Проект игровой деятельности «Удивительный мир игры. Педагогический проект в ДОУ «Играя – учимся, играя – познаём! Отчет по проекту

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад компенсирующего вида №17 «Ладушки»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Игралочка» - сюжетно - ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна

Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 17,

Высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск, 2012

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Проект «Игралочка» - сюжетно - ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки»

Организация исполнитель

Адрес организации исполнителя, телефон/факс

Г. Нижневартовск, ул. Пермская 17

География

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки»

Целевые группы

15 детей с нарушениями зрения

Тип проекта

Практико - ориентированный

Сроки реализации

2 года

Цель

Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей с нарушениями зрения, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

Задачи

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  2. Подобрать, систематизировать и выявить наиболее эффективные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

  3. Сформировать навыки моделирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.
  4. приобщить родителей к взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением об окружающем мире.

Ожидаемые результаты

  1. Высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушениями зрения составит 76%.
  2. Сформируются навыки моделирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
  3. Педагогическая компетентность педагогов в вопросах организации работы по формированию представлений дошкольников об окружающем мире повысится на 25%.
  4. Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг составит 98%.

Пояснительная записка

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».

Проблема социализации в дошкольном возрасте у детей с нарушениями зрения является определяющей в их абилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения. В последние годы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества - вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста. В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушениями зрения наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более глубокое и детальное знакомство с объектом, тем самым компенсируя недостаток визуального восприятия информации. В общении с людьми ребенок с таким недостатком использует полисенсорный характер восприятия. В некоторых случаях при знакомстве с людьми и окружением, у ребенка возникает страх при встречи с новыми предметами.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказывается весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. (С.Л. Рубинштейн). Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.). Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой - либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, умению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.

В творческих играх, как правило, используются различные предметы. В ходе игры дети сравнивают их, мысленно отвлекаются от одних качеств, домысливают другие, упражняя свою способность к образному мышлению и воображению. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях все стороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей. Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Таким образом, актуальность выбранной темы вызвана малой разработанностью теоретического аспекта социализации дошкольников с нарушениями зрения, отсутствием системного, комплексного подхода к процессу социализации, тогда как именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать основы жизни в обществе. Среди средств и способов, способствующих социализации детей данной группы, особо важным является сюжетно-ролевая игра. Для того чтобы игра стала действенным средством воспитания детей с нарушением зрения, педагог должен знать особенности формирования игровой деятельности в условиях зрительной недостаточности, уметь определить уровень развития у каждого ребенка интереса к игре, к выигрышу, мотивов, побуждающих его к игре, и владеть приемами педагогического воздействия на игру детей.

Цель проекта : Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей с нарушениями зрения при поступлении в школу.

Задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  2. Подобрать, систематизировать и выявить наиболее эффективные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  3. Активизировать самостоятельную деятельность детей в игре, развивать игровой опыт воспитанников.
  4. Сформировать навыки моделирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.

Повысить педагогическую компетентность педагогов, приобщить родителей к взаимодействию с ДОУ в вопросах формирования представлений дошкольников об окружающем мире.

Объект - социализация детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Предмет - система работы по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Гипотеза проекта: предполагается, что целенаправленная работа по развитию сюжетно-ролевой игры окажет положительное влияние на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

Характеристика условий реализации проекта (ресурсы)

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии праздников, конспекты сюжетно-ролевых игр.
  2. Предметно-развивающая среда группы, микроцентр «Книжкин дом», мини-уголки: «Дом мод», «Театральная страна», «Игротека», зимний сад.
  3. Беседы на этические темы.
  4. Подбор художественной литературы.
  5. Видеофильмы.
  6. Подбор методической литературы.

Программно-методическое обеспечение:

Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьёва, Т.И.Гризик, В.В.Гербова.

- цикл консультаций для педагогов и родителей;

- перспективный план сюжетно-ролевых игр;

- разработан комплекс мини - проектов по организации сюжетно - ролевых игр.

Нормативно-правовые ресурсы:

  1. Международная Конвенция «О правах ребенка» (1989г.).
  2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 с изменениями и дополнениями.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666.
  5. Приказ от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
  6. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 28.10.2005г (редакции Закона ХМАО-Югры от 29.06.2006г № 65-03) с изменениями и дополнениями.
  7. Региональная (окружная) программа развития образования Ханты-Мансийского автономного округа на 2007-2011 годы.
  8. Целевая программа «Развитие системы образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы от 06.07.2006г.
  9. Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения № 17 «Ладушки» на 2007-2011 годы.

Материально-техническое обеспечение: групповая комната разделена на функциональные зоны: игровую, речевую, сенсорную, релаксационную, предметно-развивающую. Имеются в наличии необходимые информационно - технические средства, пособия, игрушки, инвентарь.

Партнеры. Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта являются воспитатель, родители (законные представители) детей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения речи шестого и седьмого года жизни.

Целевой аудиторией педагогического опыта являются 15 воспитанников детского сада компенсирующего вида № 17 «Ладушки», для детей с нарушением зрения, посещающие дошкольное образовательное учреждение на основании заключения Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии г. Нижневартовска.

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Итоговый продукт

I этап: планово-прогностический

Задачи: детальная и комплексная оценка ситуации, выработка концепции

1.1 Изучение нормативно-правовой документации

Сентябрь 2010

Пакет нормативно-правовых документов

1.2 Изучение методической и специальной литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Сентябрь 2010

выводы о степени разработанности и об особенностях развития сюжетно-ролевой игры в образовательной работе

1.3 Разработка концепции применения системы развития сюжетно-ролевой игры

Сентябрь 2010

Педагогический проект

1.4 Анализ условий реализации проекта

Сентябрь

Ресурсная база проекта

1.5 Определение критериев оценки и способов мониторинга

Сентябрь

Механизм мониторинга реализации проекта

II этап: организационно-исполнительский

Задачи: изучить уровень развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста со зрительными нарушениями, провести анализ; разработать и апробировать технологию развития сюжетно-ролевой игры.

2.1 Обследование детей, диагностика развития сюжетно-ролевой игры

Сентябрь

Результаты обследования

2.2 Фиксация результатов обследования в протоколах

Сентябрь

Протоколы обследования

2.3 Определение количественных показателей уровня развития сюжетно-ролевой игры воспитанников.

Сентябрь

Графики, диаграммы

2.4 Разработка технологии развития сюжетно-ролевой игры

1этап-подготовительный:

Расширение у детей представлений о социальном мире посредством проведения экскурсий знакомства с профессиями, подведение детей к сюжетно-ролевой игре: ознакомление с окружающим, просмотр видиофильмов, бесед, чтение художественной литературы.

2 этап - основной: знакомство детей с основными моментами организации игры, приобретение и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, проговаривание диалогов между партнерами, обыгрывание атрибутов детьми с нарушениями зрения, работа над обогащением словаря.

3 этап - творческий: распределение ролей, самостоятельная творческая игра дошкольников с нарушениями зрения, обогащение содержания игры, придумывание детьми событий для своих игр, использование полученного во время игры социального опыта в повседневной жизни.

Сентябрь-ноябрь2010

Ноябрь-апрель2010-2011,

Сентябрь-апрель 2011-2012

Мотивационная готовность ребенка,

Разработка моделей непосредственно-образовательной деятельности, дидактических игр, бесед на этические темы видеофильмы, художественная литература.

Диалоги между партнерами по игре, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, основные моменты организации игры.

Распределение ролей детьми, самостоятельные творческие игры детей, обогащение содержания игры, применение в повседневной жизни социального опыта полученного во время игры, улучшение положения ребенка в коллективе сверстников.

III этап: описательно-итоговый

Задачи: произвести анализ и систематизацию полученных результатов

3.1Мониторинг уровня развития сюжетно-ролевой игры

Итоговая оценка

Май 2011

Сентябрь 2011

Май 2012

Результаты обследования с фиксацией в протоколах обследования.

3.2 Анализ полученных данных, их сопоставление с прогнозируемыми результатами

Май 2011

Графическое отображение

3.3Оформление и описание хода и результатов эксперимента

Май 2012

Аналитическая справка, педагогический проект

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Анализ сравнительных результатов: сентябрь 2010-11 учебный год и май 2011-12 учебный год позволяет говорить о положительной динамики в данном направлении.

Ур-и р - я

год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010 - 2011 год

2011 - 2012 год

Таким образом, система работы развития сюжетно-ролевой игры в процессе обучения способствует успешной социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а также выравниванию стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу

Все поставленные задачи выполнены в ходе реализации проекта.

  1. Доказана актуальность использования сюжетно - ролевой игры как средства социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
  2. Подобранные и систематизированные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, способствовали: ведению простого диалога с взрослыми и сверстниками, взаимодействию в системах «ребенок—ребенок», «ребенок - взрослый»; самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов и желаний каждого ребенка; умению выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговорить, учитывать желания сверстников.

3. Разработана и реализована система работы по организации сюжетно- ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

4. Удалось добиться положительной динамики в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего возраста с нарушениями зрения, успешной социализации воспитанников с данными нарушениями.

Практическая значимость проекта заключается в разработке и реализации системы развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с нарушениями зрения, которая может быть использована воспитателями дошкольных учреждений для совершенствования образовательной работы с детьми.

Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: целенаправленное развитие сюжетно-ролевой игры влияет на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей при поступлении ребенка в школу.

Литература

1. Комарова Н.Ф. "Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду". Москва. Изд. "Скрипторий", 2003.

3.Моргулис И.С. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Киев. 1981.

4 . Михйленко Н., Н. Короткова "Организация сюжетной игры в детском саду". Москва. Линка - пресс, 2009.

6. Плаксина Л.И. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для слабовидящих детей)» 7.«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Л.Б.Баряева О.П.Гаврилушкина, А.П.Зорин, Н.Д.Соколова

8. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

10. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.Просвещение, 1992 г.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. - м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999

12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Козлова, Т.А. Кушкова. 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

13. Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школь. пресса, 2004


Светлана Кобозева -Салмина
Проект «Дидактические игры в ДОУ»

Проект "Дидактические игры в ДОУ "

Актуальность : Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие : использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому мы обратили особое внимание на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, это :

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной , познавательной и т. д.);

Поддержка спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности : игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Схема развития любого вида деятельности такова : сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Образовательная деятельность ДОУ строится в рамках 5 образовательных областей. Наиболее важными из них, мы считаем – «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» , которые перекликаются между собой и предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра , позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них :

Игровая технология интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры » – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В . В. Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение : не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.

Игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша» . Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера» , используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.

В своей группе мы обратили внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и играют. В связи с этим мы разработали практико-ориентированный проект «Дидактические игры , как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС».

Цель проекта : формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в .

Задачи проекта :

Научить детей играть в дидактические настольные игры , соблюдая правила и ход игры , развивая у них интерес и активное участие;

Познакомить родителей со структурой дидактической игры , её обучающими задачами, способами подачи детям;

Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей;

Пополнение развивающей среды : приобретение дидактических игр , пособий, книг с перспективой на средний дошкольный возраст.

Проблема : Как повысить внешний интерес детей и родителей к .

Обоснование проблемы :

1. Неумение и нежелание детей средней группы играть в настольно – дидактические игры , соблюдать правила и ход обучающих игр.

2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр , способах подачи их детям.

Гипотеза : для того чтобы у детей повысить внешний интерес к дидактическим настольным играм , необходимо создать условия для развития игровой деятельности детей, это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Вид проекта : практико-ориентированный

Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации проекта : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Ожидаемые результаты :

1. Дети чаще самостоятельно используют настольно – дидактические игры и с большим интересом играют в них.

2. Организована выставка семейных мини – газет «Играем дома» , фоторепортажи : «Как и чем мы играем в детском саду» , «Сказочные лабиринты игры В . В. Воскобовича»

3. Заинтересованы многие родители данной темой, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную, на своих детях, созданы новые «Умные» игры родителями в группу , активное использование развивающих игр дома с детьми.

4. Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.

I этап проекта : подготовительный

1. Изучение материала.

2. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников.

3. Анкетирование родителей, с целью выявления знаний о современных развивающих играх.

4. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.

5. Разработка плана реализации проекта .

II этап проекта : основной. Работа по реализации проекта .

Решение поставленных задач с детьми :

1. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр .

2. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.

3. Создание проблемных ситуаций для закрепления правил игры .

4. Поощрение (за самостоятельную организацию игры , привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.

Решение поставленных задач с родителями :

1. Создание информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми.

2. Наглядная информация для родителей «Дидактическая игра , как средство умственного развития ребёнка!»

3. Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!» , где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.

4. Организация выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка » .

5. Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.

6. Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания : заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам» ).

7. Организация выставки детских работ выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!» .

8. Соглашение с родителями по изготовлению и приобретению в группу развивающих игр.

III этап : заключительный

Мастер – класс для родителей «Как и чем мы играем в детском саду!» (Цель задания : заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – на примере игр В. В. Воскобовича).

Основные направления деятельности : постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом » к игре в группе из трех-пяти сверстников. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую игру .

Материалы и оборудование : учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры , картинки, художественная литература.

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Литература

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

3. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста : методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.

4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду : принципы построения, советы, рекомендации - СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

6. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду » . / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.

Цель педагогического проекта: способствовать социально-личностному

развитию детей старшего возраста через использование игр и игровых

упражнений на основе образовательной системы «Школа 2100».

Задачи педагогического проекта

Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях,

эмоциональных и физических состояниях;

Учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации;

Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости

(пожалеть, утешить, угостить и др.);

Воспитывать культуру поведения и общения;

Углублять представления о семье, родственных отношениях;

Активно выражать доброе отношение к близким;

Знакомить с формами приветствия, прощания, выражения

признательности, обращения с просьбой;

Развивать самоконтроль над своими действиями;

Углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах,

возможностях, достижениях;

Развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;

направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных

и справедливых поступков.

Актуальность

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся

одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический

анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную

помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация

дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в

доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной

личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в

соответствии с культурными традициями общества.

Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением

социально-политических и социально-экономических условий жизни, с

нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего

дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги

испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких

негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота,

враждебность и т.п.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а

значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая

ответственность по воспитанию подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во

взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на

данном современном этапе. Игровая деятельность – дает ребенку

почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у

ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать

реальный результат.

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом,

выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои

действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в

деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его

действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей. Во

взаимоотношениях по ходу игры необходимо стимулировать следование детей

усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных

взаимоотношений, ориентировать на отражение в игровых ролях таких качеств,

как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из

беды, преодолевая препятствия, и т.п.

Таким образом, использование игровых технологий является одним из

ведущих направлений в социально-личностном развитии детей старшего

возраста.

Гипотеза

Использование игр и игровых упражнений при организации совместной

деятельности с детьми старшего возраста на основе технологий

образовательной системы «Школа 2100» позволит решить задачи социально-

личностного развития более успешно и комфортно для детей.

Проверка гипотезы

Работа над педагогическим проектом включала в себя несколько этапов.

I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по

вопросу использования игр и игровых упражнений при организации

совместной деятельности с детьми старшего возраста в рамках социально-

личностного развития дошкольников.

Анализ литературы показал, что наиболее полно и систематезировано в

соответствии с задачами социально-личностного развития детей старшего

возраста система игр и упражнение представлена в программе «Школа 2100»,

которая и была взята за основу работы.

II. Мониторинг уровня социализации детей старшего возраста на начало

проектной деятельности показал, что средние показатели по 5 бальной системе

составили:

1. самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,

соблюдают ролевое поведение, проявляют инициативу в игре – 3,3

2. оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают

правила игры – 2,9

3. моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к

театрализованной деятельности – 3,2

4. различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в

речи, дистанции при общении, поведении) – 3,1

5. при общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и

ведомого в зависимости от ситуации –2,8

6. соблюдает правила поведения в общественных местах (на

праздниках, спектакле) –3,3

Эти параметры являются показателями проблем в развитии детей социального

генеза.

III. Основой построения системы игр и упражнений является ее ориентация на

природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе,

восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе

социальных отношений, окружающем мире.

Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия

тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со

сверстниками, взрослыми. В отличие от традиционных учебных занятий дети

могут свободно перемещаться, занимать удобное положение на ковре, стульях.

Учитывая, что используются только разнообразные игры, релаксационные

упражнения, практически исключается умственная перегрузка, что

способствует эмоциональному подъему и познавательной активности детей.

Совместная деятельность с детьми делится на три этапа.

1. «Я среди других» - решается задача познания ребенком себя через

отношения с окружающими. В совместной деятельности на занятиях и в

повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся

рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях.

Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его

окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на

них.

Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми,

дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти

различия он видит не только в половой принадлежности, но и в

особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру. Темы

занятий: «Кто я?», «Какой я?», «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от

друга?», «Мы все разные», «Мое настроение», «Я умею…», «Я не боюсь

научиться» или «Если надо – я научусь», «Я и мои друзья», «Я и моя семья»,

«Мои мечты», «Мои сказочные сны», «Веселые сказки», «Рассказ о себе».

2. «Что я могу?» - представлены игры, занятия и тренинговые

упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и

состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Занятия

построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»;

используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что

помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт

самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-

чувственной сферы детей.

Темы занятий: Вводное. «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз».

«Путешествие на острова "Загадочные звуки" к Слонихе Чуткие уши».

«Путешествие в пещеру "Чудесные запахи" к Собаке Острый нюх».

«Путешествие на озеро "Вкусная вода" к Лягушке Умный язык».

«Путешествие на "Чувствительные холмы" к Обезьяне Любопытные

руки». «Страна "Что я могу?"» (заключительное).

3. «Я и другие» - совместная деятельность педагога и детей направлена

но поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделение

своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции

в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне

с другими. Это обеспечивает ребёнку развитие нового уровня его

самосознания на пути к становлению «Я-концепции». В процессе

организации совместной деятельности педагог помогает каждому

ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении

способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в

процессе решения конфликтных ситуаций. Детям предлагаются

следующие темы занятий: «Кто ты такой?», «Кто они такие?»,

«Описание человека», «Что я могу делать хорошо?», «Переезд»,

«Смелость», «Дорогая Лена», «В гости к интересному человеку»,

«Трудные ситуации», «Положить этому конец», «Дразнить и докучать»,

«Чью сторону ты примешь?».

IV. Проведение совместной деятельности.

V. Анализ совместной деятельности.

Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной

гипотезой, формулирование выводов, написание отчёта

[таблица]

1. Самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,

договариваются и принимают роль в игре со сверстниками,

соблюдают ролевое поведение, прояляют инициативу в игре.

2. Оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают

трудности в дидактических играх, могут объяснить сверстникам

правила игры.

3. Моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к

театрализованной деятельности.

4. Различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в

речи, дистанции при общении, поведении).

5. При общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и

ведомого в зависимости от ситуации.

6. Соблюдает правила поведения в общественных местах (на

праздниках, спектакле).

Анализ совместной деятельности показал, что использование игр и

игровых упражнений при организации совместной деятельности с детьми

старшего возраста на основе образовательной системы «Школа 2100»

позволяет решить задачи социально-личностного развития, значительно

улучшив показатели мониторинга, успешно и комфортно для детей.

В результате совместной деятельности дети стали лучше:

Понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других

людей.

Проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Видеть друг в друге сходные черты и различия.

Проявлять эмпатию и толерантность.

Описывать свое настроение, понимать настроение других.

Осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.

Выражать свои чувства и понимать чувства другого.

Пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные

состояния человека.

Делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.

Анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на

Находить конструктивное решение конфликта.

Всё это способствует формированию у детей целостного представления о

себе, определению своего места в обществе сверстников, выделение своего Я,

противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных

социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это

обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, а значит,

решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников.

[Скачать презентацию]

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Вид проекта: Игровой. Творческий.

Цель проекта: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность - это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Задачи проекта:

1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3. Формировать у детей навык слаженной работы.

4. Содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.

Участники проекта: дети; педагоги; родители; представители социума.

Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература»,«Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность».

Предполагаемые результаты

  • Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развивается речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение.
  • формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них исчезает чувства страха за ошибку.
  • педагоги и родители стараются поддерживать дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для общения детей друг с другом.

Направления работы, этапы. Планирование

1. Подготовительный этап

Работа с педагогами. Цели:

  • вызвать у педагогов интерес к проекту;
  • познакомить с его задачами;
  • подвести к видению своего места в проекте;
  • обеспечить педагогов всем необходимым для успешного проведения проекта

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • заинтересованность родителей проектом;
  • дать представление о том, как можно участвовать в нем;
  • направить на совместную игровую деятельность с детьми.

Цель: расширить представления дошкольников о сюжетно - ролевых, творческих, интеллектуальных и театрализованных играх.

2. Основной этап

Работа с педагогами. Цели:

  • повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
  • повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой деятельности (знакомство с новыми сюжетно - ролевыми и другими играми)

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста.
  • заинтересованность родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства.

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:

  • помочь детям разнообразить, отразить богатство действий лица, изоб-ражаемого ребенком, выделить чётко действия, направленные к разным персонажам игры. развернуть действия в последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
  • развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через игру.
  • формирование у детей нравственных качеств: доброты, сочувствия, честности, благодарности;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания;

3. Заключительный этап

Работа с педагогами. Цели:

  • повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
  • систематизация накопленного педагогического опыта;

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • совместные семейные игры, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
  • привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:

  • развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ детей «Моя любимая игра», коллективная работа по конструированию «Дворец Чудища», пластилинопластика «Мы играем»), полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
  • понимать связь между настоящим и будущим родного края (Д/И «Путешествие в прошлое», С/Р игра «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Путешествие по Волге»);
  • эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина «Сказки у нас в гостях», интеллектуальная игра «Звёздочки»).

Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но с ними была проведена следующая работа: беседы с родителями: «Роль игры в развитии речи ребенка », «Роль сказки в воспитании детей», «Семейный театр».

Было проведено анкетирование «Любите ли Вы театр?», «В какие игры играет ваш ребёнок?», консультация: «Справиться с детским непослушанием поможет игра в сказки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через игру», круглый стол «Театрализованные игры как средство развития речи детей», конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая игра», родительское собрание «Роль игры в воспитании детей».

В уголок для родителей была помещена папка - передвижка «Театральная разминка» с фотографиями детей занятых музыкально - театральной деятельностью, памятка для родителей «Сказка на ночь».

Родители помогли обустроить костюмерную с костюмами сказочных героев, приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам, настольно-печатные игры по мотивам сказок. Всегда помогали в изготовлении декораций и костюмов, приобретали билеты для посещения кукольного театра. Очень активно родители посещали нашу «Театральную гостиную», где смотрели музыкальные спектакли, развлечения, концерты, отмечая успехи своих маленьких артистов: преодоление стеснительности, уверенность в себе, улучшение чёткости и выразительности речи.

Работа по проекту велась не только с родителями, но и с социальными партнерами: работниками библиотеки, музея, магазина, ЗАГСа, почты кинотеатра. Дети выступали на педагогической конференции, на юбилее Сенгилеевского района, где читали стихи, пели песни и танцевали, смотрели весёлый спектакль. Мы часто ходим в местный музей, где нас знакомят с прошлым нашего города, с его обычаями и традициями.

Отчет по проекту

В подготовительной к школе группе «А» реализуется игровой, творческий проект «Играя - учимся, играя - познаём!», в рамках которого у детей формируются навыки игровой деятельности, обогащается практический и игровой опыт ребенка, самостоятельная игра побуждает дошкольников к творческому отображению действительности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла.

Продолжая осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника.

Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников, сотрудничества с социальными партнёрами.

Проект охватывает различные виды игровой деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает сюжетно - ролевые игры, театрализованные и интеллектуальные игры, экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о богатстве и красоте родного края, беседы о творчестве местных художников с рассматриванием картин, иллюстраций, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в игровой и продуктивной деятельности: дидактических и сюжетно - ролевых играх. рисование цветными карандашами или красками по выбору детей «Любимая игра», конструирование из бумаги «Театр цветов», аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Сказка про тыкву», лепка с использованием нетрадиционных материалов «Театр для малышек» и др. На музыкальных занятиях дети не только прослушивают и разучивают песни и танцы, слушают классику, но и играют в музыкальные игры, придумывают новые танцевальные зарисовки для сказочных героев.

У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению. Родители стали осознавать себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей.

Проект - игровой, творческий, долгосрочный. Реализован в рамках ДОУ с привлечением семьи и социума (библиотека, музей, магазин, почта, детская школа искусств, дом творчества.) Работа с социальными партнёрами продолжается. Дети проявляют потребность в посещении библиотеки, музея, театра.

Проект межпредметный, так как игра включается в НОД по каждой области образования, в нерегламентированную деятельность, в прогулки. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это служит источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре.

Предметную среду стараемся изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Новые игрушки для театра, связанные педагогом и родителями, новая одежда для «Ателье». Новая многофункциональная ширма: это и стенд по театрализованной игре, и ширма для кукольного театра взрослых, окошечко в ширме - для детского кукольного театра, это - и декорация для спектакля.

Ребенок в проекте - участник от зарождения идеи до получения результата. Каждый ребёнок вносит свою посильную лепту в общее дело, дети проявляют инициативность, индивидуальность, видят себя в проекте, оценивают своё личное участие, убеждаются в пользе общих усилий для достижения единой цели.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально-насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, стараемся комплексно руководить ее формированием, а именно: обогащать практический и игровой опыт ребенка, организуем деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

В проект вошли разработанные мною сюжетно - ролевые игры: «Приглашение», «День рождения куклы Кати», «Волшебники нашей группы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Путешествие по Волге», Театрализованная игра по сказке Аксакова «Аленький цветочек», по сказке Б. Гримм «Заяц и ёж», продолжение сказки А. Волкова «Элли и её друзья». Интересными получились сценарии интеллектуальных игр: «Звёздочки», «Умники и умницы», викторина «Сказки у нас в гостях».

Приложение. Проект.

Подготовили:

воспитатели группы №6 "Ромашки"

Морозова В.А., Кузнецова З.И .

Проект «Удивительный мир игры»

Проблема : Есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интерес к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети труднее усваивают программный материал, требующий определённого развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре. Со стороны некоторых педагогов в детском саду, а тем более родителей иногда наблюдается тенденция формального обучения игровым действиям, сюжету без учета интересов личного практического и игрового опыта детей. А на самом деле это важная проблема. Она остро встает при подготовке к школе, когда важные такие качества как наблюдательность, сформированная речь, богатый словарный запас.

Актуальность проекта : формирование интереса к сюжетно-ролевым играм – процесс длительный и сложный, но если мы хотим чтобы в наших детях сформировались представления о мире взрослых, взаимоотношения со сверстниками, развивалось мышление, чувства, воля, заниматься этим просто необходимо. Игра имеет большое значение для развития личности.

Цель : развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

Задачи :

    Помогать детям, объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии.

    Приучать к соблюдению в процессе игры элементарные правила поведения.

    В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас.

    Помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.

Гипотеза реализации проекта : реализация проекта позволяет более глубоко усвоить программный материал по развитию познавательных возможностей детей.

Основные формы реализации проекта: экскурсии, наблюдения, утренние беседы, чтение художественной литературы, мини-выставка «Дары осени», конкурс «Коса – девичья краса», фотовыставка «Мама, папа, я – дружная семья», работа с родителями (консультации, рекомендации, беседы, домашние задания).

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Дети отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли.
  2. У детей есть любимые игры и роли, которые они охотнее всего выполняют.
  3. В д/и понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею.
  4. Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: дети второй младшей группы № 6 «Ромашки» (коллективный).

Продолжительность : 9 месяцев (сентябрь – май), долгосрочный.

Продукт проекта:

  • Атрибуты к с/р играм.
  • Полифункциональная игра «Волшебная радуга».

Тема, задача игры

Работа с детьми

Работа с родителями

I квартал

Сентябрь. “Семья” Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личных симпатий. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. 1. Заучивание “Приходите в гости”. 2. Чтение Капутихян С. “Мама обедает”. 3. Д/И “Устроим комнату для куклы Кати”. 4. Д/И “Будем заваривать чай”. 5. Беседа о членах семьи детей. Подчеркивать заботу в семье друг о друге. 1. Рекомендации “Играйте вместе с ребенком”. 2. Привлечь к оснащению игровой зоны: сшить кукол, постель, одежду для кукол.
Октябрь. Магазин “Продукты” Учить детей взаимодействию в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец-покупатель). Приучать соблюдать элементарные правила поведения в игре. 1. Рассматривание иллюстраций на тему “Продукты”, “Овощи-фрукты”. 2. Д/И “Купим овощи для супа в магазине”. 3. Лепка “Яблоки и груши”. 4. Рисование “Заготавливаем картофель”. 5. Разыгрывание ситуаций. Разговор продавца и покупателя. 1. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры: макаронные изделия, крупы, кондитерские изделия. 2. Выставка “Дары осени”.
Ноябрь. “В гостях у матрешки” Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. В процессе игры обогащать словарный запас. 1. Д/И “Подарки для матрешки”. 2. Д/И “Мебель в доме”. 3. Разыгрывание игровой ситуации “Матрёшкино новоселье”. 4. Д/И “Что изменилось?” 1. Консультация “Проведение праздника дома”.

II квартал

Декабрь. “Семья” Поощрять попытки детей подбирать атрибуты для роли. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. 1. Рассматривание картин из серии “Мы играем”. 2. Чтение “Муха-Цокотуха” К. Чуковский. 3. Разыгрывание ситуации “Наши подарки Алёнушке”. 4. Д/И “Подбери посуду для куклы”. 1. Памятка “Поговорите с ребенком”.
Январь. “Парикмахерская” Познакомить с трудом парикмахера. Учить использовать предметы-заместители. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру. 1. Д/И “Радио”. 2. Рассказ о труде парикмахера. 3. Забава “Красивые бантики”. 4. Д/И “Кому что нужно для работы”. 5. Д/И “У кого какое платье”. 1. Привлечь к изготовлению предметов – заместителей: бигуди, ножницы. 2. Конкурс “Коса - девичья краса”.
Февраль. Детский сад” Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Развивать самостоятельность в выборе игры. Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в игре. 1. Разыгрывание ситуации “Мы убираем игрушки”. 2. Д/И “Каждой вещи свое место”. 3. Беседа “Я и детский сад”, “Я и дети”. 4. Развлечение “Наша дружная группа”. 1. Рекомендации “Прогулки вместе с ребенком”. 2. Вечер “Веселые посиделки”. 3. Консультация “Роль отца в воспитании ребенка”.

III квартал

Март. “Магазин игрушек” Разнообразить игру игровыми действиями (в магазин привезли игрушки, продавец раскладывает товар). Развивать умение распознавать свойства предметов. 1. Беседа “Мои любимые игрушки”. 2. Лепка “Наши игрушки”. 3. Д/И “Найди предмет по описанию”. 1. Памятка “Как выбирать игрушки для малыша”. 2. Консультация “Роль игрушки в детских играх”.
Март. “Семья” Способствовать возникновению игры на темы из окружающей жизни. Учить поддерживать ролевой диалог. 1. Разыгрывание ситуации “Кукла Таня у нас в гостях”. 2. Общение “За что меня любят мама папа”. 3.Чтение немецкой сказки “Горшок каши”. 1. Папка-передвижка “Дочки-матери”. 2. Фотовыставка “Мама, папа, я - дружная семья”.
Апрель. “Автобус” Познакомить с профессией шофера. Показать игровые действия роли “шофера”. Способствовать объединению в небольшие группы (по 2-3 человека). Развивать умение взаимодействовать друг с другом. 1. Заучивание “Песня машиниста”. 2. Д/И “Транспорт”. 3. Аппликация “Автобус”. 4. П/И “Птицы и автомобиль”. 1. Привлечь к изготовлению атрибутов: руль, кепка, макет автобуса.
Апрель. “Больница” Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение самостоятельно подбирать атрибуты, выбирать роль. 1. Слушание “Кукла заболела”. 2. Лепка “Поможем доктору Айболиту вылечить детей”. 3. Д/И “Кому что нужно для работы?” 1. Изготовление предметов - заместителей: градусники, таблетки.
Май. “Зоопарк” Учить использовать в игре строительный материал. Развивать умение исполнять роль за себя и за игрушку. Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом. 1. Беседа о диких животных “Кто живет в лесу?” 2. Конструирование “Построим загородку для зверей”. 3. Показ театра на фланелеграфе “Лиса и заяц”. 4. Д/И “Чьи детки?” 1. Выставка. Совместное рисование родителей и детей “Необычное животное”.
Поделиться: