике, так и в терапии.

«КАРТОТЕКА психолога» — это инструмент, который может быть полезен в работе:
психологов, консультантов, психотерапевтов, ведущих психологических и трансформационных игр, специалистов по работе с метафорическими ассоциативными картами, а так же для людей занимающихся своим личностным ростом.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Поделиться: