Проект «Подвижные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре. Реферат: "Сюжетно-ролевые игры на уроках физкультуры На уроках легкой атлетики

Использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры.

Учитель физической культуры

МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ №7»

Датченко С.В.

Когда учебная четверть близится к концу, уроки, какими бы они интересными не были, начинают приедаться, желание заниматься угасает. Душа ребенка требует чего-нибудь нового, необычного. Внести разнообразие в монотонную учебную жизнь может сюжетно-ролевой урок. Особый интерес вызывает проведение таких уроков в начальной школе.

Я нахожусь в постоянном поиске новых путей активизации учащихся. Уроки становятся активными тогда, когда они по своей сути превращаются в диалог учителя и учеников, а также учеников между собой. Таким диалогом становятся мои нестандартные уроки, каждый из которых - постоянный поиск педагогических находок.

Чтобы свой неповторимый индивидуальный опыт сделать доступным восприятию других, нужно запечатлеть его в материале, найти для него его собственную неповторимую форму. Я хочу понять себя и быть понятой другими, я для каждого случая ищу заново, какими средствами выразить это свое? Ведь выразить себя я хочу так, чтобы остальные узнали о моей боли, радости, сомнении, восторге.

Моя заповедь: «Изучи, пойми ученика и помоги ему учиться». Целью своей работы считаю не только овладение ЗУНами, но и становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности.

В практике своей работы широко применяю соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы здоровьесбережения и социализации, но и проблемы мотивации, развития обучающихся. В игре ребенок «вырастает» на несколько лет вперед, потому, что в игре ребенок сам принимает решения, сам выбирает способ обыграть товарища. Игра помогает человеку самореализоваться, принять ответственность за выполненное действие и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

В развивающем обучении игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов.

В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Даны игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия.

Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, стремясь, добиться от ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий.

На своих сюжетных уроках используются материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показывают слайды и фильмы. Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяют музыкальное сопровождение, для чего используют народную, классическую и современную музыку.

Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.

Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.

Конспект сюжетно-ролевого урока «Путешествие на остров «Чунга-Чанга».

Раздел : «Гимнастика».

Тема урока: «Совершенствование способов преодоления препятствий».

Цель на блок уроков (Преодоление препятствий).

    Содействие формированию творческой самоответственной личности, способной к саморазвитию.

    Развитие волевой сферы.

    Развитие двигательных способностей.

Задачи урока :1. Способствовать формированию у обучающихся умения

успешно действовать в условиях преодоления препятствий.

2. Развитие интеллектуальных, коммуникативных

способностей.

3. Развитие физических качеств: скоростно-силовых,

быстроты, ловкости.

4. Воспитание сплоченного коллектива, чувства

товарищества, взаимовыручки.

5. Развитие уверенности в своих силах и способностях.

Оформление зала: одна из стен зала украшена панно, на котором изображен остров с пальмами, солнышком, облаками, животными (слон, тигр, черепахи, обезьяны, крокодилы, львы, попугаи). Контур зала (острова) отмечен стойками, на которых закреплены пальмы.

Ход урока :

    Вход в зал под «Олимпийский гимн». Свой урок я начала с входа в зал под ритмичную музыку. Такой рефлекторный сигнал помогает более успешному отвлечению учащихся от посторонних мыслей и помогает настроить их на организованное начало урока на фоне положительных эмоций, которые улучшают отношение к предстоящей учебной деятельности. Построение, приветствие, рапорт.

Учитель - Урок у нас с вами сегодня предстоит необычный. За окном холодно и морозно, а мы чтобы немножечко согреться отправимся в путешествие на замечательный сказочный остров «Чунга-Чанга», где очень тепло и солнечно. Надеюсь, что урок вам понравится, вы узнаете что-то новое, станете немножечко сильнее, немножечко быстрее. (1 мин.)

    Учитель - Прежде чем мы начнем урок, я хочу рассказать вам о мальчике Пете. (Использование информационных технологий - презентация «зарядка», которая помогла мне изложить теоретический материал). (1-3 слайд) . Чтение стихов (по очереди учащиеся читают). Вопрос? Как вы думаете, ребята, все ли Петя делал правильно? И почему? Что делал правильно, а что может быть нет? А как бы поступили вы? С чего начинается ваше утро? А для чего вообще нужна зарядка? (Выслушать ответы детей). Я предложила ребятам технологию ситуативного обучения – была предложена ситуация-оценивание, требующая собственной оценочной деятельности, выражения своего мнения (нужно было оценить деятельность мальчика Пети). (4-5 слайд).(3 мин)

    Учитель - А сейчас ребята давайте с вами составим правила, которых мы с вами должны придерживаться при выполнении утренней зарядки? (Путем анализа действий предложила ребятам составить правила выполнения утренней зарядки). (6-7 слайд). Закрепление правил выполнения утренней зарядки.

    Где и в каком месте лучше всего провести зарядку?

  • Какие включать упражнения?

    Сколько должно быть упражнений?

    С каких упражнений мы начинаем и какими упражнениями заканчиваем (очередность выполнения упражнений)?

    Выполнять под музыку? (3 мин)

Учитель – (8 слайд). Ой, а что это у нас за «абра-кадабра» такая написана? Что за «страшилка» такая? Здесь наверное, что-то неправильно? Ребята, вы не могли бы мне помочь? Подскажите, что здесь не так? Какие орфограммы здесь нужно применить, чтобы правильно написать слово «зарядка». (Выслушать предложения учащихся по правилам). А давайте проверим, если вы правильно назовете орфограмму, то наша страшилка исчезнет. (Если учащиеся правильно вставят буквы, то исчезнет «Страшилка» и появится «Солнышко»). Спасибо. А кто знает пословицы или поговорки о зарядке, о спорте? Назовите мне их, пожалуйста.

Здесь я использовала межпредметные связи (с русским языком). Такие задания я использую давно. На каждом уроке, начиная с первого класса, мы с ребятами заучиваем по 2-3 неизвестных слова, правописание которых я ребятам объясняю и вывешиваю эти слова на видное место, чтобы, пробегая или проходя мимо, постоянно невольно наталкиваться на это слово. Таким образом, идет зрительное восприятие этих слов. Так делается 6-8 уроков, а затем мы пишем словарные диктанты. Данная технология позволяет повышать физкультурную грамотность на уроке. (3 мин)

    Учитель - А теперь я прошу вас построиться. Дорога к нашему острову неблизкая и трудная, по дороге встретятся всевозможные препятствия и мы должны суметь их преодолеть. Вы похожи на настоящих туземцев и мы можем отправляться в наше путешествие. Вы готовы. Но нам нужно хорошенько размяться и приготовиться к далекому путешествию. А я проверю, готовы ли вы меня слушать, внимательны ли вы. Для этого я прошу выполнить мои команды. (Повороты, перестроения).

И начнем мы с ходьбы. (Класс, на право). Ходьба (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, в полуприседе, в полном приседе, прыжками в полном приседе – обратить внимание на осанку). (3 мин). Переход на бег в спокойном темпе (По периметру пальм, бег приставными шагами, с подскоками, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени). Ходьба с восстановлением дыхания. (3 мин).

6. Учитель - А сейчас разминка. На острове «Чунга-чанга» все племена разминаются под свою любимую музыку, как вы думаете какая это музыка? Правильно - под музыку «Чунга-чанга» в движении:(3 мин)

    Наклоны головы.

    Потягивания.

    Рывки руками (прямыми).

    Рывки (согнутыми руками).

    Повороты туловища.

    Взмахи ногами.

  • Прыжки в полном приседе.

Начало каждого урока физической культуры характеризуется пониженной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. В целях облегчения и ускорения процесса врабатывания учащихся я использовала функциональную, ритмичную музыку, которая выполнила роль инициатора двигательной активности на фоне положительных эмоций и подвела организм детей к высоким физическим нагрузкам, запланированным в основной части урока. Музыка соответствовала данному возрасту и настроила ребят на урок-путешествие.

    Учитель - А теперь мы будем преодолевать полосу препятствий, которая встала у нас на пути. (Объяснение последовательности выполнения полосы препятствий (по свистку, на скорость под музыкальное сопровождение «Чунга-Чанга» - 2-4 раза): переползание по скамейке с помощью рук, подлезание под козла, пробегание по перевернутой скамейке, кувырок, обегание стоек, изображающих пальмы, метание в цель (щиты с изображением животных), прыжки на скакалке (5 раз), обегание пальм, кувырок, пробегание по перевернутой скамейке, прыжок через козла, переползание по скамейке с помощью рук, финиш). (6 мин)

В основной части урока ребята, на основе сложившихся у них навыков и умений, преодолевали препятствия. Моторную плотность урока старалась повысить, используя поточный метод выполнения упражнений. При выполнении и оценке деятельности учащихся использовала дифференцированный и индивидуальный подход (Вскок на колени или на полную стопу, продвижение по скамейке с помощью рук или используя помощь ног).

    Учитель - А теперь представьте, что племена на этом острове вели между собой непрерывную войну. Но один раз в году они прекращали воевать, приходили друг к другу в гости, чтобы состязаться в мирном поединке. Вот и мы сейчас постараемся выяснить, какое из наших племен сильнее, быстрее, ловчее. А чтобы я смогла различать ваши племена, мы наденем ожерелья (раздаю ожерелья, выполненные их цветных ниток для вязания, пробок от пластиковых бутылок и цветной бумаги). Я прошу стать под левую руку то племя, у которого на ожерелье изображена черепаха, а под правую руку стать то племя, у которого на ожерелье изображена мартышка. Состязания предстоят нелегкие, и только, то племя, которое преодолеет первым все преграды, выполнит все задания, сможет победить. Чтобы состязания проходили справедливо, следить за ними будет наш старейшина, он будет заполнять протокол наших соревнований. (Старейшиной можно выбрать ученика, который на данном уроке освобожден или относится по состоянию здоровья к специальной медицинской группе).

Эстафеты:

    «Сбор ананасов» (мячей гандбольных в чехлах по три штуки).

Ананасы собирайте,

да, смотрите, не зевайте.

Племя рядышком сидит,

наблюдает и следит.

    «Укротители мустангов». Вы мустангов укротите,

Быстро на спину вскочите.

Пролезая под живот,

Удивите весь народ.

Пролезание по скамейке, подтягиваясь на руках, подлезание под козлом.

    «Кокосовый теннис». Кокос сбиваем палкой мы-

На нас не упадет.

И каждый осторожненько

На финиш попадет.

Теннисными ракетками вести воздушные шарики.

    «Эстафета зверей». Первая пара - жираф. (Один берет за шею другого, второй за пояс). На обратном пути, меняются местами. Вторая пара - со связанными резинкой ногами, обняв друг друга за пояс, изображают кенгуру. Один человек - изображает краба (в упоре сзади, передвижение на руках, спиной вперед, до стойки, назад бегом). Один человек – изображает паука (в упоре сзади, передвижение лицом вперед).

    «Бег парами в обруче».

    «Собери свою эмблему». Дойти до линии, переставляя свои следы (сделаны большие следы животного, который будет изображен на эмблеме). (Выследим крупного зверя, когда соберем все кубики). Первый относит пакет с кубиками, а последующие, доходят, берут кубик, возвращаются назад бегом со следами. Когда все кубики будут на линии старта, собрать из них эмблему.

    « Большая заключительная эстафета»: переползание по скамейке с помощью рук, подлезание под козла, пробегание по перевернутой скамейке, кувырок, обегание стоек-пальм, метание в цель (щиты с изображением животных), прыжки на скакалке (5 раз), кувырок, пробегание по перевернутой скамейке, прыжок через козла, переползание по скамейке с помощью рук, финишный бег назад на линию старта.(13-14 мин)

На своих уроках часто использую технологии на основе учебной игры. Во второй половине основной части урока использовала сюжетно-ролевые игры, эстафеты с речитативами, которые содействовали воспитанию у учащихся взаимовыручки, взаимопомощи, чувства коллективизма, чувства ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей.

На уроке использовала нестандартное приготовленное оборудование: стойки, мячи в чехлах, метательные снаряды («кокосы»), кубики-пазлы, щиты-мишени.

Учитель - А теперь я прошу наши племена построиться в одну шеренгу для подведения итогов наших соревнований. Но прежде чем мы начнем наше награждение, мы должны успокоиться. Я предлагаю вам закрыть глаза и все упражнения выполнять с закрытыми глазами. (Звучит успокаивающая музыка – «звуки леса»). Сделать глубокий вдох и не дышать – выдох (3 раза). Взявшись за руки, руки вперед, вверх, подняться на носки, опуститься, согнуть правую ногу и поднять ее вперед, а теперь левую. Отпустить руки, коснуться правой рукой кончика носа, а теперь левой рукой (3 раза). (3 мин).

Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии всех систем организма. В заключительной части урока использовала упражнения, направленные на обеспечение плавного снижения физической и эмоциональной активности учащихся, а также создание благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и перехода к последующей учебной деятельности. Здесь были выполнены упражнения на расслабление, внимание.

    Учитель - Домашним заданием для вас ребята будет: составить комплекс упражнений для утренней зарядки, с учетом тех правил, которые мы с вами сегодня вывели. И попытаться нарисовать веселого жителя племени «черепах» или «мартышек», выполняющего какое-нибудь физическое упражнение.

Подведение итогов соревнований. А теперь в знак того, что наши состязания сегодня действительно прошли мирно, я предлагаю вам выйти из зала, взявшись за руки. Ведь не смотря ни на, что вы один дружный, сплоченный коллектив.

На нашем календаре настроения есть два кармашка, в которых лежат в тучки и солнышки. Я предлагаю вам, выходя из зала взять солнышко себе на память, если урок вам понравился, а если не очень понравился, то предлагаю вам взять тучку. Спасибо вам за урок. Выход из зала под музыку «Герои спорта».(2-3 мин).

Необходимый инвентарь : 6 гандбольных мячей, 4 скакалки, 2 обруча, 4 шарика, 2 ракетки теннисные, 8 кубиков с рисунками, 2 корзины под мусор, 2 мишени, остров, 6 стоек-пальм, медали, ожерелья, протокол соревнований, 2 снаряда для метания, табличка со словом «зарядка», 4 следа, 6 ковриков, 2 пакета, наряды для туземцев, секундомер, свисток, 2 козла, 4 гимнастических скамейки, 4 мата, мультимедийное оборудование.

В 21-ом веке проходят радикальные перемены в жизни нашего общества, которые влекут за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности.

В деятельности учителя я вижу три направления:

1. Оздоровление.
2. Обучение.
3. Воспитание, развитие.

Ведущей педагогической идеей в работе с младшими школьниками определяю формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях и на необходимости занятий физическими упражнениями; создание ситуации успеха в учебной деятельности по предмету физическая культура.

Воспитательными задачами считаю воспитание нравственных качеств: сопереживания, взаимопомощи, соучастия, сдержанности, умения побеждать и проигрывать. Формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

Главенствующей образовательной технологией выбираю технологию обучения в игре. Игра - естественный спутник жизни ребенка, и поэтому отвечает закону природы. Результат игры - радость и эмоциональный подъем. Положительная эмоция творчества - важнейшие факторы оздоровления.

Следует особо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. Детский организм подвержен различным влияниям окружающей среды, а также быстрой утомленности. Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается на то, что в данный момент ему кажется более интересным. Воля развита слабо, поэтому игры следует использовать с небольшим количеством правил. Так как мышление в этом возрасте является образным и предметным, сюжетные игры как нельзя лучше способствуют развитию творческого воображения детей и воспитанию личностных качеств. Сюжетно-ролевые игры ценны в педагогическом отношении, поскольку они оказывают большое влияние на развитие мышления, формирование характера, развитие воли, нравственных качеств, физически укрепляют ребенка, создают духовный настрой на позитивную учебную деятельность. В 1-ых классах использую сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Она включает в себя три части: «Перебежка зверей», «Сокол и ласточки», «Лев и обезьянки». В игре дети, произнося речитативом сюжетные тексты, превращаются в зверей: в лису, зайца, волка. В зависимости от роли ученики выполняют определённые движения. Во 2-ых классах проводится игра «Мои любимые мультфильмы». Дети очень любят мультфильмы, поэтому, разрабатывая сценарий игр по известным мультфильмам, например, «Чип и Дейл», «Том и Джерри», решаю не только обучающие и развивающие, но и воспитательные задачи.

«Чип и Дейл» - два бурундука, очень ловкие и быстрые, самое главное, они дружные и помогают друг другу. Организуются пары: Чип и Дейл.

В игре дети бегают и перемещаются парами, проявляют ловкость, быстроту при перебежках, крепко держась за руки, символируя свою дружбу. В игре «Том и Джерри» дети строятся шеренгами. Игроки, стоящие в первой шеренге, - это команда Джерри (маленькие мышки): очень быстрые, проворные (по сюжету мультфильма), они ловко убегают от второй шеренги (команды Тома -хитрые коты).

Дети, проявляя в сюжетно-ролевых играх ловкость, быстроту, силу, выносливость, развиваются физически. При этом переживают позитивные эмоции: радость, наслаждение и соответственно оздоравливаются.

Игра «На озере»

Дети в центре зала образуют «озеро» - каждый садится в свой домик.
Выбирают водяного ему, надевают бороду и небольшую корону. В руках у него светофор - красный и зеленый. Учитель показывает детям рисунок цапли. Все вместе произносят «Ходят цапельки вокруг, лапки поднимая, через кочки и пеньки весело шагая». На каждое слово учащиеся выполняют за учителем различные движения руками и ногами в положении сидя. Затем они расходятся по залу и изображают движения цапли (ходьба, высоко поднимая колени, тянуть носок, руки в стороны, следить за осанкой). Водяной поднимает красный светофор, и все цапли садятся в сои домики.

А учитель уже показывает рисунок лягушки и зачитывает следующий рефрен: «Мы лягушки, мы лягушки, мя зелененькие брюшки, по болоту прыгаем и ногами двигаем». Водяной поднимает зеленый светофор. Все дети начинают прыгать в приседе с опорой на руки и квакают. Водяной поднимает красный светофор. И все лягушки бегут в домики (прибежавший последним получает штрафное очко).

Учитель: «На озеро пришел рыбак, за спиной он нес рюкзак, а в руках у него удочка». По сигналу водяного дети бегут к гимнастическим стенкам, берут развешанные там скалки, складывают их вдвое, крутят правой рукой по кругу, перепрыгивают через них, стараясь не попасться на удочку. Учитель подсказывает ребятам, что нужно пониже опустить руку со скакалкой, и тогда удобнее будет прыгать.

Новый сигнал водяного (все действия выполняются только по сигналу). Дети вешают скакалки на гимнастические стенки и возвращаются в свои домики.
Сюжетно- ролевые игры составляю для физкультминуток. Например, игры «Солнышко», «Капитан», «Туристы», «Паучки».

Внеклассные мероприятия разрабатываю в нетрадиционной форме. Например, спортивный конкурс «Папа, мама и я спортивная семья» проводится по сюжету русских народных сказок: «Репка», «Морозко», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди» и др.

Сюжетно-ролевые игры по русским народным сказкам укрепляют не только тело и дух, но и знакомят с устным народным творчеством, приобщают детей к национальной культуре.
На уроках гимнастики также проводятся сюжетно-ролевые игры. Например, игра «Приключения Буратино». Дети, выполняя физические упражнения в группах по станциям «На болоте у черепахи Тортиллы», «Карабас-Барабас» и др.), не только обучаются прыжкам «по кочкам», перекатам и др., но и учатся проявлять личностные качества: аккуратность и точность движений, взаимоуважение и взаимовыручку.

На уроках лыжной подготовки при обучении и закреплении навыков скольжения использую игру «Паровоз». По лыжне учитель «идёт первым вагоном», затем - ученики, хорошо владеющие навыком скольжения, и т.д. в зависимости от уровня физической подготовки детей. Во время движения ученики выполняют основное правило: не сходить «с пути». Учителем задаётся маршрут движения: объявляются станции: «Скоростная» (интенсивное движение), «Отдыхай-ка» (ожидание завершающих скольжение «вагончиков»), «Ремонтная» (оказание помощи), «Финишная». Такой подход к организации урока способствует воспитанию культуры поведения и общения, формированию таких качеств, как сопереживание, взаимная поддержка.

В моём педагогическом арсенале имеется значительное количество разработанных сценариев сюжетно-ролевых игр для начальных классов, некоторые из них напечатаны в журнале «Физкультура в школе». (№ 1, 1994 «Сказочное путешествие», № 4, 1994 «В гостях у сказки», №2, 1995 «Для физкультминуток», № 6, 1997 «Осенние праздники», № 4, 1998 «Мы в походе», № 3, 2000 «Сюжетные физкультминутки», № 4, 2008 «Сюжетный спортивный праздник «Папа, мама и я - спортивная семья»).

ПРОЕКТ НА ТЕМУ

« Подвижные игры»

1.Введение

Предыстория игры уходит далеко вглубь веков. Игра неразрывно связана с детством. Мир детства невозможно представить без игры.. Игра является ведущей формой деятельности. Она побуждает играющего использовать определённые усилия преодоления трудностей. С помощью игры дети укрепляют не только ловкость, выносливость, но и учатся мыслить логически, развивают речь, формируют дикцию. Во время игры дети переживают и поддерживают друг друга, стараются не обидеть и понять товарищей.. Игра служит становлению и сплочению коллектива. Поэтому мы все так любим играть!

Структура игр позволяет вовлекать играющих во взаимодействие. Дети сами регулируют взаимоотношения, решают спорные вопросы, находят выход из конфликтной ситуации. Игры являются уникальным средством для воспитания в детях инициативы, самостоятельности и организованности.

В условиях современной цивилизации компьютер активно вошёл в жизнь каждого школьника. Появилось много интересных компьютерных игр . В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома, не задумываясь о вредном влиянии на здоровье. Мои родители следят за здоровьем и поэтому советуют больше играть в подвижные игры на улице.

У меня возникает проблема проведения активного отдыха, так как ребят невозможно вызвать на улицу: они почти все сидят за компьютерами.

Переубедить сверстников играть в подвижные игры я решила при выполнении данной работы.

2.Цели и задачи проекта

Целью моей исследовательской работы стало выяснение, в какие игры предпочитают играть ребята в компьютерные или подвижные.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

Провести исследование среди учащихся моего класса по предпочтению ими видов игр; для этого создать анкету и опросить моих одноклассников

Изучить историю русских подвижных игр.

Поиграть в некоторые «забытые» игры с одноклассниками,

показать что эти игры весёлые и увлекательные. Заинтересовать ребят подвижными играми; создать картотеку подвижных игр для ребят нашего класса.

Гипотеза:

Предполагаю, что ребята отдают предпочтение компьютерным играм. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, изучение литературы, опрос, игровые.

Объект исследования:

Старинные русские подвижные игры и современные игры детей.

3. Из истории русских подвижных игр. Виды игр

Из литературы я узнала, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, педагогика, теория и методика физического воспитания.

На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка к взрослой жизни. На Руси считалось, что детство - это время, отведенное для игр. Именно так происходила закалка будущего характера, так ребенок учился преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учился прощать обиды и уважать соперника. К тому же игра развивала физическую силу, ловкость, находчивость, а также умение петь и плясать, рассказывать сказки, подражать пению птиц и повадкам животных.

У русских детей были самые разные игры:

пальчиковые,

состязательные,

драматические,

хороводные.

Пальчиковые игры предназначались самым маленьким: в основе лежало движение пальцев ребенка, сопровождавшееся произнесением коротких стихов.

Состязательные игры - это подвижные игры, цель которых - добиться превосходства над остальными, показать свою физическую силу, ловкость, находчивость.

Драматические - это целые пьесы, диалоги

Хороводные сопровождались плясками, песнями, пантомимой.

Большую часть своего времени дети крестьян проводили на улице. Поэтому игр уличных было у них известно гораздо больше, чем тех, которые предназначены для помещений. Лишь в суровые зимние морозы они сидели в избе, и тогда наступало время играть в игрушки. Правда, крестьяне жестко ограничивали своих детей в количестве игрушек. Игрушки чрезвычайно редко покупались: дети постарше мастерили их себе сами, для самых маленьких их делали дедушки и бабушки.

В период отрочества дети все свое свободное от хозяйственных забот время тоже посвящали играм. Среди игр самыми популярными были разные виды ловишек, пятнашек, жмурок, пряток. Существовало множество игр, в которых использовались мячи, жгуты, веревки. Зимой дети катались на коньках и санках, играли в снежки, брали штурмом снежные крепости. Часто устраивались гонки по льду на санях, по конструкции очень похожих на финские сани. В уличных играх всегда участвовало много детей - поэтому деревенские игры были, как правило, массовые.

В настоящее время появились компьютерные игры- игры за компьютером, игровыми приставками, планшетами и другими электронными устройствами.

4. Анкетирование детей.

Чтобы исследовать в какие игры играют мои одноклассники, я провела анкетирование. В анкету я включила следующие вопросы:

Какие игры из списка тебе знакомы?

Назови 2-3 самые любимые игры?

После того, как я провела анкетирование 25одноклассников и получила ответы, я собрала результаты и вывела проценты.

Выяснилось, что на вопрос какие игры ты предпочитаешь, 68% (17человек)- компьтерные,40%(10чел.) - подвижные игры (салки, жмурки, вышибала) 24% (6чел.) любят настольные игры и 36% сообщили спортивные игры, такие, как футбол, теннис, баскетбол, а 16% (4 человека) не знают никаких игр.

Очень жаль, что мои одноклассники любят больше играть в компьютер, чем с друзьями. Но то, что чуть меньше половины ребят любят подвижные

игры -это замечательно.

На вопрос, какие игры из списка тебе знакомы, ребята почти все знают такие замечательные игры, как салки, догонялки, прятки, вышибала, жмурки, шашки, шахматы, футбол. Чуть меньше ребята знают домино, телефон, компьютерные.

При ответе на вопрос:

Как часто ты играешь в подвижные игры?, получилось, что меньше половины ребят играют в подвижные игры чаще, чем 3 раза в неделю, и 14% играют 2-3раза в неделю. В компьютерные игры играют всё равно больше-32% 2-3 раза в неделю, а 46% чаще,чем 3раза в неделю

Среди моих одноклассников самыми любимыми оказались компьютерные игры. Треть ребят в качестве любимых назвала вышибала, собачки, пионербол, картошку, шашки.

Мои исследования говорят о том, что ребята любят компьютерные игры.

Конечно, жаль!.

В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде, ведь дети его больше используют для игры.. У тех, кто много времени проводит за компьютером может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Подвижные, спортивные игры приносят только пользу.

Для того, чтобы заинтересовать своих одноклассников подвижными играми я создала картотеку игр, таких, как, «Горелки»,»Ручеек»,»Штандер»»Хромая лиса». «Третий лишний».

Мы поиграли в эти игры. Всем понравилось. Мы играли дружно и весело. Я надеюсь, что теперь мы будем играть в подвижные игры чаще, а картотеку я буду постоянно пополнять подвижными играми.

6.Заключение

В ходе исследования я обнаружила. Что современное поколение предпочитают проводить своё свободное время за компьютером. Чуть меньше половины ребят любят подвижные игры, но знают их недостаточно. Хорошо, что дети играют в настольные игры в шашки, лото. Но всё-таки детям надо больше играть в подвижные, спортивные игры, развиваться физически

Лучшим распространителем и пропагандистом игр являемся мы - дети. И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть!

Список используемой литературы:

Былеева Л.В. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 269с.;

Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада / Под. ред. Т.И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988. — 239с.: ил.;

Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры / З.М. Кузнецова. — Набережные Челны, 1996. — 160 с.;

Якуб С.К. Вспомним забытые игры / С.К. Якуб. — М.: Детская литература, 1988.

Приложение 1. Анкетирование одноклассников

Число опрошенных - 25

Какие игры ты предпочитаешь: компьютерные, настольные, подвижные или другие?

Компьютерные 17- 68%

Подвижные (салки, прятки, жмурки) 10 - 40%

Настольные (шашки, шахматы) 6 - 24%

Спортивные (футбол, пионербол, волейбол) 9 - 36%

Отметь игры, которые тебе знакомы?

Ручеёк

Кол-во

Салки

Прятки

Догонялки

Городки

Лапта

Вышибалы

Жмурки

Колечко

Чижик

Классики

Резиночки

12палочек

Телефон

Съедобное-несъедобное

Горелки

Ножички

Домино

Шахматы

Шашки

Лото

Волейбол

Футбол

Хоккей

Теннис

Фанты

Как часто ты играешь в подвижные игры?

Кол-во

  • очень редко

    Раз в неделю

    2-3раза внеделю

    Чаще, чем 3раза в

Сюжетно ролевая игра «Путешествие на автомобиле».

На уроке физической культуры с 1 класса учитель должен научить детей ходить и бегать в колонне, соблюдая дистанцию.

Для детей, которые имеют физические и психические дефекты это очень сложная задача. С этой целью я использую сюжетно ролевую игру « Путешествие на автомобиле», один из вариантов, разработанный мною, игры «Светофор».

Цель игры:

Обучение техники бега;

Обучение передвижению в колонне, соблюдая заданную дистанцию и скорость;

Так как ребята, двигаясь в роли автомобиля, забегают (заезжают) на заданные станции и выполняют упражнения, идет развитие многих физических и психических качеств, а именно пространственно временной ориентации, развитие вестибулярного аппарата, координации движений, силы, ловкости, гибкости и других;

Идет корректировка недостатков психической деятельности (страх, завышенная самооценка, неадекватность в сложных двигательных ситуациях.)

Игра имеет оздоровительную цель.

Воспитывает выдержку стремление к победе.

Сюжетно ролевую игру можно проводить с 1 по 4 класс. С возрастом упражнения, которые выполняются на станциях, усложняются. Ребенок легко включается в игру, соблюдая правила игры, сам того не подозревая, учится и развивается.

Необходимый инвентарь для игры:

Светофор (зелёный, желтый, красный лист картона). Картинки машин различных марок, которые можно прикрепить или повесить на шею. Карточки с названием и рисунками станций (погрузка, разгрузка, смазка, заправка). Жетончики по 6 штук на учащегося.

Вводная организационная часть.

Построение.

Комплекс суставной гимнастики в чередование с дыхательными упражнениями.

Основная часть.

Учитель объявляет учащимся, что сегодня они отправляются в путешествие на автомобилях по дороге, которая находится по краям спортзала. Чтобы двигаться по дороге и не совершить аварии, необходимо соблюдать правила дорожного движения, такие как расстояние, между автомобилями, обгонять только с левой стороны, при остановке сохранять дистанцию. Ребята выбирают, какой машиной будут («Жигули», «Москвич» и т.д.).

Детям раздаются эмблемы с рисунками автомобиля, которые прикрепляются.

Зал это площадка по периметру, которой располагается дорога. Дорога имеет по краям обочины. Через определенный интервал на дороге располагаются станции. (Станция» Погрузка», станция «Разгрузка», станция «Заправка», станция «Смазка»).

Станция» Погрузка»:

Инвентарь: гантели весом 1 кг.

Учащиеся выполняют упражнения с гантелями. 5 -6 упр, на развитие силы мышц. Можно сказать детям, что мы на эту станцию заезжаем загружаться. Загружаем силу для нашего организма, через упражнения с гантелями. Упражнения выполняются из исходного положения, стоя, сидя и лежа.

Станция «Разгрузка».

После того как мы погрузили нашу машину её необходимо разгрузить.

Упражнения на расслабление. 3-4 упр. По 8-10 раз.

Это могут быть упражнения из аутогенной тренировки или упражнения из игры «Деревянные тряпочные куклы» (деревянные куклы мышцы напряженные, тряпочные мышцы расслабленные). И.П. лежа и сидя.

Двигательные действия усваиваются лучше, если школьник умеет расслаблять мышцы. Владея произвольным расслаблением, можно быстро и хорошо освоить технику новых движений.

Между заданиями я на уроках играю с детьми в игры, в которых дети овладевают мышечным чувством, это такие игры как «Деревянные, тряпочные куклы», «Люди и роботы».

Станция «Заправка».

Машина ездила ей нужно заправиться. Так как мы не настоящие машины мы заправляемся не бензином, а кислородом, который берется из воздуха. Кислородом питаются наши мышцы и весь организм. Поэтому чем его больше, тем лучше. На этой станции дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики, 3-4 упражнения.

Станция «Смазка».

После заправки машине необходимо масло для смазки. Но мы живые машины и смазываем свой двигатель и все части движениями в суставах.

Упражнения суставной гимнастики. Упражнения выполняются на все крупные суставы.5-6 упр.

Станции располагаются по «дороге» на одинаковом расстоянии друг от друга. Над каждой станцией прикрепляется карточка с названием и описанием станции.

Для того чтобы школьники двигались от станции к станции без задержки, необходимо заранее рассчитать время выполнения упражнений на разных станциях. Оно должно быть примерно одинаковым.

Чтобы дети лучше понимали, что нужно бегать, мягко пружиня стопу, можно сравнить ногу с рессорой в машине, которая смягчает толчки и сотрясения. Если рессоры плохие или они сломаны, то машина гремит и быстро изнашивается, так и организм нужно беречь и чтобы он не сотрясался необходимо ногу ставить мягонько, пружинисто на носочек. От станции к станции дети передвигаются медленным бегом.

Малая скорость и темп бега создают оптимальные условия для обучения правильной постановки головы и туловища, для корректировки работы рук и ног. Положения тела во время бега зависит от постановки головы. Наклон головы ведет к увеличению наклона тела, а от положения тела во многом зависит вся техника бега. Поэтому с самого начала нужно учить держать голову прямо, смотреть перед собой, прямо держать туловище, не наклоняться вперед.

По ходу игры учитель дает команды, например:

«КамАЗ» на погрузку, «Нива» на разгрузку, «Жигули» на смазку и т.д.

Ребята-машины передвигаются по дороге, соблюдая дистанцию, внимательно смотрят на светофор.

Красный останавливаются, желтый, внимание, смена цвета, зеленый движение.

Команда «Обочина»- машина, которой дана эта команда. Выезжает на обочину, останавливается, ждет команды «Движение».

Правила игры: по дороге передвигаться, соблюдая дистанцию 2-3 шага. Следить за светофором. При движение слушать команды. Выполнять команду сразу.

Запрещается – обгонять справа, наезжать на впереди едущего товарища, останавливаться.

Игра начинается с движения по дороге.

Со временем, по мере подготовки учащихся, подключаются станции.

За нарушение правил взимается жетон.

Жетоны выдаются в начале игры, по 6 жетонов на игрока.

Выигрывает тот, у кого в конце игры осталось больше жетонов.

Игра используется во вводной части урока. Она организовывает ребят, готовит организм к предстоящей нагрузке. Отвлеченные от мысли о результате, школьники значительно быстрее овладевают техникой движения.

Учитель на протяжении всей игры занимает самое выгодное место - расположение в спортзале и исполняет роль «светофора», «ГАИ», и руководителя.


Поделиться: