Картография и геоинформатика. Факультет картографии и геоинформатики Направление картография и геоинформатика

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • География - профильный предмет, по выбору вуза
  • Биология - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Все возможные вступительные экзамены можно условно разделить на две группы: обязательные и те, что по выбору вуза .
К первой группе относятся:

  • русский язык,
  • география.

Среди второй группы выделяют:

  • Математику;
  • Биологию;
  • Иностранный зык;
  • Информатику и ИКТ.

Вуз выбирает один из перечисленных непрофильных предметов.

Картами пользуются не только путешественники или туристы, а и географы, геологи, историки, археологи, специалисты народного хозяйства… Именно поэтому выпускники специальности «Картография и геоинформатика» так востребованы и, работая в частных компаниях, получают неплохую зарплату. Картографы и геоинформатики занимаются научно-исследовательской, проектно-производственной и педагогической деятельностью, которые как-либо связаны с геодезией, картографией, геоинформационным картографированием, аэрокосмическим зондированием поверхности Земли.

Сроки обучения

Они составляют от четырех до пяти лет и зависят от формы обучения.
Приверженцы дневной (или «очной») формы учатся четыре года, а те, кто выбрал одну из других форм - пять лет.

Описание специальности

Специалисты данной специальности чрезвычайно востребованы на рынке труда. Сфера их деятельности включает в себя составление географических карт и геоизображений, а также использование их в разных сферах деятельности. Выпускники умеют применять способы дистанционного зондирования планеты а также разнообразные технологии геоинформации для изучения окружающей среды.

Картограф-геоинформатик:

  • Собирает, систематизирует и обрабатывает пространственную информацию на разных масштабных уровнях: начиная локальным и заканчивая глобальным;
  • Создает тематические карты, серии карт или атласов;
  • Использует и развивает геоинформационные технологии и системы, средства телекоммуникации;
  • Формирует базы и банки цифровой картографической информации;
  • Внедряет компьютерные технологии в научные исследования и в хозяйственную практику;
  • Занимается картографической интерпретацией результатов различных исследований и наблюдений, а также данных статистических наблюдений.

Изучаемые дисциплины

Стоит отметить, что в ходе обучения будущие картографы-геоинформатики практически в совершенстве овладевают компьютерной техникой и современными электронными геодезическими приборами, теорией и методами картографии, геодезии и геоинформатики, особенностями эксплуатации геоинформационных систем. Данные навыки «присущи» второй части специальности - геоинформатике.

Что касается картографии, то тут изучается непосредственно картография, а также такие науки как топография и геодезические основы карт. Географический модуль включает в себя землеведение, географию почв, гидрологию и геоморфологию.

Студенты также изучают предметы физико-математического (математика, информатика, несколько разделов химии и географии, биология, экология, программирование и т.д.), гуманитарного (русский язык, история, иностранный язык и т.п.) и социально-экономического (культурология, философия, основы права, психология и педагогика, экономика, социология и т.д.) циклов.

Помимо того, в список обязательных дисциплин также включают:

  • Картоведение;
  • Аэрокосмические методы;
  • Картографическое черчение;
  • Фотограмметрию;
  • Геоинформационные системы;
  • Интернет-картографирование;
  • Полевое картографирование;
  • Топографию с основами геодезии;
  • Комплексный кадастр;
  • Проектирование и составление общих, природных и социально-экономических карт, а также атласов;
  • Математическую, космическую картографию;
  • Общую и инженерную геодезию;
  • Полевое картографирование;
  • Системы спутниковой навигации;
  • Цифровую картографию;
  • Компьютерный дизайн карт;
  • Технологию и организацию картпроизводства;
  • Издание карт;
  • Интернет и информационные ресурсы;
  • Web-картографирование;
  • Оценку земель;
  • Автоматизированные методы составления карт;
  • Физическую географию России, материков и океанов;
  • Социально-экономическую географию России и мира;
  • Геоинформационное программирование;
  • Компьютерный практикум.

Среди возможных факультативов также можно выделить астрономию, региональный картанализ, технологию карьеры, геоэкологию, охрану природы.

Практика

Студенты проходят такие виды учебной практики:

  • Тематическая;
  • Топографическая;
  • Производственная;
  • Физико- и экономико-географическая;
  • Геодезическая;
  • Картографическая;
  • Предквалификационная.

Обычно практикуются студенты в разнообразных картографических, аэрофотогеодезических или инженерно-геодезических организациях, в МВД и Министерстве обороны. Помимо того ваша практика также может проходить в организациях, которые занимаются строительной, архитектурно-проектной, транспортной, гидрометеорологической, лесной сферами деятельности. Иногда студенты готовятся к будущей работе в государственных учреждениях кадастра, НИИ, компаниях, которые занимаются созданием проблемно-ориентированных ГИС, школах, училищах, колледжах.

Приобретаемые навыки

Среди обязательных знаний выпускника можно выделить умение разбираться в полевых и камеральных методах создания карт, в базах данных; навыки проектирования новой цифровой картографической продукции и пользовательского интерфейса.

Помимо того, выпускники смогут:

  • Заниматься проектированием картографических произведений различных тематик;
  • Быть участниками работы по созданию картографических произведений на всех этапах: от авторского до редакторского;
  • Хорошо разбираться в организации и технологиях картографического производства, основах маркетинга в картографии;
  • Пользоваться принципами географической картографии, правилами картографической семиотики и языком карты для выполнения разнообразных задач;
  • Пользоваться способами обработки информации, полученной с помощью дистанционного зондирования Земли;
  • Пользоваться техническими параметрами аэрокосмических материалов различных типов;
  • Формировать и использовать разнообразные программы, базы; владеть и пользоваться методами поиска информации картографии в Интернете;
  • Хорошо разбираться в тенденциях развития и особенностях взаимодействия таких наук как картография, геоинформатика, дистанционное зондирование;
  • Создавать картографические произведения с помощью стандартных или самостоятельно разработанных программ;
  • Владеть технологией обработки результатов наблюдений или диагностики;
  • Уметь организовывать и проводить полевые картографические работы и географическое дешифрирование;
  • Заниматься наземной съемкой местности;
  • Определять координаты объекта в трехмерном земном пространстве;
  • Заниматься обработкой снимков нового типа;
  • Заниматься составлением, подготовкой к изданию и непосредственно изданием общегеографических и тематических карт, атласов как в «бумажном», так и в цифровом виде;
  • Быть преподавателем профильных дисциплин в школах и колледжах и т.п.

Профессия: где и кем работать?

Вы сможете либо продолжать обучение в (для дальнейшего поступления в и получения научной степени) или пойти работать. Выпускник специальности "Картография и геоинформатика" может рассматривать следующие должности:

  • Картограф;
  • Астрономогеодезист;
  • Младший научный сотрудник;
  • Топограф;
  • Геодезист;
  • Научный редактор или редактор карт;
  • Метеоролог;
  • Специалист по аэрофотосьемке;
  • Инженер;
  • Географ;
  • Инженер связи;
  • Картограф-составитель;
  • Аэрогеодезист.

Что касается места работы, то обычно выпускники работают на перечисленных выше должностях в аэрофотогеодезических предприятиях, картографических фабриках, НИИ, производственных компаниях, которые занимаются созданием карт и атласов, в центрах геоинформации для проектирования ГИС или цифровых карт.

"Картография и геоинформатика" - специальность высшего образования, квалификация - академический и прикладной бакалавр (05.03.03). Обзор специальности: экзамены, сроки обучения, изучаемые предметы, профессия: где и кем работать, отзывы и подходящие вузы.

Геоинформатика- наука,технология,производство 267

Подсистема вывода (выдачи) информации - комплекс устройств для визуализации обработанной информации в картографической форме. Это экраны (дисплеи), печатающие устройства (принте­ ры) различной конструкции, чертежные автоматы (плоттеры)

и др. С их помощью быстро выводят результаты картографирова­ния и варианты решений в той форме, которая удобна пользова­телю. Это могут быть не только карты, но и тексты, графики, трех­мерные модели, таблицы, однако если речь идет о пространствен­ной информации, то чаще всего она дается в картографической форме, наиболее привычной и легко обозримой.

Все подсистемы, входящие в автоматические картографичес­кие системы, входят также и в ГИС. В состав картографической ГИС производственного назначения включают еще и подсистему издания карт, которая позволяет изготовлять печатные формы и печатать тиражи карт. Если тираж небольшой, что обычно при выполнении научных исследований, то используют настольные картографические издательские системы.

ГИС, ориентированные на работу с аэрокосмической инфор­мацией, включают специализированную подсистему обработки изображений. В этом случае программное обеспечение позволяет выполнять различные операции со снимками: проводить их кор­рекцию, преобразование, улучшение, автоматическое распозна­вание и дешифрирование, классификацию и др.

Особую подсистему в высокоразвитых ГИС может составлять база знаний, т.е. совокупность формализованных знаний, логичес­ких правил и программных средств для решения задач определен­ного типа (например, для проведения границ или районирования территории). Базы знаний помогают диагностировать состояние геосистем, предлагать варианты решения проблемных ситуаций, давать прогноз развития. Можно считать, что в базах знаний реа­лизуются некоторые принципы функционирования искусственного интеллекта.

14.3. Геоинформатика - наука, технология, производство

В главе I уже было сказано, что геоинформатика существует в трех ипостасях как наука, техника и производство, и это доста­точно типичная ситуация в условиях научно-технического про­гресса, сближающего науку и производство. Это триединство яв-

ляется одним из факторов, сближающим картографию и геоин­форматику.

Геоинформатика как научная дисциплина изучает природные и социально-экономические геосистемы посредством компьютер­ного моделирования на основе баз данных и баз знаний.Вместе с картографией и другими науками о Земле геоинфор­матика исследует процессы и явления, происходящие в геосисте­мах, но пользуется для этого своими средствами и методами. Глав­ными из них являются компьютерное моделирование и геоинфор­мационное картографирование.

Основные цели геоинформатики как науки - это управление геосистемами в широком понимании, включая их инвентариза­цию, оценку, прогнозирование, оптимизацию и т.п. Для картог­рафии особенно важны заложенный в геоинформатике комплекс­ный подход к изучаемым явлениям и ее проблемная ориентация. В структуре геоинформатики различают такие разделы, как тео­рия геосистемного моделирования, методы пространственного ана­лиза и прикладная геоинформатика.

Но с другой стороны, геоинформатика -это технология сбо­ра, хранения, преобразования, отображения и распространения пространственно-координированных данных. ГИС-технологии обеспечивают анализ геоинформации и принятие решений.Наконец, геоинформатика как производство (геоинформацион­ная индустрия) - это изготовление аппаратуры, создание коммер­ческих программных продуктов и ГИС-оболочек, баз данных, сис­тем управления, компьютерных систем. К этой сфере примыкают формирование ГИС-инфраструктуры и организация маркетинга.

Картография и геоинформатика взаимодействуют по многим направлениям. Они объединены организационно, поскольку госу­дарственные картографические службы и частные фирмы занима­ются одновременно и геоинформационной деятельностью. Сфор­мировалось особое направление высшего геоинформационно-кар­тографического образования.

Единство двух отраслей науки и техники определяется следую­щими факторами:

♦ общегеографические и тематические карты - главный ис­точник пространственной информации о природе, хозяйстве, социальной сфере, экологической обстановке;

268 Глава XIV. Картография и геоинформатика

Геоинформационное картографирование 269

    системы координат и разграфка, принятые в картографии, служат основой для географической локализации всех дан­ных в ГИС;

    карты - основное средство интерпретации и организации данных дистанционного зондирования и любой другой ин­формации, поступающей, обрабатываемой и хранимой в ГИС;

    геоинформационные технологии, используемые для изуче­ния пространственно-временной структуры, связей и дина­мики геосистем, в основном опираются на методы картогра­фического анализа и математико-картографического моде­лирования;

    картографические изображения - самая целесообразная фор­ма представления геоинформации потребителям, а составле­ние карт - одна из основных функций ГИС.

Существуют разные точки зрения на взаимоотношения кар­тографии, геоинформатики и тесно сопряженного с ними дистан­ционного зондирования. Они отражены в четырех моделях, приве­денных на рис. 14.5.

а

ОДЗДГИС^!^)

Рис. 14.5. Модели соотношения картографии (К), дистанционного зонди­рования (ДЗ) и геоинформационных систем (ГИС). а - линейная модель; б - доминирование картографии; в - доминирование геоинформационных систем; г - модель тройного взаимодействия.

Линейная модель основана на представлении о том, что нача­лом всего является дистанционное зондирование, на него опира­ются геоинформатика и ГИС, и далее происходит выход на кар­тографию.

Другая схема называется моделью доминирования картографии. Согласно ей дистанционное зондирование и ГИС предстают как подсистемы, входящие в систему картографии.

Модель доминирования ГИС, напротив, представляет картогра­фию и дистанционное зондирование как подсистемы, входящие в геоинформатику и ГИС.

Наиболее реалистичной признается модель тройного взаимодей­ ствия, в которой ни одна из сфер не является доминирующей. Они перекрываются и тесно взаимодействуют между собой в процессе получения, обработки и анализа пространственной информации.

Специалист по составлению разного рода карт. Потребность в картографах существовала всегда. Ранее они присутствовали во времена освоения новых земель при морских и сухопутных экспедициях, в военных походах. В дальнейшем, наверное, с разделением выполняемых работ карты писали в камеральных условиях уже в основательной форме, а не в виде зарисовок. Требовались какие-то художественные качества от людей, овладевавших этим искусством. Не удивительно, что картографическими талантами и их реализацией обладали выдающиеся художники средних веков итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519), немецкий живописец, математик и геометр Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Отдельно стоит отметить основоположника равноугольных картографических проекций фламандского картографа Герхарда Меркатора (1512-1594), одна из его работ показана на рис.1. Его работы были отмечены римским императором Карлом V, который заказал глобус мира и топографические инструменты у знаменитого Меркатора. Этот фламандский картограф впервые применил научные подходы к построениям картографической продукции . Тем самым в его время картография стала формироваться как научная отрасль. Его сборник из 107 карт имел в названии неизвестное в то время, но всем знакомое в современном мире слово «атлас». И представьте себе, имел около 40 его изданий.

Рис.1. Карта мира 1569 год.

Очевидно, что кроме художественных наклонностей картографы средневековья, позволю себе такое словосочетание, обладали энциклопедическими знаниями, математическими способностями и мастерством гравировки.

Современные особенности профессии картографа

В настоящее время в век новых информационных технологий картографическое производство немного отличается от средневекового и даже советского периода.

В нашей стране по-прежнему остается большой спрос на бумажную картографическую продукцию, существует потребность соответственно и в электронных видах карт.

На бумажном носителе карты изготавливаются в картографических бюро и фабриках. В зависимости от тематики карт и технического задания к разработке карт привлекаются эксперты-консультанты от заказчика (экономисты, геологи, метеорологи и т.д.), Но основным специалистом по их составлению является картограф. Он осуществляет выборку исходных геодезических данных. Определяется с размерами карт (планов), диагоналями трапеций, сетками координат. Выполняет топографическую основу, именно оригинал. В соответствии с авторским макетом заказчика вычерчивает наполнительную нагрузку физических, геологических и любых других карт. Кроме этого на них отображаются сопоставимые тематике карт различные схемы, профили, диаграммы, колонки. Составляются таблицы условных обозначений, и подбираются шрифты. Картографы подготавливают к изданию различную по содержанию картографическую продукцию.

Кроме бумажного носителя карты составляются еще в электронном виде. Их преимуществом перед бумажными картами является возможность оперативного обновления и внесения изменений в их содержание. Стоит отметить, что при огромном наличии цифровых карт, особенно в мировой «паутине» (сети Интернет), появляются возможности использовать необходимую информацию для составления различного рода новых тематических карт.

Поэтому картограф должен быть исследователем, географом, математиком, проектировщиком, геодезистом и даже дизайнером. Он должен владеть геоинформационными системами. Работая совместно со специалистами IT-технологий (программистами) картографы могут овладеть навыками программирования.

Современный картограф в основном сейчас проводит рабочее время за компьютером. Он в отличие от топографа и геодезиста компьютерный практик. К нему уже на рабочий стол попадают данные полевых, воздушных или космических съемок, данные топографической информации от заказчиков или других компаний.

Обучение, востребованность, перспективы

Профессия картограф переместилась в цифровую сферу около десяти двадцати лет назад. Специалистами картографами становятся в основном выпускники высших и специальных учебных заведений с географическим, математическим, геодезическим, информационным профилем и соответствующими способностями.

Одними из ведущих Вузов страны при подготовке картографов считаются государственные учебные заведения такие как:

  • Московские университеты, один из них имени Михаила Васильевича Ломоносова и другой геодезии и картографии ;
  • Санкт-Петербургский, Астраханский, Удмуртский университеты и Мордовский имени Н.П.Огарева;
  • Иркутский технический университет;
  • Сибирская геодезическая академия.

Главное, что должно заинтересовать картографов на современном рынке труда это востребованность их профессии. Многие компании, их руководство, в различных отраслях понимают неотъемлемость в процессах производства визуализации результатов работ, применения ГИС -технологий и привлечения именно таких специалистов. А современный картограф, несомненно, таким и должен являться.

Следует отметить два направления развития картографии и соответственно возможности привлечения к ним новых специалистов картографов. Это потребительская картография , связанная с развитием, исследованием, получением новых тематических картографических продуктов коммерческого сегмента в мировом потребительском рынке навигационных карт-приложений и в коммуникационных сетях Интернета. Многие компании на российском сегменте рынка web-картографии конкурируют между собой. К наиболее известным из них стоит отнести ЗАО «ЦНТ», «Навиком», «Геоцентр-Консалтинг», «Сидиком навигация», «ГИС -технологии», и «Tele atlas».

Другим направлением применения картографического предложения и способностей служит сектор государственных услуг, крупных компаний материального производства и осваивания естественных ресурсов страны. Можно говорить о всевозможных тематических направлениях применения сил и профессионализма картографов в любой отрасли:

  • картографического отображения экологических и дорожных проблем страны;
  • в сфере разработки месторождений полезных ископаемых, как открытым, так и подземным способом; на любом горнодобывающем предприятии необходимы специалисты картографы нового поколения;
  • в геологической разведке природных ресурсов, кадастровом учете земельных ресурсов, обновления новых и оцифровка старых картографических фондов городов и районов;
  • этот список можно продолжать очень долго, главное чтобы на реализацию всего этого востребованного экономикой страны направления хватало понимания о необходимости его развития в государственном масштабе и в отдельных небольших компаниях с соответствующей поддержкой финансирования.

Безусловно, для того чтобы стать востребованным на рынке труда и попасть на хорошо оплачиваемую работу веб-картографу необходимо быть конкурентно способным. Для трудоустройства на работу можно использовать все возможные варианты, в том числе и размещения своего резюме на популярных веб-сайтах с просмотром вакансий по специальности ГИС -технологий. Такая фраза, как спрос рождает предложение, должна придавать оптимистический настрой специалистам картографам нового поколения XXI кибернетического века ввиду очевидных тенденций развития спроса на картографический цифровой продукт.

    Бакалавриат
  • 05.03.01 Геология
  • 05.03.02 География
  • 05.03.03 Картография и геоинформатика
  • 05.03.04 Гидрометеорология
  • 05.03.05 Прикладная гидрометеорология
  • 05.03.06 Экология и природопользование

Будущее отрасли

Будущее наук о Земле начинается уже сегодня - стремительные темпы насыщения современной техникой нашей повседневной жизни зависят от эффективного освоения естественных ресурсов Земли. В сферу хозяйственного освоения человек все более широко включает гидравлическую энергию рек и морских приливов, внутриатомную энергию, а также энергию внутреннего тепла земной коры. Предпринимаются первые шаги по освоению полезных ископаемых океанского дна.

В недалеком будущем возможно использование в земном хозяйстве человека еще неведомых ресурсов космического пространства.

История показывает, что зарождение и развитие всех наук всегда были тесно связаны с удовлетворением жизненных запросов человеческого общества. Именно поэтому в ногу с убыстряющимся техническим прогрессом изменялись и развивались науки о Земле, постепенно превратившиеся из единой некогда географии, или землеведения, в мощное и разветвленное содружество наук.

Стихийные бедствия, глобальное потепление, исчерпание природных ресурсов – на эти вызовы наша цивилизация пока не нашла достойных ответов. Надежды человечества обращены главным образом к учёным, специалистам в области наук о Земле. Сейчас эти науки всё больше приобретают междисциплинарный характер, поскольку для понимания сложных процессов планетарного масштаба необходимы знания из разных областей.

Картографию состоит из теории (науки) и практики (прикладной картографии).

Картографы-теоретики разрабатывают способы отображения объемного рельефа на плоскости, методики создания тематических карт и атласов, развитием цифровой картографии.

Прикладная картография - это получение данных поверхности земли или других планет. А также составление на основании этих данных новых карт и выпуск в типографском или электронном виде.

Данные собирают с помощью наземной съемки местности, аэросъёмки (с помощью авиации) и космической фотосъемки (со спутников). Наземную съемку производят топографы и геодезисты - с помощью нивелира (для определения высоты) и теодолита (для измерения расстояний).

С учётом полученной информации, создаётся единая основа для карт. Современный картограф-составитель использует в своей работе геоинформационную систему (ГИС), в которую поступают данные, собранные специалистами всего мира.

Карты отличаются друг от друга масштабом и наполнением. Например, физическая карта мира отображает реки, горы, океаны с их глубинами и высотами. А по политической карте можно определить расположение стран. Кроме этого существуют карты геологические, зоологические, климатологические, исторические, экономические, исторические, космические и др. Поэтому к работе над картой привлекают консультантов. Например, в создании экономических карт обязательно участвуют экономисты, управленцы, экономические географы.

В наши дни всё большее распространение получают электронные (цифровые) карты. Их, в отличие от бумажных, можно регулярно обновлять в соответствии с новыми данными. Они могут давать не только информацию о земной поверхности, но и часто содержат дополнительную справочную информацию. Например, карты систем Яндекс и Google и др. Такие карты создаются с помощью соответствующих компьютерных программ. В этом случае картографы работают вместе с программистами.

На основе электронных карт работают навигационные системы. В России это система «Глонасс», в США - GPS, и Европе - «Магеллан».

Сейчас очень популярны интерактивные карты, позволяющие в онлайн-режиме рассмотреть разные участки земной поверхности. Некоторые онлайн-карты позволяют наблюдать за развитием ситуации в том или ином месте в режиме реального времени. Например, карты Яндекса демонстрируют видеопоток, который поступает с видеокамер, размещённых на улицах городов.

Помимо земной картографии существует картография космическая, которая описывает поверхности других планет: Марса, Луны, Венеры, а в перспективе - и других планет.

Рабочее место

  1. Научно-исследовательские институты космоса, Мирового океана и пр.
  2. Конструкторские бюро, разрабатывающие технику для наземной, космической и аэросъемки Земли.
  3. Картографические фабрики и бюро, выпускающие электронные и бумажные карты.
  4. Компании, производящие онлайн-карты.

Важные качества

Склонность к точным наукам, наблюдательность, ответственность, методичность.

Оплата труда

Зарплата на 05.08.2019

Россия 20000—60000 ₽

Москва 45000—80000 ₽

Знания и навыки

Для успешной работы необходимы познания в геодезии, топографии, географии, математике, информатике и др.

Нужно уметь собирать и систематизировать топографические материалы, масштабировать и чертить карту. Пользоваться географической информационной системой (ГИС).

Обучение на картографа

Картограф – ответственная и важная работа, которая требует от специалиста высокого уровня подготовки. Тем, кто имеет образование, смежное с направлением геодезии и картографии, доступна альтернативная форма высшего образования по данной специальности – курсы профессиональной переподготовки по направлению . Пройти обучение в удобном дистанционном формате предлагает Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК). Также МАСПК организует повышение квалификации (как общее, так и тематическое) для специалистов в области картографии.

Вузы

  • Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ)
  • Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева (МГУ)
  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

И др. классически университеты, имеющие географический факультет с
кафедрой картографии или картографии и геоинформатики ,
готовят картографов теоретиков по специальности «Картография».
Квалификация «Картограф».

Технические вузы готовят картографов практической направленности:

  • Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)

Факультет картографии и геоинформатики
Специальность «Картография и геоинформатика»
(Обучение с охватом всего цикла создания карт - от полевых работ до их издания.)

  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского (ВКА им. А.Ф.Можайского)
  • Военный институт (топографический).

Специальность «Картография».
Квалификация «Картограф».

Среднее профессиональное образование

Получить среднее техническое картографическое образование можно в картографических техникумах и колледжах.

  • Санкт-Петербургский техникум геодезии и картографии

Специальность «Картография».
Квалификация «техник-картограф».

Поделиться: