Прохождение игры короли крестоносцы 2. Руководство и прохождение по "Крестоносцы (Crusader Kings)"

Серия Crusader Kings – моя любимая у Paradox. Спору нет, Europa, Victoria и Hearts of Iron превосходны, глубоки, познавательны и тоже отняли у меня немало часов жизни, но все-таки ближе всего моей душе феодальное интриганство, роль личности в истории и прочее, чем славны именно «Крестоносные Короли».

Поскольку слушатели подкаста регулярно вопрошают «Купил по вашим рекомендациям CKII – КАК в это вообще играть?!», Ауралиен подбил меня на написание маленькой вводной для новичков. Это не инструкция по интерфейсу игры («чтобы увидеть численность своих ополчений, откройте военную вкладку») и не конкретный гайд типа «как создать буддийскую Татарию к 1000 году», а именно общие рекомендации новичкам – чтобы им было интересно играть, чтобы их сразу не убили, и так далее.

  • Покупать лучше специальный комплект начинающего, он так в Steam и называется. Там достаточно широкий набор механик, но не слишком, чтобы не заблудиться.
  • Хороший выбор стартового персонажа – ирландский феодал в Высокое средневековье. Викингов уже почти не осталось, сильные враги острову не угрожают, можно спокойно заняться объединением Ирландии под своим стягом и короноваться в итоге.
  • Ваша важнейшая характеристика – управление (stewardship), она определяет размеры личного домена. Военное дело (заметно влияет на общую численность ополчений) тоже важно. А вот книжником феодалу быть не настолько важно, для того есть попы и писари.
  • Не пренебрегайте пирами, ярмарками и тому подобными мероприятиями. Они дают небольшие, но приятные плюсы, а еще там можно приобрести хорошие черты личности.
  • Или плохие – пьянство, например.
  • Престиж при прочих равных важнее золота. Бедный король – норма, неуважаемый король – нонсенс. Кроме того, ваш итоговый счет в игре строится именно из комбинации престижа и благочестия династии, а бренный металл не учитывается никак.
  • В личном домене следует иметь два герцогства общей площадью 5-6 провинций – больше контролировать будет трудно, и вассалы обижаются.
  • Самих вассалов надо держать в черном теле – герцог должен иметь одну личную провинцию, остальное раздать графам и сделать его вассалами.
  • Запрещайте вассалам воевать друг с другом – это кончится тем, что какой-нибудь смутьян навоюет себе домен размером с ваш и начнет претендовать на трон.
  • Идеальный вассал имеет вашу культуру и религию, черту “Довольный” (ну или хотя бы не “Амбициозный”!) и не родственник вам.
  • Ваш главный советник – мастер шпионов. От него зависит само ваше существование. В идеале, это должен быть незнатный, но талантливый негодяй, питающий к вам самые теплые чувства. Для мастера шпионов не стоит скупиться на почетные должности (например, чашника), устроение его желаний (хочет жениться? вот ему молодую дворянку!), приглашение на пьянки и прочие способы налаживания отношений.
  • И ни в коем случае не назначайте мастером шпионов своего сына! Или вообще человека, которому выгодна ваша смерть. А вот жена или, лучше, мама будут практически идеальными кандидатами при прочих равных.
  • В казне следует иметь 200 монет как НЗ. Это позволит набрать наемников в случае нападения сильного соседа или мятежа вассалов.
  • Все, что сверх этого, смело тратьте на развитие своего домена – стены замка, замковая деревня, потом казармы для разных родов войск, потом уникальное строение, потом донжон, укрепления по остаточному принципу.
  • Оплата улучшения для владения вассала – хороший способ ему понравиться. Еще имеет смысл вложиться в строительство учебного заведения в вассальном городе – помогает с наукой.
  • Первородство – лучший порядок наследования для христианского или языческого феодала. Поначалу у вас, вероятно, будет так называемый Раздел (Gavelkind) – владения умершего дербанятся поровну между наследниками. Понятно, что таким образом империю не построишь, а если построишь, то сыновья все распатронят.
  • У мусульман все проще, там наследника можно выбрать самому, просто пожаловав ему какое-нибудь владение. У кого больше пожалований, тот и любимый сын.
  • Если владение таки разделилось при наследовании, у вас есть casus belli, чтобы силой заставить других наследников уступить вам отцовское добро
  • Жениться следует на достаточно знатной (не ниже своего уровня владения, иначе штраф к престижу), здоровой (никаких «слабый», «хромой» и прочего), в меру развратной (только без гомосексуализма!) и толковой (ее характеристики плюсуются к вашим) невесте.
  • И да, внешность наследуется, так что можно из-за прадедушки-эфиопа заиметь русского царя-негра. Но это чисто косметический эффект – главное, чтобы культурная принадлежность была как у подданных и вассалов.
  • Детей воспитывайте сами. В том числе старайтесь воспитывать детей крупных вассалов – это и заложники, и будущие «довольные» вассалы.
  • Если жена постарела (то есть ей больше 30), а детей так и не родила – смело разводитесь (или составьте заговор по убийству королевы) и женитесь на молодой. Если этот брак очень нужен по политическим причинам (скажем, не дает соседней империи воевать с вами) – что ж, заведите бастардов от любовницы и узаконьте их.
  • Не ссорьтесь с духовенством, и, если вы католик, не устраивайте антипап. Это аукнется падением авторитета религии, распространением ересей, низкой вероятностью обращения и вообще коллапсом.
  • Перед войной посмотрите на численность войска противника (в окне персонажа), наличие у него союзников и количество денег. Иначе вы рискуете победоносно разбить крошечную армию противника и приступить к осаде его замка, после чего обнаружить, что на вас идет десятитысячное воинство его союзника и еще две тысячи тяжелой наемной конницы.
  • Когда отправляете канцлера фабриковать претензию на чужие владения, увеличьте НЗ до 400 золотых – когда канцлер наконец добьется результата, с вас спишут значительную сумму.
  • Мятежных вассалов либо выпускайте за выкуп (если они образумились), либо кидайте в каменный мешок (если это непримиримый враг). Особо крепких здоровьем врагов имеет смысл убить в темнице при помощи заговора. Германские язычники могут также принести их в жертву богам. Официально казнить вассалов не следует, это вредит репутации.
  • Если вассалы пользуются вашей слабостью (скажем, малолетством короля) и выдвигают ультиматум с не очень неприятными условиями (вроде понижения налога или уровня централизации), часто выгоднее принять его, укрепить власть и тогда уже расправиться с наглецами по одиночке.
  • Вообще не пренебрегайте заговорами, чтобы отобрать вассальное графство или избавиться от поехавшего крышей герцога. Но помните, что и за вами могут прийти заговорщики.
  • Если ваш персонаж потерял корону, но сохранил основные владения (то есть это не game over) – не отчаивайтесь. Мятежи можно устраивать и самому.
  • Религиозная война, с одной стороны, позволяет быстро захватить целое герцогство. С другой – за противника не преминут вписаться его единоверцы со всей округи, так что будьте осторожны.
  • Личную гвардию набирайте из ваших особых бойцов (они последние в списке) – лучников для англичан, тяжелой конницы для французов и т. д. Это поможет создать компоновку войска, необходимую для особо убойных тактик вроде пикинерных колонн или атаки берсерков.
  • Еще понадобятся хорошие полководцы. Если среди ваших придворных и вассалов таких нет, произведите в рыцари двух-трех простолюдинов и назначьте командирами.
  • Стратегическое маневрирование очень важно. С началом войны вам нужно как можно скорее собрать свои ополчения в кулак – если все сделать как надо, то противника нетрудно будет разбить по частям. Более сильного противника поджидайте у переправ, в холмах, у реки.
  • Перемещаться на кораблях гораздо быстрее, чем идти пешком – но корабли расходуют довольно много золота.
  • Не забывайте про небоевые потери. Суровая зима, безводная пустыня, горы, дикие леса – все это сильно влияет на максимальный лимит войска, которое может пройти провинцию без потерь. Опережающее развитие технологии «организация армии» тоже помогает получить преимущество.
  • Если превосходящие силы противника осадили хорошо укрепленный замок, не спешите ему на помощь. Продолжительной осаде часто сопутствуют значительные потери от вылазок гарнизона, вспышек болезней и тому подобного – пусть ослабнут немного, а под конец можно и выручить осажденных.

Жанр глобальной стратегии давно пользуется популярностью. Цель такой игры - участие в одном из периодов мировой истории. Геймер в этом случае управляет государством, следит за всеми факторами его развития: экономикой, культурой, обществом, политикой и военным оснащением.

Но важно и понимать, что единого определения термина «глобальная стратегия» не существует. За несколько лет существования этого жанра появилось множество модификаций, которые выходят за рамки вышеописанного толкования.

К глобальным стратегиям относится и Crusader King 2. Обзоры на эту игру появились в день релиза. Сразу стоит отметить, что проект получил хорошие отзывы и 8-9 баллов из 10. Что же особенного в этой игре?

Описание

Обзор игры Crusader King 2 ожидали долгое время, как и сам проект. Компания Paradox Development Studio анонсировала его в августе 2010 года. И лишь в 2012 году состоялся выпуск игры.

Эта часть является продолжением предыдущей, которая появилась в 2004 году. Поклонники были в восторге от Crusader King и просили разработчиков сделать вторую историю.

Геймплей

Поскольку перед нами глобальная стратегия, то от игры Crusader King 2 и обзора ее сюжетной линии ждать многого не стоит. Перед нами по-прежнему смоделированная система феодальных отношений Средневековья. Игроку предстоит познакомиться или продолжить знакомство с Европой и Ближним Востоком. Придется внимательно отслеживать личные взаимоотношения, участвовать или проводить войны и крестовые походы. Иногда придется вести интриги и бороться за внимание папы римского.

Игрок сразу должен выбрать династию. Этим игра отличается от других, где геймер может выбирать государство. Помимо реальных исторических персон, которые на века вписаны в мировую историю, у игрока есть возможность создать своего собственного героя.

Прохождение

Что нужно знать для прохождения игры Crusader King 2. Обзор проектов обычно заключается в пошаговом описании действий, необходимых для достижения финальной сцены игры. Но поскольку перед нами глобальная стратегия, вариантов развития геймплея очень много. Поэтому нужно знать некоторые моменты, которые помогут и получить удовольствие от игрового процесса, и успешно развивать виртуальный мир.

Как уже упоминалось, геймер руководит не государством, а династией. Причем управлять он может только главой этой самой династии. Если тот умирает, под руководство геймера попадает преемник главы. Остальные игровые персонажи с одной стороны вам подвластны, с другой - лишь до тех пор, пока верны вам. И, тем не менее, у них также могут быть свои цели и желания. Управлять каждым вассалом игроку нельзя.

Правление

Обзор Crusader King 2 поможет игроку лучше разобраться с ситуацией в виртуальном мире. К примеру, важно понимать, что европейские монархии имеют свой уровень влияния на политическую ситуацию. Правителями могут быть графы, герцоги и короли. В системе титулов есть вероятность, что один из королей может стать и герцогом, и графом. Чтобы выбрать один из вариантов правления, нужно в начале игры кликнуть по соответствующему значку:

  • король - это крепостная стена;
  • герцог - это одинокий замок;
  • граф - поместье.

Сразу нужно сказать, что, несмотря на то что король является самым главным и влиятельным правителем, играть за него ничуть не проще, чем за графов. У всех трех представителей есть свои проблемы и задачи. Но сложно отрицать, что, играя за короля, можно полноценно почувствовать власть над государствами и десятками тысяч людей. Но и сделать графа королем - не менее почетная миссия.

Варианты правления

Условно варианты правления можно поделить на несколько сфер. К примеру, можно делать акцент на дипломатии. В этом случае игроку нужно поддерживать отношения с вассалами и придворными, вести внешнеполитические интриги. Есть вариант воспитывать наследников. Несмотря на то что эту сферу можно отнести к дипломатической, она обширная и может существовать обособленно.

Многие геймеры выбирают и мирное развитие, при котором не нужно плести интриги или заморачиваться по поводу взаимоотношений вассалов. Тут нужно просто управлять доменом, проводить реформы и развивать государство.

Самым активным и агрессивным вариантом правления является военное дело. Оно подразумевает проведение различных войн с другими династиями, стычки и религиозные споры.

Дополнения

На данный момент известно 13 официальных дополнений, небольшой сюжет и несколько мелких дополнений, которые никак не влияют на геймплей. Каждое DLC имеет свои особенности и открывает игрокам новые возможности. Где-то можно окунуться в мир мусульман, где-то отправиться в Индию. Игрок может сам выбрать для себя подходящее дополнение, которое бы разнообразило геймплей.

Первые дополнения

Самым первым дополнением стало Sword of Islam. Оно открыло игроку мусульманские династии, разные виды интриг и другие нововведения. В Legacy of Rome появились расширенные возможности управления Византийской империей. У государя есть много новых задач: управление фракциями, ослепление или кастрирование заключенных, борьба с великой схизмой и т.д.

Интересным оказалось дополнение Way of Life, которое открыло игроку много новых опций: участие в дуэли, соблазнение, прерывание любовных отношений. Можно даже шпионить или освобождать пленников. Суть этого DLC в том, чтобы ставить перед персонажами цели и получать бонусы.

Monks and Mystics

Предпоследним дополнением стало Crusader King 2 Monks and Mystics. Обзор на него появился в марте 2017 года, сразу после его выхода. Это DLC было создано для расширения религиозного аспекта. Персонажи теперь могут принять постриг в либо участвовать в собраниях сатанистов.

Геймеру доступно несколько задач и миссий, которым он должен следовать, чтобы добиться успеха. Например, он может присоединяться к монашеским орденам. Также можно заняться развитием новой тайной веры, превратив ее в одну из основных общепринятых религий.

Есть возможность окунуться в потусторонние силы и поклонение дьяволу. Чтобы быть более влиятельным и популярным, необходимо собирать реликвии. Можно также создавать украшения или оружие.

Jade Dragon

Обзор Crusader King 2 Jade Dragon ждали долго. Это последнее дополнение, которое не просто добавило новые возможности для игрока, но и заметно расширило геймплей. В ноябре 2017 года у геймеров появилась возможность следить за средневековым Китаем. Вместе с этим добавили китайских персонажей, товары, религию.

Многим игрокам понравилось и то, что разработчики решили внедрить новые 8 казус белли для объявления войны.

Системные требования

Поскольку игра 2012 года, да еще и в жанре глобальная стратегия, многого от ПК она не требует. Работает с операционными системами Windows Xp, Vista и 7. Для запуска нужен процессор Intel Pentium IV или AMD 3500+ с частотой от 2,4 ГГц. Для игры подойдет видеокарта Nvidia GeForce 8800 или ATI Radeon X1900 с объемом памяти от 512 Мб. Достаточно будет 2 Гб оперативной памяти и столько же внутренней памяти на ЖД.

Помощь

Поскольку игра довольно непростая, и не всегда просто следить за всеми аспектами виртуального мира, игроки ищут читы для Crusader King 2. За все время их собралось огромное количество. Например, чтобы получить полную информацию о персонаже, нужно использовать код charinfo. Игрок сможет узнать все о желаниях этого ИИ, его здоровье, культуре, религии и многом другом.

Есть целый блок читов, которые помогают отредактировать персонажа. Чтобы убавить или добавить ему несколько лет, нужно вписать age и желаемый показатель. Если нужно улучшить навык дипломатии или образования, можно использовать команды add_diplomacy и add_learning соответственно. Для убавления используем минус, для добавления - плюс.

Много в игре Crusader King 2 читов на армию. Чтобы их использовать, нужно ввести соответствующий код в окно консоли. К примеру, можно использовать event 238 - помощь в войне, или event 239 - отказ помощи. Есть возможность объявить войну сюзерену (event 240) или мирно объявить войну сюзерену (event 241). Чтобы быстро решить исход войны, можно использовать код event 251 - враг умирает, и война заканчивается.

Можно также использовать в Crusader King 2 читы на армию и деньги. Для этого можно найти соответствующий файл и установить его в корень игры. Обычно в такие файлы установлены специальные коды, которые активируются автоматически, и игрок получает 50 тысяч золота, по 500 очков престижа и благочестия.

Рецензии и отзывы

Игра действительно оказалась неплохой и получила много отзывов от русских и иностранных изданий. «Игромания» поставила проекту оценку 8,5. Авторы сайта уверены, что тем, кто ранее играл в первую часть, или вообще в игры от Paradox Crusader King 2, точно понравится. А вот новичкам, которые только знакомятся с глобальной стратегией, лучше найти проект попроще.

Даже опытные игроки отметили то, что пришлось предварительно пройти обучение, потому что игра действительно оказалась сложной. Понравилось многим и то, что относительно новой части был переработан интерфейс. В новую часть Paradox решили добавить музыку. Причем саундтреки получились настолько добротными, что дополнили бы любую ролевую игру.

Главное достоинство проекта - большое количество дополнений. О нем говорилось не раз и в разных рецензиях, и в отзывах геймеров. Конечно, не все DLC оказались по-настоящему удачными. Но разработчики выбрали правильный курс на улучшение каждой династии и акценты на определенные народы.

Нужна помощь?

Вы можете задать любой вопрос или попросить совета по этой игре. Это займет совсем немного времени.


Описание игры

Темные века, может быть, заканчиваются, но Европа всё ещё в смятении. Мелкие вассалы борются с королями, сражающимися за объединение раздробленной страны под своей властью. Римский Папа призывает к крестовым походам, дабы защитить Христиан на Святой Земле.

Расширяйте свои владения и обеспечьте будущее вашей династии. Пополняйте вашу казну, назначайте вассалов, уничтожайте предателей и еретиков, вводите новые законы.

Sword of Islam

Первое крупное дополнение к игре. Вышло вместе с патчем 1.06 26 июня 2012 года. Дополнение разблокирует возможность игры за мусульман (что условно можно было и раньше с неким трудом…) и добавляет специфическую механику для них:
— Упадок – это механика, прикидывающая насколько вы и ваши родственники разгулялись. Ваши родственники-бездельники (=без земли) будут постоянно его увеличивать, что приведет к осуждению их (и вашего) поведения.
— Принятие законов требует не согласия вассалов, а набожности.
— Законы наследования не меняются: сын, у которого больше всего владений, будет вашим наследником
— Полигамия. Жен может быть до 4-х. Чем выше титул, тем больше жен вы обязаны содержать, чтобы о вас не думали плохо.
— Новые религиозные причины подраться с соседями.
— Специальные эвенты 100+ штук: проблемы в гареме, разборки между ветвями, хадж
— Увеличение карты до Мали

Legacy of Rome

Второе крупное дополнение к игре. Вышло в октябре 2012 года с патчем 1.07. В этот раз в центре Византия и Православие.

— Новые события, специально для Византии: например, пленников можно ослепить или кастрировать.
— События для восстановления Римской империи и примирения с католицизмом.
— Система «Эскорта», хотя на деле речь о «контрактной армии»
— Система «Амбиций» для правителя, чтобы улучшать умения
— Система патриархов
— Больше зданий
— Система «Фракций» внутри одной страны: группы аристократов, которые могут пытаться выдвинуть ультиматум своему сюзерену.

The Republic

Третье крупное обновление. Вышло 15 января 2013 года вместе с патчем 1.09. В этот раз игра делает играбельными торговые республики: Венецию, Амальфи, Геную, Пизу, Готланд, Анкону и Ганзу. Главы их – патриции, главы торговых семей.

— Новый тип геймплея, где полагаться приходится на наемников и большими территориями не овладеешь.
— Торговые империи в виде торговых постов и торговых зон
— Новые причины войны: эмбарго или захват торгового поста.
— Новый закон наследования: выбор патрициев.
— Новые события, отражающие борьбу между купеческими семьями.

The Old Gods

Четвертое крупное дополнение. Вышло 28 мая 2013 года вместе с патчем 1.10. Открывает доступ к новой дате начала игры: 867 г. и позволяет играть за язычников.

— Можно играть за язычников и зороастрийцев
— Восстания теперь имеют лидеров и стали опаснее для жизни страны.
— Авторитет религии теперь зависит от того, кто владеет священными местами этой религии.
— Язычники всегда делят наследство между всеми сыновьями, храмами у них могут заведовать женщины, страшнее минусы от короткого правления, податливее в обращении в другую религию
— Если захватить три святых места, то язычники могут преобразовать старую религию в новую.
— Захваченных в войне женщин язычники могут сделать наложницей. Это приведет к разводу с ее бывшим мужем, если он был. Рожденные от нее дети будут иметь права на ее титул (если у нее он был).
— Можно восстановить зороастризм, воссоздав Персидскую империю. Это позволит создать главу религии и получить титул Саошиянта – спасителя зороастризма. Все его потомки тоже будут иметь интересный бонус от этого.
— Свадьба между близкими членами семьи в зороастризме поощряется и дает бонус к мнению вассалов.

Sons of Abraham

Пятое крупное дополнение. Вышло 18 ноября 2013 года вместе с патчем 2.0. Работает над авраамическими религиями, в основном христианством, но немного и для мусульман, а также добавляет евреев.

— Папу теперь выбирает совет кардиналов. Потратив деньги на «предвыборную кампанию» можно продвинуть своего избранника. Он потом отплатит бесплатными разрешениями.
— Вы можете просить о создании крестового похода
— Два новых святых ордена для католиков и как минимум один орден в каждой религии теперь есть. И да, у тамплиеров (и не только) можно занять деньги.
— Порядка 300+ новых событий.
— Если правителя сделать евреем, то можно будет создать Израиль.
— Паломничество к святым местам у католиков
— Придворных можно отправлять в монастырь или в святой орден

Rajas of India

Шестое крупное дополнение к игре. Вышло 25 мая 2014 года вместе с патчем 2.1. Добавляет в игру джайнистких, индуистких и буддистких правителей. Это обновление не поддерживает сейвы, сделанные в более ранних версиях.

— Добавляется новый регион и новые правители, включая Сибирь и Афганистан. Всего порядка 300+ новых провинций. Тибет не завезли.
— Изменение проекции карты: срезан западный берег Африки, добавлен Индийский океан (и да, ребята, Суэцкий канал никто еще не построил)
— Три новых религии со своими особенностями механики. Секты заменяют тут ереси.
— Боевые слоны!
— Появился диапазон действия дипломатии. Теперь викингам не очень-то получится с индусами поболтать.
— Переработаны восстания фракций: лидер временно получает титул ранга правителя, а все союзники становятся его вассалами.
— Несторианство теперь не ересь, а отдельная религия.
— Новая система упадка для мусульман.

Charlemagne

Седьмое крупное дополнение к игре. Вышло 14 октября 2014 года вместе с патчем 2.2. Добавляет еще более ранний период истории.

— Новая начальная дата – 769 год.
— Система вице-королей, когда титул после смерти правителя возвращается сюзерену.
— Собственные королевства и империи, а не только исторические (3 герцогства = королевство, 3 королевства = империя)
— Страница хроник династии
— Исторические эвенты, рассказывающие о произошедших исторических событиях
— Племенные постройки, которые могут вырасти в города/замки
— Немного переделаны и добавлены новые законы и технологии
— Новый почетный титул, позволяющий назначить регента для себя, если он вдруг понадобится
— Убрано убийство из дипломатии

Way of Life

«Небольшое» дополнение к игре. Вышло 16 декабря 2014 года. Улучшает ролеплей и погружение в игру, позволяя выбирать ветку случайных эвентов, что могут произойти.

Все персонажи от графов и выше могут выбрать фокус или «как жить будем». Фокус сразу дает бонус к статам и открывает дипломатические решения и действия (например, интриги позволят устроить за кем-то слежку, семья подружиться с членами семьи). Если долго следовать какому-то фокусу и «качать» его, то можно получить полезную черту.

Horse Lords

Восьмое крупное дополнение к игре. Вышло 14 июня 2015 года вместе с патчем 2.4.1. Открывает возможность игры за кочевников.

— Новое возможное правление: не путайте с племенами, это именно не сидящие на одном месте кочевники. Орды кочевников не имеют постоянных поселений, а показателем их силы служит число пустых участков, влияющее на население.
— Клановые войны, компенсирующие почти полное отсутствие вассалов.
— Потеря всех земель для кочевников не конец игры, ведь можно взять свою орду и пойти отвоевать себе новую.
— Шелковый путь. Заранее положенные торговые пути. Провинции, где они лежат могут строить торговые посты и получать еще большую прибыль.
— Дань. Теперь врага можно не завоевать, а обложить данью. Он будет платить денюшки и обязан будет помогать во всех воинах.
— Дорисовка карты. 27 новых провинций: Уйгур, Киданей, Согдиан, Тохар…
— Только правители, маршал и командующие могут вести войска
— Более географичные события (охота на оленей в Европе, на тигров в Индии)


Оставлю второй (третий?) отзыв, уже поиграв более существенное время. Итак, эта игра надолго. Одна партия легко растягивается на десятки часов. Первое поколение, за которое играешь, будет тянуться дооолго, а самое интересное и вкусное происходит, когда надо менять поколения (у вассалов есть бонус мнения «долгое правление», поэтому новичка-короля они ненавидят, а с годами начинают превозносить, а ведь у твоего правителя есть братья-дяди-шурины, мечтающие о троне…) + в начале мир довольно однообразен, а ко второму поколению интриги и планы уже набирают обороты… точнее вы наконец-то можете попробовать что-то провернуть, а то до этого мир был довольно пуст для больших планов.

На игру очень сильно влияет религия. Она, считайте, краеугольный камень всех здешних неурядиц. Потому шаг вправо — и соседи уже тебе джихад кричат (или крестовый поход, или просто «бей неверных!»). Союзы со странами можно заключать только с соседями своей веры. Они другой? Тогда руки принцессы тебе не видать, будь ты хоть трижды богат и лучше вооружен. Завоевывать мир можно либо кулаком, либо свадьбами, но, как уже сказала, свадьбы только для своей религии и это очень долгий способ, так как наследницу тебе не отдадут в жены, придется сначала женится, затем родить ребенка, у которого будет право наследования, а затем поубивать всех, кто стоит у него на пути к трону в правильном порядке.

Во многом эта стратегия — симулятор династии, так как тут хоть и можно отстраивать провинции, вести в бой войска и т.п., но в основном нужно плести интриги, следить, чтобы вассалы были довольны, братья рот на трон не раззевали, а соседи вовремя получали тумаки. И именно то, как вы раздаете титулы и кто кому вассалом приходится, и скажется на успехе или неудаче игры.

Если подводить итог, то игра мне нравится, но уж больно медленно раскачивается, да и даже после раскачивания некоторые вещи требуют много времени, как игрового, так и реального. В остальном… даже если бы хотелось придраться, то не к чему.

В минус разрабам можно записать подлянку: одно из платных DLC блокирует использование достижений, если оно установлено… и да, это так и было задумано, а не баг.

Опять пишу впечатления от начала игры.

Итак, порог вхождения очень высокий. Прыгать надо. Есть обучение, но довольно условное. Стенами текста грузят все время (к каждой открытой менюшке — текст на экран).

Следить надо за очень многими параметрами, на которые не всегда есть возможность повлиять раньше, чем пару десятков лет упорного труда. И тут второе неудобство — ты еще эти параметры найди по менюшкам. И на данный момент этот поиск самый большой недостаток игры…

От других стратегий отличается тем, что save/load здесь вообще не катит: начиная от того, что load можно только из главного меню, что делает это жутко неудобным и заканчивая ачивками, которые только в ironmode падают.

Ну а главное отличие, что здесь основной упор идет на династию и отношения между аристократами. Союзника нельзя купить. Все союзы в игре заключаются в браках и только. Вы не можете нападать на соседей без причины: причиной может стать наличие права на трон или религия… или просто что-то сфабрикованное, главное, чтобы была. Аналогично и с казнями, тюрьмами… Свадьба и дети — это то, что позволит расширять империю и оставаться живым в этом мире. Вассалов и детей можно тоже переженить на тех, кому тебе надо. Недовольные вассалы будут собираться в группки и планировать перевороты. Довольные — сидеть и платить в казну больше денег. Именно из-за отношений вы будете выбирать наставника детям, раздавать титулы, заводить любовников, плести интриги…

По отзывам, когда помрет первое поколение, станет интереснее и живее игра (и я вижу, почему так), но я пока ни один старт до такого не дотянула: либо умирала со скуки, либо соседи пинали слишком больно.


Поделиться: