Подвижные игры для старшеклассников в школе. Сборник подвижных игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Игры, приведенные на этой странице, рекомендуется применять на уроках физкультуры в начальных классах. Расположены игры в порядке возрастания сложности. Предназначены на 6-8-летних детей.

«БЕГ СОРОКОНОЖЕК»
Играют 2-3 команды по 10 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой, или игроки «надевают» гимнастический обруч. По сигналу группы «сороконожек» начинают движение к финишу.
Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.

«ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»
Играют две команды по 10 человек. Игроки одной - вороны, другой - воробьи. Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяется, где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть запятнанным. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Во-ро-ны!». Воробьи убегают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воробьи их ловят. Число пойманных игроков подсчитывается.
Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество соперников.

«НЕ РАСПЛЕСКАЙ ВОДУ»
На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта.
Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

«ПАРОВОЗ И ВАГОНЫ»
Играют 2-3 команды по 10 человек. Каждая выстраивается на старте колонной, в затылок друг другу. Впереди команды, на расстоянии 15м, ставится какой-либо предмет - камень, палка, кегля, флажок, воткнутая в землю ветка дерева. По сигналу ведущего первые номера бегут вперед к контрольному ориентиру, огибают его и снова бегут к своей команде. К первому номеру присоединяется второй, обхватив его за пояс, и теперь они бегут вперед вдвоем, потом к ним присоединяются третьи номера, четвертые и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

«НЕ БОИМСЯ МЫ КОТА»
Играть могут 10-15 человек. Выбирается водящий - кот, все остальные - мыши. Кот садится на землю и спит. Мыши окружают его и поют песенку:
Тра-та-та, тра-та-та. Не боимся мы коз а!
По сигналу ведущего: «Проснулся кож!» - мыши убегают в свой домик, а кот пытается их поймать. Те, кого кот запятнает (коснется рукой), становятся его добычей.
По второму сигналу ведущего: «Уснул кот!» - играющие вновь подходят к водящему, который вернулся на свое место и спит, и снова поют песенку мышей. После трех выходов кота на охоту выбирается новый водящий.
«ШАХМАТЫ»
Играют две команды по 5-’ о человек. Посередине игровой площадки ставится раскрытая шахматная доска.
Команды выстраиваются в колонны друг за другом на противоположных сторонах. Возле одной группы лежат черные шахматные фигурки, возле другой - белые. По сигналу ведущего первые номера обеих команд берут по одной фигурке и бегут к шахматной доске, ставят фигурку на положенное ей место, возвращаются обратно, дотрагиваются рукой до следующего игрока, который
берет фигурку, бежит к доске и т. д. Первые номера занимают место в конце колонны. Побеждает та из команд, игроки которой быстро и правильно расставят шахматные фигурки.

«НЕВОД»
Два игрока берутся за руки и ловят других играющих, Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый пойманный становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники.

«БЕГ С ЯЙЦОМ В ЛОЖКЕ»
Ведущий дает каждому из игроков ложку, в которой лежит яйцо, картошка или теннисный мяч. По сигналу ведущего участники бегут, держа ложки перед собой и стараясь не уронить находящиеся в них предметы.
Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.
Соревноваться могут и две команды. Тогда первые игроки обеих команд, добежав до финиша, делают поворот и бегут к старту - передают ложку вторым номерам и т. д. Выигрывает команда, игроки которой первые закончат перебежку.

«БЕГ С ГОРЯЩЕЙ СВЕЧОЙ»
Ведущий дает каждому из игроков тарелку, к которой приклеена горящая свеча. По сигналу ведущего, соревнующиеся бегут к финишу, следя за тем, чтобы свеча не погасла. Если в игре участвуют команды, то первые номера, добежав до финиша, возвращаются к старту и передают тарелку с горящей свечой вторым номерам, вторые третьим и т. д. Побеждает команда, которая первой закончила перебежку и у которой свеча во время бега не погасла.

«ЧЕМПИОНЫ БЕГОВОЙ ЭСТАФЕТЫ»
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются на старте в колонну друг за другом. По сигналу ведущего первые игроки обеих команд бегут к контрольному ориентиру (камень, кегля, кубик, флажок), огибают его, возвращаются обратно к линии старта и дотрагиваются до вытянутой руки следующего участника, вторые номера также бегут к финишу, возвращаются и передают эстафету третьим номерам, третьи четвертым и т. д.
Выигрывает команда, раньше другой успевшая закончить перебежку.
Далее группы соревнуются друг с другом в следующих видах эстафет:
Бег вдвоем, надев един обруч;
Бег с ведением мяча;
Бег с переноской на себе партнера;
Бег с одной лыжей на ноге.
Бег в ластах;
Бег задом наперед (спиной);
Бег с прыжками через скакалку;
Бег с яблоком на голове;
Бег с подбиванием рукой воздушного шарика;
Бег с преодолением несложных препятствий.
«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКИ»
Играющие делятся на две команды, каждая из которых разбивается по парам. Пары становятся колоннами лицом друг к другу и держат за концы скакалки на уровне колен.
По сигналу ведущего первая пара кладет скакалку на землю и оба игрока бегут (один - налево, другой - направо) в конец своей колонны, а затем перепрыгивают через скакалки остальных пар. Добежав до своего места, поднимают скакалку с земли. За ними вторая пара кладет на землю скакалку, прыгает через первую скакалку и проделывает весь путь первой пары. Затем в игру вступает третья пара, четвертая и т. д.
Побеждает команда, игроки которой раньше закончат перепрыгивание через скакалки.

«ЧЕМПИОНЫ БОЛЬШОГО МЯЧА»
Игроки соревнуются друг с другом в следующих конкурсах.
Удары мячом в цель. На стене мелом чертят мишень. Удары выполняются правой и левой ногами с места, затем с разбега.
На земле располагают друг за другом какие-нибудь предметы, надо обвести их, ведя мяч ногой (то правой, то левой).
Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на лету.
Опереться левой рукой о с гену, правой ударить мячом по стене из-под руки, поймать двумя руками.
Ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.
Бросать мяч то под левой, то под правой ногой и ловить его.
Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться до земли руками, затем выпрямиться и поймать мяч сначала двумя руками, потом поочередно правой и левой.
Бросать мяч друг другу с хлопками, с поворотом, с отскоком от земли.
Метание мяча вдаль на расстояние (кто бросит дальше).
Метание мяча в убегающего партнера.
Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с разного расстояния.
На расстоянии 6 м на землю кладут мяч. Другим мячом надо попасть в этот мяч. чтобы он закатился как можно дальше.
На расстоянии 8 м ставят кеглю. Ударом ноги (правой, потом левой) надо сбить ее.
Катнуть мяч с горки и догнать его.
Стоя друг против друга, и обхватив руками мяч, стараться отнять другой мяч у соперника и не отдать свой.

«ДОГОНИ МЯЧ»
Игроки становятся спиной друг к другу на расстоянии 1 м. В руках у каждого мяч. По сигналу ведущего бросают мяч через голову назад, и каждый устремляется вперед за мячом соперника.
Побеждает тот, кто быстрее догонит мяч и вернется на исходную позицию.

«УДЕРЖИ МЯЧ»
Мяч нужно положить на книгу, осторожно поднять ее над головой, не уронив мяча, и так же осторожно опустить. Побеждает тот. кто правильно выполнил задание.

«ГОРЯЧИЙ МЯЧ»
Играющие становятся в круг. Ведущий дает мяч, и по сигналу участники передают его по часовой стрелке друг другу. Нели ведущий говорит: «Стоп!», передача мяча прекращается, а игрок, у которого он в руках, выбывает из игры. Ведущий дает команду: «Начали!», и игра возобновляется.
Побеждает участник, оставшийся последним, когда мяч передавать уже некому.
«ПРЫЖКИ С МЯЧОМ»
Игроки выстраиваются на линии старта. Зажав мяч между коленями, участники прыжками двигаются к финишу.
Побеждает тот, кто прискакал первым и не потерял мяч.

«УДАРЬ НЕ ГЛЯДЯ»
Впереди игрока кладут мяч на расстоянии 5- 6 шагов. Завязывают глаза повязкой. Надо подойти к мячу и ударить по нему ногой.
Выигрывает тот, кто успешно выполнил задание.

«СУМЕЙ УДЕРЖАТЬ»
Несколько пар играющих соревнуются между собой, стараясь как можно быстрее добежать до финиша:
положив мяч на плечи, и прижимая его головами с двух сторон;
прижав мяч плечами;
зажав мяч спинами;
удерживая мяч, зажав его лбами и двигаясь боком.
Побеждает пара, пришедшая первой и не потерявшая мяч.
«СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ»
Играющие берут мяч и становятся в круг. Первый участник, бросая мяч, называет какое- нибудь существительное. Ловящий называет прилагательное и бросает мяч дальше, третий игрок называет глагол. Например: «Птица», - говорит первый; «Черная», - говорит второй; «Летает», - говорит третий и, бросая мяч следующему, называет новое имя существительное.

«РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ»
Играющие становятся по кругу. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь».
Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или замешкается с ответом, выбывает из игры.

«ДРАКОН»
Участвуют две команды по б-8 человек. Игроки выстраиваются друг за другом в колонну. Между участниками зажимается по мячу спиной и грудью. По сигналу ведущего «драконы» бегут к финишу.
Выигрывает команда, пришедшая первой и не потерявшая ни одного мяча.

«ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»
ПОДГОТОВКА
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Двух игроков, стоящих рядом, назначают капитанами и дают им по мячу.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу капитаны начинают передавать (перебрасывать) мячи по кругу - один вправо, другой влево своим ближайшим игрокам, т. е. через одного. Мячи перекидывают до тех пор, пока они не возвратятся к капитанам.
Выигрывает команда, сумевшая быстрее провести мяч по всему кругу. Получив мяч, капитаны подымают руки с мячом вверх. Игру можно проводить несколько раз подряд.
ПРАВИЛА
1. Мяч передавать или перекидывать обязательно своему ближайшему соседу. Каждый пропуск игрока засчитывается как штрафное очко. 2. Если мячи столкнулись в воздухе, то игроки, после броска которых они столкнулись, должны быстро взять свои мячи и, встав на место, продолжать игру. 3. Побеждает та команда, которая закончила передачу мяча по кругу раньше и не имеет штрафных очков.

«МЕТКО В ЦЕЛЬ»
ПОДГОТОВКА
Посредине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впереди стоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя участники второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков
ПРАВИЛА
1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя.
2. При броске заходить за стартовую черту нельзя - в этом случае бросок не засчитывается.

Это вариант всем известной игры "Шарики", только в этот раз - для группы. Соответственно, приготовить для конкурса нужно надувные шары, которые в процессе привязываются к ноге каждого участника. Можно привязать на щиколотку один, а если не жалко - два шарика. Все зависит от того, сможете ли вы себе позволить столько материалов. Дается сигнал - и все учавствующие начинают борьбу, в которой нужно сохранить свой шар целым (или целыми), но в то же время полопать все чужие. Побеждает тот, кто последний остается с целым шариком. Веселье, движение и адреналин обеспечен всем!

Эстафета

Это конкурс по типу эстафеты: нужно на скорость пробежать определенную дистанцию. Но пробежать ее надо так: два игрока становятся спиной к спине, а так же берутся за руки. Такой парой они должны пробежать дорогу туда, а так же назад. Запрещается поднимать и нести на спине второго партнера или падать - в таких случаях конкурсанты выбывают.

Накормить яблоком

Выбираем из зала несколько пар. Завязываем им всем глаза и ставим друг напротив друга. Каждому дается по яблоку (следите, чтобы они были более-менее равными по размеру). Задача - накормить того, кто стоит напротив, как можно быстрее.

Снять шапку

В этом конкурсе могут участвовать минимум двое, максимум - две команды по несколько человек. На земле нужно начертить круг. Участникам одеваем на голову шапку, а левую руку привязываем к телу. Задача: снять шапку у второго игрока и не дать снять свою, и все это в черте круга, за границы которого нельзя заходить. Для команды каждая снятая шапка - очко, для единичного случая победитель - тот, кто сохранит свой головной убор.

Посмотри и запомни

Подготовьте поднос, на который положите различные предметы: карандаш, отвертка, часы - все, что в голову придет. Предметы можно как убирать, так и возвращать на место в процессе конкурса. Человек с завязанными глазами должен отгадать все, что лежит на подносе.

Вырезать буквы

Выбранные люди делятся на две команды, которым вручаются: веревка, карандаши, булавки, ножницы и несколько листов бумаги. Ведущий дает сигнал и двое из каждой команды должны натянуть веревку, а остальным нужно вырезать из бумаги буквы и прицепить их к веревке так, чтобы получилась интересная и красивая фраза из двух слов как минимум. Побеждают либо те, кто сделал это первыми, либо те, у кого фраза получилась оригинальной.

Эти музыкальные весёлые игры можно использовать на праздниках и дискотеках для старших классов.

Творческие задания

1. Составить рассказ из строчек песен на тему: «Россия — родина моя», «Путешествие по родному краю», «Лес — страна чудес», «Школьная пора» и др.

2. «Слова наши — музыка ваша». На мелодию известной песни придумать свои слова.

3. Составить попурри на известные песни. Примерные темы: «Детство, детство...», «Летом в деревне», «Сказочное государство».

4. Представить клип на текст песни (на выбор или на тему).

5. Иллюстрированная песня. Подобрать песню к предложенным рисункам.

7. Попробуйте промаршировать строем, используя известную песенку, например:

«В граве сидел кузнечик»;

«Спят усталые игрушки»;

«Маленькой елочке холодно зимой».

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ, ИЛИ НАЗОВИ ПЕСНЮ

Для игры подготовьте карточки-темы, сложите в пакет. Необходимо назвать песню или соответствующие строчки из песни. Время на обдумывание — 30-60 секунд. Предлагаются варианты примерных ответов. Возможно, что ответ предложит другая команда (или игрок), если своевременного ответа не последует. Побеждает команда, давшая большее количество ответов.

Название темы

Название песни или строчки

1. Транспорт

1. Голубой вагон

2. Антошка

3. Географические названия

3. Чунга-Чанга

4. Всюду жизнь

4. Кузнечик

5. Вместе весело шагать

6. События

6. Песенка крокодила Гены

7. Радость

8. Расписание уроков

8. Дважды два — четыре

9. Яблони в цвету

10. Ландыш, ландыш

11. Начало

11. Улыбка

12. Младенчество

12. Топ-топ

13. Игрушка

13. Я был когда-то странной...

14. Трус не играет в хоккей

15. Вкуснятина

15. В подарок пятьсот эскимо

16. Радио Сибири

17. Цветная палитра

17. Оранжевая песенка

18. Профессия

18. Крепче за баранку держись, шофер...

19. Времена года

19. Что такое осень?

20. Учат в школе

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Карточки-перевертыши можно пронумеровать и предложить командам назвать 3-5 цифр. Названные цифры не повторять. А затем по известной логике игры прочитать предложенное в перевернутом виде.

1. Увядали дыни и арбузы,

Утонули дожди под землей.

2. Ночь поражения, так она была к вам близка.

3. Друзья восстановили чужой шалаш, излечили половину ее близких...

4. Свиньи, свиньи, разбудите генералов.

5. Во поле березу срубили.

6. Ползите, вороны, ползите!

7. Я предлагал себя стократно.

8. Девушек так мало незамужних.

9. От гримасы светлая ночь темней.

10. Он не был никогда хорошим предметом без названия.

11. Там некто в балочке поднялся.

12. По-над озером от мелей,

От теснин болотных вод.

13. Мужское горе не радо противной вдалеке.

14. Не надо ползать красиво водителям по снегу.

15. Мне танец разрушать и умирать мешает.

16. Подумай о неделях снизу.

17. У деда скончалась одна грустная курица.

18. Мальчик смеется: кубик приполз.

1. Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

2. День победы, как он был от нас далек.

3. Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью...

4. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

5. В лесу родилась елочка.

6. Летите, голуби, летите!

7. Ты отказала мне два раза,

«Не хочу!» — сказала ты.

8. Парней так много холостых.

9. От улыбки хмурый день светлей.

10. Я был когда-то странной игрушкой безымянной.

11. Вот кто-то с горочки спустился.

12. Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны. ,

13. Женское счастье — был бы милый рядом.

14. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.

15. Нам песня строить и жить помогает.

16. Не думай о секундах свысока.

17. Жили у бабуси два веселых гуся.

18. Девочка плачет — шарик улетел.

УЗНАЙ ПЕСНЮ ПО ОПИСАНИЮ

По предложенному описанию команды или игроки, заполняя свою карточку, отмечают ответы под номером 1, 2 и т. д. У кого больше правильных ответов, тот побеждает.

1. Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе

2. Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью

3. Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси

4. Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек

5. Песня о четырех мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе

6. Песня о трагической гибели маленького насекомого

7. Песня о будущем, которое не должно быть жестоко к нашим современникам

8. Песня о загорелой девушке, собирающей виноград в соседнем саду

9. Песня о первостепенное™ авиации

10. Песня о городе, куда не едут поезда и не летят самолеты

11. Песня о животном, которого ненавидит весь дом

12. Песня об одинокой пловчихе с дудкой

13. Песня об использовании улыбки в качестве электричества

14. Песня о стране,

где можно встретить жар-птицу

и золотого коня

15. Песня о существе, которого каждая дворняжка знает

16. Песня об использовании хлорида натрия не по назначению

17. Песня об ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет

18. Песня об одинокой красавице

Ответы

1. «Если долго-долго-долго...».

2. «В голове моей опилки...».

3. «Где-то на белом свете...».

4. «А нам все равно...».

5. «Пора-пора-порадуемся...».

6. «В траве сидел кузнечик...».

7. «Прекрасное далеко...».

8. «Смуглянка».

9. «Первым делом — самолеты...».

10. «Мальчик хочет в Тамбов...».

11. «Черный кот».

12. «А я в воду войду...».

13. «От улыбки станет день светлей...».

14. «Маленькая страна».

15. «Теперь я Чебурашка...».

16. «Не сыпь мне соль на рану...».

17. «Чему учат в школе».

18. «Во поле береза стояла...».

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

Подготовьте карточки-вопросы. В этой игре вопросы ориентированы на внимание, наблюдательность, память. Задача игроков или команды — дать точный ответ строчками песни.

1. Какие слова «приписал в уголке» мальчик на своем рисунке?

2. Что можно делать в сказке?

3. Кто пасется на лугу далеко-далеко?

4. Что делали гуси в луже у канавки?

5. Что случилось с медведем, когда он шел к своей берлоге по проселочной дороге?

6. С кем дружил кузнечик?

7. За что полюбили жука, старика-добряка?

8. Что в голове у Винни-Пуха?

9. Из чего сделаны наши девчонки?

10. С чего начинается дружба?

11. Висит на заборе, колышется ветром бумажный листок. Что на нем написано?

12. Папа может все что угодно! Плавать брассом, спорить басом, даже дрова рубить. А чего папа не может?

13. От чего собака бывает кусачей?

14. Из какого оружия бьет по воробьям королевская охрана?

15. Бременские музыканты считают, что ничего на свете лучше нет, чем...?

16. Что делает кандидат наук, когда первокласснику задают в школе задачу?

17. Что получилось у волшебника- недоучки, когда он хотел сделать грозу?

18. Раз иголка, два иголка — что будет?

19. Скорый поезд набирает ход. Какие у него вагончики?

20. Если долго топать, ехать и бежать по дорожке, то куда можно прийти?

21. Какую песню поет веселый ветер?

22. Какую песенку напевал и в беде, и в бою отважный капитан?

Ответы

1. Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

2. В сказке можно покачаться на луне

И по радуге промчаться на коне.

3. Правильно, коровы!

4. Мыли гуси лапки в луже у канавки.

5. Наступил лисе на хвост.

6. Не трогал и козявку и с мухами дружил.

7. Очень уж душа легка у него, весельчака.

8. В голове моей опилки, да, да, да!

9. Из цветочков и звоночков, из тетрадок и переглядок. Из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок.

10. Ну, а дружба начинается с улыбки.

11. Пропала собака по кличке Дружок.

12. Только мамой не может быть.

13. Только От жизни собачьей собака бывает кусачей.

14. Если близко воробей — - мы готовим пушку.

15. Бродить друзьям по белу свету.

16. Кандидат наук и тот над задачей плачет.

17. А получил козу, розовую козу с желтою полосой.

18. Будет елочка.

19. Голубой вагон бежит, качается.

20. Можно в Африку прийти.

21. Кто весел — тот смеется,

Кто хочет — тот добьется,

Кто ищет — тот всегда найдет.

22. Капитан, капитан, улыбнитесь,

Ведь улыбка — это флаг корабля.

Подвижные игры для детей старшего возраста.

Сентябрь.

«Ловишка, бери ленту». совершенствовать умение детей бегать с ускорением, и увертыванием, четкое выполнение правил игры.

Играющие становятся в круг, выбирают Ловишка. Все. Кроме Ловишка, получают ленточку, которую закладывают сзади за пояс или ворот. Ловишка встает в центре круга. По сигналу воспитателя: «Беги!» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Ребенок, лишившийся ленточки временно отходит в сторону. Ему воспитатель предлагает выполнить несколько упражнений по желанию.

«Пингвины». Продолжать тренировать детей в прыжках с мешочком, зажатым между ног.

Дети стоят на одной стороне площадки – это домик пингвинов. Через 4-5 метров проводится вторая черта – это льдина. По сигналу воспитателя «идите гулять» - дети передвигаются по полю прыжками с зажатым мешочком. Тот ребенок, у которого мешочек упал - возвращается в домик. Побеждает ребенок, который дольше прыгал по полю.

Целься вернее . Учить детей бросать предметы левой и правой рукой в горизонтальную цель разными способами.

Дети становятся в круг, каждый ребенок держит в руке мешочек. В центре круга стоит корзина (расстояние между детьми и корзиной не более 1,5-2 м.) воспитатель дает команду, и дети начинают бросать мешочки в корзину, затем подходят к нему и забирают свои мешочки. Игра повторяется.

«Проползи – не задень».

2-ой вариант

Дети делятся на две команды, к

«Летает – не летает» . Совершенствовать умение детей ловить и бросать мяч водящему.

Дети стоят в кругу в середине – водящий. Он держит мяч в руках. Поочередно бросает мяч по кругу каждому ребенку, при этом называя предмет. Если этот предмет летает, то ребенок ловит мяч и говорит «летает». Если предмет не летает, то ребенок тоже ловит мяч и говорит «не летает».

Октябрь.

«Пожарные на учении». совершенствовать умение детей быстро влезать и слезать с гимнастической лестницы, не пропуская рек и не спрыгивая с последних реек на пол. Дети строятся в три- четыре колонны лицом к гимнастическим лестницам – это пожарные. Первые стоят за чертой (исходная линия) на расстоянии4-5 метров от лестницы. На каждом пролете гимнастической лестницы на одинаковой высоте висят колокольчики. По сигналу воспитателя дети, стоящие первыми в колоннах, бегут к лестнице, влезают на нее и ударяют в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются в свою команду и встают в конец колонны. Воспитатель отмечает самого быстрого. Затем дается сигнал для следующей группы.

«мы веселые ребята». Закреплять навыки у детей убегать от ловящего. Тренировать ловкость, внимание. Развивать скоростные качества.

Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей (на середине площадки) находится Ловишка. Дети произносят слова текста:

Мы веселые ребята,

Любим, бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать:

Раз, два. три – лови!

после слов «лови»дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кто не успел добежать до противоположной черты, и его коснулся ловишка рукой, считается пойманным. Его Ловишка уводит к себе в дом.

3.«найди и промолчи».

Воспитатель

4. «Удочка». Совершенствовать умение детей отталкиваться интенсивно от поверхности и подтягивать ноги во время прыжка.

Дети стоят по кругу. Воспитатель – в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает шнур по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.

5.«Мяч о стенку». Совершенствовать умение детей бросать мяч о стенку разными способами и ловить его после отскока от стенки. Развивать ловкость, координацию.

Подгруппа детей выстаивается в шеренгу перед стеной. И одновременно по сигналу воспитателя бросают мяч, указанным воспитателем способом (от груди, снизу, из-за головы), затем после отскока его ловит. Воспитатель отмечает самого ловкого ребенка.

Усложнение: дети выстраиваются в две шеренги, первая шеренга бросает мяч о стенку. А дети второй шеренги ловят его.

Ноябрь.

«мышеловка». Совершенствовать умение детей ходить по кругу, подлезать под препятствия, внимательно слушать команды. Развивать координацию, ловкость. Играющие делятся на 2-е неравные группы. Меньшая образует круг – это мышеловка. Остальные – мыши, находятся за кругом. Дети изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу. Приговаривая:

Ах, как мыши надоели, Берегитесь же плутовки,

Развелось их, просто страсть. Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки,

Всюду лезут – вот напасть. Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают в круг – мышеловку. После слов воспитателя «хлоп» - мышеловка захлопнулась. Мыши, оставшиеся в кругу считаются пойманными, они встают в круг, тем самым, увеличивая размеры мышеловки.

«Не попадись». Закреплять умение детей впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Развивать координацию движений, ловкость. совершенствовать качество прыжка. Реакцию движений.

На площадке чертится круг. В середине круга стоят 2-3 ловишки. Остальные дети стоят за кругом. По сигналу воспитателя дети на двух ногах впрыгивают в круг и выпрыгивают из круга по мере приближения ловишек, а те стараются осалить кого-нибудь из детей. Осаленные дети отходят в сторону. После того, как осалены 4-5 детей – игра останавливается, и выбираются новые ловишки.

«Медведи и пчелы». Закреплять навыки детей в лазании по гимнастической лестнице различными способами, не пропускать перекладины; слезать до конца, не спрыгивать с гимнастической лестницы на пол.

Гимнастическая лестница – это улей, на противоположной стороне – луг, в стороне – берлога медведей. Несколько детей – медведи, они в берлоге. Остальные пчелы, влезают на стенку. По сигналу пчелы вылетают (слезают с гимнастической стенки) и летят на луг. Медведи в это время выбегают из берлоги и забираются в улей (гимнастическую стенку). На сигнал «медведи» пчелы летят в улей, а медведи за это время должны успеть убежать в берлогу. Медведей, не успевших вовремя слезть, пчелы жалят – дотрагиваются рукой. После двух повторений дети меняются ролями.

«Поймай мяч». Совершенствовать навыки детей в бросании и ловле мяча. Развивать ловкость, сноровку, быстроту реакции.

Дети распределяются на тройки и свободно располагаются по всей площадке. Двое детей становятся напротив друг друга на расстоянии 2-2,5 метра. Трети ребенок встает между ними. Дети перебрасывают друг другу мяч, а стоящий между ними пытается его коснуться рукой. если это удается, то он становится на место бросавшего, а тот занимает место водящего. Когда ребенок долго не может поймать мяч, то он поднимает руку вверх, и тройка с помощью считалки определяет нового водящего.

«найди и промолчи». Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, четкому выполнению правил игры.

Воспитатель показывает детям предмет (платочек, ленточку, флажок и т.д.), дает детям установку запомнить его. Затем дети отворачиваются или закрывают глаза. Воспитатель прячет этот предмет куда-нибудь. Просит детей зайти или открыть глаза и найти этот предмет, но тот, кто его найдет должен подойти к воспитателю и тихонечко, чтобы никто не услышал указать место нахождение этого предмета.

Декабрь.

Два мороза. Совершенствовать умение детей координировать движения, убегать от ловящих детей. Проявлять смекалку и самостоятельно действовать зависимости от обстоятельств.

На противоположных сторонах площадки отмечаются два дома, играющие располагаются в одном из них. Выбирается 2 водящих; один – мороз – красный нос, а второй – мороз – синий нос. Они становятся по середине площадки между двумя домами и произносят слова:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые,

Я мороз – красный нос,

Я мороз – синий нос,

Кто из вас решится в путь

Дороженьку пуститься.

Играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящие их догоняют и стараются дотронуться ругой – «заморозить». «Замороженные» останавливаются и дальше не двигаются.

Проведи мяч. Упражнять детей в ведении мяча ногами по прямой линии и между препятствиями, не отпуская его далеко от себя.

Дети делятся на две команды, у каждой команды свой мяч. Дети стоят в колонне по одному, перед ними дорожка, обозначенная кеглями с двух сторон, которая заканчивается стойкой. Затем рядом с дорожкой ряд стоек расстояние, между которыми 1,5 м. задача детей провести мяч по прямой дорожке, завести за стойку, обратно ведение мяча «змейкой» между стойками. Побеждает команда первой закончившей эстафету.

2-ой вариант : упражнять в баскетбольном ведении мяча между предметами.

На расстоянии 1 метра в один ряд ставятся разметка или стойки (6-8шт.) детям предлагается пройти по этой дорожке, ведя мяч одной рукой «змейкой». Побеждает тот, кто не сбил ни одной стойки.

Охотники и зайцы. Тренировать детей в прыжках на двух ногах. Левой и правой ноге поочередно, развивать меткость, скоростные реакции детей.

Из числа игроков выбирают водящего – охотника, остальные – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу, имитируя поиск следов зайцев, а затем возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из дома и начинают прыгать по всему залу на двух ногах, на левой и правой ногах попеременно в разных направлениях. По сигналу «Охотник!» - зайцы убегают к себе в дом, а охотник бросает в них мяч (2-4шт.), лучше мягкие. Те, в кого охотник попал, считаются пойманными и выходят из игры. После каждой охоты, меняется охотник.

Будь ловким. Совершенствовать навыки прыжков в длину между предметами. Обращать внимание на качество прыжков.

Играющие выстраиваются в две колонны у исходной черты. Первые игроки, прыгая на двух ногах между предметами (кубиками, кеглями, стойками, разметкой), достигают линии финиша, затем бегом возвращаются в конец своей колонны. Следующий игрок начинает прыгать только после того. Как предыдущий игрок пересечет линию старта.

Собери картинку. Ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание на определенном предмете, действовать слаженно.

Под музыку дети выполняют различные движения на гимнастической скамейке лежат разрезанные картинки. В разных сторонах площадки размещаются целые картинки. После того, как замолкает музыка, дети берут разрезанные картинки, находят целую картинку и начинают собирать из частей картинки целую, побеждает команда первая, собравшая картинку.

Январь.

«не оставайся на полу». Продолжать учить детей впрыгивать на возвышенность и спрыгивать в глубину, развивать координацию детей. Ловкость.

Игра проводится в той части зала, где находится гимнастическая стенка. Гимнастические скамейки и другие предметы, высота которых не выше 30 см. выбирается ловишка из числа игроков. Ему на руку повязывают цветную ленточку. Дети размещаются на снарядах. С началом музыки дети спрыгивают с предметов и бегают по залу. Ловишка принимает участие в беге. По сигналу воспитателя «лови!» ловишка ловит тех детей, которые не успели встать на возвышенность.

2 вариант : дети бегают по залу, а ловишка старается их поймать. Дети по мере приближения ловишки впрыгивают на возвышенность, тот, кто не успел впрыгнуть и до него дотронулся ловишка – считается пойманным.

2. « Ловишки парами ». Совершенствовать навыки детей убегать от ловящего. Ловящему догонять убегающего. Тренировать скоростные качества детей. Дети выстраиваются в две шеренги на расстоянии3-4 шагов друг от друга. По сигналу воспитателя «Лови!»- дети первой шеренги убегают, а дети второй шеренги их догоняют. Каждый ребенок ловит свою пару, и стараются осалить прежде, чем первые пересекут обозначенную линию финиша (расстояние 10-12 м). Воспитатель подсчитывает количество пойманных детей. Затем дети меняются местами.

3. мяч водящему. Упражнять детей в прокатывании мяча ногой игроку, останавливать мяч ногой. Развивать быстроту реакции, ловкость.

Играющие разбиваются на несколько групп по 6-7 человек в каждой, образуют круг. В середине каждого круга стоит водящий. У него перед ногами большой мяч диаметром 25 см. водящий прокатывает поочередно мяч игрокам. Те должны остановить мяч ногой и также передать мяч водящему. Если водящий пропустил мяч от игрока, то они меняются метами.

2-ой вариант игры: упражнять детей в бросании мяча различными способами, и ловле мяча.

Играющие разбиваются на несколько групп по 6-7 человек в каждой, образуют круг. В середине каждого круга стоит водящий. Водящий перебрасывает мяч по кругу игрокам способом, указанным воспитателем. Группа, закончившая первой, поднимает руку.

4.Покатай тачку. Тренировать детей в ползании, укрепляя мышцы рук. Действовать согласованно.

Дети делятся на пары. Один ребенок ложится на пол, а второй поднимает его ноги вверх и держит их. Первый ребенок проходит на руках 3-4 метра, затем дети меняются местами.

5.Найдем зайца (лису, волка и т.д.). развивать внимание детей, умение ориентироваться в пространстве, используя слова «холодно – тепло - жарко». Воспитатель показывает детям игрушку, которую им предстоит найти. Затем дети выходят из зала или закрывают глаза. В это время воспитатель прячет эту игрушку и кладет несколько следов на пол. Дети заходят в зал и с помощью следов – подсказок ищут зайца. Воспитатель регулирует движение детей с помощью слов «холодно – тепло - жарко».

Февраль.

1. Попади в корзину. Закрепить умение детей бросать мяч в горизонтальную цель; развивать меткость, координацию движений, ловкость.

Дети делятся на 2-3 команды. Напротив каждой команды ставится корзина на расстоянии 3-3,5м. у каждого ребенка в руках по одному мешочку (теннисному мячику). По сигналу воспитателя дети по очереди бросают мяч в корзину. После того. Как все дети бросят мешочки (теннисные мячики), воспитатель подсчитывает количество попаданий. Выигрывает та команда, в корзине которой большее количество мешочков (теннисных мячей).

2-ой вариант игры . Дети делятся на 2 команды и становятся напротив баскетбольного кольца. По команде воспитателя первые номера бросают мяч в баскетбольную корзину различными способами по желанию ребенка. Затем бросают вторые номера, третьи и т.д. до последнего игрока. Затем воспитатель подводит итоги.

«Пожарные на учении». Совершенствовать умение детей быстро влезать и слезать с гимнастической лестницы, не пропуская рек и не спрыгивая с последних реек на пол.

Дети строятся в три- четыре колонны лицом к гимнастическим лестницам – это пожарные. Первые стоят за чертой (исходная линия) на расстоянии4-5 метров от лестницы. На каждом пролете гимнастической лестницы на одинаковой высоте висят колокольчики. По сигналу воспитателя дети, стоящие первыми в колоннах, бегут к лестнице, влезают на нее и ударяют в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются в свою команду и встают в конец колонны. Воспитатель отмечает самого быстрого. Затем дается сигнал для следующей группы.

с кочки на кочку». Упражнять детей в прыжках вперед, развивать силу толчка, согласованность рук и ног.

На площадке обозначают две линии – два берега, между которыми болото. Воспитатель кладет плоские обручи – кочки на разном расстоянии друг от друга 30, 40, 50, 60, 70, 80 см. Играющие стоят на одном берегу. По сигналу воспитателя дети начинают переправляться на другой берег через болото, прыгая из обруча в обруч. Ребенок, который оступится - попадает в болото. Его может выручить ребенок, назначенный воспитателем. Ребенок подает руку и показывает дорогу из болота.

«Пятнашки». Упражнять детей в беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Бегать, ускоряя и замедляя скорость бега, действовать самостоятельно. Выбирается водящий, который получает цветную ленточку и становится в центр круга. По сигналу «Лови!» - дети разбегаются по площадке, а водящий – пятнашка ловит их. Тот, кого пятнашка запятнает (дотронется), тот считается пойманным и отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель дает команду «Стой!», игра заканчивается и выбирается новый пятнашка.

Где живет твой зверек? Приучать детей ориентироваться в пространстве, находить необходимый объект быстро и правильно. Развивать самостоятельность. Дети под музыку выполняют имитационные движения, заданные воспитателем (как будет танцевать лисичка? Зайка, птичка?). По окончании музыки, дети подходят к гимнастической скамейке и дерут картинку (птица, белка, волк и т.д.), перевернутую рисунком вниз. Задача детей найти большую картинку, на которой изображено жилище животного (гнездо, куст, дупло и т.д.).

Март .

«Космонавты». Упражнять в беге врассыпную, используя все пространство площадки, ходьбе по кругу, ориентироваться в пространстве, развивать скоростные способности детей. Воспитывать уважение друг другу.

По краям площадки чертятся контуры ракет (двух,- четырехместные.). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества детей. По середине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, в середине круга водящий – командир, который ходит в нутрии круга. Дети идут по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

С последним словом дети разбегаются по ракетам. Те, кто не успел сесть в ракету идут в «центр подготовки космонавтов», и выполняют заданные упражнения (покатать массажный мяч ногами, упражнения на гимнастической лестнице по желанию, подбросить и поймать мяч и т.д.). дети, которые успели сесть в ракету по приказу командира, который стоит в перед ракетами и командует: «ключ на старт (сложить руки полочкой), двигатели завели! (вращение руками), 5,4,3,2,1 – пуск!». Дети вместе с командиром поднимают руки вверх и бегают по площадке. Воспитатель командует «Ракеты, на землю!», дети снова встают вкруг, назначается новый командир.

«лягушка и цапля». Совершенствовать навыки детей в прыжках через препятствия, слушать внимательно и правильно выполнять команду воспитателя. На одной стороне площадке огораживают рейками на высоте 15-20 см большой четырехугольник тонкими рейками. Это болото. Здесь находятся дети, изображающие лягушек. В стороне огораживают небольшой участок для цапли.

На слова воспитателя: «лягушки в болоте!» - все лягушки прыгают в болоте, цапля находится в своем доме. На слова воспитателя: «Цапля идет» - лягушки выпрыгивают из болота и приседают, отбежав в сторону. Цапля, перешагнув через препятствие, должна доскакать до болота на одной ножке, прежде чем от туда выскачут лягушки. Пойманную лягушку цапля ведет к себе в дом.

«Ловля обезьян». Тренировать детей во влезании на возвышенность слезать с нее, повторять движения, показанные другими детьми точно и правильно.

Дети, изображающие обезьян располагаются на гимнастических лестницах, кубах, гимнастических скамейках. На противоположной стороне находятся ловцы обезьян (2-4 ребенка). Ловцы сговариваются между собой о том, какие движения они будут выполнять, выходят на середину площадки, показывают эти движения. Обезьяны смотрят эти движения с возвышенности. Затем ловцы уходят в свой дом. Обезьяны слезают с возвышенности и повторяют движения. По сигналу: «Ловцы!» - обезьяны влезают на возвышенность, а ловцы стараются поймать (осалить) обезьян, не успевших влезть на возвышенность .

«Забей мяч в ворота». Закреплять навыки детей в передаче паса ногой, развивать меткость, быстроту реакции, умении останавливать мяч ногой и отбивать его.

Дети делятся на две подгруппы. В противоположных сторонах площадки отмечают ворота (ширина 1- 1,5м.). В воротах становится вратарь. От ворот на расстоянии 2,5-3 метров ставится отметка-это линия удара. Дети встают в колонну друг за другом. Первый подходит к линии удара и отдает пас вратарю, стараясь забить гол и встать в конец колонны, следующий игрок должен подойти к линии удара, и приготовится получить мяч. Вратарь должен отбить мяч ногой обратно следующему игроку.

«найди и промолчи». Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, четкому выполнению правил игры.

Воспитатель показывает детям предмет (платочек, ленточку, флажок и т.д.), дает детям установку запомнить его. Затем дети отворачиваются или закрывают глаза. Воспитатель прячет этот предмет куда-нибудь. Просит детей зайти или открыть глаза и найти этот предмет, но тот, кто его найдет должен подойти к воспитателю и тихонечко, чтобы никто не услышал указать место нахождение этого предмета.

Апрель.

«Горелки». Упражнять детей в беге с ускорением, развивать ловкость. играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий становится за линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слов «беги», дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой справа), стремясь встретиться и взяться за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют взяться за руки. Если ему это удается, то он образует новую пару с пойманным ребенком, а оставшийся без пары становится водящим. Если ему не удается никого поймать, то он продолжает быть водящим.

«Волк во рву». Совершенствовать умение детей преодолевать препятствие путем перепрыгивания, уметь рассчитывать свои возможности. Воспитывать уверенность в своих силах.

Посредине площадки проводятся две непараллельные линии (самое узкое место – 80см., самое широкое – 100см.) одна от другой – это ров. По краю площадки на расстоянии 1-2 шагов от края ее границы очерчиваются дом коз. На другой стороне площадки – луг. Из числа играющих выбирается волк, остальные козы. Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров. По сигналу воспитателя «Козы, идите, паситесь», дети выходят из дома и перепрыгивают через ров в удобном для себя месте. Волк старается поймать – осалить козу. Пойманная коза остается у волка. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой!», дети бегут домой, перепрыгивая через ров, стараясь увернуться от волка. Затем подсчитывается кол-во пойманных коз, отмечается самая смелая коза (дети, прыгавшие через широкий ров).

«Перелет птиц» . Закреплять умение детей влезать на лесенку – стремянку и на гимнастическую лестницу, бегать врассыпную. Упражнять в ловкости. Быстроте.

Дети – птицы находятся на лесенке – стремянке и на нижних перекладинах гимнастической скамейке. После слов воспитателя «Солнышко светит, пора в дорогу», дети слезают с лесенки – стремянки и гимнастической лестницы и бегают по площадке. Махая руками – крыльями. После слов воспитателя «Ветер (дождь)», дети снова влезают на стремянку или лестницу.

«Подбрось- поймай» упражнять детей в ловкости, умении рассчитывать самостоятельно силу и дальность броска мяча, ловить мяч в беге.

На высоте роста ребенка закрепляется веревочка. Дети стоят на одной стороне. По команде воспитателя дети бросают мяч через веревочку, затем следом перебегают и ловят мяч с другой стороны. Воспитатель отмечает самых ловких детей и дает указания детям, которые не смогли поймать мяч.

«Перенеси предмет в свой обруч». Ориентировка детей в пространстве, профилактика плоскостопия у детей. На площадке раскладываются обручи основных цветов в разных углах. По площадке раскладываются мелкие предметы тех цветов, что и обручи. Дети должны захватить предмет ногой и перенести его в обруч того же цвета, что и предмет.

Май.

1.«Проползи – не задень». Совершенствовать умение детей проползать под препятствиями разными способами.

По середине зала протягивается шнур на высоте 50см, на который подвешены колокольчики по количеству детей. Дети делятся на две шеренги. Первая шеренга стоит с одной стороны площадки, а вторая – с другой. Воспитатель дает указание: какая шеренга, и каким способом должна пролезть под шнуром. Дети второй шеренги замечают, чей колокольчик прозвенел. Затем дети меняются местами.

2-ой вариант . Совершенствовать умение детей ползать на четвереньках между предметами, не задевая их.

Дети делятся на две команды, к оторые стоят на одной стороне площадки, перед каждой командой выкладывается полоса, состоящая из 4-5 предметов (кегли, разметка, кубики и т.д.), расстояние между предметами 50см. обе команды начинают движение после слов воспитателя «Вперед». Дети, передвигаясь на четвереньках между предметами должны проползти от первого предмета до последнего «змейкой», а от последнего предмета до стартовой черты – бегом. Побеждает команда первой пришедшей к финишу и не сбившая ни одного предмета.

«Караси и щука». Упражнять в беге врассыпную, ориентировку в пространстве, развивать ловкость, энергичность, самостоятельность.

Один из детей выбирается водящим. Остальные дети делятся на две группы. Одна группа – это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга по сигналу воспитателя «щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат скорее занять место за камушком (присесть за ребенком, изображающим камушек). Пойманные караси уходят за круг. Игра повторяется с другой щукой. Дети меняются местами. Караси становятся камушками, а камушки – карасями.

3.«найди и промолчи». Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, четкому выполнению правил игры.

Воспитатель показывает детям предмет (платочек, ленточку, флажок и т.д.), дает детям установку запомнить его. Затем дети отворачиваются или закрывают глаза. Воспитатель прячет этот предмет куда-нибудь. Просит детей зайти или открыть глаза и найти этот предмет, но тот, кто его найдет должен подойти к воспитателю и тихонечко, чтобы никто не услышал указать место нахождение этого предмета.

4.«Школа мяча». Совершенствовать навыки детей владения мячом непринужденно, выбирать и выполнять движения самостоятельно, оценивать уровень подготовки свой и своих товарищей. Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое, небольшими группками. Дети выполняют поочередно следующие задания:

бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.

Бросать мяч о стенку и ловить его двумя руками.

Ударять мяч о землю и ловить его то правой, то левой рукой.

Бросить мяч о стенку, дать ему удариться о землю и отскочить, после чего ловить двумя руками.

В парах отбивать друг другу мяч левой и правой рукой после отскока.

5. «Чехарда». Упражнять детей в опорном прыжке, умении быстро группироваться. Дети становятся в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки и группируются. Последний ребенок выполняет опорный прыжок через впереди сидящих детей до конца колонны. Затем быстро принимает положение упор присева. Ребенок, оказавшийся последним начинает прыгать и т.д. пока не перепрыгнут все дети. Это упражнение можно включать в соревнования.

Екатерина Багаева
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. В целях всестороннего развития и воспитания ребенка широко используются подвижные игры. Игра для детей – это важное средство самовыражения, проба сил, развитие физических качеств. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, ловли – и поэтому является самым универсальным и незаменимым средством в развитии физических качеств.

Исходя из вышеизложенного, мною разработан сборник подвижных игр, который актуален для развития физических качеств: сила, быстрота, выносливость.

Цель сборника: развивать физические качества детей посредствам подвижных игр.

Данный сборник подвижных игр строится по следующим принципам:

Принцип доступности и учету возрастных особенностей детей;

Принцип систематичности и последовательности проведения подвижных игр;

Принцип прогрессирования;

Подвижные игры подбирались разнообразного содержания с учетом интересов детей.

Материал сборника распределен по разделам:

1. Игры на развитие быстроты

2. Игры на развитие силы

3. Игры на развитие выносливости

Игры на развитие быстроты:

Мы веселые ребята

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта, Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова лови, дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

Мышеловка

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно 1/3 играющих) образует круг – “мышеловку”. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.

Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя хлоп лети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными.

Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают тем самым размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Догони товарища!

Двое детей становятся один за другим на расстоянии 2-3 шагов у края площадки. По сигналу: “ Раз, два, три – беги!” – стоящий впереди бежит на противоположную сторону площадки, где проведена черта, за которой ловить уже нельзя. Стоящий сзади должен поймать убегающего до того, как он достигнет черты. Если ловящий не поймает, они бегут еще раз, а если поймает, дети меняются ролями.

Хитрая лиса

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается “ дом лисы”. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится “хитрой лисой”. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдает ли она себя чем – нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) - сначала тихо, а затем громче:” Где ты, хитрая лиса?” При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит:” Я здесь!”

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.

После того как лиса поймала 2 – 3 детей, воспитатель говорит: “ В круг”. Играющие снова образуют круг, и игра повторяется.

Ловишка, бери ленту

Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все кроме ловишки, получают полоску из цветного материала или ленточку, которую они закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. Дети идут по кругу со словами: “ Мы, веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!”. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого – нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.

По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, в круг скорей беги!” дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Бездомный заяц

Среди играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

Ключи

Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один из водящих. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: “Где ключи?” Тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного из детей) постучи”. Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время пробежки.

Если водящий долго не сумеет занять кружки, он может крикнуть» Нашел ключи!” – тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей – нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

Горелки

Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2 – 3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих – ловящий - становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слова беги дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева, стремясь схватиться за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого – нибудь из пары, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Число участвующих не должно превышать 15 – 17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

Пустое место

Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова постучу, водящий останавливается, заглядывает в “окошко”, против которого остановился, и говорит: “ Тук, тук, тук”. Стоящий впереди спрашивает: “Кто пришел?” Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: “ Зачем пришел?” Водящий отвечает: “ Бежим вперегонки”, и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу играющих остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

Палочка – выручалочка}

Поделиться: