Установление взаимоотношений со сверстниками посредством ролевых игр. Формирование взаимоотношений детей Приемы направленные на формирование взаимоотношений в игре

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги древности и современности изучали происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.

Н.К. Крупская, подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста,- писала она, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания…Игра для дошкольников - способ познания окружающего».

Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С.Макаренко писал «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.

Своеобразие детской самостоятельной игры

Детская самостоятельная игра имеет ряд особенностей:

q Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением . В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Как говорил выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский: «Игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла, стоит лишь ребенку сказать «как будто бы» и вымысел уже живет в нем».

q Игра имеет самодеятельный характер . Дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже отмечалось, отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.

q В игре ребенок сочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и слова. Это не внешние признаки игры, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже, когда ребенок играет один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за врача и больного и т.д. слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Посредством речевого общения в игре дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют смысл и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.

q Игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети.

Сюжет или содержание - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть.

Роль -это центр игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость.

Правила в процессе игры дети устанавливают сами (в некоторых играх - взрослый) тем самым определяют и регулируют поведение и взаимоотношениях играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры.

Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит играть, создавать по словам А.С.Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:

o воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отображаемых представлений;

o целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий

o подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих;

o целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;

o доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д.

Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью полезно проводить кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем».

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы, педагог решает следующие задачи:

Воспитание желания и умения совместно играть;

Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);

Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Дети имеют обобщенные и дифференцированные представления только в том случае, если они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому педагог должен привлекать ребенка к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в жизни самих детей.

Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.

Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорит воспитатель детям.

В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи - признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.

Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу.

В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.

Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.

Успех воспитания различных нравственных качеств - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.

Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения. Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.(8,стр.7-56)

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:

Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);

Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);

Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);

Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С.);

Игра в телефон (Н. Палагина);

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

2. Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений:

Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)

Участие воспитателя в игре (главная роль);

Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

Создание разновозрастных игровых триад.

3. Косвенные приемы руководства:

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

Изменение игровой среды;

Наблюдение, экскурсия;

Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».(3,стр.34-103)

Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, мотор-ной ловкости.

Количество играющих : 2 команды.

Описание игры : взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на-встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про-пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мо-стик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мости-ку», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны до-говориться о темпе движения, следить за синхроннос-тью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Охота на тигров

Цель:

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отво-рачивается к стене и считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во вре-мя игры у аутичных детей, потому им можно разре-шить сначала присмотреться к тому, как играют дру-гие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно труд-но для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется...», « Царевна-Несмеяна »).

Близнецы

Цель: развитие коммуникативных навыков, уме-ния согласовывать свои действия,развитие графиче-ских навыков.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры : дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг кдругу,

затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок.

Мелки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между

собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий : на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних по-мех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по поводу необходимости договора в паре для достижениялучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их

ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни-будь (как тебя зовут, сколько тебе лет, что ты любишь). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает опреде-лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточ-но легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель : развитие наблюдательности и коммуника-тивных навыков.

Количество играющих : группа детей.

Описание игры : выбирается ведущий. Он становит-ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва-ет. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята

Цель : развитие коммуникативных навыков, чув-ства принадлежности к группе.

Количество играющих : группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «ка-стрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каж-дый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрос-лый, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван-ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы-полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско-ванность через легкий имитационный массаж.

Остров

Цель: развитие коммуникативных навыков, пре-одоление тактильных барьеров.

Количество играющих : четверо, или кратное че-тырем.

Необходимые приспособления : газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газе-ту, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максималь-но сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышеч-ный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе-ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож-ность почувствовать поддержку соседа.

Ладонь в ладонь

Цель: развитие коммуникативных навыков, полу-чение опыта взаимодействия в парах, преодоление бо-язни тактильного контакта.

Возраст : любой.

Количество играющих : 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижи-мая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различ-ные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

В сюжетно-ролевые игры

· Показ игровых действий с игрушками

· Выполнение воспитателем главной роли в игре

· Дидактическая игра

Приемы, побуждающие детей к началу игры

· Предложение игрушки.

· Взятие воспитателем на себя главной роли.

· Предложение готовой темы игры.

· Совместное изготовление атрибутов.

· Совместное обсуждение плана игры.

· Внесение нового игрового оборудования.

· Создание игровой обстановки до начала игры.

· Рассматривание иллюстраций.

· Чтение книг.

· Рассказ о том, как воспитатель играл в детстве.

· Рассказ о тех играх, которые воспитатель видел у других детей.

Приемы, направленные на развитие и поддержание игры

· Внесение дополнительного оборудования.

· Советы.

· Указания.

· Вопросы.

· Включение воспитателя в игру на второстепенных ролях.

· Предложение новых ролей.

· Предложение новых игровых ситуаций.

· Предложение новых игровых действий.

· Соединение нескольких игр между собой.

· Совместное обсуждение с детьми хода игры после ее окончания.

Приемы, направленные на формирование

Взаимоотношений детей в игре

· Объединение для игр под руководством воспитателя.

· Подключение не умеющих играть детей к умеющим.

· Помощь в распределении ролей и наделение их игровыми действиями.

· Правильное отношение к постоянным лидерам.

· Создание новых группировок, способствующих проявлению активности других детей.

· Беседа после игры о том, как играли (кто был внимательным к товарищам, вежливым, делился игрушками и т.п.).

Приложение № 13

Примерный план

руководства сюжетно-ролевой игрой в старшей группе

Цель: учить детей развивать сюжет на основе опыта знаний, приобретенных в ходе наблюдений занятий, чтения литературных произведений, сказок.

Способствовать тому, чтобы логика, характер игровых действий определялись взятой ребенком ролью. Развивать самостоятельность, инициативу, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре. Воспитывать активность, желание играть.

Оборудование: иллюстрации «Минск – город-герой», журналы, газеты, детские книги, атрибуты игр «Доктор», «Магазин», «Автобус», элементы костюмов к сказке «Теремок».

Приемы руководства

По мере окончания полдника спрашиваю у детей: «В какой республике мы живем?» «Как называется столица нашей республики?», «А хотите вы побывать в Минске?», «А на каком виде транспорта можно туда поехать?» (ответы детей). «Кто хочет лететь на самолете?», «А кто из вас будет летчик?». Посмотрите, где будет аэродром. Готовьтесь к полету. А мы, ребята, давайте поедем на автобусе. Хорошо? Подумайте, что мы будем делать в дороге? (можно останавливаться по дороге, на остановках можно купить газеты, журналы, зайти в кафе и др.). Хорошо, так и сделаем. Кто будет работать в дорожном кафе? Подумайте, где будет кафе? Хорошо. И теперь официанты идут и готовят все необходимое для посетителей кафе. А вот Ира будет в киоске продавать газеты и журналы. Ира, подумайте как вы организуете свое рабочее место?. Ребята, я думаю нам нужен и медпункт, путь в Минск долгий. Кто хочет быть доктором в медпункте? Хорошо. Готовьте свое рабочее место.

Ребята, а в Минске нас ждут артисты в театре. Кто будет артистами? Вы будете готовиться к спектаклю. Посмотрите костюмы для артистов, повторите текст сказки, которую вы будете показывать. А театр у нас будет там, где у нас стоит ширма. А мы ребята купим билеты и поедем в Минск. «Кто у нас кассир, а кто водитель? Готовьтесь к отправлению». Слежу, чтобы дети организованно взяли билеты и сели в автобус. Напоминаю артистам о подготовке к спектаклю. По дороге рассказываю детям о Минске. Показываю иллюстрации. Напоминаю водителю об остановках. В ходе игры говорю: «Водитель, а когда будет остановка? Я забыла купить журнал». В другой раз говорю: «Ой, что-то голова болит. Остановитесь. Вот медпункт». В ходе поездки рассказываю о театре и предлагаю его посетить. (драматизация сказки).

В ходе игры использую напоминание, указание, ролевое участие, слежу за взаимоотношениями между детьми, довожу игру до логического конца. Подвожу итоги, уточняю, как играли, кто хорошо справился с ролью и как можно играть в следующий раз.

Приложение № 14

Примерная тематика творческих игр

В разных возрастных группах.

I младшая группа

«Автобус», «Поликлиника», «Дом», «Парикмахерская» и др.

I младшая группа

«Автобус», «Поликлиника», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Моряки», «Детский сад».

Старшая группа

«Автобус», «Поликлиника», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Моряки», «Детский сад», «Аптека», «Театр», «Железная дорога», «Строительство города», «Школа».

Приложение № 15

Вопросы для анализа занятия

по изобразительной деятельности

1. Вид занятия, соответствие выбранной темы виду занятия.

2. Соответствие программного содержания программе дошкольного образования, уровню знаний, умений и навыков детей, теме данного занятия. Наличие в программном содержании:

Задач, связанных с передачей явных признаков предмета (строение, цвет, форма);

Задач, связанных с техническими навыками и умениями изображения;

Воспитательных задач.

3. Подготовка к занятию:

Наличие представлений по предмету, теме занятия;

Участие детей в подготовке к занятию;

Четкость поставленной перед детьми цели, задачи;

Приемы обучения.

4. Выдержанность частей занятия: начала, хода, конца.

5. Поведение детей на занятии: сосредоточенность, внимание, интерес, активность, самостоятельность в выполнении задания, проявление творчества.

6. Индивидуальная работа с детьми.

7. Как осуществляются воспитательные задачи на занятии?

8. Тон и характер обращения к детям. Культура речи.

9. Конец занятия:

Форма окончания занятия (подведение итогов, просмотр детских работ, оценка их);

Поведение детей в конце занятия (бодрость, радость от выполненной работы).

10. Анализ детских работ:

Соответствует ли работа запланированной теме и программному содержанию;

Выполнили ли дети свою работу до конца;

Есть ли сходство изображения с предметом. Что говорит о наблюдательности ребенка?

Имеют ли дети представление о размещении предметов в пространстве;

Качество технических навыков у детей.

Приложение № 15

Вопросы для анализа занятия

по развитию изобразительной деятельности

1. Форма занятия : коллективная, по сообщению новых знаний, по замыслу, комплексная, панорамная.

2. Тема занятия: в зависимости от возраста, задач обучения, социальной жизни, времени года.

3. Программное содержание:

Воспитательные задачи;

Образовательные задачи: развитие технических навыков и умений.

4. Методы и приемы обучения:

Наблюдение, обследование, словесные приемы, игровые приемы, показ способа действий (полный, детальный, частичный), образец воспитателя (полный, детальный, вариативный), сотворчество воспитателя и ребенка, рассматривание работ предыдущих занятий.

5. Анализ детских работ:

А) в оценке предметного рисования, лепки, аппликации (форма, величина частей, строение, цвет, образность, умение передавать разнообразные позы и движения);

Б) в сюжетных работах: композиция, выразительность образов, проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умения действовать самостоятельно;

В) в декоративных работах: яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций, использование элементов народного орнамента);

Г) по замыслу: нужно начинать с вопроса: «Что изображено?», а затем обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т.д. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразность замыслов.

Требования к анализу детских работ:

Дать общую оценку занятия;

Брать работы всех детей по очереди (чтобы избежать захваливания);

Подчеркнуть выразительность работ;

Техника рисования;

Перед началом анализа дать возможность рассмотреть детские работы;

Использовать разнообразные формы анализа, например, рассказать о понравившейся работе, найти работу, в которой проявилось творчество, рассказать о своей работе, сравнить с образом.

6. Материал и оборудование к занятию:

Натура, образец, произведения изобразительного искусства (скульптуры малых форм, живопись, графика), народные игрушки, изделия народных мастеров, иллюстрации, изобразительные материалы для работы детей, оборудование (кисти разных размеров, подставки, вода в прозрачных банках, но не маленького размера, тряпки и т.д.).

7. Индивидуальная работа с детьми на занятии:

работа с активными детьми;

работа с пассивными детьми (вызвать интерес).

Приложение № 16

«Продвижение дошкольников в овладении изобразительной деятельностью»

1. После занятия выберите две понравившиеся детские работы. Побеседуйте с их авторами:

Что изображено на твоем рисунке?

У тебя получилось нарисовать (наклеить, вылепить) все, что ты задумал?

Тебе нравится твоя работа?

Что ты еще хотел бы доделать?

И что тебе для этого надо? (какие краски, карандаши, бумага и др. материалы тебе нужны?)

2. Возьмите у воспитателя предыдущие работы этих детей.

3. Побеседуйте с воспитателем и проанализируйте работы детей, сделайте заключение о «продвижении» дошкольников в овладении изобразительной деятельностью, основываясь на вопросы «Анализ детского рисунка»:

Определить содержание рисунков, возможную оригинальность содержания или формы;

Отметить передано ли эмоционально-эстетическое отношение ребенка к создаваемому образу;

Определить и проанализировать средства выразительности, используемы ребенком (цвет, колорит, характер линии, композиция, выразительные детали);

Отметить степень грамотности изображения (передача формы, строения предмета, композиция рисунка и т.п.);

Анализ техники работы с материалом (ритм, сила нажима, темп);

Наличие и характер сочетания в детском рисунке таких качеств, как выразительность, грамотность, оригинальность изображения (если есть таковые);

Сделать предположение о половой принадлежности, ребенка, возможных интересах, характере воображения, деятельности;

Сделать и обосновать выводы о перспективах индивидуальной работы с автором рисунков.

Приложение № 17

Примерный конспект по рисованию в средней группе на тему

«Рыбки в аквариуме»

(методом пальцем, тычком, тампоном)

Методист: Пономарева А.С.

Программное содержание: учить использовать различный материал для тонирования бумаги, изображать рыбок тампоном с помощью трафарета, прорисовываапть мелкие детали (глаза, чешую) пальцем, тычком или кистью по выбору. Развивать воображение, воспитывать любовь к природе, желание любоваться составленной картиной сиз своих работ (большой аквариум).

Материал: альбомные листы бумаги, гуашь различных цветов, зубные щетки, трафареты, тампоны, тычки, кисти, банка с водой, живая рыбка.

Предварительная работа: рассматривание рыб в аквариуме, на открытках-иллюстрациях, игры с игрушками-рыбками, чтение художественных произведений.

Методы и приемы: проблемная ситуация (эксперимент) – как из снега получается вода. Беседа о воде. Вопросы, художественное слово, загадки, индивидуальная работа, подвижная игра «Рыбак и рыбки», рассматривание и оценка детских работ.

Ход занятия

Дети стоят вокруг стола и рассматривают как снег превращается в воду.

Дети, посмотрите, в баночке снег. Он постоял у нас в группе и что изменилось? (снег растаял). Правильно, снег растаял и превратился в воду. Почему? Ребята, а где еще бывает вода? (реке, озере, кране, аквариуме). Видите, как часто нам встречается вода, а знаете ли вы, для чего нужна вода? (пить, мыться, стирать, купаться, варить обед и т.д.). В каких знакомых стихотворениях говорится о воде? («Мойдодыр», «Водичка, водичка», «песенка о дожде»). Вижу, что о воде вы знаете стихи. А у меня есть для вас загадка, попробуйте отгадать, о ком она:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Правильно, это рыбки. А каких рыб вы знаете? (окунь, щука, карась), Где эти рыбки живут? (в воде) А почему же у нас никто не живет? Я знаю, нужно по-честному закрыть глаза и сказать волшебные слова: «раз, два, три, рыбка приплыви». Ребята, посмотрите, к нам приплыла настоящая рыбка. Она наша гостья. Она очень красивая и мы с вами ее сейчас рассмотрим. Какая рыбка: большая или маленькая? Какой формы у нее туловище? А что есть еще у рыбки? (плавники, хвост, глаза). Чем покрыто тело рыбки? (чешуей). Чешуя у рыбок разноцветная, блестящая, и поэтому они такие разноцветные, нарядные, красивые. Ребята, но мне кажется, что эта рыбка почему-то грустная. Вы не знаете, почему? Нет. Посмотрите, как вас много. Вы любите играть? А когда играть веселее: одному или когда много ребят? Да, когда много. А наша рыбка одна. И поэтому она скучает, а мы можем ей помочь. Хотите? Это очень просто. Давайте мы нарисуем рыбке друзей. Согласны? Садитесь за столы. Рисовать сегодня рыбок мы будем необычным способом. Обратите внимание, на столах у вас много разных предметов. Скажите, чтобы нарисовать воду, какого цвета нужна краска? А рисовать воду мы будем щетками. Щетку нужно обмакнуть в ванночку с синей краской и тихонько постукивая нанести на бумагу. Предлагаю детям работать. Помогаю нерешительным. Когда закончат тонировать бумагу, предлагаю салфеткой снять лишнюю краску. Затем дети рисуют рыбок (положить трафарет, обмакнуть тампон в краску, закрасить отверстие. Получится портрет рыбки). Уточняю, какие цвета нужно использовать. Дети рисуют рыбок, а когда краска высохнет, дорисовывают им глаза. Украшают их с помощью тычков или пальцев. Затем рисуют камешки, водоросли. Готовые работы предлагаю положить на ковер. Обращаю внимание, что получился большой аквариум. Вы сегодня научились рисовать новым способом. Все старались, молодцы. И поэтому у ас получился такой большой аквариум. Вот и рыбка повеселела оттого, что у нее появилось столько друзей.

Приложение № 17

Конспект занятия по аппликации в старшей группе

Консультация для воспитателей по методике формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Консультация для воспитателей

по методике формирования взаимоотношений детей

старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у кого из детей не возникает сомнения, что с товарищами играть интереснее, чем одному. Объединяются в играх на основе личной симпатии друг к другу и интереса к тем или иным играм, и игровые группировки становятся устойчивыми. Игра приносила детям радость и удовлетворение.

Однако существует разобщенность мальчиков и девочек вследствие разной направленности из игровых интересов. Беспокоит и такой факт: когда возникают игры, которые объединяют большое количество детей, между ними наблюдаются разногласия из-за распределения ролей, характера развития сюжета, способа выполнения конкретного игрового действия.

В течение нескольких дней группа мальчиков может играть в пароход. Сначала они его дружно строят, четко разделив между собой обязанности, и советуются по всем вопросам. Когда пароход готов, ребята распределяют роли капитана, штурмана, радиста и матросов. Но дальше возникают разногласия. Капитан предлагает идти за белыми медведями, штурман хочет плавать по Иртышу, радист – по Волге; мнения матросов тоже разделяются. Каждый предлагает свое, не желая выслушивать предложения товарища, и игра прекращается. Чтобы сохранить интерес к игре со стороны ее участников, необходимо собрать их вместе и спросить, какой пароход они построили. Обратившись к капитану команды, уточнить, что пароход пассажирский. Показать ребятам красивые фотографии пассажирских пароходов, рассказать о рейсах, которые они совершают. Ребята вспомнят, какие красивые пароходы они видели. Во время беседы у детей уже складывается план дальнейшей игры: вместе наметить маршрут путешествия, выяснить, какие игрушки надо сделать (бинокль, рупор, компас). Во время беседы побуждать каждого члена команды высказывать свое мнение. В конце беседы отметить, что команда дружная и выбрала интересный путь для плавания.

Такие беседы помогают детям осознать свои действия и поступки в совместной игре, преодолеть возникающие разногласия.

Для того чтобы приобщить мальчиков и девочек к совместным играм, предложить мальчикам построить из крупного строительного материала дом для кукол, машину, девочкам - помочь им в строительстве. Коллективное строительство объединяет, сплачивает детей. Увлеченные общим замыслом, они начинают дружелюбно относиться друг к другу, проявлять стремление помочь товарищу.

Мальчики начинают проявлять активность не только в сооружении каких-то построек, но и подключаться к играм девочек, беря на себя роль папы или брата – строителя, шофера, начальника стройки, автомеханика. Дети могут длительное время играть интересно и увлекательно, самостоятельно придумывая дальнейший ход игры.

Они все вместе планируют, что им необходимо для игры, советуются между собой, как лучше сделать игрушку, договариваются, что еще можно построить из строительного материала.

Существенным фактором становления сюжетно-ролевых игр бывают рассказы самих воспитанников на темы: «Как мы играли?», «Как мы помогали друг другу в играх?». Дети с увлечением рассказывают об играх, о своих товарищах, отношениях.

Анализируя игры, обратить внимание на самые интересные моменты, оценивать поведение детей. Должны интересовать и реальные взаимоотношения детей, которые часто не совпадают с тем, что ребенок изображает в игре. Этот вопрос необходимо обсуждать в разговоре с воспитанниками при подведении итога игры. Такие беседы помогают приучать детей справедливо относиться к товарищам, устанавливать взаимоотношения.

Чтобы помочь детям в развитии сюжетов игр разной тематики, необходимо применить самые разнообразные приемы и методы: показ иллюстраций, фотоальбомов о людях разных профессий, чтение художественной литературы, беседы о профессиях. Использовать и такие приемы, как рассказы об играх детей другой группы, напоминание о правилах игры, советы, как лучше сделать постройку, что еще можно сделать для игры своими руками и т.д.

Постепенно дети увлекаются играми, а игры продолжаются по несколько дней. Если дети увлеченно играют долгое время, то совместное достижение цели, преодоление трудностей доставляют им радость.

Взаимоотношения в играх постепенно переходят и в повседневную жизнь: ребята становятся более организованными, чуткими и внимательными друг к другу, заинтересованными в успехе каждого и всего коллектива, будут больше помогать друг другу в выполнении заданий и разного рода поручений.

Поделиться: