Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы. Картотека игр по экологии для детей подготовительной группы Картотека экологических игр подготовительная группа по фгос

Экологические игры по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе содержат сюжет, используют роли, правила или же содержат только задания. Действия в таких играх могут быть обозначены текстом, который и определяет последовательность игры.

Игры, предложенные воспитателями ДОУ, помогут дошкольникам любить родной край и окружающую как живую, так и неживую природу. Игровые упражнения, пособия разработанные специалистами дошкольного воспитания, легки в изготовлении, имеют один или несколько вариантов проведения.

Игры и пособия для экологического развития и воспитания

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 546 .
Все разделы | Экология. Дидактические игры и экологические пособия

Электронные дидактические игры экологического характера Электронно-дидактическая игра экологического характера «Когда это бывает?» Цель : уточнить представления детей о сезонных явлениях и изменениях в природе. Ход : На слайдах слева изображены листья деревьев с различной окраской в зависимости от времени года, ветки, шишки, ветки с...

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание правильного отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом его поведения. Природа привлекает детей, постоянно...

Экология. Дидактические игры и экологические пособия - Мастер-класс по изготовлению пособия из фетра «Календарь природы»

Публикация «Мастер-класс по изготовлению пособия из фетра «Календарь...» Здравствуйте уважаемые педагоги, сегодня я хотела бы показать вам мастер-класс по изготовлению календаря природы для детского сада своими руками. Итак, мне понадобилось: фетр разных цветов, ткань плащевка, липучка, нитки для шитья, иголки швейные, листочки для оформления, глазки...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактические игры по природе для детей старшей и подготовительной групп Магазин «Фрукты, ягоды» Подготовка воспитателя: подбор муляжей или картинок с изображением известных детям фруктов и ягод. Дидактическая задача: умение детей точно описывать внешний вид-цвет, форму, вкус, местопроизрастания фруктов и ягод. Проверять правильно ли они понимают и...

Развитие словаря у детей первой младшей группы посредством дидактических игр и упражнений в процессе ознакомления с природой Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для старших дошкольников Дидактические игры по экологическому воспитанию для старших дошкольников. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека...

Экология. Дидактические игры и экологические пособия - Презентация дидактической игры по экологическому воспитанию «Загадки про лето»

Дидактическая игра по познавательному развитию. Направление «Экологическое воспитание "Загадки про лето" средний дошкольный возраст Цель: Обобщение и расширение знаний детей по теме «Лето». Задачи: -Систематизировать знания детей о времени года-лето -Закрепить знания о сезонных...

Дидактическая игра по экологическому воспитанию «Четвертый лишний» (тема «Лето») Дидактическая игра по познавательному развитию для детей средней группы Направление «Экологическое воспитание «Четвертый лишний» (тема «лето») Цель игры: -Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний Задачи: -систематизировать знания детей о...

Найди листочек. Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства. Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы, один букет у...

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Всем известно, что именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и...

Игры по экологии используемые педагогами ДОУ направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явления природы, животного и растительного мира. В таких играх используются листья, плоды декоративных деревьев, овощи, фрукты и т.д. Они используются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, ОБЖ и др. конкретизируют познания детей о свойствах и качестве объектов природы.

  • Игры настольно-печатного происхождения помогают систематизировать знания о растениях, явлениях неживой природы, животных.
  • Игры словесного содержания помогают закреплять свойства и признаки предметов окружающего мира.
  • Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни. Такие природоведческие игры отражают явления живой и неживой природы.
  • Творческие игры учат дошколят отражать впечатления, полученные в процессе ознакомления с окружающим миром. Игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний.

Дарья Алфёрова
Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы

Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений

для подготовительной группы .

Подготовила : Воспитатель Алфёрова Дарья Александровна

МБДОУ "Детский сад "Солнышко", г. Тамбов, 2017

«Мы - экологи »

Цель : закреплять знания детей о природе.

Ход игры : воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами , и предлагает побыть им в роли экологов . Остальные дети будут задавать им вопросы. Например :

1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

2. Для чего природе нужны хищники?

3. Что такое красная книга и для чего она нужна?

4. Для чего люди создают заповедники?

5. Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?

6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?

«Охрана природы»

Цель : закреплять знания об охране объектов природы.

Оборудование : картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.

Ход игры : на столе или наборном полотне картинки , изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок , и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например : убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.

«Живая пирамида»

Цель : закреплять знания детей об экологической пирамиде через перфокарты .

Оборудование : перфокарты с изображением хищных и травоядных животных.

Ход игры : воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне хищных животных, на правой стороне - травоядных животных. Дети должны провести стрелку от хищного животного к тем животным, каких они ловят.

«Природа и человек»

Цель : закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Оборудование : мяч.

Ход игры : воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»

«Что создано природой» ? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Большая цепочка»

Цель : уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Оборудование : картинки с изображением объекта живой или неживой природы.

Ход игры : у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку , сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

«Воздух, земля, вода»

Цель : закреплять знания детей об объектах природы, развивать слуховое внимание , мышление, сообразительность.

Оборудование : мяч.

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока» . Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода» , на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Кто где живёт?»

Цель : закреплять знания о животных и местах их обитания.

Оборудование : картинки с изображением животных и местами их обитания.

Ход игры : у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.) . Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить , где оно обитает, и если совпадает с его картинкой , «поселить» у себя, показав карточку воспитателю .

«Польза-вред»

Цель : закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры : Первый вариант : «Польза – вред» . (Тема : живая природа)

Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос : «Какая польза от пчелы?» , дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется : «Какой вред от пчелы?»

Второй вариант : «Нравится – не нравится» (Тема : не живая природа)

Третий вариант : «Хорошо – плохо» . (Тема : времена года и 4 стихии : вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

Воспитатель задает вопрос : «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько , что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить).

Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.

«Что в корзинку мы берем»

Цель : закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу, научить различать плоды по месту их выращивания.

Оборудование : картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод и корзинок.

Ход игры : у одних детей - картинки , изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок .

«Дети – плоды» под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

«Дети – корзинки» должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие : каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.) . Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

«Грибная корзинка»

Цель : закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Оборудование : корзинка, картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры : на столе перед каждым ребенком лежат картинки-отгадки . Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку -отгадку съедобного гриба в корзинку.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет Дошкольное образовательное учреждение д/с №4 с. Унароково Подготовила: воспитатель средней группы Радчук И. И. Картотека дидактических игр.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду Дидактические игры и упражнения для.

Картотека дидактических игр по формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни Дидактическая игра «Чтобы глазки не болели» Цель: Формировать знания об органах зрения. Воспитатель читает правила и показывает карточки-модели.

Картотека дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников 3–4 лет. Название игры: 1. Разминка Цель: Организация детей перед занятием. Материалы и оборудование: Без предметов Ход игры: Дети сидят на стульчиках.

Дидактические игры по экологии для детей 6-7 лет.

Цель : расширять знаний детей подготовительного возраста о диких животных Крайнего Севера и диких животных тайги и леса.
Задачи:
Воспитывать у детей любовь к природе.
Развивать умение, образное мышление и логику у детей дошкольного подготовительного возраста.
Закреплять знания детей, через перфокарты, кроссворды.
Активизировать словарный запас.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о диких животных Крайнего Севера и диких животных тайги и леса.

Игра «Кто, что любит?».
Цель: формировать представление детей о хищных животных и травоядных. Закреплять знания детей через перфокарты.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением моделей особенностей питания животных. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его еде.


Игра «Чьи части тела?».
Цель: развивать у детей умение систематизировать животных по следу. Закреплять умение детей пользоваться перфокартами.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне дикие животные, на правой стороне части тела этих животных. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его части тела.


Игра «Кто что любит?».
Цель: формировать представление у детей о корме диких животных. Закреплять знания детей через перфокарты.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображение на левой стороне дикие животные, на правой стороне корм диких животных. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его корму.


Игра «Живая пирамида».
Цель: закреплять знания детей о экологической пирамиде. Закреплять знания детей через перфокарты.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне хищные животные, на правой стороне травоядные животные. Дети должны провести стрелку от хищного животного к тем животным каких они ловят.


Игра «Чей хвост?».
Цель: развивать у детей умение систематизировать животных по их хвостам. Закреплять у детей умение пользоваться перфокартами.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты на левой стороне животные, на правой стороне их хвосты. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его хвосту.


Игра «Чьи следы?».
Цель: развивать у детей умение систематизировать животных по их следам. Закреплять умение детей пользоваться перфокартами.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне диких животных, на правой стороне их следы. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его следу.
Дидактические игры по экологии для детей подготовительного возраста.
Белый медведь.
Профессия: хищник.
Особые приметы: белый большой с неторопливой походкой.
Одежда: пушистый густой мех защищает от холода.
Меню: корни ягоды, рыба, тюлени.

Северный олень.
Где живёт: на Крайнем Севере в стране вечных льдов.
Профессия: травоядное.
Особые приметы: широкое копыто, на голове у всех оленей рога.

Одежда: длинная густая и волнистая шерсть.
Меню: мох, альпийские травы.

Полярный волк.
Где живёт: на Крайнем Севере в стране вечных льдов.
Профессия: хищник.
Особые приметы: клыки, серый хвост.
Одежда: серый густой мех защищает от холода.
Меню: полярные зайцы, северные олени.

Полярный заяц.
Где живёт: на Крайнем Севере в стране вечных льдов.
Профессия: травоядное.
Особые приметы: длинные уши.
Одежда: белый пушистый мех защищает от холода.
Меню: мох.

Песец.
Где живёт: на Крайнем Севере в стране вечных льдов.
Профессия: хищник.
Особые приметы: пушистый хвост.
Одежда: белый мех защищает от холода.
Меню: полярными зайцам, лемминагамми.

Лось.
Профессия: травоядное.
Особые приметы: великан из семейства – оленей, огромные ветвистые рога.
Одежда: коричневая шерсть.
Меню: сочная осина, берёзки, в воде листья и корешки водных растений.

Благородный олень.
Где живёт: в гористых местность покрытые лесом.
Профессия: травоядное.
Особые приметы: круглыми стволами и ветвями своих рогов.
Одежда: шерсть отливается золотом.
Меню: молодыми побегами деревьев.

Тигр.
Где живёт: в таёжных лесах.
Профессия: хищник.
Особые приметы: полосатая окраска, имеет усы и хвост.
Одежда: густая, длинная шерсть.
Меню: кабан, лоси, олени.

Рысь.
Где живёт: в лесах.
Профессия: хищник.
Особые приметы: кисточки на ушках, короткий хвост, широкие лапы.
Одежда: яркопетнистая шерсть.
Меню: зайцы.

Волк.
Где живёт: в глухих местах и лесах.
Профессия: хищник.
Особые приметы: живёт в стае, воют хором.
Одежда: серая шерсть.
Меню: лоси, олени, кабаны.

Лиса.
Где живёт: в глухих местах и лесах.
Профессия: хищник.
Особые приметы: пушистый рыжий хвост.
Одежда: рыжий мех, белая грудка чёрные сапожки.
Меню: мыши, зайцы.

Белка.
Где живёт: в хвойных и смешанных лесах.
Особые приметы: прыгает с ветки на ветку, пушистый хвост.
Одежда: рыжеватая шерсть.
Меню: грибы, орешки, ягоды.

Бурый медведь.
Где живёт: в сибирских лесах.
Профессия: всеядный.
Особые приметы: зимой спит в берлоге.
Одежда: бурая шерсть.
Меню: ягоды, орехи, мёд, птичьи яйца, рыбу.

Заяц.
Где живёт: в глухих местах и лесах.
Профессия: травоядное.
Особые приметы: длинные уши, короткий хвост.
Одежда: зимой белая, летом серая.
Меню: кора деревьев, трава.

Ёж.
Где живёт: в глухих местах и лесах.
Профессия: всеядный.
Особые приметы: иголки на теле.
Меню: личинки, грызуны, плоды растений.

Что вредно и полезно для природы (воды)?

(Игра с перфокартами.)

Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.

Игровое действие: Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).

Цель:

־ Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

־ Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.

־ Развивать логическое мышление, память и внимание.

־ Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

Материал:

Игровые поля 20х25 (5 штук), разделённые на квадраты. В центре игрового поля имеется изображение, вокруг которого размещено 8 пустых квадратов. Изображения: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?».

Карточки размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений.

Ход игры:

1 вариант. В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей.

Ведущий раздаёт участникам игры игровые поля – карточки размером 20х25, на которых изображено: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?». Карточки, размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений находятся у ведущего. Ведущий перемешивает их, и, вынимая по одной, показывает детям, уточняя вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка? Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он выбрал её». (Например, «Это кошка. Она пьёт воду»). Если ответ правильный ведущий отдаёт карточку играющему, и он выкладывает картинку на своём игровом поле.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут карточки к игровым полям. Выигрывает тот, кто первый заполнит своё игровое поле карточками.

2 вариант. « Путаница». В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей. Ведущий предлагает играющим карточки с неправильно заполненными полями. Играющие должны исправить ошибку.

Рекомендации по использованию дидактической игры в практике работы ДОУ: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям – «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Программное содержание. Познакомить детей с тем, что вода может находиться в твёрдом, жидком, газообразном состоянии. Учить строить модель любого конкретного предмета или даже сюжета с помощью «человечков».

Дать детям знания о неживой природе, элементах физики. Развивать у детей такие качества, как пытливость, любознательность, мыслительную деятельность и воображение.

Материал. Карточки с изображением воды в различных агрегатных состояниях (твёрдых, жидких и газообразных) - льдинка, снежинка, сок, молоко, пар; карточки с изображением моделей «человека», характеризующие агрегатные состояния - (демонстрационные и раздаточные).

Ход игры.

В игре могут принимать участие 3-5 человек.

Воспитатель предлагает детям набор карточек с изображением моделей человечков, которые символизируют состояние воды: жидкое, твёрдое и газообразное. А так же карточки с изображением различных предметов: льда, воды, снежинки, пара, стакана сока, апельсина и т. д. Объясняет, что любой предмет можно изобразить схематически, с помощью моделей.

Воспитатель предлагает детям найти все твёрдые предметы. Почему эти предметы твёрдые? Что находится у них внутри? Внутри каждого твёрдого предмета живут человечки. Они крепко держатся за руки, чтобы ничего не прошло.

Затем воспитатель предлагает найти жидкие вещества, которые текут: вода, компот и т.д. В жидкости тоже живут человечки. Они держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями. То есть они держат свои ручки так, чтобы сквозь воду могли пройти твёрдые предметы.

Газообразные вещества – дым, пар, воздух. Здесь тоже живут человечки. Но они как бы летают, постоянно находятся в движении.

С помощью человечков обучить детей элементам моделирования, т.е. учить детей строить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т.д.

1 вариант.

Воспитатель предлагает детям с помощью человечков построить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т. д. Обучает детей элементам моделирования.

2 вариант.

Воспитатель предлагает к выложенным моделям подобрать карточки с изображением подходящего предмета.

Рекомендации по использованию игры в практике работы ДОУ : Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям «познание», «социализация», «коммуникация», в экспериментальной деятельности и индивидуальной работе с ребёнком. А так же дети могут использовать игру в самостоятельной деятельности.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о снеге. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе.

Материал: Карточки с изображением различных состояний воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля, град; четыре карточки с изображением четырёх времён года.

Ход игры:

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:

В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)

Поделиться: