Настольно-печатные игры в детском саду. Настольно-печатные игры и лото Настольно печатные игры для детей 4 5

Что нужно пограничнику?

Дидактическая задача : Закрепить у детей знание о профессиях пограничник, защитник Родины. Развитие мелкой моторики и памяти. Упражнять детей в правильном назывании предметов, уточнять их назначение.

Игровые правила: Приступать к действиям с разрезными картинками только после сигнала. Кто быстрее соберет картинку, тот и начинает о ней рассказывать.

Игровое действие : Поиск частей и складывание целой картинки. Описание составленного предмета.

Дидактический материал: разрезные картинки с изображением предметов: каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т.д.

Ход игры

На столе разрезные картинки, дети должны собрать их и объяснить, для чего этот предмет нужен пограничнику (каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т.д.)

Что изображено на твоей картинке? (бинокль)

Зачем нужен этот предмет пограничнику? (следить за границей) и т.д.

Город - это...

Дидактическая задача : Систематизировать знания детей о городе, как населенном пункте с дорогами, домами, социальными постройками и т.д.

Игровые правила : Взять только один силуэт. Действовать по сигналу. Слушать ответы детей и помогать им при необходимости.

Игровое действие: Выбор силуэта. Диалог воспитателя и детей.

Дидактический материал : магнитная доска, силуэты дорог, Домов, машин, и т.д.

Ход игры

Дети выбирают силуэты на столе, выкладывают их на магнитной Доске и отвечают на вопросы.

Город - это... (дороги)

А Матрешка задает детям вопросы:

Для чего в городе нужны дороги? (по дорогам передвигаются люди и машины)

Город - это... (дома)

Для чего в городе нужны дома? (в домах живут люди)

Город это... (магазины)

Для чего в городе нужны магазины? (в магазинах люди покупают продукты и вещи)

Город - это... (больницы и поликлиники)

Для чего в городе нужны больницы? (в больницах и поликлиниках людей лечат) и т.д.

Матрешка рассматривает дома:

Какие разные дома, а кто живет в этих домах? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в домах живут дети и их семьи)

Собери картинку

Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о профессии людей, работающих на транспорте.

Игровые правила

Игровое действие : Поиск частей, складывание целой картинки. Сравнивание одинаковых изображений на картинках.

Дидактический материал : конверты с разрезными картинками. Виды транспорта: самолет, вертолет, поезд, машина, автобус. Профессии: летчик, машинист, шофер, капитан и т.д.

Ход игры

Дети и воспитатель берут по одному конвертику, садятся за стол и собирают картинки.

Андрюша, что изображено на твоей картинке? (самолет)

У кого из детей такая же картинка? (дети показывают картинки и поясняют)

Как называют того, кто управляет самолетом? (летчик)

Наташа, кто изображен на твоей картинке? (летчик)

Как ты догадалась? (ответы детей обсуждаются: у летчиков есть шлем, очки и т.д.)

Ребята, у кого на картинке тоже изображен летчик? (дети показывают картинки и поясняют)

Марина, что изображено на твоей картинке? (вертолет)

У кого из детей такие же картинки? (дети показывают картинки и поясняют)

Собери картинку и отгадай

Дидактическая задача : Систематизировать знания детей о героях рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!».

Игровые правила : Взять только один конверт и собрать картинку по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, тот и называет ее.

Игровое действие : Поиск частей, складывание целой картинки, отгадывание.

Дидактический материал : конверты с разрезными картинками. Герой рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!»

Ход игры

Дети собирают разрезные картинки и называют жителя Цветочного города: Незнайка.

Кто прислал письмо?

Дидактическая задача : Активизация речи дошкольника, развитие мелкой моторики. Воспитывать культуру поведения и взаимопомощь.

Игровые правила: Высказывать свои суждения, не перебивая друг друга. Соблюдать очередность. Действовать только по сигналу воспитателя.

Игровое действие: Поиск нужных частей, складывание целой картины.

Дидактический материал : конверт с разрезной картиной, на которой изображен Незнайка.

Ход игры

Дети собирают разрезные картинки и составляют портрет Незнайки.

Раздается стук в дверь и входит почтальон.

Вам письмо... (передает письмо воспитателю, и он читает)

«Дорогие дети! Я очень вас прошу, помогите мне. Я пошел в лес один и попал в беду!»

Ребята, кто же мог прислать нам это письмо?

Кто оказался в беде?

Кому нужна наша помощь? (ответы детей обсуждаются) Воспитатель достает из конверта разрезные детали.

Ребята, давайте соберем эти детали. Может быть, тогда мы узнаем, кто ждет нашу помощь? Дети начинают собирать картинку и узнают Незнайку.

Разложи по порядку

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года.

Игровые правила: Подбирать карточки с приметами времен года в соответствии со стихотворным текстом.

Игровое действие : Поиск нужных карточек и выкладывание их на магнитной доске.

Дидактический материал : карточки с изображением разных времен года по количеству детей. Стихи о временах года. Магнитная доска.

Ход игры

Дети слушают текст и выбирают соответствующую по цвету карточку и затем по просьбе воспитателя выкладывают на магнитной доске цветовое изображение времен года по порядку.

Она приходит в декабре,

Когда деревья стоят в серебре?

(зима - синяя карточка)

Зеленое платье она надела,

И все вокруг вдруг зазеленело?

(весна - зеленая карточка)

В венке из солнечного света

Вслед за Весной приходит... ?

(лето - красная карточка)

Платье желтое набросив,

Тихо к нам приходит... ?

(осень - желтая карточка)

Солнце по небу гуляет!

Определи, когда это бывает?

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: части суток.

Игровые правила : Подбирать цветовую гамму по содержанию текста.

Игровое действие: Поиск карточки определенного цвета по содержанию текста.

Дидактический материал : цветные карточки. Модель часов (круг, разделенный на четыре части). Стихотворные тексты о частях суток.

Ход игры

По ходу рассказа воспитателя дети выкладывают соответствующие карточки на модели часов.

Небо вдруг порозовело,

Тихо-тихо и несмело

Солнце ласковым лучом

Что открыло, как ключом? (утро - розовая карточка)

Солнце ярко осветило,

Землю всю позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит? (день - желтая карточка)

Солнце спать легло, и будто

Легким синим покрывалом

Он всю землю укрывает.

Сказку гномик прочитает

И тихонько засыпает? (вечер - синяя карточка)

Когда с темнотою

Земля вдруг сошлась

И в небе луна

Со звездою зажглась?

А Гномик давно и

Тихонечко спал? (ночью - черная карточка)

Когда это бывает?

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.

Игровые правила : Соотносить предметные картинки с текстом стихотворения. Отвечать только после того, как воспитатель прочитает стихотворение. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Выкладывание воспитателем на магнитной доске картины. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал : магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, месяц. Предметные картинки с изображением частей суток.

Ход игры

Воспитатель стихотворный текст сопровождает выкладыванием картины на магнитной доске по содержанию.

На магнитной доске справа располагается солнышко.

Наша Оля рано встала,

Своих кукол причесала,

Всех умыла медвежат

И пришла к нам в детский сад.

Когда это бывает? (утром)

Час обеда подошел,

Сели дети все за стол.

Держат правильно все ложки -

Не роняют на пол крошки,

(Солнышко передвигается наверх магнитной доски и выставляется соответствующая картинка)

Когда это бывает? (днем)

День окончен, там и тут

Люди все домой идут,

Мамы в детский сад спешат

Забирать своих ребят.

(Солнышко передвигается вправо и выставляется соответствующая картинка)

Когда это бывает? (вечером)

Ставни закрываются,

Дети раздеваются.

— Тише, тише, птицы.

Вы не пойте под окном!

Спят ребята крепким сном.

(Солнышко передвигается вниз магнитной доски и выставляется соответствующая картинка)

Когда это бывает? (ночью)

Ночь легла на крыши прямо;

В целом доме шума нет,

Папа спит, уснула мама,

И везде погашен свет.

Когда это бывает? (ночью)

Когда это бывает?

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.

Игровые правила: Соблюдать очередность. Дети рассказывают только о той части суток, сюжет которой нарисован на картинке. Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: предметные картинки с изображением частей суток на каждого ребенка.

Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены сюжеты. Дети должны назвать часть суток, которая соответствует определенному сюжету.

Эта часть суток утро. Потому что зарядку мы делаем утром.

Эта часть суток вечер. Потому что вечером мы собираемся ложиться спать.

Эта часть суток день. Потому что днем мы гуляем, играем, трудимся.

Эта часть суток ночь. Потому что ночью мы спим.

Нарисуй Осень

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года, приметах осени. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила

Игровое действие : Дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, насекомые, птицы и т.д.

Ход игры

Перед игрой выставляется уже готовая картина: лесная полянка с цветами, бабочками, птицами, пчелками, яркое солнце с лучами.

Воспитатель начинает рассказ, дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине.

Наступила Осень, и солнышко стало не такое яркое, как летом. Каким стало солнышко? (солнышко стало неяркое, светит, но не греет - выставляется солнышко без лучей)

Яркие солнечные лучики спрятались от холодного ветра в листиках. И зеленые листочки стали какими? (желтыми - выставляются на картину желтые листочки)

От холодного ветра стало зябко нашим комарикам и пчелкам, и они спрятались где? (в коре дерева и пня - насекомых прячут за дерево и пень)

А бабочки превратились в куколки, и будут спать до следующей весны.

Летают птички по лесу, ищут себе пропитание и не находят. Почему? (насекомых нет)

Что делать птицам? (улетать в теплые края, где много пищи - птицы выстраиваются в караван)

Но не все птицы улетели в теплые края. Какие птицы остались зимовать в наших краях? (ворона, воробей, голуби)

Эти птицы перебрались из леса поближе к дому человека. Почему? (человек будет зимой этих птиц подкармливать)

Улетели птицы, спрятались насекомые, и в лесу стало очень тихо.

Нарисуй Весну!

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года, приметах весны. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Дети по ходу стихотворного текста выкладывают приметы времени года - весна. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал : магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, насекомые, птицы и т.д.

Ход игры

Дети поочередно выбирают на столе приметы весны, соответствующие стихотворному тексту.

Весна - это когда светит ярко солнце.

Весна - это когда цветут цветы и зеленеет травка.

Весна - это когда щебечут птицы.

Весна - это когда льет теплый дождик и бегут ручейки.

Когда это бывает?

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о частях суток, временах года. Воспитывать внимание, наблюдательность, партнерские отношения.

Игровые правила

Игровое действие : Угадывание времени года по сюжету картины и показ этого времени года на часах «Времена года». Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: магнитная доска. Картинки с изображением сюжетов времен года. Часы «Времена года» - круги Луллия для определения времен года.

Ход игры

На магнитной доске выставляются картинки с изображением примет осени, весны, зимы, лета. Дети должны угадать время года, назвать приметы и показать его на часах «Времена года». Для этой дидактической игры можно использовать круги Луллия:

— Первый, самый маленький круг, разделен на четыре части и заштрихован зеленым, голубым, желтым и красным цветом - времена года;

— Второй круг разделен на сегменты с изображением солнца, снега, дождя, туч и т.д.

Третий круг разделен на сегменты с изображением изменений растительности по временам года;

Четвертый круг разделен на сегменты с изображением приспособления животных к изменениям погоды по временам года.

Когда это бывает?

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года. Воспитывать внимание, наблюдательность, партнерские отношения.

Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Составление времени года по приметам на кругах Луллия. Составление небольшого рассказа о времени года по приметам.

Дидактический материал : круги Луллия на каждого ребенка с сюжетными карточками примет.

Ход игры

Детям раздают круги Луллия с сюжетными карточками по временам года. Дети должны на всех кругах подобрать сюжетные карточки по временам года и рассказать:

На самом маленьком круге состояние солнца: солнце с лучами, за тучкой, без лучей и т.д.

На втором круге деревья и растения по временам года: с листочками, с желтыми листочками, заснеженные деревья и т.д.

На третьем круге занятия взрослых и детей в разное время года: купаются в реке, катаются на санках, собирают овощи на грядке и т.д.

Это время года лето. Потому что светит ярко солнце. На деревьях зеленые листочки, цветут цветы. Люди загорают и купаются в речке.

Это время года весна. На деревьях появляются зеленые листочки. По дорожкам бегут ручейки. Солнце светит, но лучики пока еще маленькие. Люди сняли теплые вещи и надели куртки и резиновые сапоги. И т.д.

Какой ветер?

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: свойства ветра.

Игровые правила : Определить положительные или отрицательные свойства ветра.

Игровое действие: Рассматривают сюжетную картинку и определяют, какой ветер - хороший или плохой.

Дидактический материал : сюжетные картинки о ветре.

Ход игры

Воспитатель на магнитной доске выставляет картинку с изображением. Дети должны определить, какой ветер: хороший или плохой?

Открытое от ветра окно, разбитая ваза на полу.

Девочка с помощью пылесоса убирает комнату.

Дети пускают воздушного змея.

Девочка успокаивает плачущего ребенка и протягивает ему воздушный шарик.

Мальчик пускает по воде кораблик.

Сильный ветер в лесу и поломанные деревья.

На улице сильный ветер, а дети гуляют во дворе.

Подбери ключик

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: солнце, луна, тучки.

Игровые правила: Дети подбирают картинки соответствующего цвета, собирают картинку и находят по картинке соответствующий предмет. Отгадывают загадки по сигналу воспитателя.

Игровое действие : Собирают разрезные картинки, находят соответствующий предмет, отгадывают загадки. Диалог воспитателя и детей.

Дидактический материал : разрезные картинки с изображением ключика - цветные, по количеству детей. Объемные предметы - ключи разной формы. Сундучок с загадками.

Ход игры

Дети должны выбрать разрезные картинки соответствующего цвета, сложить все картинки, подобрать ключик по образцу рисунка.

Воспитатель достает из сундучка загадки. При правильном отгадывании появляются на магнитной доске гости: солнышко, луна, тучка.

Оно весь мир обогревает!

И усталости не знает.

Улыбается в оконце,

И зовут его все... (солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно мне без звезд одной,

А зовут меня... (луной)

По небесам плывет мешок

И солнце закрывает.

А бывает - иногда

Что из мешка течет вода.

Спрячемся получше!

От дырявой... (тучи)

Рассмотри и выложи

Дидактическая задача : Закрепить знание детей о временах года, приметах зимы. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Дети по предложению воспитателя выкладывают цветовое табло на часах «Времена года». Выкладывают основные приметы зимы. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал : часы «Времена года», сюжетные карточки с приметами зимы по количеству детей.

Ход игры

Дети должны определить и выложить на столе основные приметы времени года.

Какое время года я должна выставить на наших часах «Времена года»? (на часах надо установить стрелку на времени года - зима, синяя часть часов).

Андрей, на какое время года нам указывают приметы за окном? (приметы за окном нам указывают на то, что время года - зима)

Марина, какие приметы зимы ты выложила на своем столе? (Солнца на небе нет, оно спряталось за тучку. Из тучки идет сильный снег. На деревьях и земле лежит снег. На улице сильный ветер. Люди надели шубы, шапки, шарфы и варежки.)

Татьяна Макрушина
Настольно печатные игры часть2

Когда это бывает?

Цель : Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Ход игры : Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением времён года, для каждого времени года 2-3 картинки (зимний пейзаж, зимние забавы, труд людей зимой) . Расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель объясняет правила. Дети сегодня мы будем играть так : посмотрите у меня много картинок. Я их вам пока не покажу и вы их не показывайте друг другу. Мы будем отгадывать, что нарисовано. Воспитатель раздаёт картинки, называет ребёнка. Тот рассматривает внимательно свою картинку, затем рассказывает о её содержании. Затем другой ребёнок отгадывает о каком времени года было рассказано. После ребёнок показывает свою картинку, дети убеждаются в правильности ответа. Игра продолжается пока дети не расскажут обо всех картинках.

Ищи и найдёшь

Цель : упражняться в различении характерных признаков отдельных времён года.

Ход игры : Дети классифицируют картинки и приставляют их друг к другу в зависимости относятся ли они к весне, лету, осени, зиме.

Кому что нужно для работы?

Цель : Закрепить знания детей о том, что людям в работе помогают разные вещи,орудия труда; воспитывают интерес к труду взрослых. Желание самим трудиться.

Ход игры : игра проводиться по типу»ЛОТО» на больших картах изображены- повар, врач, шофёр, дворник и т. д. На маленьких- предметы необходимые в работе. Воспитатель уточняет знания детей о профессиях и о орудиях труда. Затем напоминает правила игры . Дети разбираем картинки, подбирают к большой карте соответствующие картинки направляют; повару – кастрюлю, половник, чайник, мясорубку.

Что нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает руку? Поищи внимательнее все предметы, которые нужны шофёру. Эту игру проводят после наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением (строителя. Почтальона, продавца, доярки, свинарки и орудия их труда.)

Цель : упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания : где что растёт; закрепить знания детей об овощах и фруктах и цветах.

Ход игры : В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород сад и цветник и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов цветов. Дети рассматривают маленькие карточки

А где растёт вишня? Спрашивает воспитатель у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней.

На дереве.

А дерево вишня где растёт?

В саду. Отвечают дети.

Где растут цветы? (в лесу, на клумбе на лугу) .

А огурец где растёт? На грядке в огороде.

Вот посмотрите дети на эти карточки. Что здесь вы видите?

А на этой карточке? Клумбу.

Сейчас вы будите играть так чтобы всё что растёт в огороде появилось в огороде что в цветнике попало в цветник что в саду в сад и все встали бы на свои клеточки на карте. Кто первый закроет все клеточки тот и выигрывает . Дети обмениваются карточками и игра продолжается. Такая игра используется когда ставится задача систематизации закрепления знаний о других предметах например о посуде, мебели, одежде, обуви, принадлежность для труда, для занятий.

Парные картинки

Цель : Упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинках, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать умение выполнять правила игры .

Ход игры : У воспитателя набор парных картинок. На картинках изображены предметы : игрушки, посуда, одежда и др. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берёт две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает :

Чашка- отвечают дети.

А на этой картинке то же чашка. Что можно сказать о них? Воспитатель не торопится сам ответить на вопрос. Дети догадываются и говорят :

Они одинаковые.

Да они одинаковые, парные. Две чашки- пара,значит парные. Сегодня мы поиграем в парные картинки (Держит в руке обе картинки –чашки.) Послушайте как мы будем играть. Я на этом столе положу картинки, а вам раздам по картинке. Кого я позову тот пойдёт и найдёт на столе такую же картинку, найдёт ей пару. Выиграет тот кто не ошибётся и громко назовёт предмет. Предлагаю более сложный вариант, раздаю картинки, прошу их быть внимательными и ответить у кого такая же картинка. Сама не показываю, а рассказываю об изображённом предмете так чтобы тот, у кого такая же,мог отгадать и показать.

У меня на картинке нарисован длинноухий серенький ест морковку. У кого такая же картинка? Дети ищут. Тот, у кого изображён – зайчик, говорит : У меня тоже такой зайчик. И показывает.

Что растёт в лесу?

Цель : Закрепить знания о лесных и садовых растениях.

Ход игры : Воспитатель выбирает троих детей и предлагает им назвать то, что растёт в лесу. Например один говорит :» грибы, второй : малина, третий : ель.» А потом опять продолжается. Воспитатель предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правило, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая тройка получает другое задание, например, перечислить, что растёт в саду или кто живёт в лесу, во дворе и т. д.

Перемешанные картинки

Цель : Закрепить и проверить культурно – гигиенические навыки.

Ход игры : Воспитатель вешает на доску большую картину. На картине изображён неопрятный ребёнок. А детям раздаёт маленькие картинки, на которых предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым нужно дополнить большую картинку и объяснить

Что сажают в огороде?

Цель : учить детей классифицировать предметы по определённому признаку, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель спрашивает :

Дети вы знаете, что растёт в огороде? Давайте поиграем в игру. Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову, то что сажают в огороде вы ответите «ДА» , если то что не растёт в огороде вы скажите «НЕТ» . Кто ошибётся, тот проигрывает . Воспитатель начинает :

Морковь. (да) ; помидоры (да)

Огурцы. Да.

Цель : закрепить знания детей о разных машинах, помогающих людям, правильно их называть и подбирать парные изображения : легковая машина, грузовая, комбайн, подъёмный кран и т. д.

Ход игры : Воспитатель показывает детям карточки, называет машины и обращает внимание,что на карточке изображены две машины, разделённые вертикальной полосой. Затем раздаёт детям по 4-6 карточек Вот я положила свою карточку, какие машины здесь нарисованы. Трактор и подъёмный кран. У кого есть такие же, положите свои картинки рядом с машинами.

А теперь какие здесь картинки? У кого такие? Положите их в один ряд. Дети находят одинаковые картинки и кладут их на конец образовавшегося ряда. Игра продолжается до тех пор, пока у ребят картинок не останется. Затем вводят новое правило, детям снова раздают перемешанные картинки и устанавливают очерёдность, выкладывают картинки друг за другом. У кого нет подходящей - пропускает ход, выигрывает тот , кто первым положит все картинки.

Что где растет?

Цель : Закрепить знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

Ход игры : Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунками на большой карте. выигрывает тот , кто быстро закроет все пустые клетки и правильно назовет растения (на больших картах нарисованы лес, поле, сад, огород.) Трудным будет название злаков, грибов. Ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешиваются, игра продолжается.

Посадим цветочек

Цель : Ориентироваться в пространстве, различать понятия «край» и «середина» .

Ход игры : К столу садятся 5-6 детей. На каждом столе находится поднос, наполненный песком и коробка в которой много разноцветных бумажных цветов. – «Дети, сейчас мы посадим цветы, -говорит воспитатель. -В коробке у вас много цветов, нужно посадить их красиво, в ряд, а не как попало. Воспитатель следит за работой всех детей, а каждый ребенок говорит куда он посадит цветок по середине или с краю.

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Цель: развивать связную монологическую речь у детей.

1. упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя;
2. закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
3. учить детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета;
4. воспитывать умение выслушивать других и дополнять услышанный рассказ; помочь усвоить некоторые правила поведения.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Использование этой части предметно-развивающей среды направлено на:

  • развитие дисциплинированности и способности завершать начатое;
  • улучшение внимания, мыслительных процессов, воображения и речевых навыков;
  • фиксирование приобретенных знаний и умений;
  • формирование умения работать в команде, дружелюбности и способности к сотрудничеству.

Использование игр позволяет выявить сферу интересов детей, определяя их предпочтения во время игры. Разнообразный материал учит дошкольников обобщать предметы по определённому признаку, отличать их друг от друга в зависимости от применения и назначения. Также ребенок в ходе игры замечает взаимосвязи между предметами и учится составлять целое из полученных частей.

Важным игровым моментом является необходимость выбрать себе партнера для взаимодействия и найти своё место в группе. Дети распределяются на пары или тройки, при этом большое количество воспитанников в группе существенно усложняет задачу.

Воспитателю отводится роль направляющего в игре, он подталкивает детей к правильным действиям, а не руководит процессом. Также не стоит забывать о похвале и поощрении успехов дошкольников.

В картотеку настольно-печатных игр для детей в возрасте 5-6 лет, используемых в детском саду, относят следующие материалы:

  • домино;
  • шашки;
  • паззлы с разным количеством деталей;
  • картинки, складывающиеся из кубиков, рисунок на гранях которых относится к определенному изображению;
  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках.

Использование игр затрагивает зрительное восприятие, которое является важным элементом образовательного процесса в ДОУ. Для включения печатного педагогического материала в деятельность детей необходимо помнить, что принцип визуализации подразумевает наличие наглядного образца. То есть, чтобы собрать паззл, ребёнку потребуется исходная целая картинка в качестве примера.

Визуальное восприятие развивают такие игры, как мозаики, карточки с изображениями животных и растений, сюжетные картинки. С этой же целью включаются в работу дидактические материалы в виде карты-поля с набором фишек и кубиков.

Выбор игры с учётом особенностей возрастного развития ребенка

Выбор игрового материала обусловлен возрастной группой детей. В возрасте 5-6 лет настольно-печатные игры учитывают такие особенности развития, как:

  • необходимость работы в небольших группах (2-4 человека). Для этого подойдут лото и домино с картинками, кубики, паззлы (например, «Сложи узор»).
  • осознанность командной работы. Этой особенности отвечают игры из предыдущего пункта и другие, например, игры с картой-полем. Активно используются материалы на закрепление знаний о видах транспорта, использовании предметов;
  • в этом возрасте возможно проявление нетерпимости в отношении помощи воспитателя или другого взрослого, что требует самостоятельности в игровом процессе. У старшего сохраняется роль ведущего. Подойдет занятие с обозначением противоположных понятий, задания на усвоение профессий.

При работе с детьми следят, чтобы всем хватило реквизита. У каждого ребенка должен быть свой набор карточек, фишек или часть паззла. При первом знакомстве с материалом воспитанникам понадобится время на изучение предложенного прежде, чем начнется игра. В старшей группе детям предлагаются разные сюжеты паззлов, поскольку сам процесс объединения элементов уже отходит на второй план. При наличии свободного времени дети могут обменяться наборами элементов мозаики.

Примеры настольно-печатных игр для детей в возрасте 5-6 лет

Готовая картотека настольно-печатных игр для детей 5-6 лет в детском саду должна отвечать особенностям возраста и включать материалы разной тематики. В картотеку игр могут быть добавлены:

Игра «В гостях у сказки»

Эта игра направлена на социально-эмоциональное развитие воспитанников. В процессе дошкольник учится разрешать проблемные ситуации и взаимодействовать с другими детьми в ходе обсуждения и поиска решения. Комплект материалов включает:

  • 8 или более игровых полей;
  • карточки с историей, в которой содержится проблемная ситуация;
  • фигурки сказочных персонажей.

Игра особенно эффективна в небольшом коллективе. Игровые поля и герои расставляются на столе, при этом каждое поле пронумеровано. Карточки с номерами располагаются на столе лицевой стороной вниз. Когда воспитанник берет карточку и называет номер, ведущий описывает суть проблемной ситуации, которую дошкольник должен решить.

Пример игровой ситуации :

  • Буратино и Мальвина вместе играли в песочнице. У девочки не получались куличики и она заплакала, а Буратино начал над ней смеяться. Как лучше было бы поступить на месте Буратино?

Вариант решения: играть вместе намного интереснее, Буратино должен был помочь Мальвине, а не дразнить её.

  • Мышка, зайчик и лягушка играли на полянке около теремка. К ним подлетел комарик, ему захотелось присоединиться к игре, но он постеснялся. Как поступить в это ситуации?

Вариант решения: комарик должен был приветливо поздороваться и спросить, можно ли присоединиться к игре.

Игра «Подбери слова»

Игра, способствующая развитию связной речи у детей. Также она позволяет расширить словарный запас. В комплекте 12 карточек с картинками и 96, на которых написаны слова. Каждый ребенок должен получить картинку. Если детей больше, следует подготовить дополнительный материал.

Ведущий показывает карточку со словами, дети их читают. Забирает карточку воспитанник, к картинке которого слова подходят по смыслу. Картотеку настольно-печатных игр для детей 5-6 лет пополняют такой игрой и с целью .

Пример карточек-слов:

  • магазин: деньги, весы, прилавок, продавец, витрина, покупатель, касса, чек;
  • море: рыба, корабль, медуза, моряк, волна, остров;
  • цирк: клоун, дрессировщик, арена, фокусник, жонглер;
  • лес: шишка, белка, тропинка, сосна, гриб, ёжик.

Игра «Лабиринт»

Детям раздаются листы, на которых напечатан лабиринт. Концами лабиринта являются кошка и котенок, курица и цыпленок и т. д. Дошкольник должен карандашом прочертить путь от одного персонажа к другому. Такая , укрепляет логические связи и позволяет натренировать руку для письма.

Игра «Снежная королева»

Игровой процесс, основанный на сюжете известной сказки. Воспитанники перемещают фигурки по полю, попадая в различные ситуации. В процессе развивается логика, память и зрительное восприятие.

Игра «Зоологическое лото»

Используются карточки с изображениями зверей и птиц, помогающие усвоить названия животных, развивать внимание и память.

При работе с игровым материалом не стоит забывать о хронометраже занятия, который помогает эффективнее воспринимать информацию и соблюдать дисциплину во время игры. Рекомендуется такой порядок:

  • введение — 1-2 минуты. Воспитатель рассказывает детям о назначении разложенных материалов, напоминает или поясняет правила игры;
  • 3-8 минут занимает непосредственно действие, в ходе которого ведущий направляет участников;
  • подведение итогов — 1-2 минуты. Воспитатель обязательно хвалит каждого ребенка, независимо от того, кто лучше остальных справился с заданием.

В зависимости от выбранной игры, у дошкольников , речевые навыки, познавательные процессы, . Кроме того, воспитывается умение соблюдать правила и взаимодействовать с коллективом.

Настольно-печатные игры для ДОУ, включенные в картотеку, незаменимы как на учебных занятиях, так и во время самостоятельной деятельности детей. Они дают возможность увлечь воспитанников, в то же время объясняя различные понятия в игровой форме. Дошкольники 5-6 лет положительно реагируют на инициативу взрослого, с удовольствием включаясь в игровой процесс. Разнообразие проводимых занятий позволяет индивидуально подойти к каждому ребенку и группе детей в целом.

Елена Астахова

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ДРУЖИМ С ПРИРОДОЙ

Настольно-печатная игра для детей 4-5 летнего возраста

ВИД ИГРЫ :

Дидактическая игра «Дружим с Природой :

Экологической направленности;

Настольно – печатная .

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА :

Формировать :

Желание оберегать и охранять природу ;

Бережное отношение и любовь к природе , ко всему живому;

Способности самостоятельно составлять правила поведения человека в Природе ;

Ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному миру .

Развивать :

Представления о том, какие действия вредят природе ;

Интерес и любовь ко всему живому;

Умение работать в коллективе;

Мелкую моторику рук;

Память, мышление, внимание, воображение.

Закрепить :

Знания детей о Правилах поведения в Природе ;

Расширять :

Словарный запас слов.

Ход ИГРЫ:

I вариант :

Воспитатель раздает детям карточки на которых изображен знак правила поведения в природе . Карточка разрезана на 2 ровные части.

Воспитатель предлагает собрать правила. Ребенку необходимо подобрать 2 половинки так, чтобы получилось целое, объяснить свой выбор,и рассказать о каком правиле идет речь.

За правильное выполненное задание участник дидактической игры «Любите Природу получает фишку.

Игра проводится несколько раз.

Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек

II вариант :

Второй вариант игры проводится детьми самостоятельно.

После приобретения навыка игры дети могут играть без помощи взрослого.

Фишки в данном варианте не используются.

ВАРИАНТ ИГРЫ

I вариант :

Игра проводится совместно с воспитателем (с помощью взрослого) .

II вариант :

Дети играют самостоятельно .

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИГРЕ :

Игра «Дружим с Природой

способствует воспитанию заботливого и бережного отношения ко всему живому.

Формирует экологическую культуру и экологическое сознание детей .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ :

В ходе самостоятельной деятельности детей ;

В ходе проведения с детьми дошкольного возраста НОД по формированию экологических представлений по защите и охране природы .

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ :

Во время использования дидактической игры «Дружим с Природой может быть организована деятельность детей :

индивидуального характера;

с подгруппой детей .



Поделиться: