Игра Го: стратегическая гибкость и счастливая жизнь. Стратегия в начале партии

В го важны и локальная тактика, и долговременная стратегия. В начале партии го (фусэки), стратегические рассуждения занимают важное место, но в процессе партии, тактика постепенно становится более значимой. Тактические манёвры часто встречаются и в начале партии, но только в связи со стратегическими намерениями.

В стратегических решениях начала партии важную роль играет интуиция. Невозможно провести точные расчёты всех ходов в фусэки, поэтому игрокам приходится опираться на своё чувство хорошего хода. Есть два принципа, которые могут помочь интуиции. Один из них – эффективность поставленного камня по отношению к другим камням, второй – баланс.

На Д.1 показана типичное фусэки. Каждая сторона обозначила свое присутствие в углах. Игра переместилась на стороны, и в будущем будет развиваться в центре.

В углу проще всего захватить территорию, по этой причине первые ходы делаются в углах. На Д.2 приведена иллюстрация этого утверждения. В верхнем правом углу потребовалось шесть камней, чтобы окружить девять пунктов территории. На левой стороне для этого потребовалось девять камней, а в центре двенадцать. Из этого мы делаем вывод, что при захвате территории, а в этом состоит цель игры, камни лучше располагать ближе к углу, а в центре их эффективность минимальна.


Заметим, что на Д.1 игроки не концентрируют свои камни в одной части доски, но распределяют их по всему полю. После обеспечения своего присутствия в углах чёрные сыграли 5, чтобы оспорить правую сторону.

На Д.3 чёрные сконцентрировали свои ходы справа вверху, а белые распределили камни по всей остальной доске. Чёрные имеют 30 неоспоримых пунктов территории, но у белых стратегическое преимущество. Позиция белых хорошо сбалансирована и их камни эффективно работают по всей доске. С другой стороны камни чёрных сконцентрированы в одной части доски. Чёрные положили все яйца в одну корзину, как говорит пословица, поэтому их позиция не сбалансирована.

Ответы на задачи

В задаче 12 спрашивалось – как построить два глаза группе из пяти белых камней? Правильный ответ – играть б.1 на Д.4 .

Белые безусловно выживают, т.к. пункты слева и справа от 1 становятся глазами. Имея два отдельных глаза эта группа не может быть захвачена.

Если очередь хода за чёрными, то они могут захватить белые камни тем же самым ходом (Д.5 ). Теперь ни одна сторона не будет ходить в этом месте, потому что понимает – камни белых захвачены.

Например, белые не могут играть 2 на Д.6 из-за того, что поставят себя в атари и чёрные захватят шесть белых камней ходом 3.

Если белые сомневаются в том, что их камни захвачены, то чёрные могут нанести атари 1 на Д.7 . Белые захватят 2. Чёрные пойдут 3 на Д.8 . Если белые захватят 4, то чёрные снова пойдут 3 и захватят семь белых камней.

Ложные глаза

Посмотрим на чёрную группу на Д.9 . Она жива или мертва? Если очередь хода чёрных, то они строят два глаза «А» и «В» ходом 1 на Д.10 .

Если ход белых, то они разрушают глаз у границы, помещая камень в точку 1 на Д.11 . Если чёрные захватывают 2, то получится позиция на Д.12 . Чёрные остались с одним глазом, т.к. пункт «А» - ложный глаз. Т.е. «А» кажется глазом, но в какой-то момент чёрным придётся занять эту точку. Например, если белые нанесут атари 1, как на Д.13 , чёрным придётся соединиться 2. Чёрные оказались с одним глазом (пункт «В» на Д.10 ) и будут захвачены следующим ходом.

Задача 13

Где играть белым, чтобы не дать чёрным построить два глаза?

«В моей жизни было достаточно разочарований - например, я хотел быть лучшим в мире игроком в го, но так им и не стал», - рассказывал в одном интервью Билл Гейтс. Правила этой древней китайской игры просты: нужно отгородить на игровой доске камнями чёрного или белого цвета большую территорию, чем противник. Стратегические принципы, которые позволяют добиться победы в го, универсальны и абстрактны. Их можно использовать в любой сфере человеческой жизни, где идёт конкурентная борьба, - например, в бизнесе. «Секрет» публикует фрагмент книги преподавателя игры Павла Авраамова «Стратегия го: Древняя игра и современный бизнес» (выходит в издательстве «Олимп–Бизнес»), в котором рассказывается, чему одна из старейших логических игр может научить предпринимателей.

Краеугольный камень стратегии го - концепция адзи. Адзи - это одновременно и скрытая угроза, и потенциальная возможность. В пору кризиса многие разглагольствуют о том, что кризис-де - это огромное количество возможностей для развития. Однако где эти возможности скрываются и как их использовать, никто точно сказать не может. Кому-то удаётся их обнаружить самостоятельно, кому-то - нет. Зато неприятные последствия накрывают всех. (Ну, кроме разве что похоронных контор - этим любой кризис нипочём).

Кризис всегда вскрывает проблемы экономического характера. Не стал исключением и 2008 год. Всё, что могло бабахнуть, но до поры до времени держалось на последней ниточке, таки бабахнуло. Как гласит закон Мёрфи, если неприятность может случиться, она непременно случится. И неожиданно мы убедились, что игнорирование собственных слабостей - путь к поражению.

В реальной жизни идея адзи проявляется множеством способов. Хороший пример - разбалансировка структуры активов и пассивов банка по срокам. Для неспециалистов поясню: пассивы - это привлечённые средства (например, депозиты вкладчиков); активы - это размещённые средства (в частности, выданные кредиты). И те и другие грубо можно разделить на три группы: кратко-, средне- и долгосрочные. Опасность заключается в том, что в какой-то момент банк может перекосить: сегодня нужно возвращать депозиты, а мы навыдавали кредитов, которые вернутся только через месяц (неделю, год, - главное, что не сегодня). Что делать?

Как правило, вкладчики в обычных условиях не торопятся снимать деньги. Вклад просто пролонгируется (автоматически продлевается), и фактически мы (то есть банк) можем пользоваться деньгами дальше. Если же кто-то всё-таки захотел забрать деньги, такие проблемы решаются за счёт межбанковского кредита: банк-партнёр даёт нам 10-20 миллионов «до получки». Пока всё было стабильно, именно так и происходило. Однако в августе 2008 года всё резко изменилось: сначала обрушился отечественный фондовый рынок, затем в течение суток прекратил своё существование рынок межбанковских кредитов, а вслед за этим в банки потянулись вереницы вкладчиков. И все, кто не заботился о балансировке структуры активов и пассивов, оказались в очень неприятной ситуации: люди требуют вернуть деньги, а взять их неоткуда. Друг другу банки не доверяют и кредитов не дают, выданные кредиты вернутся не скоро... Реальное попадалово, извините за сленг.

Чтобы такого не случалось, отдел анализа рисков должен бдить и постоянно отслеживать изменения структуры активов и пассивов. С другой стороны, в условиях стабильного экономического роста банк может сознательно проигнорировать это адзи и выбрать агрессивную стратегию: надеясь на лояльность кредиторов, использовать их средства для стремительного развития. Высокий риск означает высокую доходность. Это аксиома.

Ещё пример - ресторанный бизнес, который в принципе представляет собой одно сплошное адзи. Однажды я слышал рассказ о том, как в процессе консультирования одного ресторана выяснилось, что воровать можно в 92 (!) различных точках производственного процесса.

Ну и, само собой, особенности отечественного законодательства: по большому счёту, у нас вообще всё незаконно (в той или иной степени). К примеру, в любой момент к вам может заглянуть трудовая инспекция и найти такое количество нарушений, что мало не покажется.

Virgin против British Airlines

Как пример - история противостояния Ричарда Брэнсона и British Airlines. Когда между British Airlines и Virgin Airlines, авиакомпанией Ричарда, началась жёсткая конкуренция, British Airlines развернули PR-кампанию по дискредитации Брэнсона. Для очернения конкурента British Airlines наняла Брайна Бешама - известного специалиста по связям с общественностью. Журналист Крис Хатчинс, приглашённый на встречу с Бешамом, тайно записал разговор на диктофон и передал запись Брэнсону. Когда Ричард прослушал плёнку, выяснилось, что Бешам рассказывал Хатчинсу о нескольких серьёзных адзи, угрожавших Брэнсону. Прежде всего, речь шла о весьма рискованном хобби Ричарда - полётах на воздушном шаре. Действительно, находиться в герметичной капсуле на высоте десяти километров - не самое безопасное занятие на свете. Любая непредвиденная ситуация может привести к гибели пилота. А это, безусловно, сказалось бы и на бизнесе, поскольку Брэнсон всегда был главным «драйвером» развития компании.

Помимо этого, была и другая угроза, на этот раз - репутационная. Дело в том, что Ричард владел ночным клубом Heaven, который в основном посещали гомосексуалисты. По мнению Бешама, это потенциально могло привести к различным негативным последствиям для основного бизнеса Брэнсона: «Можете ли вы представить себе такую гипотетическую ситуацию: Salomons инвестиционный банк Salomon Brothers в перспективе хочет организовать совместное предприятие и как раз находится на полпути к образованию компании, когда на Heaven организуется облава? Против владельца выдвигаются обвинения. Так? Нельзя представить себе такую невообразимую ситуацию».

Этот пример показывает, что даже мегакорпорация имеет уязвимые места. Впрочем, я не собираюсь наводить панику и призывать к сверхбдительности. Так и до паранойи недалеко. Важно лишь понимать, что адзи в нашей позиции - это угроза нашему благополучию. И наоборот: адзи в построениях противника - это шанс для нас. «Что русскому хорошо, то немцу - смерть». Чтобы не быть голословным, расскажу ещё одну историю.

CNN: как всё едва не закончилось, не успев начаться

Тед Тёрнер - знаменитый медиамагнат, основатель телеканала CNN. Однако мало кто знает, что этого канала могло бы и не быть. Дело в том, что для запуска CNN Тёрнер зарезервировал частоту на новом спутнике-ретрансляторе (транспондере) САТКОМ-3. До этого он с успехом пользовался «Сатком-1» для трансляции другого своего телеканала Super Channel, а аренда частоты на «Сатком-3» позволяла кабельным операторам принимать канал CNN без дополнительного оборудования. Поэтому аренда частоты была жизненно необходима для успешного запуска CNN: вещание без транспондера было невозможно.

Первое адзи заключалось в том, что Тед даже не рассматривал возможность каких бы то ни было проблем с запуском спутника. Но внезапно, за четыре месяца до старта CNN, позвонили сотрудники компании RCA, которой принадлежал транспондер, и сообщили, что во время запуска возникла нештатная ситуация, в результате которой спутник погиб. Они предлагали частоты на других своих транспондерах, что категорически не устраивало Тёрнера. В этом случае кабельным операторам пришлось бы покупать дополнительное оборудование для приёма сигнала, что потребовало бы крупных затрат, к которым они были не готовы. Они и так неохотно соглашались включить CNN в свою сетку вещания, а тут ещё и лишние деньги нужно было потратить! В результате проект по запуску первого круглосуточного новостного канала оказался под угрозой. Тёрнеру требовалось срочно придумать способ получить дополнительную частоту на уже используемом спутнике «Сатком-1».

К решению проблемы были привлечены лучшие адвокаты. Поначалу ничего сделать не удавалось: по условиям договора частота на потерянном «Сатком-3» предоставлялась только в случае успешного запуска. Маленькой Turner Broadcasting было очень сложно бороться с крупным конгломератом, который представляла собой RCA.

Однако затем один из адвокатов вспомнил, что имеется другое адзи, на этот раз - благоприятное для Тёрнера. За несколько лет до происшествия с «Сатком-3» он включил специальную оговорку в другой договор с RCA. Этот пункт предусматривал, что Turner Broadcasting получала приоритетное право арендовать частоту на каждом новом спутниковом транспондере. Обязанностью RCA было предложить компании Теда арендовать дополнительную частоту, а уж дальше он мог решать, делать это или нет. Но RCA запустила несколько транспондеров, каждый раз забывая про это требование. Это было чисто формальным нарушением условий договора, но, поскольку иных зацепок не имелось, Тёрнер решил использовать свой единственный аргумент в споре с RCA. Ведь от успеха CNN зависело будущее его компании: он вложил миллионы долларов в запуск нового телеканала, и неудача грозила пустить его бизнес под откос.

На состоявшейся в Нью-Йорке встрече с руководством RCA Тёрнер прямо с порога заявил, что намерен подать на них в суд за нарушение условий договора, если ему не предоставят необходимое место на «Сатком-1». Если его требование не будет выполнено, он намерен взыскать с RCA все деньги, вложенные в запуск CNN, а это без малого $30 000 000! Как рассказывал сам Тед, он увидел, что партнёры не только всерьёз восприняли его заявление, но как будто даже обрадовались ему. Выяснилось, что на спутнике «Сатком-1» оставалось всего два свободных места, на которые одновременно претендовало много разных компаний, оставшихся без необходимых частот на «Сатком-3». В этой ситуации, даже если бы руководство RCA пошло Тернеру навстречу, им было бы сложно объяснить с юридической и логической точки зрения, почему частоту получил именно он, а не кто-то другой. А официальный судебный иск развязывал им руки.

Адвокаты Теда немедленно подготовили заявление в суд, и неделю спустя было принято решение, требовавшее от RCA предоставить место на «Сатком-1» Turner Broadcasting. И хотя гарантировать успех новому телеканалу никто не мог, проблема с запуском вещания была решена.

Итак, что же делать с адзи? Список вариантов невелик:

Устранять известные; выявлять неизвестные; не помогать противнику устранять свои адзи; расслабиться.

В плане устранения всё понятно: службы безопасности банков проверяют потенциальных сотрудников на судимость; пожарный надзор следит, чтобы где надо висели огнетушители; страховые компании предлагают разнообразные программы и т. п.

Выявление неизвестных адзи - задача гораздо более нетривиальная. Первое, что приходит на ум, - аудит. Причём не только аудит бухгалтерской отчётности, но и юридический: верно ли составлены договоры, надлежащим ли образом оформлены на работу сотрудники и т. д. Ещё вариант - работа аналитиков в целом и риск-менеджеров в частности. Их задача - искать потенциальные угрозы и возможности для развития компании (инвестирования, запуска новых направлений и т. п.). Наконец, помогает изучение литературы и беседы с опытными коллегами.

Третий совет призывает не помогать противнику с устранением адзи. Напротив, как показывает практика Го, нужно их не только сохранять и использовать, но и по возможности культивировать. Пример адвоката Теда Тернера иллюстрирует именно эту мысль. Возможно, это далеко от романтическо-идеалистического взгляда на мир, но зато близко к практическо-реалистическому. Несомненно одно: игра определённо учит нас именно такому образу действий.

И наконец, самый ценный совет - расслабиться.

С одной стороны, вы должны понимать, что все адзи выявить невозможно. Есть стандартные, хорошо известные прорехи - их надо затыкать. Есть менее очевидные, которые тем не менее можно обнаружить при помощи здравого смысла. Есть совсем невидимые, которые недурно время от времени искать, в том числе привлекая экспертов. Но постоянно проверять всё попросту невозможно. Со временем энергия, затрачиваемая на поиск угроз, начнёт превышать реальную пользу. Ведь каждая точка контроля требует дополнительных сотрудников, отчётов, барьеров... Ухудшается атмосфера в коллективе, растут бюрократия и количество макулатуры. Граница между разумной осторожностью и паранойей зыбка. И очень скоро вас начнут одолевать мысли о неведомых угрозах и неотвратимых бедах, лишая сна и аппетита.

Semco: иногда нужно просто расслабиться

С другой стороны, не всегда стоит устранять даже те адзи, что известны. Пример - бразильская компания Semco и её владелец Рикардо Семлер.

Рикардо всегда интересовали проверки, которым подвергались работники его завода на выходе с предприятия. Это делалось для того, чтобы люди не выносили с производства материалы и инструменты. Эта практика была абсолютно стандартной для всех производственных компаний в то время, но она не устраивала самого Рикардо. Ему казался нелогичным и ханжеским такой подход к собственным сотрудникам: с одной стороны, ты рассказываешь им, что «мы все одна большая семья», а с другой - ежедневно обыскиваешь их.

Семлер решил полностью прекратить досмотры в Semco, повесив вместо этого на воротах табличку, гласящую: «Пожалуйста, убедитесь, что, когда вы идёте домой, вы не взяли случайно ничего, что вам не принадлежит». Рикардо вовсе не был наивным идеалистом. Он понимал, что некоторые работники, в среднем 2–3%, будут злоупотреблять доверием в собственных интересах. Но для него было важно, чтобы оставшиеся 97% были избавлены от ежедневных обысков. В конце концов, даже компании с огромными ревизионными департаментами не могут на 100% избавиться от краж и растрат. Вот что говорит сам Рикардо: «Возросло или снизилось количество краж? Я не знаю, и мне всё равно. Я не хочу быть владельцем компании, где не доверяют своим сотрудникам».

Такой подход действительно может показаться наивным идеализмом, если бы не одно «но»: досмотры в Semco были отменены в 1985 году. С тех пор компания успешно преодолела тяжелейший экономический кризис, увеличила свою чистую прибыль в 50 (!) раз и добавила множество новых направлений к своей основной деятельности, включая благотворительность, электроэнергетику и образование. Объявление об открывшейся вакансии обычно получает больше 1000 откликов, не считая архива резюме 2000 людей, готовых работать в Semco кем угодно, лишь бы их приняли.

Бизнес, как и го, - это искусство гармонии. Вовремя расслабиться не менее важно, чем вовремя напрячься. Обращайте внимание только на критические угрозы. Чрезмерное внимание к мелочам ворует ваше время и не даёт идти к главной цели. В игре постоянно возникают ситуации, когда вам прекрасно известны изъяны в вашей позиции, но вам просто некогда заниматься ими - развитие партии требует внимания к другим участкам доски. Поэтому стоит закрыть глаза на мелочи и сконцентрироваться на главном. К примеру, в своей компании я не беспокоился, что менеджеры периодически читают анекдоты в интернете. Да, это увеличивало трафик и расходы на связь (по ряду причин мы были вынуждены пользоваться крайне невыгодным тарифом). Но меня интересовали только два показателя - выполнение плана продаж и качество обслуживания клиентов. Ведь если клиенты довольны, а план выполняется, то прибыль позволяет покрыть любые расходы на чтение анекдотов. Так зачем было изводить сотрудников параноидальным контролем и «экономить на спичках»? Достаточно было лишь попросить их не выходить за рамки разумного и не скачивать на работе музыку. К тому же я не расценивал такое времяпрепровождение как «воровство денег компании». В том смысле, что менеджер бездельничает, а должен работать. Нет ничего страшного, если после обеда, когда мозговая активность снижается, человек потратит 30–40 минут на отдых. Главное, чтобы он качественно выполнял обязанности, когда действительно есть, что делать. Думаю, нормальное отношение со стороны компании и руководства оказывает гораздо больший положительный эффект, чем бездумное «закручивание гаек».

Короче говоря, «релакс, тэйк ит изи»! Подходите к проблеме адзи творчески. Ведь, по большому счёту, труд руководителя только в том и состоит, чтобы помогать людям справляться с их работой и принимать верные решения, но главное - очень много думать.

Книга предоставлена издательством «Олимп–Бизнес»

Го – старейшая игра в мире, правила которой существуют в неизменном виде около 5000 лет. Игра императоров и буддистких монахов столетия была неизвестна на западе.
Го в Японии называется И-го, в Корее – Бадук, в Китае – Вейчи. Также Го иногда называют «беседой рук».

Правила Го настолько просты, что их может понять даже четырехлетний ребенок, но в то же время игра достаточно сложна, поэтому компьютерные программы не могут победить лучших игроков. Например, в шахматах после четвертого хода возникает около 100 000 возможных позиций, а в Го – 16 миллиардов. Поэтому Го считается одним из основных вызовов искусственному интеллекту!

  • Ярким и удивительным примером уважения к игре Го является партия за один из самых почетных титулов Японии, проходившая в г. Хиросима 6 августа 1945 года. Когда на город была сброшена атомная бомба, взрывная волна выбила все окна в здании, но игроки восстановили камни на доске и довели партию до конца.
  • Самое большое поле для Го, размером 40х40 м, было создано в японском городе Оита. Для игры на нем использовались камни диаметром 1,8 м и весом около 1 кг.
  • Считается, что в основном развивают левое полушарие мозга. При игре в Го активно работают оба полушария.
  • Го оказывает огромное влияние на умственное развитие детей, прежде всего в области рассуждений.
  • Лучшие профессиональные игроки зарабатывают около 1 млн долларов в год. В 2004 году лучшим был Тё У, 9 профессиональный дан из Японии, выигравший 1,04 млн долларов.
  • Есть исторический рассказ, повествующий о том, что в XVII веке законы Тибета принимались за тремя партиями Го.
  • Некоторые ученые считают, что Го останавливает и вовсе предотвращает старческое слабоумие, а также снижает вероятность развития болезни Альцгеймера.
  • Мао Цзэдун был знатоком игры Го и говорил, что это единственная игра, в которой каждый начинает с пустой доски и без дополнительных условий, и все что затем происходит, зависит только от качества ума. Мао проводил параллели между игрой и войной: «Когда враг укрепился, нам нужно найти такие ходы, чтобы доминировать на всем пространстве доски.»
  • Третий президент компании Nintendo, японский бизнесмен Хироси Ямаути, который за 50 лет своей работы превратил небольшую компанию в транснационального производителя видеоигр, был большим поклонником игры Го.
  • Еще один директор крупного производителя видеоигр Atari американец Нолан Бушнелл назвал Го своей любимой игрой.
  • Генри Киссинджера, госсекретарь США и любитель игры Го, в книге «О Китае» анализируя различие в военной стратегии западных держав и Китая на примере шахмат и Го приходит к тому, что «Там, где в западной традиции предпочли бы решительное столкновение сил и сделали бы упор на героические подвиги, для китайцев идеальной тактикой являлись подчеркивание дипломатических тонкостей, использование окольных путей и терпеливое накопление относительных преимуществ.
    Этот контраст отражается в соответствующих интеллектуальных играх.» В Го степень превосходства зачастую очень небольшая, и для неопытного глаза отнюдь не совсем ясно, кто же победил. Шахматы — игра полной победы одной из сторон. Го вырабатывает стратегическую гибкость, шахматы — простоту мышления.
  • Основатель и глава корпорации Microsoft, Билл Гейтс, в юности мечтал стать чемпионом мира по шахматам и Го. По игре Го он стал лишь чемпионом колледжа, о чем с сожалением написал в своей книге.
  • Сергей Андреев, президент Abbyy, считает «Проигрывая партию в Го, вы сможете заметить, что ваши ошибки шаблонны. Они часто проистекают из характера и, конечно, повторяются не однажды. Тот, кто увидит свои проблемы, сравнит их с проблемами на доске, вспомнит, как решал проблемы на доске, вернется к жизни и применит эти решения в реальности – станет непобедим! В жизни, а не в игре.»

Эти анекдоты родились из реальных ответов Мастера.

Ведь Мастер не из тех, кто полезет за словом в карман. Это гуманитарное оружие нового типа, показанное им в бою. Ведь любой диалог Мастера — это сражение за собственную и чужую обучаемость.

Ценители знаков зодиака найдут эти анекдоты обворожительными.

Боевое искусство стратегии. Русский стиль. 9 изящных решений

Книга закончена весной 2008 года. Еще до наступления мирового экономического кризиса авторы предложили изящные решения по выходу из тех непростых ситуаций, в которых оказались российские предприятия уже осенью.

Это оказалось возможным благодаря стратегическому искусству, возраст которого насчитывает более 5000 лет. Игровые схемы книги древнее китайских иероглифов и знаков Книги Перемен. Эти схемы лежат в основе стратегической традиции индоевропейской цивилизации.

Гитлин и Сталер

Стать великим диктатором можно не только путём политической борьбы. Место отверженных — отличная стартовая площадка для головокружительной общественной карьеры. Два отечественных психа представляют себя Сталиным и Гитлером. Всё бы ничего, но их реплики настолько точно взяты у настоящих персонажей, а диалоги настолько хорошо воссоздают реальность, что начинают её замещать.

Книга-игра предназначена для широкого круга революционеров и их противников.

Клуб любителей Го

Героическая книга для героического читателя. Рамка повествования охватывает половину земного шара и простирается от доисторических времён до наших дней. Это книга-вызов. Кто победит в смертельном противоборстве за древний и могущественный артефакт? И где проходит черта между многоходовой игрой и безумной реальностью?

Книга не рекомендована детям до 16 лет, сотрудникам МИД, членам комиссии по фальсификации истории, руководству музея палеонтологии РАН, бывшим политтехнологам, некоторым представителям российского бизнес-сообщества, последователям восточных околорелигиозных культов, любителям японской кухни, игрокам го.

Мастер Го

«Мастер Го» — роман из серии «Го учит видеть».

Главный герой книги — москвич, увлекшийся новым знанием. В свободное от работы время он летает на самолёте в маленький город, где проходит довольно загадочное обучение под руководством человека, которого он называет Учитель. Учитель обучает Игоря игре Го.

Благодаря усилиям главного героя читатель знакомится с целостной и мощной традицией. При чтении книги не покидает ощущение живой передачи. Книга ориентирована на самый широкий круг читателей. Он в ответе за тех, кого увидел!

Мастера классической школы ставят камни во главу угла и следят, чтобы они были в хорошей форме . Основными операционными линиями являются третья и четвертая от края, а ключевая идея — это идея золотой середины и равного дележа владений. Таким образом, игровая техника сводится к четырем базовым компетенциям:

  • чувство формы и стиля;
  • знание стандартных построений в углах и на сторонах;
  • методы атаки чужого владения и защиты своего;
  • умение вести расчеты (необходимо во всех школах).

Космическое Го

Космический стиль подразумевает отказ от сидения по углам в пользу активного развития в центре и по сторонам. Ключевая идея в том, чтобы накапливать влияние как можно быстрее и как можно больше. Затем, дойдя до позиционной полноты, вовлечь соперника в передел сфер влияния, пользуясь накопленным опережением в развитии и масштабом. Здесь нет жестких формул, на которые можно было бы опереться без оглядки. Главным подспорьем является здоровый авантюризм и творчество. Но все же можно обозначить несколько комплекций, без которых не обойтись:

  • умение строить большие агломерации (мойо) и управлять ими;
  • чувство баланса;
  • понимание связки владение-влияние, использование ее при разменах;
  • умение вести конфликт.

Способности довольно общие, но они предполагают владение базой знаний классического Го или навыком силовой борьбы.

Школа войны

Как охарактеризовать боевой стиль Го, выпестованный корейской школой Го? Быстро займи позицию поудобнее и начинай тотальную схватку с чужими камнями за территорию. Зачем строить и организовывать, когда можно отнять? Этот подход позволил корейцам на десятилетие разгромить японцев с их страстью к формам и «правилам». Особенностью данного подхода к Го является примат тактики и операций над стратегией, которая оказывается не нужна при достаточной сокрушительности удара.

Однако искусственный интеллект AlphaGo наглядно показал пределы школы войны. Ты можешь выиграть все битвы, но проиграть войну, если не будешь опираться на стратегию. Еще один аспект — сила расчета. В игре Го он необходим, но в школе войны точный расчет занимает, пожалуй, первое место. Другие ключевые инструменты школы:

  • понимание нюансов жизни и смерти;
  • владение приемами и методами атаки и защиты;
  • сила духа и психическая устойчивость;
  • чувство хаоса схватки.

До сих пор представители этой школы занимают господствующие позиции в мире Го. Поколебать их положение смог лишь искусственный интеллект Google.

Стратегическое Го

Любую технологию можно разобрать до принципа мышления. То же относится и к стратегии. Игра Го может быть просто настольной игрой, а может стать тренажером нашего интеллекта. Идея стратегической школы в том, чтобы применить Го в качестве программной среды мышления. Звучит слишком сложно. Говоря по-простому, игра Го используется как стратегический симулятор. Это похоже на тренажеры, на которых готовят пилотов самолетов. Возможно ли это?

Но именно такую роль играло Го в Древнем Китае! С его помощью строили стратегическое мышление. Проблема современного человека в том, что он не сталкивается с такими инструментами практически нигде. Вам построили интеллект в школе? Если да, то вы счастливчик.

Русская стратегическая школа базируется на классической японской и китайской школах Го. Отличается методика изучения. Упор сделан не на выработке автоматических навыков, а на формировании понимания. Второй важный момент — связь схем и принципов игры Го с реальными проблемами, будь то военная стратегия, политика или предпринимательство.

Поделиться: